Промышленность в годы вов

В первый год Великой Отечественной войны советская танковая промышленность столкнулась с глобальными сложностями. Архивные документы 1941–1942 гг. дают возможность взглянуть на проблемы оборонных заводов глазами наркома танковой промышленности​.

В условиях наступления немецкой армии многие заводы эвакуировались в тыл , возникала необходимость заново выстроить инфраструктуру, восполнять нехватку кадров, создавать приемлемые условия жизни и производства на новых местах. Для этих целей в сентябре 1941 года был создан Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП) – управляющий орган, призванный организовать танковые заводы в эффективную производственную систему.

Шлифовка башни танка Т-34 на заводе № 183 им. Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил). Источник: РГАЭ, Ф.8752, Оп.4, Д.880. Л.11
http://rgae.ru

Положение в стране было объективно тяжёлым, и военная промышленность не могла избежать общих бед. Танки делали живые люди – устававшие, страдавшие от бытовой неустроенности или, наоборот, пытавшиеся урвать свой кусок в атмосфере общей беды. Наркомат, в свою очередь, стремился не только наказать виновных в срывах производственной программы, но и «залатать дыры», неизбежно возникавшие в хаосе эвакуации, дать рабочим позитивную мотивацию.


Регулировка машин на заводе № 183 им. Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил). Источник: РГАЭ, Ф.8752, Оп.4, Д.880, Л.30
http://rgae.ru

Во многом это была заслуга наркома Вячеслава Александровича Малышева, предпочитавшего осуществлять руководство непосредственно на местах: всё время с момента своего назначения до середины лета 1942 года он провёл в разъездах по заводам, лично знакомясь с проблемами производства. Знакомство с приказами НКТП даёт возможность взглянуть на ситуацию глазами наркома и представить, в каких условиях ковалось оружие Победы.

Главной проблемой на момент создания Наркомата танковой промышленности было частичное либо полное невыполнение плана по количеству производимых машин и их узлов. Вот приказ НКТП № 1 от 12 сентября 1941 года (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.2–3):

«На протяжении ряда месяцев завод им. КИМ не выполняет производственной программы. В результате безответственного руководства заводом со стороны директора т. Ефремова и главного инженера т. Хламова сорвано выполнение всех оборонных заказов. Трудовая дисциплина на заводе расшатана, в цехах захламлено. Крайне дефицитные станки простаивают, в то время как программа не выполняется.

тт. Ефремову и Хламову неоднократно указывалось Наркоматом и другими организациями на их плохую работу, но они не сделали должных выводов из этих предупреждений и продолжали работать негодными, порочными методами.

Совнарком Союза ССР своим постановлением от 11/ IX с.г. отметил, что в результате безответственного отношения к делу главного инженера завода т. Хламова значительная часть изготовленной для выполнения оборонного заказа оснастки оказалась негодной».

В итоге оба упомянутых производственника были сняты с высоких должностей и переведены на низовую работу с соответствующим понижением оклада.


Эшелон с танками Т-34 отправляется на фронт

С первых дней работы наркому было ясно: проблема выполнения плана оказывалась напрямую связана не только с технологиями производства, но и с использовавшими эти технологии людьми. Значительное количество приказов, посвящённых данному вопросу, содержали не только замечания к руководству и требования наказать виновных в простоях оборудования и срывах сроков, но и предложения по созданию у рабочих положительной мотивации. Приказ № 11 от 23 сентября 1941 года гласил (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.42–43):

«Проверка работы сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ показала, что в этом цехе нет должного порядка и технологической дисциплины, в результате чего установленные сроки сборки машин срываются. После сборки обнаруживается большое количество дефектов, устранение этих дефектов затягивается, в результате чего сдача машин срывается, а 22/ IX с.г. из-за отсутствия должного порядка на сборке не было сдано ни одной машины.

Считая, что такое положение на сборке грозит срывом выполнения программы завода, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Обязать главного инженера ЧТЗ тов. Махонина лично навести должный порядок на сборке и обеспечить бесперебойную качественную сборку машин.

2. Установить, что каждая машина по сборке закрепляется за определённым старшим мастером конвейера, который полностью отвечает за сдачу машины с конвейера в сдаточный цех в срок, установленный правительственным графиком.

3. Обязать Директора ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок расследовать причины срыва выпуска машин 22/ IX с.г. и виновных строго наказать, вплоть до предания суду.

4. Установить для ИТР сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ премиальную систему за выполнение сроков сборки и сдачу машин с конвейера надлежащего качества. За повторные обкатки и дефекты с виновных удерживать расходы, связанные с повторением обкатки, а при систематическом повторении дефектов виновных привлекать к ответственности, вплоть до предания суду. Директору ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок представить мне на утверждение премиальную систему для командного состава сборочно-сдаточного цеха.

5. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор ввести для рабочих сборочно-сдаточного цеха прогрессивную оплату труда за перевыполнение норм сборки и сдачу машин, при своевременном обеспечении надлежащего качества сборки.

6. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор увеличивать прогрессивную оплату туда рабочих до 50% за хорошее качество работы, за отсутствие дефектов и повторных обкаток после сдачи машин».

К концу зимы 1942 года ситуация начинает понемногу выправляться. Приказ № 41-м от 4 февраля 1942 года содержит замечания общего характера. Проблемы с дисциплиной отмечены, главным образом, на эвакуированных заводах (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.4, Л.144–147):

«Задача увеличения производства танков требует от всех рабочих и служащих полного использования установленного рабочего времени, строжайшей трудовой дисциплины и повышения производительности труда.

Однако, на ряде заводов, и, в особенности, на эвакуированных (заводы №№ 183, 37, 76 и др.) состояние трудовой дисциплины рабочих и служащих находится не на должной высоте, а со стороны директоров заводов и начальников цехов ослабло внимание к этому важнейшему вопросу. Еще не изжиты совершенно нетерпимые в военное время опоздания на работу, отлучки с работы, несвоевременное начало и окончание работы, бесцельное хождение в рабочее время и невыходы на работу по неуважительным причинам.

Многие начальники цехов и мастера проявляют либеральное отношение к лодырям, разгильдяям и нарушителям трудовой дисциплины, а причины и обстоятельства нарушения трудовой дисциплины выявляются несвоевременно и не тщательно.

<…>

Несмотря на то, что рабочие и служащие, согласно Указу от 26 декабря 1941 г., мобилизованы и прикреплены на период военного времени за предприятиями танковой промышленности, паспорта до сего времени продолжают оставаться у рабочих и служащих, что в ряде случаев используется для самовольных уходов с предприятий».

Стоит отметить, что прикрепление рабочих к заводам во время войны было вынужденной мерой. Предприятия постоянно сталкивались с проблемой нехватки персонала. Её корни уходят в историю эвакуации промышленности: при переезде терялись не только станки, но и ценные кадры. Например, многие рабочие харьковских заводов ушли в ряды ополчения вместо того, чтобы эвакуироваться на Урал. Однако имели место и постыдные случаи дезертирства, отражённые, например, в приказе № 30/ААГ от 26 сентября 1941 года (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.87–88):

«Проверкой на месте на заводе № 183 мной установлено, что в ряде цехов «700», «100», «500» имеют место факты, когда отдельные рабочие самовольно прекращают работу раньше окончания смены и оставляют завод; ряд рабочих специальных цехов без уважительных причин не является на работу в течение 3–5 и более дней; некоторые рабочие, обязанные приказом по заводу выехать на другое место работы, получив подъемные и друг. выплаты, присвоив государственные средства, не выехали по месту назначения, прекратили явку на завод – дезертировали с трудового фронта».

