Рисование с ребенком 4 лет. Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству. Губка, но не Боб

Детские «каляки-маляки» - не что иное как действенный способ развить мелкую моторику и художественный вкус ребенка. При рисовании фантазия ребенка хватается за образы и трансформирует их в черточки/точки/кляксы. В общем, нельзя недооценивать всю пользу от этого нехитрого, но очень увлекательного занятия.

Начинать рисовать с ребенком можно с 8-9 месяцев: сначала пальчиковыми красками, потом добавляя другие инструменты. К 2-3 годам ребенок уже ясно представляет, что это за процесс, понимает значение цвета, формы.

Если ваш ребенок сидит дома или ходит в ясли, то преподавателем художественного мастерства придется выступать вам (как правило, в яслях с малышами рисуют «абы как» - слишком «хлопотное» занятие).

Что понадобится для рисования?

Чем можно рисовать малышу?

Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами. Все, что оставляет след, может быть использовано для ваших занятий.

Стандартные средства:

  • Пальчиковые краски. Цена - от 250 рублей. В сети можно найти много рецептов, как сделать подобные краски самостоятельно.
  • Восковые карандаши и мелки.
  • Обыкновенные мелки. Рисуйте на асфальте, грифельной доске, камешках и т.д..
  • Грифельные карандаши.
  • Краски: акварель, гуашь.
  • Маркеры и фломастеры.

Некоторые мамы говорят, что карандаши и тонкие фломастеры в 2 года ребенку давать рано, так как из-за «неслабого детского нажима» грифель будет ломаться, а стержни вдавливаться. Но аргумент «за» - это предоставление выбора, разнообразия, ассортимента. Не жалейте фломастеров и карандашей (и не покупайте самые дешевые, которые реально плохо рисуют).

В магазинах типа «Fix Price» иногда можно купить какие-нибудь необычные средства для рисования. Пусть это будет занятие «на раз», но разнообразие (повторюсь) очень важно. Например, комплект для рисования блеском по бархатной бумаге. Или фломастеры, в которые надо дуть.

На чем рисовать?

Чаще всего детям предлагают листы формата А4. Это достаточно бюджетный вариант, с учетом того, что малыш может провести кисточкой одну линию через весь лист и потребовать чистый, для нового «сюжета». Но будет замечательно, если урок рисования пройдет на большом листе ватмана, разложенном на полу. «Масштабное рисование» очень полезно для ребенка. Он еще только осваивает окружающий мир и «способы воздействия» на него. Вполне возможно, что он захочет разрисовать себя. Или походить разукрашенными ножками по полу, испытывая при этом необыкновенный восторг.

Вместо дорогих листов ватмана можно использовать рулон дешевых бумажных обоев белого цвета.

Кроме бумаги вам придется запастись: стаканчиками-непроливайками (иногда можно выставлять посуду с водой покрупнее), палитрой для смешивания красок. Очень хорошо, если в доме появится двусторонняя доска (с одной стороны можно рисовать мелом, с другой маркерами).

Что и как рисовать с ребенком в 2-3 года?

Двухлетний малыш способен повторять простые визуальные формы: линии, точки, круги, треугольники, многоугольники. Если вы изучаете алфавит, то и буквы (этой теме будет посвящен отдельный материал).

В этом возрасте дети уже понимают, что можно изобразить на бумаге окружающий мир. Часто просят взрослых нарисовать что-то конкретное, начинают предпринимать попытки это сделать самостоятельно.

Ребенок может закрашивать нарисованные взрослым формы . Закрашивание (штрихование) - хороший способ быстрее овладеть инструментом и развить зрительно-моторную координацию рук. И пусть сначала штриховка «вылазит» за границы, со временем у малыша будет получаться все лучше и лучше.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно придумывать игры и сюжеты. Нарисуйте мышку и кошку. «Ой, кошка сейчас поймает мышку! Давай поможем ей спрятаться!»

- Проведение линий. Играть в дорожки-проводилки тоже очень интересно. Нарисуйте у одного края листа животных, у другого - еду, которую они едят. Например: мышь, белка, заяц и сыр, орех, морковка. Предложите нарисовать дорожки, по которым каждый зверек сможет дойти до своего обеда.

- Рисование точек. Дождик, зернышки для курочки, песок на пляже, семечки в спелом арбузе - эти и другие сюжеты можно обыграть, чтобы научить ребенка ставить точки. Параллельно обращайте внимание на нажим, рассказывайте малышу, какой будет результат, если нажимать на карандаш сильнее/слабее.

