Продолжение рассказа еще мама. Еще мама

А. Платонов «Еще мама»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить, формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Ход урока 1

    Организационный момент

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...

Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Еще мама».)

Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть? (Предположения детей.)

    Работа по теме урока

Знакомство с рассказом А. Платонова «Еще мама»

Понравился ли вам рассказ? Чем?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

А сейчас, ребята, подумайте, почему я вам дала такое до­машнее задание - перечитать рассказ JI . Толстого «Филиппок». (В нем тоже рассказывается о том, как мальчик впер­вые пошел в школу.)

Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем разли­чие? (Примерный ответ. Сходство: первый раз мальчик идет в школу. Опасности по дороге, тоже собаки, а в этом рассказе еще и гуси. Учитель хорошо встречает. Различия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был еще маленький. А Артем не хотел идти. Филиппок знал буквы, а Артем - нет и т. п. Вывод: разные писатели - разные ге­рои и их характеры.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

Если бы вас попросили определить основную мысль рас­сказа, что бы вы ответили?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока 2

    Организационный момент

    Речевая разминка

Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

От любви к матери рождается все прекрасное на земле.

    Актуализация знаний. Введение в тему

Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке? Кто его написал?

Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас рассказа.

Определите тему и цели урока. (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем подтверждать правильность пословицы, с которой начали урок. И наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни ребенка.

Дома вы должны были приготовить выразительное чтение рассказа. Сегодня мы будем читать его, разделяя на части.

    Работа по теме урока

    Введение в рассказ А. Платонова «Еще мама»

- А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! - сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?

- Правда, правда, - ответила мать. - Чего тебе ходить!

- Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

- Не надо, - сказала мать, - не надо!

Работа над первой частью

Начинаем работу над первой частью произведения. Как мы ее озаглавили? («Мама провожает сына в школу».)

Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения? (Трое.)

Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте вспомним, какими были мама и Артем. Назовем слова-признаки.

МАМА: добрая, умная, ласковая, хорошая, любимая, нежная, заботливая, надежная, спокойная, АРТЕМ: смелый, жалостливый, честный, интересный, дружелюбный, единственный,

Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обяза­тельно дождалась.)

Какой наказ дала мать сыну? (Чтобы он слушался учитель­ницу.)

    Работа над второй частью

Как мы озаглавим вторую часть? («По дороге в школу».)

Найдите и прочитайте, какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)

Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо учиться.)

Перескажите этот отрывок близко к тексту.

    Работа над третьей частью

Какое название мы дадим третьей части? («Первые впечат­ления».)

О первых впечатлениях Артема прочитаем выразительно.

8. Продолжение работы по теме урока

Работа над четвертой частью

- Как мы озаглавим четвертую часть? («Знакомство с учи­тельницей».)

- Прочитайте описание внешности учительницы Аполлина­рии Николаевны.

- Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)

- Давайте дадим характеристику учительницы. Какой она была? Назовем слова-признаки.

УЧИТЕЛЬНИЦА: ароматная, работоспособная, добросовестная, благородная, трудолюбивая, заинтересованная, внимательная, уважае­мая, образованная, вежливая, человечная, доброжелательная, веселая, радостная, мудрая, гостеприимная, понятливая, душевная, добрая, при­ветливая.

- Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)

- Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невни­мание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.)

Работа над пятой частью

- Какое название носит пятая часть? («Первый урок в жизни Артема».)

Как сумела учительница пробудить у Артема желание учиться?

Работа над шестой частью

- Как озаглавили шестую часть? («Урок продолжается».)

- С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Со слов «мама», «Родина».)

- Почему? Вспомните пословицу, в которой есть оба эти сло­ва. (Одна у человека мать, одна у него и Родина.)

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте.

- Ребята! Скажите, пожалуйста, смогла ли любовь Артема к матери повлиять на его отношение к учительнице?

9. Рефлексия

10. Подведение итогов урока

- Давайте вернемся к пословице. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?

- В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость матери? Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?

Вам очень нужна мама сейчас, но не думайте, что, став взрослыми вы станете независимыми от нее. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артёма, а на долгие месяцы и даже годы, вам, дети, поверьте, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком.

Домашнее задание

Придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

Литературное чтение.

Тема: Рассказ А. П. Платонова «Ещё мама».

Цель: учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам героев; развивать мышление, память; воспитывать уважение к семейному очагу, маме, учителю.

Оборудование: презентация, краткая биография Платонова

Ход урока

I. Организационный момент.

II Скороговорка Проговаривание по рядам.

Почему очень важно в начальных классах проговаривать и читать скороговорки?

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы будем анализировать произведение. С чего мы начинаем? Называем автора, название произведения, жанр произведения. Кто готов ответить?

Как вы думаете, биография писателя может влиять на его произведения?

Слушаем пересказ.

Андрей.Платонов в детстве познал столько горя, что он помнил об этом окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много… ” – пишет Платонов. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

«Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», в 1965 г, № 9. Образ матери платоновской прозы – символ души, чувства любви к семье. Родине. Вот почему «еще мама» – та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные уроки. Учит добру, преодолению препятствий. Как, герой рассказа “Еще мама” – Артем «прокладывает” себе путь в большой мир людей.

Самая главная нравственная проблема первой части рассказа, - это проблема любви мамы и мальчика, причём любовь, по-Платонову, - это забота, и заботится здесь не столько мама о сыне, а сколько сын о матери.

Во второй части рассказа затрагивается проблема развития личности семилетнего ребенка. Платонов показывает, как тяжело войти в мир взрослых маленькому Артему. Но, несмотря на страх мальчика перед учением, боязнью «чужих» людей Апполинария Николаевна смогла найти подход к нему. Он сам захотел идти в школу. Бывают книги, которые мы читаем залпом: интересно узнать, чем все кончится. Произведения Платонова надо читать спокойно и внимательно, потому что у него важно каждое слово. Только при внимательном чтении мы сможем узнать про людей и про самих себя такое, до чего бы никогда не додумались сами.

Вывод: Платонов затрагивает проблемы: проблема любви матери и сына, проблема перехода семилетнего ребенка в школьную жизнь.

4. Работа с произведением.

При чтении вы наверное заметили, что в этом произведении много диалогов. (Что такое диалог?) Теперь наши учащиеся постараются передать характер героев, их чувства в сценках. Роль Артема играют: Виноградов Миша, Зейналов Елсун. Роль матери исполняет: Алексеева Н. роль учительницы Аполлинарии Николаевны исполняет: Самарец Римма. А теперь слово нашим артистам. После просмотра будем отвечать на вопросы.

Вывод учителя:

Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

С каким другим рассказом можно сравнить этот рассказ?

Когда жил Филиппок, а когда - Артем?

(В 19 веке в царской России, в 20 веке в СССР в послевоенное время)

Чем отличается отношение мальчиков к школе?

Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Как вначале Артем говорит об учительнице?

А потом с кем он сравнивает Аполлинарию Николаевну?

Чем учительница напоминает ему маму?

Почему Артем на другое утро спозаранку cобрался в школу?

Определи основную мысль рассказа. (Последнее предложение в рассказе.) Эти слова вы слышали в свой адрес?

Помните ли вы свой первый день в школе? Какие чувства вы испытывали?

Работа с сочинениями. «В первый класс первый раз.» Чтение некоторых сочинений.

5 Итог урока. Просмотр видеоролика « По ступенькам Знаний»

IV. Итог урока.

Что особенно тронуло, взволновало?

Какие воспоминания пробудил в вас урок?

Чью работу на уроке хотели бы отметить?

Домашнее задание. Составить план, записать в тетради.

Главный герой рассказа Андрея Платонова «Еще мама» — мальчик Артем, который живет в деревне. Артем не хотел идти учиться в школу, чтобы не расставаться с мамой, которую он очень любил. Но мама отвела сына в школу и сказала, что учительница будет ему, как мать.

В школе Артем всего боялся и поначалу сидел на руках у учительницы, и только потом сел за парту. Урок он не слушал и все время думал о маме и тревожился о ней. Учительница даже его спросила, о чем он так беспокоится, и Артем сказал ей, что боится пожара в своем доме. Но учительница его успокоила.

После уроков, когда все дети убежали, учительница принялась учить Артема писать слово «мама». Артем очень старался, и у него стало получаться писать это слово правильно. Ему так понравилось учиться, что он попросил учительницу показать ему другие буквы.

А потом Артем снова испугался, потому что в окно класса заглянул огромный бык. Но учительница сказала ему, что она защитит его от быка. На это Артем возразил, что учительница – не мама, и не сможет его защитить.

Учительница не согласилась с ним и сказала, что сейчас она ему мама. Артем этого не понял, как так получается: дома мама и в школе мама? Учительница сказала, что она — еще одна мама.

Артем спросил учительницу, есть ли у него еще мамы, и та ответила, что есть, их много, и что вся Родина Артему – еще мама.

На следующий день он так рано отправился в школу, что мама удивилась. Артем сказал, что в школе его ждет учительница и она по нему соскучилась. Мама поцеловала сына и пожелала ему учиться и расти большим.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама» заключается в том, что забота о детях – одна из главных забот развитого государства. И в таком государстве дети считают, что люди, которые о них заботятся – это еще мамы.

Рассказ учит заботиться обо всех детях, относиться к ним, как к своим, родным.

В рассказе мне понравилась учительница, которая хорошо отнеслась к первокласснику Артему, и он стал считать ее еще одной мамой. Школа — это второй дом, а учительница — это ещё одна мама. В спокойной, доброжелательной обстановке усвоение нового материала происходит лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Еще мама»?

Нет милее дружка, чем родная матушка.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родина – всем матерям мать.

А.П. ПЛАТОНОВ «ЕЩЁ МАМА»

Цели урока : ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование умения работать с текстом; воспитывать любовь и уважение к матери и своей Родине.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД : формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; коллективно обсуждать прочитанное, опираясь на текст.

Личностные УУД : формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать высказывания героев, самостоятельно определять для себя жизненные ценности.

РегулятивныеУУД : формировать умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); прогнозировать содержание текста.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого; презентация по теме урока; карточки со словами-признаками для характеристики главных героев; портрет А.П. Платонова; выставка книг писателя и сочинений детей; звуковая аудиозапись.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сядьте удобнее, настроимся на работу: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

2. Речевая разминка.

Ребята, а перед тем, как начать дальнейшую работу, мы приведем в порядок свой речевой аппарат.

Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете. (слайд 1)

    От любви к матери рождается все прекрасное на земле.

Самое прекрасное слово на земле – мама. У мамы самые добрые и ласковые руки. У мамы самое верное и чуткое сердце. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Прочитайте пословицу шепотом, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, выразительно (с теплотой и нежностью).

3. Проверка домашнего задания.

Звучит «Колыбельная в исполнении Анны Герман.

Как мама называла своего малыша?

А как вы называете свою маму? (Мамочка, мамуля, маменька, матушка, родимая.)

Дома вы написали сочинение о своей маме. Кто желает его прочитать? (Выступление детей.)

4. Введение в тему. Актуализация знаний.

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали об этом. Но не забывайте, что любить – значит беречь, заботиться…

О ком пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, о маме.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями А.П. Платонова.

Давайте вспомним, что мы знаем об авторе. (Высказывания детей.)

Откройте учебник на с.137 и прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать.

Сформулируйте тему урока. (слайд 2)

Определите задачи, используя опорные слова: (слайд 3)

    Мы познакомимся с …

    Мы узнаем…

    Мы сможем поразмышлять…

Сегодня мы будем анализировать произведение, будем учиться совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, высказывать свое мнение и слушать мнение других, вежливо исправлять ошибки товарищей.

5. Работа по теме урока.

5.1. Прогнозирование содержания рассказа.

Ребята, давайте мы снова вернемся к названию произведения. Интересное, правда?

А может ли быть такое?

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?

Мы проверим ваши предположения, прочитав произведение.

5.2. Словарная работа.

Но перед чтением мы познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить. (слайд 4)

Марля – тонкая ткань.

Горевать – печалиться, тосковать.

Ступай – иди.

Изгородь – забор.

Спозаранку – очень рано.

Оробел – испугался.

Аполлинария – женское имя древнеримского происхождения.

5.3.Чтение рассказа. Беседа по содержанию.

Сейчас мы прочитаем рассказ. Надеюсь, что вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.

(Чтение учителем и детьми.)

Чтение 1 части:

Знакомы ли вам переживания Артема?

Почему мальчик не хотел идти в школу, как вы думаете? (Он боялся, что пока его не будет, мама заскучает по нему.)

Как озаглавим эту часть? («Разговор Артема с мамой о школе».)

Чтение 2 части:

Какие отношения были между мальчиком и мамой? (Они любили друг друга, думали друг о друге, заботились, бережно относились друг к другу.)

Какой наказ дала мама Артему? (Чтобы он слушался учительницу.)

Правильно ли поступила мама, отправив мальчика одного в школу? (Писатель хотел показать, что путь в школу, к знаниям каждый должен пройти сам. Вот почему мудрая мама так поступила.)

Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)

Почему они не вернулись? (Они понимали, что Артему надо учиться.)

А как можно озаглавить эту часть? («Мама повела Артема в школу».)

Чтение 3 части:

Что произошло с Артемом по дороге в школу?

Трудным ли был путь малыша в школу?

Как озаглавим эту часть? («Дорога Артема в школу».)

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся,

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, два, три, четыре, пять. Открываем. Поморгаем

Чтение 4 части:

Как Артем появился в классе?

Как учительница встретила его в школе?

Почему Артем почувствовал в ней родного человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)

Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)

Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.)

Как озаглавим эту часть? («Встреча с ребятами и учителем».)

Чтение 5 части:

Почему учительница оставила Артема после уроков?

Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

Понравилась ли вам учительница? Почему?

А. Платонов в этом рассказе вспоминает свою первую учительницу. Он о ней говорил: «Я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много…»

Как озаглавим эту часть? («Артем учится».)

5.4. Работа в парах: характеристика главных героев.

Ребята, давайте вспомним какими были в рассказе Аполлинария Николаевна, мама и Артём.

Работать вы будете в парах. На партах лежат карточки со словами-признаками. Выберите слова, характеризующие:

1 ряд - Аполлинарию Николаевну,

2 ряд – маму,

3 ряд – Артема.

Учительница: ароматная, сердитая, благородная, внимательная, строгая, доброжелательная, бессердечная, мудрая, гостеприимная.

Мама: добрая, умная, злая, заботливая, спокойная, грубая, глупая, внимательная, невнимательная, терпеливая.

Артем: смелый, ленивый, заботливый, жалостливый, решительный, злой, воспитанный, безответственный.

Как вы охарактеризовали учительницу, маму, Артёма?

5.5. Обобщение знаний.

А теперь ответьте на вопрос: почему Платонов так назвал свой рассказ?

Правильно ли вы предположили в начале урока, о чем пойдет речь в этом произведении?

Давайте вернемся к пословице. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?

5.5. Сравнительная характеристика рассказа А. Платонова «Еще мама» с рассказом Л. Толстого «Филипок».

С каким другим рассказом можно сравнить этот рассказ? (слайд 5)

Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем различие? (Сходства: общая тема. Различия: разные писатели – разные герои и их характеры.)

Когда жил Филипок, а когда – Артем? (В 19 веке в царской России, в 20 веке в СССР в послевоенное время.)

5.6. Составление мирного обращения ко всем людям Земли «Нет войне!».

В этом рассказе не упоминается об отце мальчика.

Как вы думаете, почему? (Возможно, мальчик уже пережил утрату близких. И теперь он так трепетно относится к маме, боится её потерять.)

Давайте все вместе составим мирное обращение ко всем людям Земли, чтобы не было войны.

О чем бы вы хотели попросить жителей планеты?

Все наши предположения отредактировал компьютер. Смотрите, что у нас получилось.

Слайд 6

НЕТ ВОЙНЕ!

Мы обращаемся ко всем людям Земли. Зачем нам жестокие войны? Зачем нам детские слезы и боль в глазах матерей? Зачем нам бомбы и взрывы? Гибнуть не только люди – гибнет мир! Пора сложить оружие, пока земля родная не обагрилась кровью наших солдат! Без мира в людском кругу не будет мира всего существовать! Давайте все вместе объявим запрет войне!

6. Рефлексия. (слайд 7)

В этот день чествуют ветеранов, возлагают цветы к подножию памятников.

Давайте и мы с вами соберем букеты цветов.

Звучит песня «День Победы»

На партах у вас лежат лепестки тюльпанов. Выберите красный лепесток, если урок понравился, вы чувствовали себя комфортно, все задания были интересными. Если урок был интересным, вы вполне довольны своей работой, но иногда испытывали сомнения, выберите желтый. А если вы сегодня столкнулись с трудностями, на уроке не все было понятным, выберите оранжевый лепесток.

7. Подведение итогов.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Домашнее задание.

Для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений и трудностей, необходимо хорошенько поработать дома.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

3. Придумать продолжение этого рассказа (по желанию).