Проблема уничтожения деревень в россии аргументы. Проблема исчезновения деревень. Проблема роли музыки в жизни человека

В данной подборке аргументов мы сконцентрировали свое внимание на всех самых проблемных аспектах смыслового блока «Родина». Во многих текстах для подготовки к ЕГЭ поднимаются соответствующие проблемы. Все литературные примеры доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Через всё творчество Сергея Есенина явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова , великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Важность патриотизма

  1. Тема Родины ярко прослеживается в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» . Главный герой – отец двух сыновей, Остапа и Андрия, вместе с которыми он сражается за независимость своей страны, пытаясь освободиться от польских захватчиков. Для него отчизна – это нечто святое, то, на что нельзя посягнуть. Когда Тарас Бульба узнаёт, что его собственный сын перешёл на вражескую сторону, то убивает его. В этот момент он лишает жизни не родного человека, он наказывает предателя. Такой поступок говорит о многом. Сам Тарас в итоге также погибает, спасая своих товарищей и принося себя в жертву ради спасения своей страны. Если бы он не сделал всего этого, его народ перестал бы существовать.
  2. А.С. Пушкин , один из величайших поэтов России, всегда беспокоился о судьбе своей родины. В его творчестве можно заметить недовольство царским самодурством. Поэт гневно описывает крепостной режим. Как, например, в стихотворении «Деревня» : «Здесь барство дикое, без чувства, без закона». И в то же время, несмотря на всю боль от мысли о несправедливом отношении к крепостным, Пушкин любил свою родину. Он с особой нежностью описывает красоту природы, с трепетом относится к своей культуре. В стихотворении «Простите, верные дубравы!» он буквально говорит, что готов оставить своё сердце в родных местах.

Значение родины в жизни человека

  1. Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.
  2. Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» . В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
  3. В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны - это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.
  4. Каждый видит в понятии «родина» что-то своё: дом, семью, прошлое и будущее, целый народ, всю страну. Говоря об этом, нельзя не вспомнить и один из древнейших памятников русской литературы – «Слово о полку Игореве» . Автор буквально в каждой строчке обращается к русской земле, к природе, к жителям нашей страны. Он рассказывает о прекрасном крае с его полями и реками, с холмами и лесами. И о людях, живущих в нем. Автор «Слова…» повествует о походе Игоря на половцев в борьбе «за землю Русскую». Переходя границу Руси, князь ни на минуту не забывает о родине. И в итоге эта память помогает ему вернуться обратно живым.
  5. Жизнь в изгнании

    1. Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
    2. Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование - это лишь «жизнь над бездной».
    3. Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора …» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.
    4. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

В последнее время все больше селян стремится уехать в большие города. Забытые деревни пустеют, жители бегут в поисках лучшей жизни. Сколько таких деревень по всей России - сказать сложно. Почему же исчезают старинные поселения, что заставило хозяев покинуть свои дома? У каждой нежилой деревни своя трагическая история.

Проблемы русской деревни

Деревня всегда была главным символом русского духа. Именно она является колыбелью великой культуры и лучших традиций нашей страны. В наше время забытые деревни России - не редкость. Все чаще можно увидеть покинутые села, которые поражают своими печальными пейзажами. Сельская молодежь стремится к лучшей жизни, в условиях без поддержки государства сложно добиться успеха. Исправить плачевную ситуацию поможет целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение экономики сельских хозяйств.

Причины

Социологи уже давно рассуждают о причинах угасания российской глубинки. Многие малые населенные пункты прекратили свое существование по схожим причинам. Деградации русского села способствовало множество различных факторов:

  • истощение природных ресурсов (например, пересыхает водоем, которым местные жители пользовались для своих нужд);
  • переселение жителей вследствие предполагаемого строительства важных сооружений;
  • военные действия (мобилизация мужчин, которые впоследствии не вернулись обратно);
  • слияние мелких деревень 60-70-х годов прошлого века (цель хрущевской программы заключалась в укрупнении колхозов);
  • неразвитая инфраструктура;
  • отсутствие рабочих мест (так появляются старые заброшенные деревни, откуда люди ухали в поисках работы и лучшей жизни);
  • низкие цены при высоких затратах на продукцию, которую может производить ;
  • деревни, доживающие свой век (небольшое количество местных жителей, в основном пожилых: молодежь, уехавшая учиться в город, уже не возвращается на малую родину).

У каждой забытого места своя уникальная история, 20 век в России был богат на события, которые в большинстве своем негативно повлияли на русскую деревню. Лемболово в окрестностях северной столицы было разрушено до основания в годы Великой Отечественной войны. После победы наших войск населенный пункт был передвинут севернее. Возникла новая железнодорожная станция, которой было передано историческое название. Небольшая упраздненная деревня Питкямяки Ленинградской области сейчас является частью более крупного поселения Мяглово.

