Проблема предательства, эгоизма, бесчестия

С 1917 по 1922 года Россию корежила страшная гражданская война. Число погибших в боях, казненных, умерших от голода и эпидемий достигло 19-21 миллионо человек, 12-13 % населения. 2 миллиона эмигрировало на чужбину.

Фильмы показывают нам поистине героическую эпоху, самоотверженных комиссаров и чекистов, «бумбарашей» и «неуловимых мстителей». Но легенды создавались победителями, на самом деле романтики в великой трагедии было мало. А тем более, в лагере красных.

Революция 1917 года стала результатом грязного заговора. В его подготовке и финансировании участвовала противница России в Мировой войне, Германия. Участвовали и союзники: правительства, спецслужбы и банковские круги Англии, США. Россия была для них главным конкурентом в мировой экономике, вот ее и обрушили в хаос.

Большевики, захватив власть, проявили себя самой жестокой и беспринципной из революционных партий. Демагогией они привлекли на свою сторону чернь, шкурников, уголовников. Провозглашалось: «Грабь награбленное»! Хулиганам и хамам подарили полную вседозволенность, натравливая их на противников. Страну захлестнули террор, погромы, насилие. Но не все русские люди трусливо поджали хвосты и подчинились узурпаторам. В противовес красным поднялась Белая гвардия. И вот в ее-то ряды потянулись лучшие сыны России, самые горячие, искренние патриоты, готовые жертвовать собой за честь и величие родины: офицеры, студенты, гимназисты, казаки.

Их борьба была высочайшим подвигом. Они начинали с нуля, оружие и патроны добывали в боях. Голодные и оборванные, творили чудеса, громили двадцатикратно превосходящие полчища врагов. Освобождали губернию за губернией, и жители исстрадавшихся городов встречали избавителей колокольным звоном, забрасывали цветами. В занятых белыми областях налаживались законность и порядок, нормальная человеческая жизнь. Киевский профессор А. Гольденвейзер писал: «Эпоха добровольцев была эпохой возрождения и восстановления всего разрушенного советским режимом».

И все-таки белогвардейцы не смогли взять верх. Их было слишком мало. В момент наивысших успехов, осенью 1919 года, в их войсках насчитывалось 260-270 тысяч штыков и сабель, а в Красной Армии – 3,5 миллионов. Причем небольшие белогвардейцев разделялись на несколько фронтов. Когда Колчак наступал из Сибири, на юге Деникин терпел поражения. Когда Деникин пытался прорваться к Москве, а Юденич к Петрограду, уже был разбит Колчак.

Белогвардейцы не были едиными и идеологически. Они сами оказались заражены всевозможными революционными теориями, запутались в политике. Воевать им приходилось не только с красными, но и с анархистами, с «зелеными», с кавказскими и украинскими сепаратистами. К идее монархии белые смогли вернуться лишь в эмиграции, после того, как испробовали на себе прочую идеологическую шелуху. А в годы гражданской войны сходились лишь на том, что Россия должна остаться «единой и неделимой». Вводили демократические, либеральные порядки. Но чем демократичнее было белое правительство, тем быстрее оно погибало. А большевики в демократию не играли, закручивали гайки диктатуры. Заключали союзы с кем угодно, с махновцами, националистами, пока в них была надобность. Потом запросто давили их.

Наконец, белогвардейцы сохраняли рыцарскую верность союзникам по Антанте – Англии, Франции, Америке. Ведь Россия не раз спасала их в Первой мировой войне, и считалось, что союзники отплатят взаимностью, помогут освободить страну от красных «варваров». Но западные державы отнюдь не желали возрождения могущественной России. Премьер-министр Англии Ллойд-Джордж открыто заявлял в парламенте: «Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более спорным вопросом, что они борются за единую Россию. Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании».
Белым оказали помощь оружием, но небольшую – только для того, чтобы война разгорелась покруче. А исподтишка союзники делали все, чтобы они не смогли победить. В критические моменты помощь прекращалась, договоренности срывались. Мало того, были организованы удары в спину и Колчаку, и Деникину, и Юденичу. Когда разгромленные остатки белых армий очутились на чужбине, они встретили отвратительный прием. Голодали и умирали в лагерях для беженцев, разбредались по свету в поисках работы…

Проблематика романа М. Булгакова «Белая гвардия»ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. БУЛГАКОВА
«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор.
Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени
наших тел и дел не останется на земле. Нет ни
одного человека, который бы этого не знал. Так
почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?
Почему?
М.Булгаков «Белая Гвардия»

По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это
упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение
дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской
войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об
очень сложном времени, когда невозможно было
сразу во всем разобраться, все понять, примирить в
самих себе противоречивые чувства и мысли.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и
болезненно стоит проблема нравственного выбора.
Каждый из героев произведения принимает внутри
себя решение, соответственно которому он будет
в дальнейшем жить и действовать. Кто-то
поступается своей совестью ради жизни, а кто-то –
своей жизнью ради совести. Я считаю, Булгаков стоит
на стороне лучших представителей белой гвардии

Проблема нравственного выбора

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
Алексей Турбин - один из офицеров старой русской армии,
которым после революции приходится делать выбор между
противоборствующими сторонами, вольно или невольно
служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит
желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке
войны избежать не удается. Они в составе разрозненных
офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от
Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга.
Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство
руководит поведением героев.

Проблема долга, чести

ПРОБЛЕМА ДОЛГА, ЧЕСТИ
Турбины обладают особой порядочностью, чувством
долга, ответственностью. Эти люди представители
интеллигенции, они не приемлют предательства и
подлости, для них превыше всего такие понятия,
как честь и достоинство. Именно поэтому Турбиным
и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в
России.

Проблема смелости и отваги

ПРОБЛЕМА СМЕЛОСТИ И ОТВАГИ
Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и
отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром НайТурсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера.

Проблема предательства, эгоизма, бесчестия

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ЭГОИЗМА,
БЕСЧЕСТИЯ
Муж Елены Сергей Тальберг при первой же
возможности бежал вместе с немцами из России,
бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам
Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова
кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»

Проблема отсутствия нравственности

ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ
НРАВСТВЕННОСТИ
Также семье Турбиных противопоставлены их соседи
Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды
понятия чести и достоинства. Единственное, что
заботит их, - собственное спокойствие и достаток.
Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь
бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем
и его женой Вандой никогда не стояла проблема
нравственного выбора, они могут приспособиться к
любым условиям.

Проблема возвращения ушедшего

ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ УШЕДШЕГО
Но трагедия русской интеллигенции и их морального
выбора заключается в том, что эти люди не смогли
увидеть обреченность монархического строя в России.
Они боролись, переживали, страдали за старую,
прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо
возвращать отжившее, жизнь должна двигаться
вперед.

10. Проблема ценности домашнего очага

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова
- ценность дома, семьи, простых человеческих
привязанностей. Герои «Белой гвардии» утрачивают
тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются
сохранить его. Несмотря на тяжёлое время войны,
они остаются все вместе.

11. Проблема равенства всех людей перед Богом

ПРОБЛЕМА РАВЕНСТВА ВСЕХ ЛЮДЕЙ
ПЕРЕД БОГОМ
В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: «Один
верит, другой не верит, а поступки у вас у всех
одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается
казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у
меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные.
Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт».

С 1917 по 1922 года Россию корежила страшная гражданская война. Число погибших в боях, казненных, умерших от голода и эпидемий достигло 19-21 миллионо человек, 12-13 % населения. 2 миллиона эмигрировало на чужбину.

Фильмы показывают нам поистине героическую эпоху, самоотверженных комиссаров и чекистов, «бумбарашей» и «неуловимых мстителей». Но легенды создавались победителями, на самом деле романтики в великой трагедии было мало. А тем более, в лагере красных.

Революция 1917 года стала результатом грязного заговора. В его подготовке и финансировании участвовала противница России в Мировой войне, Германия. Участвовали и союзники: правительства, спецслужбы и банковские круги Англии, США. Россия была для них главным конкурентом в мировой экономике, вот ее и обрушили в хаос.

Большевики, захватив власть, проявили себя самой жестокой и беспринципной из революционных партий. Демагогией они привлекли на свою сторону чернь, шкурников, уголовников. Провозглашалось: «Грабь награбленное»! Хулиганам и хамам подарили полную вседозволенность, натравливая их на противников. Страну захлестнули террор, погромы, насилие. Но не все русские люди трусливо поджали хвосты и подчинились узурпаторам. В противовес красным поднялась Белая гвардия. И вот в ее-то ряды потянулись лучшие сыны России, самые горячие, искренние патриоты, готовые жертвовать собой за честь и величие родины: офицеры, студенты, гимназисты, казаки.

Их борьба была высочайшим подвигом. Они начинали с нуля, оружие и патроны добывали в боях. Голодные и оборванные, творили чудеса, громили двадцатикратно превосходящие полчища врагов. Освобождали губернию за губернией, и жители исстрадавшихся городов встречали избавителей колокольным звоном, забрасывали цветами. В занятых белыми областях налаживались законность и порядок, нормальная человеческая жизнь. Киевский профессор А. Гольденвейзер писал: «Эпоха добровольцев была эпохой возрождения и восстановления всего разрушенного советским режимом».

И все-таки белогвардейцы не смогли взять верх. Их было слишком мало. В момент наивысших успехов, осенью 1919 года, в их войсках насчитывалось 260-270 тысяч штыков и сабель, а в Красной Армии – 3,5 миллионов. Причем небольшие белогвардейцев разделялись на несколько фронтов. Когда Колчак наступал из Сибири, на юге Деникин терпел поражения. Когда Деникин пытался прорваться к Москве, а Юденич к Петрограду, уже был разбит Колчак.

Белогвардейцы не были едиными и идеологически. Они сами оказались заражены всевозможными революционными теориями, запутались в политике. Воевать им приходилось не только с красными, но и с анархистами, с «зелеными», с кавказскими и украинскими сепаратистами. К идее монархии белые смогли вернуться лишь в эмиграции, после того, как испробовали на себе прочую идеологическую шелуху. А в годы гражданской войны сходились лишь на том, что Россия должна остаться «единой и неделимой». Вводили демократические, либеральные порядки. Но чем демократичнее было белое правительство, тем быстрее оно погибало. А большевики в демократию не играли, закручивали гайки диктатуры. Заключали союзы с кем угодно, с махновцами, националистами, пока в них была надобность. Потом запросто давили их.

Наконец, белогвардейцы сохраняли рыцарскую верность союзникам по Антанте – Англии, Франции, Америке. Ведь Россия не раз спасала их в Первой мировой войне, и считалось, что союзники отплатят взаимностью, помогут освободить страну от красных «варваров». Но западные державы отнюдь не желали возрождения могущественной России. Премьер-министр Англии Ллойд-Джордж открыто заявлял в парламенте: «Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более спорным вопросом, что они борются за единую Россию. Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании».
Белым оказали помощь оружием, но небольшую – только для того, чтобы война разгорелась покруче. А исподтишка союзники делали все, чтобы они не смогли победить. В критические моменты помощь прекращалась, договоренности срывались. Мало того, были организованы удары в спину и Колчаку, и Деникину, и Юденичу. Когда разгромленные остатки белых армий очутились на чужбине, они встретили отвратительный прием. Голодали и умирали в лагерях для беженцев, разбредались по свету в поисках работы…

А западные «друзья» белогвардейцев тем временем вовсю наводили мосты с советской властью. Это предательство получилось крайне выгодным – к ним за копейка хлынули потоки русского золота, сырья, произведений искусства, церковных ценностей, раздавались в концессии заводы, фабрики, рудники. В общем, союзники активно поучаствовали в разграблении нашей страны. Американский банкир Томпсон цинично писал Ллойд Джорджу, что Россия станет «величайшим военным трофеем, который когда-либо знал мир». Разумеется, при таком раскладе белые герои и патриоты были не нужны, ими запросто пожертвовали.

