Реальные истории пассажиров «Титаника» (51 фото). Тайна океана. Как искали и нашли легендарный «Титаник

100 лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.

"Титаник" (Titanic) - крупнейшее пассажирское судно начала XX века, второй из трех пароходов-близнецов, произведенных британской компанией "Уайт Стар Лайн" (White Star Line).

Длина "Титаника" составляла 260 метров, ширина - 28 метров, водоизмещение - 52 тысячи тонн, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров, расстояние от киля до верхушки трубы - 55 метров, предельная скорость - 23 узла. Журналисты сравнивали его по длине с тремя городскими кварталами, а по высоте - с 11‑этажным домом.

На "Титанике" имелось восемь стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5-3,2 метра. Для обеспечения безопасности корабль имел двойное дно, а его корпус разделяли 16 водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые переборки поднимались от второго дна до палубы. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс заявлял, что, даже если четыре отсека из 16 будут заполнены водой, лайнер сможет продолжить свой путь.

Интерьеры кают на палубах B и C были выполнены в 11 стилях. Пассажиры третьего класса на палубах E и F были отделены от первого и второго класса воротами, находящимися в разных частях судна.

До выхода "Титаника" в его первый и последний рейс особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах - золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. американский промышленник, наследник горного магната Бенджамин Гуггенхайм, миллионер с молодой супругой, помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта майор Арчибальд Уиллингем Батт, член конгресса США Исидор Штраус, актриса Дороти Гибсон, состоятельная общественная деятельница Маргарет Браун, британский модельер Люси Кристиана Дафф Гордон и многие другие известные и состоятельные люди того времени.

10 апреля 1912 года в полдень суперлайнер "Титаник" отправился в свое единственное путешествие по маршруту Саутгемптон (Великобритания) - Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия).

В течение четырех дней пути погода была ясная, а море спокойным.

14 апреля 1912 года, на пятый день пути, несколько кораблей послали сообщения об айсбергах в в районе маршрута следования корабля. Большую часть дня рация была сломана, и многие сообщения не были замечены радистами, а на другие капитан не обратил должного внимания.

К вечеру температура начала понижаться, достигнув к 22:00 нулевой отметки по Цельсию.

В 23:00 с судна "Калифорниан" поступило сообщение о наличии льдов, но радист "Титаника" оборвал радиообмен раньше, чем "Калифорниан" успел сообщить координаты района: телеграфист был занят отправкой личных сообщений пассажиров.

В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик. Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: "Лево руля".

В 23:40 "Титаник" в подводной части судна. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны.

В 00:00 15 апреля на капитанский мостик был вызван конструктор "Титаника" Томас Эндрюс для того, чтобы оценить степень серьезности повреждений. После доклада о происшествии и осмотра судна Эндрюс сообщил все присутствующим, что лайнер неизбежно потонет.

На судне стал ощутим крен на нос. Капитан Смит приказал расчехлить спасательые шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров для эвакуации.

По приказу капитана радисты начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока капитан не освободил телеграфистов от исполнения обязанностей за несколько минут до потопления корабля.

Сигналы бедствия , но они находились слишком далеко от "Титаника".

В 00:25 координаты "Титаника" приняло судно "Карпатия", находившееся от места крушения лайнера на расстоянии 58 морских миль, что составляло 93 километра. приказал немедленно направиться к месту бедствия "Титаника". Спеша на помощь, корабль смог достигнуть рекордной скорости в 17,5 узлов - при максимально возможной для судна скорости в 14 узлов. Для этого Рострон приказал отключить все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.

В 01:30 оператор "Титаника" телеграфировал: "Мы в маленькие шлюпки". По приказу капитана Смита его помощник, Чарлз Лайтоллер, руководивший спасением людей по левому борту лайнера, в шлюпки сажал только женщин и детей. Мужчины, по мнению капитана, должны были оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в лодки. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок на правом борту мужчинам, если в очереди собиравшихся на палубе пассажиров не было женщин и детей.

Около 02:15 нос "Титаника" резко опустился, судно значительно сдвинулось вперед, и по палубам прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт.

Около 02:20 минут "Титаник" затонул.

Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, "Карпатия" прибыла на место крушения "Титаника". Судно приняло на борт 712 пассажиров и членов экипажа "Титаника", после чего благополучно прибыло в Нью-Йорк. Среди спасенных были 189 членов экипажа, 129 пассажиров мужчин и 394 человек - женщины и дети.

