Простые правила. Расставляем знаки препинания правильно. Урок на тему «Знаки препинания в простом предложении

Система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий эти знаки препинания и постановку при письме, называются пунктуацией .

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для выделения смысловых частей в предложении и для отделения предложений в тексте. Различают следующие знаки препинания:

  • выделяющие : запятая (две запятых), тире (два тире), скобки, кавычки;
  • отделяющие : точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Таблица. Знаки препинания (основные случаи)

(с) Цитата из пособия издательства «Дрофа»

Выделяющие знаки препинания

В предложении эти знаки служат для обозначения границ обособленных второстепенных членов, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, прямой речи.

  • Запятая (две запятых) ставится, если в предложении есть:
  1. обособленное определение: Красный бант, завязанный в её ореховых переливающихся волосах, делал её особенно соблазнительной. (И. Бунин);
  2. обособленное обстоятельство: А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка. (И. Бунин);
  3. обособленное приложение: Григорий пришел в Ягодное, имение Листницких, часов в восемь утра. (М. Шолохов);
  4. обособленные уточняющие члены: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. (И. Шмелев);
  5. междометие: Эге, красавица, у тебя остры зубы! (М. Горький);
  6. вводные слова, словосочетания, предложения: К сожалению, никто не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. (К. Паустовский) Казак, я думаю, он неплохой. (М. Шолохов);
  7. обращение: Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! (М. Шолохов);
  8. сравнительный оборот: Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский)
  • Тире (два тире) ставится, если в предложении есть:
  1. обобщающее слово после однородных членов предложения: Осколки битой посуды, изорванные бумаги, книги, залитые мёдом клочки суконной материи, детские игрушки, старая мебель, рассыпанная мука - всё это в ужасающем беспорядке валяюсь на полу, вопило о разгроме. (М. Шолохов);
  2. одиночное или распространённое приложение: А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства - Сары-Озеки. (Ч. Айтматов) Луша - этот угловатый, щуплый подросток - сиде ш на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ножки, покуривая. (М. Шолохов);
  3. вводное предложение: Он приник к замочной скважине - ключа в ней, к счастью, не было - увидел свет, край туалетного женского стола, потом что-то белое, вдруг вставшее и всё закрывшее. (И. Бунин)
  • Двоеточие ставится, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Все собаки мной описаны: Ярик, Кента, Нерлъ, Дубец, Соловей. (М. Пришвин)
  • Скобки ставятся, если есть вводные или вставные конструкции: В полночь кто-то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника, вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь руками от пыли и ветра, выносимых шквалом из-под скоростного товарняка (то следовал зелёной улицей литерный состав - поезд особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку в закрытую зону Сары-Озек-1, там у них своя, отдельная путевая служба, уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шёл весь укрытый брезентами и с воинской охраной на платформе). (Ч. Айтматов)
  • Двоеточие и тире ставятся, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Казалось, всё: земля, небо - полыхало нестерпимо жарким огнем. (К. Симонов)
  • Кавычки ставятся, если есть прямая речь: Дарья сонным голосом бормотнула: «Цыц ты, поганое дитя! Ни сну тебе, ни покою». (М. Шолохов)
  • Восклицательный знак ставится, если есть:
  1. обращение: Стой, Прасковья Осиповна! (М. Горький);
  2. междометие: Эй! Ты, девчонка, ступай! (М. Горький).

Отделяющие знаки препинания

Отделяющие знаки препинания в простом предложении служат для разграничения однородных членов, а в сложном - отделяют части простых предложений, входящих в его состав.

  • Запятая :
  1. при однородных членах: В пойме реки, на лугопастбищных просторах спокон веку пасутся небольшие, но грозные африканские буйволы. (Н. Гумилев);
  2. в сложном предложении: Мы знали, что лев убегает только раненый очень тяжело или не раненный совершенно. (Н. Гумилев);
  3. после прямой речи перед словами автора: «Идем пить чай с постными пирогами», -говорит отец. (И. Шмелев)
  • Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями: Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Санкт-Петербурге; для него он и вправду составляет всё. (М. Горький)
  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Однако сомневаться не приходилось: львиные следы вперемежку с газельими отчётливо виднелись на утоптанной площадке у выкорчеванного дерева. (Н. Гумилев)
  • Тире :
  1. в бессоюзном сложном предложении: Взошла луна - появился трус дикобраз, который к чему-то принюхивался и рыл под нашим деревом. (Н. Гумилев);
  2. между подлежащим и сказуемым: Убить льва - затаенная мечта всякого белого. (Н. Гумилев);
  3. в неполном предложении: С юго-запада сюда идут поохотиться люди, из Данакильской пустыни, испещрённой барханами, -львы. (Н. Гумилев)
  • Многоточие в конце предложения: Наталья лежала, ни о чем не думая, раздавленная неизъяснимой тоской… (М. Шолохов)

Конспект урока ««. Следующая тема:

Урок русского языка. 11 класс.

Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Цели: знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции; применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение «Принципы русской пунктуации».

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю.Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения «Одиночные знаки препинания», «Парные знаки препинания».

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК

СТАВИТСЯ

В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).

2. Восклицательный знак.

В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.

3. Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения.

4. Многоточие.

Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.

5. Запятая.

Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.

6. Точка с запятой.

Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.

7. Двоеточие.

Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.

Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.

9. Скобки.

Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.

10. Кавычки.

Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в учебнике

III. Работа с текстом упр. 381 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по выбору: упр. 383 или упр. 384


Открытый урок русского языка во 2 классе.
Учитель: Настина Вера Динатовна.
Тема урока: «Знаки препинания»
Цель урока: Расширить знания детей о знаках препинания в предложениях.
Познакомить с историей появления знаков.
Развивать речь учащихся, учить выразительно читать тексты, ис-
пользуя постановку знаков препинания.
Закреплять знания о предложении и тексте.
Прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: телевизор, видео-сюжеты:«История появления знаков пре-
пинания», «Танцевальные упражнения»; проект со слайдами
«Знаки препинания»; карточки-тесты, карточки со знаками
препинания.

Ход урока
ӏ. Организационный момент.
Физическая разминка перед началом урока.
Просмотр видео-сюжета: Упражнения для шеи и плеч.
ӏӏ. Минута чистописания.
М Л …. …. . ! ? , : ; .
ӏӏӏ. Сообщение цели урока.
- Сегодня наш урок посвящён необычной теме. Хотя это продолжение, а
точнее дополнение к темам: «Предложение и текст»
- Что такое предложение? (одно или несколько слов, соединённых по смыслу и выражающих законченную мысль)
- Что такое текст? (два или несколько предложений, соединённых по
смыслу и объединённых одной общей темой)
- Из чего состоит текст? (из предложений)
- И в предложении, и тем более в тексте, где много разных предложений,
мы в письменной речи используем разные знаки – знаки препинания.
(слайд 1) – Тема: Знаки препинания.(запись: Знаки препинания:) ӏV. Работа над новым материалом.
- Мы их используем в письменной речи для того, чтобы озвучить текст
правильно. Чтобы всем стало понятно, о чём мы говорим (читаем).
В нужных местах мы при чтении делаем небольшие (или большие)
остановки – паузы. Чтобы показать эту паузу, мы и ставим знаки –
знаки препинания.
- Мы на уроке должны ответить на вопрос: «Зачем нам нужны знаки
препинания?»
- Знаки препинания помогают передать на письме смысл высказывания,
его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали за-
писанную речь. Для этого существуют правила постановки знаков пре-
пинания. Совокупность этих правил называется пунктуацией.
V. История появления знаков препинания.
- И знаки препинания, и правила их постановки возникли не сразу.
Они возникли достаточно давно. Точнее не современные знаки, а их
предшественники, т.е. прообразы. Прообразы знаков препинания попа-
даются уже в новгородских берестяных грамотах. В них некоторые ав-
торы помечали начало письма крестиком. Изредка встречается такой
знак, как точка. Она выполняла разделительную роль. Точки ставились
между словосочетаниями или словами не очень регулярно, не очень
последовательно.
По-настоящему система (т.е. не случайное употребление) пунктуации
появилась уже после распространения книгопечатания.
Наш великий российский учёный Ломоносов Михаил Васильевич
(слайд 2: фото М.В. Ломоносова) в своей «Российской грамматике»
ввёл целый раздел, который был посвящён, как тогда говорили, строч-
ным знакам – знакам препинания.
- Недавно, 19ноября 2011г вся Россия отмечала 300-летие со дня рож-
дения этого великого учёного.
(видео-сюжет из урока профессора Базылева)
Vӏ. Работа в тетрадях.
Запись:
М. В. Ломоносов – русский учёный мирового значения.
- Что поставили в конце предложения? (точку) - Какая у неё роль?
(слайд 3) - Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
- Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну за-
бавную историю.
Брошенный кем-то тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлёк.
- Что здесь написано?
Каждую строчку лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила … точку!
Божья коровка удивлена: - Кто умудрился, и главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
(4 слайд) – Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом?
- О каком это знаке?
Запись в тетрадь: Чем знаменит М. Ломоносов?
- Что поставим в конце предложения? (карточка с?)
- Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём? - Вот какой он мастак – вопросительный знак.
Запись в тетрадь: (ответим на вопрос) –
Он был поэтом, художником, историком, развивал русскую науку и
экономику.
(5 слайд) - Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
-Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,
Победу, торжество…!
(карточка с!)
Запись: Михаил Ломоносов – гордость России на все времена!
- А теперь вспомним об одном значимом знаке, который мы сегодня
уже использовали.
(6 слайд) - Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку.
(карточка с,)
- Так о ней говорят враги. А она, наоборот, помогает людям читать.
Многие вежливые слова любят стоять рядом с нею, она выделяет их.
(7 слайд) - Пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания,
(Пожалуйста, будьте внимательны. Спасибо, я прочитаю эту книгу.) (слайды 8 и 9) -
- Прочитаем, соблюдая интонацию.
- А как запятая выручила однажды! Послушайте историю.
На доске: Казнить, нельзя помиловать!
- И сказал царь, что жизнь зависит от правильной постановки запятой.
Но запятая была дружна с подсудимым и быстро встала в нужное место.
На доске: Казнить нельзя, помиловать!
(10 слайд) - картинка с 4 знаками.
- Вот главные знаки, которые мы должны знать уже сейчас.
Vӏӏ. Физминутка. (танцевальные упражнения)
Vӏӏӏ. Самостоятельная работа. (по карточкам)
- Вставьте в  нужный знак препинания:
Закинул мальчик в речку удочку и ждёт  Почему не клюёт 
Вдруг поплавок запрыгал Клюёт  Рыбак вытащил окунька 
Плавники у окунька красные  спина зелёная  а на боках тёмные
полоски 
ӏХ. Дополнительный материал.
- А теперь представлю остальные знаки.
(11 слайд) – Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком.
Какими-то далёкими
Туманными намёками… (каточка с многоточием)
(12 слайд) - Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему. (карточка с:)
(13 слайд) - Предложение ещё не закончено,
Есть ещё что сказать.
На мне остановись; и можно продолжать. (карт. с;)
(; - это «усиленная» запятая или «ослабленная» точка) (14 слайд) - Лягу палочкой на строчку:
- Проходите по мосточку. (тире)
(15 слайд) - Всегда послушать норовят
То, что другие говорят. (« ») - Они выделяют всё, что пишущий считает нужным обозначить
как « чужое».
(16 слайд) - Словам раскрывая объятья:
- Ждём в гости вас, милые братья. (скобки)
- Скобки – это всё, что пишущий отводит на второй план. (пояснение,
дополнение, не главное)
Х. Итог урока.
(17 слайд) - Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять…
Никогда не забывать!
(18 и 19 слайды) - Дорогие ребята, поздравляю вас с праздником
Знаков препинания. - Я заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
- Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник. Сегодня мы учились грамотно писать не отдельные слова и словосочетания, а предло-жения. Нам помогали знаки препинания.

Урок 1. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Цели:

  • Знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции;
  • Применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю.Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения “Одиночные знаки препинания”, “Парные знаки препинания”.

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК СТАВИТСЯ
1. Точка. В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).
2. Восклицательный знак. В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.
3. Вопросительный знак. В конце вопросительного предложения.
4. Многоточие. Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.
5. Запятая. Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.
6. Точка с запятой. Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.
7. Двоеточие. Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.
8. Тире. Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.
9. Скобки. Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.
10. Кавычки. Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А.Дейкиной, Т.Пахновой.

III. Работа с текстом упр. 498 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по учебнику А.Дейкиной упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 501 или упр. № 502

Принести учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина

Урок 2. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.

Цели:

  • Знать особенности пунктуации при сочетании знаков;
  • Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания;
  • Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.

Эпиграф на доске:

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г.Паустовский

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).

Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.

Песчаный 6 косогор нескошенный 6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.

Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.

а) Солдаты их было трое 2 ели не обращая 2 внимания на Пьера .
б) Вхожу все тихо.

2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 516 из учебника А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой (текст стихотворения И.Бунина “Детство”). Взаимопроверка.

3. Беседа:

Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. К.Г.Паустовский говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?

Обоснуйте своё мнение.

Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).

1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).

Задание: Составить цепочку вопросов. Например:

1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:

При сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?

3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?

2. Работа в парах: взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.

III. Практикум.

1. Работа с текстом упражнения № 514 (II) из учебника Н.Гольцовой (“Песня о Земле” В.Высоцкого).

Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?

2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

I вариант.

И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.


2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?

Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.

II вариант.

Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?

Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: по выбору

1) Упр.519 (учебник А.Дейкиной, Т.Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;

2) Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:

  • стихотворения М.Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел...”;
  • стихотворения в прозе “Простота” И.Тургенева.

или самостоятельно подобранного).

Литература:

  • Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М., Русское слово, 2006.
  • А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М., Вербум-М, 2007.
  • Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Современный русский язык. М., Высшая школа, 1991.
Выпуск 38

Веснушка, Зубок и Шуня пришли на очередной видеоурок по русскому языку для младших школьников. Тема урока посвящена правилам употребления знаков препинания.

Было раньше такое слово «препинать». Означало оно — останавливать или прерывать движение. Знаки препинания, прерывающие плавное течение слов, очень важны для понимания написанного. Например: прочитайте фразу «Дружить нельзя ссориться ». Веснушка и Шуня прочитали о том, что нельзя ссориться. А Зубок расстроился — ему показалось, что написано о том, что дружить нельзя. Друзья заспорили: как же понять правильно смысл этой фразы? За помощью они обратились к ведущей видеоурока — Василисе.

Она предложила подумать о том, что же именно они хотят сказать. Ученики Шишкиной школы дружно решили, что — «нельзя ссориться». И Василиса попросила послушать внимательно — как выделяется выбранная зверятами фраза при выразительном прочтении. Веснушка сразу догадалась: «Василиса как будто остановилась перед выбранным словосочетанием». Зубок заинтересовался: «А что же нужно поставить, чтобы эта остановка была видна при написании?»

Ну, конечно, в таком случае употребляется знак препинания под названием «запятая». Именно она ненадолго останавливает плавное течение написанной речи. Друзья весело тренировались произносить понравившуюся фразу. И Шуня радостно воскликнула: «Надо дружить!». Так она в своей речи употребила новый знак препинания — восклицательный знак. Оказывается, он не только останавливает, но даже меняет настроение всей фразы, придавая ей радостное выражение.

Затем Василиса познакомила Зубка, Шуню и Веснушку ещё с одним знаком. Знаете каким? Ну конечно — с вопросительным знаком. Именно он помогает задавать вопросы при написании нашей речи.

Но тут внимательная Шуня забеспокоилась. В начале видеопередачи Василиса обещала рассказать об употреблении четырёх знаков препинания. А пока любознательные ученики узнали о трёх знаках препинания: запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Василиса познакомила их и с четвёртым знаком — точкой. Именно этот знак препинания говорит о том, что что-то закончилось. Без этой маленькой точки все предложения в тексте слились бы в одну непонятную мешанину слов и смыслов.

В конце видеоурока зверята ещё раз повторили полюбившиеся им знаки препинания.

Дружную компанию
Знаков препинания
Забыть никак нельзя.
Дружная компания
Знаков препинания —
С вами мы друзья!