Дезертировавших рабочих предписывалось отдать под суд, начальству был объявлен строгий выговор за допущение подобной ситуации.


Производство лёгких танков Т-70 на Горьковском автомобильном заводе, 1943 год

Директора заводов периодически обращались в Наркомат с просьбами помочь в решении кадровой проблемы. Но взять дополнительных рабочих было неоткуда: человеческие ресурсы были ограничены и истощены идущей войной. В этих условиях Малышев мог только указать директорам на внутризаводские возможности для хотя бы частичного исправления ситуации. Приказ № 165-м от мая 1942 года предписывает в двухнедельный срок перевести часть рабочих из аппарата отделов заводоуправления и цехов непосредственно на производство (Оп.1, Д.9, Л.127):

«В последнее время некоторые директора заводов обратились в Наркомат с ходатайством о сохранении на заводе временно направленной к ним рабочей силы, а также о дополнительном направлении на завод рабочих из числа трудоспособного населения.

Возросшие потребности на рабочую силу эти заводы считают возможным покрывать, главным образом, за счет притока рабочих извне.

Внутризаводские возможности (ужесточение норм выработки, улучшение технологических процессов, перевод вспомогательных рабочих, ИТР, служащих непосредственно на производственную работу и др.), обеспечивающие сокращение потребности в рабочей силе и увеличивающие численность производственных рабочих, директора заводов, начальники цехов использовали крайне недостаточно, в особенности на заводах №№ 37, 76, 174, Кировском, заводе № 200, № 38.

Управленческие аппараты заводов и цехов еще не приведены в соответствие с условиями войны».

Приведённые выше документы свидетельствуют о том, в каких тяжёлых условиях танковой промышленности приходилось выходить на нужную фронту мощность. Резервы СССР были не безграничны, война стала для страны серьёзной проверкой на прочность – в том числе и в тылу, в заводских цехах. Пристальное внимание наркома танковой промышленности к дисциплине и порядку на предприятиях было обусловлено необходимостью поиска внутризаводских ресурсов для выполнения планов по количеству машин.


Тяжёлый танк ИС-2 в цеху завода

Уже весной 1942 года отставание от плана на многих заводах сокращается, некоторые предприятия начинают перевыполнять план, организовываются социалистические соревнования. Наряду с установлением новых логистических связей между заводами и внедрением инновационных методов производства, предпринятые Малышевым административные меры помогали реорганизовать советское танковое производство сообразно условиям военного времени.

Использованная литература:

  1. Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны – М., 2009.
  2. Уланов А. А., Шеин Д. В. Порядок в танковых войсках? – М., 2011
  3. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление – М., 1996.

Победа в Великой Отечественной войне ковалась на фронте и в тылу. Промышленность страны, и республики в частности, сыграла особую роль в борьбе с фашизмом - она снабжала армию военной техникой и снаряжением.

Значительная часть документов о работе промышленности Удмуртии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сосредоточена в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики, которые позволяют выявить особенности работы промышленных предприятий и работников республики в условиях войны. Предлагаемая вниманию читателей статья построена на основе документной информации фондов органов власти и предприятий республики, хранящихся в ЦГА УР.

Утрата значительной части экономического потенциала, огромные разрушения и людские потери, вызванные вторжением германских войск на территорию СССР, привели к резкому сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства. Это потребовало от руководства страны принятия экстренных мер по укреплению экономики, в первую очередь ее оборонных отраслей.

29 июня 1941 г. директивой СНК СССР и ЦК ВКП (б) перед партийными и советскими организациями была поставлена задача - в кратчайшие сроки всю работу промышленности подчинить удовлетворению потребностей фронта («Все для фронта, все для победы»).

Важной проблемой перестройки промышленности на военные рельсы явилась эвакуация производительных сил с прифронтовых районов в восточные области страны. Требовалось в максимально короткие сроки перебазировать вглубь страны тысячи предприятий, перевезти, разместить их на новом месте и наладить производство для нужд фронта. Совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) 24 июня 1941 г. для руководства эвакуацией людей, промышленных предприятий и материальных ресурсов был создан Совет по эвакуации. С июля по декабрь 1941 г. из западных районов на Урал, в Поволжье, Сибирь и Среднюю Азию было эвакуировано 2593 промышленных предприятия, более 12 млн. человек, около 2,4 млн. голов скота, значительные запасы продовольствия, сельскохозяйственная техника, культурные ценности.

Наличие в республике промышленных предприятий, построенных еще до войны, позволило развернуть на их базе эвакуированные предприятия. В годы войны Удмуртия стала одной из важнейших тыловых баз. К концу декабря 1941 г. в республику прибыло 65 различных предприятий и организаций ( , оп.3, д.2, л.44), в том числе 49 промышленных предприятий (Удмуртия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Сборник документов. - Ижевск, 1995. С.319-325) из Харькова, Тулы, Москвы, Одессы, Мелитополя, Киева и других городов Советского Союза. Большинство из них слилось с уже действовавшими фабриками и заводами в Ижевске, Воткинске, Сарапуле и Глазове, часть разместилась на специально отведенных площадях ( , оп.3, д.2, л.45). Среди них: Мелитопольская швейная фабрика (она расположилась на территории Ижевской швейной фабрики; заработала в ноябре 1941 г.), обувные фабрики Харькова, Орла, Торжка (расположились на территории Сарапульского кожкомбината).

8 июля 1941 г. в г. Воткинск прибыл первый эшелон с оборудованием и рабочими Киевского завода № 393 (последний эшелон прибыл 5 сентября 1941г.). Всего прибыло 10114 человек, из них 3817 - рабочих. Прибывшее население было размещено на частных квартирах, в специально построенных жилых домах и бараках ( , оп.3, д.149, л.151-152). Общежития отличались скученностью, сплошной антисанитарией и фактически не соответствовали элементарным условиям проживания. В этом же месяце произошло слияние эвакуированного завода с Воткинским машиностроительным заводом (№ 235). Часть оборудования была размещена в действующих цехах. В августе Киевский завод начал работу. Из оборонной продукции с августа по декабрь 1941 г. Воткинский завод производил: 152-мм. гаубицу М-10 образца 1938 г., 107-мм. горно-вьючный полковой миномет, 45-мм. противотанковую пушку, 45-мм. танковую пушку ( , оп.3, д.149, л.143об.-144, 173). В 1942 г. дополнительно производились: 45-мм. морская пушка, авиационно-осколочная бомба АО-25, мина для 120-мм. миномета ( , оп.3, д.169, л.4об.).

Осенью 1941 г., когда шли бои под Москвой, в Сарапул прибыли первые эшелоны с оборудованием Московского радиозавода им. Орджоникидзе. Город не располагал подходящим зданием для такого крупного предприятия, и под механические цехи завода были приспособлены летние павильоны городского рынка, а остальные цехи разместили в столярной мастерской горпромторга, артели им. 14 лет Октября, в производственных мастерских Наркомата соцобеспечения. Но все эти помещения по своим размерам не превышали и половины требуемой площади до полного восстановления завода. Под 40-градусные морозы развернулось строительство производственных корпусов. Круглые сутки шел монтаж оборудования. В годы войны завод снабжал армию современной аппаратурой. Радиостанциями, сделанными на Сарапульском заводе, были оснащены все советские танки Т-34 ( , оп.1, д.684, л.63).

Ижевский металлургический завод выполнял заказы наркоматов авиационной, тяжелой промышленности, вооружения, военно-воздушных сил по литью разных сортов стали, производству деталей к военной технике. Его продукцию получали 150 предприятий страны.

В связи с эвакуацией в г. Ижевск Тульского оружейного завода ведущую роль по производству стрелково-пушечного вооружения стал играть Ижевский машиностроительный завод. В июле 1942 г. Ижевский машиностроительный завод (№ 74) был разделен на 2 завода: Ижевский машиностроительный завод (№ 74) и Ижевский механический завод (№ 622) ( , оп.1, д.5, л.1). Вновь организованный завод на базе Тульского завода производил противотанковое ружье Дегтярева (ПТРД), противотанковое ружье Симонова (ПТРС - его производство было переведено с Ижевского машиностроительного завода (№ 74) в июле 1942 г.), пистолет «Тульский Токарев» (ТТ), револьвер «Наган» (его производство было начато в мае 1942 г. на устаревшем оборудовании, эвакуированном из Тулы; в ноябре завод приступил к выпуску и сборке «Нагана» из деталей собственного производства - до этого момента проводилась сборка из готовых деталей эвакуированных с незавершенным производством из г. Тулы), осветительный пистолет, запальную трубку Норденфельда (ЦГА УР, ф. Р-1458 , оп.2, д.56, л.3).

В июне-июле 1941 г. в Камбарку начало поступать оборудование заводов, эвакуированных из Очаково и Петрозаводска. Основным видом продукции завода была автоцистерна для перевозки бензина, солярки. Так же производились коробки к противогазам, дымовые шашки (Камбарка: Документы, материалы. 1741-2002.- Ижевск, 2004. С.245-246).

Помимо конвеерного выпуска продукции на заводах проводились и ее усовершенствования, способствовавшие удобству в эксплуатации, безотказности действий. Так, в 1944 г. на Ижевском механическом заводе (№ 622) по инициативе самого завода была проведена работа по модернизации пистолета ТТ с целью увеличения емкости магазина с 8 до 16 патронов ( , оп.2, д.253, л.25). В феврале 1945 г. начался выпуск спортивно-пневматического пистолета (ежемесячно выпускалось до 28 тыс. шт.) и охотничьего капкана (до 4,5 тыс. шт.). Также производились малокалиберные пистолеты, тракторные детали ( , оп.2, д.341, л.10-11).

На предприятиях местной промышленности республики выпускались: сани, лыжи, лыжные палки, черенки к пехотным и саперным лопатам, патронташи, валенки, гимнастерки, шаровары, халаты, простыни, нательное белье, полупальто, шубы, шапки-ушанки, меховые рукавицы, ремни, пуговицы ( , оп.1, д.51, л.26-26об.).

Предприятия лесной промышленности УАССР заготавливали лес (авиа-сосну, авиа-березу, ружберезу, лыжберезу) ( , оп.1, д.51, л.31).

На протяжении всего периода войны при постоянном увеличении объемов производства местные заводы, в том числе и эвакуированные испытывали острую нехватку рабочей силы. В связи с этим, широкое распространение получило введение обязательных сверхурочных работ, закрепление квалифицированные кадров для постоянной работы в оборонной промышленности путем бронирования (временной отсрочки от мобилизации в армию), отменялись очередные отпуска, проводилась мобилизация не занятого в производстве трудоспособного населения, объявлялась всеобщая трудовая повинность, формировались строительные батальоны, рабочие колонны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли предоставлялось право устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью 1-3 часа в день ( , оп.1, д.35, л.41а). Таким образом, устанавливалась продолжительность рабочего дня в 9-12 часов. Кроме того, были отменены очередные и дополнительные отпуска. Это позволило увеличить загрузку производственных мощностей на одну треть при том же количестве рабочих. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, подписанному в декабре 1941 г., труженики оборонных заводов считались мобилизованными и закреплялись за предприятиями для постоянной работы на все время войны. Самовольный уход приравнивался к дезертирству из армии.

На Воткинском машиностроительном заводе, например, прибегали еще и к переводу ряда инженерно-технических рабочих (ИТР) и административно-хозяйственных работников на станок (ЦГА УР, ф. Р-785, оп.3, д.159, л.13).

На Ижевском механическом заводе недостаток квалифицированных рабочих восполнялся путем перевода рабочих на работу в две смены, путем привлечения выпускников ремесленной школы и школ фабрично-заводского обучения, индивидуальным производственным обучением путем прикрепления вновь поступивших рабочих к квалифицированным рабочим ( , оп.2, д.56, л.36), приемом вольнонаемного городского населения, участников-инвалидов Отечественной войны и прибывавших по разнарядкам ( , оп.2, д.253, л.63-64).

На предприятиях других отраслей промышленности, например на торфопредприятиях, использовались военнопленные и заключенные исправительно-трудовых колоний.

В годы войны на заводах широко практиковалось привлечение к работе подростков обоего пола моложе 16 лет ( , оп.2, д.65, л.42-47).

В 1943 г. каждый седьмой рабочий, занятый в промышленности республики, еще не достиг своего совершеннолетия.

Кадровые рабочие, длительное время работая в тяжелых условиях металлургического производства, подчас без выходных дней, становились инвалидами. Низкое качество имеющейся спецодежды приводило к тому, что рабочие вынуждены были работать в рваной одежде. Скученность в общежитиях и недостаток личной одежды и обуви - все это влияло на текучесть рабочей силы ( , оп.3, д.223, л.57).

Меры, принятые партией и правительством, были временными, чрезвычайными. Они в целом нашли поддержку и понимание со стороны советского народа и сыграли важную роль в мобилизации трудовых ресурсов. Но при этом наносили огромный морально-психологический ущерб.

Важным фактором мобилизации духовных и материальных сил тружеников тыла для обеспечения фронта всем необходимым явился их трудовой героизм.

Весной 1942 г. труженики Удмуртии широко включились в движение многостаночников. Молодежь создавала фронтовые комсомольско-молодежные бригады, которые добивались перевыполнения сменных заданий, повышения квалификации, являлись образцом на производстве и в быту.

На 1 января 1944 г. на Ижевском механическом заводе действовало 68 комсомольско-молодежных бригад, охватывавших 500 рабочих, на 1 января 1945 г. их было уже 383 с общим количеством рабочих 2377. Средняя норма выработки бригадами составляла на 1 января 1944г. - 132 %, на 1 января 1945г. - 149 % ( , оп.2, д.253, л.70).

Волна энтузиазма, охватившего всех патриотов с момента нападения Германии на нашу страну, вызвало рост стахановского движения.

На Воткинском заводе в июле-сентябре 1941 г. количество стахановцев составляло 15-16% к общему числу рабочих. В ноябре их было уже - 26,6 %.

Возросло количество многостаночников: в январе 1941 г. 24 человека в три смены обслуживали 18 станков. К декабрю 1942 г. их насчитывалось уже 90 человек ( , оп.3, д.149, л.167об.-168; д.169, л.25об.).

На 1 января 1945 г. количество стахановцев на Ижевском металлургическом заводе (№ 71) составляло 52,3% (5530 человек) ( , оп.3, д.248, л.137).

В декабре 1943 г. на Ижевском машиностроительном заводе образовалась молодежная бригада из 4-х человек под руководством Шарифа Шайгорданова. Одна из 156 операций по производству детали, на которой работала бригада, раньше тормозила весь технологический процесс из-за большого количества брака и низкой производительности труда. Бригада поставила перед собой задачу исправить положение. Так, в декабре 1944 г. бригада добилась выполнения производственного задания на 141% при полном отсутствии брака ( , оп.18, д.487, л.59-59об.).

Только на металлургическом заводе в 1942 г. было образовано 196 комсомольско-молодежных фронтовых бригад. К середине июня 1944 г. на предприятиях Удмуртии работало уже 1090 таких бригад (Удмуртия в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - Ижевск, 1996. С. 99).

Таким образом, работники всех отраслей промышленности республики внесли существенный вклад в победу над врагом. Многие из них получили награды за самоотверженный труд в годы войны. Справедливости ради, следует сказать, что труженики тыла, как и воины, сражавшиеся непосредственно на фронтах, являются для нас героями, которые, несмотря на усталость и голод, работали ради победы, Великой Победы над фашизмом!

Начальник отдела
информации и публикации
документов ЦГА УР
М.А. Микрюкова

Приложение 1
Список прибывших эвакуированных предприятий в Удмуртскую АССР

Наименование заводов и предприятий Их принадлежность Установленное
местонахождение
Вяземский кожевенный завод Наркомлегпром УССР Сарапул кожкомбинат
Спиртозавод им.Артема Наркомпищепром СССР -*- спиртозавод
Прилукская мебельная фабр[ика] Наркомлес СССР -*-
Ленинский сахзавод Наркомпищепром СССР -*-
Харьковская обувная ф[абри]ка Наркомлегпром СССР -*- кожкомбинат
Завод № 631 (г.Москва) Наркомэлектропром -*-
Механич.жел[езно]/дорож. мастер-ск[ие] НК Лес -*-
Бобруйский лесокомбинат Наркомнефть -*-
Завод им.Дзержинского -*-
Николо-Погорельский л/завод Наркомтекстиль СССР Глазовльнотрест
Лычковский льнозавод -*- -*-
Крестецкий льнозавод -*- -*-
Дубровская шпагатная ф[абри]ка -*- -*-
Табачная ф[абри]ка им.К.Цеткин Наркомпищепром СССР -*- Ликерный завод
Оборудование метростроя НКИС г.Глазов
Экспериментальный завод режущих инструментов НК Cтан[к]остро-ения -*-
Рембаза № 81 НКО -*-
Днепропетровский завод Главстроймеханизации Наркомстрой СССР г.Ижевск
Киевский завод мотоц.мотор. Наркомсредмаш СССР -*- Мотозавод
Серпуховский мотоц[иклетный] завод -*- -*- -*-
Московский завод мотоц.мотор. -*- -*- -*-
Завод № 460 (Москва) Наркомвооружения г.Ижевск, завод 74
Завод № 314 (Тула) -*- -*- -*-
Завод № 279 (Москва) Наркомавиапром г.Ижевск
Мелитопольская швейная ф[абри]ка им.Р.Люксембург Наркомлегпром СССР г.Ижевск Клуб
Авиамастерская № 140 НКО -*-
Завод № 8 (Москва) Наркомвооружения Воткинск.з-д 235
Завод № 392 НКВ -*- -*-
Дороховский стеклозавод Наркомпищепром СССР гор.Можга
Ромодановский химзавод Наркомлегпром СССР -*-
Стеклозавод «Пролетарий Наркомлегпром СССР -*- завод «Свет»
Гдовский спиртозавод Наркомпищепром СССР ст.Балезино
Московский мех.маш.институт им.Баумана НКВ г.Ижевск
3-й Моск[овский]мединститут НКВ РСФСР -*-
Дезинфекционный институт и лаборатория санитарно-химическ. НКЗ Сев.р. -*-
Институт санитарного просвещения -*- -*-
Институт гигиены и санитарии -*- -*-
Институт имени Эрисмана -*- -*-
Институт судебной медицины -*- -*-
Институт травматологии и ортопедии -*- -*-
Тульский механический институт (частично) НКВ -*-
Особое конструкт[орское] бюро № 15 г.Москвы -*- -*-
Курский педагогический институт НКПром РСФСР г.Сарапул
Школа ВВС -*- -*-
Вичугский Аэроклуб (г.Вичуг) [ИС] Осоавиахима г.Воткинск
Наркомхоз РСФСР НКоза РСФСР г.Сарапул
Академия -*-
Главдоруправление при СНК РСФСР гор.Сарапул
Орловская обувная ф[абри]ка -*-
Торжокская обувная ф[абри]ка гор.Сарапул
Васильковский кожзавод -*-
Группа ленинградских музеев -*-
Орловский с/х техникум -*-
Проектное бюро строительства № 316 -*-
Особая строит[ельно]-монтаж[ная]часть № 3 -*-
Строит[ельная]контора № 6 НКАП -*-
2-я строит[ельная]контора 48 Треста Наркомстроя -*-
НИИ Спиртовой промышленности -*-
Унжинская лесоустроительная экспедиция -*-
Эвакогоспиталь № 2695 -*-
Эвакогоспиталь № 2890 -*-
Завод Армалит -*-
Архитектурно-планиров. мастерск. НКХ РСФСР -*-
Управл[ение] Промкооперации при СНК РСФСР -*-

Начальник отдела по хозустройству
эваконаселения при СНК УАССР /Широбоков/

Начало Великой Отечественной войны подтолкнуло к развитию не только военно-техническую промышленность, но и все отрасли в целом.

Разработка новых и усовершенствование старых видов вооружения были затруднены из-за недостаточного производства алюминия. Поэтому истребители ЛаГГ-3 (и их следующие поколение – Ла-5 и Ла-7) делали из древесины, самолёты были тяжёлыми и ненадёжными.

В годы ВОВ алюминий в основном импортировался, так с 1941 по 1945 год США, Великобритания и Канада по ленд-лизу (долгосрочному долгу) поставили советской промышленности более 302 тысяч тонн алюминия. Фашисты за этот же период произвели почти 1,5 млн. тонн этого металла.

С началом войны в СССР остался лишь один завод на Урале, который выпускал алюминий. Волховский, Днепровский алюминиевые заводы и Тихвинский глинозёмный завод остановили свою деятельность из-за постоянных бомбёжек и осенью 1941 года с этих заводов, была произведена эвакуация оборудования, которое впоследствии было разделено и отправлено в Свердловск и Каменск-Уральский. Страна лишилась половины алюминиевого производства, трети мощностей по бокситам, 60% по глинозёму. Часть эвакуированной техники была направлена на строительную площадку Богословского завода. Туда же привезли установку Днепропетровского алюминиевого завода. Большую часть оборудования принял Уральский завод – там же разместили днепровскую технику, которая легла в основу второй производственной линии уральского гиганта.

Выплавка алюминия на Урале росла небывалыми темпами: более 31 тысячи тонны за 1941 год против 13 тысяч тонн в 1940 году. Во время войны УАЗ продолжал увеличивать объёмы производства, и в 1945 году довёл их до 71,5 тысячи тонн. То есть к окончанию войны одно уральское предприятие выпускало в разы больше алюминия, чем все 3 завода (Уральский, Волховский, Днепровский) в довоенное время.

Как показала военная практика начала Великой Отечественной войны, развитие современной авиации было невозможно без алюминиевых сплавов. Алюминий использовался не только в обшивке самолётов, но и при изготовлении двигателей, винтов, шасси. Плакированный силумином алюминиевый прокат использовался для изготовления узлов танков, САУ и гидросамолётов. Без магниевых и алюминиевых порошков невозможно было делать бомбы, снаряды, сигнальные ракеты.

Благодаря выверенным действиям руководства страны, в июле 1942 года мощности Уральского завода по производству алюминия были увеличены в два раза.

7 января 1943 года, страна получила первый сибирский алюминий на Новокузнецком алюминиевом заводе.

Первый глинозём на Богословском заводе получен 3 мая 1943 года, в 1944 году выпустил свою первую продукцию Каменск-Уральский металлургический завод, а в день Победы – 9 мая 1945 года Богословский завод выплавил свой первый алюминий.

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Большой вклад в Победу внесли наши нефтяники. Без преувеличения можно сказать, что эта война не могла быть выиграна без победы на «нефтяном поле». Великая Отечественная война была войной индустриального времени, «войной моторов», когда боевые возможности армии тесно и неразлучно связаны с возможностями конструкторской мысли, промышленных технологий, массового производства техники и ее обеспечения горючим.

Нефтяники боролись за Победу также как и все остальные. Одни, те, которые в мирное время работали на промыслах, ушли на фронт. Другие остались в тылу для обеспечения армии всем необходимым, а главное – обеспечение армии горючим, нефтепродуктами. Заслуга последних отнюдь не меньше, чем первых.

Нефтяная промышленность СССР в предвоенные годы

Утверждение нового социалистического способа производства в условиях мобилизации экономики страны (и практически полная ее изоляция), ограниченность материальных ресурсов, устранение опытных инженерно-технических специалистов от управления создали серьезные проблемы для отрасли в начале 20-х годов XX века. В этих условиях высшее партийно-политическое руководство страны остро осознало насущную необходимость скорейшего и значительного обновления технической базы и использования новых технологий для повышения объемов добычи нефти и ее переработки с целью обеспечения растущего экспорта советских нефтепродуктов.

В 1927 году был превзойден десятимиллионный рубеж по добыче нефти, и в последующие годы продолжался неуклонный рост объемных показателей нефтедобычи и нефтепереработки.

В 1929 г. На Западном Урале произошло открытие притоков промышленной нефти в Верхнечусовских Городках. в 1932 г. было открыто Ишимбаевского месторождения. Истинная значимость этих отложений была оценена в военные годы.

Рисунок 1 XVII Международный геологический конгресс. Москва, июль 1937

В 1937 году в Москве состоялся XVII Международный геологический конгресс, в работе которого приняли участие около 400 делегатов из 50 стран. Основная тематика выступлений включала проблему нефти и подсчет ее мировых запасов. Ответственным куратором данной секции был.

Переработка нефти

Для армии в годы Великой Отечественной войны было необходимо обеспечение моторными топливами и смазочными материалами, соответствующие уровню требований военной техники. Но в тоже время тыл также нуждался в горюче-смазочных материалах, мазуте и др.

Переработка нефти развивалась в годы войны с теми же темпами, что и добыча.

Исходя из оценки известного военного специалиста Службы горючего, генерал-полковника, нефтеперерабатывающая промышленность СССР в 1941 г: «…могла обеспечить потребность наркомата Обороны на год войны по авиационным бензинам только на 26,6 %, дизельному топливу на 67,5%, по авиационным маслам на 11,1%»

В те годы в Грозном действовало несколько заводов: 1-ый нефтеперегонный, 2-ой нефтеперегонный - позже были объединены в один завод № 000, 1-ый крекинг-завод и 2-ой крекинг-завод - позже были объединены в одинзавод № 000, 3-й нефтемаслозавод, газолиновый завод. В течение 1942 г., несмотря на тяжелое военное положение, грозненские НПЗ бесперебойно поставляли нефетепродукты фронту и тылу. Более того, именно в 1942 г. в Грозном впервые в СССР разработан процесс получения высококачественного алкилбензина. В августе 1944 г. на установке серно-кислотного алкилирования выработали промышленную партию высококачественного бензина.

В ГрозНИИ в то время дорабатывались технологические и конструктивные особенности каталитического крекинга. За создание и освоение отечественного процесса каталитического крекинга ученым, конструкторам и производственникам, и была присуждена Сталинская премия СССР. С началом войны, расположенные на Украине в Одессе, Херсоне, Бердянске , а также на Северном Кавказе в Краснодаре и Туапсе были демонтированы, а оборудование и часть кадров нефтепереработчиков были эвакуированы в восточные районы страны.

Нефтеперерабатывающие заводы обеспечили переработку практически всей добываемой нефти в стране %). При этом объем переработки составил в 1940 году 29,4 млн. тонн, а в 1945 году - 17,7 млн. тонн.

Переработка нефти осуществлялась в годы войны на трех заводах: им. Сталина, им. Андреева, Новобакинском заводе. Производство крекинг-бензина из мазута осуществлялось на крекинг-заводе им. Вано Стуруа; производство масел на заводе им. Джапаридзе, а также НПЗ им. Сталина, пиролиз керосина для получения толуола на заводе им. Буденного.

Всего за годы войны в США по ленд-лизу и в рамках советских заказов было поставлено 666 тыс. т авиационного бензина, из которых после отправки было переадресовано в другие места 37,65 тыс. т, так что чистая поставка составила 628,4 тыс. т. Кроме того, чистая поставка бензиновых светлых фракций из США в СССР достигла 732,3 тыс. т.

Помимо этого с Абаданского нефтеперерабатывающего завода Великобритания поставила в СССР 14,7 тыс. т авиационного бензина и 902,1 тыс. т бензиновых светлых фракций (эти поставки были компенсированы Великобритании США). К этому необходимо также добавить 573 тыс. т авиационного бензина, поставленного в СССР с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады. В сумме все это дает 2850,5 тыс. коротких тонн авиабензина и светлых бензиновых фракций, полученных СССР из США, Великобритании и Канады, что равно 2586 тыс. метрических тонн. В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа, так как советские самолеты были приспособлены к использованию бензинов с гораздо более низким октановым числом, чем на Западе. Поэтому фактически поставленный по ленд-лизу авиабензин был включен в советское производство авиабензина и составил, следовательно (вместе со светлыми бензиновыми фракциями), 51,5% от советского производства 1941-1945 гг.

Если же вычесть из итога советское производство авиабензина за первую половину 1941 г., оценив его примерно в половину от годового производства, то доля поставок по ленд-лизу поднимется до 57,8%. Получается, что поставки по ленд-лизу авиабензина, происходившие с августа 1941 г. по сентябрь 1945 г., в 1,4 раза превышали собственно советское производство. Из других источников снабжения авиабензином СССР смог захватить в 1944-1945 гг. 82,8 тыс. т. трофейного бензина в Румынии, Польше, Венгрии и Чехословакию что было каплей в море. Очевидно, что без западных поставок горючего советская авиация просто не смогла бы поддерживать свои войска в необходимом объеме.

Надо учесть также, что из-за гораздо более высоких октановых чисел западного авиабензина его роль в обеспечении советской авиации была на самом деле еще более значительной, чем это можно было бы заключить из одних только весовых показателей.

Заключение

Для советского нефтяного хозяйства в годы войны было характерно сочетание, как и новых технологий, так и давно забытых способов. Так, на ряде промыслов возродилось тартание, сильно вырос удельный вес примитивной фонтанной добычи. Было ускорено внедрение новых способов добычи – опыты по закачке в пласты воды и воздуха, метод нагнетания воздуха в нефтяной пласт, наклонно-направленного турбинного бурения для прохождения крепких пород, в частности, характерных для месторождений Второго Баку.

В годы войны приступили к эксплуатации чисто газовых месторождений в районе Бугуруслана и Саратова (ранее газ разрабатывался лишь попутно с нефтью). Газ, прежде всего, использовался как топливо для промышленных предприятий и электростанций. Был построен ряд местных газопроводов для обеспечения НПЗ газовым топливом.

Были сооружены: магистральный нефтепровод Оха-Софийская, магистральный керосинпровод Астрахань-Урбах-Саратов. Значительная масса добытого нефтяного сырья шла теперь на крекирование, нашли применение пирогенная трубчатка, алкилирование бензола. Коксовые кубы, методы комбинированной очистки и вторичной перегонки нефти. Удельный вес бензина в объемах конечной продукции за годы войны поднялся с 20 до 30-35%. В результате применения риформинга низкооктановых лигроинов увеличился выход компонентов авиабензина и танковых топлив.

Несмотря на то, что были снижены добыча нефти по сравнению с довоенным периодом, объем геологоразведочных работ, нефтяная промышленность сумела добиться высоких результатов.
Список использованной литературы

1. От Сталина до Ельцина. - М.: ГазОил пресс, 1998.

2. , Будков промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны/ Под ред. . - М,:Недра, 1985.

3. История и традиции отечественного нефтяного и газового дела (посвящается 850-летию Москвы):Сборник статей/Под ред. проф. . - М: Нефть и газ, 1997

4. , Вадецкий промышленность России в послевоенные годы. – М.:ВНИИОЭНГ, 1996.

5. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 1/ , и др. - М: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. , 1995.

6. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 2/ Черныш ME., Едренкин B. C. идр. - М.: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. , 1995.

7. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 3/ , и др. - М.: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. , 1995.

8. Нефть страны Советов. Проблемы истории нефтяной промышленности СССР (). Под редакцией М: Древлехранилище, 2005

9. Разумов нефтеснабжения в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. - М.: ГАО «Вторнефтепродукт», 1995

10. Соколов А. В годину тяжких испытаний // Нефть России, 2005.- № 5.

11. и др. История нефтегазового дела России. - М.: Химия, 2001

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Поволжский филиал

Экономический факультет

Кафедра экономической теории


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по экономической истории

на тему:

Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны


Выполнил студент


Проверил:


Саратов 2009


Введение

1.Промышленность в годы войны

2.Особенности развития сельского хозяйства

3. Состояние кредитно-денежной и банковской системы

Заключение

Список используемой литературы

Введение


От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941 – 1945 гг., составил 582,4 млрд. руб.

В решениях Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), советского правительства и указаниях товарища Сталина в первые же дни Великой Отечественной войны была определена программа перехода мирной социалистической экономики на рельсы военной социалистической экономики.

Создание Государственного Комитета Обороны, объединившего советскую исполнительную и законодательную власть и партийное руководство в стране, обеспечило планомерность и единство действий в деле мобилизации всех ресурсов народного хозяйства на нужды Великой Отечественной войны.

Война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий, покрыть расходы, вызванные переводом экономики на военные рельсы, эвакуацию большого числа промышленных предприятий и населения из прифронтовой зоны и восстановление хозяйства в освобождённых районах.

Решение этих задач происходило в обстановке, когда обычные источники дохода были не в состоянии покрыть возросшие финансовые потребности государства

1. Промышленность в годы войны


Великая Отечественная война потребовала немедленного перевода промышленных предприятий большинства отраслей народного хозяйства на выпуск военной продукции. Однако выполнение военных заказов осложнялось тем, что в начальный период войны большая часть предприятий военной промышленности была эвакуирована в восточные районы. За три месяца 1941 г. в восточные районы было перемещено более 1360 крупных предприятий.

Валовая продукция промышленности страны за шесть военных месяцев 1941 г. уменьшилась в 2,1 раза. Проката черных металлов - основы военной промышленности - в декабре 1941 г. было выпущено в 3,1 раза меньше, чем в июне 1941 г., производство проката цветных металлов сократилось более чем в 400 раз, а шарикоподшипников - в 21 раз. Последние два месяца 1941 г. были самыми тяжелыми и критическими в истории военной экономики.

Огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. С огромным уважением оценивал значение материальных резервов, заложенных накануне войны, прославленный маршал Г. К. Жуков: "Они преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. С 1940 г. по июнь 1941 г. общая стоимость государственных материальных резервов увеличилась с 4 млрд. до 7,6 млрд. рублей. Сюда входили резервы производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 г. быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны".

Несмотря на жесткое нормирование снабжения населения и введение карточной системы с самого начала войны, солдаты были одеты и обуты, обеспечены продуктами питания.

Госрезервы позволили организовать четкую работу транспорта, связи, линий электропередач, а предприятиям быстро перейти к выпуску военной продукции, ремонтировать и изготовлять военную технику, даже при нарушенных связях с предприятиями-поставщиками.

Во время Великой Отечественной войны все работы с госрезервами были подчинены одной главной задаче - бесперебойному снабжению фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. За время войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и промышленности огромное количество материальных ресурсов, а именно: хлеба - около 20 млн т., разных продовольственных товаров - около 3 млн. т., черных и цветных металлов - около 2 млн. т., угля - 16 млн. т., нефтепродуктов - около 9 млн. т., лесоматериалов - около 6 млн. Для проведения посевных работ только весной 1942 г. из резервов было выделено сельскому хозяйству для посевных целей 53 тыс. т высококачественного зерна.

В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза, о чем свидетельствуют данные таблицы.


Вид резервов Изменение объемом запасов по отношению к их наличию на 1 января 1941г., %

1942 1943 1944 1945 1946
Хлеб 107,7 122,5 93 137,8 171,1
Мясные консервы 108,3 94,5 117,3 141,2 182,3
Сахар 54,6 28,6 11,3 20,7 59,4
Медь 30,2 19,9 53,3 60,3 77,7
Цинк 82 67,2 215,5 226,2 364,7
Олово 112,8 300 382,9 468 470,2
Никель 200 300 533,3 466,6 193,3
Алюминий 29,7 13,5 67,6 262,2 902,7
Каучук натуральный 273,3 313,3 120 101,3 92
Автобензин 249,90 109,5 52,4 117,8 158,9
Дизельное топливо
70,5* 39,9* 45,4* 35*
Уголь 79,2 51,6 55,7 42,7

Общий оборот по закладке и выпуску резервов по стране составил 43 млрд. рублей. Эти ресурсы поступали главным образом по ленд-лизу (система передачи США союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др.

За весь период войны отечественное производство меди составило 534 тыс. т, а по ленд-лизу было поставлено 404 тыс. т, или 77,1 % всего отечественного производства; производство алюминия составило 283 тыс. т, а по ленд-лизу поставлено 301 тыс. т, или 106,4 %; олова соответственно - 13 тыс. т и 29 тыс. т (223,1 %), кобальта - 340 т и 470 т (138,2 %), высокооктанового авиабензина - 4700 тыс.т и 1087 тыс. т (23,1 %), автомобильных шин - 3988 тыс. шт. и 3659 тыс. шт. (73,4 %), шерсти - 96 тыс. т и 98 тыс. т (102,1 %), сахара - 995 тыс. т и 658 тыс. т (66,1 %), мясных консервов - 432,5 млн. и 2077 млн. банок (480,2 %), жиры животные - 565 тыс. т и 602 тыс. т (106,5 %).

Системой госрезервов была проявлена высокая оперативность в войне на Дальнем Востоке с милитаристской Японией. Для разгрома Квантунской армии потребовалось мобилизовать на Дальний Восток не только многочисленные воинские подразделения и вооружение, но и значительные материальные ценности и прежде всего горючее. Многие местные руководители системы госрезервов совместно с командирами Красной Армии, а также командирами Китайской народно-революционной армии обеспечивали оперативное продвижение маршрутов с горючим по КВЖД.

За время войны объемы государственных и мобилизационных резервов возросли, резервы стали более мобильными, подготовленными к решению сложных задач, требующих особой срочности и оперативности.


2.Особенности развития сельского хозяйства


Основные центры сельского хозяйства были перенесены на Восток – в Казахстан и Сибирь. Если промышленность СССР поставляла Советской Армии боевую технику, то сельское хозяйство обеспечивало фронт и тыл продовольствием, а промышленность - сырьём.

В период военной экономики 1941–1945 годов в СССР неизмеримо выросла потребность в товарном хлебе. Выросло и городское и армейское потребление хлеба. Тем не менее проблема продовольствия, несмотря на временное выпадение плодородной Украины и Северного Кавказа, в СССР была разрешена успешно. Решение продовольственной проблемы в СССР в период Отечественной войны стало возможно:

во-первых, благодаря колхозному строю, обеспечившему высокую товарность и валовой урожай хлеба;

во-вторых, благодаря сосредоточению основной массы товарного хлеба в руках государства, организовавшего правильный учёт и распределение продовольствия;

в-третьих, в силу нового размещения производства хлеба в стране, увеличившего долю восточных районов СССР.

Успехи социалистического земледелия обеспечили в СССР к началу Отечественной войны накопление значительных государственных резервов хлеба. Это создало устойчивость в снабжении Советской Армии и населения продовольствием, несмотря на исключительные трудности военного времени и уменьшение заготовок хлеба в 1942 и 1943 военных годах по сравнению с 1940 годом за счёт временно оккупированных районов. Было организовано бесперебойное снабжение хлебом Советской Армии и населения.

В период военной экономики СССР в колхозах укрепилась социалистическая дисциплина, поднялась производительность труда, выросли новые кадры колхозной интеллигенции, которые пришли на смену выбывшим колхозным кадрам в связи с призывом в Советскую Армию. Решающую роль в этом обновлении кадров играли советские женщины.

О росте удельного веса женщин в составе кадров трактористов, комбайнеров, машинистов и бригадиров машинно-тракторных станций, а также в составе руководящих колхозных кадров ярко говорят следующие цифры. Удельный вес женщин в составе трактористов МТС вырос с 4% в начале 1940 года до 45% в 1942 году, удельный вес женщин среди комбайнеров МТС вырос с 6 до 43%, .удельный вес женщин среди шофёров МТС - с 5 до 36 %, удельный вес женщин среди бригадиров тракторных бригад МТС вырос с 1 до 10%.

Укрепилась в колхозах трудовая дисциплина Появились не только отдельные колхозы, но и целые районы, где не было трудоспособных колхозников, не выработавших установленного минимума трудодней.

Одновременно увеличилась производительность колхозного труда, что нашло своё выражение в росте посевных площадей, приходящихся на колхозный двор и на трудоспособного колхозника, а также на тяговую силу.

Однако этот рост производительности и дисциплины труда не мог полностью восполнить ослабление технической базы сельского хозяйства, главным образом в освобождённых районах, в связи с уменьшением парка тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и автомобилей, что поставило сельское хозяйство перед серьёзными трудностями. Преодоление этих трудностей происходило путём ограничения мобилизации рабочей силы из деревни, всемерного увеличения производства запасных частей и восстановления производства тракторов и сельскохозяйственных машин, выпуск которых в первый период военной экономики был прекращён.

Несмотря на серьёзное ослабление технической базы сельского хозяйства и уменьшение рабочей силы, общая посевная площадь районов СССР, не подвергавшихся оккупации, в колхозах не только не сократилась, но даже увеличилась. Однако прирост посевных площадей в восточных районах СССР не мог возместить потерь посевных площадей за счёт временно оккупированных немцами богатейших земледельческих районов Украины и Северного Кавказа.

Особенности и трудности военной экономики СССР первого периода Отечественной войны потребовали дальнейшего укрепления и развития зернового хозяйства. Посевы колхозов зерновых культур в 1942 году в восточных районах СССР по сравнению с 1940 годом увеличились на 2,3 млн. га. Если в колхозах районов Центра и Поволжья посевы зерновых культур в 1942 году несколько сократились, то в Сибири, Средней Азии, Казахстане, Закавказье и на Дальнем Востоке они значительно возросли. Наиболее высокий темп прироста имел место в районах Дальнего Востока - на 30% и Средней Азии - на 20%. Наибольшие абсолютные размеры прироста посевных площадей зерновых культур имели место в Средней Азии, Казахстане и Сибири.

За годы войны в СССР произведены значительные изменения в размещении посевов технических культур. Расширены посевы масличных культур и сахарной свёклы в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Посевные площади технических культур продвинулись на восток СССР. Наиболее высокий темп прироста технических культур в 1942 году по сравнению с 1940 годом имел место в районах Дальнего Востока - на 37% и Сибири - на 27%. За годы войны расширены посевы под сахарной свёклой в районах Центра, Поволжья, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Но в целом по СССР посевные площади под сахарную свёклу в 1942 году сократились по сравнению с 1940 годом в связи с временной оккупацией свеклосеющих районов - Украины, Северного Кавказа, Курской области и частично Воронежской области.

Увеличился удельный вес овощных культур и картофеля в пригородных зонах вокруг крупных городов и промышленных центров. Наиболее высокие темпы прироста посевных площадей под овощи и картофель в 1942 году по сравнению с 1940 годом дали районы Сибири - на 44%, Урала - на 37%, Дальнего Востока - на 30%, Средней Азии и Казахстана - на 32 %.

В развитии сельского хозяйства военного времени 1943 и 1944 годы во многих отношениях являются переломными годами. Начиная со второй половины 1943 года, быстрыми темпами шло восстановление сельского хозяйства освобождённых районов. В результате прироста посевных площадей и урожайности зерновых культур в 1944 году Советская страна получила на 1,1 млрд. пудов хлеба больше, чем в 1943 году. Наряду с задачей восстановления и развития земледелия на очередь дня были поставлены задачи восстановления поголовья скота и развития животноводства.

За годы войны в численности и размещении поголовья скота произошли серьёзные изменения. По СССР в целом вследствие временной оккупации ряда сельскохозяйственных районов поголовье скота в 1942 и 1943 годах уменьшилось по сравнению с 1941 годом. В то же время колхозы восточных районов СССР увеличили поголовье рогатого скота - с 11,4 млн. голов на начало 1941 года до 2,5 млн. голов на начало 1943 года, поголовье овец и коз увеличили с 28,1 млн. голов до 34,2 млн. голов и лишь поголовье свиней осталось неизменным, что было связано прежде всего с ограниченными ресурсами концентрированных кормов.

В развитии животноводства 1944 год также явился годом перелома. Уменьшение поголовья скота прекратилось. Самый низкий уровень остался позади. На начало 1945 года поголовье скота в СССР по сравнению с началом 1943 года, т. е. за два года, выросло в следующих размерах: крупного рогатого скота - на 15,8 млн. голов, овец и коз - на 8,4 млн. голов, свиней - на 2,8 млн. голов и лошадей - на 1,7 млн. голов. Рост поголовья скота происходил как в освобождённых, так и в тыловых районах, как в колхозах, так и у крестьян в единоличном пользовании.

3. Состояние кредитно-денежной и банковской системы


На первом этапе войны произошло уменьшение абсолютных размеров доходной части бюджета. Если в 1944 г. из общей суммы доходов государственного бюджета в 180 млрд. руб. за счёт налога с оборота и отчислений от прибыли страна получила 127,6 млрд. руб., то в 1942 г. общая сумма государственных доходов уменьшилась до 165 млрд. руб., а поступления от этих статей дохода - до 81,3 млрд. руб.

Из-за сокращения поступлений по обычным статьям бюджета увеличилось значение других финансовых источников. В начале войны на оборону страны были использованы бюджетные резервы, свободные средства государственных предприятий и хозяйственных органов (фонд директора, излишки собственных и оборотных средств. Увеличивались налоговые поступления от населения. Во второй половине 1941 года были установлены военные надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогу, которые в следующем году были заменены военным налогом. Был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Рост налогового обложения населения увеличил долю этого источника в государственных доходах.

Большую роль играли государственные займы. Четыре военных займа были распространены среди населения СССР со значительным превышением установленной правительством суммы. Они дали государству 90 млрд. руб. С большим успехом были проведены денежно - вещевые лотереи на общую сумму 12 млрд. руб.

В результате принятых мер доходы государства с 1943 года начали расти, они увеличились со 177 млрд. руб. в 1941 г. до 302 млрд. руб. в 1945 г.

Увеличение государственного дохода позволило лучше финансировать фронт и повысить расходы на восстановление хозяйства.

Безусловно, война повлияла на расходную часть бюджета. Основная масса средств направлялась на военные нужды. В 1941 - 1945 гг. на эти цели было израсходовано 582 млрд. руб. или 50,8% всех расходов бюджета. В 1945 г. около 20% всех расходов было направлено на восстановление и развитие хозяйства и более 20% - на финансирование социально - культурных мероприятий.

В первый период войны в результате резкого увеличения военных расходов при сокращении обычных источников дохода бюджет СССР был дефицитным. Бюджетный дефицит перекрывался за счёт эмиссии бумажных денег. За годы войны количество бумажных денег в обращении увеличилось в 3,8 раз. Но даже в 1942 - 1943 гг., когда эмиссия достигла наибольшего уровня, рубль был относительно устойчивым. Это обусловливалось государственной политикой цен (сохранение твёрдых цен на нормируемые товары, неизменность цен на сельскохозяйственные продукты). В 1944 году государство отказалось от денежной эмиссии.

Заключение


Военная экономика СССР основана на господстве социалистической собственности на средства производства. Сосредоточение в руках Советского государства основных средств производства обеспечило быструю перестройку народного хозяйства СССР на рельсы войны.

Валовая продукция крупной промышленности в СССР: в 1940 году продукция крупной промышленности составила 129,5 млрд. руб. В 1943 году промышленная продукция только восточных районов СССР составила (в сравнимых ценах) 83 млрд. руб., т. е. превышала уровень промышленного производства всех районов дореволюционной России в 7,5 раза.

Социалистическая промышленность СССР, независимая от капиталистических стран, оказалась способной во время Отечественной войны, несмотря на временную потерю значительной территории, обеспечить военное хозяйство всем необходимым за счёт внутреннего производства.

Выросла в СССР численность квалифицированных рабочих кадров - основы индустриального развития народного хозяйства.

Период мирной экономики СССР характеризуется всеобщим расширенным социалистическим воспроизводством общественного богатства во всех районах страны. Расширенное социалистическое воспроизводство имело место и в период военной экономики СССР, хотя оно было ограничено рядом экономических районов страны

Особенностью расширенного воспроизводства в период военной экономики СССР является изменение соотношения и размеров накопления и личного потребления в пользу специфического военного потребления. При этом значительная доля общественного продукта идёт на производство военной техники, которая непосредственно не воспроизводит основных фондов страны. Однако специфическое военное потребление, без которого невозможна оборона отечества, является условием и предпосылкой самого существования и развития расширенного социалистического воспроизводства.

В период военной экономики СССР изменилось соотношение между накоплением и потреблением и временно, на первом этапе военной экономики, уменьшились их абсолютные размеры. По сравнению с довоенным 1940 годом производство совокупного общественного продукта СССР в 1942 году уменьшилось вследствие оккупации немцами ряда промышленных районов. Абсолютные размеры производственного потребления также уменьшились, хотя удельный вес остался без изменения. Фонд личного потребления населения несколько сократился. Удельный вес и размеры накопления временно снизились, хотя накопление продолжалось в течение всего периода военной экономики.

Военная экономика СССР в своей основе принципиально отлична от военной экономики капиталистических стран, так же как отличны законы социалистического и капиталистического воспроизводства.

Во-первых, в СССР военная экономика является социалистической экономикой, основанной на общественной собственности на средства производства. Во-вторых, в СССР движущей силой военной экономики является социалистическое государство, опирающееся на морально-политическое единство и патриотизм народов Советского Союза. В-третьих, СССР в период военной экономики понёс колоссальные издержки, связанные с военными расходами и временной оккупацией Германией ряда советских районов.

Таким образом, экономической основой военного хозяйства СССР является господство социалистической собственности на средства производства, которое обеспечило сосредоточение всех материальных сил народного хозяйства СССР для победоносного ведения Отечественной войны. Перестройка народного хозяйства на рельсы военной экономики, перемещение производительных сил и восстановление их в восточных районах подготовили всеобщий подъём военного хозяйства СССР.

Список используемой литературы:


1. Павленко Н.И. Краткое пособие по истории России.- ;М.: Высшая школа, 1993.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Наумов Н.В., Сивохина Т.А. Пособие по Истории СССР для подготовительных отделений вузов.-

М.: Высшая школа, 1987.

3. Маршал советского союза Г.К. Жуков воспоминания и размышления/ под ред. Миркина А. Д. .- М: Издательство агентства печати новости, 1971

4. СССР в великой отечественной войне 1941-1945/ под ред. Минасян М. М. .-М: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1970

Похожие рефераты:

Отсутствие внешнеэкономической помощи в восстановлении народного хозяйства СССР. Сочетание восстановительных работ с новым строительством и развитием как отличительная черта послевоенного периода. Послевоенная экономическая география Советского Союза.

Восстановление, развитие народного хозяйства СССР в послевоенные годы. Международная "оттепель" первых послевоенных лет. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы. Пятилетний план восстановления.