Российская культура 19 века кратко. Русская культура в первой половине XIX века. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Введение……………………………………………………………….…..3

1.Социально экономическое развитие России в 19 веке………….……6

1.1.Территория и административное деление……………………….…..6

1.2.Население и его сословная структура………………………….…….6

1.3.Сельское хозяйство…………………………………………………....7

1.4.Развитие капиталистического уклада в экономике России………..7

2.Культура России в 19 веке……………………………………………..11

2.1.Образование…………………………………………………………..11

2.2.Литература…………………………………………………………….17

2.3.Живопись и скульптура………………………………………………29

2.4.Музыка………………………………………………...………………32

2.5.Архитектура и градостроительство………………………………….35

2.6.Театр…………………………………………………………………37

2.7. Балет…………………………………………………………………38

Заключение


Введение

XIX век в общем историко-культурном потоке, как и всякий другой период, занимает свое особое место. Это столетие чрезвычайно богато и динамично в социально – культурному наследию замечательные памятники высокой духовности и нравственности русского народа и его выдающихся представителей.

Длительное время историографическая традиция изучения отечественной культуры исходила из конкретно-отраслевого, дифференцированного подхода, в основе которого лежало рассмотрение отдельной отрасли культуры и асксиологический принцип, подчеркивающий роль идеальной модели, должной быть в культуре. Но наряду с возможностью углубленного детального анализа той или иной области культуры такой подход не дает далеко не достаточно представления о культуре как целостной системе, определенной сфере общественной жизни, закономерностях развития историко-культурных явлений, факторах, влиявших на это развитие.

Отраслевое изучение культуры, как правило, не учитывает достаточно полно и всесторонне бытования культуры в обществе, распространения культурных новаций, особенно в сфере просвещения, в широких демократических слоях, формирования и развития культурно-информационной системы как элемента культурного пространства.

Современное состояние изучения историко-культурных пожени, достаточно большой фундаментальный пласт отраслевых исследований делают возможным и все более необходимым переход к системному изучению истории культуры.

Важнейшей предпосылкой такого изучения является представление о культуре как целостной, качественно определенной системе в структуре общественной жизни и в то же время внутренне противоречивой и динамичной. Познание культуры предполагает выяснение ее функциональной направленности и закономерности смены стереотипов, выявление причин ускорения или замедления развития, изучение той среды, где формировались новые или длительно сохранялись традиционные эле­менты. Применительно к истории России XIX в. Такое прочтение напряженного, иногда конфликтного, а иногда взаимообогащающего диалога входящих в систему субкультур, реконструкция ее социального контекста может быть чрезвычайно плодотворной.

Интеграционный, или системно-функциональный, подход к изучению явлений культуры позволяет рассматривать сферу культурной жизни как процесс, в котором при всей важности «культурных вершин» не только их производство, но и распреде­ление, потребление культурных ценностей приобретают социально важное значение, представляя культурно-творческий аспект общественной жизни. Культура выступает как один из показателей общественного прогресса 1 .

Такой системно-функциональный подход является сравнительно новым в исследовании культуры. Однако в течение последнего времени интерес к нему проявляют не только культурологи, историки культуры, но и искусствоведы, литературоведы и т.д. Можно говорить о сложившихся центрах, где такой подход достаточно активно и плодотворно разрабатыва­ется. В течение последних десятилетий такие исследования ведутся в лаборатории русской культуры исторического факультета Московского университета. Широко известны работы по исто­рии отечественной культуры ученых московско-тартуской школы Ю.М. Лотмана.

Одним из аспектов системно-функционального подхода к культуре является изучение общественно-культурно и среды, или культурного пространства, основных региональных и социокультурных элементов, его составляющих.

Общественно-культурная среда включает совокупность факторов, которые определяют наполненность и многообразие сферы духовной жизни общества, его интеллектуально-нравственный и социально-активный потенциал. Состояние культурной среды определяет как распространение культурных новаций, так и сохранение и бережное отношение к традицион­ной народной культуре. Важным системообразующим фактором культурной среды является механизм функционирования культуры, к которому относится система образования и культурно-просветительных учреждений, книга, периодика, культурно-информационная система как средство распространения знаний.

Культура XIX в., оставаясь еще в известной степени сословной, представляла собой сложнейшее сочетание культур, порожденных деятельностью различных социальных групп. Более того, она была порой полярна, что создавало чреватую взрывом напряженность, усугубляемую стремительностью изменения в сознании элитарных интеллигентских слоев и традиционностью уклада крестьянской и мещанской жизни, который все же был взорван в известной степени годами великих реформ.

В силу этого именно в XIX в. Происходит преодоление замкнутости духовного развития различных социальных групп, идет процесс демократизации культуры, возникает некий полифонизм, диалогичность культуры. Взаимовлияние сословных культур по-разному реализовалось в городе и деревне, столицах и провинции, в атмосфере «разряженного воздуха» усадьбы. Но именно в сочетаниях этих многочисленных тенденций и развивалась русская национальная культура.

Важнейшими социокультурными пластами, в которых существовала и функционировала культура, пульсировала та или иная струя многоликого, противоречивого культурного потока, были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство.

Складывание культурной среды как определенной сферы существования и взаимодействия культурных новаций и традиций - процесс длительный; он ускорялся или замедлялся в зависимости от многих факторов: хозяйственно-экономического состояния региона, административного статуса города, связи с культурными дворянскими гнездами, усадебной культурой, близости к столичным центрам и т.д.

Наиболее интенсивно этот процесс протекал в пореформенное время. Капитализм объективно требовал повышения культурного уровня общества, предполагавшего распространение не только элементарной грамотности, но и основательных общеобразовательных и специальных знаний, необходимых для модернизации экономики, расширяющихся областей практической научной, общественной жизни. Отмена крепостной зависимости основной массы населения объективно увеличива­ла социальные возможности для получения образования более широких слоев.

В этот процесс была активно вовлечена провинция. Более того, прежде всего там и происходили наиболее значительные изменения в общественно-культурной жизни. В пореформенное время в силу большей социальной мобильности по сравнению с предшествующими годами общее культурное движение в провинции захватило не только города, но и сельские регионы. Однако не следует преувеличивать степень и глубину этого движения и по существу, и по отношению к разным территориям. В России к началу XX в. Буржуазное общество как таковое, с присущей ему степенью демократизации общественной жизни и культуры еще не сложилось. Россия, по мнению некоторых современных исследователей, оставалась и в начале XX в. Страной двух цивилизаций европейски-городской и традиционно-деревенской 2 .

Городу в становлении и развитии культурной среды принадлежит наиболее важная роль. Он был центром сосредоточения креативной, созидающей культуры в различных ее областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной куль­туры, формировалась культурно-информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни.

Культура русского города XIX в. Сама по себе была многолика. С одной стороны, город был оплотом бюрократии и аппарата власти на местах, источником печальной сатиры писателя.

Поэтому культура города являлась частью официальной культуры, что было вполне естественно. С другой стороны, город становился важнейшим средством модернизации, европеизации общества, формирования и оживления общественного мнения. Именно город обеспечил возможность духовной жизни интеллигенции через салон, университет, кружок, издание толстых журналов, т.е. через структуры, которые стимулировали развитие оппозиционных взглядов. Наконец, в городе была представлена и традиционная культура, тесно" связанная с мещанской средой. В усложненной структуре городской жизни происходило порой неожиданное пересечение и сочетание различных тенденций многоликой российской культуры, что также служило импульсом для развития новых явлений.

В курсовой работе представлен материал который позволяет дать широкую картину состояния и развития русской культуры на протяжении первой половины XIX века.

Цели курсовой работы:

Изучить различные аспекты русской культуры в первой половине XIX века;

Выявить основные направления развития культуры;

Выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

изобразительный искусство культура крепостнический

XIX век по праву считают «золотым веком» русской культуры. Именно в это столетие национальная культура русского народа достигла высокой зрелости, получила мировое значение. Культурное наследие этого столетия так велико, что мне бы хотелось написать о развитии каждого из видов искусства того времени отдельно.

Литература

19 век - знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением. Русская литература первой половины XIX в. - одно из?наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На?рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким?штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением?- сентиментализмом. Основоположником этого направления в?русской словесности был Н.М. Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств,?пользовались огромным успехом. Творчество Н.М. Карамзина?сыграло большую роль в развитии русского литературного?языка. Именно Н.М. Карамзин, по выражению В.Г. Белинского,?преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской?конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой,?естественной, разговорной русской речи". Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем?национального самосознания вызвал к жизни такое?литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал?В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто?обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством,?перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая?деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с?шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским?пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов -?декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно?богата яркими именами. Величайшим проявлением народного?гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. "...через эпоху?Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся?представителей отечественной философской мысли?В.В. Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь?Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с?самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е?годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего?современника А.С. Пушкина - М.Ю. Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную?скорбь по поводу гибели А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов вскоре?разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С. Пушкина?и М.Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического?направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на?дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное?влияние Н.В. Гоголя испытали начавшие свою литературную?деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М. Достоевский,?М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и?мировой культуры. Крупным событием литературной жизни?конца 30-начала 40-х годов стала короткая творческая?деятельность А.В. Кольцова, поэзия которого восходила к?народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И. Тютчева. Шедеврами русского?национального гения стали элегии Е.А. Баратынского.

Авторы, чьи произведения составляют классику русской литературы второй половины 19 века, очень разные. В их число входят А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем. Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века. И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений. Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени». Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев - тому подтверждение. Все творчество Ф.М. Достоевского -- это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского -- это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского - это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это - мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди. Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру. Мир Достоевского - это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом». Изображение духовного роста человека, «диалектики души» -- самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи -- все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью. Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например). ? Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину. Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени - это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.

Всем известно, что в начале 19 века Россия стала отставать в экономическом и от Европы. Но эти отставания компенсировались резким взлетом культурной сферы. выражала На нее очень сильно повлияла Отечественная война с Францией в 1812 году.

Российское государство испытывало острую нужду в образованных, всесторонне развитых людях. С приходом в Россию капитализма, эта проблема стала наиболее актуальной, она и послужила толчком к развитию культуры. Очень часто правительство шло наперекор развивающейся отрасли. Передовые идеи литераторов, публицистов, художников не воспринимались всерьез императорами-консерваторами. Ситуация стремительно менялась, и уже очень скоро 19 век стали назовать «Золотым веком». А театр, литература и музыка России стали широко известны западной публике.

19 века под влиянием идей классицизма оставила огромное количество шедевров. Картины писались художниками в большинстве случаев на библейскую тематику. Также часто можно было встретить мифологические сюжеты или портреты. Наша культура 19 века подарила истории двух выдающихся портретистов - Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Именно они, кстати, оставили нам несколько потрясающе точных прижизненных портретов А.С. Пушкина. Еще один известный художник 19 века - Карл Брюллов. В 1803 году он побывал на раскопках древнего города Помпеи, который был разрушен Брюллов написал картину под названием «Последний день Помпеи», которая прославила его на всю Европу. Чуть позже прославился и живописец Александр Иванов. Около 20 лет жизни он посвятил работе над картиной «Явление Христа народу».

Преобразился в самом начале 19 века и театр. На сцене можно было увидеть как постановки зарубежных авторов, таких как Шиллер или Шекспир, так и отечественных. Особенной популярностью у публики пользовался Н.В. Кукольник. Он занимался написанием различных исторических пьес. Вслед за ними зрителям полюбились сатирические комедии Крылова и Фонвизина. Ближе к середине 19 века на театр огромное влияние оказывала литература. После разрешения на сцене состоялась большая премьера «Ревизора» (автор Н. В. Гоголь). Настоящим прорывом можно назвать оперу Глинки «Жизнь царя».

Русская культура 19 века особенно знаменательна литературой. Классицизм постепенно сменяется сентиментализмом, а затем романтизмом. Романтизм стал делиться на прогрессивный и консервативный. Основные деятели этого течения литературы: Кюхельбекер, Рылеев, Давыдов, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Жуковский. Также великие русские писатели Лермонтов, Пушкин, Гоголь иногда писали свои произведения в традициях романтизма. Далее наступает новый этап литературы - реализм. Основоположником принято считать Александра Сергеевича Пушкина. С выходом в свет его «Евгения Онегина», это течение литературы считается господствующим. «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Медный всадник» - наиболее популярные реалистические произведения Пушкина. Настоящими сокровищами «Золотого века» можно назвать «Горе от ума» Грибоедова, «Мертвые души» Гоголя и «Героя нашего времени» Лермонтова. Творчество великих писателей и поэтов, таких как Некрасов Н. А. Тургенев И. С., Достоевский Ф. М., Толстой Л. Н. приходится на вторую часть 19 века, с того времени начинается развитие символизма, одного из ярчайших течений литературы.

Европейская культура 19 века тоже испытывала в это время изменения. Главную роль тут играла политика. Но культура 19 века в Европе резко отличалась от отечественной. Империализм диктовал Европе свои требования. В это время развитие театра и литературы несколько замедлилось, но началась новая эра европейской философии.

19 век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Россия продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного Кавказа, Среденй Азии и других земель она стала не просто огромной, но и поистине необъятной страной - империей. Начатые Петром 1 преобразования также продолжались. Россия медленно выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области 19 столетие стало для Росссии временем невиданного взлета и расцвета. Основная заслуга в этом принадлежит двум великим писателям - Достоевскому и Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовно культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Что касается материальной культуры, экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были гораздо более скромными. В первой половине рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815 г.). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851).

Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия, где ключевую роль играют заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

Тем не менее процесс модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры идет медленно. Главным тормозом выступают сохраняющиеся крепостное право и самодержавие. В этом отношении Россия по-прежнему остается средневековым феодальным обществом. Реформа 1861 года изменила положение, но она была непоследовательной и половинчатой, практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия.

