Референдумы мира21.05.2014. От геев до флага: какие референдумы в мире прошли за год

Плебисцит

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Референдумы в современном мире

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

См. также

Референдумы в Европе

  • 1991 год - референдум на Украине (1991)
  • 1995 год - референдум в Белоруссии (1995)
  • 1995 год - референдум в Казахстане (1995)
  • 1996 год - референдум в Белоруссии (1996)
  • 2000 год - референдум на Украине (2000)
  • 2003 год - референдум в Чечне
  • 2004 год - референдум в Белоруссии (2004)
  • 2005 год - Народный референдум в России
  • 2006 год - референдум в Южной Осетии
  • 2006 год - референдум о независимости Черногории (2006)
  • 2006 год - референдум о независимости Приднестровья

Референдумы в остальном мире

Примечания

Ссылки

В мировой истории было множество примеров того, как граждане страны сами решали свою судьбу посредством референдумов. Независимость государства, изменение государственного строя, изменение полномочий какого-то конкретного политического деятеля — подобные вопросы не могли оставить равнодушными население разных стран, обеспечивая высокую явку. О важности выборов сегодня — на gudkov.ru .

В самом начале XIX века во Франции состоялось несколько референдумов. Например, 10 мая 1802 года перед французами был поставлен вопрос: «Будет ли Наполеон Бонапарт пожизненным консулом?». В голосовании участвовало около половины избирателей (49,45%). 99,76% из них ответили на этот вопрос утвердительно.

Но более важный референдум, определивший судьбу на ближайшее десятилетие не только самой Франции, но и многих других европейских стран, состоялся в ноябре 1804 года. Тогда жители Франции проголосовали за то, чтобы сделать Наполеона, который был до этого пожизненным консулом, императором Франции. Первая Французская республика превратилась в Первую Французскую империю. Из около 7 миллионов избирателей в голосовании не участвовало 52,8%. Официально было объявлено, что 99,93% голосов (3 521 675 чел.) было подано за создание Империи.

2 Референдум, сделавший Гитлера единоличным правителем Германии (1934 год)

19 августа 1934 года в Германии состоялся референдум по вопросу об объединении государственных постов президента (главы государства) и канцлера (главы правительства). Голосование проводилось в связи со смертью действующего президента Германии Пауля фон Гинденбурга (2 августа 1934 г.) вместо внеочередных президентских выборов.

За объединение высших государственных должностей проголосовали 38 394 848 человек (89,93%). Против — 4 300 370 (10,07%). 873 668 бюллетеней были признаны недействительными.


Агитационная растяжка «Да — вождю» (г. Фюрт, Бавария)

К моменту проведения референдума в Германии активно происходил процесс установления диктатуры Национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером. В результате, после проведения референдума, Гитлер объединил в своем лице высшие государственные должности, принял титул «Фюрер и Рейхсканцлер».

3 Референдум о создании Исламской Республики в Иране (1979 год)

Референдум о создании Исламской Республики состоялся в Иране 30 и 31 марта 1979 года. Референдум проходил сразу после победы Исламской революции 1979 года и преследовал цель утверждения новой формы государственного устройства.

В 1963 году в Иране была проведена серия радикальных реформ — «Белая революция». Из страны был выслан аятолла Хомейни. Преобразования и деисламизация привели к активной антиправительственной пропаганде. Началом революции принято считать массовые антишахские протесты в январе 1978 года, подавленные правительственными войсками. В январе 1979 года, после того как страну парализовали постоянные забастовки и митинги, Пехлеви с семьей покинул Иран. 1 февраля в Тегеран вернулся из изгнания Хомейни, после чего началась подготовка к проведению всенародного референдума.

Бюллетень для голосования содержал один вопрос — «Согласны ли Вы с установлением в Иране Исламской Республики?» на который надо было дать ответ «да» или «нет». Несмотря на то, что в обществе были противники такой формулировки, которые бойкотировали референдум, 99,3% (20 147 855 человек) принявших участие в референдуме проголосовали «за».

