Правление алексея михайловича романова. Алексей Михайлович Романов. Правление царя

Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (рожд. 17 (27) марта 1629 г. — смерть 29 января (8 февраля) 1676 г.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси 1645 - 1676 гг.

Детские годы

Алексей Михайлович родился в 1629 году, он был старшим сыном царя и его жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

С пятилетнего возраста молодой царевич Алексей под надзором Б.И. Морозова начал учиться грамоте по букварю, после приступил к чтению книг. В 7 лет стал обучаться письму, а в 9 – церковному пению. К 12-ти годам у мальчика составилась небольшая библиотека из книг, ему принадлежавших. Среди них упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также «Космография».

В числе предметов «детской потехи» царевича встречаются музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, вместе с прежними образовательными средствами видны и нововведения, сделанные не без прямого влияния боярина Б.И. Морозова.

Вступление на престол

После смерти отца 16-ти летний Алексей Михайлович 17 июля 1645 г. стал вторым царем из . Со вступлением на престол он столкнулся лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII столетия. Слишком мало подготовленный к разрешению подобных дел, он поначалу подчинился влиянию бывшего своего дядьки Морозова. Однако в скором времени начал принимать и самостоятельные решения.

Алексей Михайлович, как видно из его собственных писем, и отзывам иностранцев и русских подданных, обладал замечательно мягким, добродушным характером; был, по словам подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, «гораздо тихим», за что и получил прозвище Тишайший.

Характер царя

Духовная атмосфера, среди которой жил государь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам он во все посты ничего не пил и не ел, и вообще ревностно исполнял церковные обряды. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, развивавшее у Алексея Михайловича христианское смирение. «А мне, грешному, – пишет он, – здешняя честь, аки прах».

Царское добродушие и смирение временами, однако, сменялись на кратковременные вспышки гнева. Как-то раз царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», повелел боярам испробовать то же средство. Р.Стрешнев отказался. Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, но после не знал, какими подарками его задобрить.

Вообще государь умел отзываться на чужое горе и радость. Замечательные в этом отношении его письма. Мало темных сторон возможно отметить в царском характере. У него была скорей созерцательная, пассивная, а не практическая, активная натура; стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, однако не предавался со страстной энергией ни тому, ни другому.

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Женитьба

Надумав жениться, Алексей Михайлович в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского. Однако пришлось отказаться от своего выбора из-за интриг, в которые, возможно, был замешан Морозов. 1648 год — царь заключил брак с Марьей Ильинишной Милославской. В скором времени Морозов женился на сестре ее Анне. В результате, Б.И. Морозов и тесть его И.Д. Милославский приобрели первенствующее значение при царском дворе. От этого брака родились сыновья – будущие цари Федор Алексеевич и Иван V и дочь Софья.

Соляной бунт

Однако к этому времени, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Морозова. 1646 год, 7 февраля — по его инициативе царским указом и боярским приговором установили новую пошлину на соль. Она была выше рыночной цены соли – одного из главнейших предметов потребления всего населения – примерно в полтора раза и вызвала сильное недовольство народа. К этому прибавилось злоупотребления Милославского и слухи о пристрастии государя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали Соляной бунт в Москве 2–4 июня 1648 г. и беспорядки в других городах.

Новую пошлину на соль отменили в том же году. Морозов продолжал пользоваться царским расположением, однако уже не имел первенствующего значения в управлении державой. Алексей Михайлович возмужал и больше не нуждался в опеке. Он писал в 1661 году, что «слово его стало во дворце добре страшно».

Алексей Михайлович и патриарх Никон

Патриарх Никон

Но мягкой, общительной натуре царя был необходим советчик и друг. Таким «собинным», любимым другом стал владыка Никон. Будучи митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царя, посвящен был 25 июля 1652 г. в патриархи и начал оказывать прямое влияние на дела государства.

1653 год, 1 октября — Земской Собор в Москве принял решение о принятии Украины в состав России. Как следствие этого была объявлена Россией 23 октября того же года войны Речи Посполитой, притеснявшей украинцев.

Во время войн 1654–1658 гг. Алексей Михайлович часто отсутствовал в столице, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из военных походов, он начал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и начали непочтительно относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не смогла снести обиды. 1658 год, 10 июля — он отказался от своего сана и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Только в 1666 г. на Церковном Соборе под председательством патриархов Александрийского и Антиохийского Никона лишили архиерейского сана и заточили в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Во время военных походов Алексей Михайлович Романов побывал в западных городах – Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильно. Там познакомился с похожим на европейский образом жизни. Вернувшись в Москву государь сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Постепенно изменялась жизнь и простых горожан.

Земский собор

Церковный раскол

После устранения Никона не уничтожены были главные его нововведения – исправление церковных книг и изменения некоторых религиозных обрядов (форма церковных поклонов, крещение тремя перстами, использование для богослужения икон только греческого письма). Многие из священников и монастыри не согласились принимать этих новшеств. Они начали называть себя старообрядцами, а официальная Русская Православная Церковь стала именовать их раскольниками. 1666 год, 13 мая — в Успенском соборе Московского Кремля был предан анафеме один из руководителей старообрядцев – .

