Правление царевны Софьи. Кратко. Краткая биография царевны софьи

По общему мнению, Софья была человек большого, выдающегося "великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева" - как выразился о ней один из ее врагов. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. При Петре и в первое время после смерти Петра к личности Софья относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака.
Только в конце XVIII столетия делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г.Ф.Миллер; Н.М.Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрялов говорит о Софья с негодованием, называя ее русской Пульхерией. И.Е.Забелин видит в Софья воплощение византийских идеалов. В своей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решилась вести борьбу с мачехой, идти к своей властолюбивой цели; она вела решительный заговор против брата и его семьи". Для С.М.Соловьева София - "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе". Подобным же образом многое в деятельности Софьи объясняет и Костомаров. Аристов, в своей книге "Московские смуты в правление царевны Софья Алексеевны", старается обелить Софью. По его мнению, вся причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну Софью. Брикнер считает Софью властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689 году агитировала против Петра. Прежние обвинения Софьи во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается "определить меру преступлений Софьи". Белов, не оправдывая Софью, считает виновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какой были Милославские. Профессор Е.Ф.Шмурло примыкает к этому взгляду. По его мнению, Софья вовсе не является профессиональной интриганкой, равно как она и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "Софья домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая для брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая в брате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и вот теперь Софья приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили одна другой. И если Софья очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться".

Во II веке, в царствование императора Адриана, в Риме жила благоче- стивая вдова по имени София. Своих дочерей София воспитывала в любви ко Христу и дала им имена в честь главных христианских добродетелей - Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа, а вдова и ее дочери не скрывали своей веры. Слух об их семействе дошел до императора, и тот велел привести их к нему. Понимая, куда и зачем их ведут, мать и дочери горячо молились Господу, прося его дать им силы не устрашиться предстоящих мук. И когда святые предстали перед императором, всех присутствовавших изумило их спокойствие - как будто они явились на светлое торжество, а не на истязания.

Царь-язычник по очереди призывал дочерей Софии и настойчиво требовал принести жертву богине. И хотя дочери были совсем юными (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет), они оставались непреклонны. Тогда император приказал подвергнуть дочерей Софии жестоким истязаниям, после которых их умертвили. Софию ждала другая страшная пытка: она должна была смотреть на страдания и казнь своих дочерей. Но мать не проявляла ожидаемых палачами эмоций, она подбадривала своих дочерей так, что те терпеливо приняли свои мучения.

Чтобы продлить душевные страдания матери, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег и похоронила за городом на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей, а затем скончалась. Верующие погребли ее тело на том же месте.

Мощи святой Софии и ее дочерей с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо (Франция).

Другие известные святые с именем София:

Мученица София Египетская

Му­че­ни­ца Со­фия бы­ла обез­глав­ле­на по­сле ис­тя­за­ний за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста в III в. пра­ви­те­лем Егип­та Клав­ди­ем. Ее мо­щи пе­ре­не­сены Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким в Ца­рьград.

Праведная София Слуцкая

Свя­тая пра­вед­ная Со­фия, княж­на, а затем кня­ги­ня Слуц­кая, про­ис­хо­ди­ла из древ­не­го ро­да Олель­ко­ви­чей, княжив­ших в го­ро­де Слуц­ке, од­ном из древ­ней­ших го­ро­дов Се­ве­ро-За­пад­ной Ру­си. Княгиня родилась 1 мая 1585 года. Ее супругом стал несвиж­ско­ий кня­зь Яну­ш Рад­зи­вил­ла, католик по вероисповеданию. Главным условием их свадьбы со стороны невесты было сохранение ею Православной веры. Уже будучи замужем она прославилась как защитница православной веры в условиях церков­ной унии с Римом, объ­яв­лен­ной в за­пад­но­рус­ских землях, и последовавшим за ней жестоким преследованием православного населения.

Преподобная София Суздальская (в миру великая княгиня Соломония)

Преподобная София, до монашества – Соломония, была великой княгиню, дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году она была выдана замуж за наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Их брак не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Спустя 20 лет брака, чтобы иметь наследника, Василий Иоаннович решил вступить во второй брак (с Еленой Глинской, которая родила ему сына – будущего Иоанна Грозного) и велел постричь Соломонию в монахини. Ее насильно постригли с именем София и сослали под стражу в Суздальский Покровский монастырь. Став монахиней святая победила в себе обиду и всецело посвятила себя Богу.

Преподобномученица София (Селиверстова)

Родилась в 1871 году Саратовской губернии в семье крестьянина. После смерти матери десятилетнюю девочку отдали в приют, который существовал при женской общине, а затем был преобразован в монастырь. Там София прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург, стала обучаться рисованию и одновременно работать прислугой. В возрасте 27 лет София стала послушницей в Страстном монастыре в Москве и учила монахинь рисованию. В 20-е годы XX века монастырь закрыли, и София с тремя монахинями еще около десяти лет жила в подвальном помещении на Тихвинской улице. В ноябре 1937 года сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома. 22 февраля 1938 года арестовали и ее. На следующий день Софию допросили, через два дня приговорили к расстрелу за «контрреволюционную агитацию», а еще через три дня расстреляли. София Селиверстова погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 2001 году ее причислили к лику святых новомучеников Российских.

1. Интересно,что в русской традиции имя София, означающее «мудрость», так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

2. Мученица София Римская - самая почитаемая святая из прочих обладательниц этого имени. В честь Софии и ее дочерей построено множество храмов во всех христианских странах. Однако иногда святую Софию путают с Софией-Премудростью Божией, в честь которой построено множество православных храмов и которая означает саму Божию Премудрость и Силу, а не конкретную святую.

3. Имя София считалось традиционным княжеским именем. Так звали нескольких женщин из династии Романовых, среди них царевны Софья Михайловна и Софья Алексеевна.

4. Многие супруги русских правителей при вступлении в брак должны были изменить имя: в царское время - из соображений благозвучия, в период империи - при переходе из лютеранства в православие.
Так, например, имя Софии получила великая княгиня Московская София Палеолог, дочь Фомы Палеолога, брата последнего императора Византии, которая от рождения носила имя Зоя.

Имя «София» было составной частью протестантских имен императриц Екатерины II, Марии, супруги императора Павла I и Марии, супруги императора Александра III, однако ни одной из них оно не было оставлено при переходе в православие.

27 (17) сентября 1657 года родилась царевна Софья Алексеевна, правительница Российского царства в 1682-1689 годах.


Личное дело


(1657-1704) была дочерью царя Алексея Михайловича от первой жены Марии Ильиничны Милославской. Ее учителями были Симеон Полоцкий, Карион Истомин и Сильвестр Медведев. Юная царевна знала латынь и польский язык, много читала, сама писала стихи. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году на престол вступил ее брат Федор, на которого Софья оказывала сильное влияние. Когда умер Федор, обострилась борьба за власть между семьями двух жен Алексея Михайловича: Милославским и Нарышкиными. Нарышкины попытались сделать царем малолетнего Петра. Однако Милославские, воспользовавшись стрелецким бунтом, добились коронования двух сыновей Алексея Михайловича: Ивана и Петра. Регентшей при них стала Софья Алексеевна. В ходе бунта стрельцы захватили Кремль, убили нескольких бояр и добились выплаты огромной суммы задолженности по жалованию, которая составила, по расчетам самих стрельцов, 240 000 рублей. Чтобы выполнить требования контролировавших столицу стрельцов, Софья распорядилась собирать деньги по всей стране и переплавить золотую и серебряную царскую посуду. 25 июня 1682 года Иван V и Петр I были венчаны на царство в Успенском соборе. Софья стала правительницей при малолетних государях и получила титул «великая государыня, благоверная царица и великая княжна».

Вскоре собравшиеся в Москве старообрядцы при поддержке многих стрельцов потребовали проведения диспута о вере. Софья смогла устроить так, чтобы он состоялся не на Красной площади, а в Грановитой палате, где старообрядцы были лишены поддержки толпы. Во время диспута официальную церковь представлял патриарх Иоаким , а старообрядческую - Никита Пустосвят (это прозвище дал ему Иоаким). Никониане и старообрядцы обвинили друг друга в ереси, дело дошло чуть ли не до драки. После спора о вере обе стороны объявили себя победителями, но поддержкой властей пользовались только никониане. Стрельцы отступились от старообрядцев и вскоре сами убили Никиту Пустосвята.

В августе под предлогом крестного хода в Донском монастыре Софья сумела ускользнуть из-под опеки стрельцов. Она вместе с обоими царями, их матерями и ближайшими родственниками отправилась во дворец в Коломенском, а оттуда в обход Москвы добралась до села Воздвиженского возле Троице-Сергиевой лавры. Туда прибыли многие бояре. Софья начала сбор дворянского ополчения. Предводитель стрельцов князь Хованский и его сын, отправившиеся в Воздвиженское на переговоры, были пленены, обвинены в намерении захватить власть и обезглавлены. Вскоре мятежные стрельцы покорились Софье.

Чем знаменита


Правление Софьи продлилось семь лет. К 1689 году противостояние между ней и Петром обострилось. Петр и его брат были уже достаточно взрослыми, чтобы править самостоятельно (оба на тот момент уже были женаты), однако уступать власть Софья не хотела. Не хотели этого и те, кто при ней получил высокие должности и другие милости. Петр в это время жил с матерью в селе Преображенском. Получив известие о якобы готовившемся на него покушении, он срочно отправился в Троице-Сергиеву лавру. Вскоре туда прибыло и подготовленное Петром «потешное войско», которое к тому времени представляло серьезную военную силу. Со временем все больше бояр, дворян и стрельцов переходили на сторону Петра и также отправлялись к нему в Троице-Сергиев монастырь, где Петр устроил свой царский двор. В результате Софья потеряла почти всех своих сторонников и по приказу Петра была заточена сперва в Святодуховском монастыре в Путивле, а затем – в Новодевичьем монастыре в Москве.

Софья активно искала новых сторонников и стремилась вернуть утраченную власть. Однако строгая слежка за ней в монастыре делал ее попытки безрезультатными. В 1691 году был казнен ее сторонник Сильвестр Медведев . В 1697 году думный дворянин Иван Циклер, окольничий Соковнин и стольник Пушкин составили заговор с целью убить Петра, но были схвачены. На допросе Циклер сказал, что заговорщики планировали вернуть трон Софье.

Последняя попытка захватить власть последовала в 1698 году, когда Петр был в Европе. Но восставшие стрельцы были разбиты у Новоиерусалимского монастыря верными Петру войсками. Вернувшийся Петр жестоко расправился с участниками бунта, казнены были около двух тысяч стрельцов. 21 октября 1698 года Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Перед окнами ее кельи Петр велел повесить несколько казненных стрельцов. Умерла Софья Алексеевна 3 (14) июля 1704 года в Новодевичьем монастыре, перед смертью постриглась в великую схиму под именем София. Была похоронена в Смоленском соборе этого монастыря.

О чем надо знать


В послепетровскую эпоху распространилось мнение о Софье как о противнице преобразований России и стороннице традиционного уклада, однако многие процессы вестернизации Русского государства шли уже во время ее правления. При Софье возникла Славяно-греко-латинская академия в Москве. Заключены договоры со Швецией, Данией, Китаем и Польшей. В Москве получили свободу вероисповедания католики.

Прямая речь


«Правление царевны Софии Алексеевны началось со всякою прилежностию и правосудием всем и ко удовольству народному, так что никогда такого мудраго правления в Российском государстве не было. И все государство пришло во время ея правления, чрез семь лет, в цвет великаго богатства. Также умножилась коммерция и всякия ремесла; и науки почали быть возставлять латинскаго и греческаго языку; также и политес возставлена была в великом шляхетстве и других придворных с манеру польскаго - и в экипажах, и в домовном строении, и уборах, и в столах».


«Пример исторической женщины, освободившейся из терема, но не вынесшей из него нравственных сдержек и не нашедшей их в обществе, представляет собой богатырь-царевна Софья Алексеевна».

С. М. Соловьев

8 фактов о царевне Софье:


1. С отрочества Софья запомнила рассказы учителей о византийской царевне Пульхерии , добившейся власти при своем брате Феодосии II.

2. Сохранились свидетельства, что Софья была автором пьесы «О святой Екатерине Великомученице».

3. Музей, открытый в 1922 году в Новодевичьем монастыре, первоначально назывался «Музеем эпохи правления царевны Софьи», но вскоре был переименован в «Музей раскрепощения женщины».

4. В музее Балахны хранится старообрядческая икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» конца XVII - начала XVIII века. На ней царевна Софья изображена Иродиадой, требующей казни Иоанна, а палачу приданы черты Петра I.

5. В старообрядческом скиту Старый Шарпан в Нижегородской губернии была почитаемая «царицына могила», окруженная двенадцатью другими могилами. По легенде, там были похоронены бежавшая из заключения Софья и 12 стрельцов, ее сопровождавших.

6. Известно одно прижизненное изображение Софьи на гравюре 1688 года, сделанной А. Блотелингом. Софья показана там с царскими регалиями.

7. Существует версия, что на иконе Богородицы в раме с образами праматерей и пророчиц из Благовещенского собора Кремля иконописец в облике святой Сусанны передал черты царевны Софьи.

8. С середины 2000-х годов среди москвичей появился обычай засовывать в щели одной из башен Новодевичьего монастыря записки с просьбами, обращенными к «святой Софье», или прикасаться к стене, загадывая при этом желание. Некоторые пишут свои просьбы прямо на монастырской стене .

Материалы о царевне Софье:

Царевна Софья - запрещенная правительница

Она стала первой в истории нашей страны женщиной на троне. И расплатилась за это заточением в монастыре, одинокой смертью и долгим забвением. Летописцы и правители России на протяжении многих веков скрывали правду о ней. Поэтому лишь немногие знают, какой на самом деле была эта великая женщина – царевна Софья Алексеевна из рода Романовых.

Алексей Михайлович, отец царевны Софьи, получил прозвище Тишайший. Но вряд ли его дворец в подмосковном Коломенском, где появилась на свет Софья в сентябре 1657 года, можно было назвать тихим местом. Терем Алексея Михайловича стал настоящим детским царством – за время его правления сложно найти год, когда у супруги государя Марьи Ми-лославской не рождался бы ребенок. Правда, многие из них умирали в младенчестве. Выжили семеро – пять дочерей и двое сыновей, Федор и Иван.

На горе отцу, царевичи росли хилыми и малоумными, а их сестры – здоровыми и сильными. Но участь царевен в XVII веке была незавидной. Даже замуж их нельзя было выдать – ни боярские дети, ни иноземные принцы не считались подходящей партией для царских дочерей. Им предстояло провести всю жизнь под замком. Как писал германский посол Сигизмунд Герберштейн, на Руси «женщина считается честной только тогда, когда живет в доме взаперти и никуда не выходит». У тех, кто не хотел провести всю жизнь в тереме, куда мужчины могли заходить только раз в год, на Пасху, была только одна альтернатива – монастырь.

Софья росла крепкой, широкой в кости, порывистой в движениях. И при этом, оправдывая свое имя – София (Премудрость), очень любила читать.

Учить дочерей на Руси было не принято – многие царевны с трудом могли написать свое имя. Их образование сводилось к вышиванию, набору молитв и нянькиным сказкам. Но Тишайший согласился приставить к дочери педагога – Симеона Полоцкого, крупнейшего ученого своего времени и первого русского профессионального поэта.

Полоцкий учил Софью не только чтению и письму, но и иностранным языкам. Царевне особенно нравилась история, поэтому она знала и о византийской императрице Пульхерии, которая живьем заколотила в гроб пьяницу-мужа и стала править самостоятельно, и об английской королеве Елизавете, у которой и вовсе не было мужа.

Не исключено, что когда Софья видела перемены, происходившие в царском дворце, у нее постепенно появлялось желание подражать этим смелым женщинам. В 1669 году умерла Мария Милославская, а через два года Алексей Михайлович женился на двадцатилетней Наталье Нарышкиной. Год спустя та родила сына Петра – крепкого и смышленого, настоящего наследника. Софья сразу невзлюбила мачеху, которая была немногим ее старше. Нарышкина отвечала падчерице взаимностью. Софья все больше времени проводила в библиотеке. Среди собрания книг был и трактат итальянца Макиавелли о том, как завоевать власть. И вряд ли любознательная царевна оставила эту книгу без внимания.

В 1676 году Алексей Михайлович внезапно скончался. Новый царь, пятнадцатилетний Федор, постоянно болел – даже на похороны отца его принесли на носилках. При дворе сразу развернулась борьба за власть между родственниками жен Тишайшего – Милославскими и Нарышкиными, - в которую активно включилась и Софья.

Для начала она сумела вырваться из терема, получив разрешение находиться рядом с больным братом. Это дало царевне возможность общаться с боярами и воеводами. Каждому она умела сказать приятное, с каждым находила общий язык.

Ум, начитанность и благочестие Софьи изумляли не только обитателей Кремля, но и европейских послов. Слухи о добродетелях царевны проникли и в народ: с ней люди связывали свои надежды на лучшую жизнь.

Царь Федор умер в апреле 1682 года. Вопреки обычаю, Софья присутствовала на его похоронах и шла за гробом ближе всех родственников. Но Боярская дума с подачи Нарышкиных объявила царем сына Алексея Михайловича от второй жены, Петра. Царевна однако не собиралась мириться с возвышением мачехи.

Союзником Софьи стал сорокалетний князь Василий Голицын, наследник старинного рода и поклонник Запада. Приезжавшие в Москву иностранцы приходили в восхищение от бесед с этим умным и начитанным вельможей, чей дом «блистал великолепием и вкусом». При Федоре Голицын был близок к трону и задумал широкую программу реформ, но из-за дворцовых распрей его положение оказалось под угрозой. Другим союзником Софьи стало 50-тысячное стрелецкое войско, недовольное притеснениями властей. По слухам, Нарышкины хотели запретить стрельцам не только беспошлинно торговать, но и жить с женами и детьми. На самом деле эти сведения распространяли агенты Софьи, льстиво называвшие стрельцов «царской опорой». Нужен был только повод для бунта, и он быстро нашелся. В мае сторонники царевны Софьи распустили слух о том, что Нарышкины убили «настоящего» царя Ивана. Под звон набата стрельцы ворвались в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела к ним живых и невредимых царевичей. Но жаждавшую крови толпу это не остановило. Нарышкиных прямо на глазах Петра и Ивана сбросили с крыльца на стрелецкие пики. Их сторонников искали по всему городу и рубили саблями, а изувеченные тела волокли по улицам с криками «Любо!» Убили даже лекаря-немца, у которого нашли сушеную змею, – говорили, что с помощью ее яда он хотел уморить царевича Ивана.

Софья в эти страшные дни отсиживалась в своих покоях и руководила действиями мятежников. Их вождей она уговаривала идти до конца, обещая в случае успеха каждому стрельцу по десять рублей – огромные по тем временам деньги. Испуганные бояре объявили царями обоих братьев, а правительницей, пока они не достигнут совершеннолетия, стала Софья. Для Ивана с Петром сделали двойной трон, который хранится сейчас в Оружейной палате. В золоченой спинке проделали окошко, через которое царевна подсказывала братьям их «царскую волю».

Впрочем, она не только советовала, но и действовала сама. Софья лично встретилась со стрельцами и объявила, что никто из них не будет наказан за участие в мятеже – если они немедленно прекратят бунтовать и вернутся к службе. Такой шаг требовал смелости – стрельцы к тому времени уже не хотели покоряться никому. Например, глава Стрелецкого приказа Иван Хованский утверждал, что царевна без него не делает и шагу. За что и поплатился – царские слуги выманили его из столицы и отрубили голову. Стрельцов успокоили денежными подачками, а самых активных отправили в дальние гарнизоны.

После подавления «хованщины» Софье пришлось столкнуться с новой угрозой. В Москву съехались раскольники, которые требовали возвращения «древнего благочестия». Царевна и тут проявила смелость – пришла к воинственно настроенным староверам и вступила в дискуссию с их вожаком Никитой Пустосвятом. Тот был настолько смущен ее богословской эрудицией, что согласился увести толпу бунтовщиков от Кремля. Скоро его схватили и казнили. Все ждали новых репрессий, но и здесь Софья проявила мудрость. Она не только помиловала бунтовщиков, но и смягчила вслед за этим наказания за другие преступления – например, жен, убивших мужа, теперь не закапывали живыми в землю, а «всего-навсего» обезглавливали. У русских женщин был и другой повод благодарить Софью: она освободила их из затворничества, позволив посещать всевозможные мероприятия.

По словам историка Василия Ключевского, царевна «вышла из терема и отворила двери этого терема для всех желающих».

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. Не была она и поклонницей старины, защитницей «узорного терема», как писала ее поклонница Марина Цветаева. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно-греко-латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невилль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

В другом месте своих «Записок о России» де Невилль отзывался о внешности царевны еще менее лестно: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере сорок лет». А ведь Софье было тогда едва за тридцать. Можно было бы списать это на неприязнь заносчивого иноземца к «русским варварам», но следует признать, что царевна действительно была некрасива.

Поэтому ряд историков считает, что ее союз с Голицыным был чисто политическим. Возможно – но только не для Софьи. Судя по ее письмам, царевна действительно была влюблена: «А мне, свет мой, веры не имеется, что ты к нам возвратишься; тогда веры пойму, когда увижу во объятиях своих тебя... Свет мой, батюшка, надежда моя, здравствуй на многие лета! Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне будешь».

Нет, Софья любила Голицына всем сердцем. Труднее сказать, какие чувства испытывал к ней он. Тонкий ценитель красоты вряд ли мог плениться этой увядшей раньше времени женщиной, пусть даже умной и волевой. Кроме того, князь был счастлив со своей второй женой Евдокией Стрешневой, родившей ему четырех детей. Но и с Софьей расставаться он не хотел, чтобы не потерять своего положения главы Посольского приказа – фактически первого министра.

Положение осложнилось, когда влюбленная царевна потребовала, чтобы он развелся с женой. Голицын оказался на распутье. По словам того же де Невилля, князь «не мог решиться на удаление жены, во-первых, как человек благородный, во-вторых, как муж, имеющий за нею большие имения». Наконец Голицын начал уступать, да и любящая жена соглашалась уйти в монастырь, чтобы не погубить карьеру супруга.

Слухи о будущем браке просочились в московский «высший свет» и вызвали всеобщее осуждение. Говорили даже, что царевна с фаворитом хотят погубить Ивана и Петра, основать новую династию и обратиться в «латинскую веру», то есть католичество, – многим были подозрительны их симпатии к Западу. Тогда Софья решила отправить возлюбленного в поход против Крымского ханства. Вернувшись победителем, он мог завоевать симпатии общества и руку правительницы. Это решение стало роковым. Первый поход 1687 года оказался неудачным – татары подожгли степь, отравили колодцы, и войску, страдавшему от голода и жажды, пришлось отступить.

Второй поход весной 1689 года закончился таким же провалом. На этот раз стотысячная русская армия дошла до Перекопа, простояла там две недели и ни с чем вернулась обратно. Во всем винили Голицына, который якобы получил от крымского хана два сундука золотых монет, да и те оказались фальшивыми.

Вероятно, это ложь – просто дипломат оказался никуда не годным полководцем. В этих условиях Софья решила, что Василию Голицыну лучше на время уехать из столицы. Но чувства опять оказались сильнее царского долга. Она не захотела снова расставаться с любимым. Провал крымской кампании Софья пыталась превратить в победу, велев служить по всем церквям молебны в честь Голицына.

Юный царь Петр симпатий своей старшей сестры не разделял. Он отказался принять вернувшегося из похода Голицына – «негоже холоп службу справил». В скором времени Петр должен был достичь совершеннолетия и стать полновластным монархом. В этом случае жизнь Голицына – да и Софьи – оказалась бы под угрозой. Однако мягкий, нерешительный князь отказывался пойти на крайние меры. На помощь царевне пришел другой ее фаворит – окольничий Федор Шакловитый, новый командир стрельцов. Он не раз предлагал Софье извести «старую медведицу» – то есть Наталью Кирилловну, «а если сын станет заступаться, то и ему спускать нечего». Царевна не решилась пролить кровь брата, но верность Шакловитого оценила. Скоро он уже не только дневал, но и ночевал в ее покоях. Голицын терпел – быть может, даже втайне радовался передышке в надоевшем романе.

Развязка наступила в августе 1689 года, А пока обе стороны копили силы. Петр тренировал в Преображенском свои «потешные полки», ставшие к тому времени настоящим войском. Софья и ее сторонники уговаривали стрельцов снова подняться против Нарышкиных. При этом использовались изощренные провокации: какой-то родственник Шакловитого, одевшись как дядя Петра Лев Нарышкин, разъезжал по городу и избивал стрельцов, крича: «Это вы мою родню порешили, собаки!»

Однако поначалу все усилия были безрезультатными. Прошлый бунт не слишком улучшил положение стрельцов, да и правление Софьи с Голицыным не радовало – ни походов, ни военной добычи. Только когда из Преображенского стали доходить слухи, что «потешные» идут на Кремль, стрельцы начали готовиться к обороне.

Узнав об этом, семнадцатилетний Петр испугался – он хорошо помнил ужасы первого мятежа. Среди ночи, бросив мать и беременную жену, Петр в одной сорочке ускакал верхом в Троице-Сергиеву лавру. Там его взял под защиту патриарх Иоаким, который не любил Софью за прозападные симпатии (знал бы он, что учинит потом в России сам Петр). Постепенно в лавру съехались сторонники Нарышкиных, а также «потешные» с пушками и пищалями.

И пока Софья с Голицыным сидели сложа руки, Петр переманивал на свою сторону все новых приверженцев. Два стрелецких полка с развернутыми знаменами приехали в лавру и поклялись царю в верности.

Софья пыталась удержать остальных стрельцов, говоря им: «Если пойдете к Троице, здесь останутся ваши жены и дети». Но ни угрозы, ни щедрые обещания не действовали – полк за полком уходили к Петру. Оставшиеся в Москве стрельцы потребовали, чтобы царевна выдала им Шакловитого, и тут же казнили своего командира. На следующий день к Софье приехал боярин Троекуров с царским приказом: отказаться от власти и отбыть в Новодевичий монастырь на вечное жительство. Василия Голицына вместе с семьей сослали в далекий северный Каргополь, где он и умер в 1714 году. Перед тем, как он уехал, царевна смогла передать любимому деньги и последнее письмо, но увидеться с князем ей было больше не суждено. Софья не имела права покидать монастырь, но продожала жить по-царски, окруженная многочисленной свитой. Морить ее голодом младший брат явно не собирался. Ежедневно Софье присылали огромное количество еды: рыбу, пироги, баранки, даже пиво и водку.

Постепенно вокруг нее сплотились все недовольные нововведениями Петра. В том числе стрельцы, которых царь заставил сменить столичное приволье на опасную службу в пограничных городах.

Роль связных между ними и Софьей играли ее сестры – Марфа и Мария. Через них царевна передавала стрельцам грамоты с просьбами прийти к монастырю с оружием в руках, чтобы освободить ее, а потом вместе идти на Москву. Софье казалось, что власть Петра вот-вот падет, и она сможет въехать в Кремль уже полновластной царицей.

Летом 1698 года, когда царь путешествовал по Европе, стрельцы восстали под лозунгом «Софью на царство!» Действовали они не слишком решительно, и еще до приезда Петра мятеж был подавлен.

Вернувшись, царь первым делом пришел в келью к сестре, с которой не виделся долгих девять лет. В нем ничего не осталось от прежнего круглолицего мальчика – царь был больше похож на грозного демона в немецком кафтане.

Может быть, в этот миг Софья пожалела о том, что не держалась крепче за власть. Жалели об этом и те потомки, кто не поверили летописцам, клеветавшим на царевну. Кто знает – быть может, ее осторожные преобразования достигли бы своей цели, не нанеся России такого громадного урона, как кровавые реформы Петра Великого?

Брат долго требовал, чтобы Софья выдала ему зачинщиков мятежа, но та молчала. В конце концов Петр ушел – и больше уже ни разу не навещал сестру.

А в Москве тем временем вовсю шла расправа. На Красной площади рубили головы стрельцам, и сам царь охотно участвовал в кровавой потехе. В Новодевичьем монастыре восставших вешали на зубцах стен – для того, чтобы Софья могла увидеть смерть своих сторонников.

Узницу теперь день и ночь стерегли солдаты. Гостей к ней пускали редко, да и ходить было некому – сестер Марфу и Марию после подавления мятежа отправили в другие обители. Поэтому мы не знаем, как прошли последние годы Софьи. Быть может, она доверяла заветные мысли бумаге, но из ее записей не уцелело ни строчки. Петр хорошо знал силу печатного слова и позаботился, чтобы до потомков дошла лишь одна версия событий – его собственная.

Черница Сусанна – такое имя приняла царевна, когда ее постригли в монахини, – скончалась 4 июля 1704 года. История ее жизни вначале забылась, а потом стала легендой. Для Вольтера Софья была «прекрасной, но неудачливой принцессой московитов», для Алексея Толстого – злобной противницей реформ, для Марины Цветаевой – сказочной Царь-девицей. Не сохранились и ее портреты. Никто сегодня не знает подлинного лица царевны, которая в жестокий мужской век пыталась править с женской мягкостью и мудростью – да так и не смогла.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Годы правления (регентства):1682 — 1689

Из биографии

  • Софья- дочь Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской. Была регентом в период малолетства Петра и Ивана
  • К власти пришла во время стрелецкого бунта в 1682 году при помощи своего фаворита Василия Голицына.
  • Софья была образованна, красива собой, умна, но слишком честолюбива, что и привело её к такому концу- последние годы жила в заточении в Новодевичьем монастыре.
  • Что такое Священная лига , в которую вступила Россия в 1686г? Это союз Свящённой Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой, который образовался в 1684 г. для борьбы против Турции. Распался в 1699г.

Исторический портрет Софьи

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование судопроизводства, стремление навести порядок в стране. 1.Ускорение процесса рассмотрения дел.2.Отмена смертной казни за некоторые преступления.

3.Слова «закон» и « порядок» стали лозунгом правительства.

Стремление повысить роль боярства и дворянства в стране. Регулярно собиралась Боярская дума. Софья опиралась на неё в правлении.Заработали в полную силу приказы.

Стремление ограничить стрелецкий произвол – подавлено восстание 1682г. стрельцов под руководством начальника стрелецкого приказа -И.Хованского, зачинщики казнены.

Меры по дальнейшему улучшению экономического развития страны. 1.Поддержка свободного предпринимательства2.Межевание земель, закрепление их за служилыми людьми.

3.Проявление инициативы по развитию промышленности, особенно ткацкого дела.

В России стали изготавливать дорогие ткани- атлас, бархат, парчу. Для обучения мастеров приглашались иностранцы.

Попытка решения крестьянского вопроса. Указ об отмене сыска беглых крестьян.
Продолжение борьбы с расколом церкви на законодательном уровне. Указ 1685г-« 12 статей»,на основании которого казнены тысячи людей, обвинённых в расколе.
Дальнейшее развитие культуры и образования в стране. 1687-открыта Славяно-греко-латинская академия. Это первое светское высшее учебное заведение.В 1755 году на его базе был основан Московский университет.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Стабилизация в отношениях с Польшей. Завершение русско-польской войны, выгодный в 1686-«Вечный мир» с Польшей.Закрепление за Россией Киева, Смоленска, Левобережной Украины. Обязательство начать войну с Крымом- вассалом Турции.
Стремление укрепить южные границы усилить авторитет России в мире. Неудачные крымские походы Голицына в 1687 и 1689г. против крымских татар.Но Россия прекратила платить крымскому хану.

1686-1700- русско- турецкая война

Установление дипломатических и торговых отношений с Китаем. 1689г- невыгодный Нерчинский договор с Китаем о границах. Это был первый русско-китайский договор и действовал он до 1858г!

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Возросла роль феодальной элиты в государстве.
  • Приведены попытки привести в порядок судопроизводство.
  • Продолжалось развиваться и совершенствоваться образование в России, в том числе- высшее.
  • Подтверждены права на Правобережную Украину и Киев.
  • Начали закладываться стратегические основы для дальнейшей борьбы с Турцией за выход к Чёрному морю, повысился международный авторитет России. Однако безопасность южных границы не была достигнута.

Хронология жизни и деятельности Софьи

26 мая 1682 Боярская дума объявила двоевластие- Иван и Петра. Регентом стала Софья.
Август – сентябрь 1682 Попытка стрельцов поставить во главе государства начальника стрелецкого приказа — И.Хованского. Восстание подавлено, Хованский казнён.
1685 « 12 статей», казни раскольников.
1686 «Вечный мир» с Польшей. Закрепление за Россией Киева. Смоленска, Левобережной Украины.
1686-1700 Русско-турецкая война (Крымские походы- часть войны, продолжит Азовские походы Пётр 1)
1687 Вступление России в Священную лигу против Турции.
1687 Открыта Славяно-греко-латинская академия.
1687, 1689 Неудачные крымские походы Голицына.
1689 Нерчинский договор с Китаем.
Август 1689 Стрелецкий заговор против Петра.
6-7 сентября 1689 Арест заговорщиков, в том числе и Софьи.
1689-1704 Содержалась в Новодевичьем монастыре под стражей, где и скончалась.