Проблема совести в произведении гроза. Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести? (ЕГЭ по русскому)

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из‑под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что‑то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Катерина - главный и, пожалуй, единственный персонаж пьесы А.Н. Островского «Гроза». Всех остальных (хотя действующих лиц в пьесе действительно много) можно смешать с кромешной тьмой, в которой Катерина , волей-неволей вынужденная жить в имении Кабановых, остается единственным «светлым лучом». Только ей автор придал человеческие черты, только ее наделил добродетелью, значительно превышающей по силе человеческие пороки, а именно совестью.

Вопрос совести в пьесе напрямую связан с религией. Островский неоднократно акцентирует внимание читателя на религиозности и глубокой набожности Катерины. Пожалуй, даже можно предположить, что надвигающаяся по ходу пьесы гроза, которую так сильно боится Катерина, - это божий суд, и Господь, как думает несчастная, раскаивающаяся в своем грехе, разгневался на нее за то, что она сотворила. Вместе с тем Катерина выбирает своей судьбой добровольный уход из жизни, когда бросается в реку, - тяжесть греха, который она совершила, становится непосильной ношей. Катерина понимает, что не сможет до конца дней своих жить с этим грехом на душе, и потому решает прервать земные муки сейчас. Удивительно, но они кажутся ей куда невыносимее и страшнее, нежели адское пламя, ожидающее всех грешников после самоубийства.

Читателю, конечно, покажется несправедливым такой порядок вещей. Жизнь Катерины почти так же беспросветна, как и темное царство, в окружении которого она вынуждена находиться. Единственной отдушиной стала влюбленность в Бориса, но сколько сомнений тогда встало на пути к женскому счастью! Варвара - сестра мужа Катерины, видя, как мучается любовной тоской ее родственница, решается помочь ей и устраивает свидание с Борисом. Уже тогда Катерина сама себе напоминает загнанного в клетку зверя, загнанного туда любовью и пораженного страхом от того, на что он сам способен.

Влюбленность и свидание могли бы остаться тайной, счастливым воспоминанием, которое Катерина бы лелеяла в памяти, возможно, никогда больше не решившись обмануть мужа. Но вокруг сверкает гром, бьет молния, и шумит гроза. Катерине кажется, что это Господь Бог говорит с ней с небес, проклиная за то, что она осмелилась сделать, что она опорочила мужа и саму себя. Нет ей прощения! Набожность и сгубила Екатерину, которая тут же кидается в ноги и без того ненавидящей ее свекрови и мужу, который сам по себе неплохой человек, однако не вызывающий у своей супруги никаких чувств. Как же сильно ненавидит ее в этот момент Кабаниха - свекровь Катерины, как клянет и хулит за то, что та посмела обмануть ее сына! Но может ли эта ненависть оскорбленной матери сравниться с тем, что чувствует сама жертва? Не быть ей с Борисом, которому предстоит отъезд и невозвращение. А, значит, она на всю жизнь останется у Кабановых, вечно проклинаемая Кабанихой и равнодушная к мужу. Только и есть у нее, что это воспоминание о случайной, о запретной любви, которой никогда не будет шанса воплотиться в семью.

И что ей делать? Разве может она жить дальше так, как жила? Ведь теперь муж станет ей совсем не мил, а свекровь и вовсе изведет ее за проступок. Так будут идти месяцы и годы, но ничего не изменится, она по-прежнему будет жить в окружении «темного царства» - до тех пор, пока ее собственный, и без того тусклый огонек не померкнет. Нет, не бывать этому!

В тот миг, когда она, ведомая чувством вины и отчаянием, бросается в реку, она не думает о Боге, чьего наказания Катерина так боится. Она сама себя наказывает, ведь это совесть приводит ее на обрыв, с которого она бросается в реку. И там, за чертой, возможно, она все же найдет что-то светлое, как она сама, всю жизнь жившая в страшном и таком чужом для нее «темном царстве».

| Печать |

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать?то я не умею; скрыть?то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из?под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из?под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что?то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Похожие сочинения:
Художественный метод в драме "Гроза" Проблематика пьесы Островского "Гроза" Проблема народного характера в драме "Гроза"
Еще сочинения:
Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» « » в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
Рекомендуем:
Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Лес""> предыдущая страница

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».

И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

    Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым - патриархальными принципами, и новым - стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние,...

  1. Новое!

    Свое место в системе образов за­нимает и Варвара. Казалось бы, Катерину естественнее всего сопо­ставлять именно с ней. Они живут в одном доме, судя по всему, не очень отли­чаются друг от друга по возрасту. В Варваре есть даже что-то живое, искреннее....

  2. ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО Любовь покрывает множество грехов. Ев. от Петра, IV, 8 «Гроза», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней Островского...

    Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством", царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы...


В «Грозе» А.Н.Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту.

После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери – купчихи Кабановой.

Марфа Игнатьевна, которую за глаза величали Кабанихой, была властной женщиной, держала в страхе всех домочадцев. Выросший в такой атмосфере Тихон был полностью зависим от ее воли, не мог защитить жену от нападок деспотичной свекрови.

Катерина чувствовала себя одинокой, характер не позволял ей подстроиться под жестокие нравы, принять за правило ложь и притворство. Она искала хоть какой-то смысл в существовании в «темном царстве», но знакомство с племянником купца Дикого стало для нее роковым. Женщине казалось, Борис – единственный, кто понимает ее, разделяет ее стремления, однако днако мужчина оказался таким же безвольным, как и Тихон. Зависимость от богатого дядюшки не позволяла ему проявить решительность, он советовал Катерине покориться судьбе.

Любовь к Борису замужняя женщина восприняла как несмываемый грех.

Нравственная требовательность к себе не позволяла ей сохранить в тайне измену мужу, душа стремилась к чистоте и безупречности. Проблему покаяния автор показывает наиболее остро. Героиню терзают муки совести, она не в состоянии разлюбить Бориса, но чувство долга постоянно напоминает о себе. Катерина казнит себя за малодушие, считает чувства к Борису греховными, ведь муж для жены – словно Бог для церкви.

Страдания Катерины доводят ее до отчаяния: опасаясь божьей кары, она бросается Тихону в ноги и прилюдно признается в своем падении. Сцену покаяния сопровождает разразившаяся гроза, которая несет очищение и одновременно предвещает трагедию. Жители Калинова дружно осудили падшую женщину, для них чистосердечное признание – лишь повод для сплетен. Кабаниха с двойным усердием принимается тиранить невестку, а заодно и сына – «за неправильное обращение с женой».

Враждебность «темного царства», укор окружающих и муки совести подсказывают Катерине единственный выход – она бросается в волжский омут. «Гроза» - не является «трагедией любви», скорее это «трагедия совести». Страшный шаг героини – это акт отчаяния, поскольку в смерти она видит единственное избавление от земных мук, кажущимися ей страшнее ада.

Обновлено: 2017-02-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.