- Штампирование. В магазинах FixPrice или в канцелярских отделах можно купить простые штампики с фигурками животных, листиками, каплями. Научите малыша ими пользоваться, а потом «нарисуйте» свою историю. Кроме отпечатков история может «содержать» в себе персонажи-наклейки.

Можно сделать штампы самостоятельно. Вырежьте из фасовочной подложки ПВХ фигурку (на таких подложках продают в магазинах зелень, расфасованные кондитерские изделия). Наклейте на кусочек пенопласта, используя горячий клей-пистолет. Пенопласт должен быть такой формы и размера, чтобы ребенку удобно было его держать. Пропитайте губку окрашенной водой или чернилами, чтобы окрашивать штамп.

- Использование стирательной резинки. Покажите, как пользоваться ластиком. «Вот дорожка (рисуете простым карандашом). Пришла зима, подул сильный ветер, он замел дорожку снегом и ее не стало видно». Можно придумать и другие истории.

Еще одно замечательное упражнение на стирание: рисуете мелом на грифельной доске, даете сыну/дочке кисточку и стаканчик с водой. Задача - стереть нарисованные линии мокрой кисточкой. Если подобное кажется пока сложноватым, то уж стирание обычной тряпкой подойдет обязательно!

- Рисование по трафарету, обведение фигур. Сам ребенок сможет рисовать по трафарету уже ближе к 3 годам и старше. Но в 2 начать знакомить его с этим способом изображения предметов - ничуть не рано! Начните обводить ручки, ножки… может, малыш полностью ляжет на ватман и вы его обведете - это так увлекательно! Показывайте, как обводить трафареты снаружи и внутри (сами вырежьте фигуры из плотного картона, края можно обклеить скотчем, чтобы прослужили дольше).

Альтернативный способ работы с трафаретом - использование валика. Обмакните валик (небольшого размера) в краску и проведите по поверхности бумаги внутри трафарета. Пусть малыш повторит. Не беда, что сильно будет выезжать за границы, рисунок все равно получится хороший.

Самое главное - не ограничивайтесь приведенными уроками! Применяйте фантазию, играйте с малышом, помогайте развиваться его чувству прекрасного и переносить задуманное на бумагу. Вот еще несколько способов порисовать.

Примеры нестандартного рисования

Способы можно адаптировать для детей младшего и старшего возраста.

Рисование на песке/манке пальцем/палочкой.

Способ нравится всем малышам. Он развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Если есть возможность, соорудите что-то вроде лайт-куба - коробку с прозрачной крышкой, внутри которой горит лампочка. Рисовать на тонком слое песка на такой коробке очень занимательно.

Раскрашивание поделок из соленого теста.

Дополнительная литература о рисовании с детьми

Я не специалист, но мне интересен вопрос развития творческого начала в моем ребенке. Если вы тоже хотите глубже изучить тему рисования с малышом, могу порекомендовать книги, которые читала:

Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года». Методическое пособие, издавалось в 2010 году издательством «Мозаика-Синтез». Вы найдете описание и примеры занятий (книга рассчитана на воспитателей детского сада и таких мам, как я:))). Если старое пособие не найдете, можно взять эту же переизданную книгу (она стала в 2,5 раза больше, к ней прилагается диск). Купить книгу в Лабиринте , на Озоне .

Марина Озерова «О детском рисовании» - в свое время очень понравилась книга (читала в электронном варианте). В ней рассказывается о детском рисовании, стадиях, которые проходит детский рисунок. Там вы найдете практические советы для развития и поддержания творческого потенциала ребенка без навязывания шаблонов. Купить книгу в Озоне .

Анжелика Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (в Озоне , в Лабиринте).

Что касается нетрадиционных техник рисования в детском саду, то, пожалуй, полнее и интереснее будет такая книжка Давыдовой Г.Н. в двух частях (ссылок не даю, ее в продаже тоже нет, старенькая).

Дарья Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет» (не читала, пока стоит в очереди на прочтение). Купить в Озоне . В библиотеках можно найти старое издание, книга переиздана в 2015 году (и стоит дороже).

Еще очень хочу порекомендовать книгу замечательной мамы, блоггера и рукодельницы Костиковой Натальи «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» (в Лабиринте , на Озоне). Это большая энциклопедия, собранный кладезь знаний и мастер-классов, переработанных, красиво сфотографированных и оформленных. Наталья выкладывала на своем блоге достаточно описаний с занятиями, но книгой, на мой взгляд, пользоваться удобнее. Желаю, чтобы у всех занятых мам на столе появилась такая книга:)

Обучение малышей 2-3 лет рисованию – это не только важный период в развитии изобразительных навыков и воображения, но и для последующего формирования творческой личности.

Как научить ребенка рисовать?

Главным при обучении рисованию является создание «живого» образа и ярких впечатлений. Ведь все дети познают мир через игру. Ни один малыш не сел за парту добровольно и не стал выводить скучные закорючки. Поэтому немаловажным в этом процессе будет союз взрослого и ребёнка, основанный на взаимопонимании и уважении. Запомните, в творчестве вы не педагог, а друг ребенка. Не ставьте свои навыки и способности на пьедестал, а опуститесь до его уровня. Не учите, не советуйте «под руку», а покажите как нужно делать в начале занятия. А затем просто садитесь рядом и наблюдайте.

Нельзя заставлять малыша рисовать, это может отбить у него желание в дальнейшем!

Приступая к занятиям по рисованию с детьми 2-х лет , важно правильно подобрать время. Лучше отдать предпочтение первой половине дня, когда мозг ребенка ещё не перегружен информацией, а сил накоплено много. Отличительной чертой занятий в 2 года является тесная связь с окружающим миром, ведь в этом возрасте малыши очень любопытны и впитывают информацию, как губки.

Рисование с детьми в 3 года тоже имеет ряд особенностей. Как правило, малыши 3-х лет уже имеют определенные предпочтения в темах для игры и любимых героев. Поэтому, чтобы научить ребенка выполнять упражнения, приведенные ниже, нужно его заинтриговать. Рассказать интересную историю, например, про ёжика, а затем предложить помочь ему собрать яблоки.

Чем рисовать?

Многие родители ошибочно идут от простого к сложному. Дают ребенку в 2 года фломастер, предполагая научить его рисовать не прилагая усилий. Ведь фломастеры такие яркие и ими так легко рисовать! Но этот путь, наоборот самый сложный. Ведь потом придется переучивать ребенка держать карандаш правильно и учить нажимать на него, чтобы провести линию на бумаге. Прилагая усилия, при нажатии на карандаш с раннего детства, малыш тренирует ручку, развивает мелкую моторику. Ему будет легче даваться подготовка к школе, да и сама учёба. Поэтому лучше не давать малышу фломастер лет до 4-х, пока он полностью не овладеет навыком рисования карандашом.

Какие карандаши выбрать?

Тут единогласны все педагоги – трёхгранные. Они исключают возможность взять карандаш неправильно. Для малышей, которые только учатся держать карандаш подойдут восковые трёхгранные карандаши, а деткам постарше – деревянные с мягким грифелем.


Итак, приступим к занятиям!

«Знакомство»


Цель
: познакомить малыша с карандашами, правилами пользования, способами владения.
Материал : лист белой бумаги, цветные карандаши.

Занятие

Возьмите лист бумаги и карандаш красного цвета. Нарисуйте большой и маленький круг. Ребенок с интересом будет наблюдать за процессом: он впервые видит, как на чистом листе бумаги появляется очертание знакомого предмета.

Предложите ему взять карандаш в правую руку.

Покажите, как нужно правильно держать карандаш большим, средним и указательным пальцами, не нажимая сильно на бумагу и не прорывая её.

Придерживая руку малыша вместе с карандашом, проведите форму круга. Отпустите его руку. Пусть он сам попробует повторить движения.

Конечно, воспроизвести с первого раза очертание круглой формы ребёнку будет сложно. Поэтому начните с простой линии. Пусть малыш самостоятельно разрабатывает руку, создавая свои маленькие шедевры.

Главное, чтобы его заинтересовал сам процесс, а результат обязательно порадует позже.

«Дождик»

Цель : научить рисовать штрихи, усиливая и ослабевая движения руки с карандашом.
Материалы : цветные карандаши, лист бумаги с изображением формы серого цвета - «тучи».

Занятие

Обратите внимание ребёнка на изменение погоды в природе: то светит солнце, то набегают тучи, заслоняют солнышко и начинается дождик.

Покажите рисунок с силуэтным изображением серой тучи. «Что это? Туча. Пошёл дождь кап-кап-кап»

Возьмите синий карандаш и нарисуйте штрихи, то усиливая ритм дождя, то ослабевая.

Комментируйте свои действия движениями карандаша. «На дорожке появляются лужи». Нарисуйте овальной формы лужицы.

Предложите ребёнку продолжить рисовать, поощряя его стремление сначала усилить ритм штрихов, а затем ослабить.

Обращайте внимание на координацию движения руки.

«Шарики для мишки»


Цель:
научить вращательным движениям, правильно держать в руке карандаш, не прорывая лист бумаги.
Материалы: цветные карандаши, белый лист бумаги с наклеенным мишкой и нарисованными ниточками для шариков.

Занятие

В качестве наглядного примера, покажите игрушку - мишку, который держит в лапке воздушный шарик красного цвета.

Спросите ребенка, какого цвета шарик? Дайте ему карандаш красного цвета, напомните, как правильно его нужно держать в руке.

Предложите малышу нарисовать шарики для мишки на заранее подготовленном листе бумаги с изображением животного.

Помогайте ребёнку, придерживая и направляя ручку с карандашом.

«Яблоки для ежа»

Цель: развивать сюжетно- игровой замысел, научить вращательным движениям.
Материал: лист бумаги с изображением аппликации ежа, цветные карандаши, ёжик – игрушка.

Занятие

Предложите ребёнку угадать загадку: «под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками».

Помогите ему справиться с заданием, рассказывая истории про ёжика и разыгрывая сюжет о том, как он на зиму запасает грибы и яблоки.

Покажите лист с изображением аппликации ежа без иголок.

Предложите ребёнку короткими штрихами нарисовать ежу иголки, затем яблоки и грибы.

Помогите ему, если он затрудняется изобразить эти предметы.

«Мои пальчики»

Цель: научить обводить предметы по контуру.
Материал : цветные карандаши, лист бумаги.

Занятие

Положите кисть руки ребёнка на лист бумаги и обведите её по контуру, называя каждый пальчик.

Предложите закрасить их различными цветами.

Затем попросите малыша повторить ваши действия самостоятельно.

В случае затруднения, помогите обвести контур кубика или другого предмета, удерживая его по центру и помогая ребёнку справиться с заданием.

«Кисточка»



Цель:
познакомить с новым материалом: красками, кисточкой, научить правилам пользования красками.
Материалы : краска - гуашь красного цвета, кисти № 8-10, листы белой бумаги, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Напомните, что вначале ребёнок учился рисовать цветными карандашами.

Теперь будет учиться рисовать красками.

Обратите его внимание на баночку яркого цвета и кисточку, которая состоит из палочки и мягкого ворса.

Покажите ребёнку, как надо рисовать.

Вначале окуните кисточку в краску, отожмите лишние капли о край баночки и нарисуйте на бумаге широкую линию.

Получилась «дорожка». Затем плотно прикладывая кисть к листу бумаги, изобразите её следы: «шагает по дорожке».

Совершайте круговые движения кистью – она «танцует». Нарисуйте круг и палочки вокруг – это солнышко.

Затем предложите порисовать ребёнку.

Для этого положите кисточку в его ручку, придерживая своей рукой, окуните кисть в краску, отожмите лишние капли о край баночки и проведите линию.

Делайте всё неторопливо и аккуратно, озвучивая свои действия.

Во время смены краски покажите, как следует промывать кисть в баночке с водой, а затем её осушить, прикладывая к бумажной салфетке.

Предоставьте ребёнку свободу движений, контролируя процесс.

Поощряйте к экспериментированию краской, закрашиванию поверхности листа красками разных цветов.

В конце занятия промойте кисточку, рассмотрите и обсудите выполненные работы.

«Кто живёт в лесу»

Цель : научить двигательному ритму.
Материалы: лист бумаги, окрашенный в светло- серые тона с аппликациями силуэтов деревьев, кисть, краски, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Вспомните про обитателей леса: зайцев, ежей, медведей, лис и волков. Почитайте стишки, загадки, напойте песенки.

Нарисуйте, на заранее приготовленном листе, кончиком кисти мелкие следы зайца, как он прыгает и бегает.

Крупные следы волка, который пробежал по лесу.

Затем всем ворсом кисти крупные мазки - следы медведя, как он по лесу идёт.

После показа приёма рисования предложите ребёнку самостоятельно нарисовать следы и рассказать кому, какие принадлежат.

«Снежок»

Цель: научить рисовать мазками в разных частях бумаги.
Материалы: синий лист бумаги, краска белого цвета, кисти № 8-12, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Вспомните, как выглядят снежинки в зимнее время года, какого они цвета, как кружатся и опускаются на землю.

Напойте знакомые мелодии про зимнее время года.

Предложите ребёнку нарисовать белый снежок и сделайте несколько мазков.

На синем фоне белый снег будет смотреться очень эффектно.

Попросите ребёнка повторить мазки: в разных частях бумаги нанести мазками « падающий снег».

Важно помнить! Расширяя представление об окружающем мире, не забывайте поощрять малыша во всех его начинаниях.

«Салют»

Цель: использовать разные цвета красок, умение промывать кисть при смене краски.

Материалы: лист бумаги темно- синего цвета, краски разных цветов, кисть, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Оживите впечатления увиденного праздничного салюта.

Покажите вместе, как взлетают огни ракет, поднимая вверх руки.

Затем нарисуйте белые полоски на темно- синем фоне ночного неба, имитирующие движение ракеты.

Огни салюта изобразите мазками красного и жёлтого цвета, ритмично нанося их в виде точек, пятен, полосок.

Во время смены краски напомните ребёнку, что следует промыть кисть в баночке с водой, осушить её, прикладывая к бумажной салфетке.

Светлана Шкуренко
Мастер-класс для воспитателей «Рисование с детьми 3 лет»

В три года дети приходят в детский сад. Они все такие разные, такие любознательные и эмоциональные. Они активно познают мир, себя, учатся общаться и впитывают все новое как губка. Немало важную роль в развитии детей играют первые успехи в обучении. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование . Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования , в том числе и нетрадиционные мы прививаем детям любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию . В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования . Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники.

Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования .

Техник рисования очень много и они все такие разные. Как выбрать те, которые помогут детям с самого начала получить положительный результат. Рисовать нужно быстро и результат этой работы должен помочь детям обрести уверенность в своих силах и закрепить желание рисовать и творить .

В самом начале своей работе с малышами по рисованию мы используем различные способы печатания.

-Рисование стеблем сельдерея . Связав пучок сельдерея нитками и отрезав нижний край мы получаем отличный штамп для рисования цветов .

-Рисование срезом болгарского перца. Таким штампом очень хорошо получаются листья и цветы.

-Рисование комочком бумаги . Все, что имеет шероховатую поверхность можно рисовать шариком из бумаги . Налив в блюдце гуашь и обмакнув в нее шарик из бумаги можно рисовать природу , цветы, зверей и птиц.

- Рисование листьями пекинской капусты.

Для работы нужно разобрать кочан пекинской капусты на листья. Нанести на них слой гуаши и печать для деревьев готова. Деревья могут быть осенние, летние. Можно рисовать на тонированной бумаге зиму.

-Рисование картофельной печаткой.

Разрезав картофелину пополам, на срезе вырезать любую печать и обмакнув в гуашь печатать что захочется.

- Рисование срезом лука или лимона поможет создавать рисунки на темы природы, космоса, волшебная кулинария.

-Рисование ватным диском . Сложите ватный диск 2 раза пополам и закрепите угол бельевой прищепкой. Инструмент для рисования готов . Особенно красивы розы. выполненные в такой технике. В работе можно использовать сразу несколько цветов, обмакивая край диска в разные краски.

Отпечатки коктельной трубочкой. Разрежьте край трубочки ножницами и отогните их в стороны. Получится маленький цветок. можно рисовать салют , цветы, снежинки.

Узоры карандашной резинкой. Таким простым штампом можно украшать разнообразные рисунки (ягоды, снег, пятнышки на жирафе, небольшие раскраски и т д)

-Рисование пластиковой тарелкой. Этот способ рисования дает возможность развивать у ребенка фантазию и позволяет выражать свои эмоции. нужно только взять гуашь понравившегося цвета и обильно нанести на дно тарелки. Получившиеся отпечатки можно добавлять мелкими деталями прорисовки . А можно аппликативно добавить сюжетные картинки или узоры.

Плетенка нитками. Рисовать плетенку могут не все дети, поэтому такой способ поможет деткам быстро освоить рисование корзинки , дорожки из плиточек, шахматной доски и т д

-Рисование зубной щеткой . Этот способ рисования подходит для всех «мохнатых» . Растения, звери, сказочные персонажи получаются как живые и объемные.

-Рисование пластиковой бутылкой. Обмакивая в гуашь донышко большой пластиковой бутылки можно рисовать цветы , снежинки цыплят, или просто разноцветные узоры.

Рисование мочалкой . Все что вы нарисуете мочалкой будет выглядеть воздушно , легко и иметь объем.

-Рисование поролоновыми шариками. Шарики можно вырезать из любой губки. Чтобы не пачкать пальчики, удобно держать шарик прищепкой.

-Рисование круглой щеткой . Такой простой бытовой предмет поможет детям быстро и оригинально рисовать все круглое и пушистое.

-Рисование ободком бумажного стаканчика. Это способ подходит для рисования волшебных картин , космических происшествий и просто для удовольствия.

-Рисование воздушными шарами поможет воспитателю и детям быстро нарисовать или оформить большой лист ил плакат.

-Рисование пластиковой вилкой . Любые колючки, веточки, лучики. Цветы за долю секунды расцветут на листах, и будут радовать вас и детей своей красотой и необыкновенным исполнением.

Используя все предложенные способы рисования и штамповки , вы поможете детям полюбить рисование , раскрыть свои таланты и способности и выражать их в своем творчестве.

Публикации по теме:

Мастер класс для воспитателей подготовительных групп по Правилам дорожного движения с детьми. Инвентарь: Гимнастические палочки, мягкие.

Добрый вечер, дорогие МААМовцы! Мне было предложено поучаствовать в городском конкурсе "Чудесные видения сказочной страны" (герои сказок).

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Существует много способов нетрадиционного рисования - кляксография, рисование ватными палочками,раздувание краски да многое другое. Проведение.

Изобразительная деятельность "Приключения пингвинёнка Лулу" для детей 3-4 лет поэтапно с фото

Мастер-класс для детей 3-4 лет "Пингвин на льдине". Сказки королевы Радуги

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми 3-4 лет. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: первые творческие выставки, украшение интерьера, подарок.
Цель: создание изображения пингвина в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
-расширить и уточнить знания детей о пингвинах(внешний вид, образ жизни, особенности поведения, питания);
-развивать любознательность, общую и мелкую моторику руки, совершенствовать ранее полученные навыки лепки;
-научить создавать изображение пингвинов в разных видах изобразительной деятельности(лепка, рисование);
-познакомить детей с предварительным рисунком изображения простым карандашом, учить аккуратно обводить рисунок по нарисованным контурам, равномерно закрашивать изображение, познакомить с техникой рисования восковыми мелками(ребром);
-развивать умение красиво располагать рисунок по центу листа, тренировать в умение рисовать различные прямые и волнистые линии;
-воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Здравствуйте, дорогие гости! Рада приветствовать всех в Радужном государстве!!!
Сегодня у меня для вас сюрприз, как вы думаете, что здесь?
Он живет где жуткий холод,
Средь снегов живет и льдин.
В черно-белом фраке ходит,
Птица гордая... (пингвин)
Г. Волочёк


Это пингвинёнок Лулу. Он очень грустный и расстроенный, потому что не послушался маму с папой и отправился покататься на огромной льдине, которую он по ошибки принял за большое мороженое.
Айсберг по морю плывет,
Как огромный пароход
Или стоэтажный дом,
Весь покрытый сверху льдом.
Он плывёт, блестя на солнце
Этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся
Даже сильною волной.
Так случилось, что он потерялся. Ему очень бы хотелось вернуться, но он не знает где его дом, где живёт его большая и дружная семья. Ему так одиноко без друзей.


Любимые помощницы Королевы Радуги, феечки, привели пингвинёнка Лулу в королевство, чтобы помочь ему вернуться назад.
На синих облаках, за фиолетовыми тучами в голубом дворце живёт...
Мудрейшая птица на свете-сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит-
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.
Добрым советом всегда помогает...
У неё то мы и спросим совета как помочь нашему новому другу. Узнаем где живут пингвины, и как Лулу встретиться со своей семьёй.


Чудес на свете всех не счесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Наша планета-это огромный шар. Нужно много очень много времени чтобы объехать его вокруг. Прежде всего, на Земле есть два полюса.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен.
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика!


Вот полюс Северный друзья.
И там живут медведи,
Но никогда не встретишь ты
Пингвинов, милых этих.
А Южный полюс, мой дружок,
Зовут его- Антарктика,
Вот это райский уголок
Пингвинам-мореплавателям!
Далеко на самом юге,
Где лишь лёд, мороз и вьюги,
По льду вся пингвинья огромная стая!


Пингвины являются птицами, но летать не умеют. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень ловкими и быстрыми. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку, балансируя крыльями(имитация передвижения пингвина).
У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других. Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом всем удается побыть в середине, где теплее всего. Пингвины очень дружная большая семья, питаются они рыбой, кальмарами, крабами.
Целый день идёт потеха:
На морозе, среди снега
В чёрном фраке господин
Вниз ныряет в море с льдин.
Там гоняет рыб он лихо.
Крылья есть, но вот пока
Не взлетал он в облака!
Не грустит о том он страшно,
Ходит чинно, гордо, важно.
Ведь такой он не один
Удивительный пингвин!


Мудрейшая птица на свете-сова,
Искала ответы, листала буклеты,
Как же пингвину помочь, и нашла..
Рецепт очень прост-доброта!
Помочь может каждый,

Кто любит природу.
Немного уменья и мастерства,
Мы слепим пингвинов-друзей, и тогда-
Добраться до дома-дело простое
На дрейфующей льдине к родным берегам.


Хотите стать маленькими волшебниками и помочь найти пингвину Лулу своих друзей? (Да.) Тогда давайте рассмотрим пингвинов. Взрослые пингвины выглядят иначе, чем малыши пингвинята. Как вы думаете чем покрыто туловище пингвина?(ответы детей).Весь пингвин покрыт перьями. Что есть у пингвина?(Дети перечисляют.) Правильно.
Ростом пингвины не выше вас. Спина и голова у пингвинов черного цвета, а грудь и живот белого. Хотя пингвины и не умеют летать, у них есть небольшие крылья. Крылья нужны пингвину не для полета, а для плавания. Есть у пингвина и хвост в нижней части спины, лапы.


Материал:
-пластилин
-стека
-доска для лепки
Давайте научимся лепить пингвинов, наш пингвин подрос за время своего путешествия, и выглядит уже как взрослый. Поэтому возьмём для лепки его фигурки чёрный пластилин. Разделим его на две части-большую и маленькую. Теперь разомнём большой кусочек, с вылепим форму похожую на грушу. Из оставшегося чёрного пластилина слепим морковки: маленькую для хвостика, и две побольше для крыльев.
От оранжевого пластилина отщипнём маленький кусочек и слепим морковку для клюва.
От красного пластилина возьмём кусочек побольше, разделим его на две части и скатаем две морковки для лапок.
От белого пластилина отделяем такой же кусочек как и от красного, из него скатаем овальный столбик-для животика.


Овал для животика расплющиваем в пальчиках и прилепляем на своё место. Делаем личико пингвина-прикрепляем клюв, а из маленьких шариков белого пластилина сделаем глазки.
Прилепливаем два крыла пингвину, хвост в нижней части спины. Затем прилепим лапки-ласты(расплющенные морковки, на них стекой рисуем перепонки). (Показ выполнения работы).


Это-сказке не конец,
Но кто слушал молодец!
Кто трудился, не ленился-
Витаминный супер-приз!


Я с пингвинами дружу -
На прогулку их вожу,
Кто есть кто я вам, ребята,
По порядку расскажу:
Вот под номером один
Самый маленький пингвин,
Я ему с собой в дорогу
Покупаю апельсин.
Номер два - большой ловкач,
Хорошо играет в мяч,
У него в родне пингвиней
Был известнейший циркач.
Очень умный номер три -
Говорит мне, посмотри -
Видишь птичек с красной грудкой?
Это птички-снегири!
А четвертый - озорник,
Быть послушным не привык,
Стоит только отвернуться,
Убегает в тот же миг.
Номер пятый - весельчак,
Любит танец краковяк,
Даже если спать ложится,
Не снимает черный фрак.
Я с пингвинами дружу -
На прогулку их вожу,
Этой дружбой я, ребята,
Очень сильно дорожу.
Ра-два-три-четыре-пять!
Мы опять идем гулять,
Будем мы с высокой горки
Вниз на саночках съезжать!
(Автор неизвестен)
Так у нашего пингвина Лулу появились новые друзья, с которыми не страшно отправиться в дальнее плавание к родным берегам. Мои маленькие волшебники славно потрудились и устали, можно и отдохнуть. А вся дружная стая пингвинов пока погостит у Королевы Радуги и Совушки.


Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации. Развитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Идеальным примером упражнений является лепка. Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать множество различных предметов на любые темы. Техники лепки и рисования усложняются, детей можно научить рисовать фигуры, обводить по контуру картинки, работать с трафаретом.
Каждому уроку по рисованию предшествует аппликация или лепка, где тети усваивают форму, цвет предмета, его отличительные особенности. Поэтому лепка пингвинов являлась предварительной работой перед изобразительной деятельностью по теме "Приключения пингвинёнка Лулу".
Материалы и инструменты:
-лист формата А3
-простой карандаш, ластик
-восковые мелки
-акварель, кисти
-баночка для воды
-тряпочка для рук и кистей

Ход мастер-класса:

Пора нашим гостям оправляться в дорогу, а мы нарисуем им в подарок о нашей встрече портреты пингвинов.
На полюсе южном, средь множества льдин
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Он - птица, действительно, очень смешная:
Ныряет и плавает, но не летает!
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Не вьют они гнёзд – слишком холодно - льдины!
Но как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
(И. Родионов)
На данном возрастном этапе для детей очень необходим пример для подражания, помимо готового образца. Поэтому всегда рисую вместе с детьми, рисуем все вместе одновременно, соблюдая по этапность построения рисунка.
Начинаем рисовать на середине листа-две прямые вертикальные линии.


Соединяем палочки вертикальной линией, как будто рисуем прямоугольник. Затем рисуем вторую вертикальную линию, над первой.


Разделяем линию пополам.


И строим треугольник-как крыша у домика.


Это будет шапочка пингвина. Соединяем дужками горизонтальные линии и рисуем кружок вверху.


Два круглых глаза, треугольный клювик и овальные ножки.


Незабываем про крылья, затем начинаем рисовать льдину-овал.


Завершаем рисунок льдины вертикальными линиями в разных направлениях.


Приступаем к работе с фиолетовым цветом. Рисуем море, приложив мелок боковой стороной(ребро) к листу бумаги.
Фиолетовое море,
фиолетовые волны,
фиолетовая даль.
Будто море всё укрыла
фиолетовым платочком
и сидит, вздыхая, тучка
-Где же дождик, вот печаль.


Теперь небо-так же растираем мелок по бумаге.
На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -...(голубой).


Так как наши пингвины отплывают из Радужного государства, то и небо всё переливается всеми цветами радуги. Растираем по небу мелки зелёного, жёлтого и красного цветов.


Омыв, на время, свод небесный,
Умчался дождь за горизонт,
Наполнив, свежестью чудесной,
Открыл в сини, радужный зонт.
Мерцая, в переливах цвета,
Горят все краски в небе синем
Возникшие в пространстве, вдруг..


Теперь разукрашиваем шапочку, клювик и глазки.
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий - ...(красный)
Апельсинчик трогал Леша,
Ласково поглаживал:
- Ты красивый и хороший,
Круглый и...(оранжевый)
Затем обводим фигурку пингвина по контуру чёрным цветом.


И аккуратно в одном направление разукрашиваем пингвина.
Он из всех неяркий самый,
Только веришь или нет -
Можно видеть этот цвет
И с закрытыми глазами!
(чёрный цвет)


Такого цвета море, иней,
И небо тоже. Это... (синий)
Синем мелком обводим контуры льдины. Рисуем фиолетовые волнистые линии на море-волны.


Между фиолетовых волн рисуем синие. Льдину украшаем растиранием синего мелка по бумаге(рисуем ребром). И наш портрет пингвина на льдине завершён.



Нарисовать пингвина можно и акварельными красками. Техника рисования акварелью весьма сложная, и новая для деток, но нужная.
Также как и в варианте с восковыми мелками строим карандашный рисунок, затем приступаем к работе над фоном.
Перед работой красками нужно напомнить детям о свойствах акварели-звонкая, прозрачная. О, том что нужно смочить краски капельками чистой воды перед рисованием.
Для фона выбираем большую кисть(№ 8-10), сначала обводим по контурам пингвина, затем закрашиваем всё небо в одном направление.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по рисованию цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Д.Н. Колдина
Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

От автора

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение. У ребенка появляется интерес к рисованию, лепке и аппликации. Сначала ему интересен сам процесс рисования, но постепенно малыша начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии.

В данном пособии предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Лучше проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполняли аппликацию на эту тему.

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие , как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать снеговика, предложите ему вместе с вами сделать снеговика из пластилина.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию , возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, предложите нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, малыш может нарисовать пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.

Если ребенок быстро устает , не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его , необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру "Что изменилось?" Положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания ("Давай нарисуем ежику дорожку, по которой он сможет попасть домой", "Давай нарисуем для рыбок побольше воды в аквариуме, а то им негде плавать").

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения);

Доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали);

Рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Интересные сюжетно-игровые задания вызывают у детей желание выполнить свою работу как можно лучше.

Перечислим способы рисования, используемые в работе с детьми 3–4 лет.

Рисование пальчиками . Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.

Рисование поролоновым тампоном . Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.

Рисование ладошкой . Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.