4 Референдум о независимости Эстонии от СССР (1991 год)

Референдум о независимости Эстонии от СССР был проведен в Эстонии 3 марта 1991 года. На вопрос «Вы за восстановление независимости и национального суверенитета Эстонской Республики?» 78,4% опрошенных (737 964 человек) ответило утвердительно. 21,6% (203 199 чел) ответили отрицательно. Явка составила 82,9%.

В соседних республиках — Латвии и Литве — вместо референдумов были проведены опросы населения, которые также продемонстрировали желание обрести независимость. Реальная независимость этих трех стран была восстановлена после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве в августе 1991 года.

5 Референдум о восстановлении независимости Грузии (1991 год)

28 февраля 1991 года Верховный Совет Грузинской ССР запретил проведение референдума о сохранении СССР на территории Грузии и принял решение провести референдум по вопросу восстановления государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 года, что фактически являлось решением о выходе из СССР. Грузия стала четвертой союзной республикой после стран Балтии, решившей обрести независимость.

Референдум о восстановлении независимости Грузии состоялся 31 марта 1991 года. Население Грузии на 1 января 1991 составляло 5 млн. 464 тыс. человек, в референдуме приняли участие 3 млн. 326 тыс., из которых за государственную независимость проголосовало 98,93 процента. Два региона республики — Абхазская АССР и Юго-Осетинская автономная область — заявили о своей особой позиции, они хотели выйти из состава Грузии.

9 апреля 1991 года на чрезвычайном заседании Верховного Совета Грузии председатель ВС Звиад Гамсахурдия объявил о восстановлении государственной независимости Грузии.

В том же 1991 году референдумы о независимости прошли и в других советских республиках — Армении, Азербайджане, Украине, Туркмении, Узбекистане. В всех этих республиках население высказалось за обретение независимости.

6 Референдум о статусе Крыма (2014 год)

Референдум о статусе Крыма был проведен 16 марта 2014 года на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. Населению предлагалось выбрать один вариант из двух предложенных: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? / Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

Согласно официальным результатам, в Автономной Республике Крым 96,77% (1 233 002 чел.) проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1%, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6% (262 041 чел.) избирателей при явке 89,5%.

Референдум проводился вопреки украинскому законодательству, не предусматривающему понятия региональный референдум и предписывающему решать территориальные вопросы только на всеукраинском референдуме, и при поддержке российских войск.

Большинство стран-членов ООН не признало крымский референдум. При рассмотрении вопроса о ситуации в Крыму в Совете Безопасности ООН тринадцать его членов поддержали проект резолюции, объявляющей референдум не имеющим законной силы, однако Россия наложила на неё вето, а Китай в ходе голосования воздержался.

7 Референдум о независимости Шотландии (2014 год)

Референдум по вопросу о независимости Шотландии прошел 18 сентября 2014 года. Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?». В референдуме имели право принять участие 4,13 млн граждан страны старше 16 лет. В случае положительного ответа большей части избирателей Шотландия могла быть объявлена независимой страной 24 марта 2016 года.

К утру 19 сентября все голоса были посчитаны. За независимость Шотландии высказались 44,7% избирателей (1 617 989 чел.), против — 55,3% (2 001 926). Явка составила 84,5%. Таким образом, Шотландия осталась в составе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Институт референдума в современном российском законодательстве

2. История проведения референдумов в России

Референдум в Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси. Если обратиться к истории советского периода, то первое упоминание о референдуме содержалось в Конституции СССР 1936 года и соответственно в Конституции РСФСР 1937 г, где Президиуму Верховного Совета РСФСР предоставлялось право проводить всенародный опрос, референдум, по собственной инициативе или по требованию одной из республик.

В работах некоторых ученых-государствоведов встречаются высказывания о том, что референдумы в СССР проводились на местном уровне, они использовались для решения национально-территориальных вопросов, вопросов управления территорией.

Исходя из того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.

Ст. 5 Конституции СССР 1977 г. предусматривала две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Делались и конкретные предложения по структуре и основным положениям будущего акта.

В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме. За несколько месяцев до этого был принят аналогичный закон в Литве, затем закон о референдуме в РСФСР. После принятия союзного закона о референдуме были приняты республиканские законы в Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, в Белоруссии, Молдове. Некоторые республики в составе Российской Федерации также приняли соответствующие законы. Например, проект закона о референдуме в Кабардино-Балкарской Республике был разработан на основе российского закона о референдуме, Конституции РСФСР и Конституции Кабардино-Балкарии, вынесен в мае 1991 г. на рассмотрение сессии Верховного Совета и принят в первом чтении.

Конституция РФ 1993 г. в ст. 3 провозглашает формы осуществления народом принадлежащей ему власти: непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. также провозглашает две формы осуществления народом принадлежащей ему государственной власти: непосредственную и представительную, устанавливая при этом, что вопрос о территории РСФСР может быть решен только путем волеизъявления народа, выраженного в ходе референдума. После издания указанных законов сложилась и практика проведения референдума.

Как известно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССР всенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик.

В соответствии с ч. 3 ст. 109 Конституции РСФСР 1978 г. Верховный Совет был обязан объявить референдум по решению Съезда народных депутатов РСФСР или по требованию не менее чем I млн. граждан РСФСР либо не менее 1/3 от общею числа народных депутатов Верховного Совета РСФСР. Более трети всех депутатов поставили свои подписи под требованием провести референдум но вопросам национально государственного устройства России, сохранения РСФСР как суверенного государства в составе обновленного союза и реорганизации государственной власти в РСФСР с введением поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. Исходя из этого, Верховный Совет принял решение об объявлении референдума РСФСР 17 марта 1991 г. и проведении вместе с референдумом СССР, наметил необходимые организационные меры. Таким образом, 17 марта 1991 года россияне решали голосованием вопрос об образовании поста российского президента. Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме, предложенном М. Горбачевым по вопросу о сохранении СССР.

Однако демократические по своей сути институты прямой демократии не могли не затронуть устоев социалистического государства. Если пост президента был введен в России в результате положительного голосования на референдуме, то решение о сохранении СССР было менее эффективно. Спустя 10 месяцев страна распалась.

Оживление политической жизни в сфере национальных отношений на территории бывшего СССР выражалось во множественном применении референдума -- он стал конституционно-правовой формой, институционализирующей волю народов, национальностей в вопросах государственного самоопределения. На территории РФ в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т. д. Таким образом, нужно сказать, что как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении социально-экономических и политических вопросов прижился и стал играть заметную роль.

25 апреля 1993 г. состоялся всероссийский референдум, на который выносились следующие вопросы: "Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?", "Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?", "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?", "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?". 5 мая 1993 г. Центральная комиссия Всероссийского референдума подвила его итоги и установила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона “О референдуме РСФСР”: Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся. По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

12 декабря 1993 г. на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 “О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.” состоялся всероссийский референдум. Указом (п. 4) было также утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции.

Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум. Россияне оценили проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало за принятие Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новой Конституции России.

3. Конституция РФ - основной источник закрепления института референдума

Одной из новелл Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России (ст. 3) как высшее и непосредственное выражение власти народа. Логическое развитие это положение главы “Основы конституционного строя” получает в следующей, второй главе Конституции, закрепляющей основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, в ст. 32 которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в референдуме.

Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.

Действие нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя рассматривать отдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности ч.2 ст. 66 определяет, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч.3 ст.3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.

Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом.

Изменение субъекта, обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.

Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом.

В соответствии со ст.84 Конституции, Президент Российской Федерации назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей. В этом законе должно найти развитие положение о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа, что может и явиться основанием для установления особой юридической силы, решений принятых на референдуме. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации будет подчиняться нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст.32 Конституции).

Часть вторая статьи 130 Конституции РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения. К ним относятся местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан, а также формируемые ими выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии.

Местный референдум может использоваться в двух формах:

Во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. В таком случае он проводится по мере необходимости и используется для принятия решений, наряду с выборными органами местного самоуправления;

Во-вторых, как избранная населением форма самоуправления, полностью заменяющая представительные органы самоуправления на данной территории. Такая форма самоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностью населения.

Таким образом, нужно отметить, что Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении Российской Федерации, а защита - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Административная реформа в Российской Федерации: цели, итоги, перспективы

Центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа...

Административная реформа в современной России, ее цели, задачи и проблемы реализации

Административная реформа в Российской Федерации проходила определенные этапы, отличающиеся друг от друга по целям реформирования и по формам, способам информационной поддержки...

Административные преобразования России

К концу 90-х годов нарастал разрыв между потребностями российского общества и существовавшим уровнем эффективности функционирования системы исполнительной власти в стране...

Архивное делопроизводство в Индии и России

Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений

Использование Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов является одной из гарантий обеспечения достоверности...

Местный референдум

На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий...

Мировые судьи в системе гражданского судопроизводства как части судебной системы России

Опыт модернизации государственного управления в Соединенных Штатах Америки

Модернизация государственного управления охватила многие страны в конце XX века. Соединенные Штаты Америки не стали исключением. Страна относилась к числу тех государств, где реформы были вызваны давлением со стороны общества на государство...

Особенности проведения муниципальных выборов и референдума в РФ

В первую очередь следует знать, что расходы, связанные с проведением местных референдумов, возлагаются на бюджеты муниципальных образований...

Порядок назначения и проведения референдума

Виды референдумов (ст.73 Конституции, ст...

Порядок принятия в состав Российской Федерации нового субъекта

В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы субъектов РФ...

Почерковедческая экспертиза

Практика проведения референдума в Республике Беларусь

Республиканские референдумы прошли в РБ 17 марта 1991 года, 14 мая 1995 года, 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года. Правовую основу для организации и проведения 17 марта 1991 г. референдума составили Конституция СССР 1977 года, Конституция БССР 1978 г....

Сравнительная характеристика политики разгосударствления и приватизации собственности в Российской Федерации и странах Западной Европы и США

Говоря о предпосылках проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования...

Идея референдума как высшего непосредственного выражения власти народа зародилась и окрепла в эпоху перестройки. В 1990 году появились законы «О референдуме РСФСР», «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». В качестве предмета референдума могли быть изменение или отмена закона, его отдельных положений, принятие нового закона, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам.

В марте 1991г. состоялся единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум о сохранении союзного государства. В девяти республиках, принявших участие в голосовании, явка граждан составила 80%, при этом 76,4% из них ответили на вопрос «Считате ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» утвердительно.

В соответствии с законом решение, принятое путем референдума, являлось окончательным, имело обязательную силу и могло быть отменено только на другом референдуме. Однако все мы помним, что круги дорвавшихся до власти антисоветчиков и националистов, лелеявшие мечту о захвате государственной собственности и обогащении, презрели мнение 113 миллионов соотечественников.

Сейчас модно критиковать период правления Б.Ельцина, называя 90-е "десятилетием смуты", "лихолетьем", "временем упадка и деградации" (что, конечно, во многом соответствует истине), возлагая ответственность на "проклятых либералов", возглавлявших тогда страну. Только многие забыли, что сами давали карт-бланш руководству, активно поддерживая его и мечтая о чём-то вроде "свечного заводика".

Так в апреле 1993 года прошёл всероссийский референдум, на который были вынесены четыре вопроса:
1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?
3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Конечно, шулеры при власти при зарождающемся капитализме быстро наловчились приёмам манипулирования общественным мнением, призыв голосовать «Да - Да - Нет - Да» без конца повторялся по радио, на телевидении и в печатных СМИ, но это обстоятельство вряд ли извиняет те 53% граждан, что одобрили ответом на второй вопрос грабительскую приватизацию и конфискацию вкладов населения, и ту треть жителей, которые референдум проигнорировали. Пусть с небольшим перевесом, но Ельцин и его сторонники одержали тогда политическую победу (о доверии к президенту заявили 58%), и нет сомнений, что среди его почитателей было немало тех, кто в наши дни вдруг закричал голосистым петухом о "подъёме России с колен". Ситуация, кстати, повторилась затем на выборах главы государства в 1996 году. Особо надо подчеркнуть, что за "дикие 90-е" ответственен каждый из тех десятков миллионов россиян, кто многие годы выдавал кредит доверия Ельцину и окружавшей его камарилье.