В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры 19 века, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, крепостничество и реформа по его отмене. Происходили значительные успехи в деле развития образования, которые способствовали дальнейшему прогрессу науки. Ученые-математики: Лобачевский, Маркова; асторономия: Струве. Физика: Петров, Ленц, Якоби, Шиллинг; химия: Менделеев, Зинин, Бутлеров; география: Беллинсгаузен, Лазарев; биология: Пирогов, Склифосовский; история: Карамзин, Соловьев, Ключевский. Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особо выделяется деятельность Даля, составителя Толкового словаря живого великорусского языка.

19 век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школи и течени - от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: Чаадаев, Киреевский, Герцен, Чернышевский, Соловьев. То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

Наиболее благоприятным и плодотворным 19 век оказался для худ. культуры, которая переживала невиданный подхем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма был Карамзин. Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве Дельвига, Козлова, Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом антастики и меланхолии составляют содержание произведений Жуковского и Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Тютчева и Одоевского.

Наряду с литературой расцвет переживает музыка. Огромный вклад внесла Могучая кучка - группа русских композиторов, куда входили Балакирев, Бородин, Кию, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Романтизм в русской живописи 19 века представляют Кипренский и Щедрин, успешно развивается русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы Гроза, Доходное место, Лес, Бесприданница, постановка которых сделала русский театр классическим.

Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.

В стране продолжалось становление национального просвещения. Для работы в промышленности, науке, армии и государственных учреждениях требовалось огромное количество грамотных специалистов. Просвещение стало приоритетным направлением государственной политики. В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней. Число учащихся низших и средних школ возрастает с 120 до 450 тыс. человек. Школы были социально обособлены и подчеркивали сословный характер образования.

Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы» (изд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).

Мировое признание получили научные труды русских ученых. Н.И.Лобачевский в 1825 г. создал неевклидову геометрию. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Физик Б.С.Якоби сконструировал электродвигатель и открыл новую область техники - гальванопластику. Химик Н.Н.Зинин положил начало анилинокрасочной промышленности. Н.И.Пирогов стал основоположником анатомо-экспериментального направления в хирургии. Он впервые применил эфирный наркоз в хирургии. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория.

В начале века были организованы многочисленные научные экспедиции по исследованию Ледовитого и Тихого океанов. Дальнего Востока и Средней Азии. В 1803-1806 гг. организованы экспедиции Ю.Ф.Лисянского и И.Ф.Крузенштерна. В 1819-1821 гг. состоялось кругосветное плавание М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена, открыта Антарктида.

Ведущей областью культуры стала литература. Складывается современный литературный язык. Происходит смена различных эстетических направлений: сентиментализм сменяется романтизмом, на смену которого, в свою очередь, приходит реализм.

Ярким представителем русского сентиментализма был Н.М.Карамзин. Романтизм зародился во времена Отечественной войны 1812 г. и был воспет В.А.Жуковским и поэтами-декабристами К.Ф.Рылеевым, В.К.Кюхельбекером, А.А.Бестужевым.

Романтизмом проникнуты ранние произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Во второй четверти 19 в. в литературе начинает утверждаться реализм. Его представителями являются Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин.

Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом. Это выразилось в работах портретистов К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, художников А.Г.Венецианова, П.А.Федотова.

В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.

В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту - Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов - В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, А.Н.Майков, А.А.Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.А.Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы - К.Д.Кавелин, Ф.И.Буслаев печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л.Н.Толстой («Воина и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г.Чернышевский «Что делать», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», А.П.Чехов «Степь», «Чайка», В.И.Даль «Толковый словарь». А.И.Куприн «Первый дебют», М.Горький «Макар Чудра».

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н.Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «товарищество передвижников» (870 г.).

В это общество вошли художники-реалисты Е.И.Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е.Маковский («Осужденный», «Узник», Н.А.Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И.Репин «Крестный ход в Курской деревне», Г.Т.Мясоедов «Косцы».

В историческом жанре значимые работы создали В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», В.Г.Перов «Суд Пугачева», И.Е.Репин «Стенька Разин», В.М.Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный». Живописцы представили интересные работы: И.И Шишкин «Дубовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», А.Й.Куинджи «Ночь на Днепре».

Во второй половине 19 в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г.Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).

Во второй половине 19 в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. открыты женские гимназии и принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В1884 г. О.Д.Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С.Попов повторил опыты Г.Герца по получению электромагнитных волн, А.Г.Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С.Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19 века - время творчества выдающихся ученых Д.И.Менделеева и А.И.Бутлерова.