Внутренние беспорядки

Особо упорное сопротивление было оказано Соловецким монастырем; осажденный с 1668 г. правительственными войсками, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 г., мятежников повесили.

Тем временем на юге поднял бунт донской казак . Ограбив караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские корабли, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он вновь отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял на восстание черемисов, чувашей, мордву, татар. Войско Разина под Симбирском разбил князь Ю. Барятинский. Разин бежал на Дон и, выданный там атаманом Корнилом Яковлевым, был казнен в Москве 27 мая 1671 г.

В скором времени после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Война окончилась 20-ти летним миром только в 1681 году.

Результаты правления Алексея Михайловича

Из внутренних распоряжений при царе Алексее Михайловиче замечательно основание новых центральных учреждений (приказов): Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позднее 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (с 1657 г.), Малороссийский (с 1649 г.), Литовский (в 1656–1667 гг.), Монастырский (в 1648–1677 гг.)

В финансовом отношении сделано также несколько преобразований. В 1646 году и последующих годах провели перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола. Указом от 30 апреля 1654 г. запрещалось взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп.

Из за нехватки денежных средств во множестве были выпущены медные деньги. С 1660-х годов медный рубль начал цениться в 20–25 раз дешевле серебряного. В результате чего наступившая страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 г., названный Медным бунтом. Мятеж был усмирен высылкою против восставшего народа стрелецкого войска.

Указом от 19 июня 1667 г. приказано было приступить к постройке судов в селе Дединове на Оке.

В области законодательства было составлено и издано Соборное Уложение – свод законов Российского государства (печаталось в первый раз 7–20 мая 1649 г.). Его дополняли в некоторых отношениях Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.

Во время правления Алексея Михайловича Романова продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А.Булыгин, О.Степанов, Е.Хабаров и другие. Были основаны города Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.)

Последние годы правления. Смерть

В последние годы царствования Алексея Михайловича при царском дворе особо возвысился А.С. Матвеев. Спустя 2 года по смерти М.И. Милославской государь женился на родственнице Матвеева – Наталье Кирилловне Нарышкиной (22 января 1671 г.). От этого брака у Алексея Михайловича родился сын – будущий император .

Умер царь Алексей Михайлович Романов 29 января 1676 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.


Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (рожд. 17 (27) марта 1629 г. — смерть 29 января (8 февраля) 1676 г.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси 1645 — 1676 гг.
Детские годы
Алексей Михайлович родился в 1629 году, он был старшим сыном царя Михаила Федоровича и его жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
С пятилетнего возраста молодой царевич Алексей под надзором Б.И. Морозова начал учиться грамоте по букварю, после приступил к чтению книг. В 7 лет стал обучаться письму, а в 9 - церковному пению. К 12-ти годам у мальчика составилась небольшая библиотека из книг, ему принадлежавших. Среди них упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также «Космография».
В числе предметов «детской потехи» царевича встречаются музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, вместе с прежними образовательными средствами видны и нововведения, сделанные не без прямого влияния боярина Б.И. Морозова.
Вступление на престол
После смерти отца 16-ти летний Алексей Михайлович 17 июля 1645 г. стал вторым царем из династии Романовых. Со вступлением на престол он столкнулся лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII столетия. Слишком мало подготовленный к разрешению подобных дел, он поначалу подчинился влиянию бывшего своего дядьки Морозова. Однако в скором времени начал принимать и самостоятельные решения.
Алексей Михайлович, как видно из его собственных писем, и отзывам иностранцев и русских подданных, обладал замечательно мягким, добродушным характером; был, по словам подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, «гораздо тихим», за что и получил прозвище Тишайший.
Характер царя
Духовная атмосфера, среди которой жил государь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам он во все посты ничего не пил и не ел, и вообще ревностно исполнял церковные обряды. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, развивавшее у Алексея Михайловича христианское смирение. «А мне, грешному, - пишет он, - здешняя честь, аки прах».
Царское добродушие и смирение временами, однако, сменялись на кратковременные вспышки гнева. Как-то раз царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», повелел боярам испробовать то же средство. Р.Стрешнев отказался. Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, но после не знал, какими подарками его задобрить.
Вообще государь умел отзываться на чужое горе и радость. Замечательные в этом отношении его письма. Мало темных сторон возможно отметить в царском характере. У него была скорей созерцательная, пассивная, а не практическая, активная натура; стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, однако не предавался со страстной энергией ни тому, ни другому.

Женитьба
Надумав жениться, Алексей Михайлович в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского. Однако пришлось отказаться от своего выбора из-за интриг, в которые, возможно, был замешан Морозов. 1648 год — царь заключил брак с Марьей Ильинишной Милославской. В скором времени Морозов женился на сестре ее Анне. В результате, Б.И. Морозов и тесть его И.Д. Милославский приобрели первенствующее значение при царском дворе. От этого брака родились сыновья - будущие цари Федор Алексеевич и Иван V и дочь Софья.
Соляной бунт
Однако к этому времени, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Морозова. 1646 год, 7 февраля — по его инициативе царским указом и боярским приговором установили новую пошлину на соль. Она была выше рыночной цены соли - одного из главнейших предметов потребления всего населения - примерно в полтора раза и вызвала сильное недовольство народа. К этому прибавилось злоупотребления Милославского и слухи о пристрастии государя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали Соляной бунт в Москве 2-4 июня 1648 г. и беспорядки в других городах.
Новую пошлину на соль отменили в том же году. Морозов продолжал пользоваться царским расположением, однако уже не имел первенствующего значения в управлении державой. Алексей Михайлович возмужал и больше не нуждался в опеке. Он писал в 1661 году, что «слово его стало во дворце добре страшно».