"Всенародное голосование", обеспечившее принятие новой конституции 12 декабря 1993г., референдумом можно считать с натяжкой. Действо и назвали "всенародным голосованием", чтобы обойти требование Закона "О референдуме РСФСР" о принятии решений об изменении Конституции большинством от общего числа избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58% явившихся на избирательные участки, но всего лишь 31% от зарегистрированных избирателей. Основному Закону, рождённому в результате обмана, была уготована печальная судьба. К настоящему времени многие статьи документа так и остаются декларативными, совершенно не соблюдаются государством, и оппоненты власти именуют конституцию "бумажной".

Несмотря на все уловки, хитрости, мошенничество правящие круги в первой половине 90-х всё-таки старались опираться на мнение большинства граждан по острым и важнейшим вопросам социально-экономического и политического развития страны. Но это становилось опасно. "Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех". С позднего Ельцина и особенно при его преемниках в новом столетии началась усиленная борьба за то, чтобы исключить референдум из политической повестки даже как случайность. Власть понимала, что хотя она прекрасно научилась надувать собственные рейтинги "патриотическим" угаром, но на простые и ясные вопросы человек всё равно мог бы ответить, опираясь на здравый смысл.

В 2000-е годы различные инициаторы предлагали вынести на референдум вопросы о ликвидации преференций депутатам ГосДумы, ограничении прав Президента, изменении пенсионного законодательства, прогрессивном налогообложении, доведении МРОТ до уровня прожиточного минимума, ограничении коммунальных платежей, восстановлении дореформенных сбережений граждан, национализации недр, лесов, водных и других природных ресурсов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, железных дорог, высоковольтных ЛЭП и магистральных трубопроводов и др. По понятным причинам все предложения отметались и тут же в законодательство вносились нормы, ограничивавшие право на проведение референдума.

В сентябре 2002г. было запрещено проведение референдума РФ в период федеральной избирательной кампании и в последний год полномочий Президента РФ и Государственной Думы.

В 2004 принят федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ «О референдуме РФ», в котором была кардинально усложнена процедура инициирования референдума гражданами. Теперь инициативная группа должна была состоять из региональных подгрупп, созданных не менее чем в половине субъектов РФ, а каждая региональная подгруппа должна была включать не менее 100 участников референдума. Подписи всех участников собрания региональной подгруппы отныне требуется нотариально заверять. Права сбора подписей предоставлено исключительно членам инициативной группы и собирать их можно только в тех субъектах РФ, где зарегистрированы региональные подгруппы. Срок сбора подписей был сокращен с трех месяцев до 45 дней.

В 2008 фактически до бесконечности был расширен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, лаконичной формулировкой: " вопросы, отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти".

Таким образом, многонациональный народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - был лишён практической возможности проведения референдумов по вопросам, определяющим качество и уровень его жизни. С 1994 года уже более 20 лет правители России (в последние годы, кстати, с удовольствием проводящие "прямые линии" с населением) или не знают, о чём спросить свой собственный народ, или не хотят этого делать. Суверенная демократия довольствуется местными кампаниями вроде объединения сельских поселений или введения самообложения. Как говорится, и на том спасибо.

К началу 20 века в российское общество перешло к этапу поиска путей и способов перестроения политической системы на более современный уровень, который являлся бы новой ступенью в политическом развитии нашего государства. Уже к тому времени появились признаки перестроения общества на демократический лад, а именно усиленное внимание на становление правового государства и развитие таких демократических институтов, как создание парламента и федерализм, но особый акцент российские ученые-юристы делали на свободные и независимые выборы, а именно на появление в России такого института, как референдум, который, к указанному выше времени, уже достаточно широко практиковался в западных государствах.

Как указывал в своих работах П. И. Новгородцев: «референдум и народная инициатива способствуют установлению более тесной связи законодательства с воззрениями народа и в этом смысле создают и для органов представительства новое положение» . С данным мнением нельзя не согласиться, ибо в настоящее время мы видим результат становления той самой тесной связи между развитием политической системы, воззрением народа и становлением представительным органов в нашем государстве.

Нельзя забывать тот факт, что ещё в древние времена существовали прообразы современных референдумов, к примеру, вечевые сборы, на которых населением решались важнейшие вопросы поселения являлись примитивным подобием настоящего способа свободного волеизъявления народа.

Однако, в своей работе автор будет рассматривать современное развитие референдумов с XX века по настоящее время. В этой связи необходимо начать С первого законодательного закрепления референдума как такового – а произошло это в 1936 году, когда в принятой Конституции, в пункте «г» 49 статьи указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик». Но несмотря на это, проект Конституции 36-ого года был вынесен на народное обсуждение, а не голосование, что показывало настоящее отношение большевиков к институту референдума. Причиной тому, как показывает история, явилось отсутствие интереса действующей на то время власти к общественному мнению, тем более, что свое мнение также выражали ученые-либералы, чьи интересы были совершенно другие, нежели у правящих кругов.

Дальнейшее законодательное развитие референдум получил к 1977 году, когда появившаяся новая Конституция – Конституция 1977 года – юридически закрепила наличие референдума и две формы его реализации: всенародное обсуждение и всенародное голосование. Таким образом, вопросы, являющиеся наиболее важнейшими для развития государства, могли выноситься Верховным Советом СССР на всенародное голосование. Несмотря на более конкретизированное закрепление сущности и форм референдума, Конституция 77-ого года повторила историю Конституции 36-ого года, ибо она, как и предшествующая Конституция явилась лишь предметом обсуждения, а не голосования.

Следующим шагом в развитии референдума стало принятие Съездом народных депутатов СССР в 1990 году закона «О всенародном голосовании (референдуме) СССР», который закреплял возможность получения общественного мнения по важнейшим вопросам, касающимся дел СССР. Закон также закреплял сущность всенародного голосования, принципы проведения, права на участие; вопросы, выносимые на голосование и т.п.

Единственный референдум в истории Союза Советских Социалистических Республик состоялся в тяжелый период истории нашей страны – 17 марта 1991 года, когда на повестку дня вышел следующий вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» а также введении должности Президента РСФСР. Согласно сообщению Центральной комиссии референдума Союза ССР об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 г, во всенародном голосовании приняло участие 75.44% граждан, обладающих правом участия в референдуме, а ЗА сохранение СССР высказалось 76,4% голосовавших. Несмотря на это, СССР сохранить не удалось. В тот же день, 17 марта 1991 года, прошел первый Всероссийский референдум об установлении поста Президента Российской Федерации, где, согласно результатам ЦИК, участвовало 75,1% граждан РСФСР из которых 69,85% высказались ЗА. Через 3 месяца, 12 июня 91-ого года, первым президентом Российской Федерации стал Борис Ельцин.

Спустя всего лишь 2 года, в момент противостояния президента и Верховного Совета, в Российской Федерации было проведено 2 референдума. Первый произошел 25 апреля 1993 года, где на повестку дня выносилось 4 вопроса, касающихся доверия президенту Ельцину; доверия социально-экономической политике, осуществляемой президентом и правительством с 1992 года, а также вопросы о досрочных выборах президента и досрочных выборах народных депутатов. Результатом этого референдума явился роспуск Верховного Совета РФ (на основании указа президента Ельцина от 21 сентября 1993 года), что привело ко всем известному конфликту между сторонниками Верховного совета и правоохранительными органами. Вторым же референдумом в 1993 году был референдум о проекте новой Конституции. Данное всенародное голосование явилось «первым в истории России всенародным конституционным референдумом». Согласно статистике, большинство из граждан, участвующих в голосовании, высказались ЗА принятие нового проекта Конституции. Однако, как показывают различные источники, в данном голосовании не приняло участие более 45% населения.

2. Законодательство о референдуме: понятие и источники

Законодательство о референдуме в общем своем понимании представляет собой источники права, регулирующие институт референдума; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, а также ряд Федеральных конституционных законов и Федеральных законов: ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» - для регулирования общероссийского референдума, ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - для регулирования местного и регионального референдума; и др. Источники – совокупность нормативно-правовых актов, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Если говорить точнее по теме курсовой работы автора, то они представляют собой нормативно-правовые акты, которые определяют право граждан на участие в референдуме, определяют порядок организации и проведения референдума, права и обязанности конкретных субъектов и т.п.