Разум дан человеку для творчества. "новая литература". «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами»

«Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами»

(Эрих Мария Ремарк)

Разум и чувство... Что из этих двух составляющих человеческой души главнее? К чему мы должны прислушиваться в жизни больше: голосу разума или зову сердца? Именно над этими вопросами заставляет задуматься выбранная мною тема.

На протяжении многих столетий человечество живет, развивается и творит именно благодаря разуму. Именно способностью мыслить люди отличаются от остальных животных. Но каждый из нас наделен и способностью чувствовать. Разум и чувство - это самые главные составляющие человека. По моему мнению, они должны сосуществовать в каждом из нас в гармонии, ибо если человек живет только разумом, то он лишен всех радостей, данных ему жизнью. Если человек живет только чувствами, то велика вероятность, что однажды он совершит опрометчивый поступок, под влиянием эмоций. Впрочем, каждый человек на вопрос, что главнее, дает свой ответ, и об этом рассуждали многие писатели.

Вспомним творчество А.И. Куприна. В повести «Гранатовый браслет» рассказывается история любви бедного телеграфиста Григория Степановича Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Наши герои имеют абсолютно разные представления о том, что в жизни главнее: чувство или разум. Вера Николаевна живет, руководствуясь своим разумом, ее жизнь протекает по заведенному порядку. Ее жизнь - это однообразное существование. А для Желткова любовь к княгине, его чувства, стали смыслом жизни, хотя он прекрасно осознавал, какая непреодолимая пропасть лежит между ними. Но герой выбирает путь, указанный его сердцем, его душой, он любит, и от этого герой счастлив. Посвятив восемь лет своей жизни княгине и не получив в ответ ничего, кроме записки о том, чтобы он прекратил ее преследовать, он умирает. И лишь его смерть привела Веру Николаевну к нему домой и заставила ее понять, что любовь Желткова была той единственной в ее жизни настоящей любовью, о которой мечтает каждая женщина. Ее душа наконец возродилась. Прочитав произведение, мы понимаем, что автору важно было показать, что люди, пытающиеся жить только рассудком, обречены на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку настоящее счастье.

В качестве второго аргумента хотелось бы привести произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня повести, юная девушка из бедной семьи, влюбляется в богатого дворянина. Она полностью отдалась своим чувствам и не могла даже представить, что ее любимый однажды может предать. Эраст ради денег женится на богатой пожилой вдове, и, узнав об этом, Лиза кончает жизнь самоубийством. Автор повести показывает нам, что любовь - это прекрасное чувство, способное возвысить, преобразить человека, но иногда и способное погубить человека, как это случилось с Лизой. Она забыла о бо всем, последовав зову сердца, ее разум, оказавшись на втором плане, не смог ее спасти.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что жить чем -то одним нельзя. Чувства нам даны для ощущения полноты жизни, а разум для совершения правильного выбора. Человек будет жить полноценной жизнью лишь тогда, когда в нем будут гармонично сочетаться разум и чувства.

Чувства и разум всегда противоборствовали друг с другом. Тема этого противостояния популярна как в классической, так и в современной литературе. И неспроста: победа одного над другим в человеке зачастую заканчивалась плачевными последствиями.

Известный писатель Э.М. Ремарк утверждает, что подавление чувств – страшная беда, а жить одним разумом невозможно. И правда, множество примеров являются тому подтверждением; один из самых ярких, по-моему, судьба главного героя романа «Отцы и дети» - Евгения Базарова. Его жизнь построена на четких, продиктованных разумом правилах, среди которых нет места любви или безрассудству. Посвятить себя науке, разрушить старое, построить мир заново! Взглянув на этого холодного молодого человека, сложно поверить, что он может думать о чем-то, кроме работы.

Однако встреча с госпожой Одинцовой переворачивает его мир. Любовь, почти животная страсть овладевает героем, и он оказывается в отчаянии из-за неспособности устоять перед нахлынувшими чувствами. Базаров переживает всё это очень мучительно. Внутренний конфликт персонажа рушит все негласные правила в его голове. В итоге он понимает: жить одним разумом нельзя. Это поражение приводит героя к не менее трагическому концу.

Как разум способен заточить чувства за каменную стену, так и чувства с неоправданной легкостью затуманивают наш разум. Что более страшно? На этот вопрос поможет ответить история Наташи Ростовой, героини романа «Война и мир».

Этой девушке, искренней и эмоциональной, посчастливилось расти в любящей, обеспеченной семье. Она взрослела, не задумываясь о том, насколько сильно чувства овладели всем её существом. Анатоль Курагин – главный ловелас и повеса Петербурга, привлекательной внешностью и страстными взглядами моментально завладел сердцем Наташи, которая на тот момент уже была обязана князю Андрею. Привыкшая доверять воле чувств, героиня совершает предательство по отношению к жениху, очевидно, полагая, что поступает правильно. Позже Наташа сожалеет о содеянном, сожалеет так сильно, что душевные терзания чуть не сгубили её физическую оболочку. Чувства без голоса разума – неуправляемая стихия, неутомимо растущая и беспощадная. К счастью, Наташе удается вовремя это понять.

Я всегда относила себя к людям, ставящим чувства на второй план. Однако печальные события, настигшие тех, кто был под властью одного разума, или же одних чувств, заставляют всерьёз задуматься и пересмотреть приоритеты. Из судеб Евгения Базарова и Наташи Ростовой можно вынести для себя многое, но главное: разум и чувства не должны создавать внутренний конфликт, их задача - дополнять друг друга.

"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).

Как я уже упоминала в отзыве об итоговом сочинении (изложении) в 2016-2017-м учебном году (), чтобы лучше осветить тему его направления "Разум и чувства" из российских авторов я бы посоветовала взять "Войну и мир" Л.Толстого, "Евгения Онегина" А.Пушкина, "Бедную Лизу" Н.Карамзина.

Но, прежде чем, приступить к раскрытию темы чувств и разума в основной части сочинения, во вступительной части его следует дать понятие тому, что такое - чувство и что такое - разум.

Как написано в толковых словарях В. Даля "Чувство - способность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира", и Д.Ушакова, "Чувство - это способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь".


А что же говорится о разуме?

По Далю "Разум - это духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать)" , у Ушакова - " Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования".

Между разумом и чувством нередко возникает конфликт. Очень трудно подчинить разуму чувства, особенно, если они горячи и искренни.

(Эрих Мария Ремарк).

В основной части сочинения следует приступить уже непосредственно к разбору отношений персонажей выбранного произведения.

1. Возьмем к примеру "Евгения Онегина". Он будет намного понятнее многим будущим выпускникам.

Что ж мы видим?

А видим мы молодую прелестницу, Татьяну Ларину, в сердце которой вспыхнула любовь, которая являет собой, наверное, самые сильные и глубокие чувства, какие только может испытывать один человек по отношению к другому. Любовь к ветреному, пресытившемуся Евгению Онегину.

"Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…"

А что Онегин? Ему нет никакого дела до чувств Татьяны.

"В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть."

Прошло время и случилось чудо - Онегин, все-таки, влюбился в Татьяну, да вот беда, его возлюбленная уже несвободна, она вышла замуж.

"А счастье было так возможно,
Так близко!..
Но судьба моя
Уж решена."

Встретившись с ней на балу, Евгений видит, что Татьяна все так же продолжает его любить, но она, в ответ на его признание в любви, говорит:

"Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна..."

В этом произведении мы видим, как разум смог обуздать, победить чувства любви в пользу другого чувства - долга, чести, верности, уважения к другому человеку.

2. Если же будем рассматривать противостояние разума и чувства на примере "Войны и мира", то здесь, наоборот, чувства преобладали над разумом.

В основе конфликта чувств и разума лежат отношения между князем Андреем Болконским, Наташей Ростовой, его невестой и Анатолем Курагиным.

Все, конечно же, могло быть иначе, если бы жених не уехал за границу, если бы не подвернулся в тот момент, когда девушка находилась в грусти, ловелас Курагин, который смотрел на Наташу "восхищенным, ласковым взглядом"...

Ну не смогла она устоять перед ним. Молодость, жажда любви, любви безоглядной, сделали свое дело. Наташа поддалась порыву страсти, хотя потом и сожалела об этом.

В заключение делаются выводы о том, какую роль в жизни человека играют разум и чувства.

В пример можно привести высказывания великих представителей человечества, например:

"Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь)
"Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин)
"Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк) и т.д.

Есть писатели, чьи произведения не утрачивают популярность десятки, а то и сотни лет. Одним из таких является немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, представитель литературы потерянного поколения. Предлагаем вам подборку цитат из самых известных произведений Ремарка. Он писал обо всём: о любви, о жизни, доброте, о поступках, о женщинах. У нас вы найдете цитаты из Триумфальной арки, из Три товарища, из Жизнь взаймы и другие.

Особенность творчества Эрих Марии Ремарка – разрушение стереотипов. Наиболее значимым и масштабным считается роман На западном фронте без перемен. Это было первое произведение, написанное Ремарком. Он вошёл в трилогию романов потерянного поколения на ряду с произведениями Хемингуэя и Олдингтона. В нём автор высказал своё противостояние против военных лозунгов, обличив весь ужас войны.

Произведения Ремарка некоторое время были под запретом, их даже сжигали нацисты. Но правда взяла своё, и пришло время, когда творчество Ремарка было оценено по достоинству.

Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и ещё раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради неё. (Три товарища)

Женщины не высмеивают тех, кто их боготворит.

Одиночество легче, когда не любишь. (Три товарища)

Но иногда оно бывает не выносимым.

До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящие презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведёт к хорошему концу. (Три товарища)

Куда ни обернись, везде одно недовольство.

Родиться дураком не позор. А вот умереть дураком стыдно. (Три товарища)

Жизнь дана для того, чтобы чему-то научиться.

Всякая любовь хочет быть вечной, в этом и состоит её вечная мука. (Три товарища)

Ничто в этом мире не вечно.

Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой. (Три товарища)

Чем реже встречи, тем больше их ценишь.

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил. (Три товарища)

Расставание делает из влюбленных врагов.

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. (Три товарища)

Жить только разумом неинтересно, иногда нами должны руководить чувства.

Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя… (Три товарища)

Чем больше мы пытаемся что-то удержать, тем больше оно от нас отдаляется.

Всё проходит — это самая верная истина на свете. (Три товарища)

Всё мимолетно, ничего вечного нет.

Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть. (Три товарища)

Если нет интереса к жизни, значит нет того, кто бы вас удерживал на этом свете…

Люди еще больший яд, чем алкоголь или табак. (Три товарища)

Алкоголь отравляет желудок и мозг, табак — легкие, а люди — душу.

Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов. (Три товарища)

Глаза способны рассказать больше, чем слова.

Трудно найти слова, когда действительно есть что сказать. И даже если нужные слова приходят, то стыдишься их произнести. (Три товарища)

Никогда не стыдись говорить то, что чувствуешь.

Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете. (Три товарища)

Сложно объяснить, что такое счастье, но у него определённо есть свой вкус.

Кто одинок, тот не будет покинут. (Три товарища)

Но и счастлив тоже не будет.

Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать. (Три товарища)

Каждый чувствует по-разному.

Жизнь — это болезнь, и смерть начинается с самого рождения. В каждом дыхании, в каждом ударе сердца уже заключено немного умирания — все это толчки, приближающие нас к концу. (Три товарища)

Как можно жизнь приравнивать к смерти, да ещё и с рождения?

Если хочется жить, это значит, что есть что-то, что любишь. Так труднее, но так и легче. (Три товарища)

Значит, есть ради кого жить.

Одевался я медленно. Это позволяло мне ощутить воскресенье. (Три товарища)

Воскресенье существует для того, чтобы люди могли никуда не торопиться.

Без любви человек — не более чем покойник в отпуске. (Три товарища)

Жизнь без любви всего лишь жалкое существование.

Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее — ложь. (Триумфальная арка)

Конечно же, боготворить!

Кто ничего не ждёт, никогда не будет разочарован. (Триумфальная арка)

Кто не требует от жизни многого, тот и малое будет ценить.

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть. (Триумфальная арка)

Плывя по течению жизни, смотреть нужно только вперёд.

Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить. (Триумфальная арка)

Свободен, но несчастлив.

Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки. (Триумфальная арка)

Любовь проверяется не словами, а делами.

Мы! Какое необычное слово! Самое таинственное на свете. (Триумфальная арка)

Тот, кто любит, «Я» заменяет на «Мы».

Кто хочет удержать – тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить – того стараются удержать. (Жизнь взаймы)

Закон притяжения действует, даже когда мы на него не рассчитываем.

Люди потеряли уважение к смерти. И это произошло из-за двух мировых войн. (Жизнь взаймы)

Страшно, когда смерть становится привычным явлением.

Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика. (Жизнь взаймы)

К черту статистику, если уходят близкие.

Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе. (Жизнь взаймы)

Но это не повод для злорадства.

Я вообще хочу жить не рассуждая, не слушая советов, без всяких предупреждений. Жить, как живётся. (Жизнь взаймы)

Иногда нужно просто плыть по течению.

То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом состоит романтика и идиотизм человеческой жизни. (Черный обелиск)

Зато, когда удаётся заполучить, сам недоумеваешь, чем оно казалось лучше…)

Если женщина принадлежит другому, она в пять раз желаннее, чем та, которую можно заполучить, — старинное правило. (Чёрный обелиск)

Чужое всегда привлекает больше своего.

В полночь вселенная пахнет звездами. (Чёрный обелиск)

Ночь имеет запах свободы, звезд и луны.

Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви. (Чёрный обелиск)

Да и ценить начинаешь только тогда, когда теряешь.

Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения. (Возлюби ближнего своего)

И чем умнее, тем скромнее…

Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет. (Тени в раю)

Если ум есть, его не приходится показывать, а тем более доказывать.

Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать. (Ночь в Лиссабоне)

Стереотип, что женщины многого не понимают уже давно устарел.

Просто счастливы нынче только коровы. (Время жить и время умирать)

Мой кот, кстати, тоже неплохо себя чувствует…)

Сколько все-таки горя и тоски умещается в двух таких маленьких пятнышках, которые можно прикрыть одним пальцем, - в человеческих глазах. (На западном фронте без перемен)

В глазах отражается и внутреннее разочарование и недоумение от окружающего мира.

Ненависть — это кислота, которая разъедает душу; все равно — ненавидишь ли сам или испытываешь ненависть другого. (Ночь в Лиссабоне)

Ненависть — самый сильный яд.

Самый чудесный город тот, где человек счастлив. (Ночь в Лиссабоне)

А счастлив он там, где ему всегда рады.

О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет. (Тени в раю)

О счастье вообще стараются молчать, а вот несчастье демонстрируют всем.

Умирают всегда слишком рано, даже если человеку девяносто. (Время жить и время умирать)

Человеку никогда не помешает ещё пару десятков лет жизни…

Вам, должно быть, нелегко живётся, если вы всё ещё верите в справедливость. (Время жить и время умирать)

Вы везде её ищете, но нигде не можете найти?

Хорошо, когда есть сигареты. Иногда это даже лучше, чем друзья. Сигареты не сбивают с толку. Они молчаливые друзья. (Время жить и время умирать)

Сигареты успокаивают нервы, но убивают здоровье.

Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.

Главное в этой жизни — никогда не сдавайся.

Ещё ничего не потеряно, — повторил я. — Человека теряешь, только когда он умирает.

Пока все живы, всё можно исправить.

Если хочешь, чтобы люди ничего не заметили, не надо осторожничать.

Чем больше ты скрываешь что-то, тем больше оно просачивается наружу.

Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на неё.

Женщина расцветает как цветок, когда ей говорят красивые и нежные слова.

Я стоял рядом с ней, слушал ее, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.

Богатым любить намного легче.

Я согласна с этими словами ведь если люди забудут, что такое жить чувствами, наслаждаться своей любовью, быть по-настоящему счастливыми, то этому миру действительно придет конец. Мы станем всего лишь роботами, которым не будет интересно жить. Многие писатели рассуждали на данную тему в своих произведениях, пытались донести до читателей свою правду, исключением не стал Александр Иванович Куприн.

С другой стороны, не все выбирают жить чувствами. В его основе рассказа Куприна «Олеся»– любовь лесной колдуньи и городского «паныча». Почему взаимная любовь оказалась несчастливой? Не потому ли, что и здесь поспорили разум и чувства? Карты раскрыли Олесе всю трагедию ее жизни и жизни ее любимого. Она знала, что не ждет их счастье, что ее герой – это человек слабый, что «выпадет» ему большая любовь, мимо которой он пройдет. Олеся идет чувствам навстречу, жертвуя при этом всем. Иван Тимофеевич, несомненно любит ее и боится отклика сердца. Именно страх, слабость человека, заключенного в рамки, предписанные ему цивилизацией, помогли сделать ему решительный шаг: забрать любимую с собой, остаться и разделить с ней любую долю.

«Ничего нам, кроме горя, не будет...», - произнесла Олеся. Победил разум.Но принесло ли это кому-то счастье?Конечно же, нет.Олеся поступила неправильно, не поняв, что все остальные вещи, кроме как такой искренней любви, не имеют никакого значения.Опять же автор дает нам понять, что лучше попробовать один раз, чем потом жалеть всю жизнь, что не попробовал.И в этот раз разум все-таки не нужен был нашим героям, им не хватило немного эмоций и решительности в своих чувствах.

Делая вывод из вышесказанного, хочется только процитировать слова французского писателя Николя Шамфора:"Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти".