Рисуем штрихом в детском саду. "рисуем штрихами вместе с детьми". Варианты рисования ушей

Обучение детей технике рисования штрихами. Рисование - один из основных видов продуктивной деятельности детей. Осваивая технику рисования, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит их к письму. Рисование штрихом - это более сложный способ изображения. Он требует от ребенка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов) предается объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту. Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление. Понятие "штрих" я даю детям, когда знакомлю их с работами детских художников - графиков Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева и др. Я считаю, что обучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков (на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно. Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ. Для познания секрета этих "выразительных" линий работу провожу в несколько этапов.

    -- Графика- вид изобразительного искусства. -- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев. -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха. -- Игры упражнения на развитие техники штриховки. -- Занятия.
    -- Беседа: Графика- вид изобразительного искусства.
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства -- графикой, объяснить, чем она отличается от живописи. Материал : Картина, написанная масляными красками, несколько книг с иллюстрациями известных детям художников: Ю.Васнецо-ва, Е.Рачева, В.Сутеева и Е.Чарушина; изобразительный ма-териал: уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др.; ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки, выполненные штрихами, гравюры Гурия Захарова или др.; Ход: Воспитатель показывает картину, написанную масляными красками на холсте, и два-три графических произведения. -- Вспомните, дети, как называют художников, которые пишут свои картины масляными красками на холсте (живо-писцами). Вы знаете некоторые произведения художников- живописцев. Это пейзажи И.Левитана, Саврасова, это кар-тины "Три богатыря", "Аленушка" художника В.Васнецова и многие другие. Эти картины художники написали очень давно, и они хранятся в Третьяковской галерее в Москве. А мы рассматривали с вами репродукции -- цветные фотогра-фии, напечатанные на бумаге, которые сделаны с этих кар-тин. Посмотрите, как выглядит живописная картина. Воспитатель предлагает детям потрогать картину пальцами с двух сторон, чтобы ощутить слои краски и холст с обратной стороны. Продолжает: Но многие художники рисуют не масляными красками на холсте, дереве, картоне, а другими изобразительными ма-териалами: карандашами, красками гуашь и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются уголь, пастель, сангина, восковые мел-ки (показывает), а также создают свои рисунки пером, рисуя их жидкой тушью. Рисуют эти художники на бумаге. Все зна-комые вам художники-иллюстраторы нарисовали свои кар-тинки к детским книжкам на бумаге. Кто рисовал красками гуашь, как художник Ю.Васнецов (показать), кто -- акварель-ными красками, как художник Е.Рачев, кто -- карандаша-ми, как художники В.Сутеев и Е.Чарушин. А потом их рисун-ки отпечатали в типографии и поместили в тысячи одинако-вых книжек. Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Художники-графики рисуют не только иллюстрации к книгам, но и создают отдель-ные картины-гравюры. (Показывает несколько гравюр Гурия Захарова или др.; -- из книг.) Многие художники-графики делают свои картины од-ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами. Далее дети рассматривают изобразительный материал, которым были созданы картины гравюры:уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др. и ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки. 2. Детский художник - график: Е. Чарушин Евгений Иванович Чарушин в своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка -- 18.02.1965, Ленинград) -- российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы.

Всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Главное -- крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.

Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности"

"Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь"

"Я приучился с детства понимать животное -- понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное", -- говорил художник

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
    -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха
Воспитатель показывает детям книжные иллюстрации и рисунки. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти рисунки? Красками или какими-то другими изобразительными мате-риалами? Почему вы считаете, что рисунки выполнены пе-ром или карандашом? (Растения, животные или другие пред-меты нарисованы короткими линиями.) Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зве-рей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Воспитатель по-казывает рисунки, выполненные штрихом. Обращает внима-ние детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко. Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая назва-ния каждому виду штрихов: короткие равномерно расположен-ные штрихи (вертикальные и горизонтальные) отрывные и безотрывные, дуги и др.
В ИДЫ ШТРИХОВ


Короткие прямые штрихи

Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи

Наклонные отрывные и неотрывн ые штрихи

Удлиняющиеся штрихи

Штрихи-зигзаг

Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные

Затем предлагает детям нарисовать на своих листках бумаги разные штрихи. Когда дети закончат рисование штрихов разного характера, воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и най-ти в изображениях предметов те или иные штрихи.








В заключение говорит, что на следующих занятиях дети будут учиться изображать разные растения и животных штрихами. Упражнения на развитие силы нажима на карандаш. "Редеющий заборчик" Предложить ребёнку нарисовать заборчик из вертикальных линий. Вначале сильно нажимать на карандаш, но с каждой следующей линией нажим ослаблять всё тише и тише. Получатся первый столбик самый толстый и яркий, а последний тоненький и еле виден. Можно обыграть рисунок - где можно спрятаться за забором справа или слева? "Морская даль" Проводить горизонтальные штрихи. Верхний - слабым нажимом. Далее нажим постепенно усиливать. Нижние штрихи - самые толстые - сильным нажимом. Обратить внимание, что получилось впечатление, как- будто нижний край рисунка ближе. Упражнения на развитие чувства ритма. "Широкие просторы" Разными оттенками зелёного и жёлтого карандашей рисовать ряды штрихов разных по высоте, с разным расстоянием между штрихами. Получится картина создающая впечатление, что перед тобой равнина с разными полями. "Морские волны" Неотрывные штрихи "зиг-заг" нарастающие о убывающие по длине создают впечатление волны. "Стакан воды" Лист бумаги в форме стакана. Сначала весь стакан заштриховать редкими вертикальными штрихами. Затем нижнюю часть заштриховать горизонтальными штрихами часто. Создаётся впечатление, что стакан наполовину наполнен водой. Упражнения на развитие образного воображения. "Пять кругов" Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

    -- Прямыми в одном направлении. - получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки. -- Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился пушистый комочек (может это головка какой -нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв) -- Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился колючий комочек (может это ёжик). -- Дугами отрывными из центра - вот вам и розочка или другой цветочек. -- Длинными дугами, расположенными радиально, по краю - колесо или баранка.
Занятия:
    -- Ёжик под ёлочкой. -- Цыплёнок. -- Рыбка. -- Совушка - сова. -- Котик на коврике.
(Смотри иллюстрации выше)

Все дети любят рисовать, но это получается не у всех детей одинаково, один ребенок рисует без помощи взрослого, а другому требуется помощь и длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогает обучение технике рисования штрихами.
Штрих - это линия, черта, которая может быть короткой и длинной наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и спиралевидной…

С помощью щтриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать легкость, мягкость, плавность, мрачность, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Это не сложный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

Обучение детей рисованию штрихом необходимо начинать со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелиевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ.

Для познания секрета этих "выразительных" линий проводите работу в несколько этапов.

Графика - вид изобразительного искусства.

Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев.

Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха.

Занятия на развитие техники штриховки.

Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо учить детей технике рисования штрихами т.к. это развивает у ребёнка ручную умелость, пространственные представления, чувства ритма, графические умения, координацию движений.

Система работы по обучению технике рисования штрихами в старших и подготовительных группах дает хороший результат.

У детей совершенствуются навыки ручной умелости при проведении с ними занятий, различных упражнений, пальчиковых игр.

Подготовил воспитатель: Кобышева Лариса Александровна

интернет источник

Что отличает животных? Этот раздел посвящен различным текстурам: шерсть, мех, кожа, чешуя, оперение. Предполагается, что к этому моменту вы уже научились выполнять контурные рисунки, штриховку и растушевку.

Нанесение сетки.

Я не буду здесь подробно останавливаться на нанесении светотеней. Об этом подробно рассказано в пункте как правильно накладывать тени урока "Техника выполнения рисунка" и в уроке "Люди". Принципы все те же: сначала накладываете самый темный тон (штриховку делайте только по направлению шерсти), в нужных местах - полутона (аналогично), а потом обрабатываете в зависимости от того, какое покрытие имеет выбранный вами зверек (шерсть, мех или кожа) или птица.

Многие животные имеют шерсть, поэтому вам необходимо научиться рисовать все ее виды.

1. Шерсть и мех, светлая и темная шерсть.
К этому моменту предполагается, что вы уже научились рисовать разнообразные формы животных и черты их "лиц". Сейчас самое время научиться правильно изображать шерсть и мех. Это лучше всего делать с помощью ластика и тонких карандашных штрихов.

Это пример того, как не надо делать: линии слишком толстые и чересчур прямые.Чтобы изобразить шерсть или мех, необходимо использовать быстрые штрихи, утончающиеся на конце.
Делайте резкие движения кистью руки, и линии будут как бы растворяться на конце. К тому же легкая кривизна создает впечатление их мягкости.
Длинная шерсть. Быстро наносите штрихи по направлению волос. Делайте штриховку до тех пор пока не добьетесь "заполненности" и тона, которые необходимы. Обратите внимание на то, как отдельные волоски перекрывают друг друга.

Все это растушуйте, по-прежнему придерживаясь направления роста волос. Острой кромкой ластика (если необходимо, то сделайте новый срез) слегка "осветлите" волосы. Это сделает их объемными и пушистыми. Короткая шерсть изображается тем же способом, только более короткими штрихами. Здесь очень важна скорость штриховки.

Растушуйте. "Распушите". Вот как выглядит светлый гладкий мех. В основном это нарисовано не карандашом, а грязной растушевкой. Отдельные волоски практически не видны. Как и прежде, острым ластиком сделайте светлые штрихи.

Светлая и темная шерсть.
- темная шерсть на светлом фоне: используйте быстрые карандашные штрихи, затем растушуйте, а чтобы расчленить контуры и изобразить отдельные длинные волоски - используйте острый край ластика (1) . Можно еще зачернить некоторые участки, если необходимо (2) .
- светлая шерсть на темном фоне: используйте острый край резинки (3) - высветлите белые волоски. Нужно почаще делать свежую кромку, это гарантирует, что края будут чистыми и острыми. Если вы убрали слишком много, карандашом или растушевкой исправьте это.
Если вы рисуете светлое животное, то чтобы шерсть выглядела более светлой, грязной растушевкой создайте темный фон вокруг животного (контраст). Тона самой шерсти не должны быть контрастными.
- цветная шерсть: у разноцветного животного цвета смотрятся не обособленно - на этом рисунке белая шерсть как бы проникает в серую, что позволило передать пушистость и мягкость.

Рассмотрите рисунки котят и белки: обратите внимание на усы.

Вот как выглядит белое животное. Для большей контрастности рекомендуется делать темный фон:


Принципы создания короткой шерсти те же, что и для длинной. Единственное отличие - более короткие штрихи:
- в нужных местах положите полутона;
- растушуйте тени до однородности (оставьте светлые участки, если они есть, нетронутыми);
- для имитации шерсти используйте быстрые карандашные штрихи;
- легкими линиями изобразите усы (для изображения усов на светлом фоне пользуйтесь карандашом, на темном - острой кромкой ластика);
- с помощью ластика выделите светлые волоски (как мы это делали при рисовании длинной шерсти);
- с помощью карандаша и ластика сделайте животное пушистым.

Рассмотрим все на примере:

3. Прилегающая шерсть.
В этом рисунке очень важно было подчеркнуть отдельные волоски. Чтобы сделать это успешно, нужно было при штриховке придерживаться направления волос. Растушуйте и опять изобразите карандашными штрихами волосы. Затем используйте ластик. В результате получилось изображение мягкого, гладкого, но несомненно волосатого существа.


Здесь важно ответить для себя на следующие вопросы:
- каково направление волос;
- где они начинаются;
- где они кончаются;
- где они спутываются;
- где волосы темные;
- где светлые волосы лежат поверх темных;
- являются ли они однородной массой или их можно передать карандашными линиями;
- где располагаются темные и светлые участки?

У льва направление волос легко прослеживается, а у собаки шерсть сверху вьющаяся. Этот эффект достигается дуговыми движениями растушевки и ластика. Световые пятна находятся там, где волосы изгибаются и скручиваются.


А как же быть с животными, не имеющими шерсти? У некоторых из них гладкая кожа, у других она морщинистая. Некоторые покрыты складками и чешуей. Вы увидите, что тот же самый подход, который использовался для изображения мохнатых животных, может быть применен и для безволосых.

Чешуя.

Рыбу рисуют совсем гладкой, но после завершения растушевки, после осветления бликов надо карандашом нанести чешую. Для воспроизведения ярких отблесков света используется ластик.

* - Чешуя наносится легкими карандашными линиями в последнюю очередь.
** - Отблески света на чешуе делаются с помощью ластика.

Такая кожа характерна для многих живущих в воде существ. Так что вам здесь особенно пригодятся навыки растушевки. Старайтесь делать растушевку максимально гладкой. Блики - резинкой.

7. Несколько слов о чертах "лица".

Глаза.
У людей черты лица во много схожи. У животных это зачастую не так, но методика рисования глаз всегда одинакова.

Посмотрите на изображения глаз на этой странице. Так как объект рисования прежде всего надо видеть исключительно как очертания, то я привожу их для сравнения.

Нет, это не человеческий глаз, хотя и выглядит похоже. Это глаз гориллы. Основное отличие в том, что белки глаз не белые, как у нас, а темные. Кроме того, ресницы практически не заметны.

Заметили ли вы в каждом из этих глаз белые пятна, расположенные частично на зрачке? Это блики света, появляющиеся там, где влажный глаз отражает свет. Без них глаза не казались бы влажными и блестящими

Нос кролика имеет характерную форму. Растушуйте, чтобы нос выглядел мягким и округлым. Легкими карандашными штрихами нарисуйте усы (направления указаны стрелочками). У собаки нос влажный, поэтому важно передать блеск влажной поверхности, отражающей свет.
* - Мокрый нос отражает свет.
** - Темная шерсть на светлом фоне.
*** - Светлая шерсть на темном фоне.
Хотя нос гориллы не такой мокрый как у собаки, он тоже блестит. Растушуйте изображение. Не забудьте с помощью светлых пятен создать эффект блестящей поверхности.
* - Блестящая поверхность. **

«ДЕТСКИЙ САД №24»

Конспект НОД

«Рисую штрихом. Цыплёнок»

Разработан:

Воспитателем Филипповой Л.О.

Псков

Задачи:

· закрепить представление о разных видах штрихов;

· дать представление о том, что с помощью разных видов штрихов можно изобразить различные предметы;

· воспитывать интерес к данной технике;

· развивать графические навыки.

Материалы: альбомные листы с пятью кругами одинакового размера, чистые альбомные листы, простые карандаши, стирательные резинки

Ход занятия:

Ребята, догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить, отгадав загадки.

(предлагаются загадки о животных. После того, как дети отгадывают, выставляются иллюстрации из книги В.А.Грека «Рисую штрихом»)

В какой технике художник нарисовал эти иллюстрации?

Правильно, художник изобразил животных с помощью штрихов. Это графика.

Что такое штрих? Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д.

Что художник может рассказать с помощью штриха?

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

Какие виды штрихов бывают?

· Короткие прямые штрихи.
Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.
Наклонные отрывные и неотрывные штрихи.
Удлиняющиеся штрихи.
Штрихи – зигзаг.
Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные.

Давайте выполним такое задание:

Возьмём обычный круг и попробуем заштриховать его разными штрихами (у детей на листах пять кругов одинакового размера).

Из отрывных, расходящихся по кругу штрихов у нас получилось что – то мягкое, пушистое. Это может быть одуванчик, а может чья - то головка!

Из неотрывных, расходящихся по кругу штрихов, у нас получился колючий ёжик, свернувшийся в комочек.

Штрихи – дуги придают выпуклость нарисованному предмету – ну чем вам не баранка?.

А эти дуги уже превратились в лепестки цветка.

А если просто заштриховать всю поверхность круга ровными прямыми штрихами, то не получится уже никакого объема. Перед нами плоский блин.

А теперь давайте попробуем с помощью штрихов нарисовать цыплёнка.

Начинайте рисовать штрихом с маленького пятна, которое расположите немного выше центра листа. Вокруг пятна оставьте небольшой просвет и двигайте штрих по кругу. Затем изобразите второй ряд штрихов, за ним - третий, четвёртый. И так ряд за рядом, пока не получится шар нужной величины. Второй шар - меньше по размеру и может располагаться как прямо по отношению к оси, так и под разным углом к ней. Эти два шара – основа нашего цыплёнка. Теперь приставьте к ним штрихи – лапки, клюв, хвостик. Наш цыплёнок готов!

Итог занятия:

Интересно ли было сегодня на занятии?

Испытывали ли трудности?

Как вы думаете, что помогает развивать рисование штрихом?

Эту работу мы будем продолжать и на следующих занятиях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №24»

Рижский пр-кт, д.48-б, г. Псков, 180016 тел. 57-39-39 [email protected]

Конспект НОД

по художественно – эстетическому развитию детей в старшей группе на тему:

«Ёжик в лесу» (нетрадиционная техника рисования)

Разработан:

Воспитателем Филипповой Л.О.

Псков

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Цели:

· Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой.

· Развитие творческих способностей детей

Материалы для занятий : альбомный лист с нарисованным контуром ежика, одноразовые вилки, гуашевые краски, салфетки, баночки с водой (всё закрыто салфеткой)

Ход занятия:

Дети сидят полукругом.

В. :Дети, отгадайте загадку:

Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит:
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек?
Вы узнали? это –
(Ежик)

По какому основному признаку вы догадались, что речь идет о ежике? (Показываю картинку с изображением ежа).

Какое по форме тело ежа? (овальное, круглое)

Круглое, когда он свернулся в клубочек. А если еж спешит в гости, то тело у него овальное. Чем покрыто тело ежика?

Зачем ежику иголки?

Где живет еж?

Чем питаются ежи? (ответы 3-4 детей) Обращаю внимание детей на то, что мордочка ежа вытянута, глаза маленькие, рот большой, ноги короткие.

Физминутка "Еж"

Подожди, колючий еж (прямые руки в стороны, затем перед грудью)

Ты скажи, куда идешь (ходьба на месте)

К рыжим белкам я иду (Прыжки на месте)

Им иголки я несу (вращение сцепленными в замок кистями)

Пять портных за пять минут (поочередно загибают пальцы на правой руке в кулак)

Рукавицы мне сошьют (поочередно загибают пальцы на левой руке. В конце встряхивают кистями)

Сегодня мы с вами нарисуем ежа. Садитесь, пожалуйста, за рабочие столы.

Ребята рассаживаются на свои места и оценивают находящиеся на рабочем месте предметы. Дети удивлены, увидев среди привычных для них предметов вилку.

Вилка нужна для рисования иголок ежу, травы и цветов.

Показать расположенный на доске пример работы.

Приступим к работе. Лист бумаги следует расположить по горизонтали.

В центре листа с помощью кисти и коричневой краски рисуем овал, не дожидаясь его высыхания, удлиняем его с одной стороны, выделяя нос.

Далее нам понадобится вилка и зеленая гуашь, рисуем траву, пока наш ежик сохнет. Вилку полностью опускаем в краску и с помощью техники прикладывания оставляем отпечатки. Также можно, чтоб отпечатки заходили на ежика (ёжик в траве).

Теперь необходимо сделать ежику иголки. Перед тем, как начать работу, предложить детям сделать пальчиковую гимнастику с колючим мячиком
«Ёжик»

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения мячиком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

Повторяя те же действия, только используя черную гуашь, рисуем ежику иголки.

Переходим к завершающему этапу нашей работы. Дорисовываем нашему ежику с помощью кисти и черной гуаши глазик и носик.

Если кто- то из ребят успел закончить работу раньше остальных, ему можно предложить приклеить к иголкам ежика красный или зеленый кружочек. Кружочек будет выглядеть как яблоко на спине ежика.

Наше занятие закончено. Посмотрите, какие замечательные полянки с ёжиками у нас получились! Давайте устроим в раздевалке выставку наших работ, чтобы все могли ими полюбоваться.

Может ли быть подготовка к школе удовольствием? Рисование штрихом именно такое занятие. Оно позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии , дает возможность передать пушистость, легкость и многое другое.

Штрих – это линия, черта. Штриховать можно гелиевой ручкой , фломастером, карандашом, углем, тонкой кисточкой и даже пластилином . Из пластилина, кстати, красивые картины выходят.

Многим деткам с нарушениями в развитии бывает сложно освоить штрих как линию. Они проводят линии прямо поверх образца довольно долго. Дети должны почувствовать уверенность, что смогут изобразить что-то своё рядом. Обычные же дети довольно быстро приём осваивают.

На картинках ниже приводятся варианты карандашного рисования штрихом. Прежде создания картин полезно научиться изображать разные по толщине, размеру, наклону чёрточки.

Примеры рисунков для обучения даны ниже под номерами р. 1-12

  1. Рисование штрихом, едва касаясь бумаги (р. 1);
  2. Обратите внимание ученика на изменение вида столбиков на примере. Это постепенно усиливается нажим (р. 2).
  3. Освоение смены коротких и длинных линеек (р. 3)

  1. Меняющиеся паузы-просветы - смена расстояний между чёрточками (узкий - широкий) (р. 4);
  2. Рисуем по двум параметрам: а) постепенно укорачивающиеся столбики, б) изменяющиеся паузы-просветы (р. 5);
  3. Зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием (р. 6);
  4. Меняющийся наклон столбиков (р. 7);

  1. Наклон в одну сторону (р. 8);
  2. Волнообразный зигзаг (р. 9);
  3. Штрихуем в несколько рядов (р. 10);