Романтическое мировоззрение. Основные черты романтического мировоззрения. грех и самоискупление

  • 1.5. Основы типологии культуры
  • Глава 2. Первобытная культура
  • 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
  • 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы.
  • 2.3. Первобытное искусство
  • Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
  • 3.1. Культура Месопотамии
  • 3.2. Культура Древнего Египта
  • 3.3. Культура Древней Индии
  • Глава 4. Античная культура
  • 1.1. Древнегреческая культура
  • 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
  • 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
  • 4.1.3. Древнегреческая мифология
  • 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
  • 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
  • 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
  • 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
  • 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
  • 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
  • Глава 5. Христианство и его возникновение
  • 5.1. Социокультурный фон эпохи эллинизма
  • 5.2. Основные идеи христианства: Бог – Любовь, богосыновство, Царство Божие
  • 5.3. Причины конфликта между христианами и Римской Империей
  • Глава 6. Культура Византии
  • 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
  • 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
  • 6.3. Художественная культура Византии.
  • Глава 7. Православие
  • Церковь, ее организация, Писание, Предание, догмат
  • 7.6. Эпоха Вселенских соборов
  • 7.3. Аскетика и мистика православия
  • 7.4. Монашество как форма внутреннего бытия Церкви
  • Особенности православного вероучения и богословской мысли
  • Глава 8. Культура западноевропейского средневековья
  • Периоды развития западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
  • Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
  • 8.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
  • Романский и готический стиль в средневековой культуре
  • Глава 9. Культура эпохи Возрождения и Реформации
  • Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
  • 9.2. Гуманизм эпохи Возрождения
  • 9.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
  • Искусство Итальянского Возрождения
  • Искусство Северного Возрождения
  • Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
  • Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
  • Глава 10. Европейская культура нового вре­мени
  • 10.1. Картина мира Но­вого времени. Становление рационалистического мировоззрения
  • 10. 2. Наука как фе­номен культуры. Классическая наука Нового времени
  • 10. 3. Особенности культуры эпохи Просвеще­ния
  • Глава 11. Стили и направления в искусстве нового времени
  • 11. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
  • 11. 2. Эстетизм рококо
  • 11. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
  • 11. 4. Реа­листические тенденции в культуре Нового времени
  • 11.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
  • Глава 12. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
  • Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
  • Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
  • Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
  • 12.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
  • 11. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.

    Романтизм духовное движение в западной культуре конца XVIII – начала XIX столетия, затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т. д.). В конце XVIII в. под термином «роман­тическое» понималось авантюрное, занимательное, старинное, самобытно-народное, далекое, наивное, фантастическое, ду­ховно-возвышенное, призрачное, удивительное и даже пугающее. Романтизм как течение художественной практики и теории вов­лек в свою орбиту разные виды искусств и состоялся в разных стра­нах. В Германии романтизм представляли писатели – Л. Тик, братья А. Шлегель и Ф. Шлегель, Новалис; во Франции – В. Гюго, Альфред де Мюссе; в Англии – С. Т. Кольридж, У. Вордсворт, Дж. Г. Байрон, Б. Шелли; в Италии – Дж. Леопарди.

    Наиболее продуктив­ной почва романтического искусства оказалась для музыки. Формирование музыкальных выразительных средств романтизма можно обнаружить в конце XVIII в. в творчестве Л. ван Бетховена. XIX столетие ознаменовано деятельностью музыкантов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Берли­оза, И. Брамса, Р. Вагнера.

    Яркими представителями романтизма в живописи являлись Э. Делакруа, Т. Жерико. Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи Дж. Констебля, Дж. Тернера, Р. Бенингтона.

    Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справед­ливого общества на разумных началах, с реакцией на углубление острых противоречий цивилизации. Реальную действительность, с ее утилитаризмом, бездуховностью и пороками романтики оценивают как недостойную человека «кажимость», противостоящую подлинному ценностному миру. Исходным принципом романтизма стало «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и идеального миров.Глобальное концептуально-значимое мироощущение романтиков выразилось в «мировой скорби» и пессимистическом настроении, которое они пытались преодолеть путем бегства от повседневной действительности в идеализированное прошлое, мир природы, грез, фантазий и воображения. Противопоставление буржуазной, мещанской, серой действительности и идеального романтического мира осуществлялось романтиками разными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ирреального мира ночи, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Неприятие жизни и действительности рождает также мотив ухода, смерти, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток.

    Движение романтиков к подлинному миру, утраченному современной культурой, предопределило их интерес к мифу, сказкам, народному творчеству, ушедшим культурам Древней Греции и Средневековья, к традиционным культурам Востока (Индия, Китай), которых не испортила буржуазная цивилизация.

    Центр эстетики и искусства романтизма – одинокая человеческая личность, наделенная неповторимым, уникальным характером, не принимаю­щая несовершенного окружающего мира. Романтики подчеркивали значимость внутренней жизни человека, так как внешняя действительность обманчива и видели главный смысл ис­кусства в воспроизведении глубин человеческого духа.

    В романтизме можно обнаружить тенденцию к стиранию грани между жизнью, философией, религией и искусством.При этом искусство являлось исходным пунктом в понимании мира – средством поведать людям об основах мироздания, а художественный гений – духовным провидцем и пророком.Поэт и теоретик романтизма П. Б. Шелли утверждал, что поэзия возводит человека к высшему божественному знанию, «приподнимает покров с сокрытой красоты мира». «Поэзия действительно представляет из себя нечто божественное. Она одновременно является и центром знания и его окружностью; она представляет собой то, что обнимает все познания, и то, к чему все познания должны быть сведены». По Шеллингу, идеальное произведение искусства снимает покровы с божественных тайн. В искусстве наиболее полно и целостно в процессе созерцания, художественного озарения, откровения, духовной интуиции выражаются сокровенные основы бытия. Оно является фундаментом и религии, и философии, и всех наук. Вакенродер был убежден, что искусство – это религиозное таинство; в процессе создания произведения художник отыскивает следы Бога в мире и творческим актом причащается высшей реальности. Новалис полагал, что художник, являясь одновременно философом и пророком, призван стать «священником новой веры», чтобы с помощью поэзии очистить от скверны души людей, природу, землю для новой идеальной возвышенной жизни. Поэзия в понимании Новалиса, как и многих его коллег‑романтиков, – мощная космическая сила, которая, сливаясь с реальной действительностью, создает «царство грез», являющееся более реальным, чем видимый мир. Только в нем открываются непостигаемые другими способами глубины Вселенной, и истинный романтик живет в этом царстве.

    Проникновение в невырази­мые сущности бытия, безусловно, не могло быть выражено в какой-то же­сткой системе, устойчивой художественной форме.Поэтому литературные произведения романтиков соединяют в себе массу жан­ров (рассказа, письма, сказки, аллегории, лири­ческой поэзии, рассуждения), которые в своей совокупности наиболее адекватно спосо­бны воплотить полноту жизни. В значительной мере – это «ос­колочные» высказывания, часто меткие, глубокие, метафоричные, но не всегда выстраивающиеся в систему. Однако именно против системы и восставал романтизм, настаивая на невыразимости глу­бинных сокровенных истин, побуждая художника к максимально интенсивной метафоричности и аллегоричности языка.

    Романтики ориентировались на такие характеристики художествен­ного творчества, как открытость, бесконечность, незавершенность, те­кучесть, в соединении с идеями полноты, целостности, всеохватности искусства. В художественном творчестве значимо не рациональное мышление и утилитарное знание, но переживание, воображение, не разум, но интуиция, не столько результат, сколько сам процесс творчества (или восприятия). С особой серьезностью романтики относились к таким компонентам искусства, как игра, воображение, грезы, ирония.Ф. Шлегель писал, что ирония создает настроение, «ко­торое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь надо всем обусловленным, включая и собственное свое искусство, и доб­родетель, и гениальность». Человек, наделенный ироническим мироощушением, оценивается Ф. Шлегелем как в высшей степени сво­бодный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Однако где развивается ирония, там она рано или поздно трансформируется в самоиронию. Любой иронически мыслящий человек и художник делает предметом и объектом иронии свое собственное творение и самого себя, т.е. противостоит в своем ироническом отношении не только реальному миру, но и самому себе. Ироническое мироо­щущение, считают романтики, позволяет художнику дистанцироваться от окружающей действительности, критически осмыслить свое творение как несовершенное, поскольку творческий порыв всегда богаче, чем его результат, и открывает творцу зону подлинной свободы творчества и самовыражения.

    Художественно-эстетическая концепция романтизма утвердила новое видение искусства как средства постижения мира, изменила представление о роли и предназначении творческой личности, открыла новые средства художественной выразительности, обозначила интерес к культурам прошлого и к иным культурным регионам.

    Уже в йенском романтизме ясно определились основные чер-

    ты романтического мировосприятия, более полно раскрывшиеся

    в дальнейшей эволюции романтического движения. Дать полную

    характеристику этого мировосприятия в какой-то определенной

    системе тезисов довольно трудно. Попытаемся наметить лишь

    основные его компоненты.

    Прежде всего следует обратить внимание на последователь-

    ное отторжение романтиками нормативных для эпохи Просвеще-

    ния идеалов класcицизма. В этом полемически заостренном

    противостоянии классицизму наиболее явно сказался первона-

    чальный антипросветительский импульс романтического мышле-

    ния. Понятия "классическое" и "романтическое" рассматрива-

    ются самими романтиками как противоположные по смыслу. Уже

    в самом принципе противопоставления сказывается своеобразие

    понимания романтиками своей историко-культурной миссии.

    Классическое - это все нормативное, образцовое, завершенное

    и статичное. Все романтическое, напротив, подвижно, открыто

    для непрестанного обновления и бесконечного развития. Клас-

    сическое видение мира созерцательно, романтическое - дейс-

    твенно. Нетрудно усмотреть здесь связь с пафосом изменения,

    привнесенным в европейское сознание революцией (между про-

    чим, сами романтики вполне осознавали эту связь; так,

    Фр.Шлегель говорил о Французской революции как одной из

    "величайших тенденций нашего времени").

    В центре всего романтического мировоззрения находится

    идея бесконечного творческого преобразования действитель-

    ности; главной внутренней пружиной романтического движения

    являются его жизнестроительные устремления. Романтическое

    сознание не терпит ничего застывшего, оно видит весь мир в

    становлении, в непрерывном процессе перерождения, взаимопе-

    рехода и взаимоперетекания элементов. Огромную роль в крис-

    таллизации этой центральной интуиции романтизма сыграло

    знакомство членов йенского кружка с философскими учениями

    Канта и особенно Фихте; это важно иметь в виду, чтобы по-

    нять своеобразие романтизма. Напомним, что Фихте, стремясь

    развить кантовское учение о познавательной активности субъ-

    екта, разработал учение, в котором весь мир природы и духа

    рассматривался как результат творческой деятельности само-

    сознания. Эта идея глубоко поразила молодых романтиков; в

    философии Фихте они нашли основание для нового понимания

    смысла культуры вообще. Романтическое творчество - это не

    социально-политическая преобразовательная активность, не

    педагогически-просветительная работа; это - внутреннее ду-

    ховное усилие, непосредственно-магически воздействующее на

    реальность. Форма, которую принимает такое усилие, для ро-

    мантиков не была важна, - это может быть искусство, филосо-

    фия, религиозная жизнь, даже просто внутреннее переживание,

    никак не выражаемое вовне, - важно само интенсивное внут-

    реннее напряжение. В таком напряжении перерождается сам че-

    ловек, а поскольку жизнь человека незримыми нитями связана

    со всем мирозданием, то в этом самоперерождении человек

    преобразует мир. Наиболее яркое выражение эта идея нашла в

    мировоззрении Новалиса, в его "магическом идеализме", расс-

    матривающем любые действия со знаками (словами, образами,

    звуками и т.д.) как инструмент магического преображения ми-

    Именно в творчестве романтики нашли объединяющее, синте-

    зирующее начало всей культуры. Остро переживая негармонич-

    ность, конфликтность, двойственность просветительского соз-

    нания, осознавая эклектический характер всей культуры ХVIII

    века в целом, они искали иного, органического синтеза сос-

    тавляющих ее элементов. Просветительский разум не справился

    с задачей такого синтеза; романтики искали другой инстру-

    мент синтеза и нашли его в идее творчества. Не рациональная

    целесообразность, заявили они, но творческое самовыражение

    человеческого духа составляет смысл всякой культурной дея-

    тельности. Рациональное конструирование действительности -

    это ее обеднение, сведение к абстрактно-общим формам; твор-

    ческое начало, напротив, позволяет осуществить органический

    синтез разнородного. Отсюда проистекает другая важная черта

    романтического миросозерцания - ориентация на создание но-

    вого универсального видения мира, соединяющего в себе черты

    науки, искусства, философии и религии. Это стремление, по

    сей день живущее в европейской культуре, в романтизме нашло

    выражение в утопическом представлении о грядущем новом ми-

    фе, формирование которого романтики связывали с собственны-

    ми творческими усилиями. (Чтобы представить себе весь раз-

    мах этой утопии, достаточно вспомнить, что члены йенского

    кружка вынашивали не больше не меньше как план создания но-

    должны были стать Новалис, Ф.Шлегель и Ф.Шлейермахер). Ро-

    мантическое мифотворчество особенно ярко воплотилось в их

    художественных произведениях - мистико-философских романах

    Новалиса "Ученики в Саисе" и "Генрих фон Офтердинген", фан-

    тастической прозе Л.Тика, А.Шамиссо, а позднее - Э.Т.А.Гоф-

    мана. Взаимопроникновение реального и фантастического, обы-

    денного и невероятного стало одним из главных художествен-

    ных открытий романтизма.

    Романтический культ творчества задает определенную сис-

    тему ценностей, совершенно противоположную системе ценнос-

    тей, предложенной Просвещением. Прежде всего, творчество

    всегда индивидуально. Поэтому все индивидуальное, ориги-

    нальное, самобытное имеет в глазах романтиков заведомое

    преимущество перед абстрактно-общим, нормативным. Именно

    поэтому понятию романтики предпочитали образ, абстракт-

    но-рациональному - чувственно-конкретное. Отсюда и особое

    значение, придаваемое романтиками искусству: ведь оно ра-

    ботает как раз с чувственным материалом и в этом смысле бо-

    лее индивидуально. По сути дела, всякое творчество романти-

    ки мыслили по аналогии с творчеством художника. С культиви-

    рованием индивидуальной самобытности связан и исключитель-

    ный интерес романтиков более позднего времени к самобытнос-

    ти национальной, как своей собственной (ярчайший пример то-

    му - обращение к фольклору немецких романтиков гейдельберг-

    ской школы, в частности, в знакомых каждому с детства сказ-

    ках братьев Вильгельма и Якоба Гримм и менее известном в

    России творчестве Ахима фон Арнима), так и чужой (особенно

    важным оказалось для романтиков знакомство с культурами

    Востока, в которых они нашли много близкого своим интуици-

    ям; изучение романтиками культур Востока положило начало

    научному востоковедению в Европе) , и неослабевающее внима-

    ние к историческому прошлому (с усилиями романтиков связан

    расцвет исторического жанра в литературе и настоящая рево-

    люция в изучении наследия античности, средневековья и Ре-

    нессанса).

    Стоит отметить, что романтики развили совершенно новое

    понимание национального и исторического своеобразия. Источ-

    ник этого своеобразия они находили не во внешних формах

    (политическом строе, обычаях, нравах и т.д.), а в некоторой

    внутренней цельности, определяющей и связующей все эти фор-

    мы, разнообразно в них проявляющейся. Самобытность эпохи,

    неповторимость национальной традиции были в глазах романти-

    ков столь же неразложимы на составляющие элементы, сколь

    неразложима конкретная человеческая личность на сумму внеш-

    них признаков, идей, представлений, жестов и т.д. Поэто-

    му-то романтики так любили размышлять о "духе эпохи", о

    "национальном духе" или "душе народа". В этом смысле роман-

    тизм, пожалуй, впервые в европейском сознании стал осознан-

    но и целенаправленно ориентироваться на осмысление и изуче-

    ние культуры как особой реальности. В известной степени ро-

    мантики - первооткрыватели того рода исследования, который

    мы сегодня называем культурологическим. Многие собственно

    культурологические проблемы впервые были поставлены и четко

    сформулированы именно в контексте романтического мировозз-

    рения. Одним из множества примеров может послужить книга

    Фр.Шлегеля "О языке и мудрости индийцев"(1808), в которой

    был впервые поднят вопрос о возможности установления общих

    истоков культуры всех индоевропейских народов с опорой на

    сравнительное изучение индоевропейских языков, по-настояще-

    му разработанный только в культурологии и лингвистике ХХ

    века. Другой показательный пример - огромный вклад, внесен-

    ный романтиками в научное исследование мифологического ма-

    Важной оказалась для романтиков и другая особенность

    творческого акта: он всегда предполагает подлежащий преоб-

    ражению материал. Это не обязательно физический материал,

    но непременно нечто неоформленное, хаотическое. Если такого

    материала нет, творчество невозможно. На этой основе роман-

    тики развили представление о том, что неупорядоченное пов-

    сюду предшествует порядку, хаос - космосу, противополож-

    ность - единству. Не случайно с романтизмом связан небыва-

    лый расцвет диалектики в западной (прежде всего немецкой)

    философии.

    Применительно к человеческой личности это представление

    приобрело форму развитого Ф.В.Й.Шеллингом учения о том, что

    всякое сознание опирается на бессознательный базис. Такое

    понимание природы человека хорошо ложилось на романтический

    культ искусства - ведь в деятельности художника, поэта бес-

    сознательный импульс имеет огромное значение. К обоснованию

    этого взгляда романтики привлекли учение И.Канта о гении -

    бессознательно действующем творце, через которого творит

    сама природа (романтики придали словам "гений", "гениаль-

    ность" тот смысл, в котором мы употребляем их и сегодня).

    Ориентация на бессознательный, интуитивный творческий им-

    пульс обусловила особое место музыки в романтической клас-

    сификации искусств. Музыку романтики считали высшим из ис-

    кусств и стремились придать музыкальность другим видам ис-

    кусства - литературе, живописи. Некоторые романтики были

    одновременно композиторами и литераторами (например,

    Э.Т.А.Гофман, а позднее - Рихард Вагнер).

    Таковы были главные компоненты того культурного движе-

    ния, которое родилось в последние годы ХVIII века в Герма-

    нии и триумфальное шествие которого по всей Европе опреде-

    лило своеобразие западноевропейской культуры первой полови-


    Горячая жажда вечности ("тоска по Богу") - характерная черта романтизма. Романтики верили в господство возможности над действительностью, в духовный прорыв к возможному, минуя действительность ("жизнь постоянно выходит из берегов"), постоянно стремились к недостижимому. В бытии прошлое и будущее амальгамированы, растворены одно в другом. И потому история - это пророк, обращенный к прошлому. А для постижения будущего не нужны ни знания, ни личный опыт, ни рациональные операции абстрактного мышления. Будущее постигается непосредственно чувствами. Потому-то чувство будущего присуще наивным и непосредственным существам, прежде всего детям.

    "Дети стоят среди нас, как великие пророки", - писал Л. Тик. А взросление человека есть возрастание его личных возможностей осуществления детских пророчеств. Но для этого нужно стать художником-творцом, ведь "истинный творец сказки есть провидец Грядущего". Полное слияние в духе прошлого и будущего - и есть область художественного творчества, и потому "нет ничего более поэтического, нежели воспоминание и предчувствие или представление о Грядущем".

    Романтизм пронизан духом обновления человека, ориентирован на некую новую будущую эпоху - эпоху гармоничного, целостного человека. "Век грядущего" - век расцвета...


    Вплоть до середины XVIII в. в общественном самосознании господствовало представление, что народная культура воплощает в себе невежество, примитивизм и грубость Средневековья, она не интересна и в лучшем случае она может быть лишь банальной. К народности относились с подчеркнутым равнодушием, высокомерием либо даже с настороженностью. В народности бессмысленно искать героев, там в лучшем случае есть лишь пасторальная простота и невинность.

    Развитие капитализма качественно изменило масштаб исторического действия, вовлекло в него широкие народные массы. В этих условиях неизбежно пробуждение интереса к массовому, народному сознанию, к произведениям народного творчества, фольклору, народной старине, национальным мифологиям. Вторая половина XVIII в. - период стремительного поворота общественного интереса к народной культуре, поэзии, истории. Наиболее ярко этот интерес выразил романтизм. Поэтическая и философская реабилитация народной культуры - это несомненная заслуга романтиков.

    В 1760 г. в Эдинбурге выходит небольшая книга Макферсона "Отрывки старинной поэзии, собранные в горной Шотландии и переведенные с гэльского или эрзийского языка" - первое собрание песен, якобы принадлежавших "барду Оссиану, сыну Фингала, жившему и певшему свои песни в III столетии в Горной Шотландии". (Это была, как оказалось впоследствии, гениальная фальсификация, в которой необыкновенно...

    Романтический мистицизм

    Романтизм был пронизан мистицизмом. От фантастики, чувственно-образного воображения, поэтических грез - всего один шаг до мистицизма. Амбивалентная трактовка бытия, взаимопереходы прошлого, настоящего и будущего, конечного и бесконечного порождали культ необычного, странного и неизведанного, волшебного и мистического. Художественное изображение бытия у романтиков в значительной мере наполнено таинственностью и мистицизмом.

    Установки ренессансного пантеизма они трансформировали в "магический идеализм", согласно которому хаос природных форм (являющийся для людей повсеместным источником трепета, ужаса и страха, ощущения бездны) может быть преодолен магической властной волей творческой личности. Естественным связям человека с миром они придавали мистериальный характер, наделяли прозаические вещи ореолом таинственности и святости.

    Поэтому чувственная неопределенность нередко соседствует у романтиков с мистериальной субъективной необузданностью, с переходами от реального к фантастическому и обратно. Фантастика продолжается в действительности, а действительность причудливо проявляется своими фантастически-волшебными чертами. Действительное и фантастическое постоянно перемешиваются, перетасовываются. Человек в таком двойственном мире стоит перед возможностью особого...

    К народной культуре

    Решительный поворот во второй половине XVIII в. общественного интереса в Западной Европе к народной культуре, ее истории, к произведениям народного творчества, к фольклору, национальной мифологии постепенно распространяется и на Россию. Здесь также утверждаются идеалы народности, возникает широкий интерес к народной культуре, народной старине, к фольклору, отечественной мифологии. В конце XVIII в. романтизм возглавил и усилил эту тенденцию.

    Осмысление места и роли мифотворчества в отечественной культуре имеет свои особенности. В силу ряда обстоятельств славянская мифология не оставила после себя значительных письменных и литературных памятников, подобных тем, которые нам известны из древнегреческой, древнеиндийской, скандинавской и других культур (теокосмогоний, развернутых повествований о богах и их участии в судьбах людей и др.). А немногочисленные остатки древнеславянского мифопоэтического творчества, фольклор, "низшая демонология" и другие явления народной культуры церковь относила к языческим пережиткам. Составители летописей гнушались сказаниями язычества и упоминали о них от случая к случаю с...

    Первые отечественные мифографы

    В общеевропейском русле освоения народного творчества возникает отечественное направление изучения славянской мифологии и фольклора. Первый опыт изучения славянской мифологии и обрядности принадлежит М. Д. Чулкову. Начатое им дело продолжили М. Попов, Г. Глинка, А. Кайсаров, считавший, что "создание национальной мифологии является одним из звеньев общего патриотического дела", включения русской литературы в единый общеевропейский литературный поток. В их пионерских трудах обработаны отечественные и зарубежные источники, содержавшие сведения о древнеславянской мифологии и обрядности, представлены первые попытки их систематизации.

    Наши первые отечественные мифографы находились под влиянием западноевропейского романтизма, руководствовались чувством патриотизма и здоровой научной соревновательности. Общая установка была совершенно определенной: если существовали древнегреческая, древнеримская мифологии, национальные мифологии европейских народов, то должна существовать и древнерусская мифология. Мысль совершенно справедливая, но на первых порах она воплощалась с большими...

    Тема нашего сегодняшнего урока «Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое».

    Эпоха Просвещения подходила к своему закату… подводя её итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди писал:

    …Зарождающийся золотой

    Век должен на себе нести печать

    Веков прошедших, потому что сотни

    Начал враждебных, несогласий прячет

    Сама природа общества людского.

    И примирить их было не дано

    Ни мощи человека, ни уму.

    Романтизм в художественной культуре начала XIXв. Предпринял попытку в какой-то мере осуществить это примирение. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил.

    Слово романтизм восходит к латинскому «romanus» - римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

    Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом романтизм представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам.

    Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Романтики, пережившие разочарование в ФБР, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Постоянно меняющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

    Героями романтических произведений становятся исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой может посвятить всю жизнь поиску своей мечты и идеала. В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром. Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грез и иллюзий. В центре внимания оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям душевным мукам отличает произведения романтизма.

    В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющий предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб.

    В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, несуществовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. Оригинальной реабилитации подверглась эпоха Средневековья. Одних увлекала выдуманная идиллия, другие искали в нем яркие характеры, сильные пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости.

    Какие исторические события в Европе предшествовали рождению романтизма?

    Чем главные эстетические принципы романтизма привлекают лично вас?

    В чем вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения?

    Знакомы ли вам по произведениям искусства романтические герои? Расскажите о них поподробнее.

    Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, неприятие реальной жизни приблизили реализм – другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре ½ XIX века.

    Понятие реализм – одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В сфере художественной деятельности значение реализма еще более сложно и противоречиво. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. Истину. Дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма».

    В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Осуждая основы общественного строя, художники реалисты в то же время утверждали идеалы добра, справедливости, всеобщего равенства и счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства.

    Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в общественную жизнь, защищая интересы народных масс. Еще глубже и непримиримее становятся различия между реализмом и романтизмом.

    Воспроизводя действительность такой как она есть, реалисты не стремились к ее точному копированию. В их произведениях оставалось место для творческого воображения и фантазии.

    Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

    Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

    (Алан Мэйли "Изящный век" )

    Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

    Романтизм в русской литературе XIX века

    Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

    (Иван Крамской "Неизвестная" )

    Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

    Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

    (В. А Жуковский )

    Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

    (Н. В. Гоголь )

    Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

    Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

    Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

    К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

    Романтизм в зарубежной литературе XIX века

    Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

    (Франсиско Гойя " Урожай" )

    Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

    (Карл Бруллов "Всадница" )

    Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

    Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

    (Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

    Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

    И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.