Протоиерей Борис Пивоваров Пасха в Библии. Воскресший Христос – наша Пасха и спасение. Что такое пасха в свете библии

Пасха - истинный смысл

Что же говорит нам о Пасхе Слово Божие? Первое упоминание о Пасхе мы находим в Библии в книге «Исход» (12 главе). Предыстория такова: Израильский народ находился в Египетском рабстве уже 430 лет, и Бог, верный Своему Слову – вывести народ, послал Моисея и Аарона, наделив их властью говорить от Своего Имени. Фараон противился и не отпускал народ Израильский на родину, в Ханаан, не желая признавать Истинного Бога. Он слушал своих жрецов – представителей языческих богов. Тогда Господь излил десять казней на Египет с целью произвести суд над языческими богами Египта и показать, кто есть Истинный Бог.

Десятой казнью было поражение первенцев египтян, включая и первенца фараона, который наряду с фараоном почитался богом во плоти.

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх.12:12).

Израильтянам было сказано, если они хотят спастись от ангела-губителя, поражающего первенцев, то им необходимо сделать следующее: заколоть самого лучшего ягненка - по одному на каждую семью; помазать его кровью косяки дверей, а затем запечь и съесть с пресными лепешками и горькими травами. Кстати дословно пасха (пейсах) с еврейского означает - «пройти мимо». Пасхой в Израиле называли не булку с изюмом, но заколотого ягненка, кровь которого являлась спасительным знаком, предохраняющим еврейские семьи от гибели.

«И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился» (Исх.12:21-27)

Мы знаем, что сыны Израилевы были освобождены от рабства. В христианстве же Иисус Христос явился тем жертвенным ягненком, который был убит за нас, за наши грехи . И таким образом, как кровь агнца явилась для евреев гарантом того, что они останутся живы и выйдут из рабства; точно так же, тот, кто принимает кровь Иисуса Христа как, пролитую за твои грехи (лично твои, с признанием того, что ты грешник), тот получает прощение грехов от Бога Отца- т.е. полную амнистию и выход из духовного рабства. Во время первой Пасхи было очень важно, чтобы каждый член семьи сам лично ел агнца. Невозможно было сделать это вместо кого-то, и никто не мог сделать это за вас.

У язычников была легенда, согласно которой богиня Астарта родилась из яйца. А произошло это так. С неба упало яйцо в реку Евфрат, которая протекает через город Вавилон. Рабы выкатили это яйцо на берег. Под палящим солнцем оно нагрелось, и из него вышла прекрасная дева, которая стала богиней неба и земли. Из далекой древности язычники праздновали день, посвященный Царице Неба – Астарте. В этот день они украшали яйца и дарили их друг другу. Этот мерзкий языческий обычай был внесен в христианство. Священники, сделавшие это, стали истолковывать эти символы через смерть и воскресение Христа. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора стр.554 «Яйцо – символ жизни, красный цвет – Кровь Христа».

Еще прочитаем толкование о пасхальных яйцах в православной газете «Свет» 6.04.1922 год «Церковное значение Пасхальных яиц берет свое начало из очень далеких времен. За много лет до Рождества Христова древние люди почитали яйцо символом жизни и использовали его в своих богослужениях. Язычники верили, что из яйца сотворен мир. Католические христиане приняли старые формы языческих значений яйца и при этом добавили к нему еще и новые религиозные значения». Все это не так безобидно, как кажется. Из истории мы узнаем еще нечто важное: «Одной из древних языческих религий, оказавшей большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси, был культ Тенгри. Он был распространен у степных народов – тюрков, гуннов, монголов и других. Соприкасаясь на протяжении многих веков с этими народами, славяне очень многое переняли от них, преломив сначала через свои национальные языческие верования, а затем и через принятое христианство» (А.А.Опарин «Камни возопиют» стр.133).


И вот у тенгриан (поклоняющиеся богу Тенгри): «Вторым большим праздником считался приход весны. По традиции он отмечался весной. К этому дню тенгриане пекли куличи, которые олицетворяли собой мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма (сверху соответствующая смазка соответствующего цвета). Рядом с куличом полагались два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства» (Энциклопедия: «Религии мира», 2 тома Москва, Аванта, 1996).

Вы только представьте себе, как ликует диавол, ведь великий Божий праздник – Пасха, данный Богом, для того чтобы возвысить жертву Христа, превратился в мерзкий языческий ритуал с отвратительной символикой.

А как же праздновал Пасху Иисус? Что говорил Он на последней вечере- пасхальном ужине со своими учениками? Что Он заповедывал им?

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Матф.26:17-20).


«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимте, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего»
(Матф.26:26-29).

