Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании. "организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста в условиях реализации фгос" Музыкальная предметно развивающая среда в группах доу

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани-ем. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ-альной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия де-тей и их эстетическому развитию. Огромное зна-чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш-но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор-ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны-ми музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные осо-бенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и пре-образовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро на-правлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель-ности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста-точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут перено-сить для игры в другие места (например, в раз-девалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно из-готовить "пирамидки» и «кубы».

Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инстру-менты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкаль-ные кубы изготавливаются аналогично.

Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в за-висимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в груп-повых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью воз-можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошколь-ника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидакти-ческих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музы-кально-дидактические игры должны быть разно-образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкаль-ном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда спо-собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте-тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо-ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчес-тва требуется большое количество наглядных по-собий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро-дителями творчества, приобретают уверенность в ce б e . Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон :

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор-ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

· с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

· с фиксированной мелодией (шарманки, ор-ганчики);

· с одним фиксированным звуком (дудки ):

· шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геомет-
рические фигуры для условного обозначе-ния частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музы-кальных способностей, знакомства с элемен-тами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео-кассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

куклы-леваляшки;

образные музыкальные «поющие» или «тан-цующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

Игрушки-инструменты со звуком неопреде-ленной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

атрибуты к музыкальным подвижным играм;

флажки, султанчики, платочки, яркие ленточ-ки с колечками, погремушки, осенние листоч-ки, снежинки и т.п. для детского танцевально-го творчества (по сезонам);

ширма настольная с перчаточными игрушками;

магнитофон и набор программных аудиоза-писей;

поющие и двигающиеся игрушки;

музыкальные картинки к песням, которые мо-гут быть выполнены на кубе и в виде большо-го альбома или отдельные красочные иллюс-трации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной де-ятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

металлофон;

шумовые инструменты дтя детского оркест-ра;

книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие ил-люстрации к знакомым песенкам);

фланелеграф или магнитная доска;

музыкально-дидактические игры: «Три мед-ведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш ор-кестр», «Цветик-семицветик " , «Угадай коло-кольчик» и др.;

арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

музыкальные лесенки (трехступенчатая и пя-тиступенчатая), на которых находятся ма-ленькая и большая птички или маленькая ибольшая матрешка;

ленточки, цветные платочки, яркие султан-чики и т.п. (атрибуты к танц евальным имп-ровизациям но сезону;

ширма настольная и набор игрушек;

музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Магнитофон и набор программных аудиоза-писей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

музыкальные игрушки-инструменты с диато-ническим и хроматическим звуком (металло-фон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

портреты композиторов;

иллюстрации из «Музыкального букваря»;

музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Сту-пеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный парово-зик», "Угадай, что звучит и др.;

атрибуты к подвижным играм («Хоровод в ле-су», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

Детские рисунки к песенкам и знакомым му-зыкальным произведениям;

ширмы: настольная и ширма по росту детей;

музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные;

Атрибуты для детского танцевального твор-чества: элементы костюмов к знакомым на-родным танцам;

разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

атрибуты к танцевальным импровизаци-ям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.):

магнитофон и набор программных аудиоза-писей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло-кольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

портреты композиторов;

иллюстрации по теме «Времена года»;

картинки к пособию «Музыкальный бук-варь»;

альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы ри-суем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о про-слушанных музыкальных произведениях и по-любившихся песнях;

графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмо-циональными настроениями) для определе-ния характера мелодии при слушании про-изведений;

альбомы для рассматривания: «Симфони-ческий оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные);

набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

музыкально-дидактические игры: «Три поро-сенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композито-ра музыки», «Веселая пластинка», «Музыкаль-ные птенчики» и т.д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

атрибуты для детского танцевального твор-чества, элементы костюмов к знакомым на-родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци-ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.


