Презентация на тему «Толстой Алексей Николаевич. Презентация на тему «Толстой Алексей Николаевич А н толстой краткая биография презентация


Лёша Толстой родился в студёный зимний день 10 января 1883 года, в этот день на улице падал белый и пушистый снег. Он вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома. Родного отца, графа Николая Александровича Толстого, офицера лейб-гвардии гусарского полка и знатного самарского помещика, маленький Алеша почти не знал.


Мать Александра Леонтьевна, урождённая Тургенева писательница, двоюродная внучка декабриста Николая Тургенева. Матушке своей обязан был Алексей искренней любовью к чтению, которую та смогла ему привить. Пыталась Александра Леонтьевна склонить его и к писательству. Первоначальное образование Алеша получил дома под руководством приглашенного учителя.


В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908.


Во время Первой мировой войны Алексей Толстой был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати».Первой мировой войны


В июле 1918 года Толстой вместе с семьей перебрался в Одессу, а из Одессы Толстые отправились в Париж, в эмиграцию. Писать Алексей Николаевич не перестал и там: в эти годы увидела свет повесть «Детство Никиты». В августе 1923 года Алексей Толстой вернулся в Россию навсегда.


Алексей Николаевич Толстой писал детские книги. Он стремился показать детям огромное нравственное богатство, которым пронизано русское устное народное творчество. Он включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и 7 детских волшебных сказок.










Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание Толстого переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.


Роман без романной интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.


Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Алексей Толстой писал в Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа.


Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ, на всей тональности книги сказались национально- патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.



Дважды в романе показаны физиологические признаки страха при опасности смерти от вражеского оружия. Во время азовского похода, когда можно из тьмы получить татарскую стрелу: «Поджимались пальцы на ногах». В конце романа под Нарвой подполковник Карпов радуется, что остался жив после залпа: «И отвалил преодоляемый страх, от которого у него поднимались плечи...». Вообще же Алексей Толстой не стремился в «Петре Первом» быть художником- баталистом, описания боев у него обычно коротки, лучше всего передается неразбериха и сумятица массовой смертельной драки.


Роман многогероен, но ни один эпизодический персонаж не теряется среди других. А. Толстой изобретателен в антропонимике. Так, сатирический образ боярина Буйносова создается, в частности, нелепой, комической фамилией (персонаж «буен», но только носом). Любвеобильный персонаж наделяется прозвищем Вареной Мадамкин. А колоритное прозвище Федьки Умойся Грязью, заставляющее читателя представить себе физиономию, которую даже грязью можно отмыть, вряд ли мог придумать кто-нибудь, кроме Толстого. Писатель не побоялся принизить тем самым сильного, талантливого человека из народа с чрезвычайно драматический судьбой.фамилией




А.Н. Толстой писал книги на протяжении четырёх десятилетий своей работоспособной жизни. Он сочинял рассказы, стихи, создавал романы и пьесы, ставил киносценарии, делал статьи для газет и журналов, пересказывал русские народные сказки и являлся автором многочисленных книг для всех.



Алексей Николаевич Толстой ()


Алексе́й Никола́евич Толсто́й русский советский, писатель, граф, академик АН СССР. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков(1942). Научная фантастика и исторические повести. Известен своими публицистическими статьями о войне.




Эмиграция.


В 1927г. выполняет типичный социальный заказ: пишет по поручению режима пошлый лжедневник - "Дневник Вырубовой", где раскрывает интимные подробности разложения царского режима.


Трилогия «Хождение по мукам» Попытка представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а революцию 1917г. как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией. Начатая в Париже в 1921 и завершенная в 1941, – его важнейшее произведение, реалистическая картина жизни российского общества, в особенности интеллигенции, во время войны и революции.


Исторический роман «Петр I» (кн. 1-3, не окончен) апология сильной и жестокой реформаторской власти. Считается лучшим историческим романом советского периода в истории русской литературы.




Творчество военного периода Армия героев «Блицкриг» и «блицкрах» К писателям Северной Америки Москве угрожает враг Нас не одолеешь! Почему Гитлер должен потерпеть поражение Родина Русский характер Цикл «Рассказы Ивана Сударева» Черные дни гитлеровской армии Что мы защищаем Я призываю к ненависти


Жены и дети Юлия Васильевна Ражанская, уроженка Самары сын Юрий, умер в детстве Софья Исааковна Дымшиц, художница. Иудейка, через несколько лет сожительства с Толстым в гражданском браке приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак, но свадьба не состоялась. Софья Исааковна Дымшиц дочь Марьяна (Марианна) (р), муж Шиловский Евгений Александрович () Крандиевская Наталья Васильевна (), в юности поэтесса в гг. Прототип Кати Рощиной из «Хождения по мукам» Дмитрий, композитор Дмитрий Никита (), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», жена Наталья Михайловна Лозинская (дочь переводчика Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев) НикитаТатьяна ТолстаяАртемий Лебедев (приемный) Федор Крандиевский сын Крандиевской от первого брака, вырос в семье Толстого Любовь Ильинична Крестинская-Барщева. Детей не было.


Экранизации произведений Золотой ключикЗолотой ключик Приключения БуратиноПриключения Буратино 1997 Новейшие приключения Буратино1997Новейшие приключения Буратино



А.Н.Толстой жил в доме на Спиридоновке с 1941 по 1945 год. Здесь были написаны 3-я книга романа "Петр I", закончен роман "Хождение по мукам", цикл "Рассказов Ивана Сударева", военная публицистика. В доме полностью сохранилась обстановка кабинета, гостиной и прилегающих к ним коридоров. В кабинете многие произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства непосредственно связаны с работой над петровской темой: они давали почувствовать колорит изображаемой исторической эпохи. Это портреты Петра I, Екатерины I, Гетмана Даниила Апостола, живописное полотно с изображениями парусных фрегатов, слепок прижизненной маски Петра I, писарские чернильницы, подсвечник, корабельные часы.

Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись, создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и он сам искал применения своим силам. Здесь было взаимодействие.

Исторический роман "Петр 1" это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего - это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни.











1 из 10

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 (10 января 1883) Николаевск (ныне Пугачевск) Саратовской губернии. Скончался 23 февраля 1945 года, в Москве. Алексей Николаевич Толстой (1882/83-1945) - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Граф, академик АН СССР (1939).

№ слайда 3

Описание слайда:

Детство. Первые шаги в литературе Алеша Толстой вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Алексей учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Алексей Толстой получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) - преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях.

№ слайда 4

Описание слайда:

Снова в России. Новые и старые темы В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман - «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

№ слайда 5

Описание слайда:

Историческая проза После Октябрьской революции Алексей Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менее насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и исторической прогрессивности, а фигура государственного деятеля такого уровня будет вызывать позитивные ассоциации.

№ слайда 6

Описание слайда:

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Алексей Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание Толстого переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.

№ слайда 7

Описание слайда:

Во время Отечественной войны Во время войны Алексей Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами - ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, - поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) - воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах - ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит.

№ слайда 8

Описание слайда:

Противоречивость Толстого Личность Алексея Толстого чрезвычайно противоречива так же, как его творчество. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, чьи произведения считались художественно и идеологически безупречными. За исключением периода 1923-1927, когда Толстой не раз жаловался на материальную нужду, он и при советской власти прожил жизнь большим барином. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке.

№ слайда 9

Описание слайда:

Алексей Толстой - очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Толстой работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности. Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как А. А. Ахматова или М. А. Булгаков, а от O. Э. Мандельштама получил пощечину

№ слайда 10

Описание слайда:

Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.