Заметьте, как сделал Иисус переход от ветхозаветной Пасхи к новозаветной: «…когда они ели, Он взял…». Что они ели? Конечно же, пасхального агнца, ибо Иисус просил их приготовить Ему Пасху (Луки 22:7-8) . Так как агнец, приносимый в жертву на Пасху, символизировал собой жертву Иисуса и Христос должен был вот-вот осуществить предсказанное, после чего не нужно будет более приносить в жертву животных, то Он меняет ветхозаветные символы Пасхи на новозаветные, а именно закалываемого агнца на хлеб (символ Его Тела) и вино (символ Его Крови).

Обратите внимание, что эта замена произошла в пасхальные дни, когда все броженое и квасное уничтожалось в домах израильтян по слову Божьему, так как закваска – символ греха, а Бог хотел дать народу осознание того, что Агнец Божий – Христос – безгрешен, и что Бог и их хочет видеть святыми. Поэтому и хлеб, и вино, используемые Иисусом для новозаветных символов, были неброжеными. В те дни ни в одном доме не было броженых продуктов, так как непослушание этому Божьему установлению влекло за собой смерть (см. Исх.12:15,19). Будьте внимательны и к словам апостола Матфея, написавшего: «…в первый день опресночный» была приготовлена ветхозаветная Пасха Иисусу, где Он заменил символы для новозаветной Пасхи, которая получила название «Вечеря Господня». Поэтому, согласно Божьему Слову – Библии, Пасха в Новом завете – это не куличи и крашеные яйца, а пресный хлеб – символ Его пречистого Тела и неброженое вино – символ Его пречистой Крови.

Для чего же установил Иисус новозаветную Пасху?

Почему Иисус говорит о Себе как о жертве? Потому что Он хотел, чтобы собравшиеся ученики поняли, что Он и есть истинная Пасха для человечества. Чтобы спастись от суда Божьего над грешниками, всякий человек должен принять пасхальную жертву, Иисуса Христа, в своё сердце, в противном случае Бог приговорит его к вечному наказанию. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Евангелие от Матфея 25:41).

Сегодня наша Пасха - Христос. Он отдал Свою жизнь, чтобы суд Божий не пал на нас. Однако для этого вы должны принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Если вы не согласитесь с тем, что вы грешник и что Иисус Христос умер за ваши грехи и воскрес из мёртвых, то после смерти вас ожидает суд Божий. В Послании к Евреям 9:27 сказано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд ». Многие люди каялись, когда суды Божии пали на Египет, но было слишком поздно. И так же поздно может оказаться для Вас, если Вы будете откладывать решение принять Христа или нет. Господь говорит, что необходимо принять Его Пасху - Агнца Иисуса Христа. Иоанн Креститель, увидев Иисуса Христа, сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Евангелие от Иоанна 1:29). Павел в своем Первом послании к Коринфянам 5:7 сказал: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас » . Пасха - это не наши традиции или сладкий кулич, Пасха - это Христос и Его спасение. Придите к Нему и получите прощение и жизнь вечную, как дар: «...а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 6:23б). Истинное значение Пасхи - это спасение во Христе! Он терпеливо ждет Вас с распростертыми руками, желая спасти. От всей души обратитесь к Нему в молитве, и Он спасет Вас. Если Вы не знаете, как молиться, можете помолиться примерно так:

«Отец Небесный, я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Я прошу Тебя, прости мне все мои грехи. Я верю, что Иисус умер за мои грехи и воскрес на третий день для моего оправдания. Иисус, войди в мое сердце и измени всю мою жизнь. Я принимаю Тебя как своего Господа и Спасителя. Благодарю, Господь, за дарованное мне спасение, во имя Иисуса Христа. Аминь» .

«Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Исаия, 53:7)

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна, 3:17)

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-е Коринфянам, 5:7)

Каждый год мы празднуем Пасху. Многие люди считают этот праздник особенным. Многие именно в этот день пойдут в церковь. Один или два раза в год они все же ходят в церковь. Они едят традиционные блюда, проводят время в кругу семьи - вот и вся их Пасха.Для других - это великий религиозный праздник. Они приходят в церковь с мыслями о Боге и о значении Пасхи. Они соблюдают множество религиозных традиций, приветствуют друг друга традиционным приветствием: «Христос воскрес!».

На самом деле из-за всех этих обычаев и традиций мы забываем об истинном библейском значении Пасхи и о том, что хотел нам сказать о Пасхе Бог.

Евpейское слово «пэсах» означает в Библии, с одной стороны, пpаздник Пасхи, а с дpугой — пpаздничную жеpтву или пасхального агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвоначально означавшего «хpомать», а затем получившего смысл «пеpескочить чеpез что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исход, 12:13). Об этом событии и должна была напоминать евреям ветхозаветная Пасха.

ПАСХА ИСХОДА

«Скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Книга Исход, 12:27).

Что же говорит нам о Пасхе Слово Божие? Ветхозаветная Пасха - это ягненок, которого ели евреи, празднуя освобождение. Народ ветхозаветного времени после длившегося 430 лет египетского рабства отправляется в путь через пустыню в землю обетованную. Перед исходом израильтян из Египта Бог устанавливает Пасху.

Но фаpаон Египта не желает отпускать поpабощенных изpаильтян для служения и поклонения Ему. Тогда Бог, чтобы сломить упорство фараона, насылает на египтян девять казней. Затем Моисей объявляет фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смеpти всех египетских первенцев (Исход, 11:4-6). Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны.

К этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновpеменно и испытание веpы (Евpеям, 11:28). Hачиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израильского года (Исход, 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце. Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была пpисоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным.

Агнца следовало забить 14 авива «под вечеp» (букв. «в сумеpках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Левит, 23:5; Числа, 9:3,5,11; Втоpозаконие, 16:6). Пучком иссопа следовало помазать кpовью агнца двеpные косяки и поpог каждого еврейского дома, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь (Исход, 12:7,22).

Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутpенностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сыpым или в ваpеном виде (Втоpозаконие, 16:7 и 2 Паpалипоменон, 35:13). Готовить пасхального агнца следовало в доме.

Этот запеченный целиком ягненок был символом единства и целостности. Пасху следовало есть в одном доме пеpед Господом, Котоpый «Един есть» (Втоpозаконие, 6:4). Все остатки пищи следовало сжечь, и все участники тpапезы должны были быть готовы немедленно отпpавиться в путь.

Когда израильтяне совеpшали пасхальную тpапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех пеpвенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исход,12:29,30) за то, что египетский фараон не хотел отпускать израильский народ. Однако наpод Изpаиля был пощажен pади пасхальных агнцев, котоpые умеpли вместо пеpвенцев. Тем самым путь для выхода был открыт.

Что такое иссоп?

Иссоп, употребляемый для опрыскивания кровью, был символом очищения. Иссоп — это растение, которое в Палестине не встречается, поэтому, когда в Библии речь идет об иссопе, исследователи предполагают, что имеется в виду один из видов майорана. Этим растением и воспользовались стражники у Голгофского креста, чтобы закрепить губку, намоченную уксусом и подаваемую Иисусу (Иоанна, 19:29). Этот куст с мелкими листьями используется еще при совершении обрядов «кропления», а также как кисть при помазании кровью пасхального агнца (Исход, 12:22).

В состав пасхальной тpапезы входили, кpоме того, пpесный хлеб и гоpькие тpавы (Исход, 12:8).

Горькие травы

Горькие травы, которые должны были напоминать о горьком времени, проведенном в Египте. Так, желая приблизиться ко Христу и соединиться с Ним в одно целое, мы должны делать это с раскаянием в сердце, с осознанием того, что Он сделал для нас.

Употребление пресного хлеба также имело большое значение

Опpесноки (пpесные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втоpозаконие, 16:3). Позднее они снова и снова напоминали о спешке во время выхода из египетского рабства (Исход, 12:34,39).

Эти лепешки выпекли из бездрожжевого теста, которое можно было быстро приготовить.

Такое тесто приготовлялось из муки мелкого помола и растительного масла. Поэтому выпеченные из него лепешки назывались лепешки «на елее» или «с елеем». Выпекали лепешки в печах, на горячих камнях или в горячей золе. При выпечке лепешки необходимо было вовремя переворачивать.

Когда устанавливался праздник Пасхи, было ясно указано на то, чтобы никакой закваски не было в доме в это время, что строго соблюдалось всеми иудеями.

Так и те люди, кто желает принять от Христа жизнь и пищу, должны избавиться от закваски греха. Апостол Павел так писал Коринфской церкви: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом… ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Коринфянам, 5:7-8).

ПРЕДПИСАHИЯ ЗАКОHА О ПОВТОРЕHИИ ПАСХИ

В качестве постоянного напоминания об основополагающем спасительном действии Божьем, об освобождении израильского народа из египетского рабства, Закон, данный через Моисея, предписывал израильтянам ежегодно (Исход, 13:10), со времени завоевания земли обетованой (Исход, 12:25; 13:5), совершать Пасху, связывая ее с пpаздником Опpесноков (Исход, 12:14; Числа, 28:16,17; Втоpозаконие, 16:1-8, Иезекииля, 45:21-24).

Теперь пасхального агнца pазpешалось забивать и съедать только в особом священном месте (Втоpозаконие, 16:5-7), для чего все изpаильские мужчины должны были являться «пpед лицо Бога». Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл пpаздника (Исход, 13:8). Hикакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел пpава участвовать в этой общей тpапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исход, 12:43,45).

Только совеpшив обpезание, купленный pаб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в пpазднике. Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали пpаздновать Пасху в сpок, мог сделать это чеpез месяц (Числа, 9:10-12), во время так называемой малой Пасхи тот человек, кто пpенебpегал пpаздником из непослушания, подлежал смеpтной казни, ибо он сам исключал себя из иудейского общества.

Непосpедственно к Пасхе пpимыкал пpодолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исход, 12:18), котоpый, с одной стоpоны, также напоминал об исходе израильтян из египетского рабства (Втоpозаконие, 16:3; 26:1-11), а с дpугой, был пpаздником начала жатвы (Левит, 23:10-14). Пеpвый и последний день праздника были днями священных собpаний, когда pазpешалась только такая pабота, которая была связана с пpиготовлением пищи (Исход, 12:16; Левит, 23:7,8; Числа, 28:18,25).

ПРАЗДHИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О пpаздниках Пасхи подpобно рассказывается лишь несколько pаз: после празднования Пасхи на Синае сразу после выхода из Египта (Числа, 9:1-5) ее отмечали в следующий раз через 40 лет во время вступления в Ханаан (обетованную землю). Тогда изpаильтяне пpаздновали Пасху в Галгале и на следующий день ели опресноки и поджаpенные зеpна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Иисуса Навина, 5:10-12).

После стpоительства хpама Соломона Пасху стали отмечать pегуляpно (2 Паpалипоменон, 8:13).

ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДHЕГО ИУДАИЗМА

Поздняя иудейская тpадиция четко определяет, какие пpавила пpазднования Пасхи, обусловленные специфической ситуацией выхода евреев из Египта, потеряли свою актуальность в последствии: выбоp агнца в день 10 авива, помазание двеpей кpовью, запpет покидать дом, готовность участников тpапезы отправиться в путь.

Теперь жеpтвенных ягнят (число котоpых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, пpимерно с 15 час. дня, в Иерусалимском хpаме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поpучал это сделать. Священники собиpали кpовь в чаши, чаши вpучались одному из священников, котоpый выливал содеpжимое у подножия жеpтвенного алтаpя. Во вpемя убоя ягнят левиты пели Псалмы 112-117 (так называемые «халлель» ). Съедать ягнят следовало в пpеделах Иеpусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

Накануне празднования Пасхи «послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Евангелие от Луки, 22:8). Но почему Он праздновал Пасху? Потому что Пасха больше, чем просто библейский праздник. Иисус хотел сказать своим ученикам кое-что о Себе. Собрав их, он говорил о Пасхе не так, как это было принято у иудеев. Теперь Он говорил не о прошедшем выходе евреев из рабства, а о будущем: «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Евангелие от Луки, 22:15-20).

Во время этой предпасхальной вечери со Своими учениками Он говорил о страданиях, которые Ему придется претерпеть на следующий день. Он говорил, что отдаст Свое Тело и Кровь за них. Написано, что ученики Его на понимали истинного значения Его слов.

Вернемся на минуту к Ветхому Завету. В книге Исход написано, что евреи должны были заколоть агнца и помазать его кровью косяки дверей своего дома. Бог повелел им сделать это, дабы они могли избежать Его суда в то время, когда Ангел губитель пойдет поражать всех первенцев.

Уже в древнейшие времена агнец считался жертвенным животным. Закон устанавливал принесение в жертву годовалых баранов во время Пасхи, в ежедневных, праздничных, а также особых жертвоприношениях. Агнец символизирует нуждающееся в помощи беззащитное существо.

На предпасхальной трапезе Иисус говорит о Себя, как о жертве. И то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначение слова «Агнец». В Исаии 53:7 агнец называется «раб Божий», что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира. Согласно Иоанна 19:30-31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца.

Поэтому в дальнейшем апостол Павел называет Иисуса «Пасха наша» (т.е. «наш пасхальный агнец» — 1 Коринфянам 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (1-е Петра 1:19).

Но почему Иисус говорит о Себе, а не о ягненке, как о жертве? Потому что Он хотел, чтобы собравшиеся ученики поняли, что Он и есть истинная Пасха для человечества. Ветхозаветный ягненок и его пролитая кровь являются лишь прообразами Тела и Крови Самого Господа. В день празднования Пасхи евреи закалывали ягненка и выливали его кровь, празднуя освобождение из рабства. Теперь же Сам Бог явившись в Сыне Своем становится жертвой за грехи всего человечества. Теперь каждый грешник может получить прощение грехов, очистившись пролитой кровью Христа.

И чтобы спастись от суда Божьего, всякий человек должен принять пасхальную жертву, Иисуса Христа, в своё сердце, в противном случае Бог приговорит его к вечному наказанию.

Но на предпасхальной вечере в кругу учеников Иисус говорит о будущем. Потому что Его схватили, били и распяли только на следующий день.

Зная же, что с Ним должно произойти Он дает для Своих учеников, а в последствии и для всей Церкви завещание о «трапезе» или «вечере Господней»: «делайте так, доколе Я не приду»…

Что надлежало по завещанию Христа делать ученикам и церкви: есть Его тело и пить Его кровь в виде безквасного хлеба и вина (виноградного сока) в воспоминание о той жертве, которую Он собирается принести за каждого человека на кресте Голгофы.

ПАСХА НАША — ХРИСТОС

Согласно Евангелие от Иоанна, Иисус умер 14 числа месяца нисана, в канун Пасхи, как истинный жертвенный Агнец, у которого ни одна кость не была сломана. 13 числа месяца нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками. Его погребение произошло вечером 14 числа месяца нисана до наступления субботы, которая названа «великой», очевидно потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой. Апостол Павел свидетельствует, что Христос был заклан за нас как пасхальный агнец (1-е Коринфянам, 5:7) и воскрес как первенец из умерших (1-е Коринфянам, 15:20, 23).

Апостол Павел свидетельствует, что Хpистос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Коpинфянам, 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших (1 Коpинфянам, 15:20,23). Датиpовку евангелиста Иоанна подтверждает вавилонский Талмуд, котоpый также называет канун Пасхи днем смеpти Иисуса.

ПАСХА НОВОЗАВЕТНОГО БОЖЬЕГО НАРОДА

Сегодня наша Пасха - Христос. Он отдал Свою жизнь, чтобы суд Божий не пал на нас. Как мы знаем, что Он будучи пасхальным Агнцем, умер за грехи всех нас и воскрес на третий день для нашего оправдания.

Иоанн Креститель, однажды увидев Иисуса Христа, сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна, 1:29). А апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам, в 5 главе в 7 стихе сказал: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих Нового Завета. Христос – пасхальный Агнец Нового Завета, принесенный в жертву на праздник Пасхи. Вместе со своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь. Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха и спасает нас. Через эту жертвенную смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу. Принеся в жертву собственную жизнь, Иисус добился примирения между Богом и людьми. Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе.

Пасха - это не наши традиции или просто еще один праздник, Пасха - это Христос и Его спасение. Приходящие к Нему получают прощение и жизнь вечную, как дар: «…а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание к Римлянам, 6:23). И истинное значение Пасхи - это спасение во Христе!

Подготовила Ирина Боярских

О Пасхе можно говорить много, но лучше о ней прочитать в Библии. Здесь мы изложим вкратце, просто — конкретные факты: что такое Пасха и с чем её едят (в буквальном смысле), ведь, как известно, её действительно едят!

Начнём! Давным-давно, мы начнём не с самого начала.

Когда израильтяне обосновались в стране под названием Египет, коренному народу египетскому, а особенно Фараону, это не понравилось. И египтяне решили сделать израильтян рабами.

Раб – это тот, кто выполняет приказания своего господина. Израильтянам это тоже не понравилось и они «возопили» к Богу о помощи. Бог их услышал и примерно лет через 30-40 дал им предводителя Моисея, который и вывел израильтян из египетского рабства.

Этот выход и ознаменован праздником «Пасхой».

Когда египтяне начали притеснять народ израильский (евреев) и сделали их рабами и подвластными египтянам, израильтяне заплакали и стали молить Бога о помощи, спасении, от руки Фараона и народа египетского. Бог услышал их молитвы и вопли.

Это потому, что Фараон издал указ о контроле над рождаемостью со стороны израильского народа – всех младенцев мужского пола надобно убивать.

В одной израильской семье родился мальчик, которого пришлось прятать некоторое время, а затем и отпустить тайно на волю судьбе.

Младенца Моисея родители положили в корзину и пустили плыть по Нилу на волю судьбе. В это время дочь Фараона вышла мыться на реку Нил и увидела проплывающую корзину, заглянув в неё, она увидела младенца и решила его усыновить.

Моисей и надсмоторщик

Время шло, Моисей рос, он стал взрослым и решил наладить «общение» со своими братьями, со своим народом.

Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик побивает израильтянина, он разгневался на египтянина и убил его. Фараону стало известно об этом, и он в свою очередь тоже разгневался, только на Моисея, ну и приказал его предать казни.

Моисею испугался наказания и убежал из Египта в землю Мадиамскую.

Там Моисей прожил какое-то время, женился, завёл детей…

Однажды пася стада своего тестя он увидел горящий куст, который горел, но не сгорал. Из этого куста он услышал голос Бога, Сказавший ему, что ему надо делать, дальше в своей жизни.

Бог Сказал ему, чтобы Моисей вернулся в Египет и вывел народ Божий (израильский) из этой земли. После встречи и разговора с Богом, Моисей вернулся в Египет и пришёл к Фараону царю египетскому. Моисей сказал Фараону, чтобы он отпустил народ израильский на насколько дней пути в пустыню, со всем их скарбом, пожитками, скотом…, для того, чтобы они могли поклонится Богу и совершить Ему жертвоприношения. Конечно же Фараон не поверил этому и заупрямился. И вот за это, Бог Совершил над египтянами множество казней, как сейчас принято называть их «казнями египетскими».

Фараон долго сопротивлялся, но в итоге, после последней казни решился отпустить народ израильский для поклонения Богу.

Последняя казнь прообраз Пасхи

Последняя казнь и включает в себя прообраз Пасхи. Что же там произошло?

Вот наступило время последней казни египетской. Фараон долго сопротивлялся до этого, но Бог знал и Сказал Моисею, что на этот раз Фараон царь египетский отпустит народ Мой из этой земли. Так и произошло. Но сначала Моисею было сказано, чтобы сыны израилевы были готовы к исходу из Египта.

Они должны были приготовиться, сварить барашка, приготовить горькие травы, помазать косяки дверей в своих жилищах этой кровью (агнца-барашка), быть одетыми и собранными, съесть агнца ночью, и на рассвете когда всё будет кончено и Фараон отпустит народ израильский, пусть он (народ) выпросит у соседей египтян различные предметы и таким образом обберет их.

А затем поспешно выйдет вон из Египта. Всё так и было сделано, всё так и произошло как мы описали здесь и как описано в Библии.

Тут нужно обратить свой взгляд на важные моменты касательно Пасхи:

  1. это последняя казнь;
  2. агнец (барашек);
  3. исход из Египта

Эти три понятия напрямую связаны с таким понятиям как «Пасха», и даже современная «Пасха».

Подробная история праздника Пасхи из Ветхого Завета описана в книге Исход с 1-й по 12-ю главы.

Смысл Пасхи

Начнём с казни. Смысл казни был в том, что:

  1. во-первых , народ израильский и египетский должны были увидеть могущество Бога (Который основал небо и землю),
  2. во-вторых , должны были умереть во всей египетской земле все первенцы от человека до скота,
  3. в-третьих , чтобы кто либо не умер из первенцев, нужно было помазать перекладину и косяки своих жилищ кровью,
  4. в-четвёртых , нужно было съесть барашка с горькими травами и опресноками (безквасный хлеб) в эту ночь и не выходить до утра из дома,
  5. в-пятых , после всего этого поспешно покинуть Египет.

В этом и заключался смысл Пасхи.

А именно, символ Пасхи является ягнёнок (агнец) и его кровь.

Пасха – это ягнёнок, которого съедают!

Евреи кровью этого ягненка обмазывают косяки своих дверей. Могущество Бога было явлено через Ангела, который, видя кровь на косяке двери — проходил мимо дома. Там, где не была помазана дверь кровью ягненка — умирал первенец.

Описанные события были заповеданы израильтянам — помнить и соблюдать каждый год.

Праздник освобождения от египетского рабства!

Символы, которые были на столе каждой еврейской семьи: пресный хлеб, виноградный сок и жареный ягненок с горькими травами.

Отсюда и образовался праздник Пасхи.

Современная Пасха

Современные христиане чтят этот праздник подобно древним израильтянам.

Каким образом?

Не таким образом, как придумали разные деноминации, а так как этом учит Новый Завет, так как установил Сам Иисус!

Апостол Павел сравнивает старую пасху с новой:

6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
(1Кор.5:6-8)

В 1 Кор 5:6-8 говорится что, «пасха наша Христос, закланный за нас».

В Библии мы не встретим иного примера, указания для верующих сегодня, кроме, как Сам Бог установил уже в Новом Завете.

В Библии нет упоминания о том, что Новую Пасху, нет упоминания о твороге, яйцах и другого рода ритуалах.

Но есть упоминания о том, что Христос просит делать нас на этот праздник. Помнить, что Он спас нас от рабства греха, как народ Израиля от рабства Египта.

