Правописание гласных в корнях кас кос. Как пишется «кас — кос». Указатель слов к разделу «Орфография

Тема: Буква о, а в корнях -кас- - -кос-, -лаг- - -лож-.

Цель: Формировать умение работать с таблицей, понимать условие выбора орфограммы.

Оборудование: Учебник, таблица, карточки.

Ход урока.

I. Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

К данным глаголам подобрать по два однокоренных глагола с указанными в скобках приставками, вставить пропущенные буквы, выделить корни.

Образец: утирать – утереть.

Нат…рать (от-,рас-,у-,вы-,об-), отп…рать (за-,под-), наст…лать (за-,пере-,под-), ум…рать (за-).

Карточка № 2

Записать слова группами, включая в каждую группу все однокоренные слова, графически выделить орфограмму, вставить пропущенные буквы.

Разб…раться, нат…рать, соб…рать, изб…ратель, раст…рание, проб…рает, подт…реть, соб…рание, выж…ганет, зам…рать, разб…рем, ст…реть, заж…гательный, зам…рли, ум…реть, разж…гание.

Карточка № 3

Выписать глаголы в две колонки: с гласной е в корне и с гласной и в корне. Орфограмму выделить графически, вставить пропущенные буквы.

Бл…снуть, отп…рать, ст…реть, выж…гать наб…рать расст…латься, зам…рать, сж…мать, рассч…тывать, уд…рать, бл…стает, заж…гание.

3. Тренировочные упражнения.

Списать с доски текст, вставить пропущенные буквы, графически выделить изученные орфограммы.

Подб…рается вечер. Затих ветерок.

Заж…гает луна звез…ный свет над землею.

Расст…лается ле…кий туман над водой

И др…жит от вечерней прохлады цветок.

Вечер контуры, краски ст…рает совсем,

зап…рает орешник и ягоды прячет.

В глухомани скво…ь сон тихо иволга плачет,

и бл…стает луна в первозданной красе.

III. Восприятие и понимание учащимися учебного материала.

1. Чтение таблицы «Чередование гласных в корне слова».

Чередование гласных

Чередование определяется

ударение

по согласной корня

по значению корня

1 Чередование е – и (а)

Бер- - -бир-

соберу – собирать

Мер- - -мир-

умереть – умирать

Пер- - пир-

запереть – запирать

Дер- - -дир-

сдеру – сдирать

Тер- - тир-

тереть – растирать

Стел- - -стил-

стелет – застилать

Жеч- - -жич-

сжечь – сжигать

Честь- - -чит-

Блест- - - блист-

блестеть – блистать

2. Чередование о – а (а)

Кос- - -кас-

коснуться – касаться

Лож- - -лаг-

приложить – прилагать

3. Чередование а (я) – им, ин (а)

Сн я ть – сн им ать, сж а ть- сж им ать, пож а ть- пож им ать, нач а ть – нач ин ать, прим я ть – прим ин ать.

Г а р- - -гор-

Зар - - -з о р-

Клон- - -клан-

Твар- - - твор-

Загар – загорелый, заря- зорька, искл.: зорянка, зоревать; наклониься, поклон, творчество, творец, утварь.

Раст- - -ращ- - -рос-

Скак- - -скоч-

Растение, выращенный – выросли, искл.: росток,Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль;

скакать – вскочить.

Скачок, скачу.

Мак- (погружать) - -мок- (впитывать);

Равн- (одинаковый)-

Ровн- (гладкий)

Макать – промокнуть, обмакнуть – непромокаемый; уравнение – заровнять, но равнина.

Плав- - -плов-

Поплавок, плавник, сплавлять; искл.: пловец, пловчиха, пловцы, плавуны.

2. Тренировочные упражнения.

Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Орфограмму выделить графически.

Прик…снулся ёж к кр…пиве,

пор…зился Что за диво!

Прик…саться к вам нельзя.

Ост…рожнее друз…я!

Предл…гаю подружит…ся белка зайцу говорит.

Предл…женье не годит…ся: голова от вас б…лит!

Ива к…снулась озерной воды.

Ни…ко л…тают, к…саясь осоки,

ласточки сойки шальные сороки.

Тихо кувшинка др…жит у протоки,

как отр…жен…е далекой звезды.

2. Написать сочинение-миниатюру, используя приведенные словосочетания; озаглавить, орфограммы выделить графически.

Предл…гать маршрут, ул…житься в срок, разл…жить костер, распол…житься у речки, прил…гать усилия, высказать предпол…жжение.

3. Списать, вставить пропущенные буквы, выделить графически орфограмму.

Нечаянно к…снуться, попутно к…саться, прик…снуться к дереву, к…сательная линия, робкое прик…сновение.

4. Распределительный диктант.

Распределить по колонкам слов: 1. с буквой а в корне; 2. с буквой и в корне; 3. с буквой о в корне; 4. с буквой е в корне.

Коснуться, прикоснуться, прикосновение, положил, предположил, выберут, замереть, вычесть, стирать, растереть, касаться, полагаю, предлагаю, предложение, прилагательное, изложение, предположение, блистает, сжимает, выбирает, замирает, рассчитывает, вычитает.

IV. Закрепление изученного материала.

Упражнение «Найди четвертое лишнее»

Пол…гает, изл…жение, предпол…гать, к…сается.

Прик…снусь, к…саюсь, к…сательная, обд…рает.

Составить предложение с данными словосочетаниями.

Удачное расположение, излагать грамотно, удачно расположиться.

Рефлексия.

Выбери утверждение, которым тебе хотелось бы закончить урок:

  1. У меня не было затруднений.
  2. Я только слушал предложения и ответы других.
  3. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
  4. Я сам не мог справиться с заданиями.
  5. Я доволен собой и своей работой.

V. Домашнее задание.

§ 84 Упражнение 435.


На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС - КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких - КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы - сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться, к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы.

Найдите «четвёртое лишнее» в каждой строке.

К..сой, к..стрюля, к..сяк, к..сание.

К..скад, к..стер, к..сательная, к..стюм

К..сатка, прик..сновение, к..сынка, к..стыль.

К..са, к..сатик, к..суля, к..сательство

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

У загорелого повара Прошки

Подгорела сегодня картошка,

Потому что из печки сочился угар

И не вовремя сняли со свечки нагар.

В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и -гар-. Каково же правило написания этого корня?

Корень -гор-/-гар-. Правило правописания

Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

  • с буквой "о": загорелый, подгорела;
  • с буквой "а": угар, нагар.

Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» - под ударением. Отсюда формулируется правило:

  • Гласные в корне с чередованием -гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный - это буква «а», безударный - буква «о».

Слова с корнем -гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

Не всё так просто

Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем -гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем -гор-:

Дом сгорел - семья горюет.

Подгорели блины - вот горе у жены.

Горько Егорке - сгорели опорки.

Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат - бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень -гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

Горевать - страдать, переживать печаль, скорбь.

Горько - неприятно, грустно, больно.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем -гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

Гореть - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

Существуют и переносные значения:

  • светить (снежинки горят на солнце);
  • сильно желать (горел жаждой перемен);
  • быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Итак, получается, что столь разительно похожие корни -гор- (горе) и -гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном - в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

А вот корень -гар- всегда будет неотъемлемой частью корня -гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:

  • загар - тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
  • нагар - нарост от горения;
  • угар - газ, остающийся после горения;
  • гарь - место, на котором что-то горело.

Слова с корнем -гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления - омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы -гор-, можно привести в пример корень -кос-, омонимом его является корень с чередованием -кас-/-кос: косить - прикасаться.

Правописание корней -гор- и -гор-/-гар-

Являясь омонимами, корни -гор- и -гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня -гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне -гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

В соответствии с этим правилом слова с корнем -гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Эти слова с корнем -гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

Корень с чередованием -зор-/зар-

Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень -зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

В нём, в отличие от корня -гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения - «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

Таким образом, необходимо запомнить, что слова с корнем -гор-/-гар-,-зор-/-зар- имеют сходство, определяющееся зависимостью правописания от ударения.

Слова-исключения

Из каждого правила есть исключения. Имеются они и в орфограммах, связанных с корнями -зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

Гор-/-гар-

Зор-/-зар-

изгарь, пригарь, выгарки

зоревать, зорянка

Все исключения относятся к орфограмме «Непроверяемые гласные и согласные». Правило написания таких слов следующее: написание непроверяемых слов следует запомнить.

1. Добрые умирают, да дела их живут. 2. Прежде смерти не умереть. 3. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 4. Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 5. Скупые – что пчелы: мед собирают, да сами умирают. 6. Кого слова не берут, с того шкуру дерут. 7. Чуть жив, чуть жив, а все не помер. 8. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать. 9. Пот ключом льет, а жнец свое берет. 10. По росту одежку прибирай! 11. Не боги же и горшки обжигают. 12. Скупые умирают, а дети сундуки отпирают.

4. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ

С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ (О/А) :

-ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-,

- ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-,

-ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН- // -РОВН-,

-ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ-

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания чередующихся гласных О / А в корнях слов.

● Правописание корней -ЗАР- // -ЗОР- , -ГАР- // -ГОР-

Под ударением

Без ударения

-ЗАР- -ЗОР-

зарево
зорька

-ЗАР-

зарница
озарение

-ГАР-

И с к л ю ч е н и я:

загар
огарок

-ГОР-

загорел
горелый

при гар ь, из гар ь, вы гар ки

О/А в безударных корнях -КАС- // -КОС-

О - А в безударных корнях -ПЛАВ- // - ПЛОВ-

О/А в безударных корнях -РАСТ- (-РАЩ-) // -РОС-

А – перед СТ, Щ

-РАСТ- (-РАЩ-)

возраст
растить
приращение

О – перед остальными

-РОС-

заросли
вырос

И с к л ю ч е н и я:

от рас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав

О/А в безударных корнях -КЛАН- // -КЛОН- ,-ТВАР- // -ТВОР-

Под ударением

Без ударения

-КЛАН- -КЛОН-

кланяться
поклон

-КЛОН-

наклонять
склонение

-ТВАР- -ТВОР-

И с к л ю ч е н и е:

тварь
творчество

-ТВОР-

творить

у твар ь

О - А в безударных корнях -МАК- // -МОК- (-МОЧ-) ,

-РАВН- // -РОВН-

-МАК-

"погружать в жидкость"

макать сухарь в чай

-МОК-

(-МОЧ-)

в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде"

непромокаемый
вымокнуть

-РАВН-

"равный, наравне, одинаковый"

подравнять –

сделать равным
уравнение

-РОВН-

"прямой, гладкий, ровный"

заровнять

исключения

ров есник, по ровн у, у ров ень, равн ина, равн яйсь

О/А в безударных корнях -ЛАГ- // -ЛОЖ-

А – перед Г

-ЛАГ-

полагать
прилагательное

О – перед Ж

-ЛОЖ-

положить

предложить

изложить

И с к л ю ч е н и е:

по лог

О/А в безударных корнях -СКАК- // -СКОЧ-

Упражнение № 23. Ответьте на вопросы. Ответы подкрепите правилами.

А. В каких словах надо вставить А?

З_рница; благотв_рительный; обг_релый; к_сательная; оз_рить.

Б. О ?

В. В каких словах надо вставить А ?

Р_стительность; распол_жение; неприк_саемый; выск_чка; сл_гаемые; пром_кательная бумага; попл_вки удочек; р_внинный ландшафт; обм_кнуть перо в чернильницу; ср_внительный оборот.

Г. В каких словах надо вставить О?

Водор_сли; подр_стковый; изл_гались; ск_калка; выр_щенный; знаменитый пл_вец; непром_каемый плащ; квадратное ур_внение; пропл_вавшие корабли; место пор_внее.

Упражнение № 24. Продолжите сказку, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.

Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

Помогите корню -гор- !

Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

Упражнение № 25. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение № 26. Перепишите пословицы и поговорки, объясните правописание корней.

1. Кто добро тв_рит, того Бог благословит. 2. Кому сг_реть, тот не утонет. 3. Некуда прикл_нить буйной головушки. 4. Доведется ж и коту с печи соск_чить. 5. Не выр_сла та яблонька, чтоб ее черви не точили. 6. Деньги – что каменья: тяжело на душу л_жатся. 7. Р_стовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. 8. Дождь вым_чит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. 9. Овца руно р_стит, а скупой деньги копит – не про себя. 10. Подр_стешь – свое наживешь. 11. Исподволь и сырые дрова заг_раются. 12. З_ря деньгу родит. 13. Хозяйка лежит – и все лежит; хозяйка с постели – и все вск_чили. 14. Каково дерево, такова и отр_сль. 15. Не откормить коня сухопарого, не отр_стить дерева суховерхого. 16. Девичья краса до возр_сту, молодичья до веку. 17. Дрова г_рят с треском – к морозу. 18. Бог по силе крест нал_гает. 19. Чем лаптю кланяться, так уж покл_нюсь сапогу. 20. Выр_с лес, так выр_сло и топорище.

Упражнение № 27. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение № 28. А. З апишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Б . Даны слова, каждое из которых начинается с ГОР- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

Упражнение № 29.

Найдите средства выразительности языка, использованные автором. Какова их роль в предложениях?

1. У берега распол_жилось селение а над обрывом об_ятая холодным солнеч_ным пламенем стояла знаменитая крепость. 2. По другую сторону севернее прост_ралась всх_лмлё_ная р_внина. 3. Т_ж_лые хлопья снега падали в серые волны гуси_ным пухом выст_лая дальние берега. 4. В черном небе ярко г_рели звезды р_внодушно вз_рая на грешную землю. 5. День уг_сал едва успев разг_реться. 6. А позади туч_ кл_нилось к западу большое красное солнце. Оно ра_ст_лало над морем косые полотнища последних лучей и там где лучи к_сались воды гребни вспых_вали недобрым б_грянцем. 7. Солнце кл_нилось к западу к_саясь лесных вершин. 8. На востоке уже разг_ралась вдоль г_ризонта узенькая полоска з_ри. 9. Быстрый ручей выкат_вался из ущелья раст_каясь по р_внине семью неглубокими струями. 10. Костер буш_вал. Жаркие языки взв_вались с веселым и ярос_ным ревом раздвигая ночной мрак. (М.Семенова)

Найдите слова (по одному примеру), строение которых соответствует схемам:

существительное: Ç Ù ; прилагательное: Ç Ù ;

глагол: Ø Ç Ù Ù ; причастие:Ø Ç Ù ;

деепричастие: Ø Ç Ù Ù Ù .

Выпишите из предложений одно слово с нулевым окончанием, одно – без окончания; укажите, к каким частям речи относятся эти слова.

Упражнение № 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Составьте схемы 3-, 5-, 8-, 9-го предложений.

Докажите, что слово г_реть многозначное.

1. Олени низко опустили головы почти к_саясь снега черными носами. 2. Дрова потрескивая медленно разг_рались. 3. Мороз проб_рал и мы вскоре вернулись в п_латку. 4. В неподвижном воздухе свеча могла г_реть как в комнате. 5. Волны к_тились ровные и слои обл_ков подн_мались все выше. 6. Большинство свободных оф_церов собрались здесь распол_жившись в удобных кожаных креслах. 7. Я уселся на ч_модане у ф_нарного столба и вдыхая ночную свежесть оглядывался кругом. 8. Когда мы добрались до холма обс_рватории с зап_дной стороны уже погасли последние отбл_ски. 9. Дорога пов_рачивала налево и у края зеленых садов соед_нялась с другой. (И.Ефремов)

Упражнение № 31. Прочитайте текст. Какой это вид речи – описание, повествование, рассуждение? Озаглавьте текст и разделите его на абзацы. Устно объясните расстановку знаков препинания.

Набрел я на п_ляну в т_йге. От л_сного п_жара она выг_рела, но на черной з_мле уже р_сли бл_стящие листики брусники. На краю были зар_сли м_лины. Соб_рал я м_лину, а вп_реди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Я р_шил узнать, что это за зверь. Сел на п_нёк и стал т_хонько посвист_вать. Зверь сначала ост_новился и зам_р, а потом стал ко мне подкрадыва(ть, т)ся. Он думал, что я его не увижу, а в_рхушки м_линовых кустов ш_веля(т, ть)ся и его выд_ют. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрип_вать о п_нёк, чтобы привлеч_ его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья тр_щат. «Шутки плохи, – подумал я. – Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел». (По Г.Я. Снегирёву)

5. ПРАВОПИСАНИЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В РАЗЛИЧНЫХ МОРФЕМАХ.

О И Е ПОД УДАРЕНИЕМ.

О И Е В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания:

О - Е (Ё) в к о р н я х после шипящих

● Следует изменить слово или подобрать родственное: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, пчёлы – пчела, щёки – щека и т.д.

З а п о м н и т ь слова, в которых всегда пишется О : шов, шоры, шорох, обжора, крыжовник, чопорный, трущоба, трещотка, чокаться, жокей, жонглёр, шоссе, шоколад, шофёр, капюшон.

Н е с м е ш и в а т ь:

в сущ. – О: ожог руки, подж о г дома.

в глаг. – Ё: ожёг руку, подж ё г дом.

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х существительных

О (под ударением)

Е (без ударения)

суффикс

речонк а
бережок
дурачок

реченьк а
овражек
кусочек

окончание

плечом
плащом
межой
кольцом

шалашом

плачем

зрелищем
лужей
сердцем
Наташей

О - Е после шипящих и Ц