Число погибших , по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек. Согласно официальным данным, после катастрофы 60% пассажиров кают первого класса, 44% - кают второго класса, 25% - третьего класса.

Последняя выжившая в катастрофе пассажирка "Титаника" - , путешествовавшая на борту лайнера в возрасте девяти недель от роду, скончалась 31 мая 2009 года в 97 лет. Прах женщины был развеян над морем с причала в порту Саутгемптона, откуда "Титаник" в 1912 году отправился в свое последнее плавание.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Много десятков лет прошло с той страшной катастрофы, и никто не сомневался, что именно отправило на дно океана великолепный «Титаник». Когда «непотопляемый» корабль, самый огромный, самый роскошный океанский лайнер своего времени, на первом же своем рейсе в 1912 году врезался в айсберг, он унес с собой на дно более 1500 из всех 2200 пассажиров. Когда корабль скользнул вглубь Северной Атлантики, вместе с ним исчезли и секреты – как и почему он затонул.

«Титаник» (англ. Titanic) - британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время первого рейса потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом.

«Титаник» был оборудован двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 000 л. с. Корабль мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение, превышавшее пароход-близнец «Олимпик» на 243 т, составляло 52 310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями. При повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно. Журнал «Шипбилдер» назвал «Титаник» практически непотопляемым, это высказывание получило широкое распространение в прессе и среди общественности. В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками, суммарной вместимостью 1178 человек, что составляло лишь треть от максимальной загрузки парохода.

Титаник (слева на фото) в порту
«Титаник» в порту

Два правительственных расследования, которые велись по следам катастрофы, сошлись на том, что это именно айсберг, а не дефекты и слабина самого корабля, потопил «Титаник». Обе следственные комиссии заключили, что корабль пошел на дно целиком, а не частями. Что крупных разломов не было. Вина за кошмарное по своим масштабам бедствие пала исключительно на несчастного капитана корабля И. Смита, который также погиб вместе со всей командой. Смиту ставилось в вину, что «Титаник» у него несся со скоростью 22-х узлов (41 км) по хорошо известному морякам опасному ледяному полю — в темных водах, неподалеку от берегов Ньюфаундленда. Инцидент с «Титаником» был исчерпан – казалось, раз и навсегда.


Титаник перед выходом в океан
Хвостовая часть корабля «Титаник»

Отгадки лежали на дне морском

Однако сомнения и вопросы, что могло потопить, казалось бы, несокрушимый корабль, оставались. В 1985 году, когда океанограф Роберт Баллард после многолетних поисков отыскал наконец останки корабля на глубине около 4-х км на дне океана, он открыл, что на самом деле «Титаник» раскололся пополам на поверхности океана до потопления.

Почему он раскололся пополам? — недоумевали эксперты. Не был ли непобедимый «Титаник» слаб в конструкции?


Картина маслом «Гибель Титаника»

Прошло несколько лет после открытия Балларда, и вот первые обломки корабля подняты с океанского дна. Новая гипотеза гибели «Титаника» — низкопробная сталь, использованная при строительстве корабля. Однако группа исследователей пришла к выводу, что это не сталь, пошедшая на обшивку корабля, была низкосортна. Низкого качества были заклепки, наиважнейшие металлические штифты, которые связывали вместе стальные пластины корабельного корпуса. Более того, недавно найденные обломки днища «Титаника» прямо указывают, что корма корабля никогда не вздымалась высоко на воздух, как многие эксперты по «Титанику», включая Камерона, первоначально полагали. На самом деле корабль разбился на части и затонул, держась сравнительно ровно на поверхности океана — явный знак просчетов в его конструкции, которые были утаены после катастрофы.

С возведением «Титаника» поторопились

«Титаник» был сотворен в сжатые сроки — в ответ на производство конкурентной компанией нового поколения скоростных лайнеров. «Титаник» и его меньшие родные братья – «Олимпик» и «Британик» — были самые грандиозные корабли за всю историю кораблестроения. Это были настоящие колоссы! — 275 метров от носа до кормы! – перед ними пасовали даже высоченные небоскребы. Специально снаряженные, чтобы выстоять перед угрозами Северной Атлантики, включая громадные волны и внезапные столкновения, эти родственные корабли были также – что само собой разумелось – самые безопасные. «Титаник» мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены, – настоящее чудо для корабля таких гигантских размеров!


«Титаник» в море

В ночь 14 апреля 1912 года, однако, всего за несколько дней первого рейса «Титаника» его ахиллесова пята сыграла свою зловещую роль. Корабль не был достаточно увертлив, чтобы избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные (единственный в то время способ заметить айсберг) в последнюю минуту и в кромешной тьме. «Титаник» не столкнулся с роковым айсбергом напрямую, а проехался по нему правым боком. Лед пробил дыры в стальных пластинах корабля, затопив шесть «водонепроницаемых» отсеков.
Через два часа «Титаник» переполнился водой и пошел ко дну.


Кадр из фильма «Гибель Титаника»

Ахиллесова пята «Титаника»

Специалисты продолжали искать объяснения гибели оснащенного по всем правилам безопасности корабля. И натолкнулись на потенциально слабое звено: более трех миллионов заклепок, крепивших корпус корабля. Взяв на пробу 48 этих металлических стержней, поднятых с океанского дна, ученые нашли в них высокую концентрацию «окалины» — осадка от плавки. Из-за этой окалины металл становится ломким, может дать трещину.

Не из-за дешевизны, а потому, что время поджимало, строители «Титаника» стали использовать низкопробный материал. Когда «Титаник» наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в его носу треснули, обнажив швы в корпусе и ускорив гибель корабля. Не случайно вода, затопив шесть отсеков, скрепленных стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.
Так была открыта одна из тайн, унесенных «Титаником» на дно океана. Если бы все заклепки, крепившие «Титаник», были из высококачественной стали, катастрофы можно было избежать. Недаром сразу же после гибели «Титаника» два других гигантских корабля – «Олимпик» и «Британик», построенные на той же судоверфи и одновременно с «Титаником», — были срочно и всесторонне укреплены: удвоилась стальная обшивка корпуса и были подняты гораздо выше переборки. Кораблестроительная компания явно признавала дефекты и недопустимые просчеты в скоростной – только бы не отстать от конкурентов! – гонке по возведению «Титаника», постаралась, как могла, исправить их и скрыть от экспертов, агентов по страховке и всего любознательного человечества.

В 2005 году новая экспедиция отправилась на место давней катастрофы. И очень скоро нашла отгадку на волнующие всех вопросы. На этот раз водолазы рассматривали на морском дне не основное место крушения, а взяли немного вбок, где нашли два больших обломка от днища корабля. Когда стали анализировать зазубренные края этих обломков днища, пришли к поразительному выводу. Невозможно было для корабля расколоться таким путем, как полагали десятки лет эксперты, — с кормой, вздыбленной над океаном под 45-градусным углом, и до того, как корпус корабля распался надвое. По этим знаменательным донным обломкам можно судить, что их раскол был прерван на середине – верный знак того, что корабль накренился тогда под малым углом (около 11 градусов), что его корма еще сохраняла плавучесть, когда дала трещину. Если бы задняя часть корабля поднялась из воды под 45-градусным углом, как потрясающе изображено в фильме Камерона, корма бы быстро откололась от корпуса корабля и найденные на дне цельные обломки днища были бы разорваны надвое.

Джеймс Кэмерон с командой ученых попытался восстановить ход событий от столкновения «Титаника» с айсбергом, до его полного затопления:

Наклон корабля — вопрос жизни и смерти

Казалось бы, какое имеет значение, как именно корабль раскололся на части? Для пассажиров «Титаника» это был вопрос жизни и смерти. В кино кормовая часть судна вздымается вверх и затем идет, вместе со всем корпусом, на дно. Это затяжное драматичное действо. В реальности корабль накренился совсем немного, пока вода затопляла носовую часть, — и у пассажиров на борту было ложное чувство безопасности.

Пассажиры и многие из команды не понимали серьезности ситуации. Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Интересно, что большинство оставшихся в живых подтверждают такой неожиданный ход событий. Чарли Джугин, шеф-повар «Титаника», стоял вблизи кормы, когда корабль стал тонуть, но он не заметил никаких признаков разлома корпуса. Не было никакой всасывающей воронки, никакого колоссального всплеска. Джугин сказал, что он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не замочив своих волос.

Прощай, киношный романтический «Титаник»!

В отличие от фильма Камерона, от места катастрофы не пошла гигантская волна – никто из сидящих в спасательных лодках не заметил её, когда кормовая часть корабля скрылась под водой. Один из бывших пассажиров «Титаника» рассказывал, как он скользнул в воду, обернулся — и не увидел корабля.

Итак, прощай душераздирающий образ «Титаника» с взнесенной высоко кормой, облепленной обреченными пассажирами, их общий предсмертный вопль, и вот корабль вонзается в воду под крутым углом! К сожалению или к счастью — ничего такого на самом деле не было.

Хотя кое-кто из сидевших в спасательных шлюпках видели корму корабля, высоко поднятую в воздухе, это могло быть оптической иллюзией. При наклоне в 11 градусов при торчащих в воздухе пропеллерных винтах «Титаник», и без того высотой в двадцатиэтажный дом, казался еще выше, а его крен в воде — ещё круче.

Мог «Титаник» быть прочнее, выносливей? Безусловно. Высокого качества стальные заклепки и более плотный, двойной обшивки корпус могли бы предотвратить катастрофу или уж точно – держали бы корабль на плаву в разы дольше.

Многие видели фильм про катастрофу крупнейшего в истории человечества лайнера "Титаник". Знают, например, в каком океане затонул "Титаник", а также что причиной его гибели стало столкновение с айсбергом, но, к сожалению, не всем хорошо известна история этого бедствия, а также истинные причины крушения судна.

Этот корабль был, действительно, чудом того времени, построенный английской компанией «White StarLine». По высоте он был приблизительно как высотное одиннадцатиэтажное здание, а по длине - как три больших квартала. Судно было оснащено 8 палубами и имело 16 водонепроницаемых отсеков, которые обеспечивали высокий уровень безопасности данного лайнера.

Несмотря на такую мощную и крепкую конструкцию, "Титаник" ушел на дно во время своего первого выхода в плавание. Вокруг гибели этого гиганта кораблестроения до сих пор существует много дискуссий и возникает много вопросов, связанных с его катастрофой. Например, как и почему пошел на дно корабль, в каком году затонул "Титаник" и т.п.

В каком году затонул "Титаник", первое испытание и выход в океан

Попробуем разобраться по порядку со всеми нюансами и раскрыть все секреты гибели этого гигантского судна. Итак, "Титаник" отправился в свое первое плавание 10 апреля 1912 года. Перед этим в 1911 году лайнер впервые был выпущен в воды Мирового океана для испытательного плавания. В этом тестовом круизе корабль находился до апреля 1912 года, когда и прибыл в английский порт Саутгемптона, а уже 10 апреля этого же года "Титаник" отправился в свое первое и, к сожалению, последнее плавание. Уже через пять дней в ночь с 14 на 15 апреля судно столкнулось с айсбергом, в результате чего затонуло в водах Атлантического океана. Из всех пассажиров на борту погибло более 1500 людей.

Секреты и тайны катастрофы "Титаника"

Комиссия, которая занималась расследованием гибели этого судна, была однозначна в своих выводах и всю ответственность возложила на капитана корабля Смита. Его обвинили в том, что он двигался со слишком большой скоростью в ночное время по ледяному полю, хотя его предупреждали об опасности. Но в этой истории есть много других загадок и тайн.

Так, в 1985 году группой океанографов во главе с Робертом Баллардом удалось поднять со дна множество обломков от корабля и детально исследовать их. В результате ученые сделали сенсационное открытие. Оказывается, конструкция судна была изготовлена из низкого сорта стали, что и стало причиной раскола дна корабля.

А также была гипотеза, что "Титаник" раскололся еще до того, как столкнулся с айсбергом. Низкого качества сталь не выдержала таких нагрузок и дала трещину. Тщательно исследовав металл, из которого были сделаны стержни и заклепки в конструкции корабля, ученые обнаружили в нем высокий уровень концентрации окалины. Она делает сталь очень хрупкой, что впоследствии может привести к ее быстрому разрушению. В доказательство справедливости этой версии служит тот факт, что создатели "Титаника" планировали завершить его строительство в как можно кратчайшие сроки. Эта спешка стала второй причиной гибели судна.

Ученые полагают, что если в качестве материала для изготовления стержней и заклепок, которые играют главную роль в безопасности судна, применялась высококачественная сталь, то, возможно, катастрофы удалось бы избежать.

Конечно, в крушении "Титаника", кроме применения материала низкого качества, сыграли роль и другие факторы:

  • игнорирование ледовой опасности в ночное время суток капитанским составом;
  • халатное отношение экипажа корабля к своим обязанностям (ведь весь капитанский состав был предупрежден, что впереди есть айсберг);
  • несоответствие мест в спасательных шлюпках – так, из более чем 2 тыс. пассажиров на шлюпки удалось высадить только около 700, остальные ушли под воду. Но также в подтверждение тому есть факт, что эти шлюпки изначально были рассчитаны только на 1178 человек, а на борту, согласно разным источникам, было больше 2 тысяч людей.