Несмотря на свою запущенность и дряхлость, забытые деревни являются естесственным источником вдохновения для некоторых энтузиастов, не побоявшихся трудностей. Есть люди, которые переезжают из больших городов поближе к природе. Что это - зов крови или желание сбежать от городской суеты? Чем бы ни было обусловлено освоение заброшенных сел, возможно, благодаря этим переселенцам произойдет возрождение русской деревни.

Культурные ценности

На карте России есть регионы, где существует множество заброшенных объектов культурного наследия. Старинные помещичьи усадьбы, спешно покинутые своими хозяевами в период Октябрьской революции, красивейшие храмы и монастыри, где не проводились службы в течение многих лет. Внутреннее убранство уже давно разграблено, от многих объектов остались живописные руины. Богатая история, дух прежних времен привлекают краеведов и ценителей старины.

В окрестностях Санкт-Петербурга есть упраздненная деревня Куммолово, настолько древняя, что первые упоминания о ней встречаются в писцовых книгах 16 века. На заброшенной территории располагается усадебный дом Блюменторста. Некогда роскошная постройка архитектора Беретти ныне угадывается лишь благодаря руинам. Остатки заросшего парка с былыми посадками плодовых деревьев, заболоченные пруды, где разводили форель, каменистые россыпи на местах прежних многочисленных строений сохранили историческую границу поселения. Причиной разрушения деревни послужила оккупация.

Интерес к деревне в наше время

Сейчас нежилые забытые деревни вызывают искренний интерес со стороны многих путешественников. Это направление может стать хорошим ресурсом развития туризма. Некоторые старинные церкви и барские усадьбы сохранились до наших времен. Запустение и мрачность заброшенных мест особенно привлекают любителей экстрима и кладоискателей. Не стоит забывать, что прогулки по безлюдным объектам могут быть достаточно опасными. Помимо старых колодцев и дряхлых построек, путешественника могут ожидать змеи и дикие звери.

К сожалению, количество старых покинутых поселений растет год от года. Возможно, когда-нибудь проблема эта решится, и Россия будет гордиться своими процветающими селами. А на данный момент забытые деревни могут вызвать интерес только у группы энтузиастов и сталкеров.

Сочинение

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку.

И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: «Не было бы граждан - не было бы никакой войны». С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.

«Прощание с Матерой» - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная.

Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матеру?!» Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете - это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул - герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: «Мертвых грабят!» Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище - нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит». Ее поддерживает вся деревня…

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Любовь к отеческим гробам» еще А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров, И вообще, он уверен, что память - это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с «почвой»? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с «прощания с Матерой»? «Если земля - территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину - освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» - обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть - это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

Вернемся к роману. Матёра - это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары.

Эта перспектива не радует стариков, которых Распутин почти всегда вводит в свои произведения. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это родина ее предков, а сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Ма-тёру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

Суть противопоставления в том, что для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Так, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. По их логике это естественно, это первоочередная задача, так как размытые рукотворным морем захоронения могут быть источником болезней. А противоположная сторона антитезы - Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же… наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Чё про совесть, ежели этакое творится!»

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Но не все. Противопоставление нового и старого заметно и среди аборигенов Матёры. Остались верными ей лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.

Писатель заставляет задуматься: будет ли человек, покинувший родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелее всех. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но с прежнего места еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна, и передавать родную землю некому.

В истории Матёры легко прочитывается судьба родной деревни Распутина - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Писатель не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в людях. В силах человека сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой»)

Вариант 18. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.


Текст





Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть. Я, во всяком разе, не смог. Ведь некоторым селам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счета, - тыща лет! А может, и более. И самое печальное зрелище - это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.
Я заглянул в окно покинутой избы. В ней еще не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задернут выцветшей ситцевой занавеской. На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье - ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и березовые. За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.
Здесь жили хозяева! Настоящие. Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придет не браконьером и бродягой - жителем придет, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него все необходимое… Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу - и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.
А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз "рогами", валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колес - ступить некуда. В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды все брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помет, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружье, пустые гильзы, подполье черным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, и всюду бутылки, бутылки, из-под бормотухи и водки, большие и маленькие, битые и целые, - отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было ни Бога, ни памяти, отсюда отступали, драпали с пьяной ухарской удалью, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламленную избу с презрением: «Хватит! Поворочала! Теперь в городе жить стану, как барыня!..»
В.П. Астафьев

Примерный круг проблем: