Проблемы социализации личности в современном обществе. Доклад «Проблемы социализации личности в современном обществе»

Елена Есина
Социализация личности в современном мире.

Введение

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях : от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества . В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности , в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности , является изучение процесса социализации , т. е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность , в социальную структуру общества . Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация » , позволяющая человеку стать членом общества.

Выбрав данную тему, я стремлюсь раскрыть для себя, понимание личности в обществе . В современном мире для того что бы найти конкретный ответ на вопрос, зачастую приходится ответить на множество других вопросов. Так же и в моей теме : для начала нужно задать себе вопрос, что же есть социализация и личность .

Социализация

Общеизвестно, что процесс социализации играет определяющую роль в

формировании личности . Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей , знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное , нуждается в процессе социализации для того , чтобы выжить. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы , ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации . Наибольшее значение в первичной социализации играет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы , то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации , меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий :

a) Стадия адаптации (рождение - подростковый период) . На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта , главным механизмом социализации является подражание .

b) Появление желания выделить себя среди других - стадия идентификации.

c) Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

d) Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта , воздействие на среду.

После трудовая стадия (пожилой возраст) . Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. В общем, социализация - сложный , жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность .

Обдумав, я обратила внимание, что социализация это так же процесс получения основных навыков для жизни в социальной среде . Социальная среда для меня это моя семья и окружающие меня люди - друзья, коллеги и другие.

Личность

Личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Существует множество определений личности например :

1)Ковалёв А. Г. определил понятие личность как сложное , многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. 2)Асмолов А. Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке .

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Личность неотделима от общества. Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность - созидатель общественного богатства.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера, в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Социализированные личности это - адаптированные к условиям своего социального бытия , десоциализированные - девиантные , отклоняющиеся от основных социальных требований и психически аномальные личности .

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией , утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности ) . Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.) .

Понять личность - это значит понять , какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Поразмышляв на данную тему, что такое личность я пришла к выводу , что она присуще каждому человеку. Каждый в обществе выступает как личность у каждого своя роль , а так же у всех свои действия в определенных обстоятельствах. Я думаю понятие «личность » можно рассмотреть как : совокупность привычек и предпочтений. А так же могу сказать, что личностью не рождаются - личностью становятся .

Современный мир

В современном мире социализация происходит в рамках определенных институтов, которые осуществляют функцию трансляции социального опыта и установок , накопленных предыдущими поколениями. Кроме того, функцией является поддержание взаимодействия между личностями с целью содействия в передаче индивидуального опыта и ценностных ориентаций. Все это должно способствовать как личностному развитию индивида , так и его становлению в качестве члена того или иного общества. Многие не уделяют внимание на духовные предпосылки труда, его ценным основаниям и значению как фактора социализации . Но рассматривают трудовой деятельность как категорию экономики, она представляется нам весьма поверхностной и односторонней.

Любое социальное воздействие , возникающее в процессе трудовой деятельности, должно способствовать нравственному обновлению вовлеченных в него индивидов, усвоению ими определенных этических установок общества, что в определенной степени и представляет конечную цель социализации . Таким образом, происходит развитие личности , вовлечение ее в систему социальных ценностей и норм . Подобная адаптация означает усвоение важнейших аспектов общественной жизни, а следовательно, постепенную социализацию .

Современном мире социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь . Так же в современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества , но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно-смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновационному поведению.

Современный мир полон разных компьютерных технологий и зачастую, в связи с этим, личность (человек) прячется от общества, от живого общения в сетях интернета. Я считаю, что без влияния общества на человека не может происходить социализация личности . А так же в значительной степени представляет собой противоречивый, часто неконтролируемый процесс. Подобные противоречивость и стихийность в формировании базовых социальных ценностей и моделей поведения могут привести к разрушительным последствиям как для отдельной личности , так и для общества в целом.

Итогом данной темы является то, что на всех этапах развития общества в нем происходят процессы, определяющие как саму сущность имеющейся в тот или иной момент времени социальной реальности , так и особенности развития составляющих данное общество личностей .

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости , которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса . Однако в процессе социализации возможны сбои , неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. В итоге социализация личности в современном мире на прямую зависит от достижений общества.

На данном этапе общество подвергнуто интенсивному развитию цифровых технологий, которые влияют на адаптацию и социализацию личности в обществе . Я приводила примеры, доводы социализации личности в современном обществе и по моему мнению, духовность в нём откинута на задний план, сделав приоритетом экономическую направленность развития.

Я считаю что бы решить проблемы социализации каждый человек должен понять, что гаджеты не смогут заменить «живое» общение. Нужно больше проводить времени в кругу родных и друзей, общаться, делиться, не быть замкнутыми. Так же полезно читать книги и знать, что происходит в регионе, в стране и в мире . Ведь это саморазвитие.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Работу подготовила:

Михлева Ирина Игоревна, 16 лет,

Учащаяся 10 класа МАОУ СОШ №12

ст. Михайловской, Курганинского района

ст. Михайловская

2016

В современном мире очень много проблем и одна из них - проблема развития личности и общества. Я нахожусь в подростковом возрасте и как никто другой знаю, что такое развиваться, становиться личностью. Процесс формирования, становления любой личности сложный и длительный. Этот процесс является главной задачей общества, так как сильная личность способствует благоприятному развитию общества.

Личность - это социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общение.

Основными проблемами развития личности и общества являются:

    Отношения между людьми

    Финансовая зависимость

    Потеря личности

    Воспитание

    Отношение к окружающей среде и т.д.

Их много и перечислять можно бесконечно. Я хочу рассмотреть несколько.

Семья- это первый коллектив в жизни человека. Именно она играет главную роль в формировании личности. К функциям семьи, как одного из институтов общества относятся:

    Воспитательная

    Эмоциональная

    Хозяйственно-бытовая

    Репродуктивная

    Экономическая и т.д.

Но эти функции также являются одними из проблем развития личности. Проблемы у детей и взрослых объясняются ошибками в воспитании, главные из которых - отсутствие любви и поддержки. Ребёнок становится центром конфликта. Все такие конфликты независимо от возраста и индивидуальности ребёнка объясняют одно: невозможность для родителей отказаться от привычных стереотипов во взаимодействии с ребёнком, изменить стиль воспитания в семье. Чаще всего особенную остроту такие конфликты приобретают в семьях подростков, когда необходимость выхода ребёнка за пределы семейного круга вызывает острое сопротивление со стороны родителей. Это сильно влияет на отношения в семье и развития личности.

«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание»

Так однажды высказался Огюст Роден. Действительно, одна из важных ролей в формирование личности принадлежит искусству. Музыка, живопись, архитектура и т.д. – это отражение стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Произведения искусства не только влияют на человеческие чувства, но и сознание человека, преобразуя его. Они являются толчком к познанию нового, способом воспитания, общения и прививают вкус. Но нельзя забывать и о других способах формирования личности. В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании и социализации личности. Его роль может быть как позитивной, так и негативной.

Искусство – это универсальная сфера. И если при просмотре полотна картины, фильма, инсталляции возникло неловкое чувство в присутствие своего ребенка, значит, граница прекрасного находится в другой стороне от творчества автора. Объект и предмет художественного изображения всегда присутствуют в художественном произведении, потеря одного из них, влечет к суррогату, к имитации настоящего искусства.


. Эффи Грей, . Композиция 7 , Васи́лий Канди́нский

В современном обществе существует еще одна проблема развития личности общества. Современные технологии настолько быстро и настолько плотно внедряются в повседневную жизнь, что мы этого уже и не замечаем. Раньше поиск какой-нибудь статьи, или книги, нужной Вам например для реферата, мог занять не один день, сейчас же хватит того же доступа в интернет, и минимальных навыков для поиска там информации. Что, конечно же, сильно экономит время, которого как ни странно, все больше нам теперь и не хватает.

У Вас нет времени съездить за товаром? Теперь достаточно заказать его по интернету, оплатив его и доставку электронными деньгами или банковской картой. Вам нужно срочно пополнить баланс сотовой связи, или оплатить кабельное телевидение? Не нужно искать терминал, или стоят в очереди в салоне сотовой связи. Все это теперь можно сделать прямо из дома.

Но современные технологии имеют как плюсы, так и минусы.

Проводя все больше времени в виртуальном мире, человек не интересуется реальной жизнью. Вместо того, чтобы совершить прогулку по улице, сходить в гости к друзьям, современный подросток проводит вечер в онлайн игре, заводя знакомых только в социальных сетях. Прогресс необходим, но ко всему этому нужно подходить с умом.

С каждой из этих проблем человек встречается на протяжение всей жизни. Но в большинстве случаев именно подросток сталкивается с ними чаще всего. Поэтому задача воспитателей, педагогов, психологов заключается в том, чтобы при возникновении одной из проблем сразу оказать квалифицированную помощь. Проблемы общества тесно связаны с проблемами развития личности. Так как сильная личность способствует благоприятному развитию общества.

Справочные материалы:
Wikipedia . org

Quits . ru

Abruev.livejournal.com

Парменов Анатолий Александрович 2010

А. А. Парменов

О ПРОБЛЕМАХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НЕСТАБИЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. Рассматриваются проблемы становления и формирования личности в современном обществе, содержание ее деятельности. Анализируются факторы, способствующие развитию личности, формированию нравственных качеств. Изучаются мотивы, ориентирующие направленность ее деятельности. Ключевые слова: личность, отчуждение, гуманизм, идеал, нравственность, развитие, общество, направленность, цель.

Abstract. The problems of genesis and formation of personality in modern society and the content of its activity are examined. The factors assisting in personality development and formation of its qualities are analyzed. The motives orientating the direction of its activity are studied.

Keywords: personality, estrangement, humanism, ideal, morality, development, society, direction, aim.

Современный этап жизни нашего общества предъявляет особые требования к человеку, его личностным качествам. Совершенно очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов, мировоззрения, уровня образования и культуры зависит будущее страны.

Необходимость дальнейшего исследования проблем личности, разработки философских, педагогических аспектов ее становления и развития диктуется потребностями практики, возрастанием роли каждого человека в общественной жизни, возникшими перед обществом неведомыми ранее вопросами нравственного, психологического характера. Среди них: «Какие идеалы у современного молодого человека?» «С каких позиций подходить к вопросам нравственного воспитания?» «Как строить систему образования и связывать ее с воспитанием личности?» и др.

Без глубокого анализа этих вопросов, понимания перспектив их реализации сложно определить пути развития личности, содержание и характер ее деятельности.

Большинство исследователей рассматривают личность в двух аспектах: первый - влияние внешних воздействий на формирование и развитие личности; второй - внутреннее проявление, внутренние источники ее развития. Личность, с одной стороны, может характеризоваться как социализированный индивид, рассматриваемый со стороны наиболее существенных социально значимых свойств. С другой стороны - как самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Л. С. Выготский писал, что личность возникает в результате культурного и социального развития .

С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему... человек, у которого есть своя позиция в жизни» . Он обращал внимание и на индивидуальные свойства, качества человека, детерминирующие его развитие.

Ж. Сартр определял человека как существо, которое устремлено к будущему и осознает, что оно проецирует себя в будущее .

Н. А. Бердяев писал: «Человек - малая вселенная, микрокосм... в человеке открывается абсолютное бытие, вне человека - лишь относительное» .

В философской, психологической, педагогической литературе представлено множество теорий, концепций, касающихся проблемы личности, ее развития в онтогенезе, социализации, формирования самосознания и т. д. На наш взгляд, недопустим односторонний подход к какой-либо теории, абсолютизация отдельной стороны в изучении личности, как это делают некоторые исследователи. Например, в книге «Агрессия» австрийский ученый К. Лоренц доказывает, что агрессия - врожденное влечение, а не ответная реакция на ситуацию. Он считал, что, если человек не обладает агрессивностью, он не индивидуальность.

Существуют экстремистские «теории», согласно которым природа каждой человеческой расы различна: есть высшие и низшие расы. Одна из последних «теорий» такого рода представлена американскими социологами

Н. Мерреем и Р. Херстейном в книге «Изгиб колокола» (1995). Они утверждают, что между белыми и черными сияет пропасть в пятнадцать пунктов «коэффициента умственного развития» (Щ). Отсюда сделаны выводы о пересмотре социальных программ помощи негритянскому населению. Книга вызвала оживленное обсуждение, и выяснилось, что она была подготовлена по заказу расистской организации. В ней не опровергнуто объяснение бедности и преступности неравными общественными условиями и недостатком образования.

Э. Фромм писал: «Пытаясь избежать ошибок биологических и метафизических концепций, нам следует опасаться столь же серьезной ошибки - социологического релятивизма, который представляет человека не более, чем марионеткой, управляемой нитками социальных обязательств. Права человека на свободу и счастье заложены в присущих ему качествах: стремление жить, развиваться, реализовывать потенциальности, развившиеся в нем в процессе исторической эволюции» .

Процесс становления личности - процесс сложный, полон противоречий. Личность развивается в обществе, среди людей. Но жить среди людей -это значит руководствоваться определенными принципами, правилами общения с ними, соотносить свое личное «Я» с общественными интересами. Однако зачастую цели, выбранные молодыми людьми, и пути их реализации не отвечают общественным интересам, нравственным нормам.

Формы поведения могут быть разными. Например, одни молодые люди, сталкиваясь с какими-либо трудностями, идут по линии наименьшего сопротивления, стараются приспособиться, бездумно следуют общим мнениям, модным тенденциям, т.е. выбирают конформистский путь. Другие - стремятся навязать свои нормы поведения, ценности. Не отвечающие общепризнанным нормам морали организуют молодежные группировки, деятельность которых противоречит не только нравственным нормам, но и нормам закона.

Личность - это определенный социальный тип, в котором выражаются наиболее существенные черты эпохи, общественного устройства, нации. Но вместе с тем личность обладает и относительной самостоятельностью, специфическими качествами по отношению к обществу как к целому. Особенность развития личности состоит в том, что воздействие на нее внешних факторов

преломляется в деятельности - профессиональной, общественной, научной и т.д. Именно в процессе деятельности человека формируются его личностные качества. Содержание, масштаб, интенсивность деятельности определяют и ее место, роль в социальной иерархии, и возможность достижения той или иной цели.

Подлинное богатство личности определяется такой жизнедеятельностью человека, когда, с одной стороны, общество обеспечивает ему максимальное удовлетворение материальных и духовных способностей, а с другой - сам человек, создавая условия для этого, наиболее полно реализует свои потенциальные возможности. То есть должна быть гармония интересов личности и общества. В современном обществе в нашей стране такой гармонии нет. Есть немало социально-экономических противоречий, требующих разрешения. Полноценное развитие личности возможно при соблюдении следующих условий:

Совершенствование отношений собственности;

Оптимальный состав чиновников в структуре государственной власти и его эффективная работа;

Борьба с бедностью, справедливое распределение материальных благ;

Профессионализация управления во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

Реальная передача собственности в руки всего населения страны и создание «среднего класса», который будет уравновешивать политические, экономические и нравственные процессы.

Конечно, соблюдение этих условий - длительный процесс. Важно, чтобы каждый гражданин видел, что государство делает все возможное для решения этих проблем. Развитие личности невозможно без преодоления различных форм отчуждения от общества. «Снять» отчуждение можно только в обществе, где осуществляются права личности: право на труд, образование и медицинское обслуживание; право на свободу мысли, совести, убеждений; право свободно участвовать в митингах и т. д.

Решение этих проблем будет способствовать нивелированию, оптимизации межличностных, межгрупповых отношений, совершенствованию форм общения, улучшению социального климата в обществе в целом. «Надо заботиться о том, - писал известный философ Э. В. Ильенков, - чтобы построить такую систему взаимоотношений между людьми (реальных, социальных взаимоотношений), которая позволит превратить каждого живого человека в личность» .

Формирование личности человека начинается в первые годы его жизни. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что это период развития личностных механизмов поведения. Именно в первые годы жизни у ребенка формируются основы его личностных качеств. Он усваивает формы поведения, благодаря которым в будущем становится субъектом социальной действительности.

Примерно в возрасте шести лет начинает формироваться самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Это все более явственно проявляется в общении со сверстниками и взрослыми. Важно учитывать следующие аспекты личностного развития в этом возрасте:

Развитие сознания и самосознания;

Эмоционально-чувственная регуляция поведения;

Характер отношений с людьми.

Сознание - высший уровень психического отражения. Оно характеризуется активностью, интенциональностью, способностью к рефлексии. На ос-

нове сознания формируется самосознание, благодаря которому индивид начинает оценивать себя как личность. Оценка, самооценка в структуре самосознания занимают особое место. Через оценку своих действий со стороны субъект осознает важность, социальное значение собственной деятельности.

На вопрос «Почему личность существует?» Гегель и Фихте отвечали: «Потому, что обладает именно самосознанием». Собственно понятие «Я» характеризует личность, обладающую самосознанием.

К. К. Платонов разделял личность на «минимум» и «максимум». Он писал: «Минимум личности определяется осознанием ребенком своего «Я», активно противостоящего «Не-Я». Когда ребенок первый раз скажет: «Я сам!» - он уже личность и противопоставляет свое «Я» другим «Не-Я». А «максимум личности» он относил к возрасту 15-17 лет, когда субъект вступает в систему социальных отношений, утверждает себя в группе.

На наш взгляд, правомерна точка зрения К. К. Платонова о двух этапах развития личности, о том, что личность начинается со второго скачка в развитии. Трудно представить личность сразу в готовом социальном виде, процесс ее становления длительный.

Юношеский возраст - это возраст активного «заражения» идеями, целями. В поисках смысла своего существования появляются размышления юношества о своем жизненном предназначении, о смысле жизни. В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень, помогающий молодому человеку справиться с первыми жизненными проблемами, что особенно актуально в наше сложное время.

Какие идеалы у современной молодежи? Нужны ли они вообще? В чем смысл жизни? Эти и другие вопросы автор задавал студентам второго курса ПГУ, учащимся учебно-производственного комбината г. Пензы.

На вопрос «Нужен ли идеал человеку?» были получены разные ответы.

Большая часть студентов считает, что идеал не нужен. Вместе с тем многие боятся потерять свою индивидуальность (как они считают), если будут следовать идеалам.

Индивидуальность - это своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида. Это нечто неповторимое. Ребята боятся потерять свою особенность и неповторимость. Сохранение индивидуальности они часто связывают с сохранением своей самостоятельности и независимости, имеющих в системе нравственных ценностей юношеского возраста особое значение.

Однако, несмотря на проблемы, трудности, с которыми встречаются молодые люди в нашем обществе, у многих остается естественное стремление к идеалу, о чем свидетельствуют их суждения. Может быть, некоторые из них готовы частично отказаться от своей самостоятельности ради «большой» цели?

В последние десятилетия в нашей стране в сознании людей произошла болезненная ломка устоявшихся идеалов. Меняются ценностные ориентации и у молодежи. Возможно, перед молодежью более остро стоит вопрос о выборе жизненного пути, о смысле жизни, чем у предшествующих поколений.

Интересно было узнать суждения студентов ПГУ и слушателей УПК о смысле жизни. Им была роздана анкета, составленная социологом В. Э. Чуд-новским. Всего было опрошено около ста человек. Из первой части анкеты

был взят вопрос «Чего, по Вашему мнению, в жизни больше - смысла или бессмыслицы?». На этот вопрос большинство (около 80 %) ответили, что бессмыслицы. Ответы юношей и девушек распределились примерно одинаково.

Критическое отношение большого числа опрошенных к действительности нельзя объяснить только присущим их возрасту максимализмом. Это отражение в их сознании и социальных, и, в большой степени, моральных сторон нашего бытия. Особенность морали состоит в том, что ее требования опираются на силу общественного мнения, она содержит ряд общих положений, связывающих людей. В духовном мире личности они отражены в ведущих нравственных категориях: добро и зло, справедливость и несправедливость, жадность и альтруизм и т.д. Основное содержание данных моральных представлений и определяет оценку школьниками, студентами социальной жизни и их поведение в семье, школе, вузе, в способах проведения досуга.

Вместе с тем осознание тех или иных проблем в сфере нравственных отношений, не отвечающих естественной сущности человека, может способствовать поиску, выбору юношами и девушками образцов, идеалов, согласно которым они планируют следовать и строить свое поведение. Конечно, этот выбор может быть и ошибочным, но само стремление к преодолению негативных явлений является существенным импульсом выбора правильных нравственных норм. Это лучше, чем пассивное созерцание.

Приведем в этой связи высказывание С. Л. Рубинштейна о способах человеческого существования: «Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый - это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем - подруги, учителя, затем муж, дети, и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее - это решающий поворотный момент. Сознание выступает здесь, как. выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней. От такого итогового, обобщенного отношения к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации» .

Именно «второй способ существования», когда человек рефлексивно начинает познавать жизненные процессы, явления, давать им нравственную оценку как бы независимо от «включения в жизнь» со стороны, свидетельствует о его личном самоопределении, желании преодолеть «бессмыслицу» жизни.

В юношеском возрасте лавина жизненных впечатлений начинает интенсивно проходить фильтр собственного сознания, еще хрупкого, бедного опытом восприятия мира, но стремящегося к индивидуальному осмыслению мира, к самоанализу. Отсюда и напряженность внутренней жизни молодого человека. Он начинает замечать противоречия действительности, которых в обществе много, создает свои идеальные образцы, задумывается над своим местом в обществе. До конца понять эти противоречия он еще не может, поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает стихийные формы.

Трудность юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных от-

резков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений) - необходимая психологическая предпосылка постановки перспективных проблем. Реализация перспективных целей в этом смысле есть движение к идеалу, к личности, которой присущи такие качества, как честность, порядочность, мужественность и т.д. В своем целостном виде эта личность образует единство сознания и деятельности моральных, этических, эстетических и иных качеств, связанных между собой. Перспективные цели развития личности, ее нравственного воспитания органически сочетаются с необходимостью подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, умению адаптироваться в обществе.

Проблема смысла жизни, достижения цели - это не только мировоззренческая проблема, но и вполне практическая. Решение этой проблемы содержится не только внутри человека, но и в окружающем мире, где и раскрываются его способности, деятельные потенции. Содержание и характер деятельности могут соответствовать или не соответствовать моральным, общественным нормам. Возможны два варианта:

Личность принимает общественные нормы, образцы и ведет себя соответственно этим нормам;

Личность отвергает общественные нормы, правила и действует по своему усмотрению.

Это обычные варианты. На практике все сложнее, поскольку норма и поведение - особенно сложное соотношение в жизненной практике.

Норма как осознанная необходимость - первый вариант. Второй - норма, внешне принятая, но не признаваемая. Субъект может действовать, нарушая нормы морали, законы (насколько это возможно), но делает это, представляясь в качестве добропорядочного гражданина. Третий вариант - деятельность, не отвечающая нормам морали и даже нормам закона, с целью достижения сугубо личностных интересов, собственного «успеха». То есть в этом случае знание норм и знание поведения не совпадают. Человек знает эти правила, нормы, но нарушает их. Причина в том, что те или иные нормы, требования являются в его понимании препятствием для достижения цели и теряют для него личностный смысл.

Если человек считает, что «все средства хороши» для достижения цели, и в процессе своей деятельности нарушает законы (насколько возможно), нормы морали, интересы других людей, ущемляет их права, то это равнозначно отношению к другим людям как к средству, как к орудию ради достижения сугубо личных интересов. Если такой вид деятельности закрепится в общественном сознании, будет приниматься за правило, норму в отношениях между людьми, то границы между такими общечеловеческими понятиями, как «добро» и «зло», «правда» и «ложь», будут стираться. Это может привести к деградации моральных ценностей, деформации личности. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, является формирование личности, способной не только принимать решение, но и нести ответственность за свой выбор. Важно, чтобы человек хотел действовать согласно гуманистическим нормам, общечеловеческим принципам. Это важнейший этап закрепления нравственных начал. На это обращали внимание многие известные ученые: А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, Л. И. Божович и др.

Л. И. Божович выделяла два основных критерия, которые характеризуют человека как личность. Первый: человека можно считать лично-

стью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно: если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. Второй критерий: способность к сознательному руководству собственным поведением. Оно осуществляется на основе осознанных мотивов и принципов и предполагает сознательное соподчинение мотивов.

Проблема современного общества в том, как может формироваться личность, отвечающая этим критериям, если, к примеру, побуждения юноши не отвечают тем ценностям, тем нравственным нормам, которые формировались в течение многих лет. Будет ли он «преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого», если в общественном сознании эгоизм, индивидуализм и т.д. имеют первостепенное значение. Индивидуализм, чувство собственности становятся господствующими в нравственном мире. Противопоставление личного общественному все более становится нормой общественного сознания, ориентация на общественные ценности уходит на второй план.

«Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть. воспитание больше, чем когда-либо, становится воспитанием ответственности», - писал в ХХ в. австрийский ученый В. Франкл . Проблема ответственности особенно актуальна в настоящее время. Целью воспитания сегодня является формирование личности, способной не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор.

Развитие личности, формирование ее взглядов, моральных норм, связано не только с непосредственным окружением, т.е. с «микросредой», но и с воздействием общественной среды в целом. Государственные учреждения, общественные организации непосредственно влияют на человека, формирование его взглядов, убеждений. Особенно большое влияние на сознание людей, их мировоззрение оказывают средства массовой информации (СМИ). Восприятие и интерпретация важнейших событий, происходящих в стране и мире, представленная в СМИ, прочно откладывается в сознании людей, особенно молодежи, приобретает устойчивый характер и часто принимается как истина без серьезного осмысления. Фактически СМИ выступают активным субъектом социальной политической жизни, имея возможность прямо обратиться к населению, минуя такие социальные институты, как семья, школа, партия и т.д., человек становится простым потребителем информации, не пытаясь зачастую достаточно полно вникнуть в ее содержание, смысл.

Огромное влияние СМИ оказывают на эмоции человека, особенно молодежи. Эмоциональное воздействие в каких-то ситуациях может стать доминирующим фактором, определяющим поведение личности и ее отношение к чему-либо. Такое отношение выражает не только логическую оценку какого-либо явления как целого, но также и принятие его миром чувств человека. Зачастую лишь эмоции, становясь единственным инструментом установления ценности явлений, событий и отодвигая на второй план объективную, истинную сторону этих событий, могут стать причиной неадекватной оценки человеком реалий социальной жизни и проявляться в его практической деятельности.

Дети, которые часто смотрят передачи, где много сцен насилия, жестокости, склонны примириться с этими негативными явлениями, считая это нормой, и рассматривают их как интегральную, неотъемлемую часть общества. В сознании детей возникает неверное, деформированное понимание об-

щечеловеческих норм, моральных ценностей. В последующем это может негативно сказаться на его личностном развитии.

В формировании личности, способной лучше адаптироваться к нынешним условиям, важно учитывать следующие принципы:

Создание благоприятных условий для развития личности;

Дать сумму знаний и научиться пользоваться ими (в школе, вузе);

Развитие потребностей в индивидуальной самореализации;

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для приобретения уважения среди сверстников (в школе, вузе), среди коллег в трудовом коллективе;

Формирование чувства собственной значимости, воспитание чувства собственного достоинства у каждого человека.

Следование этим принципам, нормам позволило бы успешно решать многие проблемы воспитания и развития личности.

Личность всегда проявляет и реализует себя через сложную многоуровневую систему социальных отношений, и изучение социальнопсихологических механизмов воздействия этих отношений на личность, их философский анализ, позволяет выявить сущностные стороны ее развития.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. - М., 1983. - Т. 3.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1946.

3. Сартр, Ж. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. - М., 1989.

4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М., 1989.

5. Фромм, Э. Характер и социальный прогресс / Э. Фромм // Психология личности. - М., 1982.

6. Ильенков, Э. В. Что же такое личность? / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность? - М., 1984.

7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1973.

8. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович. - М., 1981.

9. Франкл, В. В поисках смысла / В. Франкл. - М., 1990.

Парменов Анатолий Александрович

кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Пензенский государственный университет

Parmenov Anatoly Alexandrovich Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of philosophy. Penza state university

E-mail: [email protected]

УДК 130.1 Парменов, А. А.

О проблемах становления и развития личности в нестабильном обществе / А. А. Парменов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 4 (16). - С. 70-77.

Сегодня российское общество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, предъявляющими высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Одна из главных угроз - консервация отсталости в российском обществе - во многом обусловлена низкой информационной культурой и неэффективными процессами социализации личности.

Эта проблема весьма актуальна в России, где наблюдается высокая неравномерность интеграции социальных слоев в информационное пространство; многочисленные социальные группы россиян сегодня не имеют возможности и мотивации к формированию информационной культуры. Отсутствие интереса к знаниям и возможностям информационно-коммуникационных технологий (или ограничение данного интереса только рекреационными возможностями) снижает интеллектуальные, творческие способности человека и, как следствие, его экономическую и социальную активность, ограничивает мобильность, возможности получения образования и многих других услуг. В условиях нарастающего переизбытка информации и подвижности всех социальных структур такие группы не могут формировать адекватные, успешные модели поведения и становятся все более социально не защищенными.

Таким образом, существует противоречие между потребностями российского общества интегрироваться в глобальное информационное пространство и недостатком информационно образованных граждан, что порождает цифровую бедность и создает социализационные проблемы.

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов; 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами.



В современном обществе создается парадоксальная ситуация - с одной стороны, наше общество все чаще сталкивается с задачами (как профессиональными, так и повседневными), успешное решение которых непосильно отдельно взятому человеку и требует кооперации усилий у групп людей. Подобная кооперация подразумевает владение знаниями, умениями и навыками межличностного взаимодействия. Вследствие этого на современном отечественном рынке труда становятся все более востребованными специалисты, основу деятельности которых составляет именно взаимодействие с другими людьми - психологи, юристы, менеджеры. С другой стороны, достижения науки и техники направлены на то, чтобы сделать человека максимально самостоятельным и независимым во всех сферах жизни, а подчас даже изолировать его от общества (например, распространение персональных компьютеров, персональных стереопроигрывателей, домашних кинотеатров и т.п.). Ситуации, которые раньше подразумевали темное общение с другими людьми, теряют свою актуальность; все больше люди выбирают профессиивида «человек-машина» или « человек - знаковая система».

Такая тенденция в обществе негативно сказывается на процессе социализации современного человека. Усвоение социального опыта не заканчивается с завершением стадии целенаправленного привития человеку общепринятых правил норм в школе и других учебных заведениях, этот процесс стихийно продолжается всю жизнь. Поскольку процесс социализации неразрывно связан с индивидуализацией личности, ее становлением и развитием, то можно говорить о том, что современное общество в какой - то степени препятствует развитию и, более того, саморазвитию личности.

В современных условиях, из-за сложности профессиональной ориентации, что часто приводит к неправильному выбору профессии или неправильному подбору профессии, получаем не только неполноценного специалиста, но и недовольную жизнью личность, которой трудно найти свое место в жизни.

Следует выделить отдельно и обратить особое внимание на главнейший компонент социализации -- формирование мировоззрения. Трансформация общества и образа Мира, как и производимых им типов личности, их отношений к социальной действительности, к природе, к друг другу порождает потребности в новых мировоззренческих ориентациях, которые обеспечивали бы более совершенные формы социального быта. В эпоху научно-технической революции здесь проявляются две тенденции: с одной стороны, -- формирование мировоззрения облегчено, а, с другой стороны, -- затруднено. Мировоззрение есть единство двух моментов. Один момент -- знание, информация о действительности, а другой момент -- позиция, отношение к окружающей среде, человечеству, к данному обществу, к самому себе. Сегодня информация дается легко, а формирование позиции является сложным процессом.

Проблема социализации личности, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.

В настоящее время проблематика становления и развития личности профессионала, а также вопросы профессиональной социализации активно исследуются А.К. Марковой, Е.А. Климовым, О.Г. Носковой, Н.А. Перинской, С.В. Новиковым, О.В. Ромашовым, В.Д. Шадриковым.

Изменения, происшедшие в последние 10 лет во всех сферах политической, экономической и социальной жизни Российского общества, породили многочисленные проблемы. Одна из наиболее актуальных - критическое осмысление перемен в социальной и духовной жизни, определение тенденций дальнейшего развития, выбор структуры и содержания социального воспитания как контролируемого института социализации детей.

Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в отдельных областях науки и техники, прочных знаний, умений и навыков в учебной деятельности, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях. Именно от этих умений и качеств во многом зависит успех человека и общества в целом в преодолении противоречивых условий социальной жизни.

Человеку свойственно врожденное природное стремление к познанию. Поэтому первостепенное значение процессу пробуждения и развития познавательной активности личности с ранних лет придается тогда, когда ум и душа особенно восприимчивы, энергичны. До 25 лет - этап профессиональной социализации личности. В это время человек сам проектирует свое будущее. Что касается соотношения теоретических фундаментальных знаний и практического опыта, между ними всегда существует временной лаг на протяжении всей активной жизни человека, в любой сфере деятельности. Они постоянно корректируют друг друга - то знания требуют практической реализации, то опыт нуждается в теоретической подпитке. Пожалуй, самое отрадное, обнадеживающее явление в современной России - это своего рода бум на образование. Молодые люди уже не ограничиваются одним высшим специальным образованием, а вполне осознанно стремятся дополнить его новейшими знаниями и технологиями. Сегодня вновь востребован интеллект, профессионализм, творческий, инновационный потенциал личности. Это - вызов времени, в то же время безусловный залог достойного развития общества. Порой успешное динамичное развитие личности во многом определяется физическим здоровьем, психической устойчивостью и развитым интеллектом.

На протяжении своей истории общество меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

По мнению Н. Н. Малофеева, в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно выделить пять периодов

Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Переломным моментом перехода к данному периоду в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же возникновение первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715 гг. , которое связано с реформами Петра I.

Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Третий период - от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.

Пятый период - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80-90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах.

Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Таким образом, проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.

Проблема социализации личности (и не только формирующейся « личности, т.е. молодого человека) представляется весьма острой и потому, что в связи с резким падением рождаемости в большинстве европейских стран и в частности в России имеет место феномен под названием "старение населения". Взрослые и в особенности пожилые люди с каждым годом составляют всё более существенную в количественном отношении часть населения многих стран. Это заметно повышает значимость проблемы социализации взрослых людей, заставляет политиков, философов и учёных, исследующих личность и общество, по-новому смотреть на место и роль пожилых людей в обществе, требует проведения новых исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Сходные условия формирования личности детерминируют у множества индивидов общие, похожие взгляды на мир и его ценности, общие жизненные цели и задачи, нормы поведения, вкусы, привычки, симпатии и антипатии, черты характера, особенности интеллекта и т.д. Конечно, каждая из личностей по-своему своеобразна и неповторима, но она вместе с тем обладает таким сочетанием, ансамблем социальных качеств, которые позволяют отнести ее к вполне определенному социальному типу - продукту сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Поскольку социология имеет дело не с единичным, а с массовидным, она всегда стремится найти в многообразии повторяющиеся признаки, раскрыть в личности существенное, типичное, закономерно возникающее в определенных социальных условиях. Обобщенное выражение совокупности повторяющихся качеств личности фиксируется в понятии "социальный тип личности".

На протяжении длительного времени в отечественной социологии преобладала тенденция фиксации фактически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого социалистического общества и развивающегося в направлении идеального коммунистического типа личности. Всё многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени развития исторического типа, к различным условиям и проявлениям типичного в этом плане.

В.А. Ядов подчеркивает необходимость выявления базисного типа, характерного для определенного общества, и модального (реального), преобладающего на том или ином этапе его развития. Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается только с помощью социологических исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный тип, т.е. систему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях не осуществимы.

В периоды крутой ломки общественных отношений, радикальных и масштабных преобразований экономических, социально-политических структур и форм жизни общества проблема несовпадения модального и базисного типов чрезвычайно обостряется. Так, многие укоренившиеся в нашем обществе, ставшие повсеместно распространенными социальные качества людей не совместимы с осуществляемыми в стране экономическими и политическими реформами. Советский человек, адаптировавшийся к жизни в рамках так называемой командно-административной системы, в условиях тоталитарных политических отношений, должен пережить сложнейший болезненный процесс пересмотра многих идеалов и убеждений, переоценки многих ценностей, приобретения многих иных знаний, навыков, умений, черт социального характера.

Проблема социализации личности вообще и политическо-экономической, в частности, актуальна для любого общества и по причине смены (иногда довольно частой) правительств, глав государств с их доктринами, программами, концепциями развития. Приходит к власти новая группировка с новым курсом и начинает "социализировать" различные слои населения в собственном ключе, и людям приходится адаптироваться к новым реалиям общественной жизни.

Конечно, проблема социализации личности на сегодняшний день открыта и очень актуальна, но, тем не менее, в нашем обществе, хоть этот вопрос и решается, но решается очень плохо. Современные социальные объединения просто не могут повлиять на подрастающее поколение, только входящее в первую стадию социализации, в полной мере, так, как нужно. Ведь не все всегда идет так, как гласит нам «идеальная модель» решения конкретного вопроса.