Ребенок не рисует лицо на рисунке. Тест: Что рисует ваш ребёнок

не в тему... Вот читаю я про топики, кто как рисует и почему. И вспоминаю как я рисовала сама...Почему заборчик вокруг домика обозначает - закрытость..да делать было нечего сидела я и думала, чего бы еще пририсовать..дым из трубы тоже появлялся именно так, шторки на окошках тоже. При рисовании семьи, кто то мог получится оч большим или маленьким, но просто от того что не расчитала, не влезло на страницу...Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво...лучше их за спину....Когда я прочитала книжки о том, что детские рисунки многое говорят....боже подумала я чтобы подумали обо мне увидев мои рисунки...по моим рисункам можно сказать что детство было ужасное и я с тучей проблем и комплексов кхм...и все потому что я пририсовывала эту закорючку...но руководствовалсь я при это достаточно банальными вещами...Желание приукрасить и сожаление что дорисовала, а хочется пририсовать еще что нибудь...или же просто не умение рисовать и как следствие нежелание детализировать некоторые моменты....

Неужели ни у кого нет ощущения что то что написано про эти методики по рисункам не соответствуют настоящему...неужели вы не рисовали ручку на двери в домик потому что закрытый человек..или рисовали шторки на окнах потому что вы скрытны? я смотрю по себе множество проблем которые можно было бы прочитать в моих рисунках банальное украшательство и неумение рисовать.

И про цвета добавлю....порой выбирала цвета карандашей - просто потому что лучше заточен...и все..быстрее стачивались яркие..и соответственно был период рисования темными карандашами..А психолог бы разглядывая во временном пространстве сказал бы о-оо! у девочки в этот период явные проблемы и подавленность... 08.02.2005 14:38:18, Штучкина Маша

"Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво" - а почему для данного ребенка важно, чтобы ВСЕ было красиво, тогда как большинству детей важно, чтобы у человечка ВСЕ было (то есть наличие и рук, ног и ушей, неважно, красиво получилось или нет)?
"быстрее стачивались яркие..и соответственно был период рисования темными карандашами" - опять же, почему данный реб предпочитает рисовать темными цветами вместо того чтобы заточить любимые светлые? я вот (и большинство знакомых мне детей) темными рисовать не любили, я точила любимые, просила родителей купить новыю коробку карандашей - фломастеров (помню, могла неделю-2 не рисовать, потому что не было красного фломастера, он всегда первым заканчивался)
То есть слишком заумный подход к трактовке рисунков - это слишком, но отрицать данную науку как таковую - это тоже слишком. 08.02.2005 18:03:20,

полностью согласна с последним абзацом, именно это я хотела донести..теория она есть и действительно работает, но порой чрезмерное капание приводит к ложным впечатлениям... при желании отыскать в рисунке можно все что угодно.
зы у меня кстати первым кончался желтый %)...не точила потому что не умела, а взрослые порой были заняты в тот момент когда приспичивало творить, можно сказать что этим темными цветами я выливала свое горе о желтом карандаше %)))))))))))))) 08.02.2005 18:59:23, Штучкина Маша

Начиная с годовалого возраста , все дети любят рисовать. Стоит только им увидеть карандаш или шариковую ручку, так сразу они норовят схватить их в свои маленькие ручки и украсить своей живописью любую подвернувшуюся под руку бумагу: книгу, газету и даже обои. Родителям, конечно, интересно посмотреть, что рисует их малыш. Но годовалый ребенок еще не умеет ничего рисовать, поэтому он чертит линии, черточки и ставит жирные точки. Однако выбирать цвета в этом возрасте дети уже умеют, а потому при рисовании стараются использовать яркую и многоцветную палитру.

Чем контрастнее цвета в детском рисунке, тем неспокойнее у него на душе. Например, сочетание ярко-красного цвета с черным говорит об агрессивности , а зеленый с синим - о его спокойствии. Малыши двухлетнего возраста уже начинают выбирать свой любимый цвет и часто рисуют только этим цветом. Очень редко дети в этом возрасте рисуют яркими красками, чаще всего они выбирают темно-синий, черный, серый и коричневый цвет.

Связано это с тем, что малыш желает, чтобы родители заметили его рисунки и выбирает цвет, который наиболее контрастный с белой бумагой. Тревожиться насчет этого родителям не следует, в этом возрасте это совершенно нормально. Но за черточками, фигурками, кружочками и человечками ребенка трехлетнего возраста уже скрывается ценная информация. Внимательные родители могут самостоятельно, без помощи психолога, расшифровать их и выяснить, что творится в душе у ребенка.

Больше всего дети 3-х летнего возраста пытаются изобразить человека. Они рисуют голову, которая одновременно похожа на туловище, рот и глазки, которые представляют собой линию и пары кружочков. Ножки и ручки в детском рисунке напоминает палочек, а шея, нос, пальцы, уши, ресницы чаще всего в творениях искусства детей этого возраста отсутствуют. Они появятся позже, а пока малыш воспринимает мир, как пространство наполненное людьми. Он понимает, что в этом мире существует и он, у которого должно быть свое личное место там, где его больше всего любят. Поэтому он рисует себя в кругу членов семьи, воспитателей или друзей из детского сада. Вот что можно узнать из детских рисунков в виде человечков:

1. Малыш перестал рисовать, а на бумаге красуется только один человечек. Это тревожный сигнал. Значит, он по каким- то причинам не видит себя в структуре семьи и чувствует себя одиноким. Обычно дети младшего возраста сначала рисуют себя, затем того члена семьи, которого считают более важным. Обычно это мама или папа, потом они старательно выводят брата или сестру, бабушку или дедушку и так далее.

2. Ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме папы или мамы. Так рисуют дети из неполных семей, когда один из родителей отсутствует. Такой рисунок сигнализирует о скрытой неприязни к тому человеку, которого в его рисунке нет. Это своеобразная детская месть за то, что ему обидно чувствовать себя обделенным родительской лаской отца или матери. Опасный сигнал, если ребенок нарисовал всех членов семьи, но не стал рисовать среди них себя. Значит, ему не хватает родительской любви и он не чувствует себя нужным в семьи.

3. По размерам частей тела человечков можно узнать, какое мнение у ребенка о себе. Если малыш нарисовал себя маленьким, а остальных членов семьи большими, то он слишком сильно зависит от мнения родителей. Тактику воспитания таких детей надо пересмотреть, слишком жесткие требования и наказания способны подавить индивидуальность и самостоятельность ребенка. Человечек с маленькой головой также говорит о заниженной самооценке ребенка, значит он не чувствует себя умным и сомневается в своих способностях. Если же на детском рисунке туловище человека прочерчены четко, а голова еле заметна, то это рисунок застенчивого и робкого ребенка. Крупное туловище и большая голова указывают на то, что ребенок не комплексует и считает себя сильным.


4. Если на рисунке руки мамы или папы чересчур длинные, то это говорит о том, что этот родитель его часто наказывает и он боится его. Толстые и большие ноги у родителей сигнализируют о напряженной атмосфере в семьи, значит, малыш подсознательно желает лучшего отношения между родителями. Отсутствие рта у папы или мамы на рисунке - плохой сигнал. Это сигнализирует о том, что этот родитель часто ругает малыша и он не хочет больше слышать его слов. Также человечков без рта рисуют дети необщительные, которые не имеют друзей в садике и испытывают от этого душевное страдание. Если всех людей ребенок рисует с поднятыми руками, то родителям пора задуматься о причинах формирования у ребенка агрессивного характера. Ребенок получает удовольствие от того, что его боятся, и ждет от родителей немедленного выполнения всех своих капризов.

На детских рисунках детей 5-7 летнего возраста появляются глаза, нос, пальцы, шея, ресницы, волосы и одежда. Чем тщательнее прорисовывает ребенок лицо человека, тем больше он озабочен своим внешним видом. Если руки у человека прижаты к телу, то ребенок растет замкнутым, он не чувствует себя счастливым. Открытую и жизнерадостную натуру ребенка можно узнать по изображению человека с широко расставленными в разные стороны руками, открытыми ладонями и улыбающимся до ушей ртом. Если ребенок вместо человечков рисует зубастых страшилищ, то это признак детской агрессии.

В детских рисунках отражается отношение ребенка к окружающим людям и его восприятие самого себя. Анализ рисунка ребенка не только расширяет возможности родителей в выявлении скрытых недостатков в характере ребенка, но и дает полную информацию о допущенных ими ошибках при воспитании. Если ребенок каждый раз рисует одного и того же зубастого человека, то родителям стоит задуматься о том, что так сильно пугает его и поближе познакомиться с его окружением в детском саде или же пересмотреть свои методы воспитания.

Когда ребенок начинает удерживать пишущий предмет в руке, он всегда стремится оставить после себя след. Любая поверхность может стать холстом для юного художника: и новые обои, и мебель, и пол. Желание изрисовать все и вся – нормальный этап развития ребенка, поэтому родителям придется набраться терпения и наблюдать за тем, как меняются образы и сюжеты детских рисунков. В определенный момент ребенок начинает не просто марать бумагу, а изображать всяких неведомых существ. Такие рисунки отражают внутренний мир маленького человечка, и сегодня мы будем разбираться, как «читать» детский рисунок.

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа можно представить как известную со школы систему координат с двумя осями. Точка их пересечения – это центр листа. Самый благоприятный вариант – когда рисунок находится именно в центре.

Вертикальная ось — самооценка ребенка и его ощущение своего положения в коллективе.

  • Рисунок смещен по вертикали вверх – высокая самооценка, желание завоевать высокое положение в коллективе (иногда такие детки страдают как раз от того, что их собственное высокое мнение о себе не разделяется окружающими).
  • Рисунок смещен по вертикали вниз – заниженная самооценка, робость, низкая уверенность в себе, шаткое положение в коллективе (ребенка не признают в коллективе.

Горизонтальная ось — ось времени. Левая часть оси ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим.

  • Рисунок расположен левее от центра – ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети больше «в себе», строят мало планов и мало мечтают, проявляют мало активности.
  • Рисунок расположен правее от центра – ребенок устремлен в будущее, он часто на позитивной волне, очень деятельный и активный.

Анализируем элементы образа

Голова

Значение имеет положение головы и лица.

  • Если голова повернута вправо – ребенок нацелен на осуществление своих замыслов и планов. Если он что-то задумал – он это пробует реализовать, даже несмотря на то, что некоторые затеи он бросает на полпути.
  • Если голова повернута влево – планы и задумки в основном остаются в голове, ребенок не предпринимает попыток осуществить свои идеи из-за нерешительности.
  • Если голова расположена прямо – ребенок сосредоточен на себе, эгоистичен, имеет высокую самооценку.

Уши

Если к голове пририсованы уши – это означает, что ребенок готов слушать. Это может проявляться как познавательный интерес (слушает информацию), а может – как интерес к мнению других людей (во всем слушает других).

Глаза

В рисунке глаза – символ страха, особенно если они большого размера, четко прорисованы, много раз обведены. Заметные и большие глаза – символ сильного страха. Прорисованные ресницы говорят о некотором кокетстве, внимании к собственной внешности, желании понравиться.

