Ремизов Алексей Михайлович - биография. Русский Писатель Художник-график. Биографическая справка В годы революции

Ремизов Алексей Михайлович - (1877-1957), русский писатель. В августе 1921 эмигрировал. Родился 24 июня (6 июля) 1877 в Москве. Происходил из московской купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище.

За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университеа, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897, первая книга Посолонь, куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907. Год спустя опубликован роман Пруд, которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Ф.М.Достоевского в современной литературе, «великого жалостника» (А.А.Блок).

В моих “реконструкциях” старинных легенд и сказаний не только книжное, а и мое - из жизни - виденное, слышанное и испытанное. И когда я сидел над старинными памятниками и, конечно, неспроста выбирал из прочитанного, а по каким-то бессознательным воспоминаниям - “узлам и закрутам” моей извечной памяти.

Ремизов Алексей Михайлович

В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно А.Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборник Лимонарь, 1907, пьеса Бесовское действо, 1907), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд (Бесноватые, 1951, и др.).

В автобиографии Подстриженными глазами (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно». Хотя в дореволюцинный период Ремизовым опубликовано несколько романов с четко проявленной социальной тенденцией (Крестовые сестры, Неуемный бубен, оба 1910, и др.), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольлоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, «новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия - века». Вместе с тем эта «повесть», особенно если она связана с изображением событий революции и последуюшщей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, - автобиографическая по материалу книга Взвихренная Русь (1927).

В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние петербургские годы, - Блока, Д.С.Мережковского, философа Л.Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М.Пришвина.

Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его Слове о погибели Русской Земли, опубликованном в газете эсеров «Воля народа» вскоре после Октябрьской революции. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237. Взвихренная Русь описывает время, когда исключительно ярко «горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле», но «никогда и нигде так жестоко» не гремел прежде «погром» (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период «красного террора»).

Рассказ, как и в книге Подстриженными глазами, образующей со Взвихренной Русью автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, «заклинаниями», записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок «взвихренной» будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграции Учитель музыки (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров Встречи (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть Иверень (1986).

В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести Оля (1927) и романе В розовом блеске (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла жена Ремизова С.П.Довгелло).

Страды мира, беда человеческой жизни - как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона - смешная.

Ремизов Алексей Михайлович

Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, - от книги Россия в письменах (1922) до сборника «снов» и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, И.С.Тургнеев, Достоевский). Эта тема становится основной в книге Огонь вещей (1954). Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г.Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник М.Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде». Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как «юродивого в пределах культуры» - умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.

24 июня (6 июля по новому стилю) 1877 г. в семье московских купцов родился русский писатель, один из лучших стилистов в русской литературе, Алексей Михайлович Ремизов. В период обучения в Московском университете, куда Ремизов поступил на естественное отделение физико-математического факультета, будущий писатель участвовал в студенческих волнениях. Это обернулось шестилетней ссылкой в Пензу, Вологду и Усть-Сысольск. Писательский дебют произошел в 1897 г., а первая книга, в которой были обработки апокрифов и народных сказок, вышла под названием «Посолонь» 1907 г., после возвращения из ссылки и переезда в Петербург. После выхода в 1908 г. романа «Пруд» за Ремизовым закрепилась репутация «великого жалостника», по словам А. Блока, и преемника Достоевского в русской литературе.

В раннем творчестве Ремизова прослеживается отчетливое влияние символизма, в первую очередь, Андрея Белого. Но определяющим для Ремизова оказался интерес к русскому духовному наследию и славянской мифологии, к памятникам народной культуры и старопечатным книгам. Это заметно в его сборнике «Лимонарь» и пьесе «Бесовское действо», опубликованным в 1907 г., и в других публикациях, появившихся в эмиграционный период жизни писателя в виде переработок русских старинных легенд (сборник 1951 г. «Бесноватые» и другие).

В 1951 г. вышла автобиография Ремизова «Подстриженными глазами», где он рассказал о важности для своего творчества идеи прапамяти, или «сна», которая легка в основу конструкции многих произведений писателя. Несмотря на то, что в своих дореволюционных романах Ремизов поднимал социальную проблематику (романы 1910 г. «Крестовые сестры» и «Неуемный бубен»), своеобразие его творчества отчетливо видно именно в переработках фольклорного материала и апокрифов. По словам самого Ремизова, эти его произведения стали «новой формой повести» с целой страной в качестве главного действующего лица и временем действия, растянутым на много веков. Однако эта «новая повесть» всегда, особенно если речь шла о революционных событиях, базировалась на документальном материале, достоверном и обширном, а действующими лицами всегда были реальные исторические персонажи под собственными именами. Именно так написана автобиографическая книга 1927 г.

«Взвихренная Русь» - одно из главных произведений Ремизова эмиграционного периода. Поэтика житийной литературы с ее мотивами мытарства, бесприютности, отторжения неправедного мира и духовного очищения соседствует с созданным автором образом русского лихолетья, где присутствуют Мережковский, Блок, философ Л. Шестов, а также Пришвин.

Ремизов неоднократно писал о революции. Он высказал свое к ней отношение в опубликованном вскоре после октября 1917 г. на страницах эсеровской газеты «Воля народа» произведении «Слово о погибели Русской Земли». В нем видны реминисценции древнерусского плача по разоренной татаро-монголами в 1237 г. русской земле. Во «Взвихренной Руси» Ремизов, оказавшийся в период «красного террора» под арестом и в кратковременном заключении, описывал время, когда мечты человека о свободе переплелись с погромом и бесчинствами.

И во «Взвихренной Руси», и в «Подстриженными глазами», образующими автобиографический диптих, повествование выстроено как компиляция общественно значимых событий (прибытие в Петроград Ленина весной 1917 г.), перемежающаяся частными свидетельствами самого разного рода: здесь и разговоры в очередях, и сцены издевательства над разоруженными городовыми толпы. Произведение фрагментарно, оно совмещает летописное повествование с картинами тягот и невзгод жизни самого Ремизова, с его снами и видениями, с потоком сознания повествователя, «заклинаниями» и зарисовками «взвихренной» будничной жизни. Выбранная для повествования форма сказа органично воплощает эту концепцию, в которой субъективность восприятия подчеркивается построением рассказа. Для Ремизова характерна эта стилистика и такое композиционное решение, они прослеживаются в его мемуарах «Встречи» (1981 г.), в изданном посмертно романе «Учитель музыки» (1983 г.), а также в частично опубликованной повести «Иверень» (1986 г.), также автобиографической.

Ремизов эмигрировал из России в 1921 г., в период гражданской войны. Мотив разлуки, тоже характерный для сюжетов древнерусской литературы (повести «О Петре и Февронии» и «О Бове Королевиче»), имеет у Ремизова личный смысл в таких его произведениях, как повесть «Оля» (1927 г.) и роман «В розовом блеске» (1952 г.). В них отражена трагичная история семьи писателя: единственная дочь осталась в России, и в 1943 г. умерла в Киеве, и тогда же скончалась С. П. Довгелло, жена Ремизова. Писатель, опираясь на предания и легенды, реконструировал картины народного духа и выражал религиозные верования, которые зачастую расходились с официальным православным каноном. Это заметно во многих его «эмиграционных» произведениях: в «России в письменах» (1922 г.), сборнике размышлений и «снов» о русской духовности и ее отражении в русской классической литературе, в особенности в творчестве Гоголя, Тургенева и Достоевского. Эта тема выходит на первый план в книге 1954 г. «Огонь вещей».

Стилистика Ремизова, оригинальная и изощренная, вызывала ожесточенные споры о целесообразности выбранных писателем художественных решений и о том, являются ли они искусственными или плодотворными. Одни (к примеру, критик Г. Адамович) оценивали книги Ремизова как имитацию «допетровской старины», имевшую своей целью применение архаических приемов, к которым писатель был неравнодушен. Другие авторы, такие как художник Добужинский, говорили о даровании Ремизова как игровом и усматривали прямую связь между особенностями его социального поведения и его прозы. В доме Ремизова обои были расписаны персонажами русского фольклора, атмосфера его быта напоминала «колдовское гнездо», а гости Ремизова получали грамоты с указанием членства в его «Великой и вольной обезьяньей палате». Есть и третья точка зрения, выраженная, в частности, философом И. Ильиным: он говорил о Ремизове как о «юродивом» в культуре, человеке образованном и умном, художественно одаренном и обладающем особым и значительным видением.

Творчество Ремизова оказало значительное влияние на творчество многих русских писателей 1920-х гг.: Пришвина, Вяча, Леонова, Шишкова и других. Они были приверженцами «орнаментальной прозы», и в их произведениях чувствуются отголоски ремизовской стилистики.

Алексей Михайлович Ремизов умер 26 ноябра 1957 г. в Париже и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Особое значение в его творческом наследии имеет целая автобиографическая эпопея, которая начинается повестью «Иверень», продолжается «Петербургским буераком», «Взвихренной Русью» и «Учителем музыки», и заканчивается произведением «Сквозь огонь скорбей». Эпопея охватывает период с 1897 по 1943 гг. и содержит не только жизнеописание Ремизова, но и картины общественной жизни. На страницах всех своих произведений Ремизов выступает и как летописец, и как сказочник, и как изобретатель кошмара повседневности. Он органично соединял две стороны бытия и видел в этом свою принципиальную задачу, и остался в памяти как прекрасный писатель и уникальный по своему дарованию русский стилист.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ремизова Алексея Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Уникальный русский писатель Ремизов Алексей Михайлович остался в литературе как яркий стилист, создатель собственного художественного мира и «сновидческого» метода письма. Его жизнь была полна переживаниями, чудачествами, любовью. Прожив большую часть своей биографии в эмиграции, он сохранил традиции и дух русской литературы. Он оставил достойное литературное наследство, которое значительно обогатило русскую культуру.

Детство и семья

Родился Алексей Ремизов в богатой купеческой семье 24 июня 1877 года в Москве. Его мама принадлежала к старинному русскому роду Найденовых, известному соблюдением традиций и обрядов. Его дядя Н. А. Найденов, брат матери, был основателем крупного российского банка и председателем Московского биржевого общества. Он был человеком большой эрудиции, занимался исследованиями истории Москвы, спонсировал восстановление и сохранение памятников. Его богатейшая библиотека была одной из лучших в городе, и Алексей Ремизов прочел благодаря этому немало книг. В юные годы мать Алексея отличалась передовыми взглядами, участвовала в Богородском кружке нигилистов, но несчастливая любовная история подтолкнула ее к браку с владельцем галантерейного магазина Ремизовым.

У пары родилось пятеро детей, младшим из которых и являлся будущий писатель, но счастья в семье не было. Мария Александровна, устав от мучений в браке, забрала детей и вернулась в родительский дом. Ее изломанная, полная страданий судьба стала основой для многих женских образов в произведениях А. М. Ремизова. Его отец был сыном простого крестьянина, всеми своими успехами он обязан исключительно своему трудолюбию. Но его влияние на Алексея оказалось минимальным, так как дети в семье почти все время были на попечении прислуги, да и умер отец довольно рано - в 1883 году. А вот влияние дяди, Н. А. Найденова, на которого Алексей был очень похож, было велико. О нем Ремизов всегда говорил с гордостью, хотя отношения их не были гладкими.

С детства Алексей отличался богатой фантазией и тягой к озорству. Его увлечения детства - музыка, рисование, театр - остались с ним на всю жизнь. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но благотворно повлияла на развитие фантазии. Игровое начало жизни, которое он принял для себя как основное, сопровождало его все последующие годы.

Годы учебы

Учился Алексей Ремизов сначала дома, ему, как и брату, дали хорошее базовое образование: иностранные языки, литература, основы математики, географии, истории. Это позволило в 7 лет Алексею с легкостью поступить в гимназию. Но из-за слабого здоровья он пропускал много занятий, и их вместе с братом перевели в коммерческое училище, в совете попечителей которого состоял Н. А. Найденов. Этот перевод закрыл для Ремизова возможность в будущем поступить в университет с получением стипендии.

Со школьных лет у Алексея остался превосходный почерк и владение каллиграфией. По окончании училища опекуны настоятельно рекомендовали ему занять место бухгалтера в банке дяди. Но Ремизов решил по-своему и поступил вольнослушателем на естественный факультет Московского университета, с правом посещения лекций, в том числе на философском и юридическом факультетах.

Общественная деятельность

После первого курса Ремизов отправляется в заграничное путешествие, которое стало для него роковым. Из заграницы он привозит чемодан запрещенной литературы, это стало причиной пристального внимания к нему со стороны полиции. В день памяти жертв Ходынки Алексей участвует в массовых сборищах, за что был задержан полицией, затем его обвинили в организации беспорядков и сослали на два года в Пензу. Там он только усугубил свое положение, войдя в кружок В. Мейерхольда. Это привело к новым обвинениям и ссылке в Вологодскую область на три года под надзор полиции. В Вологде ему довелось познакомиться со многими русскими философами и общественными деятелями. Также там с ним произошло несколько судьбоносных событий: он встретил свою будущую жену, окончательно осознал свое творческое предназначение и навсегда отверг для себя революционную деятельность.

Первые литературные опыты

Там же, в Вологде, Ремизов Алексей Михайлович печатает свои первые тексты в газете «Курьер». Он начинает писать под влиянием труда Веселовского о русском стихе. Тогда же появляется первая редакция романа «Пруд», в котором он предвосхитил традиции экзистенциальной литературы.

Киевский период

После ссылки Алексей Михайлович Ремизов, писатель большого дарования, приезжает в Херсон, так как в столицах ему жить запрещено. Потом переезжает в Киев, здесь он сотрудничает с Мейерхольдом, который создает театральную студию. Ремизов заведует репертуарной частью театра.

Петербургский период

В 1905 году писателю разрешают вернуться в Петербург, где он поступает на службу в журнал Вяч. Иванова «Вопросы жизни». Он тесно сближается с кругом петербургских модернистов, особенно с под влиянием которого Ремизов пишет книгу сказок «Посолонь». Чуть позже писатель выпускает сборник апокрифов «Лимонарь», которое получило широкий отклик в среде интеллигентов. В 1910 году выходит в свет повесть «Крестовые сестры», которая показала зрелого Ремизова - продолжателя лучших традиций русской литературы. В петербургский период он много пишет, совершенствуя свою художественную манеру. Широкой русской читательской аудитории становятся хорошо известны биография и книги автора. Ремизов Алексей в 1912 году выпускает в издательстве Вяч. Иванова 8-томное собрание своих сочинений. К 1917 году он уже был популярным, состоявшимся писателем.

Революция

Ремизов Алексей Михайлович встретил обе революции без энтузиазма, давно уже не веря в возможность силового преобразования общества. Он воспринял переворот 1917 года как метафорический пожар, в огне которого рождается новый мир. Но он понимал, что эти события станут причиной больших страданий для народа. После революции Ремизов очень много пишет публицистических текстов, в которых осмысливает происходящее через ассоциации со Смутой 17 века. Вершиной этой активности стало произведение «Слово о погибели русской земли». Этот текст представлял собой сложное полифоническое повествование. Так появился новый жанр в творчестве Ремизова. Обстановка в стране и состояние здоровья заставили писателя начать в 1920 году хлопоты о выезде за границу.

Эмиграция

7 августа 1921 года Алексей Михайлович Ремизов, книги, биография которого были тесно связаны с Россией, покинул Родину. Он был уверен, что уезжает ненадолго, но оказалось, что навсегда. Сначала он приезжает в Берлин. В течение двух лет он находился в состоянии неопределенности, подавал прошение о возвращении в Советский Союз. Однако в ноябре 1923 года семейство Ремизовых переезжает в Париж. Причины такого выбора остались неизвестны. Здесь они и проживут до конца своих дней. Ремизов Алексей Михайлович, биография которого отныне была на долгие годы связана с Парижем, всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны он активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Он много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.

Личная жизнь

Ремизов Алексей Михайлович был долгие годы счастлив в браке. В 1903 году в Вологде он женился на Серафиме Павловне Довгелло. Она увлекалась антропологией, этнографией, была действительным членом археологического института в Петербурге. Жена оказала сильнейшее влияние на Ремизова, многому его научила. В 1904 году у пары родилась дочь Наталья. В 1943 году, когда Серафима Павловна умерла, Ремизов погрузился в долгий период уныния, и до конца дней он тосковал по ней.

Писательский стиль и основные произведения

Образцом синтетического письма, объединяющего фольклорные, символические, экзистенциальные мотивы, стал писатель Ремизов Алексей Михайлович. «Взвихренная Русь», «Иверень», «Крестовые сестры» - эти произведения стали образцом его уникальной манеры, бессюжетной, ассоциативной и эмотивной прозы. В них сплетаются явь и сон, реальность и мифы. Сон становится источником знания о мире, предвестником будущего. Алексей Михайлович Ремизов, избранные произведения которого входят сегодня в школьные и университетские курсы, в России пережил долгий период забвения. В годы перестройки его имя вернулось на Родину. Сегодня лучшие произведения Ремизова - «Лимонарь», «Часы», «Кухка», «Взвихренная Русь» занимают достойное место в отечественной литературе.

Ремизов родился в Москве в богатой купеческой семье. Его мать - М. А. Найденова происходила из рода Найденовых, известных своими культурными традициями. Дядя Ремизова - Н. А. Найденов был знаменит не только как основатель банка, крупный русский финансист, многолетний председатель Московского биржевого комитета, но и как ученый-историк, организатор и меценат многих начинаний по изучению и сохранению исторических памятников Москвы. Библиотека А. Е. и Н. А. Найденовых составила основу библиотеки Московского биржевого комитета, а затем вошла в фонды Российской государственной библиотеки. В молодости мать Ремизова участвовала в Богородском кружке московских нигилистов. Впоследствии из-за несчастной любви она порвала с революционной средой и «назло» вышла замуж за галантерейщика М. А. Ремизова. Купцы Ремизовы жили в Москве с XVIII в. По свидетельству Ремизова, его отец стал писать свою фамилию «Ремизов», а не «Ремезов», не желая «происходить от птицы ремеза». Родив пятерых детей (младшим был Ремизов), М. А. Ремизова разошлась с мужем и поселилась по воле братьев во флигеле на территории фабрики Найденовых. Для Ремизова образ матери был окружен ореолом страдания.

Она стала прототипом многих трагических женских персонажей его произведений. С детства проявились способности Ремизова к каллиграфии, рисованию и литературе. Ремизов написал свой первый рассказ в возрасте 7 лет.

Отец Ремизова умер в 1883. В 1884 Ремизов вместе с братом Виктором начал учиться в 4-й московской гимназии, но из-за слабого здоровья Виктора Ремизов вместе с ним был переведен в Александровское коммерческое училище.

В 1895 Ремизов поступил вольнослушателем на естественное отделение математического факультета Московского университета, посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. По своим политическим взглядам был близок социал-демократам. За участие в беспорядках и марксистских кружках отправлен в ссылку.

В 1903 в ссылке в Вологде Ремизов сделал окончательный выбор между политической деятельностью и литературным творчеством. Духовная атмосфера Вологды, названной в воспоминаниях Ремизова «Северными Афинами», способствовала раскрытию литературного дарования Ремизова. Первое опубликованное произведение - «Плач девушки перед замужеством» - было напечатано в газете «Курьер» в 1902 под псевд. Николай Молдаванов.

С 1 февр. 1905 Ремизов получил разрешение на проживание в столицах, переехал в Петербург, где служил в редакции символистского журнала «Вопросы жизни». Вошел в модернистскую среду, сблизился с Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком.

Основой ранних произведений Ремизова стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой творчества Ремизова до конца его жизни. Согласно Ремизову, главная тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире: о человеке к человеку и о человеке к миру. - Что есть человек человеку? - Человек человеку бревно, стена. Человек человеку подлец. Человек человеку дух-утешитель». Из русских писателей-классиков своими главными литературными учителями Ремизов называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя. На творчество Ремизова оказали воздействие философские и эстетические концепции европейского модернизма. Ремизов испытал идейное воздействие древних гностических учений, концепций. Значимым духовным источником творчества Ремизова явилась также русская народная культура.

Роман «Пруд» (1905) - первое значительное произведение Ремизова. В основе сюжета - судьба потомка купеческого рода Николая Огорелышева. Используя отдельные факты своей биографии (история матери, эпизоды из времен своего детства, ссылки), Ремизов создал произведение о безысходном трагизме бытия, безвинных человеческих страданиях, обусловленных волей Рока. Сюжетное повествование чередовалось с лирическими «запевами» и «концовками» глав, как бы скрепляющими воедино мозаичные отрывки. А. Белый назвал роман «преталантливой путаницей», где все главы - «сплошная лирика». Сходная трактовка причин людских бедствий и господства зла в человеческих душах раскрыта в ранних рассказах Ремизова «На этапе» (1903), «Серебряные ложки» (1906), «Крепость» (1906), в повести «Часы» (1908).

Лучшие дня

Для Ремизова народное миросозерцание было наиболее близко к постижению светлых первооснов бытия. В 1907 Ремизов создал свою самую радостную и любимую книгу - сборник сказок «Посолонь», в которой обратился к переработке фольклорных текстов. Задача писателя - восстановить скрытый под поздними наслоениями миф, воплощающий народный взгляд на мир. Времена года сменяются «посолонь» (по ходу движения солнца). Каждому из них соответствуют древние обряды, сохранившиеся в сказках, загадках, считалках, играх. Приключения сказочных героев (Чучелы-Чумичелы, Зайки, Кота-Котофеича и др.) разворачиваются на фоне поэтических описаний жизни природы. Сказки Ремизова получили высокую оценку как в художественных кругах (А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов, А. Белый и др.), так и в научной среде (акад. А. А. Шахматов выдвинул книгу Ремизова на соискание Пушкинской премии Академии наук).

С сер. 1900-х Ремизов стал перерабатывать памятники древнерусской литературы. Эта работа продолжалась более 50 лет. Ремизов был убежден во внутреннем единстве русской культуры и видел свою задачу в восстановлении разорванных связей между ее новыми и древними пластами. В человеческой памяти, считал Ремизов, жива «прапамять» о прошлом, которое т. о. является частью настоящего. «В моих “реконструкциях” старинных легенд и сказаний не только книжное, - отмечал Ремизов, - а и мое - из жизни - виденное, слышанное и испытанное. И когда я сидел над старинными памятниками и, конечно, неспроста выбирал из прочитанного, а по каким-то бессознательным воспоминаниям - “узлам и закрутам” моей извечной памяти». В 1907 Ремизов написал первую книгу переработок древних сказаний «Лимонарь» (в переводе с греческого - «луг духовный»). Ее сюжеты основаны на народных версиях библейских событий, являющихся «отреченными», т. е. не принятыми как церковная догма.

В 1907 была поставлена пьеса Ремизова «Бесовское действо» (реж. Ф. Ф. Комиссаржевский, декорации М. В. Добужинского), принесшая автору скандальную славу. Это - притча о жизни и смерти, основанная на материале фольклорных и древнерусских произведений. Вслед за ней Ремизов написал пьесы «Трагедия о Иуде» (1908) и «Действо о Георгии Храбром» (1912), в которых воскрешал традиции народного театра. В «Трагедии о Иуде» впервые появился обезьяний царь Асыка, раздающий ордена - «обезьяньи знаки», которому была суждена долгая жизнь в творчестве Ремизова.

Мир света и радости был связан для Ремизова с миром мечты. Он находил его в сказочном далеке, в прошлом Древней Руси и в мифологическом пространстве придуманной им Обезьяньей Великой и Вольной Палаты (Обезвелволпала) - шуточного «тайного» общества, игры для детей и взрослых. Его фантастические основатели - обезьяны - были существами сродни лошадям - гуингнгмам Дж. Свифта. Они презирали человеческое сообщество, основанное на корысти, чванстве и зле, и принимали в свои ряды только добрых, талантливых и веселых людей. Возглавлял общество никем никогда не видимый и никому не ведомый царь обезьяний Асыка Первый Обезьян Великий. Всеми делами за него управлял Ремизов - бессменный канцеляриус Обезвелволпала. Ремизов раскрывал от имени и за подписью царя Асыки жалованные грамоты людям, заслужившим честь быть принятыми в члены Ордена. Первые обезьяньи «знаки» были выданы в 1908, последние - в 50-е.

Повесть Ремизова «Крестовые сестры» (1910) стала этапным произведением, поставившим писателя в первые ряды литературной элиты тех лет. Она продолжала традиции петербургской темы Пушкина, Гоголя, Достоевского и по-новому раскрывала ремизовскую концепцию рока, тяготеющего над судьбами героев. «Бурков дом», где жил главный герой - отставной чиновник Маракулин, осмыслялся как символ всего Петербурга и, шире, построенной имп. Петром русской державы, где страдают многие. Глубине тематики соответствовали отточенность формы и музыкальность языка.

Собрание сочинений Ремизова, вышедшее в 1910-12, показало целостность художественного мира Ремизова, парадоксально соединившего в себе балагура и сказочника и изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение обеих сторон бытия было принципиально для Ремизова, писавшего о центральной теме своего творчества: «Страды мира, беда человеческой жизни - как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона - смешная». В 1912 Ремизов написал повесть «Пятая язва», посвященную исследованию сути народного характера на протяжении русской истории от древнейших времен до современности. Главный герой повести, «пятая язва» маленького городка следователь Бобров трагически отделен от своего народа, который он считает себя вправе судить и осуждать. На концепции повести сказалось усиление роли христианского идеала в мировоззрении Ремизова. Критики отметили эстетическое и общественное значение произведения Ремизова. В письме Ремизову А. Белый отметил, что для него «Пятая язва», как и цикл стихов Блока «Куликово поле», - «произведения вещие».

