Оксана Верещагина (Трофименко)
Актуальность проекта:
«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
К. Д. Ушинский
Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.
«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом».
Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми, прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении.
Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию. В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.
Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком городецкой росписи - все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.
Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.
Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». А. П. Усова писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
Целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка, как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри? Какая она, самая маленькая куколка? Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Этот проект поможет ещё глубже узнать традиции русского народа, еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку.
Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.
Реализация проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.
Название проекта: «Русская матрёшка».
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения этой куклы.
Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрёшка, её многообразии;
Учить детей старшей группы составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);
Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
Развивающие:
Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, частушек, специализированных терминов по теме проекта;
Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;
Развивать творческо-исполнительские навыки детей при пении частушек, чтении стихотворений;
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русской народной культуре;
Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Подготовительный этап:
Работа велась в нескольких направлениях:
духовно-образовательном:
1. рассказ педагога об истории возникновения русской матрёшки, её мастерах; рассказывание сказок, историй из личного опыта;
2. использовались разнообразные педагогические, проблемные и игровые моменты и ситуации;
3. чтение произведений художественной литературы - В. Приходько «Матрёшка на окошке», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», Л. Некрасова «Веселые матрёшки», С. Вокринцева «Матрёшка», С. Маршак «О матрёшках», матрёшкины частушки;
4. рассматривание иллюстраций по теме, слушание музыкальных произведений;
5. изготовление дидактических игр по теме проекта;
6. оформление картотеки игр с матрешками;
7. сбор коллекции игрушек – матрешек.
воспитательно-образовательном (игровая деятельность);
нравственно-трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Основной этап:
1. Беседа с детьми на тему «История возникновения русской матрёшки»,
Задача: дать детям элементарные представления об этой куколке.
2. Чтение произведений художественной литературы о матрёшке.
Задача: Познакомить детей с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этом чудесной кукле.
3. Тематические занятия:
По познавательному развитию:
«Русская матрёшка».
Задача: Дать детям элементарные представления о многообразии матрёшек
По художественно-эстетическому развитию:
Рисование:
«Русская матрёшка»
Задача: Продолжать учить детей рисовать по представлению, используя нетрадиционные способы рисования.
«Сарафан для матрёшки».
Задача: Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента.
Аппликация:
«Матрёшка».
Задача: Учить детей выполнять аппликацию из ткани.
Конструирование «Мебель для Матрёшки», «Дом для Матрёшки».
Задача: Продолжать учить детей создавать постройку по образцу, её обыгрывать.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Изучения свойств дерева».
Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Что лишнее», «Сложи картинку», «Больше, меньше», «Найди пару», «Найди матрёшку в группе» (работа с планом группы).
Задача: Учить детей ориентироваться по схеме, развивать творческое мышление, сообразительность.
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».
Слушание частушек о матрёшке, их заучивание.
4. Развлечение для детей «День рождения Матрёшки».
Взаимодействие с семьёй:
Консультация для родителей «Русская матрёшка в воспитании и развитии детей дошкольного возраста», «История возникновения матрешки», «Развивающие игры с матрешкой»;
Выставка совместных работ «Русская матрёшка», «Русский сувенир» в рамках темы «Русское народное искусство»;
Помощь родителей в разучивании песен, народных игр, хороводов;
Создание рукописной книги «Русская матрёшка», в которую вошли самостоятельно придуманные истории и сказки по теме проекта;
Родительское собрание «Русское народное искусство» с презентацией проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
Наглядный материал: иллюстрации, карточки, аудиозаписи, СД – диски;
Коллекция детских музыкальных инструментов из музыкального уголка;
Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;
Сотрудничество с МОУ СОШ №4 г. Апатиты.
Методическое обеспечение проекта: В работе по данному проекту использовались:
Консультативный материал для родителей;
Конспекты занятий, бесед, развлечений;
Картотека музыкальных произведений по теме проекта;
Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;
Картотека русских народных игр.
Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:
Тематические выставки детских работ: «Русская матрёшка», «Сарафан для матрёшки», «Матрёшка».
Изготовление альбома с детскими рисунками “Русская матрёшка ”;
Изготовление рукописной книги с произведениями по теме проекта, которые дети придумали совместно с родителями.
Предполагаемые результаты:
Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о народном промысле – русская матрёшка. Знание истории происхождения Матрёшки;
Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;
Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;
В речи активно употребляются тексты стихов, частушек, термины по теме проекта.
Итог работы над проектом: В результате работы над проектом у детей:
1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;
3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.
5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;
Итог проекта:
В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Использованная литература:
Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968
Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224с.
И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 128с., ил.
Интернет-ресурсы:
1. http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/;
2. http://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/sergiev-posadskaya-matreshka.html ;
3. http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/
Описание материала: Данный материал может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста по теме «Русские народные промыслы», «Русское народное искусство». В сказочной форме это произведение знакомит детей с промыслом русской матрёшки.
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – Матрёшка;
2. Дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки.
Развивающие:
Развивать творческое воображение и фантазию, образное мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской народной культуре.
В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.
Приложение 2. «День рождения Матрёшки».
Сценарий развлечения для детей старшей группы.
Цель: Создание у детей старшей группы радостного настроения.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей дошкольного возраста по теме «Русская матрёшка»;
Продолжать учить детей делать выводы, обобщать полученные знания.
Развивающие:
Развивать творческо-исполнительские способности детей при пении песен, частушек, чтении стихотворений.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому народному искусству.
Предварительная работа: празднично украшенный воздушными шариками зал, разучивание с детьми частушек про матрёшку, стихотворных поздравлений на тему «День рождения», танца и песни «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)
Материалы для проведения: 2 стола, 2 подноса, пазлы на тему «Матрёшка» (3 изображения, иллюстрации с изображением букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты, игрушки - деревянная лошадка, деревянный поезд, матрёшка и пластмассовые кубики, праздничный пирог, чай, костюмы Бабы-Яги и Матрёшки.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь, в музыкальном зале, чтобы поздравить нашу красавицу Матрёшку с Днём рождения. Но что-то я её не вижу. Вы не знаете, где она?
Дети: Нет.
(Под музыку на метле «залетает» Баба-Яга).
Баба-Яга: (Метле) Стоять! Уф, устала. (Оглядываясь) И что это мы все здесь делаем?
Воспитатель: Мы все собрались поздравить нашу Матрёшку с Днём рождения. Ты её не видела?
Баба-Яга: День рождения… Собрались они… Видела (хихикает). Я её заколдовала.
Воспитатель: Но как же так?
Баба-Яга: Она вас пригласила? Пригласила. А меня – нет. Вот я и обиделась.
Воспитатель: Но, может быть, тебя просто дома не было, когда она заходила с приглашением на праздник?
Баба-Яга (задумчиво): Может быть, и не было. Я новую метлу прикупила, вот и летаю теперь часто.
Воспитатель: Так, может, расколдуешь нашу Матрёшку?
Баба-Яга: Нет. Что я, зря старалась что ли? Выполните мои задания, тогда отпущу вашу Матрёшку.
Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания Бабы-Яги и помочь Матрёшке?
Дети: Да.
Баба-Яга: (Достаёт поднос с пазлами по теме «Матрёшка»). Вот первое задание: три картинки у меня. Надо собрать изображения, а то я забыла уже, что на них изображено.
Воспитатель: Это наши дети умеют делать. Приглашаем сюда, к столу, 6 человек (по 2 человека на каждую картинку).
Дети: (Выходят, собирают пазлы).
Воспитатель: Что за изображения получились?
Дети: Это изображения матрёшек.
Воспитатель: Баба-Яга, с первым заданием мы справились?
Баба-Яга: Справились. Оно лёгкое было.
Дети: (Радуются).
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.
Дети: (Присаживаются).
Баба-Яга: Вот второе задание, архисложное. (Показывает иллюстрации залу). Посмотрите на изображения и скажите, что у них общего. (На столе лежат изображения букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты).
Воспитатель:
Дети: (Выходят к столу, совещаются).
Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше мнение?
Дети: Это всё можно увидеть на дне рождения: и цветы, и накрытый стол, и подарки, и украшенную комнату.