Это духовный пример, параллель греха и египетского рабства.

Вот, что Иисус просит делать нас каждое воскресенье:

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
(Мар.14:22-26)

Вот символы Пасхи Нового Завета:


  1. Христос — символ агнца древних израильтян, которого выходя из Египта съели (духовная параллель с телом Христа из Нового Завета).
  2. Кровь Христа омывает и спасает нас от грехов (духовная параллель с кровью агнца на косяке двери в Ветхом Завете).

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)

13.04.2012

«И да будет вам день сей [Пасха]памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши, как установление вечное» (Исх.12:14). Так повелел Сам Бог. О том, как надо праздновать Пасху, мы можем узнать более подробно из Библии и из жизни еврейских семей, которые по сей день празднуют её так же, как и тысячи лет назад.

Итак, Писание учит, что Пасха состоит из 3-х обязательных частей: Песах (ягнёнок), маца (пресный хлеб) и марор (горькие травы). Об этом подробно написано в книге Исход. Примерно за 2000 лет до рождения Иисуса Христа, Господь дал эти постановления Своему народу, находящемуся в рабстве у египтян. Как тогда, так и сейчас, все символы Пасхи являются актуальными для верующих в Бога людей. Но добавилось ещё кое-что: в символике Ветхозаветной Пасхи присутствует пророческий символизм жертвы Христа.

Как ягнёнок должен был быть без порока и изъяна, так и Иисус был неповинен в грехе. Он стал пасхальной жертвой, чтобы исполнить Закон Моисея и слова пророков. Вы знаете, что Иисус умер в тот час, когда в Храме была принесена последняя пасхальная жертва? - Значит, Он стал жертвой умилостивления для нашего спасения. Так же, как кровь невинных ягнят избавила иудейских первенцев от смерти, так и кровь Христа избавляет нас от вечного осуждения. Его последним словом на кресте было «Совершилось!» - Он знал, что исполнил пророчество и взял на Себя наши грехи!

Иисус - истинный опреснок (пресный хлеб , маца), сошедший с Небес.
Закваска - символ греха и порока, а Мессия был чист и свят. Пасхальный хлеб называется «хлебом скорби», и Христос воистину пострадал за нас. Полосы на маце напоминают раны от римских кнутов на Его спине. Как хлеб был опалён огнём, так и Иисус был опалён огнём Божьего гнева, направленного на нас, но излившегося на Него. Отверстия в маце напоминают раны от гвоздей и от копья в Его боку. Тело Христа было ломимо от боли, дабы мы могли иметь жизнь. Воистину, хлеб скорби - это тело Иисуса.

Горькие травы напоминают о страданиях, которые испытывал Божий народ, находясь в рабстве у египтян. Но ещё больше они говорят о страданиях Мессии за наши грехи. «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» - говорил пророк Исайя (53 глава, 10 стих).

Как вы думаете, это всё совпадения или исполнения пророчеств? Сам Иисус, вкушая пасхальную трапезу с учениками, преломил мацу и сказал, что это - Его тело, за нас ломимое. (1 Послание апостола Павла к Коринфянам, 11:24).

На пасхальном седере (порядок праздничного ужина) у евреев всегда присутствуют 4 чаши вина . Мы знаем из Библии, что Иисус тоже пил вино со своими учениками. И это не было простое питьё. Там тоже много символичного. Пасхальный вечер проходил по определённому порядку и имел символизм, связанный с многовековым воспоминанием израильтян о выходе из Египта.

Итак, I чаша - «чаша Освящения». Когда народ вышел из Египта, Бог сказал, что Израиль - избранный народ, и он будет царством священников, народом святым, при условии, что они будут слушаться Господа и исполнять постановления Его (Исход, 19 глава, 5-6 стихи). Но Господь знает, что мы не можем быть святы, как Он свят, поэтому Он заключил Новый Завет со Своим народом, так как прежний был нарушен. Об этом писал пророк Иеремия (31 глава).

II чаша - «чаша Суда». Господь осудил египтян и навел на них казни за то, что они не поверили в Него, как во Всемогущего Бога и не хотели отпускать Его народ. Так же суд Божий ожидает тех, кто не поверит в Мессию - Иисуса Христа.

III чаша - «чаша Искупления». Она символизирует обетование, данное евреям в Египте: «Я искуплю вас». Именно эту, третью чашу взял Иисус в пасхальную ночь, когда был предан, подал её ученикам и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть кровь нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26 глава, 27 стих). Как кровь ягнят избавила в Египте первенцев от гнева Божьего, так и кровь Иисуса, окропившая наши сердца, заставит ангела смерти пройти мимо нас в час суда.

IV чаша - «чаша Главы». В Писании говорится о народе израильском: «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом» (Второзаконие, 28 гл.13 стих). Мессия также сделался Главою угла, Главою Церкви, и всё покорено под ноги Его. Возлежав с учениками в последний вечер у пасхального стола, Он сказал: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». Иисус здесь говорил именно о чаше Главы (Евангелие от Матфея, 26 гл).

Вот и все основные пасхальные символы. Со временем, иудеи добавили ещё несколько деталей, таких, как афикоман(кусочек мацы, завернутый в платок), жареная куриная шейка и др. Но это всё второстепенно и не имеет подтверждений в Библии. Поэтому, для нас, верующих в Иисуса, как Мессию, можно оставить основные атрибуты Пасхи: пресный хлеб, ягнёнок, горькие травы и вино. И совершать Пасху в воспоминание об Искуплении нас от грехов. Именно так учил Иисус. Поэтому, будем помнить:

«Пасха наша - Христос, заклан за нас»! (1 Посл. к Коринфянам 5:7).

Что значит праздник Пасха?

Многие люди считают этот праздник особенным. Многие именно в этот день пойдут в церковь. Один или два раза в год они все же ходят в церковь. Пасха для них - просто ничего не значащая традиция. Они едят паску, крашанки и прочие традиционные блюда, проводят время в кругу семьи - вот и вся их Пасха.

Для других - это великий религиозный праздник. Они приходят в церковь с мыслями о Боге и о значении Пасхи. Они соблюдают множество религиозных традиций, например, святят паски и крашанки, а некоторые даже спиртное. Они приветствуют друг друга традиционным приветствием: "Христос воскрес! Глядя на все эти религиозные традиции и празднования в кругу семьи, я задаю себе вопрос: а задумывался ли кто-нибудь об истинном значении Пасхи?

Прежде всего, отметим, что Библия говорит о Пасхе как о еврейском празднике. Впервые о ней говориться в 12 главе книги Исход. Для еврейского народа Пасха была напоминанием того, как славно Бог освободил их от египетского рабства. Мне всегда казалось забавным, что многие антисемиты празднуют этот еврейский праздник. Они не смогли бы Вам рассказать о происхождении этого праздника или, хотя бы, почему они празднуют его.

Некоторые люди живут как им угодно, думая только о себе, хотя этим они только проявляют свое невежество. Они никогда не задумываются о смысле вещей и о смысле собственной жизни. Их лозунг: "Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем". Очень грустно смотреть на этих людей. Их знание не простирается дальше самих себя, жизнь для них пуста. Разве не интересно хотя бы раз в жизни узнать что-то о том, что вы делаете? Открыть Библию и найти в ней, что же на самом деле означает Пасха, узнать что-то о Боге и о Его Слове?

Продолжим исследовать истинное значение Пасхи. Как правило, даже самые религиозные люди не понимают смысла Пасхи. Они говорят: "Разве сам Господь Иисус Христос не праздновал Пасху? Мне кажется, в Библии говориться об этом". Верно, Он праздновал Пасху, ведь Он был евреем! Иисус был евреем! Надеюсь, Вы знали об этом. Однако боюсь, что для многих это новость. Иисус не святил паски, не ел крашанок, Он даже не ходил на Пасху в церковь и даже не праздновал ее в кругу Своей семьи. Если бы Иисус Христос оказался сегодня на земле, Ему было бы непонятно, что делает большинство людей в этот день. Он спрашивал бы: " Зачем вы это делаете? Возможно, Ему бы ответили: " Мы всегда так делали". И Он ответил бы, как сказано в Евангелии от Марка 7:6-8: "Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божью, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное". Ваши поступки не станут правильными только из-за того, что Вы совершаете их очень часто и долго, даже если речь идет о соблюдении церковных традиций. На самом деле из-за всех этих обычаев и традиций мы забываем об истинном библейском значении Пасхи и о том, что хотел нам сказать о Пасхе Бог.

Что же говорит нам о Пасхе Слово Божье? - это ягненок, которого ели евреи, празднуя освобождение. "Скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил". (Исход 12:27). Мы знаем, что сыны Израилевы были освобождены от рабства. В Новом завете мы видим, что Господь Иисус Христос также праздновал Пасху: "И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху" (Евангелие от Луки 22:8). Но почему Он праздновал Пасху? Потому что Пасха больше, чем просто библейский праздник. Иисус хотел сказать своим ученикам кое- что о Себе. Собрав их, Он говорил о Пасхе не так, как это было принято. Он говорил не о прошедшем, а о будущем: " И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие