Проектная работа "Русская матрёшка". Проект "Русская матрёшка"

Оксана Верещагина (Трофименко)

Актуальность проекта:

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К. Д. Ушинский

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом».

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми, прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию. В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком городецкой росписи - все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». А. П. Усова писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка, как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри? Какая она, самая маленькая куколка? Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Этот проект поможет ещё глубже узнать традиции русского народа, еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку.

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

Реализация проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.

Название проекта: «Русская матрёшка».

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения этой куклы.

Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрёшка, её многообразии;

Учить детей старшей группы составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);

Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Развивающие:

Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, частушек, специализированных терминов по теме проекта;

Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;

Развивать творческо-исполнительские навыки детей при пении частушек, чтении стихотворений;

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской народной культуре;

Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительный этап:

Работа велась в нескольких направлениях:

духовно-образовательном:

1. рассказ педагога об истории возникновения русской матрёшки, её мастерах; рассказывание сказок, историй из личного опыта;

2. использовались разнообразные педагогические, проблемные и игровые моменты и ситуации;

3. чтение произведений художественной литературы - В. Приходько «Матрёшка на окошке», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», Л. Некрасова «Веселые матрёшки», С. Вокринцева «Матрёшка», С. Маршак «О матрёшках», матрёшкины частушки;

4. рассматривание иллюстраций по теме, слушание музыкальных произведений;

5. изготовление дидактических игр по теме проекта;

6. оформление картотеки игр с матрешками;

7. сбор коллекции игрушек – матрешек.

воспитательно-образовательном (игровая деятельность);

нравственно-трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Основной этап:

1. Беседа с детьми на тему «История возникновения русской матрёшки»,

Задача: дать детям элементарные представления об этой куколке.

2. Чтение произведений художественной литературы о матрёшке.

Задача: Познакомить детей с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этом чудесной кукле.

3. Тематические занятия:

По познавательному развитию:

«Русская матрёшка».

Задача: Дать детям элементарные представления о многообразии матрёшек

По художественно-эстетическому развитию:

Рисование:

«Русская матрёшка»

Задача: Продолжать учить детей рисовать по представлению, используя нетрадиционные способы рисования.

«Сарафан для матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента.

Аппликация:

«Матрёшка».

Задача: Учить детей выполнять аппликацию из ткани.

Конструирование «Мебель для Матрёшки», «Дом для Матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей создавать постройку по образцу, её обыгрывать.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Изучения свойств дерева».

Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Что лишнее», «Сложи картинку», «Больше, меньше», «Найди пару», «Найди матрёшку в группе» (работа с планом группы).

Задача: Учить детей ориентироваться по схеме, развивать творческое мышление, сообразительность.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

Слушание частушек о матрёшке, их заучивание.

4. Развлечение для детей «День рождения Матрёшки».

Взаимодействие с семьёй:

Консультация для родителей «Русская матрёшка в воспитании и развитии детей дошкольного возраста», «История возникновения матрешки», «Развивающие игры с матрешкой»;

Выставка совместных работ «Русская матрёшка», «Русский сувенир» в рамках темы «Русское народное искусство»;


Помощь родителей в разучивании песен, народных игр, хороводов;

Создание рукописной книги «Русская матрёшка», в которую вошли самостоятельно придуманные истории и сказки по теме проекта;

Родительское собрание «Русское народное искусство» с презентацией проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Наглядный материал: иллюстрации, карточки, аудиозаписи, СД – диски;

Коллекция детских музыкальных инструментов из музыкального уголка;

Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;

Сотрудничество с МОУ СОШ №4 г. Апатиты.

Методическое обеспечение проекта: В работе по данному проекту использовались:

Консультативный материал для родителей;

Конспекты занятий, бесед, развлечений;

Картотека музыкальных произведений по теме проекта;

Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;

Картотека русских народных игр.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

Тематические выставки детских работ: «Русская матрёшка», «Сарафан для матрёшки», «Матрёшка».

Изготовление альбома с детскими рисунками “Русская матрёшка ”;

Изготовление рукописной книги с произведениями по теме проекта, которые дети придумали совместно с родителями.

Предполагаемые результаты:

Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о народном промысле – русская матрёшка. Знание истории происхождения Матрёшки;

Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;

В речи активно употребляются тексты стихов, частушек, термины по теме проекта.

Итог работы над проектом: В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;

Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Использованная литература:

Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968

Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224с.

И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 128с., ил.

Интернет-ресурсы:

1. http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/;

2. http://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/sergiev-posadskaya-matreshka.html ;

3. http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/

Описание материала: Данный материал может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста по теме «Русские народные промыслы», «Русское народное искусство». В сказочной форме это произведение знакомит детей с промыслом русской матрёшки.

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – Матрёшка;

2. Дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки.

Развивающие:

Развивать творческое воображение и фантазию, образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.

Приложение 2. «День рождения Матрёшки».

Сценарий развлечения для детей старшей группы.


Цель: Создание у детей старшей группы радостного настроения.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей дошкольного возраста по теме «Русская матрёшка»;

Продолжать учить детей делать выводы, обобщать полученные знания.

Развивающие:

Развивать творческо-исполнительские способности детей при пении песен, частушек, чтении стихотворений.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русскому народному искусству.

Предварительная работа: празднично украшенный воздушными шариками зал, разучивание с детьми частушек про матрёшку, стихотворных поздравлений на тему «День рождения», танца и песни «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)

Материалы для проведения: 2 стола, 2 подноса, пазлы на тему «Матрёшка» (3 изображения, иллюстрации с изображением букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты, игрушки - деревянная лошадка, деревянный поезд, матрёшка и пластмассовые кубики, праздничный пирог, чай, костюмы Бабы-Яги и Матрёшки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь, в музыкальном зале, чтобы поздравить нашу красавицу Матрёшку с Днём рождения. Но что-то я её не вижу. Вы не знаете, где она?

Дети: Нет.

(Под музыку на метле «залетает» Баба-Яга).

Баба-Яга: (Метле) Стоять! Уф, устала. (Оглядываясь) И что это мы все здесь делаем?

Воспитатель: Мы все собрались поздравить нашу Матрёшку с Днём рождения. Ты её не видела?

Баба-Яга: День рождения… Собрались они… Видела (хихикает). Я её заколдовала.

Воспитатель: Но как же так?

Баба-Яга: Она вас пригласила? Пригласила. А меня – нет. Вот я и обиделась.

Воспитатель: Но, может быть, тебя просто дома не было, когда она заходила с приглашением на праздник?

Баба-Яга (задумчиво): Может быть, и не было. Я новую метлу прикупила, вот и летаю теперь часто.

Воспитатель: Так, может, расколдуешь нашу Матрёшку?

Баба-Яга: Нет. Что я, зря старалась что ли? Выполните мои задания, тогда отпущу вашу Матрёшку.

Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания Бабы-Яги и помочь Матрёшке?

Дети: Да.

Баба-Яга: (Достаёт поднос с пазлами по теме «Матрёшка»). Вот первое задание: три картинки у меня. Надо собрать изображения, а то я забыла уже, что на них изображено.

Воспитатель: Это наши дети умеют делать. Приглашаем сюда, к столу, 6 человек (по 2 человека на каждую картинку).

Дети: (Выходят, собирают пазлы).

Воспитатель: Что за изображения получились?

Дети: Это изображения матрёшек.

Воспитатель: Баба-Яга, с первым заданием мы справились?

Баба-Яга: Справились. Оно лёгкое было.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Вот второе задание, архисложное. (Показывает иллюстрации залу). Посмотрите на изображения и скажите, что у них общего. (На столе лежат изображения букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты).

Воспитатель:

Дети: (Выходят к столу, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше мнение?

Дети: Это всё можно увидеть на дне рождения: и цветы, и накрытый стол, и подарки, и украшенную комнату.

Воспитатель: Баба-Яга, отгадали наши дети твою загадку.

Баба-Яга (удивлённо): Отгадали. Какие умные дети!

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Хорошо. Вот третье задание, творческое. Спеть частушки про Матрёшку.

Воспитатель: Петь наши дети тоже умеют. Приглашаю сюда 3 человек.

Дети: (Выходят, поют частушки про Матрёшку).

Баба-Яга (разочарованно): Всё-то умеют и знают ваши дети. Ладно, четвёртое задание. Есть у меня ещё игрушки (достаёт на подносе деревянную лошадку, деревянный поезд, матрёшку и пластмассовые кубики). Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лишнее из них и почему?

Воспитатель: Приглашаем сюда ещё 6 человек. Минута на размышление.

Дети: (Выходят, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше решение?

Дети: Лишние здесь – кубики. Все остальные игрушки сделаны из дерева.

Воспитатель: Молодцы! Баба-Яга, дети правы?

Баба-Яга (уныло): Они правы.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: И последнее задание осталось у меня. Хотелось бы, услышать песню обо мне.

Воспитатель: Такую песню наши дети знают и даже танец для тебя станцуют. Приглашаю всех детей на песню «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой).

Дети: (Танцуют танец).

Воспитатель: Баба-Яга, мы выполнили все твои задания. Где же наша Матрёшка?

Баба-Яга: Сейчас расколдую.

Матрёшка: (Заходит под музыку). Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Простите, пожалуйста, за опоздание. Сон внезапный меня сморил.

Воспитатель: Здравствуй, Матрёшка! Поздравляем тебя с Днём рождения!

Дети: (Хлопают).

Матрёшка: Спасибо большое!

Воспитатель: Наши дети приготовили для тебя поздравления. Послушай, пожалуйста.

Дети: (Читают поздравления).

Матрёшка: Я очень вам признательна за такие прекрасные слова. Приглашаю всех вас на праздничное чаепитие с праздничным пирогом в вашу группу.

Дети: (Под музыку уходят в группу).

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19

имени Н.З. Поповичевой г.Липецка

Творческийпроект

«Русская матрёшка »

Выполнила: Кукишева Юлия,

ученица 2Бкласса

Руководитель проекта:

Митина ЛюдмилаВалерьевна,

учитель начальных классов

I. Введение ………………………………………………………...стр.1

II. Основная часть…………………………………………………стр.1

1.Прообраз русской матрёшки.

2.Первая матрёшка.

3.Принципы изготовления матрёшки.

4.Виды матрёшек.

5.Музеи русской куклы.

6.Изготовление модели в технике папье- маше.

7. Роспись куклы.

III. Заключение…………………………………………………… стр.5

IV. Библиографический список…………………………………. стр.6

Введение.

Люди всегда любили красоту и умели её творить. Вещи, окружавшие их,

украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью. И обычные предметы под

кистью мастеров становились редкой драгоценностью. Никто не думал, что это

искусство: оно создавалось для себя и только в прошлом веке осознали какие

богатства накопила народная культура в течение многих столетий. Возникла идея

–помочь развитию народных промыслов, возродить те, которые исчезли. Вот

тогда и появилась на свет наша матрёшка. Матрёшка –знаменитая русская

красавица, которая покорила сердца людей по всему миру. Сейчас она не просто

народная игрушка, а хранительница исконной русской культуры.

Цель творческого проекта –выполнить модель русской матрёшки.

Задачи: Познакомиться с историей матрёшки,особенностями её росписи.

Основная часть.

Первая русская матрёшка появилась в конце девятнадцатого века.

Прообразом для русской куклы послужила японская игрушка, привезенная с

острова Хонсю художником Сергеем Васильевичем Малютиным. Это была

фигура буддийского мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько

фигурок, вложенных одна в другую.

Но кукла эта была японцем –сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам –

понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей,

прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не

выточить?

Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой

Мамонтовым, вышла первая изготовленная в России матрёшка. Эскиз для ее

росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Изготовить свою новинку он заказал лучшему токарю Сергиево- Посадских

мастерских Василию Звездочкину.

Сергей Малютин свою первую матрёшку сделал круглолицей румяной

крестьянской барышней в цветастом платочке. А чтобы она выглядела

поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Другая барышня была с

серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он

появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое...

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на

щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из- под него толстая

коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.

Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Сделано это было

не случайно. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее

распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово

«mater», означающее - мать.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что

существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной древесины

липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка,

которая может быть совсем крохотной. Вытачивание матрёшек - тонкое

искусство, которому учатся годами.

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В

девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же

матрёшки создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.

Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих

матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник, и уже

потом - сарафан и косынка.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в

друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок

правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть

красивой.Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному дошла до наших

дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми

наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали

красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего

государства. Красный –значит красивый, и это в точности отвечает облику

матрёшек.

Сейчас существуют следующие виды матрёшек: Сергиевская, Семёновская,

Полхов- Майданская, Вятская.

передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или

оранжевый, жёлтый, зелёный и синий). Линии лицаи одежды обведены чёрным

контуром.

Полхов- Майданская матрёшка известна тем, что на её фартуке и платке

нарисован цветок шиповника ("роза"), рядом с которым могут быть

полураскрытые бутоны на ветках.

ДляСемёновской матрёшкихарактерны яркие цвета, в основном жёлтый и

красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Полхов - Майданские и

Семёновские матрёшки имеют схожие черты.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек.

Особое своеобразие вятская расписная кукла получила в 60 - егоды, когда

матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и украшать

соломкой.

Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом её

культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы. Есть в России и целые

музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России –и в мире! –музей матрёшки

открылся в 2001 году в Москве. В музее представлены матрёшки, сделанные по

мотивам персонажей русских народных сказок и даже целый красноармейский

Людмила» и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки –

коробейника. В самой большой матрёшке, представленной на выставке, 50

фигурок, что в 2 раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка –

размером с рисовое зерно!

В 2012 году открылся музей в старинном городе Сергиев Посад, который

издавна считался центром игрушечных промыслов. В этом музее даже

устраивают мастер- классы по росписи матрёшек!

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то

оно непременно исполнится, причём чем больше труда вложено в матрёшку (чем

больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки), тембыстрее желание

исполнится.

Выполнить модель русской матрёшки в техникепапье-маше предложила

мой руководитель Людмила Валерьевна. Основа матрёшки –воздушный шарик,

перевязанный ниточкой для придания нужной формы. На шарик я нанесла крем, а

сверху обклеила мокрыми салфетками в два слоя. Крем нужен для того, чтобы

потом можно было легко вынуть шарик из готовой матрёшки.

Потом на высохший слой салфеток я стала наклеивать размоченные в воде

кусочки газет. Газетный слой я покрыла клеем ПВА, разведенным пополам с

водой. Таких слоёв получилось шесть. Каждый слой должен быть хорошо

просушен, чтобы матрёшка сохранила свою форму.

Руководитель:Муклецова Г.В.учитель 1 «Б» класса



  • Цель исследования: научиться расписывать бумажные силуэты матрешек.
  • Задачи: познакомиться с историей матрёшки; познакомиться с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Полховского Майдана.

Актуальность выполнения работы в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Исследовательские методы: знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме; социологический опрос; анализ Полховской Майданской росписи матрёшек;


Почему именно у матрёшки оказалась такая судьба? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я провела социологическое исследование.

-Что такое матрёшка?

-Сколько лет матрёшке?

-Каких матрёшек ты знаешь?

- У тебя дома есть матрёшка? Сколько?

93 %- респондентов ответили, что это русская детская деревянная игрушка

100% - не знают сколько лет матрёшке (200-500 лет)

10 % - назвали русскую матрёшку

90 % - не знают других матрёшек

У 85%- есть дома хотя бы по одной

матрёшке




Мастерица-красильщица

Кузьма Галина Ивановна












1. Чеховская Екатерина

«Сказка Полховского Майдана»

2. http://www.artly.ru/

3. http://images.yandex.ru/

4. http://www.lenagold.ru/

5. http://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру»

6.«Детский исследовательский проект»

ГБПОУ КК

«Краснодарский педагогический колледж»

Образовательный проект

«История матрёшки»

Координатор проекта: Григорян М.Р.


Матрешка – деревянная кукла, внутри которой находятся, подобные ей, куклы меньшего размера.

Число вложенных кукол обычно шесть или более.


Матрёшка почти всегда имеет яйцеподобную

форму с плоским

донцем и состоит из двух частей: верхней и нижней.

Матрешка-русская деревянная игрушка в виде расписной куклы


По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть

и мужчина.

Самой маленькой фигурой,

которая уже не

раскладывается,

является ребёнок.


Матрёшка – уменьшительное от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства.


Матрёшка, матрёшка, русская краса:

Румяные щёчки, глазки - бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек - не найдёшь изъян!

На первый взгляд - простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка, загадка внутри…

Сколько же в ней куколок?

Ну-ка разбери!

(Зиновьева Т.Н.)


Самая популярная в мире

русская деревянная расписная

кукла появилась в России

в 90х годах XIX века

в подмосковной

усадьбе Абрамцево,

принадлежащей

С.И.Мамонтову.


МАМОНТОВ Савва Иванович – крупный промышленник и меценат.

Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своём подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.


Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.


Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым .

Мастерская «Детское воспитание».

Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин,

лично матрёшку и расписавший.

С.Малютин


Первая русская матрешка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик,

Все фигурки отличались друг от друга,

а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.


Чтобы изготовить

матрёшку, требуется

большое мастерство.

Сначала подбирают

подходящий вид

древесины.

Из-за мягкости в основном

выбирают липу,

реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит

более десятка операций.

Самую маленькую куклу -

неразборную - делают

первой.


Когда готова каждая кукла,

её покрывают крахмальным

клеем, чтобы залить

все шероховатости.

После окончательной

сушки и полировки,

гладкая поверхность

позволяет художнику

равномерно нанести

краски.






Первый в России - и в мире! - музей матрёшки

Открылся в 2001 году в Москве


По результатам исследования, безоговорочную победу в соревновании символов одержала матрешка.

Главным символом России это национальное

культурное достояние назвали 12% россиян.


Матрёшка

является

одним из

самых

популярных

сувениров

иностранных

туристов

в России.


Матрёшки из Сергиева Пасада

Матрёшки из

Полховского Майдана


Матрёшка семёновская

Вятская матрёшка


Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. ОО: «Откуда появилась матрешка?».
  3. ОО «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. ОО «Матрёшка - как символ семьи».
  5. ОО «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.