Воспитатель: Баба-Яга, отгадали наши дети твою загадку.
Баба-Яга (удивлённо): Отгадали. Какие умные дети!
Дети: (Радуются).
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.
Дети: (Присаживаются).
Баба-Яга: Хорошо. Вот третье задание, творческое. Спеть частушки про Матрёшку.
Воспитатель: Петь наши дети тоже умеют. Приглашаю сюда 3 человек.
Дети: (Выходят, поют частушки про Матрёшку).
Баба-Яга (разочарованно): Всё-то умеют и знают ваши дети. Ладно, четвёртое задание. Есть у меня ещё игрушки (достаёт на подносе деревянную лошадку, деревянный поезд, матрёшку и пластмассовые кубики). Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лишнее из них и почему?
Воспитатель: Приглашаем сюда ещё 6 человек. Минута на размышление.
Дети: (Выходят, совещаются).
Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше решение?
Дети: Лишние здесь – кубики. Все остальные игрушки сделаны из дерева.
Воспитатель: Молодцы! Баба-Яга, дети правы?
Баба-Яга (уныло): Они правы.
Дети: (Радуются).
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Дети: (Присаживаются).
Баба-Яга: И последнее задание осталось у меня. Хотелось бы, услышать песню обо мне.
Воспитатель: Такую песню наши дети знают и даже танец для тебя станцуют. Приглашаю всех детей на песню «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой).
Дети: (Танцуют танец).
Воспитатель: Баба-Яга, мы выполнили все твои задания. Где же наша Матрёшка?
Баба-Яга: Сейчас расколдую.
Матрёшка: (Заходит под музыку). Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Простите, пожалуйста, за опоздание. Сон внезапный меня сморил.
Воспитатель: Здравствуй, Матрёшка! Поздравляем тебя с Днём рождения!
Дети: (Хлопают).
Матрёшка: Спасибо большое!
Воспитатель: Наши дети приготовили для тебя поздравления. Послушай, пожалуйста.
Дети: (Читают поздравления).
Матрёшка: Я очень вам признательна за такие прекрасные слова. Приглашаю всех вас на праздничное чаепитие с праздничным пирогом в вашу группу.
Дети: (Под музыку уходят в группу).
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19
имени Н.З. Поповичевой г.Липецка
Творческийпроект
«Русская матрёшка »
Выполнила: Кукишева Юлия,
ученица 2Бкласса
Руководитель проекта:
Митина ЛюдмилаВалерьевна,
учитель начальных классов
I. Введение ………………………………………………………...стр.1
II. Основная часть…………………………………………………стр.1
1.Прообраз русской матрёшки.
2.Первая матрёшка.
3.Принципы изготовления матрёшки.
4.Виды матрёшек.
5.Музеи русской куклы.
6.Изготовление модели в технике папье- маше.
7. Роспись куклы.
III. Заключение…………………………………………………… стр.5
IV. Библиографический список…………………………………. стр.6
Введение.
Люди всегда любили красоту и умели её творить. Вещи, окружавшие их,
украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью. И обычные предметы под
кистью мастеров становились редкой драгоценностью. Никто не думал, что это
искусство: оно создавалось для себя и только в прошлом веке осознали какие
богатства накопила народная культура в течение многих столетий. Возникла идея
–помочь развитию народных промыслов, возродить те, которые исчезли. Вот
тогда и появилась на свет наша матрёшка. Матрёшка –знаменитая русская
красавица, которая покорила сердца людей по всему миру. Сейчас она не просто
народная игрушка, а хранительница исконной русской культуры.
Цель творческого проекта –выполнить модель русской матрёшки.
Задачи: Познакомиться с историей матрёшки,особенностями её росписи.
Основная часть.
Первая русская матрёшка появилась в конце девятнадцатого века.
Прообразом для русской куклы послужила японская игрушка, привезенная с
острова Хонсю художником Сергеем Васильевичем Малютиным. Это была
фигура буддийского мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько
фигурок, вложенных одна в другую.
Но кукла эта была японцем –сердитым на вид, узкоглазым стариком.
Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам –
понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей,
прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не
выточить?
Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой
Мамонтовым, вышла первая изготовленная в России матрёшка. Эскиз для ее
росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.
Изготовить свою новинку он заказал лучшему токарю Сергиево- Посадских
мастерских Василию Звездочкину.
Сергей Малютин свою первую матрёшку сделал круглолицей румяной
крестьянской барышней в цветастом платочке. А чтобы она выглядела
поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Другая барышня была с
серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он
появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое...
Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на
щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из- под него толстая
коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.
Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Сделано это было
не случайно. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее
распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово
«mater», означающее - мать.
Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что
существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной древесины
липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка,
которая может быть совсем крохотной. Вытачивание матрёшек - тонкое
искусство, которому учатся годами.
Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В
девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же
матрёшки создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.
Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих
матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник, и уже
потом - сарафан и косынка.
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в
друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок
правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть
красивой.Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному дошла до наших
дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми
наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали
красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего
государства. Красный –значит красивый, и это в точности отвечает облику
матрёшек.
Сейчас существуют следующие виды матрёшек: Сергиевская, Семёновская,
Полхов- Майданская, Вятская.
передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или
оранжевый, жёлтый, зелёный и синий). Линии лицаи одежды обведены чёрным
контуром.
Полхов- Майданская матрёшка известна тем, что на её фартуке и платке
нарисован цветок шиповника ("роза"), рядом с которым могут быть
полураскрытые бутоны на ветках.
ДляСемёновской матрёшкихарактерны яркие цвета, в основном жёлтый и
красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Полхов - Майданские и
Семёновские матрёшки имеют схожие черты.
Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек.
Особое своеобразие вятская расписная кукла получила в 60 - егоды, когда
матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и украшать
соломкой.
Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом её
культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы. Есть в России и целые
музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России –и в мире! –музей матрёшки
открылся в 2001 году в Москве. В музее представлены матрёшки, сделанные по
мотивам персонажей русских народных сказок и даже целый красноармейский
Людмила» и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки –
коробейника. В самой большой матрёшке, представленной на выставке, 50
фигурок, что в 2 раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка –
размером с рисовое зерно!
В 2012 году открылся музей в старинном городе Сергиев Посад, который
издавна считался центром игрушечных промыслов. В этом музее даже
устраивают мастер- классы по росписи матрёшек!
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то
оно непременно исполнится, причём чем больше труда вложено в матрёшку (чем
больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки), тембыстрее желание
исполнится.
Выполнить модель русской матрёшки в техникепапье-маше предложила
мой руководитель Людмила Валерьевна. Основа матрёшки –воздушный шарик,
перевязанный ниточкой для придания нужной формы. На шарик я нанесла крем, а
сверху обклеила мокрыми салфетками в два слоя. Крем нужен для того, чтобы
потом можно было легко вынуть шарик из готовой матрёшки.
Потом на высохший слой салфеток я стала наклеивать размоченные в воде
кусочки газет. Газетный слой я покрыла клеем ПВА, разведенным пополам с
водой. Таких слоёв получилось шесть. Каждый слой должен быть хорошо
просушен, чтобы матрёшка сохранила свою форму.
Руководитель:Муклецова Г.В.учитель 1 «Б» класса
- Цель исследования: научиться расписывать бумажные силуэты матрешек.
- Задачи: познакомиться с историей матрёшки; познакомиться с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Полховского Майдана.
Актуальность выполнения работы в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.
Исследовательские методы: знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме; социологический опрос; анализ Полховской Майданской росписи матрёшек;
Почему именно у матрёшки оказалась такая судьба? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я провела социологическое исследование.
-Что такое матрёшка?
-Сколько лет матрёшке?
-Каких матрёшек ты знаешь?
- У тебя дома есть матрёшка? Сколько?
93 %- респондентов ответили, что это русская детская деревянная игрушка
100% - не знают сколько лет матрёшке (200-500 лет)
10 % - назвали русскую матрёшку
90 % - не знают других матрёшек
У 85%- есть дома хотя бы по одной
матрёшке
Мастерица-красильщица
Кузьма Галина Ивановна
1. Чеховская Екатерина
«Сказка Полховского Майдана»
2. http://www.artly.ru/
3. http://images.yandex.ru/
4. http://www.lenagold.ru/
5. http://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру»
6.«Детский исследовательский проект»
ГБПОУ КК
«Краснодарский педагогический колледж»
Образовательный проект
«История матрёшки»
Координатор проекта: Григорян М.Р.
Матрешка – деревянная кукла, внутри которой находятся, подобные ей, куклы меньшего размера.
Число вложенных кукол обычно шесть или более.
Матрёшка почти всегда имеет яйцеподобную
форму с плоским
донцем и состоит из двух частей: верхней и нижней.
Матрешка-русская деревянная игрушка в виде расписной куклы
По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть
и мужчина.
Самой маленькой фигурой,
которая уже не
раскладывается,
является ребёнок.
Матрёшка – уменьшительное от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства.
Матрёшка, матрёшка, русская краса:
Румяные щёчки, глазки - бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек - не найдёшь изъян!
На первый взгляд - простая, но радует взор
В росписи одежды затейливый узор,
Милая улыбка, загадка внутри…
Сколько же в ней куколок?
Ну-ка разбери!
(Зиновьева Т.Н.)
Самая популярная в мире
русская деревянная расписная
кукла появилась в России
в 90х годах XIX века
в подмосковной
усадьбе Абрамцево,
принадлежащей
С.И.Мамонтову.
МАМОНТОВ Савва Иванович – крупный промышленник и меценат.
Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своём подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.
Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.
Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым .
Мастерская «Детское воспитание».
Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин,
лично матрёшку и расписавший.
С.Малютин
Первая русская матрешка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик,
Все фигурки отличались друг от друга,
а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Чтобы изготовить
матрёшку, требуется
большое мастерство.
Сначала подбирают
подходящий вид
древесины.
Из-за мягкости в основном
выбирают липу,
реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит
более десятка операций.
Самую маленькую куклу -
неразборную - делают
первой.
Когда готова каждая кукла,
её покрывают крахмальным
клеем, чтобы залить
все шероховатости.
После окончательной
сушки и полировки,
гладкая поверхность
позволяет художнику
равномерно нанести
краски.
Первый в России - и в мире! - музей матрёшки
Открылся в 2001 году в Москве
По результатам исследования, безоговорочную победу в соревновании символов одержала матрешка.
Главным символом России это национальное
культурное достояние назвали 12% россиян.
Матрёшка
является
одним из
самых
популярных
сувениров
иностранных
туристов
в России.
Матрёшки из Сергиева Пасада
Матрёшки из
Полховского Майдана
Матрёшка семёновская
Вятская матрёшка
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
- Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
- Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
- Обогащать словарь детей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Мини-музей русского быта.
Куклы матрешки.
Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.
Русские народные сарафаны и косынки.
Трафареты (силуэты) матрешек.
Таблицы с элементами народных росписей.
Записи русских народных песен.
Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Актуальность:
Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Результат проекта:
- Оформление альбома «История матрешки».
- Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
- Выставка «Семейная матрешка».
- Досуг с детьми «Русский сувенир».
- Презентация для детей «История матрешки».
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
- Планирование работы.
- Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
- Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приёмы:
- Опрос.
- Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
- Составление схемы «Модель трёх вопросов».
2 этап. Основной
- Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
- Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
- Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
- Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
- ОО: «Откуда появилась матрешка?».
- ОО «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
- ОО «Матрёшка - как символ семьи».
- ОО «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
- Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
- Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность
- Рассматривание изображений разных матрешек
- Чтение стихов и загадок о кукле.
- Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
- Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
- Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
- Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность
Рисование.
Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Лепка.
Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).
Аппликация.
Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»
Музыкально-художественная деятельность
- Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
- Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
Игровая деятельность
- Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
- Дидактические игры:
- «Собери матрешку».
- «Построй ряд с закрытыми глазами».
- «Эти удивительные узоры».
- Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог проекта:
- Оформление методических пособий для педагогов.
- Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
- Выставка: «Семейная матрешка».
- Презентация проекта.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.