Рот

Рот может быть нарисован по-разному: открытым, закрытым, просто линией или настоящими губами.

  • Четко нарисованные губы говорят о чувственности ребенка.
  • Если акцент сделан на язык – ребенок очень разговорчив.
  • Иногда нарисованы и губы, и язык. Это указывает на выраженность обоих качеств.
  • Если рот открыт, но ни языка, ни губ нет, особенно, если есть штриховка – ребенок очень боязливый, легко может испугаться, постоянно сомневается и не доверяет. Особенно это характерно подросткам.
  • Прорисованные зубы указывают на словесную агрессию. Эта агрессия обычно защитного характера, то есть ребенок может в случае чего ответить.

Лоб

Большой и высокий лоб – признак преобладания рационального начала, эрудированности.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Необычные детали на голове

Иногда дети рисуют на голове разные детали, которые тоже можно расшифровать.

  • Рога – агрессивность или желание защищаться, умение «пободаться» при надобности.
  • Перья – желание привлечь внимание, выделиться, стремление украсить себя.
  • Прическа, грива или шерсть – ребенок стремится обозначить, какого он пола, подчеркнуть это.

Конечности

Нарисованное существо может стоять на ногах или лапах. Их вид тоже говорит о внутреннем состоянии ребенка.

  • Массивные, крепкие конечности указывают на то, что ребенок по жизни крепко стоит на ногах. Ему есть на что опереться, он взвешенно принимает решения, обдумывает свои действия.
  • Слабые, тонкие ноги или их отсутствие, указывают на хлипкость внутренних позиций, убеждений. Решения ребенок принимает скорее импульсивно, его суждения не глубокие.

Отдельное внимание нужно обратить на то, как конечности соединяются с туловищем.

  • Если соединения прорисованы хорошо – ребенок тщательно контролирует свои рассуждения, мыслит логично и последовательно.
  • Если соединения прорисованы небрежно или вообще отсутствуют – ребенок слегка как бы оторван от реальности, его размышления хаотичны.

Кроме ног или лап ребенок может рисовать и другие конечности. Они могут служить украшением, а могут нести какую-то функцию.

  • Крылья, панцирь, дополнительные конечности указывают на то, что ребенка привлекают разнообразные сферы деятельности, он всесторонне развит, многим интересуется, легко заводит знакомства. Такие дети уверены в себе и легко занимают свое место в жизни.
  • Нарисованные щупальца указывают на то, что ребенок почти всегда действует смело.
  • Различные бантики, украшения на рисунке выявляют в ребенке желание привлечь к себе внимание, демонстративность и манерность.

Интересным элементом в образе является хвост:

  • Если хвост нарисован справа – у ребенка высокая самооценка, он положительно воспринимает себя и свои действия. Если слева – ребенок склонен к самокритике.
  • Если хвост смотрит вверх – ребенок активен и уверен в себе, если вниз – ребенок подавлен, недоволен собой.
«Три дерева»

Изучая детские рисунки, можно не только анализировать то, что ребенок рисует спонтанно, но и давать задание. Очень простым и информативным является рисуночный тест «Три дерева».

Предложите ребенку нарисовать на листе три дерева, а потом назвать, кто из деревьев папа, кто мама, а кто — сам малыш (деревьев может быть больше, по количеству членов семьи). В этом рисунке нас будет интересовать размер деревьев. Ключ к разгадке кроется в том, что ребенок соотносит деревья с членами семьи не по физическому росту/размеру, а по той доле влияния, которую этот член семьи. Так, например, если ребенок ассоциирует себя с самым маленьким деревом – радоваться не чему, ведь это говорит о том, что мнение ребенка в семье не значимо. Родителям стоит давать ребенку больше самостоятельности в принятии решений и прислушиваться к его желаниям. Самой гармоничной будет картинка, когда все деревья равны. Да, конечно, ребенок может сравнить себя с маленьким деревом т.к. сам маленький, но смысл заложен глубже. Вот тут об этом написано немного подробнее — http://grigorieva-elena.ru/metodika-test-tri-dereva/

Тайна цвета

Расшифровка цвета – одно из самых сложных. Каждый цвет имеет неоднозначное психологическое значение, а кроме этого, для каждого ребенка смысл цвета может быть своим. Именно поэтому расшифровывать значение цвета нужно опираясь на уже полученные из рисунка сведения: цвет может подчеркивать выраженность выявленных качеств или придавать им особый психологический смысл.

Психологически цвета обычно трактуются так:

  • Красный цвет – символ страсти, любви, но в некоторых случаях символизирует тревогу, агрессию, сильный негатив и ощущение опасности.
  • Синий цвет – цвет разума, логики, порядка. Другой его полюс – фантазии, безумство.
  • Желтый цвет – цвет жизнелюбия, символ открытости и свободы. Иногда олицетворяет ревность, лживость, зависть.
  • Оранжевый цвет очень энергичный, знак силы и личностной зрелости. Его обратная сторона – воинственность и стремление к борьбе.
  • Зеленый цвет роста, взросления, надежды на лучшее. Иногда обозначает незрелость или болезненность.
  • Фиолетовый – загадочный цвет, символ гармонии и тайного знания. Может обозначать тревогу, депрессию, уход в себя.
  • Черный может быть солидным и торжественным, а может быть траурным.
  • Белый цвет – цвет чистоты, но иногда это знак внутренней опустошенности и траура.
  • Серый цвет в целом нейтральный, его негативная трактовка – запутанность, меланхоличность.

Сопоставляя результаты всех методик работы с детским рисунком, можно узнать о ребенке то, что скрыто глубоко и невооруженным глазом не видно. Любые выявленные переживания и проблемы нужно обязательно прорабатывать. Первое лекарство – мамина любовь, забота и внимание. Более глубокие проблемы лучше решать со специалистом. Проводите со своим малышом как можно больше времени, вместе играйте и рисуйте – это поможет лучше разглядеть проблемы и даст понимание, как можно помочь ребенку.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Как научить ребенка различать цвета —

01.12.2008 Рейтинг: 0 Голосов: 0 Комментариев: 99

С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш.

На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния и развития ребенка, конечно, может только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки могут сами родители, воспитатели и педагоги. По-моему, уметь расшифровывать детские рисунки важно для каждого родителя. Если в результате такой «предварительной диагностики» возникли подозрения на какие-то скрытые проблемы, тревоги, нужно обязательно обратиться к детскому психологу. Очень хорошо, если есть возможность проконсультироваться у психолога занимающегося диагностикой рисунков. К сожалению, квалифицированных специалистов в этой области не так много, так как, по мнению самих детских психологов, учение читать детское творчество приходит только после анализа нескольких сотен, а то и тысячи и более рисунков.
Я полностью разделяю мнение специалистов, которые считают рисунок самым достоверным источником информации о внутреннем мире ребенка.

Самый популярный тест «Рисунок семьи» (для маленького ребенка окружающий мир - это прежде всего семья), как и большинство других методик, можно проводить с ребенком старше 3-4 лет, который уже рисует «осознанно». Когда ребенок рисует человека уже не в виде «головоногих» (шарик с ручками и ножками), а отдельно изображает туловище и голову.

Важно для проведения теста:
1. Для рисования лучше всего предложить ребенку карандаши, которые позволяют при анализе рисунка учесть линии, силу нажима и штриховку. Для сюжетного анализа и анализа цветовой гаммы можно рисовать красками.

2. Предложите ребенку порисовать в обычный день, когда у ребенка «ровное» настроение. То есть не стоит тестировать ребенка, если он эмоционально перевозбужден, например, после праздничного дня или после посещения поликлиники, или если в семье произошла конфликтная ситуация. Такой рисунок может отражать ситуативное эмоциональное состояние.

3. Не стоит делать выводов по одному рисунку и отдельному элементу, не связанному с другими элементами на рисунке. Каким бы информативным ни казался рисунок, тестирование желательно повторить два-три раза с разницей в 1-2 недели. Определенные выводы можно делать, если настораживающие вас элементы рисунка - это стиль рисования ребенка.
Например, папа уехал в командировку и ребенок на рисунке семьи не нарисовал его. В этом случае естественно, что ребенку не хватает папы. И не стоит делать вывод о каких-то проблемах в отношениях, если обычно папа всегда присутствует на рисунках.

4. Во время рисования взрослый должен присутствовать, но, не вмешиваться в процесс рисования: не предлагать что-то или кого-то нарисовать, не задавать вопросы и не комментировать детский рисунок. Взрослый нужен для того, чтобы наблюдать за процессом создания картинки, чтобы увидеть, кого и что ребенок нарисовал сначала, в каком порядке, обратить внимание, если какие-то элементы не уместились, почему. Например, самые маленькие детки, если им предложить нарисовать свободный рисунок начинают рисовать маму, но потом могут начать рисовать всю семью и себя. В этом случае мама получается большая, а все остальные члены семьи значительно меньше. Конечно, для 3х летнего ребенка мама зачастую самый главный человек, но в этой ситуации большое значение имеет неумение соблюсти пропорции, и другие возрастные особенности.

5. После того, как ребенок закончил рисовать, попросите рассказать, что нарисовано на картинке и кто есть кто. Ребенок может дать логичное объяснение многим непонятным или настораживающим деталям рисунка.

Что не стоит делать:
1. Не стоит анализировать «шаблонные» рисунки: выполненные на детских занятиях и уроках рисования, картинки, срисованные с книжек и других образцов.
2. Не стоит пытаться интерпретировать непонятные для взрослых элементы, чтобы избежать ложных выводов.
3. Не стоит «расшифровывать» и обсуждать рисунки при ребенке, делать ему замечания при анализе выводов и задавать ребенку вопросы «почему ты так нарисовал?».

Первые возрастные стадии в развитии рисования.
Исследователи детских рисунков выделили возрастные стадии, последовательно сменяющие друг друга. Соответствие определенной стадии в определенном возрасте позволяет оценивать развитие ребенка.
Я согласна с мнением тех специалистов, которые считают, что не всегда несоответствие возрастной стадии свидетельствует о задержке в развитии ребенка. Ребенок должен «вырисоваться», чтобы перейти от одной стадии к другой. Так, если малыш рисует каракули, не стоит держать руку ребенка и учить его рисовать «правильные» рисунки, чем больше ребенок будет рисовать сам, тем быстрее перейдет к следующей стадии рисования.

(названия стадий условные, в литературе используются различные названия)
1. Стадия каракулей, примерно до 2х лет. Ребенок учится держать в руке карандаш, кисть, фломастер, мелок. Малыш рисует первые штрихи, линии, точки, спирали, иногда получаются случайные фигуры. Ребенок иногда даже не смотрит на лист бумаги, на котором рисует, ему неважен цвет, которым он рисует. Самое главное для малыша это сам процесс творения, что от движения его руки остается след на листе бумаги.

2. Ассоциативная стадия (образного мышления), примерно до 3х лет. Ребенок начинает связывать, то, что он изображает, с окружающим миром. Сначала малыш рисует те же самые каракули, но объясняя: это я, это папа, это машина. Постепенно фигуры и предметы начинают приобретать отчетливые образы. Фигуры людей изображаются в виде головоногих - шарик с ручками и ножками, глазами, ртом, носом, иногда волосами и ушами.

3. Стадия рисунков с примитивной выразительностью, примерно до 5 лет. Ребенок рисует уже осознано, стараясь изобразить фигуры и предметы такими, какие они есть. Рисуя силуэты, ребенок изображает туловище и голову. Отличительная особенность этой стадии от последующих, ребенок изображает все, что видит, в т.ч. рисует движение, например, как дует ветер и как бежит человек - в виде спиралей на рисунке. В этом возрасте дети чаще всего рисуют «по памяти».

Дети старше 5 лет уже могут схематично представлять свои рисунки и рисовать с натуры.

Перед тем как рассказать о возможностях рисуночных тестов, хочу обратить внимание на то, что существуют разные рекомендации по проведению такого тестирования и интерпретации рисунков, иногда они даже немного противоречат друг другу. В этой статье описываются основные моменты, которые помогут помочь родителям понять детский рисунок.

Цветовая гамма рисунка.
Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно провести ближе к 3 годам, когда ребенок начинает старательно выбирать цвета для своих рисунков. С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Предложите ребенку нарисовать любую красивую картинку и дайте максимально большое количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.
Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают в детских рисунках. Если ребенок часто рисует красным цветом и закрашивает им большие участки рисунка - это может свидетельствовать об эмоциональном перенапряжении и даже рассматриваться как символ агрессии. Но руководствоваться этим одним признаком не стоит. У каждого ребенка свои любимые цвета. Подвижные и эмоциональные дети любят яркие краски, например ярко-малиновый.
Часто присутствие на рисунках насыщенного фиолетового цвета в большом количестве свидетельствует о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должно насторожить родителей.
Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка. Однако если черный цвет значительно преобладает в рисунках , ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом, то нужно обратиться к детскому психологу. Эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.
В возрасте 3-4х лет яркие цвета дети используют для всего «красивого» - разукрашивают им любимых людей. Темные наоборот используются для рисования того, что меньше всего заслуживает внимание ребенка.

Анализируем детали: расположение предметов и силуэтов на листе, их размер и другие элементы.
Лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство детей старается рисунком занять как можно больше места на листе - это хорошо и нормально, так как ребенок чувствует себя «центром» своего мира. Если ребенок изображает мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой - это свидетельствует о заниженной самооценке. Такой ребенок может ощущать себя очень слабым, например, из-за того, что кто-то из взрослых очень строг с ним.
Солнце, цветы, птицы - светлые положительные элементы рисунка, свидетельствующие о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое.

Большое количество мелких деталей на рисунке может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок.
Закрытые шкафы, закрытые замки и другие закрытые элементы рисунка рассматриваются психологами, как секреты и запреты к которым ребенок не допускается.

Фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других - это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы, но не обязательно любимые. Так, на рисунки семьи мама, папа или бабушка может быть значительно больше других членов семьи, а также на рисунке может присутствовать большой автомобиль или телевизор.
Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно. Например, мама и телевизор, нарисованные выше других элементов рисунка говорит об их авторитете.
Самых близких и дорогих для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются - это означает сплоченность и дружбу.
Ребенок рисует людей так, как воспринимает их, если он считает людей близкими друг другу, он располагает их на рисунке рядом. Например, мальчик может нарисовать сестер рядом друг с другом, а себя на другой стороне листа. Удаленность фигур свидетельствует о разобщенности, отсутствии психологического контакта.
Любимых людей ребенок часто рисует таким же цветом, как и себя, их одежда может выделяться наличием мелких деталей - украшений, то есть быть красивее, чем у других.
Если на рисунке изображены вымышленные персонажи , нужно расспросить ребенка о них подробнее - ребенок в чем-то чувствует себя обделенным. С помощью них можно узнать чего ребенку не хватает в реальной жизни.

Анализируя детский рисунок нужно внимательно рассмотреть части тела рисованных персонажей.
Глаза - очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому если малыш постоянно рисует людей с большим глазами - это, скорее всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие глаза и защитить ребенка. Когда ребенок рисует с большими глазами только определенного человека - это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи.

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья - улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа сильно выделен рот или вокруг рта нарисованы множественные линии - признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно много говорит, он может, например, делать колкие замечания.
А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке вообще безо рта. Отсутствие любой части тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить.

Голова для детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой.

Уши не всегда рисуется дошкольниками, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами люди слушают мнение других людей о себе. Поэтому, если у всех фигур есть уши, а у одного персонажа нет - он может не слушать критику о себе. Персонажи с очень большими ушами - должны больше слушать мнение окружающих.

Руки - это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.
Маленькие, короткие, спрятанные ручки - символ слабости - «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки.
Большие руки и множество пальцев - символизируют силу изображаемого персонажа.
Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.

Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность (пол, дорогу, землю, ковер) - это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим - уверен в своих силах.

Хорошо прорисованные острые элементы - могут быть символами агрессии. Это зубы и ногти, шипы и острые углы на заборе. На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное выражение лиц, кулаки и оружие в руках. Однако, для того, чтобы сделать вывод, ребенка обязательно нужно подробно расспросить, для чего он это нарисовал, может быть, он так защищается от чего-то, например, от своих страхов.

Некрасивые, страшноватые фигуры символизируют, что ребенок себя чувствует неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых.

Характер нажима, штрихи, контуры.
Четкие контуры, относительно правильные пропорции (в 4-6 лет восприятие пропорций у ребенка минимально), при разукрашивании штрихи немного заезжают за контур - такие рисунки не вызывают вопросов у психологов.
Слабые нечеткие прерывистые линии, штрихи при закрашивании не доходят до контура - признак нерешительности, заниженной самооценки и повышенной тревожности у ребенка.
Люди, которых ребенок рисуют сильным нажимом на карандаш или обводя несколько раз по контуру, или сильно заштриховывая, вызывают у него тревожность в реальном мире. Частые исправления во время рисования, неаккуратный контур и штриховка говорят о каких-то беспокойствах малыша.
На предметы и фигуры, которые ребенок рисует очень слабыми, тоненькими линиями, как бы боясь изобразить, следует обратить внимание.

С 3,5-4х лет помимо свободного рисунка , который помогает увидеть предпочтительную цветовую гамму, соответствие определенной возрастной стадии и общее развитие моторики, ребенку можно предложить нарисовать:
- человека или себя (если так захочет сам ребенок);
- свою семью;
- себя в детском саду (или другом учреждении, где ребенок проводит много времени)
Дошкольникам 5-6 лет можно предложить нарисовать семью животных (из разных животных) и несуществующее животное. Рисуя животное ребенок отображает свой образ.
Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных. Такой тест можно провести и в 4х летнем возрасте, но с фигурами людей родителям чаще легче. У животных могут быть дополнительные элементы, с которыми будет сложно разобраться (перья, панцирь…), а в 4 года ребенок рисует еще не очень понятно.

Когда ребенок рисует себя (или просто человечка) следует особо обратить внимание, насколько хорошо прорисованы черты лица: глаза, нос, рот. Лицо рассматривает как символ социальной сферы, показатель самоуважения и адаптации в обществе. Я не раз обращала внимание на то, что когда совсем маленьким деткам (1-2 года) даешь в руку карандаш и рисуешь перед ними человечка, они тут же стараются закрасить его лицо. Возможно главная причина таких действий - отсутствие осознания своего собственного «я», себя как отдельной личности.

Тест-рисунок «Моя семья»
На таких рисунках важна последовательность - в каком порядке ребенок рисует членов семьи. Как правило, дети сначала рисуют себя - это хороший признак, т.к. ребенок рисует, прежде всего, себя в своем мире. Иногда ребенок рисует первым самого авторитетного в семье человека, потом себя, а последним наименее важного члена семьи. Плохо, если ребенок последним нарисует себя, т.к. это признак заниженной самооценки.
Считается, что эгоист, рисуя свою семью, нарисует только себя, но не знаю, бывают ли такие детские рисунки, сложно представить.
Если ребенок не нарисовал себя среди членов семьи - это следствие трудностей в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым.
На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.
Провести общий анализ.

Тест-рисунок «В детском саду»
На таких рисунках в первую очередь нужно разобрать, что нарисовал ребенок.
Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки - это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.
Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.
Если ребенок рисует только здание детского сада без людей - это означает, что он испытывает дискомфорт от пребывания там. В этом случае детский сад воспринимается ребенком неуютным и безликим, ему не интересно происходящее там и он не отожествляет себя с этим местом.

Воображение, интуиция и желание понять своего ребенка обязательно помогут вам!

Комментарии:












Лаззат
05.02.2016 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте! Дочке 2 года 8 месяцев. В последние пару недель рисует только красным маркером на доске. Она может закрасить полдоски красным цветом, при этом нажимая на маркер с такой силой, что потом у нее болит рука. Она может молча это делать целый час. Я предлагаю ей другие цвета, но она отказывается. Меня это сильно беспокоит. Спасибо за ответ. ОТВЕТ: многим маленьким девочкам нравится красный и розовый цвет. Красный, черный, синий - яркие, хорошо видны на белом листе, с четким контуром. Ничего удивительного и ничего страшного в том, что малышка рисует ПОКА одним - любимым цветом.



Гая
18.11.2015 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте, при прохождении теста в школе раннего развития, мой 3-х летний ребенок нарисовал семью в виде травы, что это значит? ОТВЕТ: Гая, разрешите ответить вам с юмором: это значит, что вашему ребенку только 3 года. Какой м.б. тест в клуб общего развития? Я бы своего ребенка из такого клуба срочно забрала!!! Они уже показали свою некомпетентность. А то, что ребенок нарисовал травку или цветочки означает, что он рисовал то, что умеет или хочет в тот момент, когда рисовал. Это говорит о том, что с ребенком работал неграмотный психолог (если вообще психолог) и он с ним не разговаривал. Малыш бы нарисовал человека, если его об этом попросили правильно. "Молодец, красивая травка. А теперь давай нарисуем человека, только человека, но так, как тебе хочется..."





Дюша
07.12.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте, моя дочка(3,9 года) нарисовала рисунок "моя семья". Слева направо: дочка, мама, сестренка(в животике мамы), вымышленный мальчик, папа. Рисовала она справа налево, т е первым нарисовала папу(улыбается)- ему самую большую голову, но самые короткие руки из всех персонажей. Сверху над его головой(и головой мальчика) - вертикальные линии- колючки(как она описала). Маму выделила песочным цветом(желтый,оранжевый- их не было, поэтому не знаю к какому из общих цветов определить песочный), а всех остальных персонажей-красным. На вопрос "что это за мальчик? откуда он появился? кто его пригласил?" ответы неоднозначные- сам пришел, как-то, не знаю и тд...Мамино(лицо грустное, или даже немного грозное) и папино лица повернуты к мальчику(или друг к другу). У всех персонажей руки протянуты друг другу слегка вниз. не соприкасаются. у вымышленного мальчика руки протянуты вверх.также на рисунке присутствуют птицы и цветы.ВЕсь формат А4 заполнен фигурами. расстояние между фигурами оптимальное, но рисунок можно схематично поделить на 2 зоны. 1- мама,дочка,сестренка. 2-папа и мальчик.Ситуация семьи: живем с мужем в "гражданском браке" раздельно. В последнее время ссоры бывают(но они никак не касаются ребенка- она не видит этих ссор,только иногда последствия- ну т е слезы, например)Вопрос: как можно интерпретировать состояние ребенка, его отношение?



Татьяна
09.09.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте. Мой сын Виталик,первоклассник, сегодня принес из школы такой рисунок: зеленая трава, на ней слева направо - сестра Вера 1 год, папа,я (мама), а он сам нарисован над мамой как будто он висит на канате, который привязан к ветке дерева (на рисунке только ветка), то есть ему в горизонтали места не хватило и он нарисовал себя на свободном месте. на рисунке присутствует синее небо и желтое солнце с лучами. папа нарисован в синей одежде, Вера в красном платье, он сам в зеленом, а маму не разрисовал вообще. все улыбаются, при этом у Веры и папы на лице присутствует нос, а у Виталика и мамы на лице только рот и глаза. Отношения у Виталика с отцом натянутые, по моему мнению, отец считает, что он добытчик и Виталик уже достаточно большой, чтобы обходиться без его внимания.


Татьяна
05.07.2014 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Ребёнок 7 лет(девочка). Попросила нарисовать семью, нарисовала себя, меня, и мужа. Все на одной линии, себя с моей стороны мужа через меня, У ВСЕХ НА ГОЛОВАХ КОРОНЫ! Что это??? И Мужу(мы с ним в разводе) зарисовала лицо. ОТВЕТ: Татьяна, если дочка зачеркивает лицо папы с особым усилием, злостью, агрессией... то в этом случае вам стоит обратиться к детскому психологу. Заочная консультация - это плохие советы. Если же вы такого не заметили, то в общем считайте, что вы уже сами ответили на свой вопрос - вы с мужем в разводе, он удалился от семьи. А зарисовка лица может означать много что. Вы спрашивали у дочки? М.б. это просто маска, он стал другим, стал чужим.







Ольга
13.04.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
В конце марта 2013 г. моей дочке исполнилось 6 лет. В своих рисунках она на большем кол-ве рисунков всегда рисует меня с короной на голове, себя, также с короной на голове и папу (который трагически погиб 3,5 г. назад, но не у нее на глазах. Ей сказали, что папы больше нет)иногда тоже с короной, и кота (он живет с нами). Рисунки, когда яркие, а когда черно-белые, но короны разукрашенные. По высоте, она маму и папу рисует почти одинаково, а себя ниже, объясняя это тем, что она же еще маленькая. Помогите разобраться - у моей дочери нет мании величия или она тоскует, что у нее нет полной семьи, как у других детей? Спасибо.

Катерина
12.03.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Добрый день! Помогите расшифровать рисунок. Доче только исполнилось 5 лет, нарисовала двустороннюю открытку папе на 23-е февраля. На первой стороне: квадратный домик с треугольной крышей, маленькое окошко и такая же дверь. Дом нарисован черным карандашом (контур), раскрашен красным, крыша голубая. От дома тянется дорожка (ощущение домика на ножках). Возле дома с двух сторон растет трава (зеленая с черным контуром) и красные цветы. Наверху красные облака с двух сторон и красные птицы, а также яркое солнце (желтое) с левой стороны дома. Под домом нарисованы слева на право:я (т.е. мама) доча и папа. Я и доча голубого цвета, практически одного размера. У меня есть голова, большие уши, волосы, и глаза. Рот и нос отсутствует! Есть руки и ноги, а также пупок)) У дочи есть рот, нос, глаза, волосы, но нет ушей. Руки и ноги и пупок тоже есть. Руки у нас протянуты друг к другу. Папа - Огромный, больше дома, нарисован с правой стороны. У него есть: голова (глаза, нос, рот - улыбается, уши, волосы) - все это в красно-розовых тонах, волосы - голубые. Есть туловище (салатового цвета), пупок, ноги и руки. Руки очень длинные, растянуты горизонтально на всю ширину листа.С другой стороны листа: Дом, квадратный с треугольной крышей (крыша раскрашены коричневым цветом 2-х оттенков, в стиле инь-янь). Есть окно и дверь, очень маленького размера. Длинная дорожка от дома (оранжевая). Внизу крупная зеленая трава, слева от крыши дома - солнце (желтое), облака и птицы (черного цвета - не раскрашены, просто контур). с двух сторон дома стоим мы - папа и дочь - слева, я - справа. Все нарисованы коричневым цветом, я и дочь одного размера, папа - огромный на всю страницу, с огромными руками, которые охватывают все: дом, меня и дочь. Как будто обнимает??? У меня и у папы отсутствует рот, у дочери есть все части и тела и головы, даже шея. На всех рисунках она улыбается... Помогите разобраться, я в недоумении.... Спасибо заранее... ОТВЕТ: Катерина, ваша дочка замечательно рисует, и, думаю, у вас в семье все хорошо. Вы очень подробно все описали, но я не занимаюсь индивидуальными консультациями по данному вопросу и тем более заочно.



Лия
19.02.2013 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте. Пожалуйста, помогите расшифровать рисунок 6-летней девочки. Описание рисунка: это кот с огромной коричневой головой (голова - самый крупный элемент рисунка), туловищем оранжевого цвета, "по -человечески" стоящим на ногах. Глаза миндалевидные, большие, с малиновыми белками, есть только верхние ресницы, носа нет, также отсутствует нижняя губа, есть только фиолетовая крупная верхняя губа, уголки рта приподняты. По бокам от глаз нарисованы черные ушки очков (стекол очков нет). Острые треугольные ушки на голове, зеленого цвета. На макушке синий фонтанчик, наподобие китового, от этого фонтанчика наверх нарисована желтая решетка-лестница, с загибающимися подручнями, также пространство между ушами зарисовано желтым цветом. Руки желтого цвета, с малиновым контуром, по пять малиновых пальцев, две широко расположенные маленькие зеленые ноги - это самый мелкий элемент всего тела. ОТВЕТ: красивый получился рисунок, присылайте на admin@сайт девочка использовала много разных цветов и у нее замечательная фантазия!!!



Юлия
12.11.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
моему ребенку 3 года,у нас есть и второй ребенок разница между ними 2,4.обе девочки! старшая дочь всегда была плаксивой, а с появлением сестренки вообще стала не управляемая: постоянно плачет, пакостит, ругается-присутствуют признаки агрессии. сестренку очень любит, но меня первое время отвергала, со мной оставалась после сада всегда с плачем. раньше рисовала все яркими цветами("мазала"),а вот не так давно нарисовала в центре листа "черную мазню"- меня это насторожили, я у нее спросила что она нарисовала, она ответила, что это мама, папа, Элька (младшенькая)и Карина(старшая).стоит ли на это обращать внимание??? ОТВЕТ конечно стоит обратить внимание)) выделите время для общения со старшим ребенком наедине, без маленькой, девочка всеми способами просит внимания родителей




Ирина
03.09.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Моей дочери 6лет и 9 мес,2 месяца назад появился на свет ее братишка мой сын.Она стала рисовать рисунки про нашу семью Мы я и муж с начало нарисованы потом стерты и заново нарисованы, мой муж всегда держит сына на руках, я с мужем держусь за руки а дочь рядом со мной стоит маленькая меньше братишки но не она не братик не исправлены как я и папа. ОТВЕТ: скорее всего, малышка чувствует себя очень неуверенно, ей кажется, что братик ближе к маме и папе. Она может чувствовать себя обделенной вниманием. Вы пробовали попросить дочку прокомментировать ее рисунки? Уделяйте больше времени, в смысле не подготовкой к школе, а играйте вместе. Иногда надо давать возможность ребенку побыть наедине с мамой и папой (без братика), например, папа может сходить с ней в кино, а мама в парк. Всего вам доброго






ТатьянаЛ
05.04.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Забыла сказать, что ей 5 лет. Нет, она очень хорошо рисует и делает это постоянно с удовольствием (всегда приносит из сада несколько рисунков), ее хвалят. Но почему то пейзажи стали пустыми. ОТВЕТ: Татьяна, думаю у вашей дочки все хорошо. Попросите, чтобы она нарисовала семью или детский сад, если ей нравится рисовать, дочка обязательно выполнит вашу просьбу и вам станет спокойнее (если она нарисует птичек и объяснит, что вы большая птица, а она маленький птенчик – тоже хорошо). А почему пейзажи стали пустыми, во-первых, могли задания были такими, во-вторых, ребенок в этом возрасте уже может начать искать для себя форму выражения. Мб. на следующей неделе она начнет рисовать море, потом цветы, а затем снова людей)))





natalyjune
14.03.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
моей дочке 6 лет, когда нарисовала семью - мне все понравилось, все одного роста, твердо стоят на земле, цвета очень разнообразные и яркие, солнышко, цветочки, рисунок полностью заполнен, первую нарисовала себя, потом меня (мама), дальше папу и маленького братика (5 месяцев). Братик был с машинкой, я собирала цветочки, только меня смутила одна вещь и я совсем не знаю как ее интерпретировать - она нарисовала пирамидку, которую она построила до самого неба и этой пирамидкой была как-бы "отгорожена" от нас (мама, папа, братик, но потом она "отгородила" и маленького братика нарисовав дерево между ним и папой..Папа срывает я фрукты с дерева в корзинку..я бы подумала, что с братиком вышло из-за нехватки места, но себя то она "отрезала" с самого начала и намеренно..что это значит?



Катя
01.03.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
мой воспитанник 6 лет нарисовал семью сиреневым цветом: мама - 2 параллельные линии, три точки нос и глаза, рот - горизонтальная линия, руки две палочки слегка приподняты вверх, к туловищу не прикасаются, папа - большая голова, три точки линия - лицо, руки, как и у мамы, родители держатся за руки. себя он нарисовал "у мамы в животике" - малюсенькая копия папы, только голубым фломастером. небо вертикальные штрихи, земля желтая полоска под ногами, ник то не стоит на ней, ниже речка - кривая линия. И цветочек желтый с прямоугольными лепестками в воздухе, над ним солнце большое, желтое. ОТВЕТ: таланты художника в нем еще не проснулись:)) позанимайтесь с ним рисованием

Нана
09.02.2012 - 00:00
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Здравствуйте! Моему сыну 3,5 года, в саду воспитатель показала два рисунка (т.е. раскраску, с елочками, чебурашкой и домиком вроде), один лист разукрашен весь черными штрихами, и где-то маленькие участки красного. Я ужаснулась от такого рисунка, и воспитатель сказала, что это рисунок моего сына. Причем за закрашенным черным листом, видно, что предметы первоначально были аккуратно закрашены....возможно, что чей то рисунок похвалили, и он решил свой спрятать за черным цветом? П.С. рисунки его не всегда черные ОТВЕТ: Нана, может и так, мало ли, что в садике произошло. Я думаю, из-за одного рисунка не стоит заниматься глубоким анализом.