Честь

  • Честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. (По «Толковому словарю» С.И.Ожегова)
  • «Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть», «условное, светское, житейское благородство» (По В.И.Далю).
  • Честь – это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Человек чести не позволит запятнать доброе мнение, имя семьи, фирмы, своё лично, не унизит себя ложью, льстивостью,
  • Честь – почёт, уважение. Мы воздаём честь людям, которые выстояли в трудных ситуациях, проявили чудеса мужества и героизма, защищая народ, страну, конкретных людей в той или иной сложной ситуации.
  • Отдают честь солдаты и офицеры- это символ их верности Родине, народу.
  • Честь – это порядочность, честность, добросовестность. Это моральное качество, которое позволяет высоко ценить человека за его поступки, отношение к людям, стране.
  • Человек чести поступает благородно в любых ситуациях, достойно, красиво, не унижая себя клеветой, сквернословием, оскорблением. Он всегда противостоит злу, агрессии, готов защитить слабых, всех, кто нуждается в помощи.
  • Человек чести не пойдёт мимо несправедливости, унижения одного человека другим.
  • Человеку свойственно иметь свои принципы, идеалы. Человек чести всегда верен им. Конечно, в данном случае речь идёт о высоких моральных принципах.
  • Честь — это та нравственная основа, стержень, который удерживает человека от предательства, коварства, подлости.
  • Честь, совесть, благородство, верность, порядочность — они соседствуют в человеке, дополняя моральный облик личности.

Таким образом , быть человеком чести – это значит жить по законам нравственности, исполняя моральный, профессиональный и просто человеческий долг.

Бесчестие

  • Бесчестие – поругание чести, достоинства; оскорбление, позор; отсутствие чести, позорящее человека поведение
  • Бесчестный – тот, в ком нет чести, достоинства, благородства – достойных уважения моральных качеств, принципов.
  • Бесчестный человек способен на самые отвратительные поступки - от лжи, лицемерия, подлости до предательства. Такие люди на первое место ставят себя, это эгоисты, которые думают о своём благополучии, ради которого готовы жертвовать другими людьми, обесчестив их.
  • Люди без чести и совести всегда были презираемы народом. Одно из самых ужасных аморальных качеств — бесчестие.
  • Очень трудно вернуть честное имя, даже просто немного оступившись. Поэтому не случайно в народе существует пословица: «Береги честь смолоду».

Обратите внимание, как много можно писать и говорить о чести , и как скупы слова о бесчестии . Достаточно одного определения – « бесчестие — это отсутствие чести, совести», чтобы понять, как низки люди, которым свойственно это качество.

Нужно стремиться быть лучше, самосовершенствоваться. Пусть слово «бесчестие» никогда не будет произнесено в ваш адрес!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встаёт перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», где описаны события страшной братоубийственной Гражданской войны. Не осуждая ни «белых», ни «красных», автор показывает, как и в такое трагическое время люди сумели сохранить верность нравственным критериям чести, добра и справедливости. Такими людьми в романе являются Турбины, полковник Малышев, полковник Най-Турс. Но всегда, во все времена были люди, заботящиеся отнюдь не о духовном и не о сохранении незапятнанной своей воинской чести, но о своём личном благополучии. Таков капитан Сергей Иванович Тальберг, муж Елены Турбиной. Этот человек вошёл в семью Турбиных, но он чужд ей по духу, и братья терпят его только ради Елены. Только ради того, чтобы она не волновалась, братья беспокоятся о том, что он задержался, и оправдывают его задержку «революционной ездой». И радость оттого, что он вернулся, они испытывают только за Елену. Со времени её замужества «образовалась какая-то трещина в вазе турбинской жизни», говорит автор, объясняя причину «двухслойными глазами» капитана Тальберга. Уже в портрете героя чувствуется неискренность этого человека: «двухэтажные глаза» не выражают искреннего чувства, так же, как и «вечная патентованная улыбка». Он держится прямо и твёрдо, поворачиваясь, как автомат. «Медленно и весело» он рассказывает Турбиным о нападении на поезд, который он конвоировал, но его уверенность в себе ложна – тревогу он умело маскирует и только, отозвав Елену в спальню, признаётся ей в реальном положении дел: ему нужно бежать.

Сущность характера Сергея Ивановича Тальберга состоит в умении приспосабливаться. Он меняет свои убеждения в зависимости от изменения политической ситуации. В марте 1917 года Тальберг был первым, «кто пришёл в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве», сразу же став членом военного революционного комитета. Когда пришли украинские националисты, «Тальберг сделался раздражительным и сухо заявил, что это не то, что нужно, это пошлая оперетка», а корни этих людей в Москве, «хоть эти корни и большевистские». Те же слова про «оперетку» он повторяет, и когда приходит гетман, но относя их к Москве, и когда уходит немецкая оккупация, относя их уже к гетманскому министерству. Тальберг словно не хочет замечать, что это не просто «оперетка», «а с большим кровопролитием», – для него главное вовремя примкнуть к победителям. Два месяца он не служит, говоря, что у националистов, пришедших вслед за немцами, «нет корней» – «корни» он видит у регулярной немецкой армии, хорошо вооружённой и сильной. В то же время он потихоньку учит украинскую грамматику и затем принимает участие в выборах «гетьмана всея Украины». После этого и «вылилась вода из сосуда»: братья Турбины потеряли общий язык с Сергеем Ивановичем, и Тальберг раздражался и «очень сердился», когда Николка «бестактно» напоминал ему о прежних убеждениях. Люди чести, Турбины не меняют своих взглядов при той или иной власти, но не таков капитан Тальберг, для которого важно удачно приспособиться в этой жизни. Теперь он должен бежать: после своих статей в газете «Вести» он не может остаться в Городе, куда придут петлюровские войска. Его берут на поезд в Германию – «у Тальберга нашлись связи…». Но, уезжая, он не берёт с собой Елену, и это не отъезд, а торопливое бегство. Автор рисует хаос разорённой комнаты, разбросанных вещей и считает это недостойным: «никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасностей». Достойнее ждать, «пока к вам придут», даже если «воет вьюга». Но Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля, и фактически предаёт Елену. Он объясняет это тем, что не может взять её «на скитанья и неизвестность», и Елена из гордости молчит. Но и так понятно, что опаснее не уехать в немецком штабном вагоне в Германию, а остаться в Городе, куда приходят петлюровские войска, а затем снова сменится власть, и никто не защищён от насилия и кровавого произвола этой стихии. Тальберг даже братьям не хочет говорить о том, что немцы оставляют Город, предоставляя это Елене. Только на мгновение глаза Сергея Ивановича исполнились одним чувством – нежностью к Елене при прощании. Расставаясь с домом Турбиных, с бессмертным «Фаустом», которого Тальбергу больше не придётся услышать в исполнении Елены, Тальберг теряет последнюю связь с людьми иной духовной культуры, иных жизненных принципов, чем он сам. Теперь ему предстоит «вежливо и заискивающе» улыбаться немецким офицерам, искать нового места в жизни, завоевав его ценой предательства.

    Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен трагическим событиям 1918-1919 годов в Киеве - родном городе писателя. По воспоминаниям современников, власть в городе за эти годы менялась от 12 до 18 раз, сам же А.М. Булгаков утверждал, что переворотов...

    Чтобы иметь полное и глубокое представление о какой-то исторической эпохе, необходимо познакомиться с самыми разными, иногда полярными точками зрения, которые именно в силу своей непохожести помогут лучше разобраться в этом. Революция 1917 года, как...

    Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни,...

    Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме, где и застала...