Во 2-й пол. 10-х Ремизов публикует сборник сказок и переработок древнерусских легенд («Докука и балагурье», 1914; «Весеннее порошье», 1915; «За Святую Русь», 1915; «Укрепа», 1916) и работает над романом «Ров львиный» («Канава», 1914-19).

В годы революции Ремизов пережил творческий подъем. Он воспринял революцию как мировой пожар, в огне которого уничтожается старое и рождается новое. О преображающей силе революционного огня Ремизов писал в хронике февральской революции «Всеобщее восстание» (1918), переработке высказываний философа Гераклита «Электрон» (1919), книге «Огненная Россия» (1921) и в обобщающей книге «Взвихренная Русь» (опубл. в 1927). Для Ремизова революция - это и разрушение старой «Святой Руси», т. е. христианского миросозерцания, которое Ремизов считал одной из главных основ народного мировосприятия. Этой стороны Ремизов не принял ни в февральской революции, ни в октябрьском перевороте. Наиболее программно скорбь по концу огромного периода русской истории выражена Ремизовым в «Плаче о погибели русской земли» (написан 5 окт. 1917). По Ремизову, никакое социальное переустройство жизни не принесет результатов без нравственного возрождения людей. «Было бы ошибочно думать, - писал Ремизов в дневнике 1917, - что царствие Божие это какое-то справедливейшее устроение на земле, какие-то дома и храмы и, конечно, отхожие места самого последнего слова. Для того чтобы наслаждаться в царствии Божием, при утонченной совести - надо не иметь совести - и вот Божия Матерь, как воплощение совести, хождение ее по мукам и есть образец того, что никогда не осуществимо царство Божие при наших условиях на нелегкой земле». В 1921 Ремизов с женой покинул Советскую Россию. С 1923 жил в Париже.

Годы эмиграции были для Ремизова годами постоянной тоски о России, но также временем плодотворной творческой работы. 20-30-е - время создания и обдумывания основных книг Ремизова, основанных на автобиографическом материале. Погружение в глубины своего «я», в воспоминания стало неисчерпаемым источником творчества Ремизова. При этом он понимал «память» не только как реальные воспоминания, но и как глубокую «прапамять» о своем перевоплощении в иных обличьях на протяжении разных эпох. С н. 30-х до 1949 Ремизову не удается публиковать свои книги отдельными изданиями, поэтому большинство созданных до второй мировой войны произведений опубликовано позднее. Времени детства посвящена книга воспоминаний «Подстриженными глазами» (1951), годам ссылки - книга «Иверень» (опубл. в 1986), петербургскому периоду жизни Ремизова - книга «Встречи. Петербургский буерак» (частично опубл. в 1981), годам парижской эмиграции - «Учитель музыки» (опубл. в 1981). На основе рассказов жены Ремизов написал книги о ее жизни - «Оля» (1927), «В розовом блеске» (1952).

Погружение в мир легенд, сказок и древнерусских сказаний стало для Ремизова еще одним мысленным путем на русскую землю. Он публикует сборник переработок сказок и церковных легенд «Три серпа» (Т. 1 и 2, 1927), «Образ Николая Чудотворца» (1931), «Голубиная книга» (1946) и др. Начиная с к. 20-х Ремизов создал цикл пересказов древнерусских повестей о любви и судьбе («Соломония», «Савва Грудцын», «Брунцвиг», «Мелюзина», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда», «Повесть о двух зверях: Стефанит и Ихнелат», «О Петре и Февронии Муромских», «О Григории и Ксении Тверских» и др.). Их герои - книжники и мечтатели, испытавшие фантастические приключения и великую любовь, почти всегда заканчивающуюся трагично.

С н. 30-х Ремизов обратился к жанру рукописных книг-альбомов, создав целые серии рисунков к своим произведениям. П. Пикассо, М. Ларионов, В. Кандинский, Н. Гончарова, М. Добужинский и мн. др. художники высоко ценили творчество Ремизова-графика. Ю. Анненский отмечал, что «Ремизов несомненно мог бы рисовать, как Серов, как Репин или как Малявин. Но их музы его не вдохновляли. Ремизов создавал полудетские, полузаумные графические фантасмагории, удивлявшие меня игрушечностью при глубоком графическом мастерстве. Он рисовал замечательно и диковинно». В конце жизни книги Ремизова издавались мизерными тиражами в созданном друзьями Ремизова специально для публикации его произведений издательстве.

Ремизов Алексей Михайлович , русский писатель. Родился в богатой старокупеческой семье. В 1895 г. окончил Александровское коммерческое училище в Москве. Будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, в 1896 г. был арестован за участие в столкновении студентов с полицией на демонстрации в память о событиях на Ходынском поле. В тюрьмах и ссылках провел 6 лет.

В 1902 г. в вологодской газете «Курьер» Ремизов опубликовал под псевдонимом «Н. Молдаванов» свое первое оригинальное произведение - поэтическую обработку зырянских свадебных причитаний «Плач девушки перед замужеством». В том же 1902 году опубликовад перевод книги А. Роде «Гауптман и Ницше» (совместно с В. Э. Мейерхольдом). Перевел для театра Мейерхольда в Херсоне драму С. Пшибышевского «Снег» (изд. 1903, совместно с С. П. Ремизовой-Довгелло).

Автор стилизованных под «допетровскую» старину сборников литературных сказок («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», обе - 1907; «Докука и балагурье», 1914; «Николины притчи», 1917; «Русские женщины», 1918) и драматургических произведений в духе средневековых мистерий («О Иуде, принце Искариотском», 1908; «Бесовское действо», «Царь Максимилиан», оба - 1919).

В прозе Ремизова (романы «Пруд» - 1902-1903, изд. 1905, и «Часы» - 1904, изд. 1908; повести «Неуемный бубен» - 1909, «Крестовые сестры» - 1910, «Пятая язва» - 1912) отражены впечатления московского и провинциального купеческого, фабричного и уличного быта. Реальность у Ремизова прослаивается сновиденческой и демонологической фантастикой. В социальной действительности писатель видит «явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную», повсюду царят «вздор, нескладица, неразбериха», люди лишены связи друг с другом: «человек человеку - бревно». Персонажи Ремизова находятся «между Святой Русью и Обезьяной», совмещая два, казалось бы, взаимоисключающих отношения к человеческой «доле» - беспричинному и бессмысленному страданию: смиренное принятие страдания, с одной стороны, и абсурдный в своей заведомой обреченности бунт, с другой. Этот бунт против космического детерминизма или, что то же, произвола мистических сил, осуществляется в формах фантазирования, игры, лжи и направлен на преодоление данности, нормы, рационального мышления, в конечном счете, реальности. Согласно И. А. Ильину, Ремизов движется от «метафизического ужаса» через страдание и жалость, чувство вины и страх перед миром к творению - в фантазиях и сновидениях - «субъективного чуда», спасающего душу от «неприемлемости этого мира».

Особое внимание Ремизов проявлял к поэтике сновидения: его первый сборник снов, «Бедовая доля», был составлен в 1900-1909 гг. Записи снов и вымышленные произведения в форме сна он публиковал и в дальнейшем. Ремизовскую стилистику отличает стремление к обогащению словаря, перенесение поэтической метафоричности в прозу, поиски новых синтаксических и лексико-фразеологических возможностей языка художественной литературы (традиция Н. В. Гоголя и Н. С. Лескова). В области композиции для произведений Ремизова характерны фрагментарность, мозаичность, монтаж разноплановых эпизодов. Эти черты его творчества оказали значительное воздействие на русскую «орнаментальную» прозу 1920-х годов.

Неприятие революционных событий выразилось в «Слове о погибели земли русской» (опубликовано в 1918 г.). В 1921 г. Ремизов эмигрировал, до 1923 г. жил в Берлине, затем обосновался в Париже. В 1925-1928 гг. печатался в евразийском журнале «Версты». За рубежом написаны его автобиографические книги: «Взвихренная Русь» (1927), «По карнизам» (1929), «Подстриженными глазами» (1951; 2-е изд., 1957), «В розовом блеске» (1952) и др. Снам в русской классической литературе посвящена книга Ремизова «Огонь вещей. Сны и предсонья» (1954). В конце жизни принял советское подданство, но в СССР не вернулся. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

(По материалам «Литературной энциклопедии», «Краткой литературной энциклопедии» и 3-го издания «Большой советской энциклопедии»)