Разделить героев недоросли на положительных и отрицательных. Положительные и отрицательные герои комедии "Недоросль" Д. Фонвизина". “Недоросль” – пьеса Д. И. Анализ произведения, главные герои

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

История создания

Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

Описание произведения

Действие 1

Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

Действие 2

Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

Действие 3

Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

Действие 4

Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

Действие 5

Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

Главные герои

Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

Анализ произведения

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.

Воспитание дворянина, по мнению Стародума, — дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

Правдин – государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства. Милон – военный, жених Софьи. Честный и благородный человек, помогающий спасти Софью от козней Простаковой.

  • Д. И. Фонвизин жил во времена царствования Екатерины II. Эпоха эта была мрачная, формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, когда мог последовать только русский бунт, "жестокий и беспощадный". У просветителей положение крестьян вызывало глубокое сочувствие. К ним принадлежал и Фонвизин. Как и все просветители, писатель боялся полной свободы крестьян, поэтому ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на воспитание и просвещение. Митрофан - единственный сын провинциальных […]
  • Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль", которую от нас отделяет два столетия, волнует и сегодня. В комедии автором поднимается проблема истинного воспитания настоящего гражданина. На дворе XXI век, а многие проблемы её актуальны, образы живы. Произведение заставило задуматься о многом. Крепостное право отменили давно. Но разве сейчас нет родителей, которые заботятся не о воспитании своего чада, а только о пропитании? Разве исчезли родители, которые потакают всем прихотям своего дитя, что приводит к катастрофе? […]
  • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
  • Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей. В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного […]
  • Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу «врага и эмигранта» И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его […]
  • Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области. Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским Севером. Здесь он учился в двух […]
  • Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития. Одной из вершин художественного творчества писателя явился его знаменитый рассказ «Левша». Повествование ведется […]
  • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
  • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
  • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
  • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
  • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться ещё на полтысячи лет, если бы... Если бы к штурвалу не пришел деятельный и активный, любознательный и непоседливый, всем на свете интересующийся и работы не боящийся молодой человек. Которого мы, потомки, называем "Петром I". А за границей величают государя нашего не иначе как "Великим". По поводу "или". Мне кажется, в […]
  • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
  • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
  • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
  • «Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это […]
  • Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Жан Батист Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер отразил сложные процессы разложения старого аристократического слоя французского общества. В то время во Франции при слабом короле более 35 лет фактически правил герцог-кардинал Ришелье. Его целью было укрепление королевской власти. Многие потомственные аристократы не подчинялись королю, говоря, что […]
  • Сложно поспорить с утверждением, что школьные годы – чудесные. Кому-то учеба дается легче, кому-то тяжелее, кто-то старается побольше узнать, кто-то, наоборот, стремится побездельничать, но для каждого учеба в школе – время открытий и становления как личности. Годы идут, меняется ли школа? И как учились в школе наши родители? Во многом это было по-другому, потому хотя бы, что это было другое государство. Мои родители учились в СССР, это была огромная и мощная страна, даже больше сегодняшней России. Родители […]

Денис Иванович Фонвизин пишет свою искрометную комедию «Недоросль» в эпоху господствования классицизма. В соответствии со строгой иерархией жанров, комедия (также как сатира и басня) относится к низкому литературному жанру, но, тем не менее, имеет ряд особенностей и направлена на раскрытие общественных пороков. Образы героев эпохи классицизма лишены индивидуальных черт, поскольку направлены запечатлеть устойчивые родовые признаки, не прекращающиеся с течением времени.

Комедия «Недоросль» имеет яркую авторскую оценку исторической действительности, которую Фонвизин старается изобразить наиболее правдиво и достоверно, в чем заметны черты реализма, пришедшего на смену классицизму. Свои воззрения автор вкладывает в диалоги положительных героев, чья речь изобилует житейской мудростью. Недаром же комедия после публикации была буквально разобрана на афоризмы. Герои, которым симпатизируют автор и читатель, идеальны, в них практически нет недостатков, и их функция в произведении направлена на утверждение справедливого общественного порядка. Деление на строго положительных и отрицательных героев – признак классицизма, присущий произведению.

В роли самой значимой фигуры, носящей положительные черты, предстает Стародум – шестидесятилетний дядя Софьи, проживший несколько лет в Сибири, где «трудами и честностию» сделал свое состояние в десять тысяч рублей, которое завещает любимом осиротевшей племяннице. Примечательно, что имя каждого героя комедии является «говорящим». Стародум (т.е. «представитель старых дум, воззрений») получил наилучшее воспитание петровской эпохи. Он дает довольно ёмкую характеристику времени своего становления: «В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову», «Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного». Герой немало повидал на своем веку. Не жалея себя, служил Отечеству, подставляя свою грудь под пули во время военных действий, получил тяжелое ранение и в порыве подал в отставку после того, как узнал, что его прежний приятель граф, не пожелавший отдавать долг Родине, произведен в чин и обошел его. Только позднее Стародум сделал вывод, что «любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». После отставки он приехал в Петербург, где был представлен ко двору, но и там он пробыл недолго, поскольку не мог примириться с устоявшимися нравами: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни ризу на мысль не приходили ни предки, ни потомки». Герой ставит строгий диагноз придворному обществу: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». Стародум придает главное значение нравственному формированию личности, еще отец учил его: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы». Самым главным достоинством в человеке герой считает душу: «Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление». Стародум – истинный патриот своего Отечества, оценивающий человека не по его состоянию, а по той пользе, которую он принес своей родной земле: «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества <...> без знатных дел знатное состояние ничто».

Единомышленником, разделяющим воззрения Стародуба, в комедии является честнейший и безупречный государственный чиновник Правдин. Уроженец Москвы, он определен членом в наместничестве, к которому относится имение Простаковых, и призван служить ревностным блюстителем порядка: «Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Довольно меткую характеристику он дает и самим Простаковым: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Именно с помощью Правдина Стародуму удается разоблачить и прекратить бесчинства самодурки Простаковой и уберечь Софью от ее произвола.

Представительницей прекрасного пола в группе идеальных персонажей является Софья – скромная, умная, образованная и воспитанная сирота, вынужденная волей обстоятельств жить в доме дальней родственницы деспотичной Простаковой. Фонвизин не зря дает героине именно имя Софья, что с древнегреческого означает «мудрость, разумность, наука». Она почтительно относится к старшим и мудра не по годам. Героиня выгодно отличается от обитателей дома Простаковых, которые видят в ней только способ легкой наживы для продолжения своих бесчинств. Она не привыкла праздно проводить время и свободные минут посвящает чтению. Софья не просто читает, она анализирует прочитанное, именно ее устам принадлежат такие важные слова: «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью».

И наконец, последний герой плеяды положительных персонажей – офицер Милон, сердечно влюбленный в Софью и буквально вырвавший ее из рук обидчиков, желавших похитить ее и насильно венчать с Митрофанушкой. Милон – патриот, готовый отдать долг Отчизне: «Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце. В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник». Молодой человек очень быстро и легко добивается расположения Стародума, который дает благословение на предстоящую женитьбу: «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным. Вы оба друг друга достойны. От всей души моей даю вам мое согласие».

Комедия Д.И. Фонвизина имеет счастливую концовку – зло наказано, справедливость восторжествовала, каждый персонаж получает по своим заслугам.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» - произведение 18 века. В нем герои четко делятся на две группы: положительные и отрицательные. Здесь сочетается и смешивается смешное и грустное, комическое и трагическое. В отрицательных персонажах ярки те черты, которые автор осуждает: невежество, грубость, подлость, хамство, непорядочность. Положительные герои осуждают эти пороки, выражая мысли самого писателя.К отрицательным персонажам «Недоросля» относятся госпожа Простакова, Тарас Скотинин и Митрофан Простаков.Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.Эта героиня – жестокая крепостница. Она считает совершенно нормальным владеть человеческими душами, издеваться над подвластными ей людьми. Чего стоит обращение этой героини со старой няней Еремеевной, преданной Простаковым всей душой.Матушка недоросля крайне необразованна. Она не знает самых простых вещей. Но, хуже того, Простакова считает, что образование совершенно не нужно, ведь в жизни помогает продвинуться совсем другое: деньги, связи. Как тут не вспомнить жизненные принципы Фамусова и всего московского общества из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».Простакова груба, невежественна, непорядочна. Но главная черта в характере Простаковой – безумная, какая-то животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Эта героиня может вцепляется в шею своему брату и т. д. Можно сказать, что ее нравственные и моральные понятия полностью искажены, их попросту нет. П.А. Вяземский так писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…»Мне кажется, Д.И. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая - указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над своими крепостными людьми.В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее поражение – это поражение всей прежней системы воспитания, всего образа жизни дворян 18 века.Брат Простаковой, Тарас Скотинин, под стать своей сестре. Это очень невежественный и глупый человек. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег Скотинин хотел жениться на Софье, племяннице Стародума. Поэтому он соперничал со своим племянником Митрофаном и постоянно ругался с госпожой Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».По-моему, этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такого падения Скотинина – в невежестве, отсутствии правильного воспитания. «Не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет»,- заявляет он.Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, – главный в своем семействе. Ему пытаются дать хорошее образование, ведь в новое время без него никуда. Но недоросль не испытывает никакого желания учиться. Он до такой степени «темный» человек, что становится и смешно и горько, когда читаешь его «экзаменационные» ответы учителям.Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.Я считаю, что Митрофан остановился в своем развитии. Софья, воспитанница госпожи Простаковой, так говорит о нем: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».В недоросле сочетаются черты тирана и раба. Когда план госпожи Простаковой женить сына на Софье не удается, Митрофан ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить. «По мне, куды велят», - говорит он, понурив голову. Мне кажется, рабское воспитание привито герою и его крепостной нянькой Еремеевной, и всем миром Простаковых-Скотининых, у которых совершенно извращены понятия о чести.Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».Таким образом, в комедии Фонвизина «Недоросль» есть как черты комедии, так и черты трагедии. Через смешное драматург показывает нам пороки дворянского общества 18 века, всю их страшную и разрушающую силу, пагубно влияющую на развитие общества в целом и отдельных личностей в частности.

В 1782 году закончил работу над лучшим своим произведением - комедией «Недоросль» - Д. И. Фонвизин.

Написанная в соответствии с традициями классицизма, она тем не менее стала новаторской для своего времени. Это проявилось и в проблематике (автор заставляет задуматься над вопросами воспитания, государственного устройства, общественных и семейных отношений), и в изображении героев. Несмотря на то что в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои четко разграничены, отношение к ним читателя (или зрителя) не всегда однозначно. Попробуем разобраться: почему?

Классические традиции в произведении

Начнем с того, что в комедии Фонвизина отмечается единство времени (сутки) и места (имение Простаковых), любовный треугольник и наличие резонера, говорящие фамилии. Главные персонажи группируются вокруг Стародума и Простаковой, второстепенные примыкают к одним либо другим. Так формируются группы: молодой необразованный дворянин Митрофанушка - он и есть недоросль - положительные и отрицательные герои, отличающиеся нравственными убеждениями, отношением к окружающим, речью и т.п.

«То бранюсь, то дерусь…»

Фраза, произнесенная Простаковой, в полной мере характеризует персонажей, вызывающих негативную оценку. Могущественная (до определенной поры) владелица поместья - это главный отрицательный герой.

«Недоросль» - пародия на то, что творилось во многих дворянских семьях, не отличавшихся умом и грамотностью, но имевших деньги и власть. Госпожа Простакова безраздельно правит всем домом - ее боится даже безвольный муж. «Мошенник», «болван», «харя», «каналья» и под. - это обычное ее обращение к окружающим. Только сына она называет «душенькой» и дает понять, что все делает для его счастья. Простакова - необразованная и злобная особа, которая прекрасно чувствует обстановку. Она знает, кто гроша ломаного не стоит, а кому следует улыбнуться, угодить.