Выводы

Как видно, несмотря на то, что "Титаник" был одним из наибольших лайнеров того времени и оснащен по всем правилам безопасности, малейшие пренебрежения простыми правилами, халатное отношение капитанского состава к своим обязанностям и спешка в процессе постройки данного судна привели к его крушению во время первого же выхода в открытый океан. До 1985 года не все факты были известны об этой страшной катастрофе. Люди знали, в каком океане затонул "Титаник", сколько приблизительно людей погибло, а также, что судно потерпело крушение в результате столкновения с айсбергом. Но после проведенных исследований командой ученых во главе с Баллардом удалось раскрыть много новых подробностей про истинную причину катастрофы этого корабля.

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года самый современный на тот момент пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом и вскоре затонул. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены.

Катастрофа «Титаника» очень быстро обросла массой легенд и домыслов. При этом на протяжении нескольких десятилетий место, где покоится погибший корабль, оставалось неизвестным.

Главная трудность заключалась в том, что место гибели было известно с весьма невысокой точностью — речь шла о районе в 100 километров в диаметре. С учётом того, что «Титаник» затонул в районе, где глубина Атлантики насчитывает несколько километров, поиск корабля был делом весьма проблематичным.

Титаник. Фото: www.globallookpress.com

Тела погибших собирались поднимать динамитом

Сразу после кораблекрушения родственники богатых пассажиров, погибших в катастрофе, выступили с предложением организовать экспедицию по подъёму судна. Инициаторы поисков хотели похоронить своих близких и, что уж греха таить, вернуть ценности, ушедшие на дно вместе с их владельцами.

Решительный настрой родственников наткнулся на категорический вердикт специалистов: технологий для поиска и подъёма «Титаника» с большой глубины на тот момент просто не существовало.

Тогда поступило новое предложение — сбросить на дно в предполагаемом месте катастрофы динамитные заряды, которые, по замыслу авторов проекта, должны были спровоцировать всплытие со дна трупов погибших. Эта сомнительная идея также не нашла поддержки.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отложила вопрос о поисках «Титаника» на многие годы.

Интерьер веранды для пассажиров первого класса «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

Азот и шарики для пинг-понга

Вновь о поиске лайнера заговорили лишь в 1950-х годах. Одновременно начали появляться предложения по возможным способам его подъёма — от заморозки корпуса при помощи азота до заполнения его миллионами шариков для пинг-понга.

В 1960-1970-х годах в район гибели «Титаника» отправлялись несколько экспедиций, но все они не добились успеха в силу недостаточной технической подготовки.

В 1980 году нефтяной магнат из Техаса Джон Гримм профинансировал подготовку и проведение первой большой экспедиции по поиску «Титаника». Но, несмотря на наличие самой современной аппаратуры для подводных поисков, его экспедиция завершилась неудачей.

Главную роль в обнаружении «Титаника» сыграл исследователь океана и по совместительству офицер ВМС США Роберт Баллард . Баллард, занимавшийся вопросами совершенствования малых беспилотных подводных аппаратов, ещё в 1970-х годах увлёкся подводной археологией и, в частности, тайной места гибели «Титаника». В 1977 году он организовал первую экспедицию для поиска «Титаника», но она завершилась неудачей.

Баллард был убеждён — разыскать судно возможно только при помощи новейших глубоководных батискафов. Но получить такие в своё распоряжение было весьма непросто.

Фото: www.globallookpress.com

Тайная миссия доктора Балларда

В 1985 году, не добившись результатов во время экспедиции на французском исследовательском судне Le Suroît, Баллард перебрался на американское судно R/V Knorr, с которым продолжил поиски «Титаника».

Как рассказал сам Баллард спустя много лет, экспедиция, ставшая исторической, началась с секретной сделки, заключённой между ним и командованием ВМС. Исследователь очень хотел получить для своих работ глубоководный исследовательский аппарат «Арго», однако американские адмиралы не хотели оплачивать работу техники для поиска какого-то исторического раритета. Судно R/V Knorr и аппарат «Арго» должны были выполнить миссию по обследованию мест гибели двух американских атомных подлодок «Скорпион» и «Трешер», затонувших ещё в 1960-х годах. Эта задача была секретной, и ВМС США нужен был человек, который не просто сможет выполнить необходимые работы, но и сумеет сохранить их в тайне.

Кандидатура Балларда была идеальной — он был достаточно известен, и все знали о его увлечённости поисками «Титаника».

Исследователю предложили: он сможет получить «Арго» и задействовать его для поисков «Титаника», если сначала найдёт и исследует подводные лодки. Баллард согласился.

О «Скорпионе» и «Трешере» знали лишь в руководстве ВМС США, для остальных Роберт Баллард просто исследовал Атлантику и искал «Титатник».

Роберт Баллард. Фото: www.globallookpress.com

«Кометный хвост» на дне

С секретной миссией он справился блестяще, и 22 августа 1985 года смог снова приступить к поискам лайнера, погибшего в 1912 году.

Никакая самая передовая техника не обеспечила бы ему успеха, если бы не накопленный ранее опыт. Баллард при исследовании мест гибели подлодок обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный «кометный хвост» из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления.

Учёный знал, что при погружении на «Титанике» взорвались паровые котлы, а это значило, что и лайнер должен был оставить аналогичный «кометный хвост».

Именно этот след, а не сам «Титаник», было проще обнаружить.

В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.

Было установлено, что нос и корма переломившегося лайнера расположены поодаль друг от друга, на расстоянии примерно 600 метров. При этом и корма, и нос серьёзно деформировались при погружении на дно, однако нос всё-таки сохранился лучше.

Макет корабля. Фото: www.globallookpress.com

Дом для подводных обитателей

Новость об обнаружении «Титаника» стала сенсацией, хотя многие специалисты поспешили поставить её под сомнение. Но летом 1986 года Баллард осуществил новую экспедицию, в ходе которой не только подробно описал находящееся на дне судно, но и совершил первое погружение к «Титанику» на обитаемом глубоководном аппарате. После этого последние сомнения рассеялись — «Титаник» был обнаружен.

Последний приют лайнера находится на глубине 3750 метров. Помимо двух основных частей лайнера, по дну на площади 4,8×8 км разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, останки мебели и отделки помещений, посуда, личные вещи людей.

Обломки корабля покрылись многослойной ржавчиной, толщина которой постоянно растёт. Помимо многослойной ржавчины, на корпусе и возле него проживают 24 вида беспозвоночных животных и 4 вида рыб. Из них 12 видов беспозвоночных явно тяготеют к обломкам кораблекрушения, поедая металлические и деревянные конструкции. Интерьеры «Титаника» почти полностью уничтожены. Деревянные элементы поглотили глубоководные морские черви. Настилы палуб покрывает слой из раковин моллюсков, с многих металлических элементов свисают сталактиты ржавчины.

Кошелёк, поднятый с «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

От людей осталась только обувь?

В течение 30 лет, которые прошли с момента обнаружения корабля, «Титаник» стремительно разрушался. Его современное состояние таково, что ни о каком подъёме судна не может быть и речи. Корабль навсегда останется на дне Атлантического океана.

До сих пор нет единого мнения о том, сохранились ли на «Титанике» и вокруг него человеческие останки. Согласно преобладающей версии, все человеческие тела целиком разложились. Тем не менее, периодически появляется информация о том, что некоторые исследователи всё-таки натыкались на останки погибших.

Но Джеймс Кэмерон, режиссёр знаменитого кинофильма «Титаник» , на личном счету которого свыше 30 погружений к лайнеру на российских глубоководных аппаратах «Мир», уверен в обратном: «Мы видели туфли, сапоги и другую обувь на месте затонувшего судна, но наша команда ни разу не сталкивалась с человеческими останками».

Вещи с «Титаника» — выгодный товар

За время с момента обнаружения «Титаника» Робертом Баллардом к кораблю было осуществлено около двух десятков экспедиций, в ходе которых на поверхность поднято несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом в 17 тонн.

Точное число предметов, поднятых с «Титаника», сегодня установить невозможно, поскольку с совершенствованием подводной техники корабль стал излюбленной целью «чёрных археологов», любыми путями пытающихся добыть раритеты с «Титаника».

Роберт Баллард, сетуя на это, заметил: «Корабль всё ещё благородная старая дама, но уже не та дама, которую я увидел в 1985 году».

Вещи с «Титаника» уже много лет продаются на аукционах и пользуются огромным спросом. Так, в год 100-летия катастрофы, в 2012 году, с молотка ушли сотни предметов, в том числе ящик для сигар, принадлежавший капитану «Титаника» (40 тысяч долларов), спасательный жилет с судна (55 тысяч долларов), мастер-ключ стюарда первого класса (138 тысяч долларов). Что касается драгоценностей с «Титаника», то их стоимость измеряется миллионами долларов.

В своё время, обнаружив «Титаник», Роберт Баллард намеревался сохранить это место в тайне, дабы не тревожить место упокоения полутора тысяч человек. Возможно, он зря этого не сделал.


  • © www.globallookpress.com

  • © www.globallookpress.com

  • © Commons.wikimedia.org

  • © кадр из youtube

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org
  • © Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

  • ©

Легендарный первый рейс "Титаника" должен был стать главным торжественным событием 1912 года, но вместо этого он стал наиболее трагическим в истории. Нелепое столкновение с айсбергом, неорганизованная эвакуация людей, почти полторы тысячи погибших - таким оказалось единственное плавание лайнера.

История создания корабля

Банальное соперничество послужило стимулом для начала строительства "Титаника". Идея создания лайнера лучше, чем у компании-конкурента, пришла в голову владельца британской судоходной фирмы «Уайт Стар Лайн» Брюса Исмея. Это случилось после того, как их главный соперник «Кунард Лайн» в 1906 году отправил в плавание свой самый крупный на тот момент корабль под названием «Лузитания».

Строительство лайнера началось в 1909 году. Над его созданием трудились около трех тысяч специалистов, было потрачено свыше семи миллионов долларов. Последние работы завершили в 1911 году, и в это же время состоялся долгожданный спуск лайнера на воду.

Многие люди, и богатые, и бедные, стремились получить заветный билет на этот рейс, но никто и не подозревал, что уже через несколько дней после отплытия мировая общественность будет обсуждать только одно - сколько людей погибло на "Титанике".

Несмотря на то что компании «Уайт Стар Лайн» удалось превзойти конкурента в судостроительстве, последующая нанесла по репутации фирмы. В 1934 году она была полностью поглощена компанией «Кунард Лайн».

Первое плавание «непотопляемого»

Торжественное отплытие роскошного корабля стало самым ожидаемым событием 1912 года. Билеты достать было очень сложно, а распроданы они были еще задолго до запланированного рейса. Но как позже выяснилось, тем, кто обменял или перепродал свои билеты, крупно повезло, и они не пожалели, что не оказались на корабле, когда узнали, сколько людей погибло на "Титанике".

Первый и последний рейс крупнейшего лайнера компании «Уайт Стар Лайн» был назначен на 10 апреля 1912 года. Отплытие корабля состоялось в 12 часов по местному времени, а уже через 4 дня, 14 апреля 1912 года, произошла трагедия - злополучное столкновение с айсбергом.

Трагическое предвидение гибели "Титаника"

Вымышленная история о в которая впоследствии оказалась пророческой, была написана британским журналистом Уильямом Томасом Стедом в 1886 году. Своей публикацией автор хотел привлечь внимание общественности к необходимости пересмотра навигационных правил, а именно требовал обеспечить количество мест в корабельных шлюпках, соответствующее числу пассажиров.

Через несколько лет Стед снова вернулся к аналогичной теме в новой истории о крушении корабля в Атлантическом океане, которое произошло в результате столкновения с айсбергом. Гибель людей, находящихся на лайнере, произошла из-за отсутствия требуемого количества шлюпок.

Сколько людей погибло на "Титанике": состав утонувших и выживших

Прошло уже более 100 лет со дня самого обсуждаемого кораблекрушения XX века, но каждый раз в ходе очередных выясняются новые обстоятельства трагедии и появляются уточненные списки погибших и выживших в результате гибели лайнера.

Данная таблица дает нам исчерпывающую информацию. Соотношение того, сколько погибло на "Титанике" женщин и детей, больше всего говорит о неорганизованности эвакуации. Процент спасшихся представительниц слабого пола превышает даже количество выживших детей. В результате кораблекрушения погибло 80 % мужчин, большинству из них просто не хватило места в спасательных шлюпках. Высокий процент погибших среди детей. Это были в основном представители низшего класса, которым не удалось вовремя выбраться на палубу для эвакуации.

Как спасали людей из высшего общества? Классовая дискриминация на "Титанике"

Как только стало понятно, что держаться кораблю на воде осталось недолго, капитан "Титаника" Эдвард Джон Смит отдал распоряжение сажать в спасательные шлюпки женщин и детей. При этом выход на палубу для пассажиров III класса был ограничен. Таким образом, преимущество в спасении отдавалось представителям высшего общества.

