Презентация на Тему: «Элитарная культура» Элитарная. Презентация на тему "массовая и элитарная культура" Типы культуры массовая элитарная народная презентация


Появление элиты В Древней Греции выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания. чернь, интеллектуальную элиту. В эпоху Возрождения Ф. Петрарка разделил людей на чернь, презренных людей – это необразованные сограждане, самодовольные неучи – и интеллектуальную элиту. Теория элит Теория элит складывается на рубеже XIX–XX веков (Поретто)


Теория элит, в любой социальной группе есть высший привилегированный слой Согласно теории элит, в любой социальной группе есть высший привилегированный слой, осуществляющий функции управления и развития культуры. Элита Элита – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества, которая и обеспечивает прогресс. Элиту характеризует Элиту характеризует высокая степень активности и продуктивности. Она обычно противопоставляется массе.


Теория элит Элита устойчивые образцы мышления Элита способна вырабатывать устойчивые образцы мышления, оценок и форм общения, эталоны поведения, предпочтений и вкусов. элитарная культура Ярким примером выработки таких образцов и эталонов и являются элитарная культура




Элитарное искусство Особое распространение элитарное искусство получило в начале ХХ века. искусства истинного эстетического наслаждения Оно проявилось в многообразии направлений модернизма (абстракционизм, кубизма, сюрреализма и др.), которые ориентировались на создание искусства чистой формы, искусства истинного эстетического наслаждения, лишенного всякого практического смысла и общественного значения.



Презентация на Тему: «Элитарная культура» Элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Происхождение термина Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом(«Дегуманизация искусства» , «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия» , «Человек и общество в век преобразований» , «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения - языком, вырабатываемым её носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Особенности «Элитарной культуры» Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму - сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные её трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант её инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат - репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста - в виртуальном музее).

Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех её исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей: Таким образом, элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью; способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности; способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений; наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими» ; жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных» ; индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными; созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора; использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре её преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности; смысловой и функциональной «закрытостью» , «узостью» , обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а её носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз» , «хранителей тайны и веры» , что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Элитарная культура

Элитарная культура - это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Потребителями элитарной культуры становятся люди с высоким образовательным уровнем и развитым эстетическим вкусом. Многие из них сами являются творцами произведений искусства или их профессиональными исследователями. Прежде всего, речь идет о писателях, художниках, музыкантах, искусствоведах, литературных и художественных критиках. Также в этот круг входят знатоки и ценители искусства, постоянные посетители музеев, театров и концертных залов.

Элитарная культура не понятна толпе, поэтому стоит особняком, отвечая потребностям отдельной группы населения. Знаменитые «Дягилевские русские сезоны» в Париже, учение Ф. Ницше, мир рокеров, клуб великих спортсменов, научные и творческие объединения – все это продукты элитарной культуры. Они создаются настоящими профессионалами, каждый из них – сложный для массового восприятия продукт.

Элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом и К. Маннгеймом, которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения - языком, вырабатываемым её носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Чтобы привести яркое отличие элитарной культуры от массовой культуры, можно упомянуть музыку великого Л. Бетховена. Ее исполнение в зале филармонии интересно только настоящим ценителям классики, а вот обычная аудитория меломанов предпочтет услышать продукт массового потребления, воспроизведенный в упрощенном виде, звучащий, например, на CD-диске или в мобильном телефоне.

Большинство произведений элитарной культуры первоначально носят авангардный или экспериментальный характер. В них используются художественные средства, которые станут понятны массовому сознанию спустя несколько десятилетий. Иногда специалисты даже называют точный срок – 50 лет. Иными словами, образцы элитарной культуры на полвека опережают свое время.

Слайд 1

Текст слайда:

Элитарная культура

Эккардт Г.А., учитель истории МАОУ «СОШ №1»

Слайд 2


Текст слайда:

Слайд 3


Текст слайда:

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью

Слайд 4


Текст слайда:

Особенности:

сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;
смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Слайд 5


Текст слайда:

Слайд 6


Текст слайда:

Слайд 7


Текст слайда:

Слайд 8


Текст слайда:

Слайд 9


Текст слайда:

Слайд 10


Текст слайда:

Сюжет: Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта - это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского. Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта - это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь…