Рок-н-ролл на костях: как в ссср распространяли запрещённую музыку на рентгеновских снимках

"Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза" Уильям Ли

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ карандашом. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома "не поместился на листке".
2. Поза


Основы анатомии человека


Схематические изображения человека


Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: "Палка, палка, огуречик - получился человечек"... Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические "человечки". Вы спросите - какую?


Самое главное - они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете - пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.


Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

Человечек 1 . Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела.

Человечек 3 . Вершина схематичного искусства;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков.

Задание : нарисуйте несколько "человечков" и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.


Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.


Язык тела


И снова человечки.


Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции в или . И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.


С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.


Человечки в действии.


Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические "человечки" отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно;)

Этот бросает копье.

Танцует (ну, мне так кажется;).

Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку.

Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса - очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то.

Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу.

Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса - плечи и бедра развернуты на небольшой угол.

Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо.

Задание : нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.


Равновесие


Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.


Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:


красный круг = центр тяжести

красная стрелка = направление силы тяжести

зеленая стрелка = точки опоры

Обычная походка. человека

Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии.

Падение.

Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево.

Балансирование.

Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком.

Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо.

Беги, человечек, беги.

Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед.

Прислонившись к стене.

Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия.

Крадущийся тигр. Притаившийся дракон.

Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно.

Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза - это спокойный персонаж.


Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.


Движения и действия


Тело - это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.


На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении.

На втором рисунке - человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение.

3. Строение


Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.


Скелет


Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.


Основные части человеческого тела:



  • Вид спереди:

  • голова (черный )

  • грудная клетка (голубой )

  • позвоночник (голубой )

  • таз (голубой )

  • суставы (красный )

  • руки (зеленый )

  • кисти (зеленый )

  • ноги (зеленый )

  • стопы (зеленый )

Вид сбоку.

Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно).

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела человека.

Строение тела человека


А теперь - ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.


Может перейти сразу к рисованию собственно тела?

Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Объемное представление частей тела.

Красные линии - соединения.

Вы можете проанализировать расположение частей тела.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.


Слева - наброски, схематические рисунки. Справа - объемные прорисовки на основе схематических рисунков.


Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы - скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты


Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.


1. Люди


Вот несколько примеров:


  • мускулистый мужчина;

  • женщина, стандартная фигура;

  • толстые мужчина;

  • ребенок

Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда - сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.

2. Разнообразные существа


Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным - всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.


Вот несколько примеров:



  • Обезьяна

  • Собака

  • Ящерица

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.


То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для "мультяшек", особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для "мультяшек", которые гнутся, словнот резиновые.

Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль - для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода - вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.


И напоследок - небольшой пример.


И женской фигуры можно приступить к рисованию человека в движении. Существует множество подходов к быстрому обучению рисования человека в движении. Несколько из этих подходов можно объединить в общую канву процесса построения в рисунке двигающегося человека.

Поэтапное рисование человека в движении

Каркасная модель человека

Идеальным стартом в рисовании человека в движении является построение каркасной модели человека в нужной позе. Для этого на месте будущей головы рисуется обычный круг или овал. Весь позвоночный столб обозначается одной условной вертикальной линией от головы до основания ног. Плечи и таз намечаются соответствующими им условно горизонтальными линиями. Руки и ноги обозначаются также одной линией. На руках одна линия идет от плеча до локтя. Вторая линия от локтя до запястья. Вместо кисти достаточно нарисовать овал. На ногах одна линия идет от таза до колена, вторая от колена до стопы. Стопу можно обозначить условно горизонтальной линией.Обращаю внимание на формулировки "условно горизонтальная линия" и "условно вертикальная линия". Здесь имеется ввиду, что при ровном вертикальном расположении корпуса человека эти линии будут соответственно горизонтальными и вертикальными. Однако, в каркасной модели они призваны обозначить наклоны позвоночника, плеч, таза и стоп.


Шарнирная модель человека

Шарнирная модель человека позволяет понять условное наличие объемов в человеческом теле. Для этого на каркасной модели человека достаточно на местах сочленения всех линий нарисовать кружки "шарниры". Далее, на руках и ногах все линии обвести в овалы. Эти овалы будут демонстрировать как приблизительно располагаются объемы в человеческом теле. Под линией плеч по линии позвоночника на 2/3 высоты до тазовой линии нужно нарисовать овал. Этот овал указывает на грудную клетку. Тазовую линию также следует обвести в овал, он будет обозначать место расположение таза.


Кубическая модель человека

Чтобы максимально полно представить объемы в человеческом теле нужно нарисовать человека с помощью кубической модели. Для этого стоит взять за основу каркасную модель человека, которая определит общую позу и ракурс человека на рисунке. Затем по каркасной модели нужно нарисовать шарнирную модель человека, которая укажет место расположение суставов и основных объемов человеческого тела. Затем вместо овалов, указывающих на руги, ноги, голову, грудь и таз, нарисовать кубы, или, точнее, прямоугольные бруски. Чтобы правильно отобразить бурски стоит вспомнить, как рисуется куб в перспективе . Круги, обозначающие суставы увеличить или, если нужно, уменьшить, до размеров, схожих по соотношению со стальной фигурой.


Линейный рисунок человека в движении

Разобравшись на примере кубической модели человека, каким образом распределены основные объемы человеческого тела можно приступить к линейному рисунку человека в движении. На данном этапе достаточно плавно обвести кубическую модель, чтобы получить контуры человеческого тела. Затем, наметить элементы одежды и детализировать головы, в частности лицо, кисти рук и стопы.


Тональный рисунок человека

Для придания законченного вида линейному рисунку человека, его требуется затонировать. Тональный рисунок выявит объемы человека, освещение, фактуру его одежды. Для правильного нанесения тона нужно вспомнить каким образом можно нанести карандашом тон с помощью штрихов на плоскость. Далее, опираясь на расположение больших световых и теневых пятен на кубической модели, нанести тон на рисунок, формируя объем человека.

Оборудование:

  • Методические таблицы ске-лет, пропорции людей разного воз-раста).
  • Бумага А-4
  • Карандаш простой. Мелки восковые.
  • Раздаточный материал:
    • карточки проверки знаний пропорций фигуры человека
    • детали фигуры человека <Приложение 1 >

Разработка данного урока подразумевает, что учащиеся уже знают основные пропорции фигуры человека. Для повышения интереса учащихся тестовая часть урока составлена в виде картинок сказочных персонажей.

Цель урока: развивать познавательные интересы при выполнении набросков и зарисовок фигуры человека в движении, обращая внимание на конструктивно-анатомическое строение.

Задачи:

  • Обучающие - обучить приемам изображения.
  • Развивающие - развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
  • Воспитывающие - воспитывать любовь к изобразительному искусству, к человеку.

План проведения занятия:

  1. Приветствие (1-2 мин.)
  2. Работа с карточками (5-7мин.)
  3. Теоретическая часть (5-7 мин)
  4. Практическая работа (20-25 мин)
  5. Подведение итогов. (3-5 мин.)

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили соотношении пропорций в изображении фигуры человека. Давайте вспомним, какие важные моменты мы должны знать.

Учащиеся отвечают, основываясь на методические таблицы.

Молодцы. Материал вы знаете, а давайте проверим на практике! Перед вам карточки со сказочными героями. Ваша задача сказать, под каким номером фигура пропорциональная.

Учащиеся выполняют задания на карточках и коллективно обсуждают ответы. (Ответы: рисунок 1 - №3, рисунок 2 - №1, рисунок 3 - №1, рисунок 4 - №1)

Правильно! Вы справились с задачей!
Человеческое тело есть великолепно организованный инструмент для совершения разнообразных движений и действий. Чтобы его изображать, нужно обладать некоторыми знаниями об его устройстве. Это не значит, что вы должны детально изучить анатомию - достаточно получить представление об основных пропорциях. Манекен, обычно деревянный - бесценный помощник для рисования фигуры в движении. Он может имитировать все позы и положения, которые способны занимать человеческое тело. Сегодня у нас нет деревянного манекена, но я предлагаю вам интересный аналог.

Учитель раздает конверты с заранее вырезанными деталями человеческой фигуры <Приложение 1 >, рассказывает, как пользоваться ими.

Перед вам фигура подростка, которую я составила соответственно пропорциям. Для начала я предлагаю вам составить его бегущим.

Учащиеся формируют правильный наклон тела, рук и ног.

Возьмите, пожалуйста, последнюю карточку и скажите, сравнивая с вашей фигурой. Что неправильно нарисовано?

Учащиеся выполняют задание на карточке.

Итак, при помощи нашего «манекена» мы можем правильно изобразить фигуру нашего подростка в движении. Попытайтесь поставить его в разные позы - стоя, сидя, наклон, удар ногой, танец. Тщательно обдумайте позу. которую будете рисовать. Не забывайте про уравновешивание фигуры. Баланс для фигуры в движении имеет решающее значение.

Учащиеся, сверяясь с «манекеном», изображают фигуру подростка, готовые рисунки вывешиваются на доске.

В целом с заданием вы справились. Давайте подведем итоги нашего урока.

  • Какие особенности вы заметили в набросках фигуры человека в движении?
  • Какое значение имеет для фигуры человека баланс?
  • С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего урока?

Спасибо за урок! До свиданья!