Рассказ кто такая избушка на курьих ножках. Сказки. Избушка на курьих ножках

Жила-была Избушка на курьих ножках. Стояла она в тёмном лесу возле двух могучих елей, вдали от троп и дорог. И жила в той Избушке Баба-яга. Всякий раз, когда Баба-яга уходила в тёмный лес по своим делам, Избушка с нетерпением ждала возвращения своей хозяйки. Как увидит, что Баба-яга возвращается, всякий раз поворачивалась Избушка к ней крылечком, словно приглашая: добро пожаловать домой! Хорошо им жилось вместе.
Часто бывали у них гости – разные звери и птицы, жители тёмного леса. Они заглядывали на огонёк, играли, веселились и пили чай с пирогами и брусничным вареньем. Баба-яга была добрая и никому не отказывала в угощении. И Избушке было не так скучно стоять в тёмном лесу. Как тут соскучишься, когда внутри тепло, светло и весело?
Но как-то раз ушла Баба-яга надолго. То ли в соседний дремучий лес в гости к своим сёстрам, то ли по грибы да по ягоды. Грустно было стоять Избушке одной среди тёмного леса…
Наступил вечер, пришли многочисленные гости: прискакали белки да зайцы, синицы да дрозды налетели, прибежали мыши и жучки. Стали стучаться в дверь. Обрадовалась Избушка, что не одной ей вечерок коротать, да открыла дверцу. Входите, мол, гости дорогие!
Зашли гости. Глядь, я Бабы-яги дома-то и нет. Что делать? Решили он не уходить сразу в тёмный лес, а посидеть немного в гостеприимной избушке, поговорить да поиграть. Заварили они себе чаю из запасов, что хранились в чулане, достали варенье да печенье, и стали пировать. Весело, шумно.
Попив сладкого чаю, стали они играть. Да расшалились без присмотра Бабы-яги. Стали бегать, стучать по стенам, прыгать и кричать. А пока бегали и шумели, нечаянно разбили две чашки, уронили ухват да чугунки, что стояли возле печки. Рассыпали крупу и зерно.
Огорчилась Избушка. Что же это за гости такие, что такое творят? Да сказать-то гостям ничего не может. Стоит грустно и ждёт, когда же гости угомонятся. А гости пуще прежнего шалят и балуются.
Тут как раз Баба-яга вернулась. Заглянула в избушку, да только руками всплеснула. «Что же вы – говорит, - гости дорогие, делаете? Что с моей Избушкой сделали? Видно придётся мне вас съесть…»
Испугались звери да птицы. Говорят: «Не ешь нас, Баба-яга! Это мы нечаянно всё уронили и рассыпали. Мы больше так не будем!»
«Ах, не будете? – говорит Баба-яга. – Ну, тогда помогайте мне всё убирать, а то придётся мне вас съесть, чтоб другим не повадно было!»
Разбежались гости по избушке и стали всё убирать да чистить. И так всё чисто убрали, что стала Избушка краше прежнего. Довольна осталась Баба-яга. Сказала, что не станет она никого есть, и приглашала приходить снова по вечерам на чай. Гости довольные разошлись, благодаря добрую Бабу-ягу, и обещали приходить ещё и больше не шалить.
А Баба-яга со своей Избушкой стали дальше жить-поживать, да гостей ожидать!

Всем доброго вечера!

Сказка о избушке на курьих ножках, бабе Яге и царевиче не Иване.

«Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!»

Народная мудрость.

Случилось то в стародавние времена, за тридевять земель в тридевятом царстве. Леса в то время были дремучие, болота не проходимые, зверья много разного водилось: волки, зайцы, медведи, лисы и другие зверушки. А правил той страной царь-государь по имении Березень Великий. И было у того царя детей тьма тьмущая. Царь и порой сам не помнил, как из них и кого зовут. Дошел до царя как-то слух, что поселилась в их лесах Баба по имени Яга. Сказывали, что зла она никому не делает, да не пристало людям рядом с нечистью жить. И позвал он тогда к себе одного из сыновей своих и говорит: – Так, Иван... – Не Иван я. - поправил сын, но царь лишь отмахнулся и продолжил – Значит так, сынок. Пойди-ка ты через дремучий лес и найди-ка ты бабу Ягу, что людям покоя не дает, да избавь честной люд от невидали этакой. Сын поклонился отцу. – Ступай с богом, Иванушка. - благословил государь. – Да не Иван я. - снова поправил царевич. Но государь его не слушал, только помахал рукой на прощание. Стал царевич в путь дорогу собираться, да думу думать, как ему Ягу одолеть. Оседлал своего верного коня, приладил меч, да отправился в путь. Долго ли, коротко ли ехал он, но привела его дорога к речке. А речке той ни конца не края не видно: не в брод перейти, не в плавь переплыть. Даже мосточка худого, и того не сыщешь. Призадумался царевич. Вдруг слышит голос позади спрашивает: – Чего призадумался, Иван-царевич? – Не Иван я. - по привычке ответил он, и только потом обернулся. Видит, стоит девушка-красавица: глаза черные, губы алые, бровки ровные, щеки горят. На плече коса лежит с два кулака толщиной. – А ты откуда тут взялась? - вопрошал царевич. – Да вот гуляла, травки лечебные собирала. - ответила девушка. – А как речку перешла? – Речку-то? - переспросила она. - Так вот что тебя опечалило, ну так это я помогу. - заверила девушка. Вытащила из косы гребень, да как кинет его. И стал гребень мостом ладным через реку. – Ну и ну! -изумился царевич. - Проси, что хочешь за помощь. – Придет время попрошу. А сейчас ступай. - отвечала девушка. – Ну что же. Тогда прощай. – Прощай! - помахала голубеньким платочком она. А парень отправился дальше в путь дорогу. Долго ли коротко ли ехал он, да привела его дорога к чаще глухой - лесу дремучему. Спешился царевич, присел на большой камень у дороги да призадумался, как ему лес пройти. Слышит позади снова голос вопрошает: – О чем призадумался, Иван Царевич? – Не Иван я. - опять по привычке ответил он и вновь только потом обернулся. Видит стоит та же девушка-красавица, да улыбается ему. – Вот и снова свиделись с тобой царевич. – Вот те на! - удивился парень. - Что за чудо, снова ты? Как же красавица сюда быстрее меня добралась? – А меня Леший батюшка довел быстрыми тропками. - отвечала она. – Леший? - почесал царевич затылок. - А через лес провести может? – Через лес? Давай у него спросим. Батюшка Леший, покажись! - крикнула она. – Звала меня, девица-краса русая коса? - из под земли вырос низенький, сморщенный старичок, весь в листьях, а на носу у него росли три маленьких поганки. – Батюшка Леший, проведи Ивана царевича через лес твой, а я уж в долгу не останусь! - просила девица. – Да не Иван я. - в который раз сказал парень – Провести. Ну это можно. - низким грудным голосом, точно медведь прорычал, ответил Леший. - Следуй за мной царевич. И провел хозяин леса царевича через вотчину свою. Вышел парень. Коня под уздцы вывел. Видит поляна перед ним. А на поляне той стоит на курьих ножках избушка, то даже не избушка, а хоромы белокаменные. Подивился царевич, да делать нечего, ясно ему сказали, Ягу изгнать надобно. Подошел он ближе к «избе», да как крикнет во весь свой молодецкий голос: – Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом. Заскрипели хоромы, заворочались, да поворачиваться стали. – Выходи Яга, биться будем. - снова крикнул царевич. Отворилась дверь, и видит парень, а на пороге та самая девица-красавица стоит. – Ну здравствуй Иван царевич. – Не Иван я. Так ты и есть Яга? – Я. - подтвердила девушка. Вот и моя очередь настала тебя просить. Посмотрел царевич на коня, потом на меч, сплюнул под ноги и сказал: – Проси. – Возьми меня в жены, Иванушка, верной супружницей тебе стану. Лихо я не творила, людей лечила, зачем со мной сражаться? – Тьфу ты, невидаль какая, да не Иван я! Ва-си-ли-й! - произнес по слогам царевичь. - Ну а тебя Яга, возьму в жены с большой радостью, понравилась ты мне за красоту твою, да сердце доброе. Мораль сей сказки такова, не все то зло, что Ягой зовется!

Конец!



Почему у Бабы Яги костяная нога?

Многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия - страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.

Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой - там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы…
Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже - сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.

Трупы рядовых членов племени после сгнивания на открытом воздухе переносили либо туда, где они жили раньше, либо в небольшую пристройку из коры рядом, через некоторое время хоронили в общей могиле. Любопытно, что аналогичный обычай существовал и у американских ирокезов.

Нганасаны хоронили детей и подростков завернутыми в шкуру или положенными в деревянный ящик, помещая на вершину столба высотой в человеческий рост. В некоторых районах Японии умершего человека в древние времена хоронили, а по прошествии определенного времени эксгумировали, чтобы перезахоронить кости. В далекой Австралии сооружали постройки наподобие могильных домиков русичей.

У ряда монгольских племен была выделена специальная природная площадка, куда укладывали покойников… на съедение хищникам, а потом собирали кости и устраивали погребальный ритуал. Зороастрийцы тоже помещали посмертное ложе таким образом, чтобы плоть умершего склевали птицы и похоронный обряд совершали исключительно с оставшимися после птичьей трапезы частями скелета.

На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров - длиной около 4 метров. Почему же?

Нам сегодня это может показаться дикостью, но не стоит торопиться с выводами. У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода - вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее - связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.

Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.

И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси - золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности - не человек, а дух.

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?

Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180 градусов. Были ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных сооружениях наших предков? Давайте разбираться.

Курьи ножки

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных - то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т.п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма - вместилище души предка - в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры - те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных — то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т. п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма — вместилище души предка — в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры — те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.


Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.



Прошлым летом мы посетили Горно-Алтайский ботанический сад. Было приятно прогуливаться по его дорожкам, осматривая диковинные растения. Но, вдруг за поворотом тропинки, показалась изба бабы Яги на курьих ножках.

Избушка избушка повернись к лесу задом

Так и захотелось сказать: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом”. Но не сказал, потому, что она и так стояла ко мне передом. А вот и хозяйка недалеко со своей метлой. А вдоль дорожки, ведущей к избушке бабы Яги, росли удивительные растения, посаженные работниками сада. Посмотрели на это сооружение, подивились выдумке персонала ботанического сада, сфотографировались на этом фоне и пошли дальше.

Но, вот уже дома, просматривая фото, подумалось: “А, что вообще означает баба Яга с её избушкой?” Порывшись в литературе, просмотрев множество страниц интернета, я пришёл к выводу, что это дело тёмное, вернее скрыто в сумраке прошедших веков. И учёные имеют по этому поводу множество различных мнений.

Баба Яга костяная нога

Ну, во первых, что мы знаем о главном персонаже? Это я говорю о бабе Яге, костяной ноге. Этого персонажа, по одной из версий звали вовсе не баба Яга, а баба Йога. Вполне возможно. Наберите слово йога и переведите в транслит, а затем обратно в русский. Что получилось? Правильно, получились бабки ёжки. баба Ёга затем трансформировалась в бабу Ягу. Так проще говорить. Попробуйте сами и убедитесь в этом.

А зачем переводить в транслит? А затем, что нам помогли в этом иностранцы. Ведь мы много слов иностранных принимаем в свой язык. И с Йогой – Ягой получилось также. Но обо всём по порядку.

В славянской культуре баба Йога или Йогиня–матушка – это богиня покровительница детей. А может быть это и не совсем мифологический персонаж. Так, вот эта богиня, а если не рассматривать как мифологию, женщина-ведунья или старуха ведунья странствовала по земле и собирала всех бездомных детей сирот.

А дальше? А дальше поджаривала их в печи и съедала на обед. Так мы знаем из сказки. А ведь в той же сказке сначала требовалось попавшего к бабе Яге помыть в баньке, накормить, дать отдохнуть. А вот когда он уснёт, то можно на лопату и в печь… Вот и детишек отмывали, кормили, одевали во всё чистое, укладывали спать…

Какая кровожадная! Именно так и думали иностранцы, наблюдая этот ритуал. На самом деле никто детей поджаривать и съедать на обед не собирался. Их оставляли на ужин! Шучу, конечно. Так проходил обряд очищения огнём. Ведь из этих детей в дальнейшем воспитывали жрецов и жриц!

А вот благодаря иностранцам, во времена крещения Руси, баба Йога, превратилась в кровожадную бабу Ягу. И вместо красавицы богини перед нами предстала худая, костлявая, старуха со спутанными волосами.

Избушка на курьих ножках

Теперь о том сооружении, что передо мной предстало за очередным поворотом тропинки в ботаническом саду. Избушка бабы Яги на курьих ножках на фото, смотрите и любуйтесь ниже. Кстати, здесь никаких куриных ног и нет, в отличие от иллюстраций к сказкам. И это соответствует действительности.

Потому, что с курицами эти ноги у избушки никак не связаны. Ведь изба стояла не на курьих ножках, а на курных! Непонятно? Вот, чтобы было понятно и придумали курьи ножки, вместо курных. Ведь так интереснее, сказочнее и непонятного слова нет. А что же тогда означают курные ножки?

Всё гораздо прозаичнее и практичнее, чем можно было подумать. Прообразом для избушки на куриных ножках послужили избушки, встречавшиеся в лесной глуши. Такие избушки ставили не на фундамент. Ну какой фундамент в те стародавние времена? Их ставили на пеньки деревьев.

Дерево срубалось на определённой высоте. Отрубались корни, на некотором удалении, чтобы пень заново не отрос. Затем пень обжигали или обкуривали , чтобы он слегка обуглился. Обработанное таким образом дерево долгое время не подвержено гниению. А также по таким пенькам не хотят лазать насекомые и всякие вредители. Отсюда и слово “курные ”.

А пеньки действительно похожи на куриные лапы. Голень куриной ноги – это сам пень, а торчащие от пня корни, которые оставлялись для устойчивости сооружения – пальцы — когти от лапки.

Описание избушки бабы Яги

Все смотрели сказки и мультфильмы про бабу Ягу. Сколько окон в избушке у бабы Яги? Так вот, у Ягулечки в избушке не было окон. Да и печи не могло быть. Ведь жильём страшной и злой старухи должно быть не менее страшное её жильё.

Вот её и поселили в те небольшие избушки на курных ножках, которые встречались в глухих и мрачных лесных чащах. А чтобы было ещё страшнее, учёные выяснили, что эти самые избушки служили погребальными домиками для умерших людей. После смерти туда и помещали или его прах от сожжения на костре, либо само тело.