Большое число погибших людей стало поводом того, что вот уже 100 лет не прекращаются расследования и судебные споры. Все специалисты отмечают, что на борту при эвакуации имела место и классовой принадлежности. Одновременно с этим количество спасшихся членов экипажа было больше, чем представителей III класса. Вместо того чтобы помогать пассажирам садиться в шлюпки, они спасались первыми.

Как происходила эвакуация людей с "Титаника"?

Неорганизованная должным образом эвакуация людей до сих пор считается главной причиной массовой гибели людей. Факт того, сколько человек погибло во время крушения "Титаника", свидетельствует о полном отсутствии какого-либо контроля над этим процессом. В 20 спасательных шлюпках могло разместиться не менее 1178 человек. Но в начале эвакуации их спускали на воду заполненными наполовину, и не только женщинами и детьми, а также целыми семьями, и даже с ручными собачками. В результате этого наполняемость шлюпок составила всего 60 %.

Общее количество пассажиров корабля за исключением членов экипажа составило 1316 человек, то есть у капитана была возможность спасти 90 % пассажиров. Люди III класса смогли пробраться на палубу только к концу эвакуации, и поэтому даже членов экипажа в итоге спаслось больше. Многочисленные выяснения причин и фактов кораблекрушения подтверждают, что ответственность за то, сколько погибло на "Титанике" человек, полностью возлагается на капитана лайнера.

Воспоминания очевидцев трагедии

Все те, кто вытянул из тонущего корабля в спасательную шлюпку, получили незабываемые впечатления от первого и последнего рейса лайнера «Титаник». Факты, количество погибших, причины катастрофы удалось получить благодаря их показаниям. Воспоминания некоторых выживших пассажиров были опубликованы и навсегда останутся в истории.

В 2009 году ушла из жизни Миллвина Дин - последняя женщина из спасшихся пассажиров "Титаника". На момент кораблекрушения ей было всего два с половиной месяца. Отец ее погиб на тонущем лайнере, а мать с братом спаслись вместе с ней. И хотя воспоминания о той страшной ночи у женщины не сохранились в памяти, катастрофа произвела на нее такое глубокое впечатление, что она навсегда отказалась от посещения места крушения корабля и никогда не смотрела художественные и документальные фильмы о "Титанике".

В 2006 году на английском аукционе, где было представлено около 300 экспонатов с Титаника, за 47 тысяч фунтов были реализованы мемуары Эллен Черчилль Кэнди, которая была одной из пассажирок злополучного рейса.

Помогли в составлении реальной картины произошедшей катастрофы опубликованные воспоминания еще одной англичанки - Элизабет Шутс. Она была гувернанткой у одной из пассажирок I класса. В своих мемуарах Элизабет указала, что в спасательной шлюпке, на которую ее эвакуировали, было всего 36 человек, то есть только половина от общего количества имеющихся мест.

Косвенные причины крушения корабля

Во всех источниках информации о "Титанике" главной причиной его гибели указывается столкновение с айсбергом. Но как выяснилось позже, этому событию сопутствовали несколько косвенных обстоятельств.

В ходе изучения причин катастрофы со дна океана была поднята на поверхность часть обшивки корабля. Кусок стали подвергли испытаниям, и учеными доказано, что металл, из которого сделан корпус лайнера, был низкого качества. Это послужило еще одним обстоятельством крушения и причиной того, сколько людей погибло на "Титанике".

Идеально гладкая поверхность воды не позволила вовремя обнаружить айсберг. Даже небольшого ветра было бы достаточно, чтобы волны, бьющиеся о лед, позволили обнаружить его раньше, чем произошло столкновение.

Неудовлетворительная работа радистов, вовремя не сообщивших капитану о дрейфующих в океане льдах, слишком большая скорость движения, не позволившая быстро сменить курс корабля, - все эти причины вместе привели к трагическим событиям на "Титанике".

Гибель "Титаника" - страшное кораблекрушение ХХ века

Сказка, превратившаяся в боль и ужас, - так можно охарактеризовать первое и последнее плавание лайнера «Титаник». Подлинная история катастрофы даже через сто лет является предметом споров и расследований. Гибель почти полутора тысяч людей при незаполненных спасательных шлюпках до сих пор остается необъяснимой. С каждым годом называются все новые причины кораблекрушения, но ни одна из них уже не способна вернуть потерянных человеческих жизней.