алла мавлютова
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 274

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА

Методическая разработка

«Создание предметно- развивающей среды

по музыкальному развитию в ДОУ »

(дизайн-проект)

пакет документов на районный конкурс

Выполнил : музыкальный руководитель

Мавлютова Алла Владимировна

Актуальность создания предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем , что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной .

Предметно- развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка . Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка . Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.

Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей , на их самостоятельное музицирование оказывает правильная организация предметно- развивающей среды .

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни . Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно- развивающей среды .

Под предметно- развиающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.

Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды . А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность .

Проект позволит обеспечить :

Систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;

Самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;

- создание музыкальных

Получение, закрепление знаний о музыке , развитие

Основными принципами в создание музыкальной развивающей среды являются :

Принцип актуальности разработки среды предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.

Принцип контролируемости ориентирует педагогический коллектив на разработку развивающей среды , позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.

Принцип системности предполагает целостность развивающей среды , гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Принцип функциональности. Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию . Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.

Принцип активности, самостоятельности, творчества- возможность проявления и формирования этих качеств у детей путем участия в создании своего предметного окружения .

Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды , индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации среды , сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ;

Принцип открытости - закрытости, т. е. готовности среды к изменению , корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах : открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я» );

При разработка в ДОУ были использованы нормативные документы, научные и методические источники :

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

В соответствии с федеральными государственными требованиями.

В соответствии в соответствии общеобразовательной программой дошкольного учреждения.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.260-10, письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,

воспитывающихся в семье»;

Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек,

Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек,

Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» );

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);

Музыкальная предметно- развивающая среда в группах была организована по двум основным блокам :

1) музыкальный центр (восприятие и воспроизведение музыки ) ;

2) творческий центр (музыкально -творческая и театрализованная деятельность) .

Музыкальный центр был оборудован техническими средствами , музыкальными инструментами , музыкальными игрушками , самодельными музыкальными инструментами из природного материала (по концепции Карла Орфа, музыкально -дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами , портретами композиторов.

Из технических средств музыкальный уголок оснащен , прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию . Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста было построено на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Пособия развивающей среды добротны , эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

В творческих центрах представлены атрибуты для театрализованных представлений , спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются :

- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. ;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

В музыкальном уголке дети могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально -дидактические игры и т. д.

В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах . В младших группах в музыкальном уголке находятся ударные инструменты : бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые : флейта, дудочка и др. В средних группах имеются металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др ., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх .

Для старших дошкольников в музыкальный уголок мы добавили духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Духовые инструменты используются индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.

Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями : «Урожайная» А. Филиппенко, «Тень-тень» В. Калинникова, «Савка и Гришка» (народная) и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета . Например, детям игрушечный телевизор – и начинается игра в телепередачи.

Картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижерские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек с иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр» , «Концерт» и др.

Музыкально -дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений , навыков, умений. Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально -дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото » фабричного производства.

В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки , песен из мультфильмов, музыкальных сказок , а также проводить музыкальную релаксацию , способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель .

Самостоятельная театрально-художественная деятельность в творческом центре позволяет детям организовывать игры-драматизации после прослушанных музыкальных произведений . Дети включаются в мини-игры, театрализованные игры-спектакли, организуют мини-сценки с куклами.

Используя музыкальную предметную среду , ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе . Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным :

Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка , полученные им в детском саду и семье;

Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

Воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.

Планируемые результаты. Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ позволит :

Обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит , станет ли эта среда развивающей .)

Обеспечить самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.

Получить и закрепить знания детей о музыке и театре ;

Обеспечить развитие любознательности , стремления к экспериментированию;

Приобщение детей к искусству театра;

- развитие творческой активности и игровых умений детей;

Созданная система условий , средств .

Приложение 1

Тема : «Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ »

Вид проекта : практико-ориентированный.

Участники : (педагоги, родители воспитанников) .

Цель проекта : Создание современной предметно- развивающей среды по музыкальному развитию .

Задачи проекта :

1. систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;

2. самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;

3. создание условий для отражения детей услышанного и увиденного на музыкальных занятиях в различных видах детского творчества;

4. получение, закрепление знаний о музыке , развитие творческих способностей, любознательности, стремления к экспериментированию.

Результат : Созданная система условий , средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников .

Этапы проекта.

1 этап нормативно-правовой

Изучение проблем. Постановка цели и задач проекта.

Анализ музыкальной среды в ДОУ

Изучение нормативных документов санитарно-гигиенических норм и требований.

Составление плана и схемы проекта. Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц

Педагогический час «Обзор литературы по организации музыкальной предметно- развивающей среды в ДОУ »

Консультация для педагогов «Современные требования к созданию музыкальной предметно- развивающей среды в разных возрастных группах».

2 этап методический

Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта »

Разработка эскизов, дизайн-проектов оформления группы. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна пространства.

Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фотоматериалов»

Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации музыкального уголка средством различных сайтов . Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

3 этап практический

Семинар-практикум «Новый подход к формированию музыкального центра в группе »

Выбор музыкальных инструментов , оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области музыкальной среды для детей дошкольного возраста

Создание музыкальных центров во всех группах МОУ.

Переоборудование и оформление музыкальных центров .

Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.

4 этап итоговый

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анкетирование педагогов и родителей.

Сбор материала, создание банка данных , методических рекомендаций. Оформление материалов по дизайн-проекту.

Фотоколлаж /фотоматериалы предметно- развивающей среды по музыкальному развитию

Презентация проекта.

РЕЗУЛЬТАТ

Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в МОУ отвечающей современным требованиям.

Участие в районом конкурсе «Инновационный подход к созданию предметно - развивающей среды в ДОУ » среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноармейского района г. Волгограда

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

    восприятие музыки

    воспроизведение музыки

    музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.

Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа

Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)

Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, муз. инструменты, транспорт)

Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении муз. руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)

Магнитофон

Атрибуты к музыкально –дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».

Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.

Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики. колокольчики, поющие волчки.

Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.

Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.

Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.

Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя группа

Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)

Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;

Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;

Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)

Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).

Магнитофон

Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».

Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.

Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.

Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.

Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки Б и М)

Пять съемных резинок, нотный стан.

Ручные знаки (4 ст.)

Старшая группа.

Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)

Альбомы с рисунками к песням («Муз. букварь»)

Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)

Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)

Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) см.стр.156 «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» стр. 115 «Волшебные картинки»

Игрушечный микрофон.

Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.

Магнитофон.

Муз.-дид. игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки» стр.76, на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок» стр.90; на различение жанров муз. произведений: песню, танец, марш «Три кита» стр.93.

Неозвученные инструменты6 балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт.разной величины).

На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.

Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке лючи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)

Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)

Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)

Платочки, маски, ленточки, элементы ряженияю

Нотный стан, ноты.

Ручные знаки (5ст.)

Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная группа

Фланелегшраф, ноты.

Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.

Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.

Ребусы с названиями нот в словах

Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.

Картинки с муз. жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.

Иллюстрации к муз. сказкам

Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования

Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)

Магнитофон.

Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми кА в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.

Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.

Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.

Муз.-дид игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)

Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.

Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики,колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старш. группе)

Лесенка 7 ступенек, ручные знаки

Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 мал. и 4 бол.)

Платочки, маски, ленточки, кокошники.

Портреты композиторов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9

Дидактические возможности предметно-развивающей среды в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Из опыта работы

Музыкального руководителя

МБДОУ №9 Калинкиной Н. В.

г. Усть-Лабинск

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио - видеотехника. Дети слушают музыку, доступную и недоступную их пониманию, близкую, интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Поэтому процесс музыкального воспитания в ДОУ должен быть целенаправленным. Дошкольников привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных Реальный жизненный опыт ребёнка, непосредственные впечатления об окружающем могут явиться питательной средой для приобщения его к музыкальному искусству.

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создаёт благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребёнка, его музыкальных способностей. Музыка воздействует на ребёнка, способствуя формированию полноценной личности, воспитывая и обогащая его чувства, его эмоциональный мир. Если ребёнок с раннего возраста слушает красивую подлинную музыку, то со временем у него формируется музыкальный вкус, своё отношение к миру прекрасного. При восприятии или исполнении музыки возникают эстетические чувства как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Эстетическое чувство формирует музыкальный вкус — способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Важно знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, обладающими художественными достоинствами.

Основной целью педагогических усилий является не формирование определённого объема ЗУН, а развитие эмоциональной сферы дошкольников. Музыка только тогда выполняет свою функцию, когда у ребёнка будут развиваться эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, музыкальные способности.

Развитие отзывчивости на музыку разного характера, формирование музыкального вкуса в дошкольном возрасте создают фундамент музыкальной культуры. В понятие музыкальной культуры входят различные виды музыкальной деятельности, музыкальные умения, навыки, сложившиеся в результате практической деятельности, музыкально — эстетическое сознание.

Если у ребёнка появился интерес к музыкальной деятельности, если музыка затрагивает его чувства, если он способен дать оценку произведению, то музыкально — эстетическое сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, от которого в свою очередь зависят развитие музыкальных способностей и общее развитие ребёнка.

Каковы же возможности детей для музыкального развития на разных возрастных этапах?

До трёх лет у ребёнка формируется музыкальные эмоции, накапливаются музыкальные впечатления.

В четыре года он слушает музыку более продолжительную, у него проявляется интерес к музыке, к определённым видам музыкальной деятельности.

В пять лет появляется устойчивый интерес к музыке и музыкальной деятельности. Эмоции, переживания становятся более глубокими, проявляются музыкальные способности.

Дети 6-7 лет могут контролировать своё исполнение, опираясь на собственный опыт. С приобретением музыкального опыта и жизненно возросшими возможностями дети способны более внимательно слушать, глубже чувствовать настроение произведения и отдельных его частей, развиваются устойчивый интерес к музыке и потребность в ней. Эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке объединяют эстетические эмоции, эстетические переживания содержания произведения.

Достижение основной задачи — воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только тогда, когда дети будут эмоционально отзывчивы, заинтересованы, активны и целеустремлённы, что создает благоприятную базу для развития индивидуальности каждого ребёнка.

«Если у ребёнка развить заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым. Выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно — эстетического воспитания и успешно формируется разнообразные музыкальные навыки» — подчёркивает Н. А. Ветлугина.

Что же способствует созданию фундамента музыкальной культуры.

Выявлены средства, педагогического воздействия, которые формируют интерес детей к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них применение методов, приёмов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности.

Ведущее место среди педагогических средств занимает собственная увлечённость педагога, яркость, профессионализм исполнения, умение увлечь детей музыкой и словом. Применение поисковых, творческих заданий, проблемных ситуаций, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности, помогает детям активно приобретать музыкальный опыт, развивать самостоятельную творческую деятельность.

С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и, прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию и развитию.

Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. Развивающая среда и материальное обеспечение не тождественны, но связаны между собой, так как материальное обеспечение является основой развивающей среды. Часто групповая комната забита случайными предметами, дорогими игрушками, которые не несут в себе развивающего начала. Порой игры, дидактические пособия, созданные руками педагогов, больших мастеров и энтузиастов своего дела, дают гораздо дольше, чем многие игры известных фирм.

При организации учебно-воспитательного процесса положительно сказывается применение дидактических пособий и звуковых средств. Они оказывают на ребёнка сильное воспитывающее и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность. Воздействуя на органы чувств комплексов красок, звуков, интонаций, дидактические пособия и звуковые средства вызывают у ребёнка многообразные ощущения. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведёт к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго. Последнее очень важно, так как пониженное эмоциональное состояние ребёнка является одним из факторов снижения его работоспособности, а скука — самый мощный фактор утомляемости.

Исследователь М. С. Громбак, отличая, что интерес к обучению -главный источник повышения работоспособности, рассматривает его в двух аспектах: как привлекательность предмета или вид деятельности и как ощущение «интересно». Ведь главная цель обучения дошкольников заключается не столько в том, чтобы они усвоили определенный объём ЗУН, сколько в том, чтобы развить их умственную активность.

Следовательно, в процессе проведения музыкальных занятий должно происходить переплетение информационного и эстетического, взаимопроникновение эмоционального и познавательного. Благодаря сочетанию эмоционального, образного и логического компонентов музыкального материала усиливается познавательная активность ребёнка, создаются благоприятные условия для творческого осмысления нового. Тщательный отбор дидактических материалов на музыкальном занятии и комплексное использование оборудования помогают правильно спланировать работу с детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы адаптировать нужное средство к конкретным условиям и возможностям детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей, интересующихся, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, спортзалы и т. д. Часто в ДОУ можно увидеть насыщенную предметную среду, которую нельзя назвать развивающей. Причина в том, что нет ориентировки на возраст детей, на их индивидуальные возможности, особенности и интересы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ:

1.Организация и расположение предметов развивающей среды должно быть рациональным и логичным. Музыкально – театрализованные зоны находятся рядом с литературным центром.

2.Развивающая среда должна отвечать возрастным особенностям и потребностям, иметь отличительные признаки. Для детей третьего года жизни необходимо относительно большое пространство, где они могут активно двигаться. Для детей четвёртого года жизни необходимо большое количество атрибутов (короны, шляпы, сумки) так как они стремятся быть похожими на взрослых. У детей старшей группы наблюдается потребность в игре со сверстниками, в общении, реализации которой помогут театрализованные и музыкально-дидактические игры.

3.Предметно-развивающая среда должна включать не только стационарное, но и полифункциональное игровое оборудование (ширмы разных размеров, скамейки, в коробах — предмет, куски ткани, платки, платья, туфли, шляпы, элементы разных костюмов). Дети всё это примеряют и что-то изменяют с позиций своих детских интересов.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного действия с разнообразными материалами-атрибутами, детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми.

Дети должны иметь право выбора предметов для реализации индивидуальных интересов и потребностей.

Расположение предметов развивающей сферы должно быть комфортным, удобным, уютным и свободно перемещаться.

Оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активным действиям в ней.

Во всех возрастных группах необходимо место для отдыха, где можно послушать музыку, музыкальные сказки, поиграть в музыкально-дидактические игры.

С трёх лет у ребёнка в группе должно быть неприкосновенное место, где хранится личное имущество: украшения, зеркальце, открытки, значки, подарки, игрушки.

10.Необходимо соблюдение техники безопасности во взаимодействии с предметами развивающей среды в целях охраны жизни и здоровья детей.

11.Развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель, ширмы должны быть по росту ребёнка. Шапочки лучше помещать в полиэтиленовые карманчики, которые с помощью тесьмы можно легко повесить на грудь ребёнку. Детские музыкальные инструменты, такие как дудочки, свирели, губные гармошки, кларнеты, саксофоны и т. д., необходимо хранить в закрытых коробках и давать играть только одному ребёнку, после чего музыкальные инструменты обрабатываются. Предметы развивающей среды должны быть прочными, лёгкими и не громоздкими. Необходимо предусматривать, как ребёнок будет играть — сидя или стоя.

Музыкальная предметно-развивающая среда в МБДОУ

Цель : повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах, мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи :
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Музыкальный центр – традиционный составляющий элемент музыкально-развивающей среды в группе. Их содержательность имеет интегрированный характер, так как там сосредоточены не только музыкальные инструменты, но и разные виды театров, атрибуты национальной культуры.

Театральные ширмы, музыкальные уголки оборудованы с соблюдением всех мер безопасности; располагаются в доступном месте для детей. Оборудование может легко перемещаться в разные уголки групповой комнаты, образуя при этом музыкально-театральную студию, музыкальный музей. В музыкальных уголках в группах детей старшего дошкольного возраста более широко представлены музыкальные инструменты, технические средства, наглядная информация о жанрах музыки, композиторах: альбомы, папки-раскладушки, DVD- диски с концертами, дидактическими музыкальными играми, слайдами, тематическими презентациями. Для музыкально-театрализованной деятельности изготовлены мобильные декорации, атрибуты костюмов к художественным и музыкальным произведениям, которые используются и в группах, и в музыкальном зале. В каждой возрастной группе используются определённые виды театров. Тематические выставки, экспозиции к знаменательным датам в мире музыки дают возможность детям через иллюстрации, картины, специально подобранные предметы, игрушки глубже понять и воспринять музыкальное произведение. Подобные выставки могут оформляться и в музыкальном зале, и в группе.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор¬ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
· с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
· с фиксированной мелодией (шарманки, ор¬ганчики);
· с одним фиксированным звуком (дудки):
· шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного
обозначе¬ния частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музы¬кальных способностей, знакомства с элемен¬тами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео¬кассеты, видеодиски).
Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)
Старшая группа.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А. Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки».
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007»)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты
-Ручные знаки (5ст.)
-Портреты композиторов
Подготовительная группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к музыкальным сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксофоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Музыкально – обогащенная среда – предметно – развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, который позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт. Эта среда стимулирует развитие самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной субкультуры. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно – ориентированной развивающей модели воспитания, и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности – динамичности;
Принцип комплексности и гибкого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;
Самостоятельность является постоянно развивающим качеством личности.
Основы её закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее её развитие как личностного качества в период дошкольного детства связано с основными видами деятельности. Каждый из них оказывает особое свое влияние на развитие активности, инициативности, на поиск ими адекватных средств самовыражения. Проявлению активности способствует и предметно – развивающая среда группы, которая должна быть создана согласно перечисленным выше принципам.
Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, воображения, творчества.

Эффективным средством обогащения самостоятельно деятельности детей является музыка, в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада. Она может звучать на прогулках, во время утренней гимнастики, на праздниках.

Музыка становится одним из эффективных средств, обеспечивающих положительное эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому дошкольник успешно проявляет себя во всех видах деятельности.
Обогащаем при помощи музыки самостоятельную деятельность детей.
Активно используем музыку во время режимных моментов и самостоятельной детской деятельности. Помимо использования музыки в организации педагогического процесса, обогащаем музыкой практически всю ООД.
Обновляем музыкальный уголок, распределяем песенный материал по разным тематическим уголкам для организации самостоятельной работы детей. Это аудио и видеоматериал, всевозможные альбомы, посвященные песням из детских мультфильмов и фильмов. Для детей, умеющих читать можно использовать функцию «караоке». Музыкальный материал обновляется раз в месяц. Количество песен в каждом тематическом уголке может колебаться от 1 до 5.
Проводим обзорную экскурсию по группе вместе с детьми для ознакомления и активизации самостоятельного использования среды. Педагог с помощью игрового персонажа рассказывает детям о содержании каждого уголка. Затем объясняет принцип работы с музыкальным альбомом, разыгрывает песню. При этом готовит атрибуты вместе с детьми.
Дети.
Положительная динамика в развитии интереса к музыке;
Обогащение музыкальной субкультуры;
Развитие желания и стремления использовать музыку в повседневной деятельности;
Развитие самостоятельной музыкальной деятельности.
Родители.
Повышение интереса к музыкальной деятельности детей у родителей;
Интерес к проблеме отбора песенного репертуара для ребенка.
Стремление к созданию дома музыкально – обогащенной среды.
Педагоги.
Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.
Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей у педагога.
Творческий подход к проектированию музыкально – обогащенной развивающей среды.
Музыкальный руководитель.
Помощь педагогу в подборе музыкального репертуара для организации режимных моментов и организации ООД.

Музыкальная предметно-развивающая среда МБДОУ