Российская культура в начале XIX века. Московский государственный университет печати Сообщение культура 19 века по истории

Рост национального самосознания, который стал прямым следствием победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки. В сфере просвещения продолжался процесс формирования единой системы народного образования. Её основными звеньями становятся: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища (для представителей всех сословий) - начальная ступень; гимназии (за исключением крепостных) - средняя ступень; университеты и технические учебные заведения - высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

Тенденции развития русского искусства во многом определялись сложным, но достаточно интенсивным процессом смены одних стилей и направлений другими: сентиментализма - романтизмом, романтизма - реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни становится литература. Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже 18-19 вв. Его основоположником и наиболее ярким представителем стал Н.М. Карамзин. Становление и развитие романтизма во втором десятилетии 19 в. связано с творчеством В.А. Жуковского. Переводы Жуковского открыли отечественному читателю лучшие произведения западноевропейской романтической поэзии. К данному направлению следует отнести поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произведения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. С 30-х гг. в русской литературе начинает утверждаться реализм.

У его истоков стояли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. Русская литература вступала в свой «золотой век».

Вторая половина 19 в. - важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева оказало огромное влияние не только на русскую литературу, в которой утверждается критический реализм, но и мировую. В 70-80-е гг. создаёт основные свои произведения выдающийся писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. К лучшим образцам русской лирической поэзии принадлежат стихи А.А. Фета.

Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями - классицизмом и романтизмом. Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой. Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О.А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для творчества А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи отличала произведения выдающегося художника первой половины 19 в. К.П. Брюлова. Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление Христа народу» А.А. Иванов. В живописи, как в литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок», объединившее большинство художников-реалистов (И.Н. Крамской, В.Г. Петров, А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие). В творчестве «передвижников» была широко представлена панорама современной жизни, глубокий поэтический мир русской природы, героические эпизоды отечественной истории. Талант и кисть Репина, Крамского, Серова придали портретной живописи особые черты: глубокий психологизм, тончайшее отображение душевного состояния и духовного мира человека. Выставки «передвижников» имели большое общественное значение.

Первая половина 19 в. характеризуется развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом национального самосознания, вызванного победой в войне 1812 г.

Героические страницы отечественной истории получили своё воплощение в памятниках Минину и Пожарскому в МосквеКутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора.

Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову - в Пятигорске).

Уровень и состояние архитектуры в значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием строительной техники.

Появляются новые для отечественной архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие крытые торговые помещения. В Важнейшими составными частями культурной жизни России являлись театральное и музыкальное искусство. Начало 19 в. отмечено достаточно интенсивным ростом количества театров и театральных трупп. В 1824 г. в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра.. На театральной сцене классицизм и сентиментализм уступал место романтизму. Русская реалистическая литература в значительной степени способствовала формированию сценического реализма. Основоположником реализма в актёрском искусстве по праву считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актёры-трагики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шиллера, Гоголя, Островского, Тургенева.

С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. Таким образом, рассмотрев, как развивалась культура в России в XIX в., мы видим, что в течение этого периода было сделано очень много важных открытий в области науки, было открыто много школ и гимназий, искусство XIX в. характеризовалось своими стилями. Все эти открытия и изменения смогли благотворно повлиять на культурное состояние общества.

Реферат
по истории на тему:
«Русская культура XIX века»

Введение.

XIX век- это особый период в развитии России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создает новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, пауку, искусство.
Именно в XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.
Этот век действительно можно назвать золотым ведь происходит необычайный взлет российской культуры. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Глава 1.
Иностранное влияние на развитие культуры в России.
Россия волею исторических обстоятельств объединила сотню племен и народов, с непохожим историческим опытом, имеющих различные верования и этнические характеристики. Это предало ей весьма своеобразный культурный облик. В российских городах существовали бок о бок совершенно непохожие этнические общности, сохраняющие собственный исторический быт и свои традиционно-конфессиональные ориентации.
Русский язык открывает пути к достижению определенных административных и ощутимых материальных преимуществ, а так же становится единственным средством межэтнического общения. Многие представители родовых и племенных элит еще до XIX века начинают инкорпорироваться в состав высшего привилегированного сословия. Множество известных аристократических фамилий имели помимо старославянских и европейских корней, имели тюркские, греческие, грузинские и армянские корни.
Полиэтничность государственного портрета России повлияла на весь культурный процесс. Среди выдающихся русских художников, поэтов, писателей и людей творческих существует немало представителей не чисто русских кровей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Рахманинов, Левитан…Само понятие «русскости» подразумевало под собой отражение духовного состояния, принадлежность к христианству, а не к чистой племенной родословной.
В последующие века Россия ощущала влияние как с Востока, так и с Запада. В России многое менялось и изменялось, но в национально-культурном отношении страна сохраняла свой «код самобытности». В первой половине XIX века Россия представляла собой образец сложной социокультурной амальгамы. Верхние слои общества жили в соответствии с западноевропейскими нормами и правилами. Они владели иностранными языками (чаще всего французским и немецким), что позволяло им знакомиться с новейшими мировыми достижениями, в том числе и художественного творчества. В страну ввозилось огромное количество книг и журналов, в которых рассказывалось о политической и общественной жизни дальних стран, важных событиях и открытиях. Наиболее состоятельные люди отправлялись в путешествия. Часть аристократии настолько европеизировалась, что французский язык стал для них фактически родным, владели им в совершенстве, в то время как родным языком многие пользовались с большим трудом. Некоторые дворяне перенимали так же образ мыслей иностранцев, вступали в масонские организации. В начале XIX века масонство стало модным увлечением русского дворянства. Элитарные слои были затронуты влиянием заподноевропейской буржуазной цивилизации, которая сформировала социоправовой строй экономически развитых европейских стран, где фетиши рационализма, прагматизма властвовали безраздельно. Однако в России они не приобрели должного влияния в общественном сознании.
Россию всегда волновал вопрос о смысле жизни, а в Европе главным вопросом была цель жизни человека. От этого и появлялась внутренняя психологическая напряженность русской культуры. Русская культура в это время становится практически светской, но сохраняет глубокую духовную интенцию. Нравственно-этические проблемы человеческого бытия всегда оставались в поле зрения культуры. Психологизм русских художественных творений нередко озадачивал иностранцев. Русское художественное действие - это решение философской дилеммы между «сущим» и «должным» бытия, постижения внутреннего мира человека. В силу этого персонажи русской литературы и драматургии значительно чаще размышляют и говорят, чем действуют. Ярким примером можно назвать литературные произведения Льва Толстого, Федора Достоевского и пьесы Антона Чехова.
Сословная стратификация сходила на нет в храме, где все становились равными перед образом Бога. Православие остается мощным средством, сохраняющим различные элементы общественной среды в рамках единого народа. Процессы секуляризации разрушали это единение, но до самого падения монархической России православное понимание жизни было широко распространено.
До сих пор распространена точка зрения о том, что почти все исторические обретения России есть результат заимствования. Россия действительно заимствовала художественно-эстетические представления, технические новации и интитуциональные приемы у Запада, но все эти приобретения адаптировались к местным условиям и новый симбиоз современных форм и традиционных ценностей часто уже не имел ничего общего с первоисточником. Но даже в проявлениях, равнявшихся на запад, русская культура оставалась национальной. Если что-то и подрывало ценности в России, то это общий антихристианский дух западной буржуазной цивилизации, высказывавшей индивидуалистические принципы после французской революции 1789 года.
Православие придает всему процессу национально-созидательного развития специфический облик и не похожие на западноевропейские черты. Церковь, ее обряды, таинства, символы веры поднимали простых русских людей от повседневных забот и заставляли смотреть на мир по-другому. Простые люди, в отличие от дворян, которые уже к началу XIX века фактически порвали с церковью, сохраняли безусловную веру. Народ создавал замечательные сказки, былины, песни, изделия из кожи, дерева, льна, камня, металлов, строили деревянные жилища и церкви, отличавшиеся причудливостью форм и затейливостью оформления.
В первой половине XIX века привилегированные группы населения начинают осознавать значение культурной самобытности России. Происходит появление творцов, преодолевших старый культурный разрыв между «верхами» и «низами».

Глава 2.
Золотой век русской культуры.

Первая половина XIX века стала времени расцвета всех искусств, временем достижений в области архитектуры, театра, живописи и музыки.
В архитектуре господствует классицизм, для которого было характерно преклонение перед образцами искусства Древней Греции и Древнего Рима. Расцветает имперское монументальное искусство. Города и селения украшались сооружениями, посвященными героическим страницам истории.
С 1709 года появляется новое направление в изобразительном искусстве, искусство имперской монументальной пропаганды. В некоторых районах России начинают появляться памятники, не характерные для России: триумфальные арки, стелы, колонны, пирамиды, обелиски, статуи и скульптурные группы. Первым наиболее крупным и долговечным становится памятник Петру I, скульптор Э.Фальконе, памятник был установлен в 1782 году в центре Петербурга, данный памятник более известен, как «Медный всадник».
Храмовая и монументальная тенденция в русском изобразительном искусстве была направлена на увековечвание памяти героических потомков, прославивших Россию. В их числе: святой Владимир, Иван Сусанин, князь Потемкин и многие другие…
Так же стоит отметить, Исаакиевский собор в Петербурге, Александровскую колонну. Эта колонна посвящена победам русского оружия в войне с Наполеоном. В 1811 году архитектор Воронихин строит большой Казанский Собор. В XIX веке строится здание императорского Эрмитажа, по воле Николая I в 1852 году Эрмитаж становится первым общедоступным музеем в России.
В Москве в 1817 году появляется здание Манежа, предназначенное для проведения военных смотров, учений и парадов. В 1825 году появляется Большой Театр, ставший одним из крупнейших в мире театральных зданий. На Красной площади в 1818 году устанавливается первый московский памятник Минину и Пожарскому. Заканчивается строительство Странноприимного дома (более известный как Институт скорой медицинской помощи имени Склифосовского).
В XIX веке происходит становление отечественного общественного театра. Раньше театральные труппы существовали в усадьбах богатых дворян или при царском дворе. Располагались они в маленьких темных помещениях, которые не были рассчитаны на большое количество зрителей. Репертуар состоял из незатейливых водевилей, легких пьесок.
В Петербурге существовали французские и немецкие театры, выступали итальянские артисты. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры, ставятся отечественные пьесы, в которых затрагиваются большие серьезные общечеловеческие проблемы. Например, «Ревизор».
В 1832 году строится здание Александринского театра по проекту Карла Росси. Этот театр возник еще в середине XVIII веке, на его сцене стали известы имена таких русских актеров, как Ф.Г.Волков, И.Ф,Дмитриевский, В.Н.Асенкова., В.А. Каратыгин.
В Москве крупнейшим драматическим театром являлся Малый театр, в 1824 году для него строится здание, в котором и по сей день находится этот театр. М.С.Щепкин и П.М.Садовский прославились на сцене Малого театра. Вскоре Малый театр стали называть «Домом Островского», потому что произведения этого драматурга заняли доминирующее положение в репертуаре данного театра.
Наиболее заметных результатов в XIX веке занимает портретная живопись и эпические полотна на исторические и библейские сюжеты. Позже распространяются пейзаж и жанровая живопись. С середины XIX века именно живопись приобретает направление критического реализма, вершиной которого становятся произведения художников-передвижников. В первой же половине XIX века изобразительное искусство было лишено ангажированной критической направленности, а главными критериями оставались красота и гармония. Среди портретистов наиболее известны Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, которых в началу века относили к числу лучших в России.
Стоит отметить К.П.Брюллова, написавшего «Последний день Помпеи», написанного в Италии по заказу богатого вельможи А.Демидова. Так же стоит поговорить о О.А.Кипренском, В.А.Тропинином и П.А.Федоровом. Первые два прославились портретами, а последний написал целую серию полотен, отражавших быт и нравы России XIX-ого века.
Что касается музыкальной культуры, в начале XIX века господствовали сочинения иностранных авторов. Но с 1830-х годов появляются крупные музыкальные произведения, в которых использовали национальные мотивы. Начало русской оперной традиции положил А.Н.Вертовский, чья опера «Аскольдова могила» была создана на основе русского фольклора и народных напевов.
М.И.Глинка совершает переворот в русской музыкальной культуре, он является родоначальником русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» кладет начало народно-музыкальной драмы, а опера «Руслан и Людьмила» опере-сказке.
Так же в XIX веке происходит грандиозное событие – написание русского гимна «Боже, Царя храни!». Создают его поэт В.А.Жуковский и композитор А.Ф.Львов. Впервые как гимн он звучит в 1834 году и до самого падения монархии в России (1917 год).

Глава 3.
Русская православная церковь.
Русская православная церковь возникла еще в 988 году, в 1721 года начинается синодальный период. Во главе церкви стоял Святейший правительствующий синод, включавший видных церковных иерархов, решавший важнейшие вопросы церковного устройства. Во главе стоял обер-прокурор Святейшего синода. Положение церкви и ее роль регулировались законом, по которому православная вера первенствующая и господствующая в России. Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.
Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.
Приход - первичная церковно- административная единица, приход имел храм с причтом. Приходское духовенство состояло из священнослужителей и церковнослужителей. Территория государства делилась на церковные округа – епархии. В среднем на одну епархию было около тысячи церковных приходов.
Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого “высочайшего” разрешения. Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей - в основном за счет многочисленных пожертвований.
Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых - Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии) и другие. Большую известность в народе получил монах Саровской пустыни Серафим (1760-1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.
В середине XIX
и т.д.................

Введение……………………………………………………………….…..3

1.Социально экономическое развитие России в 19 веке………….……6

1.1.Территория и административное деление……………………….…..6

1.2.Население и его сословная структура………………………….…….6

1.3.Сельское хозяйство…………………………………………………....7

1.4.Развитие капиталистического уклада в экономике России………..7

2.Культура России в 19 веке……………………………………………..11

2.1.Образование…………………………………………………………..11

2.2.Литература…………………………………………………………….17

2.3.Живопись и скульптура………………………………………………29

2.4.Музыка………………………………………………...………………32

2.5.Архитектура и градостроительство………………………………….35

2.6.Театр…………………………………………………………………37

2.7. Балет…………………………………………………………………38

Заключение


Введение

XIX век в общем историко-культурном потоке, как и всякий другой период, занимает свое особое место. Это столетие чрезвычайно богато и динамично в социально – культурному наследию замечательные памятники высокой духовности и нравственности русского народа и его выдающихся представителей.

Длительное время историографическая традиция изучения отечественной культуры исходила из конкретно-отраслевого, дифференцированного подхода, в основе которого лежало рассмотрение отдельной отрасли культуры и асксиологический принцип, подчеркивающий роль идеальной модели, должной быть в культуре. Но наряду с возможностью углубленного детального анализа той или иной области культуры такой подход не дает далеко не достаточно представления о культуре как целостной системе, определенной сфере общественной жизни, закономерностях развития историко-культурных явлений, факторах, влиявших на это развитие.

Отраслевое изучение культуры, как правило, не учитывает достаточно полно и всесторонне бытования культуры в обществе, распространения культурных новаций, особенно в сфере просвещения, в широких демократических слоях, формирования и развития культурно-информационной системы как элемента культурного пространства.

Современное состояние изучения историко-культурных пожени, достаточно большой фундаментальный пласт отраслевых исследований делают возможным и все более необходимым переход к системному изучению истории культуры.

Важнейшей предпосылкой такого изучения является представление о культуре как целостной, качественно определенной системе в структуре общественной жизни и в то же время внутренне противоречивой и динамичной. Познание культуры предполагает выяснение ее функциональной направленности и закономерности смены стереотипов, выявление причин ускорения или замедления развития, изучение той среды, где формировались новые или длительно сохранялись традиционные эле­менты. Применительно к истории России XIX в. Такое прочтение напряженного, иногда конфликтного, а иногда взаимообогащающего диалога входящих в систему субкультур, реконструкция ее социального контекста может быть чрезвычайно плодотворной.

Интеграционный, или системно-функциональный, подход к изучению явлений культуры позволяет рассматривать сферу культурной жизни как процесс, в котором при всей важности «культурных вершин» не только их производство, но и распреде­ление, потребление культурных ценностей приобретают социально важное значение, представляя культурно-творческий аспект общественной жизни. Культура выступает как один из показателей общественного прогресса 1 .

Такой системно-функциональный подход является сравнительно новым в исследовании культуры. Однако в течение последнего времени интерес к нему проявляют не только культурологи, историки культуры, но и искусствоведы, литературоведы и т.д. Можно говорить о сложившихся центрах, где такой подход достаточно активно и плодотворно разрабатыва­ется. В течение последних десятилетий такие исследования ведутся в лаборатории русской культуры исторического факультета Московского университета. Широко известны работы по исто­рии отечественной культуры ученых московско-тартуской школы Ю.М. Лотмана.

Одним из аспектов системно-функционального подхода к культуре является изучение общественно-культурно и среды, или культурного пространства, основных региональных и социокультурных элементов, его составляющих.

Общественно-культурная среда включает совокупность факторов, которые определяют наполненность и многообразие сферы духовной жизни общества, его интеллектуально-нравственный и социально-активный потенциал. Состояние культурной среды определяет как распространение культурных новаций, так и сохранение и бережное отношение к традицион­ной народной культуре. Важным системообразующим фактором культурной среды является механизм функционирования культуры, к которому относится система образования и культурно-просветительных учреждений, книга, периодика, культурно-информационная система как средство распространения знаний.

Культура XIX в., оставаясь еще в известной степени сословной, представляла собой сложнейшее сочетание культур, порожденных деятельностью различных социальных групп. Более того, она была порой полярна, что создавало чреватую взрывом напряженность, усугубляемую стремительностью изменения в сознании элитарных интеллигентских слоев и традиционностью уклада крестьянской и мещанской жизни, который все же был взорван в известной степени годами великих реформ.

В силу этого именно в XIX в. Происходит преодоление замкнутости духовного развития различных социальных групп, идет процесс демократизации культуры, возникает некий полифонизм, диалогичность культуры. Взаимовлияние сословных культур по-разному реализовалось в городе и деревне, столицах и провинции, в атмосфере «разряженного воздуха» усадьбы. Но именно в сочетаниях этих многочисленных тенденций и развивалась русская национальная культура.

Важнейшими социокультурными пластами, в которых существовала и функционировала культура, пульсировала та или иная струя многоликого, противоречивого культурного потока, были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство.

Складывание культурной среды как определенной сферы существования и взаимодействия культурных новаций и традиций - процесс длительный; он ускорялся или замедлялся в зависимости от многих факторов: хозяйственно-экономического состояния региона, административного статуса города, связи с культурными дворянскими гнездами, усадебной культурой, близости к столичным центрам и т.д.

Наиболее интенсивно этот процесс протекал в пореформенное время. Капитализм объективно требовал повышения культурного уровня общества, предполагавшего распространение не только элементарной грамотности, но и основательных общеобразовательных и специальных знаний, необходимых для модернизации экономики, расширяющихся областей практической научной, общественной жизни. Отмена крепостной зависимости основной массы населения объективно увеличива­ла социальные возможности для получения образования более широких слоев.

В этот процесс была активно вовлечена провинция. Более того, прежде всего там и происходили наиболее значительные изменения в общественно-культурной жизни. В пореформенное время в силу большей социальной мобильности по сравнению с предшествующими годами общее культурное движение в провинции захватило не только города, но и сельские регионы. Однако не следует преувеличивать степень и глубину этого движения и по существу, и по отношению к разным территориям. В России к началу XX в. Буржуазное общество как таковое, с присущей ему степенью демократизации общественной жизни и культуры еще не сложилось. Россия, по мнению некоторых современных исследователей, оставалась и в начале XX в. Страной двух цивилизаций европейски-городской и традиционно-деревенской 2 .

Городу в становлении и развитии культурной среды принадлежит наиболее важная роль. Он был центром сосредоточения креативной, созидающей культуры в различных ее областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной куль­туры, формировалась культурно-информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни.

Культура русского города XIX в. Сама по себе была многолика. С одной стороны, город был оплотом бюрократии и аппарата власти на местах, источником печальной сатиры писателя.

Поэтому культура города являлась частью официальной культуры, что было вполне естественно. С другой стороны, город становился важнейшим средством модернизации, европеизации общества, формирования и оживления общественного мнения. Именно город обеспечил возможность духовной жизни интеллигенции через салон, университет, кружок, издание толстых журналов, т.е. через структуры, которые стимулировали развитие оппозиционных взглядов. Наконец, в городе была представлена и традиционная культура, тесно" связанная с мещанской средой. В усложненной структуре городской жизни происходило порой неожиданное пересечение и сочетание различных тенденций многоликой российской культуры, что также служило импульсом для развития новых явлений.

В курсовой работе представлен материал который позволяет дать широкую картину состояния и развития русской культуры на протяжении первой половины XIX века.

Цели курсовой работы:

Изучить различные аспекты русской культуры в первой половине XIX века;

Выявить основные направления развития культуры;

Выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

Культура России в первой половине 19 века — значительный этап в развитии духовных и моральных ценностей русского общества. Поразительно, какие масштабы принял созидательный процесс, вся глубина его содержания и богатство форм. За полвека культурное сообщество поднялось на новый уровень: многоаспектный, полифоничный, уникальный.

Предпосылки зарождения и культурного развития «золотого века»

Развитие русской культуры в первой половине 19 века было обусловлено высокой степенью общенациональных интересов. Гуманитарное просвещение, начатое еще при Екатерине Второй, дало толчок к развитию образования, открытию множества учебных заведений и расширению возможностей получения новых знаний.

Раздвинулись границы государства, на территории которого проживало около 165 разных народов со своими обычаями и менталитетом. Продолжали традиции своих предшественников новые мореплаватели и первооткрыватели.

Русско-французская война 1812 года повлияла на формирование патриотической мысли, морально-нравственных ценностей русского народа. России в первой половине 19 века привлекла к себе интерес укрепившимся в обществе национальным самосознанием.

Однако сложившаяся политическая ситуация внутри страны не давала полной свободы для реализации всех идей в искусстве. Восстание декабристов и деятельность тайных обществ заставили российских императоров препятствовать проникновению передовых мыслей в любые культурные сферы.

Наука

Совершенствование народного просвещения отразила культура России в первой половине 19 века. Кратко его можно назвать двойственным. С одной стороны, открывались новые учебные заведения, с другой — были введены строгие цензурные меры, например, отменены уроки философии. Кроме того, университеты и гимназии постоянно находились под строгим надзором Министерства народного просвещения.

Несмотря на это, русская культура в первой половине 19 века характеризуется большим рывком в развитии науки.

Биология и медицина

Скопившийся к началу 19 века материал о животном и растительном мире требовал переосмысления и разработки новых теорий. Этим занялись русские естествоиспытатели К.М. Бэр, И.А. Двигубский, И.Е. Дядьковский.

Были собраны богатейшие коллекции растений и животных из разных уголков мира. А в 1812 году прошло открытие Ботанического сада в Крыму.

Свой ощутимый вклад в развитие медицины внес Н.И. Пирогов. Благодаря его самоотверженному труду мир узнал, что такое военно-полевая хирургия.

Геология и астрономия

С началом века дождалась своего часа и геология. Ее развитие охватило все русские земли.

Существенным достижением стало составление первой геологической карты России в 1840 году. Сделал это ученый-исследователь Н.И. Кокшаров.

Астрономия требовала тщательных и скрупулезных вычислений и наблюдений. Это занимало много времени. Процесс значительно облегчился, когда в 1839 году была создана Пулковская обсерватория.

Математика и физика

В математике были сделаны открытия мирового масштаба. Так, Н.И. Лобачевский прославился своей «неевклидовой геометрией». П.Л. Чебышев обосновал закон больших чисел, а М.В. Остроградский занимался аналитической и небесной механикой.

Первую половину 19 века можно назвать золотым временем для физики, ведь был создан первый электромагнитный телеграф (П.Л. Шиллинг), получен результат опыта электрического освещения (В.В. Петров), изобретен электромотор (Э.Х. Ленц).

Архитектура

Художественная культура России в первой половине 19 века привлекала значительный интерес общества. Важнейшей особенностью ее развития стала быстрая смена стилей, а также их комбинация.

В архитектуре до 1840-х годов царил классицизм. Стиль ампир можно узнать во множестве зданий двух столиц, а также многих областных центрах, бывших ранее губернскими городами.

Для этого времени характерно сооружение архитектурных ансамблей. Например, или Сенатская в Петербурге.

Ярких представителей этого стиля породила культура России в первой половине 19 века. Архитектура выражалась в трудах А.Д. Захарова, К.И. Росси, Д.И. Жилярди, О.И. Бове.

Ампир сменил русско-византийский стиль, в котором были построены храм Христа Спасителя, Оружейная палата (архитектор К.А. Тон).

Живопись

Для этого периода в живописи характерен интерес к личности обычного человека. Художники отходят от традиционных библейского и мифологического стилей.

Среди других выдающихся скульпторов той поры были И.И. Теребенев («Полтавская баталия»), В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский (фигура ангела на Александровской колонне) и т.д.

Музыка

Огромное влияние героического прошлого испытывала на себе культура России в первой половине 19 века. Музыка подверглась влиянию народных мелодий, а также национальной тематике. Эти течения отражает опера «Иван Сусанин» К.А. Кавоса, произведения А.А. Алябьева, А.Е. Варламова.

М.И. Глинка занимал центральное место среди композиторов. Он утвердил новые традиции и открыл невиданные до этого жанры. Опера «Жизнь за царя» в полной мере отражает суть всего творчества музыканта.

Русская культура в первой половине 19 века породила еще одного гениального композитора, который ввел в музыку жанр психологической драмы. Это А.С. Даргомыжский и его великая опера «Русалка».

Театр

Русский театр открывал простор воображению, практически отказавшись от парадных постановок в стиле классицизма. Теперь там преобладали романтические мотивы, трагедийные сюжеты пьес.

Одним из самых знаменитых представителей театральной среды был П.С. Мочалов, исполнивший роли Гамлета и Фердинанда (по Шекспиру).

Реформатор русского актерского искусства М.С. Щепкин был выходцем из крепостных крестьян. Он подал совершенно новые идеи, благодаря которым его роли восхищали, а Малый театр Москвы стал самым популярным местом среди зрителей.

Реалистический стиль в театре был порожден произведениями А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова.

Литература

Важнейшие общественные проблемы отражала культура России в первой половине 19 века. Литература укрепляла обращаясь к историческому прошлому страны. Примером тому служит Н.М. Карамзина.

Романтизм в литературе был представлен такими выдающимися фигурами, как В.А. Жуковский, А.И. Одоевский, ранний А.С. Пушкин. Поздний этап творчества Пушкина — это реализм. «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник» вписаны в это направление. Помимо этого, М.Ю. Лермонтов создал «Героя нашего времени», который является выдающимся образцом литературы реализма.

Критический реализм стал основой творчества Н.В. Гоголя («Шинель», «Ревизор»).

Среди других представителей литературы, повлиявших на ее становление, можно назвать А.Н. Островского с его необыкновенно реалистичными пьесами, И.С. Тургенева, который уделял свое внимание теме крепостной деревни и природе, а также Д.В. Григоровича.

Литература внесла весомый вклад в культурное развитие России. Первой половине 19 века характерно становление современного литературного языка взамен тяжеловесного и витиеватого языка века 18-го. Творчество писателей и поэтов этого периода стало знаковым и повлияло на дальнейшее формирование не только русской, но и мировой культуры.

Вобравшая в себя и переосмыслившая труды русской и европейской цивилизаций культура России в первой половине 19 века создала крепкий фундамент для благоприятного развития науки и искусства в дальнейшем.

История русской культуры 19 века полна драматизма и противоречивости. Это было время формирования классической культуры, порожденной пробуждением национального самосознания народа. Перед отечественной культурой встала задача освоения культурного наследия как западных, так и восточных народов на основе своей национальной специфики. Именно и только так русская культура могла войти в историю мировой культуры на правах ее органической составной части.
Развитие культуры было сопряжено с процессом раскола прежде единой дворянской культуры второй половины XVIII в. на два идейных направления — консервативное и либеральное. Каждое из них ориентировалось на различные системы идеологических ценностей, которые порой выступали как противоборствующие и даже враждебные. Их появление не было случайным в русской культуре, оно отражало те противоречия, которые порождались попыткой самодержавия стать на путь робкого заимствования идей европейской буржуазной модернизации. Так возникли две субкультуры в среде русского дворянства.
Процесс размежевания не означал кризиса дворянской культуры. Появление разных идейных направлений придавало ей новый импульс обновления и динамизма. Для русской культуры характерна была попытка предложить гражданам свой вариант ответа на острейшие проблемы российской действительности, связанные с отношением к деспотической самодержавной власти, к правам и свободам личности.
Появление двух направлений в русской классической культуре можно проследить на примере творчества Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина. Хотя они были современниками, взгляды их на решение проблем России были разными.
Н.М. Карамзин — выдающийся писатель, историк-публицист, журналист и реформатор русского языка, на рубеже XVIII—XIX вв. — самая яркая фигура русской культуры. Выступая за просвещение, он в то же время яростно защищал самодержавие. В записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811) он напомнил царю, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: «Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Творчество Карамзина в области литературы строилось на этой идейной платформе и являлось своеобразным хранилищем русских патриархальных традиций.
Литературное творчество А.С. Пушкина — это попытка сделать Россию способной на «всемирную отзывчивость» (Ф.М.Достоевский), при этом, не изменяя национальной специфике, усвоить идеи свободы и равенства, к которым пришли европейские страны.
Человеческая индивидуальность и межличностные отношения Н.М. Карамзин отражает в «Бедной Лизе», а А.С. Пушкин — в «Станционном смотрителе». Каждый из них решает эти проблемы с разных идейных позиций. Для Карамзина — это воспевание устоев русской жизни, тогда как для Пушкина — протест против бесчеловечной русской действительности.
Н.М. Карамзин — это первый классик дворянской культуры, который очеловечил русскую историю, воспев самодержавную форму правления в «Истории государства Российского». По мнению Пушкина, эта работа стала «новым открытием» для российского общества и «все бросились читать историю своего Отечества». Труд этот не только «создание великого писателя, но и подвиг честного человека».
А.С. Пушкин уделяет не меньше внимания, чем Карамзин, проблеме развития российской государственности. В «Борисе Годунове», «Истории пугачевского бунта», «Арапе Петра Великого» он выступает как бы одновременно и консерватором, и революционером. По мнению Г. Федотова. Пушкин являлся одновременно «певцом Империи и Свободы». При этом предпочтение отдавалось свободе, хотя он и осудил «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Доминантой развития русской классической культуры XIX в. стали государственные и свободолюбивые тенденции. С одной стороны, речь шла лишь об идеях создания могучего Российского государства ценой порабощения отдельных личностей, с другой — стремление разрушить государственную тиранию и раскрепостить во что бы то ни стало каждую личность, по своей природе самобытную и суверенную. Коллизии этих двух подходов в российской культуре можно проследить в творчестве таких великих деятелей русской культуры, как Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой.
Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм — особая роль литературы и литературной критики, их влияния на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные и религиозные искания. Такое положение связано с тем, что литература выполняла функции философии, общественной мысли, гуманитарных знаний, которые в социально-политических условиях того времени не могли развиваться открыто.
Николаевское авторитарное правление, удушавшее как политическую, так и творческую свободу, и стало, по мнению исследователей культуры, «катализатором» вызревания русской классики. И. Кондаков справедливо заметил, что Николай I создал тот политический и административный «пресс», под давлением которого русская культура обрела свои канонические, эталонные формы, характеризующиеся совмещением крайностей. Дилемма «Запад <^> Восток», возникшая во времена Древнерусского государства, так и не получила своего окончательного завершения ни в период робких либеральных реформ Александра I, ни в период авторитарного правления Николая I. Царствование Александра II, подарившего России «великие реформы», но не успевшего дать стране конституцию, обрекло русское общество и культуру на появление крайнего радикализма и нигилизма. Непоследовательность самодержцев, стремление всеми средствами отстаивать имперскую державность порождало противоречия в обществе, и как следствие, в русской культуре возникало стремление бороться за идеалы свободы и права личности.
В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. Распространению романтизма, который представлял собой не только стиль искусства, но и определенный тип мировоззрения, способствовала общественно-политическая ситуация после Отечественной войны 1812 г. Идеалы героического служения, возвышенных чувств, естественность и индивидуализм, противостояние косности, бездушию характеризуют творчество представителей романтизма. Наиболее ярким воплощением романтизма в литературе была баллада с характерными для нее чертами романтического мировосприятия — двоемирие (реальный и воображаемый мир), интерес к национальному прошлому, отсюда — опора на народные традиции. Это проявилось в творчестве В.Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
Живопись романтизма представлена работами О.А. Кипренского (портрет А.С. Пушкина), В.Д. Тропинина («Кружевница»), пейзажами С.Щедрина, И.Айвазовского.
Проявлением романтических настроений в музыке стало распространение городской песни и романса; значительный вклад в развитие этих жанров внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гумилев.
Критический реализм стал господствующим направлением не только в литературе, но и в искусстве, музыке. Видным теоретиком и пропагандистом его был выдающийся художественный и музыкальный критик, историк искусства В.В. Стасов. Под его идейным влиянием молодой художник И.Н. Крамской создал группу художников-передвижников. Сегодня мы наслаждаемся знаменитыми творениями В.Н. Сурикова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского, В.Г. Перова и И.И. Шишкина. Каждый из них, разделяя основные принципы критического реализма, обогатил русское искусство своей индивидуальностью.
В развитии русского музыкального искусства пальма первенства принадлежит М.И. Глинке. Его новаторство состояло в том, что он положил русскую народную музыку в основу своих произведений. А.С. Даргомыжский, продолжая традицию Глинки, создал первую демократическую драму-оперу «Русалка».
Русская культура второй половины XIX в. представлена целой плеядой талантливых композиторов. Демократизм и народность были присуши творчеству всех членов «Могучей кучки», в которой объединились М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Мировую славу снискало творчество П.И. Чайковского, проникнутое лиризмом и необычайной силой эмоционального воздействия.
Развитие любой культуры определяется образовательным уровнем народа. Александр I видел свое предназначение в реформировании устоев государственного абсолютизма. Философия его политических преобразований сводилась, во-первых, к созданию идеальной модели «законосвободных учреждений», которые должны были подорвать старые устои государственного абсолютизма, а во-вторых, к организации «казенного воспитания» через сеть учреждений народного просвещения для насаждения «новых знании и новых идей». В соответствии с этой установкой, в 1804 г. в стране была создана единая система образования, через которую император намеревался подготовить почву для осуществления механизма «свободного правления». Она включала в себя три ступени учебных заведений: низшая — одногодичные церковно-приходские школы; средняя — уездные училища и гимназии; высшая — университеты.
Дети крестьян, ремесленников и купцов получали начальное образование в приходских и уездных училищах. Дети дворян и чиновников обучались в гимназиях. Однако по традиции они предпочитали обучение в закрытых заведениях. В 1811 г. в Царском Селе был открыт лицей — привилегированное закрытое учебное заведение для детей дворянства. Подобные лицеи появились в Нежине, Одессе и Ярославле.
В первой половине XIX в. страна располагала семью университетами. Тогда же были открыты: Институт гражданских инженеров. Горный. Политехнический, Педагогический, Лесной институты, Коммерческая академия и Техническое училище. По замыслу Александра I, высшие учебные заведения и должны были стать рассадниками новых знаний и передовых идей, т.е. стать основой для будущего российского просвещения. Жизнь внесла коррективы и в эту новую форму: всесословную школу, вопреки заложенным в уставах идеям, стали подменять сословным образованием.
Особо следует сказать еще об одном необычном шаге Александра I: в 1803—1806 гг. на книжном рынке страны появились «евангелия» экономического и политического либерализма. Речь идет о трудах Адама Смита, о «Конституции Англии» Делольма и о работах классика римского республиканизма — Корнелия Тацита.
Оценивая первый опыт по подготовке необходимой почвы для реализации своих реформаторских идей, Александр I все более и более впадал в состояние раздражения и разочарования.
Крах либеральных исканий Александра I был воспринят его преемником как серьезное предупреждение о необходимости всемерного укрепления и сохранения основ самодержавия. Неудачное восстание декабристов и последовавшие за ним меры правительства более всего сказывались в области народного просвещения. Николай I нанес сильнейший удар по университетам: отменялась их автономия, запрещались научные контакты с европейскими учебными заведениями и преподавание философии, вводилась строжайшая цензура за учебными программами. Число учащихся в первой и второй ступенях к середине века так и не достигло 500 тыс. Уровень образованности оставался невысоким, и грамотность была уделом выходцев из богатых сословий, тогда как среди крестьян она не превышала 1—5%.
Заметный подъем развития народного просвещения связан с реформами Александра II. В 1864 г. он утвердил «Положение о начальных народных училищах». Страна получила различные типы начальных школ: государственные, земские и церковно-приходские. Общая их численность к 80-м годам достигла 17,7 тыс., а число учащихся в них — 600 тыс.
По уставу 1864 г. прежние гимназии были разделены на классические и реальные, и те, и другие семиклассные. Устав вводил принцип формального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Однако высокая плата за обучение сделала гимназическое образование доступным только детям состоятельных родителей. Первые пореформенные годы принесли увеличение числа средних учебных заведений с 84 гимназий, в которых обучалось 24,5 тыс., до 118, в них уже было 36,6 тыс. учащихся. В эти же годы открыли университеты в Одессе и Томске, а кроме того — 30 новых специализированных высших учебных заведений, готовивших специалистов для сельскохозяйственной, лесной и горной отраслей.
В XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки. Наиболее значителен был прогресс в естественных науках — математике, физике, биологии, медицине, химии.
Возникновение единой математической школы, которая вскоре встала в ряд ведущих в мире, связано с именем П.С. Чебышева, известного трудами по теории чисел и теории вероятностей, теории механизмов, по математическому анализу. Среди его учеников были А.А. Марков, положивший начало новому отделу теории вероятностей (цепи Маркова), A.M. Ляпунов, разработавший теорию дифференциальных уравнений. За вклад в развитие математики СВ. Ковалевской были присуждены премии Парижской и Шведской академий наук.
Среди ученых-физиков выделяется имя А. Г. Столетова, автора исследований по теории магнетизма и электричества. Открытие закона фотоэффекта принесло ему мировую славу. Его ученик Н.А. Умов обосновал учение о движении энергии — одно из центральных в физике.
С именем великого химика Д.И. Менделеева, ректора Петербургского университета, связано создание в 1869 г. периодической системы элементов, что дало возможность предугадывать свойства не известных еще элементов. Его главный труд «Основы химии» был переведен на многие европейские языки. Основоположником новой школы органической химии был A.M. Бутлеров, создавший теорию химического строения органических тел.
Начало русской физиологической школе положил И.М Сеченов. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И.П. Павлов. Крупный вклад в биологию был сделан И.И. Мечниковым, заложившим основы современной микробиологии и патологии.
Русская классическая культура XIX в. характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, отразивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. На протяжении всего XIX в. для классической русской литературы, искусства, философии, науки, общественно-политической и религиозной мысли сохраняла особую значимость проблема соотношения, с одной стороны, ориентации на сохранение национального своеобразия, с другой — направленности на преодоление национальной специфики.
Таким образом, процесс становления дворянской и буржуазной культуры в России совпал с напряженными поисками европейской интеллигенцией места человека в изменяющемся мире. Втягивание России в орбиту европейских интересов заставляло деятелей культуры искать свой ответ на сложнейшие проблемы духовной и социальной жизни. Русская культура, безусловно, испытывала на себе влияние как политических, так и общественных потрясений. Однако она гораздо меньше, чем другие сферы общественной жизни, непосредственно зависела от диктата царского самодержавия. Не случайно, что именно русская культура стала почти единственной официальной сферой, которая показывала всем гражданам страны то, чем могла бы стать Россия, если бы она развивалась по демократическому пути. Именно в сфере культуры россияне жили одними помыслами и чувствами с европейской интеллигенцией. Великие достижения в науке, музыке, литературе и искусстве сделали Россию в XIX в. неотъемлемой частью мировой культуры.