По мере развития действия в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои характеризуются с разных сторон. Так, историю жизни Простаковой мы узнаем из ее общения со Стародумом. Все свои она унаследовала от таких же невежественных родителей. В свою очередь, она привила их любимому Митрофанушке.

Мало чем отличается от сестры Скотинин. Этого героя Фонвизин практически полностью лишил человеческого облика. И фамилия звучит как не людская, и единственное увлечение, переходящее в страсть, - свиньи, и лексикон соответствующий. А когда речь заходит о женитьбе, родной племянник, также желающий ухватить богатое наследство невесты, превращается для него в соперника.

Митрофанушка - отрицательный герой

Недоросль - так называли в России молодого несовершеннолетнего дворянина, который еще не поступил на службу. Именно в таком возрасте находится Митрофанушка - «похожий на мать». Он такой же безграмотный, грубый, двуличный, хитрый, как и Простакова. К тому же ленивый, презрительно относящийся ко всяким наукам и учителям, но при этом в полной мере усвоивший законы безнравственности, обмана, умения угождать. Он уже в полной мере ощутил вкус власти, которую давало ему положение. Даже к отцу Митрофанушка относится как к лицу незначительному, о чем свидетельствует его «сон». Однако можно отметить, что недоросль пойдет дальше своей матери. В этом плане становится показательным поведение героя в финальной сцене, когда он довольно грубо отталкивает ее со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Кстати, именно после комедии Фонвизина слово «недоросль» приобрело обобщающее значение с негативной оценкой.

Антиподы Простаковых - положительные герои

«Недоросль» отличается четко обозначенной авторской оценкой исторических событий конца XYIII века. В этом немалую роль играет образ Стародума. Это шестидесятилетний муж, который в свое время собственным трудом нажил небольшое состояние, работая в Сибири. Затем воевал, после отставки служил при дворе. Как человек справедливый и много повидавший, он дает не совсем лицеприятную характеристику чиновникам, общественным отношениям. Особое внимание Стародум уделял необходимости служить на пользу Отечеству, подчеркивал роль просвещения. Не случайно многие его высказывания, например, «Имей сердце, имей душу, и будешь человек…» - сразу стали афоризмами.

Были и другие положительные герои - «Недоросль» в этом отношении строго соответствует традициям. Это московский чиновник Правдин (он приехал, чтобы разоблачить злонравие), племянница и наследница Стародума Софья, долгое время испытывавшая притеснения в доме Простаковой, молодой офицер, мечтавший посвятить жизнь Отечеству, Милон. Их высказывания и поступки еще больше обнажают пороки таких людей, как Простаковы и Скотинин. Они практически не имеют недостатков, поэтому могут называться

Таким образом, в комедии «Недоросль» положительные и играют строго определенную роль. Первые разоблачают зло и жестокость, а их речи утверждают принципы справедливого общественного порядка. Вторые воплощают в себе наиболее распространенные человеческие пороки: невежество, деспотичность, эгоизм, уверенность в собственном превосходстве и т.п.

Новаторство автора

При всем соответствии традициям, комедия имела ряд отличий от своих предшественниц. Приверженность к реализму - это то новое, что внес в пьесу Фонвизин. «Недоросль», герои которого показаны ярко и многопланово, отличается стремлением к типизации. Произошедшее в семье Простаковых рассматривается через призму общественного устройства и заставляет задуматься о таких вопросах, как крепостное правления в государстве, значение воспитания. В результате речь идет уже о нарушении триединства как одного из требований классицизма.

Неожиданным становится и то, что в финале читатель сочувствует жестокой Простаковой, ставшей жертвой собственного злонравия. На этом фоне еще красноречивее звучат слова Стародума: «Имей серд-це, имей душу, и будешь человек во всякое время», - которые не теряют актуальности и сегодня.