Розенкрейцеры в современной европе. Розенкрейцеры. Избранные коэны и мартинизм

Древний Мистический Орден Розы и Креста, известный во всем мире под аббревиатурой А.М.О.R.С. (Д.М.О.Р.К.), не является недавно созданным философским движением. С точки зрения истории и традиции Д.М.О.Р.К. восходит к Школам Мистерий Древнего Египта, где просвещенные мистики собирались вместе для познания тайн существования. Именно поэтому их называли "Школами Мистерий" (или "Школами Таинств"). Они объединяли исследователей, стремящихся к лучшему пониманию законов природы и мироздания. В этом смысле слово "мистерии" в Античности, т.е. во времена древних египетской, греческой и римской цивилизаций, не имело принятого сегодня значения. Оно не прилагалось к "таинственному", "фантастическому" или "странному", но означало скорее гносис, сокровенное знание.

Школы мистерий

Одной из первых школ мистерий в Египте была школа Осириса. Ее учение касалось жизни, смерти и воскрешения бога Осириса. Оно было представлено в форме театральных действ или, точнее, ритуальных драм. Только людям, доказавшим свою искреннюю жажду знаний, могли быть открыты осирические мифы. С течением веков обряд посвящения в этих школах еще более усложнился. Их мистические занятия приобрели более закрытый характер и стали проходить исключительно в храмах, большое число которых было построено для этой цели. Розенкрейцерская Традиция донесла до нас, что наиболее почитаемым среди посвященных был комплекс пирамид в Гизе. И в противоположность тому, что утверждают историки, эти пирамиды никогда не были усыпальницами фараонов. Они были местами мистических занятий и посвящений.

Посвящение включало в себя обряд символической смерти кандидата. Уложенный в саркофаг и приведенный в состояние отстраненности сознания, он мог ощутить на мгновение разделение души и тела. Это разделение было призвано доказать ему его двойственность. После чего он давал торжественную клятву посвятить всю свою жизнь мистицизму, обретя внутреннюю уверенность в том, что цель человеческой жизни есть совершенствование души на пути земных воплощении. Дав клятву, он получал доступ к самому тайному знанию, какое только могло быть доступно смертному.

Посвященные Древнего Египта запечатлевали часть своих знаний на стенах храмов и на многочисленных папирусах. Другая, не менее важная ее часть тайно передавалась из уст в уста. Знаменитый египтолог Е.А.Уоллис Бадж с уважением отзывается в одной из своих работ о школах мистерий. Вот, что он пишет по этому поводу: "В этих "мистериях" должно было иметь место постепенное развитие, и некоторые из них, как представляется, были полностью неизвестны в период Древнего царства. Нет никакого сомнения в том, что эти мистерии являлись частью египетских ритуалов, и в таком случае, можно утверждать, что Орден, взращенный жрецами Кери-Хебс, обладал тайным эзотерическим знанием, ревниво хранимым Учителями. Каждый из них, если я правильно понимаю очевидное, обладал гносисом, то есть высшим знанием, которое никогда не доверялось письменному выражению; они же непосредственно расширяли или уменьшали поле его действия, согласно обстоятельствам. Следовательно, абсурдно было бы искать в египетских папирусах описание тайн, составляющих эзотерическое знание Кери-Хебс".

Фараоны - мистики

Фараон Тутмос III (1504 - 1447 годы до н. э.) объединил всех посвященных в единое братство, правила и основы которого воплощены сегодня в Д.М.О.Р.К. Во время церемонии, когда КериХебс назначили его наследовать трон отца, он пережил мистическое откровение, доказывающее, что ему полагалось стать Великим Магистром тайного братства. Традиция розенкрейцеров гласит, что он почувствовал себя "вознесенным" к небесам и доказал этим свою космическую избранность. Благодаря правилам, установленным Тутмосом III, это братство, члены которого трудились в различных школах мистерий, каждая из которых имела свой устав, стало настоящим мистическим Орденом с единым кодексом.

Почти семьдесят лет спустя в царском дворце Фив родился фараон Аменхотеп IV, ставший самым просвещенным человеком своего времени. Принятый очень рано в тайный Орден, он настолько проникся его учением, что сменил прежнее имя, назвавшись Эхнатоном, что означает "близкий Атону" или "слава Атону". В Египте он стал инициатором коренных преобразований в области религии, культуры и искусства. Бросив вызов жрецам Амона, он впервые объявил, что Бог един, и это было сказано в эпоху, когда политеизм господствовал повсеместно. Всю свою жизнь он отдал борьбе с тьмой невежества и распространению мистических идеалов Ордена. Вскоре после его смерти в 1350 году до н. э. фиванские жрецы восстановили культ Амона, но дело Эхнатона уже стало частью истории.

Распространение Ордена на Западе

Из Египта Орден распространился в Грецию через древнегреческих философов Фалеса и Пифагора (VII и VI в.в. до н. э.), затем в Италию под влиянием Плотина (203 - 270 гг.). В эпоху Карла Великого (742 - 814 гг.), благодаря философу Арно, Орден проник во Францию, а затем в Германию, Англию и Нидерланды. В течение следующих столетий алхимики и тамплиеры (храмовники) внесли вклад в распространение Ордена на Востоке и Западе. Из-за ограничения свободы совести порой он должен был скрываться под различными названиями. Однако во все эпохи и во всех странах он не прекращал своей деятельности, распространяя свои идеалы и учение, прямо или косвенно участвуя в развитии искусства, науки и цивилизации в целом, всегда провозглашая равенство полов и истинное братство людей.

Здесь уместно краткое пояснение. Часто в тесной связи с историей розенкрейцерства упоминается имя "Кристиана Розенкрейца" (1378 - 1484 гг.) как основателя Ордена, из чего делается вывод, что Орден появился только в ХIV веке. Это является заблуждением. В действительности, когда в каждой стране наступал момент, благоприятный для возрождения Ордена, осуществлялись необходимые действия для публикации манифеста или воззвания, возвещавшего об открытии "могилы", где покоилось "тело" Великого Магистра КРК вместе с редкими ценностями и манускриптами, дававшими право открывшим их начать новый цикл активности Ордена. Возвещение это было аллегорическим актом, и за инициалами "КРК" не скрывалось реальное лицо. Они были символическим титулом, которым наделялись некоторые руководители Ордена. В свете этих объяснений и следует воспринимать историю легендарного Кристиана Розенкрейца.

Циклическое возрождение

В ХVII веке Орден приобрел наибольшую известность после публикации и широкого распространения трактата "Fama Fraternitatis", ошибочно приписанного позднее Валентину Андреа (1586 - 1б54 гг.). Этот трактат на самом деле представлял собой один из элементов подготовки к очередному циклу активности Ордена, который, следуя собственному закону, после ставосьмилетнего периода активности уходит со сцены, чтобы через сто восемь лет возобновить свою общественную деятельность. В один из этих периодов Орден стал официально известен как Орден Розы и Креста.

В 1693 году переселенцы розенкрейцеры из многих стран Европы во главе с Великим Магистром Иоханнесом Кальпиусом (1673 - 1708 гг.) достигли Нового Света на борту "Сары Марии". В начале 1694 года они обосновались в Филадельфии. Несколько лет спустя некоторые из них перебрались на юг Пенсильвании, основав новую колонию. Создав собственную типографию, они издали большое число шедевров мистической литературы, и именно благодаря этим европейским розенкрейцерам истинное учение Розы и Креста распространилось в Америке. Под его влиянием родились многие американские политические институты и получили беспрецедентное развитие в США науки и искусства. Такие знаменитые личности, как Томас Джефферсон (1743 - 1826 гг.) и Бенджамин Франклин (1706 - 1790 гг.), тесно сотрудничали с этими розенкрейцерами.

Современный цикл Д.М.О.Р.К.

В 1801 году, в соответствии с установленными правилами, Орден в США вошел в период молчания. Вместе с тем он оставался активным в Германии, Франции, России и на Востоке. В 1909 году доктор Гарвей Спенсер Льюис отправляется во Францию, чтобы получить там сведения об Ордене. В течение нескольких лет он изучал там метафизику и эзотеризм. Пройдя много экзаменов и испытаний, он смог встретиться с одним из французских руководителей Ордена. Некоторое время спустя он получил посвящение в Тулузе и был официально уполномочен подготовить возрождение Ордена в Америке.

Когда все было готово к этому, манифестом, объявившим о новом цикле активности Ордена, послужила брошюра "Древний Мистический Орден Розы и Креста (Д.М.О.Р.К.)". В соответствии с уставом, Верховный Совет Ордена в США провозгласил доктора Льюиса Императором, и он с успехом выполнил свою миссию, распространяя традиционные знания Ордена и всячески развивая его деятельность в пределах своей юрисдикции. После кончины Гарвея Спенсера Льюиса в 1939 году был назначен Императором его сын Ральф Максвелл Льюис. После второй мировой войны руководители Ордена в Европе решили применить во всем мире методику обучения, принятую Орденом в США. В настоящее время Д.М.О.Р.К. является единственным хранителем розенкрейцерской традиции в тех странах, где его деятельность разрешена законом.

В настоящее время высшим должностным лицом Древнего Мистического Ордена Розы и Креста является Кристиан Бернар, избранный на Верховном Совете. Согласно данному титулу, он является гарантом Традиции розенкрейцеров во всех странах мира.

Они носили названия «Fama Fraternitatis RC » (Слава Братства RC ) и «Confessio Fraternitatis » (Вероисповедание братства RC ). В 1616 г. к ним прибавился аллегорический трактат «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца ». Из этих текстов следовало, что в Европе издревле существует «наиболее чтимый орден» мистиков-философов-учёных, ставящих своей целью «всемирную реформацию человечества». Согласно розенкрейцерам, их учение построено «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства» , что отчасти символизируется эмблемой братства - розой , распускающейся на кресте .

В первые века своего существования розенкрейцерство было тесно связано с лютеранством и вообще с протестантизмом . Фрэнсис Йейтс видит в розенкрейцерах XVII века предшественников века Просвещения . Согласно историку Дэвиду Стивенсону, это культурное движение оказало существенное влияние на становление в Шотландии сходного мистического общества - масонства . В последующем многие тайные общества производили свою преемственность и обряды полностью или частично от немецких розенкрейцеров XVI-XVII вв. (а через их посредство - от храмовников или даже рыцарей Круглого стола).

Три манифеста

В тексте «Fama Fraternitatis» изложена легенда о немецком учёном и философе-мистике, именуемом «брат C.R.C.» (лишь в третьем манифесте его имя расшифровано как Христиан Розенкрейц , что значит буквально «Роза-Крест»). Утверждается, что «наш Отец Христиан» родился в 1378 году и прожил 106 лет. В первом манифесте говорилось, что Христиан первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако путешествию в Иерусалим он предпочёл общение с мудрецами Дамаска , Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину вместе с тремя учениками он создал «братство розы и креста», главной целью которого было постижение божественной мудрости, раскрытие тайн природы и оказание помощи людям. Традиционно датой создания братства считается 1407 год.

Согласно легенде, во время жизни Христиана Розенкрейца «орден розы и креста» состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктор или бакалавр. Все они поклялись не взимать плату за лечение больных, сохранять братство в тайне и найти себе замену прежде, чем умрут. В 1484 году Розенкрейц умер, и только через 120 лет его могила с секретными книгами (согласно его предсказанию) была обнаружена его последователями. На его мавзолее был выведен латинский девиз: «От Бога рождаемся. Во Христе умираем. Воскресаем в Духе Святом» .

Три манифеста розенкрейцеров, появившиеся в Германии начала XVII века, привлекли к себе живой интерес современников. Многие выдающиеся учёные и философы того времени пытались подтвердить реальное существование загадочного братства - и впоследствии некоторые из них (как, например, Михаэль Майер - лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II) уверяли, что им это удалось. Гораздо чаще манифесты расценивали в качестве мистификации или аллегории (таково, например, было отношение к ним Фрэнсиса Бэкона ), а реальное существование тайного общества отрицалось.

«Манифесты розенкрейцеров задумывались (по крайней мере, по словам их предполагаемых авторов) как интеллектуальная игра, более или менее шуточный литературный опыт в духе утопического жанра», - утверждает Умберто Эко . Авторство «Химической свадьбы» приписывал себе лютеранский богослов Иоганн Валентин Андреа (1586-1654), характеризовавший это сочинение как игралище праздного ума . В поздних работах он насмехается над алхимией и помещает её в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как дисциплинами самыми легковесными. Фрэнсис Йейтс оспаривает его авторство , и это мнение является наиболее распространённым .

Эмблема розы, распускающейся на кресте, использовалась более чем за 80 лет до публикации первого манифеста - в португальском монастыре ордена Христа (Конвенту-де-Кришту) . Этот орден является правопреемником тамплиеров на территории Португалии. В 1530 г. был издан второстепенный труд Парацельса «Prognosticatio Eximii Doctoris Paracelsi», где также присутствует образ двойного креста на распустившейся розе .

Розенкрейцеры в XVII и XVIII вв

В сочинениях розенкрейцерской тематики, появившихся в продолжение XVII века, в прямом и переносном смысле описываются девять стадий инволютивно-эволютивной трансмутации троичного тела человека, троичной души и троичного духа, что составляет традиционное для многих тайных учений понятие «посвятительного пути».

Манифесты начала XVII в. привлекли к себе внимание во многих уголках Европы. Идея существования тайного братства алхимиков и мудрецов, которые стремились совершенствовать искусства, науки, религию и умственную жизнь своих государств, казалась тогда новой и востребованной, ведь континент разоряли политические и религиозные раздоры. Манифесты неоднократно переиздавались, что стимулировало появление новых текстов, авторы которых стремились подтвердить или опровергнуть существование тайного братства. Пик интереса к тайному обществу был достигнут в 1622 году, когда на стенах зданий на центральной площади Парижа в течение нескольких дней последовательно появились две афиши. Первая гласила: «Мы, Представители Высшей коллегии розы-креста, действительно находимся, явно, и незримо, в этом городе(…)», а вторая афиша заканчивалась словами: «Мысли вместе с истинным желанием ищущего, приведут нас к нему, и его к нам» .

Для понимания реакции на манифесты розенкрейцеров наиболее важны сочинения Михаэля Майера (1568-1622) из Германии ; Роберта Фладда (1574-1637) и Элиаса Эшмола (1617-1692) из Англии . Среди прочих, о розенкрейцерстве рассуждали Даниэль Мёглинг , Готтхард Артузиус, Юлиус Спербер, Адриан фон Минсихт , Габриэль Нодэ , Томас Вон . Так, Эшмол был убеждён в реальном существовании тайного общества Розы и Креста . Другой видный апологет розенкрейцерства - Михаэль Майер. Он настаивал, что братья R.C. существуют для того, чтобы развивать священные искусства и науки, включая алхимию . Впрочем, сам Майер никогда не заявлял о собственных попытках получить драгоценные металлы (так же, как Генрих Кунрат и другие предполагаемые розенкрейцеры): в текстах розенкрейцерского круга акцент делается на алхимию духовную как своего рода символ преобразования (превращения) человеческой души.

С полной уверенностью говорить о существовании розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер под псевдонимом Sincerus Renatus («искренне обращенный») опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико - практическая теософия. Истинное и полное приготовление философского камня братства от Ордена злато-розового креста» . В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт . Братством управляет «император », в него принимаются лишь масоны в степени мастера . Две другие вехи в развитии розенкрейцерской доктрины XVIII века - «Opus magocabalisticum et theosophicum» Георга фон Веллинга (1719, рассмотрение алхимии и учения Парацельса) и «Aureum Vellus oder Goldenes Vliess» (1749, опубликовано под псевдонимом Герман Фиктульд ).

Писателей XVII века, благожелательно настроенных к розенкрейцерам, озадачивало отсутствие каких-либо реальных подтверждений существования тайного общества в современной им Европе. Автор памфлета «Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis» (1618) объяснял это тем, что розенкрейцеры отбыли на Восток из-за потрясений, связанных с началом Тридцатилетней войны . Упомянутый выше Зигмунд Рихтер также повторяет эту легенду, равно как и исследователь оккультизма Рене Генон . Вместе с тем Артур Эдвард Уэйт (видный историк масонства и мартинист) относился к легендам о связи розенкрейцеров с Востоком крайне скептически . На почве спекуляций насчет преемственности в XIX-XX вв. образовалось много нео-розенкрейцерских обществ. Они претендуют на продолжение оккультной традиции, идущей якобы от «Коллегии незримых » или на преемственность от «Неведомых высших» (Supèrieur Inconnu), «тайных вождей» и т. п.

Орден золотого и розового креста

Наиболее ранний документ, свидетельствующий об интеграции розенкрейцеров с масонами, датирован в 1761 годом . Его обнаружил в конце XIX века историк масонства Людвиг Абафи, работая в архиве венгерских графов Фештетич. В этой записке некий член «пражского сообщества» излагает обряды ордена розенкрейцеров и перечисляет его «отцов», которые живут в Праге, Регенсбурге и Франкфурте ; многие из них одновременно являлись членами масонских лож. Приводимый им устав общества практически дословно совпадает с уставом общества неведомых философов (рhilosophes inconnus ), который был опубликован бароном де Чуди в 1766 г., и, вероятно, имеет французское происхождение .

После усовершенствования иерархии ордена розенкрейцеры объявляются в Силезии и со временем проникают в Берлин, Венгрию, Польшу и Россию . В 1767 и 1777 гг. были предприняты первые известные попытки преобразования ордена розенкрейцеров. Наиболее заметным апологетом обновлённого розенкрейцерства был марбургский профессор медицины Фридрих Шрёдер (1733-1778). По характеристике В. Н. Перцева , наивысший расцвет учения пришёлся на правление в Пруссии мистически настроенного короля Фридриха Вильгельма II : розенкрейцерство «умерло вместе с ним, и только жалкие остатки его всё ещё продолжали кое-где существовать» .

В конце XVIII века члены Ордена золотого и розового креста утверждали, что розенкрейцерство основано последователями египетского мудреца Ормуза (Ormusse) и «Licht-Weise», которые эмигрировали в Шотландию под именем «Строители с Востока» . После этого изначальный орден якобы исчез, пока не был восстановлен Оливером Кромвелем как франкмасонство. Общество золотого и розового креста разработало и современную символику розенкрейцерства, изложенную в трактате Geheime Figuren der Rosenkreuzer (Альтона, 1785 г.).

Степень розенкрейцера в масонстве

«Рыцарь розы и креста» - 18° в Древнем и принятом шотландском уставе . Первые упоминания об этом градусе относятся к 1765 году. Градус вошёл в ритуальную практику и получил широкое распространение после 1780 года.

После 1782 года масонство добавило в свою ритуальную практику египетские, греческие и друидические мистерии . Маркони де Негре со своим отцом Габриелем Маркони в 1839 году учредил масонский устав Мемфиса , отталкиваясь от более ранних алхимических и герметических изысканий розенкрейцерского учёного барона де Вестерода. Таким образом, степень Рыцаря розы и креста появилась и в египетском масонстве. Данная степень также как и в ДПШУ практикуется, либо в 18°, либо в 17° .

Степень Рыцаря розы и креста встречается в дополнительных орденах Французского устава . Так, посвящение в неё проходит в 4 ордене этого устава .

Избранные коэны и мартинизм

Основные составляющие Учения
Направления оккультной практики
Мартинисты
Деятели, оказавшие влияние
Мартинистские организации
† Основные символы и понятия †
Связанные с мартинизмом организации
Книги
Издательства

С 1754 года и до самой своей смерти в 1774 году Жак де Льерон Йоахим де ла Тур де ла Казе Дом Мартинес де Паскуалис - потомственный масон , унаследовавший от отца патент, якобы тому выданный Карлом Стюартом и наделявший его правом «возводить храмы во славу Великого Архитектора», неустанно работал над учреждением и продвижением своего Ордена Рыцарей-масонов избранных коэнов Вселенной .

Современные общества

Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа ; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Ancient Mystical Order Rosae Crucis.

Эзотерические христианские розенкрейцерские общества содержат эзотерические знания, относящееся ко внутреннему учению христианства.

После смерти Шварца первенство во внутренних ступенях ордена перешло к московской группе Н. И. Новикова . Новиков утверждал, будто первым открыл ему, что «истинное масонство есть таинство розенкрейцеров» мистически настроенный фельдмаршал Репнин , предупредив, впрочем, что «истинных розенкрейцеров… весьма трудно найти, а вступление в их общество ещё труднее» .

«Вооружение Рыцарей формировало рыцарский круг: Круглый Стол, в котором появился Грааль ; сначала хранимый рыцарями Грааля, затем Рыцарями Тамплиерами, а в конечном счёте - розенкрейцерами. <…> Старшее поколение (Кунрат, ван Хельмонт и другие) вполне развито; линия ушла, как говорится, под землю; и это было Восточное Братство, которое на самом деле и посвятило Новикова. <…> Я вызван на помощь; вместе с Минцловой мы трое составим настоящий треугольник для строительства храма рыцарей; вокруг этих „двух“ соберутся кружки; Минцлова будет осуществлять связь с Братством Посвящённых».

Минцлова передала своим последователям в России и трёхчастный девиз розенкрейцеров: «Ex Deo Nascimur (E.D.N.) In Christo mortimur (I.C.M.) In Spiritu Sancto Renascimur (I.S.S.R.) ». Письма другим адептам тайного учения Иванов подписывал I.C.M., а Белый - I.S.S.R. Свою повесть «Котик Летаев» (1915-16) Белый закончил словами: «Во Христе умираем, чтоб в Духе воскреснуть» . В этот период мотив розы и креста стал одним из определяющих в поэзии Иванова , а Александр Блок , увлёкшись мистическими учениями, создал в 1912 г. своё любимейшее детище - пьесу «Роза и крест» .

Первый в России нового времени кружок последователей розенкрейцерского учения организовал в Озерках под Петербургом в 1907 г. аптекарский служащий Александр Кордиг . Теория заговора причисляет розенкрейцеров к числу движущих сил российской революции 1917 года . Прежде своего исчезнования в 1910 году Минцлова рассказывала, что «будто бы имела беседу с одним из великих князей и что будто бы этот последний поставил вопрос, как нам быть с нашей родиной и что делать с царём Николаем Вторым » .

Благодаря уцелевшим орденским документам и текстам известно духовное братство квази-розенкрейцеров «Lux Astralis», основанное поэтом Б. М. Зубакиным и существовавшее с 1912 по 1937 гг. С 1916 по 1933 гг. существовал орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов» (орионийцев), члены которого разработали церемониальную магию .

Под руководством В. К. Чеховского и Е. К. Тегера в общем кругу мистических, религиозных и оккультных движений, организаций и групп, действовавших в России в 1920-х годах, с 1925 по 1928 гг. существовал Розенкрейцерский орден «Эмиш редевивус», ставивший перед собой задачу опытным путём овладеть оккультными силами природы, на практике возродив утраченную за века полноту древнего посвящения и «проводивший постановку лабораторных опытов по передаче мысли на расстоянии, экстериоризации, культивированию элементалей, оперативной магии» .

Одним из последних розенкрейцеров в России был Д. С. Недович , о встрече с ним в Бутырской тюрьме пишет Лев Копелев в книге «Хранить вечно».

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Непосредственно в манифестах заявляется: «Мы обращаемся к вам притчами, но охотно предоставили бы вам правильное, простое, легкое и бесхитростное описание, понимание и знание всех секретов».
  2. В следующем столетии Уинн Уэсткотт (глава Общества розенкрейцеров в Англии и один из основателей Ордена золотой зари) утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного розенкрейцерского братства, основанного Христианом Розенкрейцем . Однако возглавляемое им общество является парамасонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов как система дополнительных степеней , в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза , который первый ввёл градуса розы-креста в масонство и был автором соответствующего посвятительного ритуала , который используется и поныне в Шотландском уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена золотой зари в вопросе действительных розенкрейцерских братств, а не их подражателей - сомнительна.
  3. Главой ордена он называет франкфуртского купца Шварца.
  4. Согласно этой традиции, розенкрейцерский орден был основан в 46 году н. э., когда александрийский мудрец-гностик Ормуз и шестеро его сторонников были обращены одним из апостолов Иисуса Марком . Их символом, как говорят, был красный крест, увенчанный розой, что указывает на розу-крест. Сторонники учения исходят из того, что розенкрейцерство появилось путём очищения египетских мистерий высшим учением раннего христианства .

Источники

  1. The Catholic Historical Review, Vol. 5, No. 2/3 (Jul. - Oct., 1919), pp. 265-270 by Joseph A. Murray; Review of New England and the Bavarian Illuminati by Vernon Stauffer; Vol. LXXXII of Studies in History, Economics and Public Law by The Faculty of Political Science; Columbia University Press (1918) (неопр.) . Catholic University of America Press.
  2. Rosicrucian Enlightenment - F.A. Yates - Google Книги
  3. Christianity: The First Three Thousand Years - Diarmaid MacCulloch - Google Книги
  4. О литературе. Эссе - Умберто Эко - Google Книги
  5. Macedo, António de (2000), Instruções Iniciáticas - Ensaios Espirituais , 2nd edition, Hughin Editores, Lisbon, ISBN 972-8534-00-0 , p.55
  6. Gandra, J. Manuel (1998), Portugal Misterioso (Os Templários ), Lisbon, pp. 348-349
  7. Stanislas de Guaïta . Au seuil du Mystère . Paris: Georges Carré, 1886.
  8. Cited by Sédir in Les Rose-Croix , Paris (1972), pp. 65-66
  9. Sédir (1972), Les Rose-Croix , Paris, p. 59 to 68
  10. См. «Theatrum Chemicum britannicum » 1650 г.
  11. The Rosicrucians: The History, Mythology, and Rituals of an Esoteric Order - Christopher McIntosh - Google Книги
  12. Guénon, René, Simboles de la Science Sacrée , Paris 1962, p.95ff
  13. Rose Cross and the Age of Reason, The: Eighteenth-Century Rosicrucianism in ... - Christopher McIntosh - Google Книги
  14. A Rosicrucian Utopia in Eighteenth-Century Russia: The Masonic Circle of N.I ... - Raffaella Faggionato - Google Книги
  15. Christopher McIntosh. Rose Cross and the Age of Reason: the Eighteenth-Century Rosicrucianism in Central Europe and its Relationship to the Enlightenment. The State University of New York Press, 2012. 2nd ed. ISBN 9781438435619 . P. 46-50.
  16. Arnold Marx. Die Gold- und Rosenkreuzer. Ein Mysterienbund des ausgehenden 18. Jahrhunderts in Deutschland . // Das Freimaurer-Museum, 1930, № 5. P. 16.

Орден ро­зенк­рей­це­ров («Орден розы и креста») — теологическое и тайное мистическое общество, было основано, по одной из версий, в период позднего средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит традиции, учение, которое построено на древних эзотерических истинах, скрытых от обычного человека, дающих понимание природы, физической вселенной и духовного царства.

Символом Ордена розенкрейцеров является изображение розы, распускающейся на кресте, что ассоциируется у розенкрейцеров с воскрешением и искуплением Иисуса Христа.

«Орден розы и креста» известен под аббревиатурой «А.М.О.Л.С». Розенкрейцеры утверждают, что их, традиции идут от эпохи якобы существовавшей некогда мифической цивилизации Атлантиды. Учения атлантов в области магии, астрологии, алхимии и других эзотерических наук, как считают некоторые из исследователей, были отчасти переняты и дополнены древнеегипетскими жрецами. И в дальнейшем оказались в руках розенкрейцеров.

Следует заметить, что большое место в учении и деятельности розенкрейцеров занимали идеи нравственного самоусовершенствования, оккультные науки - черная магия, кабалистика, алхимия, поиски «философского камня», «жизненного эликсира» и других мистических направлений.

…Тот, кто, считался достойным, становился одним из многих в рядах таинственного, вездесущего, международного Ордена. Никто, даже самые близкие друзья, не должны были не то что знать, а даже и догадываться об этом. Неофит давал клятву, что он будет скрывать свою принадлежность к Ордену Розенкрейцеров на протяжении 100 лет!

Розенкрейцеры-паллидисты имели до такой степени высокий уровень разума, что его можно описать только с колоссальными трудностями. Даже в наше время!

Чтобы сейчас же какое-то подтвердить эти слова, вспомним в течении десятилетий замалчиваемого и шельмуемого, а теперь все чаще упоминаемого . За последние десятилетия о нем выпущено немало книг. Все они проникнуты удивлением и огромным уважением к этому удивительному и величественному ученому. Однако почти никто даже не вспоминает того факта, что Нострадамус, как считают, имел непосредственное отношение к розенкрейцерам!

Членом Ордена розенкрейцеров предположительно был, скажем, Якоб Брюс, который был одним из тех, кто входил в окружение . Он (Якоб Брюс) оставил после себя так называемый «Брюсов календарь». Но если желающие могут свободно прочитать (потому что есть литература на эту тему), то «Брюсов календарь» пока не встретишь на раскладках.

Отношение к розенкрейцерам имел и Жак Казот. Правда, некоторые полагают, что ему в довольно юном возрасте пришлось распрощаться с Орденом, потому как он примкнул к — мартинистам. Хорошо известно его предсказание относительно дальнейшей судьбы гостей одного дома, в котором ему довелось однажды пообедать. уже около 200 лет, потому мы подробности опускаем.

Загадочную, хотя и достаточно одиозную фигуру графа Калиостро также неоднократно связывали с Орденом Розенкрейцеров. Хотя исследователи традиции полагают, что он также в свое время был изгнан из рядов розенкрейцеров за чрезмерно большую склонность к афишированию своей персоны.

Но, к примеру, Мэнли П.Холл считает по другому. И уверяет, что «…циркулировавшие вокруг него слухи могут быть прослежены к махинациям инквизиции, которая распускала их, стремясь тем самым оправдать его преследование. Основные обвинения против Калиостро сводились к тому, что он пытался основать масонскую ложу в Риме и ничего больше. Все остальные обвинения выдвинуты против него поздней. По некоторым нераскрытым мотивам Папа заменил смертный приговор Калиостро пожизненным заключением… Ходили слухи, что он сбежал и, согласно одной из версий, отправился в Индию, где его таланты были оценены в отличие от управляемой политиками Европы».

Фактически, без сомнений, сейчас воспринимается принадлежность к Ордену графа Сен-Жермена, таинственные способности которого всю жизнь интересовали Александра Пушкина. был выдающимся знатоком принципов восточного эзотеризма. Как-то раз граф заявил, что пробудет в Индии 85 лет и потом вновь возвратится к европейским делам. Временами он признавал, что выполняет приказы высших сил. Но о том, что он был послан в мир как представитель Ордена, граф не упоминал.

Тем, кто уже читал что-то на эту тему, напомним, что и Яков Бемэ (1575–1624 гг.), и Эммануэль Сведенборг (1688–1722 гг.), и блестящий польский писатель Ян Потоцкий, известный своим романом «Рукопись, найденная в Сарагосе», тоже имели отношение к Розе и Кресту.

Среди апологетов розенкрейцерства видное место занимал Джон Хейдон, который подписывался именем Слуги Господа и Секретаря Природы. В своей интересной работе, озаглавленной «Раскрытые Роза и Крест» он дал таинственное, но ценное описание Братства R.C.: «А есть еще люди, как они сами себя называют, розенкрейцеры, божественное братство, населяющее окрестности небес, представители Вершителя мира, глаза и уши великого Короля, видящие и слушающие все вещи…Говорят, что эти розенкрейцеры ангельски просвещены, как просвещен был Моисей».


Хейдон далее утверждает, что эти таинственные Братья обладают разносторонними и разнообразными силами и по желанию могут принимать любую форму. Он утверждал также следующее: «…один из них поехал от меня к моему другу в Девоншир и привез мне от него привет в Лондон тем же днем, хотя это требует 4 дня езды; они научили меня отличным астрологическим предсказаниям, а также предсказаниям землетрясений; они замедляют распространение чумы в городах; они усмиряют ветры и бури; они успокаивают буйство морей и рек, путешествуют по воздуху; они предотвращают злые проявления ведьмовства; они излечивают все болезни».

Один из сторонников ордена подтверждает заявление Джона Хейдона о способности розенкрейцеров делаться невидимыми по желанию.

Особенным вопросом для исследователей всегда являлось взаимоотношение Ордена Розенкрейцеров с широко распространенными как прежде, так и в наше время масонскими ложами. Некоторые сейчас пытаются убедить интересующихся этим вопросом, что Роза и Крест - не более, чем разновидность масонства. Это исключительно неправильная точка зрения!

Имеет смысл сказать главное - направление основных задач Ордена и масонских лож как в старину, так и в новое время, говорит о том, что направления эти довольно различны! Потому возможно только с немалым сожалением и досадой привести несколько легковесные слова Е.Парнова из «Трона Люцифера»: «Организационно поглощенное масонством, розенкрейцерство раздвоилось и продолжило оккультное существование в недрах откровенно колдовских, а то и даже абсолютно сатанинских сект».

Уж кто-кто, а, он, наверно, знает, что это не вовсе так…

Элифас Леви (1810–1875 гг.), книги которого пользовались и пользуются немалой популярностью, некогда встречался со известным английским писателем Булвер-Литтоном, который сделал, как считают, очень много для восстановления в середине прошлого века «Французского кабалистического Ордена розенкрейцеров». А в 1866 г. Роберт Вентворт Литтл возродил что-то подобное и в Англии, проведя перед этим огромную многолетнюю работу в архивах, где он разыскал описание некоторых древних розенкрейцеровских ритуалов. Потом в этот Орден вступил , который носил прозвище «Апокалиптический зверь».

Нет сомнения! Исследователи уже давно приходят к пониманию того, что ритуалы в действительности имели место у рыцарей Розы и Креста!

Но сколько труда, разума, экспериментальной работы над собой, поистине нечеловеческого риска и отваги требовал путь истинных посвящений! Розенкрейцеры - это не . Плащей с красивым восьмиконечным крестом у них никогда не было. По уставу они должны были носить одежду, характерную для той страны в которой находятся, чтобы ничем не отличаться от обычных людей.

Они знали в совершенстве все официальные науки. Но их тайные взгляды и знания о мире разительно контрастировали со всеми этими науками. Розенкрейцерские взгляды и учения об устройстве Мироздания, Материи и Духа по своей глубине не шли ни в какое сравнение с официальным уровнем.

Повель и Бержье констатируют: «Что нас поражает, наконец, так это неоднократные заявления розенкрейцеров и алхимиков, что главная цель трансформации - это трансформация самого мышления. Говорится не про магию, не про дар небесный, но про открытие реальностей, которые вынуждают исследователя мыслить в абсолютно ином направлении…»

…Некогда Наполеон II очень интересовался всем тем, что имело хоть какое-то отношение к Братьям Розы и Креста. Он за огромные деньги собирал, отыскивал и накапливал их раритеты, в независимости от того, были это вещи или документы. Но однажды старательно собранные ценности, которые к тому же бдительно охранялись… без остатка сгорели… Считают, что подобная особенность есть у розенкрейцеровских предметов - они не у каждого могут сберегаться…

Не станем забегать вперед, но заметим, что тот, кто становился братом, жил очень напряженной, полной опасностей и постоянного риска жизнью. Его сутью становилась тайна и осторожность. Он мог быть лихим рубакой, прекрасным воином и поэтом (таким был Сирано де Бержерак), отличным приятелем для своих однополчан. И в то же время - исключительно ловким и скрытным Братом Ордена, настойчиво исполняющим свою работу… Он мог быть известнейшим врачом при дворе или профессором знаменитого европейского университета, но только Капитул Ордена знал, какая работа на самом деле поглощает все его умственные и моральные силы…

Да и они также были постоянно где-то недалеко, их ни на минуту нельзя было сбрасывать со счетов: люциферитов, иезуитов и еще кое-кого… И хотя люцифериты с иезуитами враждовали смертельно, но ни с кем из них Братья Розы и Креста никакого, пусть даже временного союза заключить не могли. Да и не хотели…

Возникает вопрос, что же привлекало талантливейших, умнейших, образованнейших людей своего времени вести такую жизнь. Ради чего, во имя чего на протяжении столетий (а скорей, тысячелетий) они обрекали себя на тяжелый труд, опасности и всяческие лишения?

Что же это за традиция, во что верили, ради чего работали эти таинственные, овеянные легендами люди?

Как и их предшественники, розенкрейцеры никогда не считали себя врагами христианской церкви. Вместе с тем, они не считали себя врагами и других религий. Наоборот, идущие путями древних, всегда относились к религии с глубоким уважением и склонностью. Это истинная правда, если говорить относительно светлого пути. И это не так, если речь идет о Темном пути…

Но, уважая религию, оккультисты всегда несколько расходились с религиозными версиями.

Так, к примеру, христианская религия говорит о Боге и Ангелах. Те же понятия содержатся и в «Наследии атлантов». Подобное возможно встретить и в халдейских, и в египетских, и в тибетских, и в древнеиндийских, и в древнесемитских трактатах.

Но различие между оккультной «атлантической традицией», а значит и Традицией Розы и Креста и любой религией, в следующем:

Религия устанавливает нечто подобное «потолку» для деятельности человека, как бы принципиально ограничивает его развитие и теперь, и в будущем.

Одновременно религия ссылается на существование уровня иерархии небесных сил. Он недосягаемо высоко отстоит от потенциального «потолка» в принципе достижимого людьми. И эта «мертвая зона» между максимальным уровнем возможностей человека и минимальным уровнем для иерархии небесных сил - принципиально непреодолима для человечества.

Как следствие, стараться преодолеть ее человеческими силами - это ересь и кощунство. Это, кстати, следствие всех религий.

Совсем другое дело - эзотеризм. «Наследники атлантов» всегда исходили из того, что люди имеют право и должны в своем познании и разгадывании тайн природы стремиться к достижению уровня Богов! И даже превзойти его! Но, согласно, к примеру, розенкрейцеровским взглядам, Боги тоже развиваются и совершенствуются!

Потому люди в далеком будущем могут стать тем, чем Боги были в далеком прошлом!

Таким образом, сравняться с Богами, согласно Традиции, также нельзя! Но принципиальная разница между религиозным и эзотерическим подходом сомнений не вызывает!

Имеется и значительная разница в вопросе строения Вселенной, а также в понимании относительно «коренных рас».

«Наследники атлантов», размышляя об Иерархии Сил, считали, что наш видимый, полный звезд мир, наша вселенная реализовалась согласно Воле и Мыслям Брамы и относительно Вселенной есть Внешний Бог, который принципиально ненаблюдаем. Но есть и намного более высокая Сущность - Браман, которая, однако, не является величайшим Божеством… Наивысший уровень, о котором человек еще в состоянии вообще что-то сказать - это Парабраман у индусов, Эйн-Соф - у каббалистов, Ветхий Деньми - у тибетских лам.

Отсюда выходит, что библейский Иегова, или Саваоф - Бог Солнечной системы, не мог рассматриваться в качестве Верховного Божества эзотеристами никогда!

У упоминаемых раньше тайных тамплиеров-люциферитов Саваоф именовался как Адонаи. При встречах, обрядах, медитациях и т. п. люцифериты как правило приносили ему проклятие!

Вышесказанное уже является серьезнейшей причиной расхождений с христианскими богословами… Кстати, уже даже сущность, эквивалентная Браме, должна была обходиться молчанием. Древнееврейские каббалисты говорили, что: «Эйн-Соф не может быть ни постигнуто, ни отнесено к какому-то определенному месту, ни быть правильно названо, хотя само оно есть беспричинная причина всего сущего».

Эйн-Соф и означает «Неисповедимое, Непознаваемое и Несказуемое». Изображалось это символически в виде безграничного круга или сферы. «Наследники атлантов» различали еще великий круг, или Проявленное Божество. Или Брама - тоже непостижимый для нас иначе, чем через свое творение - Проявленную Вселенную.

Парабраман и Браман - Сущности, как уже говорилось, непознаваемые даже для Брамы! Потому больше о них говорить вообще не будем.

Кстати, розенкрейцеры не только знали, но и широко использовали как знания о «духовной эманации», так и значительно более удивительные вещи.

Люди начинают видеть реальный окружающий мир с его темными и светлыми сторонами. С его загадками и тайнами. Люди больше не тешат себя иллюзиями. Мол, этих странностей, опасностей, таинственных и непонятных, не существует! Что нет НЛО, полтергейста, ясновидения, телепортации, потусторонних сил, . Или, к примеру, нарушений принципа причинности…

Мир воспринимается таким, каким он есть на самом деле!

Традиция говорит, что на смену нам рано или поздно придет следующая, Шестая Коренная раса. Ее носители будут соответствовать Пятому Уровню или Состоянию. Люди Пятого Уровня будут владеть Самосознающим Образным Сознанием. Как это можно себе представить?

Самое простое, обратившись к примерам, которые имеются на страницах популярных фантастических произведений.

Именно человеку Пятого Уровня, согласно розенкрейцеровским взглядам, свойственна способность создавать и пересылать на большие расстояния свое изображение, не дышать, делаться невидимым в сознании обычного человека, предвидеть будущее и жить сотни лет. Многие сотни лет! А также многое другое…

Следующая Коренная раса - Седьмая. Она соответствует Человеку Шестого Уровня или Состояния. Он владеет уже так называемым Самосознающим Предметным Сознанием. Согласно традиции, Он настолько выше Человека Пятого Уровня, насколько последний выше, чем мы. Это уже получеловек-полубог. Волевым усилием он способен создавать и преобразовывать материальные предметы.

Человек Шестого Уровня может самостоятельно передвигаться в открытом космическом пространстве без применения технических устройств на огромные расстояния. Проходить сквозь стены, создавать и разрушать вещество волевым усилием.

В талантливом рассказе американского писателя А.Е.Ван-Вогта «Чудовище» дана замечательная иллюстрация возможностей Человека Шестого Уровня. Способного, без каких бы то ни было технических средств перемещаться на десятки световых лет. Проходить через энергетические барьеры, на расстоянии предотвращать волевым усилием взрыв водородной бомбы, мгновенно постигать принцип действия и конструкцию незнакомых предметов и сооружений колоссальной технической сложности и т. д.

Но из песни слова не выкинешь… Традиция постулирует еще один, Седьмой Уровень. Человек Седьмого Уровня, если подобное существо еще пусть даже условно возможно полагать таковым, при этом владеет Самосознающим Творческим Сознанием. Это существо способно волевым усилием создавать миры… Вся Вселенная - дом для такого существа. Человек Седьмого Уровня способен, к примеру, материализовываться в любой момент в любой точке Вселенной. Мы просто не способны представить себе его возможности.

Даже на страницах фантастических романов мне не приходилось встречать примеры сущностей, которые возможно было бы считать каким-то аналогом эзотерического Человека Седьмого Уровня. Но вот в древних оккультных источниках, в розенкрейцеровской традиции, такое Существо именуется - совершенный маг!

Потому, никоим образом не желая обидеть прекрасных современных фантастов, обратим внимание на тот факт, что все свои фундаментальные идеи они брали, берут и будут брать из наследия Традиции.

Но, конечно же, когда речь заходит об Уровнях развития, мы всегда должны помнить, что есть еще и подуровни…

В различных вариантах Традиции, согласно эзотерическим источникам, количество этих подуровней колеблется в пределах от 7-и до 11-ти.

Но вернемся к современному нам Человеку Пятой Коренной расы Четвертого Уровня. В соответствии с эзотерическими взглядами мы находимся на разных подуровнях. Обычно, не выше третьего-четвертого. Это если исходить из девятиричной шкалы. Те, кто находится на один-два подуровня выше, поражают присутствующих своими способностями. Они могут лечить руками, видят, что находится в запечатанном конверте, способны гипнотизировать других людей. К ним часто приходят очень странные, …

Однако все это ни в коем мере не означает, что представителей, к примеру, Пятого Уровня не бывало на Земле раньше или нет сейчас…

…Так, в первом приближении, Братья Розы и Креста - «наследники атлантов», представляли антропогенезис Человечества. Но, будучи творцами, бесстрашными экспериментаторами, неутомимыми исследователями и могучими философами, розенкрейцеры были тем авангардом, который проложил человечеству путь в будущее…

Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства - розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Как было сказано, во все время жизни Христиана Розенкрейца , Орден состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктором или бакалавром. Каждый из них поклялся не взимать плату за лечение больных, сохранять Братство в тайне, и найти себе замену прежде, чем умрет.

Вероятно, первый манифест Розенкрейцеров был написан под влиянием работы уважаемого философа-герметика Генриха Кунрата Гамбургского , автора Amphitheatrum Sapientiae Aeternae (), на которого, в свою очередь, повлиял Джон Ди , автор «Иероглифической Монады» (). Приглашение на Королевскую Свадьбу в Химической свадьбе Христиана Розенкрейца начинается с философского ключа Ди , символа Иероглифической Монады. Также автор утверждал, что Братство располагает книгой, которая напоминает работы Парацельса .

В своей автобиографии Иоганн Валентин Андреа ( -) предъявляет претензии на анонимно изданную Chymische Hochzeit (Химическую Свадьбу Христиана Розенкрейца) как на одну из его работ, и впоследствии говорит о ней как о шутке (игрушке, игре) (lidibrium). Правда, в своих более поздних работах он насмехается над Алхимией , и помещает ее в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как c наименее серьёзными науками. Согласно некоторым источникам, его роль в происхождении легенды Розенкрейцеров спорна, и это мнение является общепринятым.

История Братства

Fama Fraternitatis RC - Слава Братства RC

С полной уверенностью говорить о существовании Розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века . В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), опубликовал трактат , озаглавленный «Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского Камня Братства от Ордена Злато-Розового Креста». В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Братством управляет «Император », в него принимаются лишь масоны в степени Мастера. Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX веке , Уинн Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии (S.R.I.A. - Societas Rosicruciana in Anglia и один из основателей Ордена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем . Однако, общеизвестно, что S.R.I.A. является пара-масонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов, как система Высших Градусов, в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза который первый ввел градуса Розы-Креста в Масонство , и был автором соответствующего посвятительного ритуала, который используется и поныне в Шотландском Уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена Золотой Зари в вопросе действительных Розенкрейцерских Братств, а не их подражателей - сомнительна.

Розенкрейцерское Просвещение

Идея такого ордена, являющего собой пример мировой сети астрономов, профессоров, математиков и естественных философов в Европе XVI века , выдвинутая такими людьми, как Иоган Кеплер, Георг Иоахим фон Лаухен, Джон Ди и Тихо Браге , дала начало «Незримой Коллегии». Она была предшественницей «Королевского Общества», образовавшегося в XVII веке . Оно было основано группой ученых, начавших регулярно собираться для того, чтобы делиться знаниями, полученными путем экспериментальных исследований и развивать их. Среди них был Роберт Бойль , который писал: «Ключевые лица Незримой (или, как они сами себя называют, Философской) Коллегии, в общество которых я имею честь входить…» и Джон Уоллис , описывавший эти встречи в таких словах: «Около 1645 года , пока я жил в Лондоне (в то время, когда из-за гражданских войн академические занятия были прекращены в обоих Университетах), … мне посчастливилось познакомиться с разными достойными особами, интересующимися естественной философией, и другими областями человеческих знаний, в особенности тем, что называлось Новой философией или Экспериментальной философией. Мы условились встречаться еженедельно в Лондоне в определенный день и час, с определенными взысканиями и взносами на нужды экспериментов, с определенными правилами среди нас, чтобы обсуждать и рассуждать о таких вопросах…»

Степени Розы-Креста в масонстве

Подвеска 18° ДПШУ - Рыцарь Розы и Креста

Согласно Жану-Пьеру Байярду, в конце XVIII века возникло два инспирированных Розенкрейцерством масонских устава: Ректифицированный Шотландский Устав, широко распространенный в Центральной Европе, где значительным было присутствие «Золотого и Розового Креста», и Древний и Принятый Шотландский Устав, который впервые начал практиковаться во Франции, в котором 18 степень называется «Рыцарь Розы-Креста».

Переход от оперативного к спекулятивному масонству произошел в промежутке между концом XVI и началом XVIII века . Два самых ранних спекулятивных масона , о которых существуют письменные свидетельства, это Сэр Роберт Морей и Элиас Эшмол. Роберт Ванлоо констатирует, что Розенкрейцерство начала XVII века имело значительное влияние на англо-саксонское Масонство . Ганс Шик видит в трудах Яна Коменского ( -) идеал зарождающегося английского масонства до основания Великой Ложи в 1717 году . Коменский был в Англии в 1641 году .

Орден Азиатских Братьев


Основные составляющие Учения
Направления оккультной практики
Мартинисты

Список:

Мартинес де Паскуалли · Луи Клод де Сен-Мартен · Жан-Батист Виллермоз · Папюс · Станислас де Гуайта · Амбелен, Робер · Освальд Вирт · Жозеф-Мари, граф де Местр · Антуан Кур де Жебелен · Сент-Ив Д’Альвейдр · Низье, Филипп Антельм · Жозеф Пеладан · Артур Эдвард Уэйт · Элифас Леви · Клод Дебюсси · Николай Николаевич Младший · Новиков, Николай Иванович · Рындина, Лидия Дмитриевна · Лопухин, Иван Владимирович · Трояновский, Александр Валерьянович · Антошевский, Иван Казимирович · Жак Казот · Чинский, Чеслав Иосифович · Григорий Оттонович Мебес · Казначеев, Петр Михайлович · Огюст Шабосо · Жан Брико · Херасков, Михаил Матвеевич · Фабр де Оливье

Деятели, оказавшие влияние
Мартинистские организации
† Основные символы и понятия †
Связанные с мартинизмом организации
Книги
Издательства

В конце XVIII века создаются новые розенкрейцерские группы, самая известная из которых - Орден Азиатских Братьев (другие названия - Братья Света, Рыцари Святого Иоанна Евангелиста), учрежденный «семью мудрыми отцами, представителями Семи церквей в Азии», о существовании которого объявляет в Вене в 1781 году барон Ханс Карл фон Эккер и Экхоффен. В этот Орден, помимо христиан, впервые приглашались и представители других конфессий - евреи и мусульмане. Азиатские Братья утверждали, что существуют с 1750 года и имеют пять степеней посвящения. По мнению французского исследователя XX века Робера Амбелена , «слово „Азия“ не имеет никакого отношения к этому эзотерическому Ордену. Фактически речь идет о словесной аббревиатуре: посвященный в Орден получал звание „Egues a Sancti Ioannis Evangelista“ („Рыцарь св. Иоанна Евангелиста “); начальные буквы этих слов составляют аббревиатуру EASIE».

Избранные Коэны и Мартинизм

Первый класс содержал три обычных степени Символического масонства и дополнительную степень Великого Избранного, или Исключительного Мастера.

Второй класс содержал так называемые Степени Порога: Ученик Коэн, Подмастерье Коэн, Мастер Коэн. Они были типично масонскими, но содержали намеки на лежащее в основе Тайное Учение.

Третий класс содержал Степени Храма: Великий Мастер Избранных Коэнов, Рыцарь и Командор Востока. В Катехизисе в масонской форме излагалось общее учение Мартинеса де Паскуалли. Это учение разъяснено в единственной книге Дома Мартинеса, «О реинтеграции существ», которая являет собой комментарий на Пятикнижие Моисея. Очищающий пост, вроде того, что предписывался левитам в Ветхом Завете, и ритуалы экзорцизма использовались против индивидуального и коллективного зла.

Секретная Степень Ордена содержала степень Réau-Croix (Розы-Креста), которую не следует путать с Rose-Croix (Розенкрейцер), термином, своеобразно понимаемом в Масонских и Розенкрецерских кругах. На этой степени Réau-Croix Инициат входит в контакт с духовными планами, лежащими вне физического, посредством Магической Инвокации, или Теургии . Он вносит Небесные силы в свою ауру и ауру земли. Визуальные и аудиальные проявления, называемые «знаками», дают возможность обладающему степенью Réau-Croix оценить уровень собственной эволюции и эволюции других «операторов», и тем самым определить, могут ли он или они обрести свои изначальные силы и быть реинтегрированны. Великой целью Ордена было обретение дарующего блаженство видения Искупителя, Иисуса Христа , в ответ на Магические Инвокации. Степень Rose-Croix - это высшее посвящение в системе также этот градус посвящения именуется степенью Рыцаря Золотого и Розового Креста (Reaux-Croix), что дает вполне очевидную отсылку к Розенкрейцерским германским Братствам.

Современные общества

В девятнадцатом веке и начале двадцатого многие общества подражали розенкрейцерам. Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа ; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Ancient Mystical Order Rosae Crucis.

Эзотерические христианские розенкрейцерские общества содержат эзотерические знание, относящееся ко внутреннему учению христианства.

Розенкрейцерское братство (1909/11). В учении присутствуют таинства в форме эзотерического знания, о котором Иисус говорил Матвею 13:11 и Луке 8:10. Братство тренирует личность путем гармоничного развития ума и сердца в духе бескорыстного служения человечеству и всеобъемлющего альтруизма. Согласно легенде, Розенкрейцерский Орден был основан в 1313 году и состоял из 12 Возвышенных, собравшихся вокруг тринадцатого, Христиана Розенкрейца. Эти великие Адепты уже продвинулись далеко за цикл перерождений; их миссия состоит в том, чтобы подготовить весь мир к новой ступени в религии, содержащей осознание внутренних миров и тонких тел, и обеспечения безопасного руководства в постепенном пробуждении латентных духовных способностей человека на протяжении последующих шести веков, к наступлению Эры Водолея.

Согласно некоторым масонским писателям, Орден Розы Креста разъясняет главное Христианское литературное произведение, которое сформировало последующие духовные воззрения западной цивилизации, Божественную Комедию (1308-1321) Данте Алигьери.

Другие христианско-розенкрейцерски ориентированные общества включают:

  • Антропософское общество, 1912
  • Lectorium Rosicrucianum, 1924
  • Археософское общество, 1968

Франкмасонские розенкрейцерские образования, обеспечивающие подготовку посредством прямого обучения и/или через практику символически-инициатического путешествия.

  • Societas Rosicruciana in Anglia, 1866, in Scotia (SRIS; Шотландия), in Civitatibus Foederatis (MSRICF/SRICF; США) etc. Это масонское эзотерическое общество переиздало розенкрейцерские манифесты в 1923 году. Широко известным членом является Артур Эдвард Уэйт.

Инициатические общества, которые следуют системе степеней в обучении и содержат инициации:

  • The Rosicrucian Order, AMORC, основанный в США в 1915 году
  • Rosicrucian Order of the Golden Dawn, Орден, базирующийся в Калифорнии.

Хронологический список обществ, основанных для изучения розенкрейцерства и родственных тем. Многие из этих обществ как правило заявляют о прямой линии передачи от ранних ветвей древнего Розенкрейцерского Ордена в Англии, Франции, Египте и других странах. Тем не менее, некоторые группы говорят о духовной аффилиации с истинным и невидимым Розенкрейцерским Орденом. Заметьте, что существуют и другие розенкрейцерские общества не перечисленные здесь. Некоторые не используют слова «розенкрейцерский» в собственном названии. Некоторые перечисленные группы могут быть распущенными или не действующими.

  • Братство Розы-Креста, Fraternitas Rosae Crucis, 1861
  • Розенкрейцерское Общество Англии, Societas Rosicruciana in Anglia (SRIA). 1860-1865
  • Розенкрейцерское общество Соединенных Штатов, Societas Rosicruciana in Civitatibus Foederatis (SRICF)1879
  • Каббалистический Орден Розы-Креста, Cabalistic Order of the Rosicrucian (Kabbalistique de la Rose Croix), 1888
  • Builders of the Adytum - «Строители Святая Святых» - последователи учения Золотой Зари, с прямой преемственностью от Мазерса. Их Храм существовал в США, был лоялен к Мазерсу и Парижскому Храму Золотой Зари «Ахатхор», 1888
  • Герметический Орден Золотой Зари, Hermetic Order of the Golden Dawn, 1888
  • Розенкрейцерское Общество Америки, Societas Rosicruciana in America (SRIA), 1889
  • Орден Розы Креста, Rose Cross Order 1889.
  • Орден Храма и Грааля и Католический Орден Розы-Креста («католический» в значении «вселенский»), Order of the Temple & the Graal and of the Catholic Order of the Rose-Croix (l’Ordre de la Rose Croix Catholique et Esthetique, du Temple et du Graal) (CRC), 1890
  • Алхимическое общество Розы-Креста (Алхимическая ассоциация Франции), Alchemical Rose-Croix Society (Association Alchimique de France), 1896
  • Роза-Крест Востока, Rose-Croix de l’Orient (Rose-Cross of the East) (RCO) ?
  • Старшие Братья Розы-Креста, The Elder Brothers of the Rose-Croix (Les Freres Aînés de la Rose-Croix) (FARC) ?
  • Древний и Тайный орден Красной Розы и Золотого Креста, Antiquus Arcanus Ordo Rosæ Rubæ Aureæ Crucis (AAORRAC) ?
  • Орден Золотого и Розового Креста (Древний Тайный Орден Красной Розы и Золотого Креста), Ordo Aureæ & Rosæ Crucis (Antique Arcanæ Ordinis Rosæ Rubeæ et Aureæ Crucis)(OARC) ?
  • Розенкрейцерское Братство (Ассоциация Христианских Мистиков), Rosicrucian Fellowship (Association of Christian Mystics) 1909
  • Орден Храма Розы-Креста, Order of the Temple of the Rosy Cross, 1912
  • Коронное Братство Розенкрейцеров, Corona Fellowship of Rosicrucians (CFR), 1912?
  • Древний Мистический Орден Розы Креста, Ancient Mystical Order Rosae Crucis, (AMORC), 1915
  • Братство Розы-Креста, Fraternitas Rosæ Crucis (FRC), 1920
  • Rosicrucian Order Crotona Fellowship, 1924
  • Fraternitas Rosicruciana Antiqua (FRA), 1927
  • The Saint Paul Rosicrucian Fellowship (Fraternidade Rosacruciana São Paulo), 1929
  • Orden Rosacruz - Rose Cross Order, 1988.
  • Swedish Misraim Alliance (Svenska Misraimförbundet), 1988
  • Ancient Order of the Rosicrucians, 1989
  • ConFraternity Rosae + Crucis (CR+C), 1989
  • Confraternity of the Rose Cross, 1996
  • The Sophia Guild, 2000
  • Order of the Hermetic Gold and Rose+Cross, 2002
  • Sodalitas Rosae Crucis (S.R.C.) et Solis Alati (S.S.A.), 2002/3
  • Knights of the Militia Crucifera Evangelica
  • Ancient Rosae Crucis (ARC), ?
  • Ancient Martinist-Martinezist Order - Древний Орден Мартинистов-Мартинезистов, 2012

В течение веков искатели знаний Розы и Креста стучали в нашу дверь, чтобы быть приглашенными и объединиться с нами в поиске Внутреннего Света.

Орден Розенкрейцеров всегда предоставлял лучшие из своих знаний своим членам, поэтому его члены были всегда лучшие в каждой эпохе. Мужчины и Женщины обучались в наших школах, изучая самые высшие законы Природы, становясь, способными читать КНИГУ МИРА, становились элитой видимой и невидимой всех времен.

Ордену Розенкрейцеров неважно количество своих членов. Орден всегда тщательно выбирает тех, кто искренне желает мудрости и понимания. Только те, кто жаждет высшего Света знаний, будет принят в Орден.

Если Вы ИСТИННО жаждете вечных знаний, распространяемых Орденом, которые вот уже века делают свободными мужчин и женщин доброй воли, можете заполнить запрос на вступление в Орден, как адепт Внутреннего Света.

Нам не важны титулы и звания адептов. Нам не важен ваш возраст, раса, пол, вероисповедание и политические взгляды. Для нас важно, чтобы только достойные люди были допущены к Древней Мудрости Розенкрейцеров. Если это Ваш случай, мы откроем Вам двери нашего братства. Мы примем Вас как человека, желающего, чтобы его имя было занесено в список истинных искателей, жаждущих, чтобы Орден Розенкрейцеров стал для них чем-то большим, чем символом, стал Состоянием Бытия.

Если это только любопытство, не пытайтесь отправлять запрос, в любом случае он будет отвергнут. Но если Вы тот, кто желает знать больше о Жизни и Вселенной, достичь Мудрости, преобразовывающей Вас в Мастера Жизни и хозяина своего существования, МЫ ПРИГЛАШАЕМ Вас, стать членом Ордена Розенкрейцеров. Для этого заполните ниже представленную форму, укажите свой электронный адрес и страну, где Вы живете и вышлите нам. Вы получите ответ на Ваш электронный ящик с указанием последующих действий по вступлению в Орден. Когда Вы получите письмо, внимательно прочитайте его, изучите полученную информацию и приглашение на вступление, которое Вам нужно заполнить и переслать в Центральную Резиденцию, для завершения действий по вступлению, чтобы стать полноправным членом нашего Ордена.

ВЗНОСЫ. Любая организация, чтобы функционировать и предоставлять своим членам должное внимание и поддержку, должна обладать достаточным фондом для поддержания своего существования, это очевидная истина, и Вы поймете, что в Ордене Розенкрейцеров наши члены помогают Ордену с помощью взносов. Эти взносы обеспечивают стоимость издания и рассылки уроков Ордена Розенкрейцеров нашим членам и в наши Ложи, также поддерживают существование Отдела Обучения, Администрации и другого персонала, обслуживающего офис, издательство и другие службы Ордена.

Мы все знаем, что знания не могут быть проданы и куплены, но если организация не обладает достаточными средствами, она не сможет передать их тем, кто истинно желает и достоин, получить их.

Орден Розенкрейцеров без сомнения эзотерическая организация, предлагающая огромный и лучший сервис своим членам, как по широте своих знаний и по качеству предоставляемых материалов, так и по своему вниманию к каждому члену, в виде индивидуальных консультаций по вопросам обучения, а так же по другим вопросам во всех отделах Ордена. И это справедливо, что все члены Ордена Розенкрейцеров, помогают поддерживать его деятельность с помощью взносов.

С другой стороны человек по своей природе дорожит только тем, что стоило ему усилий, а обучение Розенкрейцеров СЛИШКОМ ВАЖНОЕ, чтобы не дать ему соответствующую стоимость.

Орден Розенкрейцеров покрывает свои расходы с помощью ВЗНОСА при РЕГИСТРАЦИИ, ВСТУПИТЕЛЬНОГО ВЗНОСА и регулярных ВЗНОСОВ пересылаемых в Резиденцию Ордена. Эта форма взносов не только поддерживает деятельность Ордена, но так же позволяет держать на расстоянии тех, кто только преследует цель удовлетворить свое любопытство за счет усилий других.

Вместе с заявкой на вступление в Орден Розенкрейцеров, Вы найдете информацию о взносах и филиалах для их уплаты в своей стране.

Если ВЫ истинный искатель Внутреннего Света и желаете разделить с Розенкрейцерами мудрость,Заполните следующую форму.