Сказку «Петя и Волк» гениальный русский композитор Сергей Прокофьев сочинил для исполнения чтецом и симфоническим оркестром. Невозможно верно представить себе Петю, волка и утку без звучания скрипки, валторны или гобоя. Ведь вся соль этого произведения и заключается в том, что каждого персонажа сказки иллюстрирует свой инструмент и своя музыкальная тема.
Симфоническая сказка «Петя и волк» является одним из самых исполняемых музыкальных произведений в мире. В 1946 компания The Walt Disney Company выпустила мультфильм «Петя и Волк». А в 1975 году Байан Ино и Фил Коллинз организовали в Великобритании постановку рок-оперы «Петя и волк». В 2006 году вышел еще один мультфильм под названием «Петя и Волк» – на этот раз совместного производства Польши, Великобритании и Норвегии. Что касается чтецов, то самыми знаменитыми из них были Михаил Горбачев, Билл Клинтон и Софи Лорен. Сам Прокофьев самой удачной считал инсценировку, где текст читает соавтор произведения Наталия Сац. Так она и звучит на диске, приложенном к книге, - в исполнении Академического оркестра Большого театра и Наталии Сац (CD от фирмы «Мелодия»).
В 1958 г. немецкий художник Франс Хаакен нашел свой способ изобразить историю о хитром Пете, который заманил волка в засаду с помощью птички. Белой чертой на черном фоне он изображает ее героев, лишь газон перед домом, свитер Пети или глаза кошки светятся зеленым, красным или желтым цветом. И все же. Именно этот прямолинейный черно-белый карандашный рисунок составляет сказочно-странное обаяние этой книги, которое остается в памяти каждого, кто берет ее в руки.
Иллюстрации к «Пете и Волку» принесли Франсу Хаакену международную известность. Теперь история, придуманная Сергеем Прокофьевым, сама по себе стала превосходной книгой.
Как ему удалось сочетать яркость и полнокровную выразительность каждого образа с непрерывностью развития музыкальной мысли!
Бывает, какой-нибудь композитор от всего сердца желает написать доступное для ребят музыкальное произведение, сделать каждый образ доходчивым, а в целом получается клочковато – единого-то произведения и не вышло! Как одеяло из разноцветных лоскутов! У Прокофьева звучат озорной пионер, неуклюжая утка, ворчливый дедушка – они лепятся из звуков в образы, почти видимые и ощутимые, но, хотя в музыке слышится и волчий вой, и утиное кряканье, это не звукоподражание, как бывает, например, в музыкальном сопровождении мультипликационных фильмов, – это выражение жизни данных образов, это настоящая музыка. Я-то уж наверное знаю, что «Петя и волк» Прокофьева написан по специальному заданию, и… забываю об этом, слушаю его как чудесное музыкальное произведение – целое, целостное.
Наталья Сац. С Петей и волком к детям всего мира». Из книги «Новеллы моей жизни»
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_1.jpg)
Маршрутный лист
Сюжет сказки
Музыкальные характеристики героев
Герой
Инструмент
1___________________________2___________________________3___________________________4___________________________5___________________________
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_2.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_3.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_4.jpg)
Симфоническая сказка
«Петя и Волк»
Сергей Сергеевич Прокофьев
Симфоническая - значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_5.jpg)
Ранним утром пионер Петя
выходит на большую зелёную лужайку.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_6.jpg)
На высоком дереве сидит его знакомая Птичка , которая, заметив Петю, слетает вниз.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_7.jpg)
В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с Птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или Птичке, которая плавать не умеет.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_8.jpg)
За ними наблюдает
Кошка , готовая поймать одну
из них, однако Птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а Утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_9.jpg)
Выходит Петин дедушка . Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_10.jpg)
Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает её и проглатывает.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_11.jpg)
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка, и, когда тот пытается её поймать,
накидывает Волку на хвост петлю.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_12.jpg)
Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка
и отвести его в зоопарк.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_13.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_14.jpg)
Пионер Петя - главный герой сказки. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты - скрипки, альты и виолончели , которые называются струнной группой.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_15.jpg)
Роль Петиного дедушки исполняет фагот :
уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_16.jpg)
Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, конечно, лучше всего было поручить роль Птички флейте.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_17.jpg)
Отрывистые, приглушенные звуки кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье Кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких
бархатных лапок.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_18.jpg)
Исполнитель роли Утки - гобой. Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты напоминают утиное кряканье. Гобой прекрасно изображает в оркестре самодовольное кряканье глупой Утки.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_19.jpg)
Роль Волка исполняют три валторны . Оказывается, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изображает злого и страшного Волка.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_20.jpg)
Охотники смелые, храбрые
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_21.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_22.jpg)
СИНКВЕЙН
- Тема: ПЕТЯ, ПТИЧКА, ДЕДУШКА, ВОЛК
- Два прилагательных, раскрывающих характерные признаки героя.
- Три глагола, раскрывающие действия героя.
- Фраза, раскрывающая суть произведения.
- Вывод, отражающий ваше личное отношение к герою.
НАПРИМЕР:
- Петя.
- Справедливый, отважный.
- Гуляет, спасает, ловит.
- Смелый мальчик, не боится волка.
- Герой.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/08/k_59108c995eaa1/img_user_file_59108c99ce748_23.jpg)
Рефлексия
Спасибо за урок!
Петя и волк - детский мультик, в котором дети впервые знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра, этого яркого явления западноевропейской музыкальной культуры. Если вы решили обучать своего ребёнка музыке, то наверняка он станет более-менее частым посетителем филармонических концертов. Во всех странах это является нормальной потребностью культурного, образованного человека.
А в этом случае ему будет просто необходимо хотя бы в общих чертах входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху), знать, как они выглядят.
Информация эта объёмная и потому было бы неправильно наваливать её на ребёнка всю сразу. Ему будет сложно всё запомнить, может возникнуть путаница в голове. Поэтому давайте, как всегда, «кушать слона по кусочкам».
К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк». Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.
Есть много вариантов записи этого произведения. При выборе видеоролика для размещения на своём блоге я думала о том, что этот фильм должен сочетать в себе богатую информативность, доступность и интересную подачу материала. Поэтому выбор был сделан в пользу записи, сделанной ещё в 1946 году.
К сожалению, более поздние варианты не выдерживают конкуренции с этой записью по указанным выше параметрам. По причине давности записи качество видео в ней несколько уступает более поздним образцам. Однако, думаю, что содержание всё же важнее.
Итак, в сказке за каждым из главных действующих лиц закреплён определённый инструмент (или группа инструментов), которые характеризуют это действующее лицо своей мелодией-лейтмотивом.
Таким образом происходит знакомство с пятью духовыми инструментами и четырьмя из группы струнных инструментов. Вот они:
1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка , виолончель или альт всем хорошо известны).
2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.
3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент Гобой , поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.
4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет (как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные духовые.
5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот .
6.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных
(сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна
, причём их задействовано для этой цели сразу три!
Надеюсь, что просмотр этого фильма об инструментах симфонического оркестра
доставит удовольствие всем. По крайней мере, у детей этот фильм всегда пользовался большим успехом:Sorry, дорогие друзья! Я могу только догадываться каким образом наш советский мультик 1946 года с музыкой нашего Сергея Прокофьева стал вдруг недоступным для нас, естественных наследников творений наших предков. Но по факту этот мультфильм теперь является собственностью некоего партнёра Kedoo Entertainment и найти его в интернете я не смогла. Сожалею, что не скачала вовремя. Предлагаю альтернативный вариант. Это довольно интересная и содержательная беседа со школьниками с иллюстрацией симфонического оркестра. Впрочем, на YouTube вы сможете найти много вариантов этого мультика.
другие презентации на тему «Симфоническая сказка «Петя и Волк»»
«Волшебник Изумрудного города» - Ничего вкусного на земле не осталось! Рамина. 14. За что Гингема ненавидела людей? «Ненавижу я их… Таинственный волшебник, «Web-сайту» помоги! Нарисуйте рисунки к сказке. Трость. 25. Что случилось с Гингемой? С кем водятся волшебники? Проект. Разве только червячком, да паучком полакомишься!..» Где жила Элли?
«Сумчатый волк и тилацин» - Животные держались поодиночке или парами, иногда семейными группами. Сумчатый волк. Считается единственным представителем отдельного семейства. Образ жизни. Cумчатый волк (тасманский волк, тилацин). С 1888 по 1909 правительство острова выдавало премии за каждого убитого зверя. В конце XIX нач. После выхода из сумки малыши находились с матерью еще около 9 месяцев.
«Изумрудный город» - Первое издание книги. Родной город Элли? Чего больше всего боялся Страшила? Стелла – добрая волшебница Розовой страны. Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны. В шляпе В мозгах В башмаках В платке. Виллины. 6 книга «Тайна заброшенного замка». (1891 – 1977). «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос, шафорос, барики, шарики».
«Волков Волшебник изумрудного города» - Стелла – добрая волшебница Розовой страны. Гингема – злая волшебница Голубой страны. Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны. В 1939 году «Волшебник Изумрудного города» вышел в «Детиздате». 3 книга «Семь подземных королей». (1891 – 1977). Героев сказки «Волшебник Изумрудного города» ждут новые увлекательные приключения.
«Урок Сказка» - По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И, конечно, я! Урок обобщения. Ждёт вас впереди весёлая викторина. Паутины вьётся нить. Прекрасно вот и собрали всех героев вместе!!! Сколько мне лет? Пауки, дураки, ну-ка, догоните! Обобщающий урок по разделу: «Сказочные человечки».
«Инструменты симфонического оркестра» - Доли- особый барабан народностей Кавказа и Ближнего Востока. Быстро ударяясь друг о друга, издают стрекотанье. Единственные из семьи барабанов исполняют гулкие звуки точной высоты. Немецкое Waldhorn - лесной рог. Остальные пальцы, оставаясь свободными, выстукивали на деревянных раковинах замысловатые ритмы.
Татьяна Мартынова
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»
(1 слайд) Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя и волк » .
Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку , в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента . Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов , которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение , манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш , но характеры этих маршей разные.
(2 слайд) Вы видите мальчика-это пионер Петя . Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка . Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты .
Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.
(3 слайд) Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта . Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.
(4 слайд) Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке . Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.
(5 слайд) Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими , вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на - чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.
(6 слайд) Старого дедушку изображает строгая , неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная , передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий. Мелодию его играет фагот : самый низкий деревянный духовой инструмент . Тема дедушки - это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.
(7 слайд) Волка изображают три валторны . Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная , но волк дал поймать себя , да как - за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волка тоже немного похожа на марш : она передает его грозные шаги.
(8 слайд) У каждого героя сказки есть своя мелодия , которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка .
(9 слайд) А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички , характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки , но он всегда узнаваем.
(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они шли по следам волка и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры , барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш , но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.
(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием всех героев.
(12 слайд) Волк в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.
(13 слайд) Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.
Публикации по теме:
Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк» Конспект досуга, посвящённого 125- летию С. С. Прокофьева, для детей подготовительной группы на тему: «Инструменты симфонического оркестра.
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Цель. Продолжать.
Конспект открытой НОД по музыке «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк» Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»Ход занятия. Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном.
Конспект занятия самостоятельной музыкальной деятельности «Знакомство с музыкальными инструментами» (первая младшая группа) Самостоятельная музыкальная деятельность в 1 младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами». Цели: Знакомство детей с музыкальными.
НОД. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». Цель: Познакомить детей с разнообразием.
Окружающий мир. Конспект НОД в средней группе: "Знакомство с музыкальными инструментами". Интегрированное занятие с элементами лепки (техника.