Патриарх Никон
Но мягкой, общительной натуре царя был необходим советчик и друг. Таким «собинным», любимым другом стал владыка Никон. Будучи митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царя, посвящен был 25 июля 1652 г. в патриархи и начал оказывать прямое влияние на дела государства.
1653 год, 1 октября — Земской Собор в Москве принял решение о принятии Украины в состав России. Как следствие этого была объявлена Россией 23 октября того же года войны Речи Посполитой, притеснявшей украинцев.
Во время войн 1654-1658 гг. Алексей Михайлович часто отсутствовал в столице, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из военных походов, он начал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и начали непочтительно относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не смогла снести обиды. 1658 год, 10 июля — он отказался от своего сана и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Только в 1666 г. на Церковном Соборе под председательством патриархов Александрийского и Антиохийского Никона лишили архиерейского сана и заточили в Белозерский Ферапонтов монастырь.
Во время военных походов Алексей Михайлович Романов побывал в западных городах - Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильно. Там познакомился с похожим на европейский образом жизни. Вернувшись в Москву государь сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Постепенно изменялась жизнь и простых горожан.

Церковный раскол
После устранения Никона не уничтожены были главные его нововведения - исправление церковных книг и изменения некоторых религиозных обрядов (форма церковных поклонов, крещение тремя перстами, использование для богослужения икон только греческого письма). Многие из священников и монастыри не согласились принимать этих новшеств. Они начали называть себя старообрядцами, а официальная Русская Православная Церковь стала именовать их раскольниками. 1666 год, 13 мая — в Успенском соборе Московского Кремля был предан анафеме один из руководителей старообрядцев - протопоп Аввакум.
Внутренние беспорядки
Особо упорное сопротивление было оказано Соловецким монастырем; осажденный с 1668 г. правительственными войсками, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 г., мятежников повесили.
Тем временем на юге поднял бунт донской казак Степан Разин. Ограбив караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские корабли, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он вновь отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял на восстание черемисов, чувашей, мордву, татар. Войско Разина под Симбирском разбил князь Ю. Барятинский. Разин бежал на Дон и, выданный там атаманом Корнилом Яковлевым, был казнен в Москве 27 мая 1671 г.
В скором времени после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Война окончилась 20-ти летним миром только в 1681 году.
Результаты правления Алексея Михайловича
Из внутренних распоряжений при царе Алексее Михайловиче замечательно основание новых центральных учреждений (приказов): Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позднее 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (с 1657 г.), Малороссийский (с 1649 г.), Литовский (в 1656-1667 гг.), Монастырский (в 1648-1677 гг.)
В финансовом отношении сделано также несколько преобразований. В 1646 году и последующих годах провели перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола. Указом от 30 апреля 1654 г. запрещалось взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп.
Из за нехватки денежных средств во множестве были выпущены медные деньги. С 1660-х годов медный рубль начал цениться в 20-25 раз дешевле серебряного. В результате чего наступившая страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 г., названный Медным бунтом. Мятеж был усмирен высылкою против восставшего народа стрелецкого войска.
Указом от 19 июня 1667 г. приказано было приступить к постройке судов в селе Дединове на Оке.
В области законодательства было составлено и издано Соборное Уложение - свод законов Российского государства (печаталось в первый раз 7-20 мая 1649 г.). Его дополняли в некоторых отношениях Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.
Во время правления Алексея Михайловича Романова продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А.Булыгин, О.Степанов, Е.Хабаров и другие. Были основаны города Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.)
Последние годы правления. Смерть
В последние годы царствования Алексея Михайловича при царском дворе особо возвысился А.С. Матвеев. Спустя 2 года по смерти М.И. Милославской государь женился на родственнице Матвеева - Наталье Кирилловне Нарышкиной (22 января 1671 г.). От этого брака у Алексея Михайловича родился сын - будущий император Петр 1.
Умер царь Алексей Михайлович Романов 29 января 1676 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
М. Вострышев

Чтобы проследить осуществление царской власти над такой громадной страной, обратимся к правлению одного из самодержцев.

Во второй половине XVII в. царствовал Алексей Михайлович. Взошел на престол в 1645 г., кончилась его эпоха в 1676 г.

В годы правления второго государя из династии Романовых были окончательно преодолены последствия Смуты и вполне определился общий стиль XVII в., богатый событиями, полный внутренними противоречиями и борьбой. Под стать эпохе был и российский самодержец: человек, верный заветам старины и восприимчивый к западным влияниям, добрый, но временами вспыльчивый до крайности и даже жестокий, когда того, по его мнению, требовала государственная польза.

Почему же современники окрестили царя «тишайшим»? Ведь не было «тишины» ни в его бурном царствовании, ни в живом и восприимчивом характере государя, ни в любви к потехам и развлечениям. Вне всяких сомнений, Алексей Михайлович был «тише» своего младшего сына Петра Великого, но деятельней, разбитнее и непоседливее и своего отца Михаила Федоровича.

Исследователи приходят к выводу, что прилагательное «тишайший» — это «титулярный элемент» (хотя в официальный титул он не вошел), имевший отношение не к лицу, а к сану, не к характеру монарха, а к его власти. Поэтому этот неофициальный титул возглашается в церкви во время великого Входа, используется в придворной поэзии, передается по наследству преемникам. «Тишайшими» соответственно называются Федор, соправители Иван и Петр Алексеевичи, а по смерти старшего брата один Петр I (например, в «Риторической руки» Стефана Яворского Петр назван «тишайшим»).

Скорее всего, в государственной фразеологии «мятеж» регулярно противопоставляется «тишине», а из этого следует, что «тишайший монарх» — это «обладатель тишины», царь, который умеет поддерживать порядок.

С этой важной оговоркой и следует характеризовать международные отношения и внешнюю политику московского правительства. Следует отметить чрезвычайно невыгодные обстоятельства того времени для Российского государства, — бунты и войны. Иностранцы удивлялись, как могло оно так скоро оправляться от потрясений. Это объясняется самоотверженными усилиями власти, которая хоть и не сразу, но умела добиваться исполнения своих распоряжений.

Все эти усилия, позволившие устоять Московскому государству, способны были, однако, совершенно сломить и более твердого, чем Алексей Михайлович, царя. Тем более что «тишайшему» пришлось пережить не только государственные неурядицы, но и потери близких людей: смерть первой жены Марии Ильиничны, раннюю кончину троих сыновей. Но царь не пал духом и не озлобился, сохранив и свои высокие душевные качества, и нелицемерную религиозность, и столь удивлявшее иностранцев патриархально-отеческое отношение к подданным.

В то же время исследователями справедливо высказывается мысль, что, несмотря на свой пассивный характер, на свое добродушно-нерешительное отношение к вопросам времени, царь Алексей много помог успеху преобразовательного движения, поддерживал реформаторов и создал в обществе «преобразовательные настроения».

Живость и деятельность характера, как и любовь к всевозможным забавам, порой грубоватым, пере-дались сыну Алексея Михайловича Петру Великому.

Первые 5 лет будущий царь жил в женском тереме, затем его перевели на половину отцу. «Дядьками» Алексея были Б. И. Морозов и В. И. Стрешнев. Тогда же дьяк В. Прокофьев стал учить наследника престола грамоте, как было принято в то время, по Часослову, Псалтири и Апостолу. К десяти годам он уже хорошо знал чин богослужения, пел на клиросе и, уже будучи взрослым, вполне мог поспорить с уставщиком монастыря в знании чинопоследований церковных служб.

Когда Алексею исполнилось 8 лет, он стал жить отдельно от отца в специально построенном для него трехэтажном Теремном дворце. С 14 лет он стал сопровождать государя во время торжественных выходов.

13 июля 1645 первого царя Дома Романовых не стало, а 18 сентября умерла его жена Евдокия. Так, в 16 лет Алексей Михайлович остался круглым сиротой. Легко понять скорбь юного государя, который вместо положенных ему по церковному обычаю 40 дней траура горевал по родителям целый год. Царский венец — шапку Мономаха — в Успенском собо-ре на него возложили вскоре по прошествии траура, 28 сентября 1645 г.

После венчания на царство Алексей Михайлович должен был немедленно жениться, так как только женатый человек считался совершеннолетним. Вы-бором невесты занимался Борис Иванович Морозов, царский воспитатель. Из 200 девиц, привезенных в Москву на смотрины, царю представили только шесть. Сначала царь выбрал дочь касимовского помещика Евфимию Всеволжскую. Но она, по неведомым причинам, в присутствии царя упала в обморок (враги Морозова утверждали, будто по его приказу невесте слишком сильно затянули волосы под венцом). Тогда Всеволжскую обвинили в падучей, и царь не решился на ней жениться. Морозов подыскал ему новую невесту — красавицу Марию Милославскую. Царский лекарь Коллинз сообщает, что она была дочерью небогатого дворянина, который служил в посольском приказе и подносил на пирах вино иностранцам, а дочь его, будущая государыня, даже была вынуждена собирать грибы и торговать ими на рынке. Неудивительно, что сам Морозов женился на сестре царицы, породнившись, таким образом, со своим царственным воспитанником. Однако это не спасло Морозова от краха. Теперь становится понятным, почему царь был милостивым к Борису Ивановичу. Неудачная попытка увеличить доходы казны путем высоких пошлин на соль привела к Соляному бунту 1648 г., в ходе которого восставшие потребовали казни Морозова. Царь спас своего родственника, удалив его из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь. После возвращения в столицу тот продолжал пользоваться расположением Алексея Михайловича, но уже не играл прежней роли в управлении. Первым царским советчиком и даже «вторым великим госуда-рем» стал «собинный друг» царя — Новоспасский архимандрит Никон — в скором будущем — митрополит Новгородский (с 1650 г.) и патриарх всея Руси (с 1652 г.).

Бунт 1648 г. и продолжающиеся волнения имели два важных следствия. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, которое укрепило положение Романовых, создавшееся после Смуты, и значительно усо-вершенствовало русское законодательство. По мне-нию правительства, издание Уложения должно было внести порядок и закономерность в управление и смягчить народное недовольство. Вторым следствием Соляного бунта стала большая самостоятельность царя: он приобрел собственный взгляд на вещи.

Еще большее влияние на становление его лично-сти оказала война с Польшей за Украину в 1654— 1656 гг. Царь сам выступил в поход с войсками, по-бывав в Литве и Ливонии. Именно в ходе войны проявились положительные качества царя — он показал себя как зрелый политик и гуманный человек.

Царь вел заметки об этой войне. В них сквозит примечательная черта — забота о ратниках. Он пони-мал, что вовсе без жертв обойтись нельзя, но предла-гал воеводам вести дело с наименьшими потерями и готов был простить многое, но не лишние жертвы. В письмах царя имеются следующие строки: «Людей наших всяких чинов 51 человек убит, да ранено 35 че-ловек; и то благодарю Бога, что от трех тысяч столько побито, а то все целы, потому что побежали, а сами плачут, что так грех учинился… Радуйся, что люди, целы». Нужно иметь особый склад души — радовать-ся бегству своих воинов, тем спасшихся. Когда иностранный офицер на русской службе предложил ввести смертную казнь за бегство с поля боя, царь с негодованием отказался от такого шага на том основании, что Бог не всем даровал одинаковую храбрость, и карать за это было бы жестоко.

В завоеванных городах Алексей Михайлович не спешил устанавливать свой суд, уважая местные тра-диции, и, в частности, удовлетворил челобитную жителей Могилева, желавших жить по магдебургскому праву, носить прежнюю одежду, не ходить на войну и проч. Во второй раз он приехал в Смоленск, чтобы прекратить мародерство и погромы.

Война с Польшей длилась до октября 1656 г., когда Россия, опасаясь чрезмерного усиления шведов, занявших Познань, Варшаву и Краков, заключила перемирие с поляками, начав военные действия про-тив Карла X. В отличие от польской кампании, которая вернула России потерянный в Смуте Смоленск и позволила взять Полоцк и Вильну, русско-шведская война кончилась невыгодным миром в Кардисе в 1661 г., по которому царь уступил все ранее завоеван-ные местности. Эти невыгодные условия были связа-ны со смутами в присоединившейся к России Мало-россии и новой войной с Польшей. После ощутимых поражений в 1659 г. под Конотопом и под Чудновом, России благодаря успешным действиям гетмана Брюховецкого и князя Рамодановского удалось, однако, взять реванш. Внутренние беспорядки в Польше способствовали этому. В январе 1667 г. в деревне Андрусово воюющие стороны заключили перемирие на 13 лет. По этому договору Россия получила Смоленск, Северскую землю, левую сторону Днепра и Киев на два года. В период войны царь лично побывал в Ви-тебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильне, познакомился с западными обычаями. Вернувшись в Москву, он начал вносить изменения в придворную обстановку. Во дворце появились обои (золотые кожи) и мебель немецкого и польского образца.

В 50—60 гг. происходят и важные изменения во внутренней жизни страны — реформа Церкви, вдохновителем которой был сам царь, а проводил ее на первых порах царский любимец патриарх Никон. В 1658 г. царь, ставший гораздо более самостоятельным и независимым, разошелся во взглядах с патриархом, который, оскорбленный государем, самовольно удалился из Москвы в подмосковный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. До 1666 г. церковь фактически оставалась без патриарха, что сильно мучило благочестивого царя. Затем Церковный собор с участием восточных иерархов лишил Никона сана и приговорил к ссылке в Кирилло-Белозерский монастырь простым чернецом. Церковными делами стал заниматься сам государь.

Испытания, выпавшие на период царствования Алексея Михайловича: Медный бунт, восстание 1667 г., движение Стеньки Разина 1670 г., не изменили характер царя, не ожесточили его. Пожалуй, очень точно описал характер царя С. Ф. Платонов в очерке «Царь Алексей Михайлович».

«Сама наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему,— пишет историк.— В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз, по отзыву современника, никого не пугал, но добрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русою бородой, было благодушно при-ветливо и в то же время серьезно и важно, а полная (потом чересчур полная) фигура его сохраняла вели-чавую и чинную осанку. Однако царственный вид Алексея Михайловича ни в ком не будил страха: чув-ствовалось, что не личная гордость царя создала эту осанку, а сознание важности и святости сана, который Бог на него возложил».

Существуют положительные отзывы о царе иностранцев, и это особо показательно, если вспомнить, что их авторы вовсе не были друзьями или поклонниками Москвы. По-видимому, Алексей Михайлович всем, кто имел случай его узнать, казался светлой личностью, и всех удивлял своими достоинствами и приятностью. Такие впечатления современников подтверждаются письмами и посланиями самого царя.

В эпистолярном наследии Алексея Михайловича имеется все, что говорит читателю о необыкновенно восприимчивом и впечатлительном человеке. Его занимает и волнует все одинаково: и вопросы политики, и военные реляции, и смерть патриарха, и садоводство, и вопрос о том, как петь и служить в церкви, и соколиная охота, и театральные представления, и буйство пьяного монаха в его любимом монастыре.

Имеются упоминания о том, что Алексей Михайлович был человеком весьма вспыльчивым, но так же легко, как гневался, царь умел прощать и мириться, если, конечно, государственные интересы не требовали длительной опалы или ссылки виновника царской немилости.

Всякое горе и беда живо трогали царя. Так, он утешал князя Никиту Ивановича Одоевского, когда у последнего внезапно умер сын. Князь был в Казани, и Алексей Михайлович послал ему письмо, где развивал мысль, что светлая кончина человека без страданий, «в добродетели и в покаянии добре», есть милость Господня, которой следует радоваться даже и в минуты естественного горя.

Слова утешения нашлись у царя и для Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, сын которого, по имени Воин, бежал за границу, изменил государю и Отечеству. Алексей Михайлович даже пытался утешить отца надеждою на возвращение сына, не изменившего якобы, а только увлекшегося по молодости. Царь оказался прав: Афанасьев «сынишка Войка» скоро вернулся из дальних стран во Псков, а оттуда в Москву. Алексей Михайлович сначала отказался принять отставку безутешного отца, затем «пожаловал» и сына. Молодой Ордин-Нащокин получил прощение и за верную службу отца «написан по московскому списку с отпуском на житье в отцовские деревни».

Любил государь и повеселиться. В письме к Матюшкину он сообщает: «Тем утешаются, что столников беспрестани купаю ежеутро в пруде… за то кто не поспеет к моему смотру, так того и купаю!» В отличие от своего сына, шутки которого превращались в издевательство, Алексей Михайлович, как правило, потешался безобидно. Поэтому стольники нарочно опаздывали к смотру: ведь после принудительного омовения их удостаивали великой чести и приглашали к царскому столу.

Благодушие, мягкость, общительность и веселый нрав сочетались в царе с глубокой образованностью. Он вполне овладел не только доступными русскому человеку его времени библейскими и светскими зна-ниями, но и самим книжным языком, затейливым и цветистым в XVII в., под стать «узорочью» икон и фресок, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Но в отличие от книжников своего века царь никогда не жертвовал ясностью мысли ради красоты формы. За каждой фразой в эпистолярии и литературных опытах царя стоит живая и ясная мысль, видимо, он привык размышлять, привык свободно и легко высказывать то, что надумал, и говорил притом только то, что думал.

Чтение способствовало религиозности царя. Его главным духовным интересом было спасение души. Всякому виновному он указывал, что тот своим по-ступком губит душу и служит сатане.

Царь гораздо шире понимал Православие, чем большинство его приближенных. Ревниво оберегая чистоту веры, он в то же время считал не только воз-можным, но и полезным общение с иностранцами, старался перенимать их технические знания и военный опыт. Для царя на первом месте в христианстве была религиозная мораль, а не сами по себе форма и обряд, причем мораль эта была не сухим кодексом отвлеченных нравственных правил, а своего рода фи-лософией жизни, проявляясь в любящем слове, в теплом, бережном, чутком отношении к людям. Религи-озность царя, строгое соблюдение церковных постов, аскетизм — все это, казалось бы, плохо сочеталось с такой чертой характера Алексея Михайловича, как любовь к красоте «мира сего», ярко проявившаяся в увлечении соколиной охотой и сельским хозяйством. Царь даже написал специальное сочинение «Урядник сокольничья пути», где очень тонко рассуждает о красоте разных охотничьих птиц, о прелести лета и удара, о внешнем изяществе самой охоты. То же чувство прекрасного заставляло царя увлекаться внешним благочестием церковного служения и строго следить за ним, иногда даже нарушая его внутреннюю чинность. В записках Павла Алеппского можно видеть много примеров, как царь распоряжался в церк-ви, наводя порядок и красоту в такие минуты, когда, по нашим понятиям, ему надлежало хранить молча-ние. Эстетический вкус Алексея Михайловича ска-зывался и в выборе любимых мест — это Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде или село Коломенское. Соединение аскетизма и светлого взгля-да на жизнь не противоречат в натуре Алексея Ми-хайловича, они в нем органичны. Религия и молитва, по его мнению, не исключают удовольствий и потех. Царь не считал свою любимую соколиную охоту или рассматривание диковинных иноземных вещей гре-хом, не каялся в том. Развлечение спасает от худшего греха — печали и уныния. Вот что пишет царь в «Уряднике сокольничья пути»: «И зело потеха сия полевая утешает сердца печальныя будите охочи забавляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою… да не одолеют вас кручины и печали всякие». Печаль — грех, от нее надо лечиться. Лекарство — развлечение. Но надо знать этому лекарству меру. В том же настав-лении сокольникам царь напоминает: «Правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя николиже позабывайте делу время и потехе час». Итак, цель жизни для Алексея Михайловича — спасение души, а забавы — лишь «утешение», снисхождение к естественной человеческой немощи, дабы не совершить тягчайший грех уныния.

Конечно, «несть человека, аще без греха», светлые стороны натуры Алексея Михайловича перемежались тенями. Один из озлобленных реформами уличных озорников Савинка Корепин болтал на Москве про юного государя, что «царь глуп, глядит все изо рта у бояр Морозова и Милославского: они всем владеют, а сам государь все это знает, да молчит: чорт у него ум отнял». Мысль, что «царь глядит изо рта», высказывалась не раз и позднее другими современниками «тишайшего».

Действительно, как отмечает С. Ф. Платонов, «при всем своем уме царь Алексей Михайлович был безвольный и временами малодушный человек». Историк находит подтверждение этой мысли в письмах царя. В 1652 г. он пишет Никону, что дворецкий, князь Алексей Михайлович Львов, «бил челом об отставке». Это был возмутительный самоуправец, много лет без-наказанно сидевший в Приказе Большого дворца. Царь обрадовался, что можно избавиться от Львова, и «во дворец посадил Василья Бутурлина». С наивною похвальбою он сообщает Никону: «А слово мое ныне во дворце добре страшно, и (все) делается без замотчанья!» Значит, такова была наглость князя Львова, что ему не страшно казалось и царское слово, и так велика была слабость государя, что он не мог изба-виться от своего дворецкого!

При отсутствии сильной и твердой воли Алексей Михайлович не мог взять в свои руки настроение окру-жающих, не мог круто разделаться с виновными. «Он мог вспыхнуть, выбранить и даже ударить, но затем быстро сдавался и искал примирения. Он терпел князя Львова у дел, держал около себя своего плохого тестя Милославского, давал волю безмерному властолюбию Никона потому, что не имел в себе силы бороться ни со служебными злоупотреблениями, ни с придворными влияниями, ни с сильными характе-рами».

Другое отрицательное свойство характера царя Алексея историк видит в том, что «тишайший» «не умел и не думал работать. Он не знал поэзии и ра-достей труда и в этом отношении был совершенною противоположностью своему сыну Петру. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту и как можно назвать все его иные потехи. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дво-рецком обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него, стали проникать в жизнь мо-сковской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя. Для него существовали бояре и приказные люди. Сначала за царя Алексея правил Борис Иванович Морозов, потом настала пора князя Никиты Ивановича Одоевского, за ним стал временщиком патриарх Никон, правивший не только святительские дела, но и царские, за Никоном последовали Ордин-Нащокин и Матвеев. Во всякую минуту деятельности царя Алексея мы видим около него доверенных лиц, которые правили. Царь же, так сказать, присутствует при их работе, хвалит их или спорит с ними, хлопочет кругом действительных работников и деятелей. Но ни работать с ними, ни увлекать их… он не может».

Таким образом, «тишайший» государь, в отличие от сына, не осознавал потребности глубоких реформ в русской жизни, существенных перемен. Ему каза-лось, что все остается неизменным, прочным, по столь любимому им порядку и чину. В реформе церкви он видит не изменение книг, чинов и обрядов, а лишь их исправление в соответствии с древней практикой. В войнах за выход к морю — возвращение утраченных Россией в Смутное время земель. В заимствованиях «войск иноземного строя», некоторых военно-технических и культурных новшеств с Запада, в по-пытке секуляризации церкви — путь к укреплению государства, а отнюдь не разрушение традиционной культуры. А если все идет по накатанной колее, по заведенному порядку, стоит ли вмешиваться в события?

Таким образом, царь не чувствовал себя реформатором. Отсюда непоследовательность и нерешительность первых попыток реформ в царствование Алексея Михайловича. Преобразователи, за исключением, может быть, Ордина-Нащокина в реальной политике и Юрия Крижанича в теории, еще не осознавали преобразований. Им казалось, что они завершают вос-становление и реставрацию Московского царства, начатые при Михаиле. Между тем нет ни одного преобразования Петра I, которое не имело бы аналога, пусть слабого и бледного, в царствование его отца. «Этому-то царю,— пишет В. О. Ключевский,— при-шлось стоять в истоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, ста-ринные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились, встретились и перепутались… и над всеми ними как общий ключ к их решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине или брать уроки у чужих. Царь Алексей разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних».

Такой ответ на вызов времени был, конечно, непоследовательным и противоречивым. Этим объясняет-ся драматичный личный итог, с которым царь пришел к концу своего жизненного пути. «Собинный друг» государя, опальный патриарх Никон находился в заключении, как и его противник протопоп Аввакум. Оба были знакомы и симпатичны царю. Столь люби-мую и почитаемую царем Православную Церковь раздирал раскол. Правительственные войска, неза-долго до кончины «тишайшего» после 8-летней блокады и осады взяли твердыню старой веры Соловецкий монастырь.

Впрочем, у царя было и утешение. Женат был он дважды: на урожденной М. И. Милославской, родив-шей 13 детей (умерла 4 марта 1669 г.), а после ее смерти на Н. К. Нарышкиной, которая пережила своего мужа и подарила ему сына и двух дочерей.

Алексей Михайлович умер в январе 1676 г., успев благословить на царство старшего сына Федора, отдать приказ освободить из тюрем всех узников, простить долги, причаститься и собороваться.

4 ДЕНЬ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА»

Чтобы Лучше вникнуть в ту эпоху, понять харак­тер XVII века в России, проследим жизнь «тишайше­го» государя не в воинских походах и важных госу­дарственных делах, а в повседневном быту. Историк А. А. Кизеветтер написал специальное сочинение под названием «День царя Алексея Михайловича» (М., 1904), в котором шаг за шагом прослеживается обыч­ный день царя; Позднейшие историки провели допол­нительные исследования по этому вопросу.

Государь вставал в 4 часа утра и сразу выходил в крестовую палату, где читал ряд молитв, по оконча­нии чего прикладывался к праздничной иконе, а ду­ховник кропил его святой водой. Затем он направ­лялся к царице и вместе с нею шел к заутрене. После заутрени растворялась дверь из внутренних покоев в переднюю палату, где собирались ближние бояре и думные чины - в кафтанах из сукна, атласа, а то и парчи, в высоких шапках из меха соболя или че-нобурой лисы.

Царь беседовал с ними, ему сообщались последние новости. Он благодарил, тут же жаловал отличив­шихся. Ему кланялись в ответ.

Затем царь шел к обедне в кремлевские соборы. Выходил он в «порфире и короне», его окружали рынды, одетые в белые, шитые серебром кафтаны и высокие бархатные шапки, шитые жемчугом. Народ встречал царя земными поклонами. Выход его к обедне имел определенный смысл: он свидетельствовал о стабильности существующего порядка и подчеркивал своеобразное единение царя с народом. Обедня заканчивалась в 10 часов, и царь удалялся во внутренние покои «сидеть с бояры», то есть заниматься государственными делами. Бояре сидели по знатности, думные дьяки стояли, иногда, когда заседание затягивалось, царь и им разрешал садиться. В эти же часы государь работал в Тайном приказе. В праздники Дума не собиралась, а проходили приемы послов или приглашали патриарха с духовенством.

Обедал государь чаще всего один. Хотя Алексей Михайлович был очень воздержан в еде, часто постился, но даже в будние дни к его столу подавали до 70 блюд. Они, как и хмельные напитки, посылались отличившимся боярам. Сам царь пил квас, редко овсяную брагу или пиво. Каждое блюдо, подаваемое к его столу, пробовали (повара, дворецкие, стольники, ключники, кравчие) из-за боязни яда. В праздничные дни стол роскошно сервировался. Всегда за ним было много гостей. Приглашение на царский пир было весьма почетно, хотя нередко между боярами возникали местнические ссоры.

После обеда царь ехал на соколиную охоту или ложился отдохнуть на 2-3 часа (если ночью молил­ся). Выезд царя пышно обставлялся:, зимой подавали широкие раззолоченные сани, обитые персидскими коврами. Вокруг саней теснились стрельцы. Впереди мели путь и разгоняли толпу. Завершал шествие отряд жильцов - своеобразной дворцовой гвардии. Летом царь ездил верхом.

Возвратившись, царь шел к вечерне и остаток дня проводил в кругу семьи. Алексей Михайлович и Марья Ильинична вместе ужинали, потом призывались странники, старцы. По вечерам царь читал (Св. Писание, жития, духовные слова и поучения, летописи, хроники и хронографы, посольские записки, книги по географии, а также повести и рассказы, при­возимые из Польши), а еще чаще писал. Иногда вечером шли в Потешную палату - своеобразный театр-балаган, где выступали шуты, карлики, уроды, скоморохи. Со временем шутов и скоморохов потеснили музыканты, игравшие на органах и цимбалах, «баха-ри и домарчеи», певцы и рассказчики народных сказаний. Позднее в этой палате разыгрывались настоя­щие спектакли, ставились европейские комедии. В де­вять часов вечера государь уже спал.

Так спокойно и размеренно проходил почти каж­ый день Алексея Михайловича, не чуравшегося постоянного, упорного государственного делания. Разработав шутовской чин производства в сокольники, царь собственноручно присылал характерное отступление: «Правды же и суда и милостивой любви и ратного строя никогда не забывайте: делу время и потехе час».

Итоги и достижения царствования Алексея Михайловича. Из внутренних распоряжений при царе Алексее замечательны: запрет беломестцам владеть чёрными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями на посаде; окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещён был в не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам.

Основаны новые центральные учреждения, приказы: Тайных, Хлебный, Рейтарский, Счётных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм, Малороссийский, Литовский, Монастырский. В финансовом отношении сделано также несколько преобразований: в 1646 году и следующих годах совершена перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола, сделана неудачная вышеуказанная попытка введения новой соляной пошлины; указом от 30 апреля 1654 года запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях; в начале 1656 года ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги.

Вскоре (с 1658 года) медный рубль стал цениться в 10, 12, а в 1660-х годах даже в 20 и 25 раз дешевле серебряного; наступившая вследствие этого страшная дороговизна вызвала народный мятеж (Медный бунт) 25 июля 1662 года. Мятеж усмирён обещанием царя наказать виновных и высылкой стрелецкого войска против мятежников.

Указом от 19 июня 1667 года велено было приступить к постройке кораблей в селе Дединове на Оке; впрочем, выстроенный тогда же корабль сгорел в Астрахани. В области законодательства: составлено и издано Уложение и пополняющие его в некоторых отношениях: Новоторговый устав 1667 года, Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 года, Новоуказные статьи о поместьях 1676 года, воинский устав в 1649 года. При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь.

Прославились в этом отношении: А. Булыгин, О. Степанов, Е. Хабаров и другие. Основаны Нерчинск (1658 год), Иркутск (1659 год), Селенгинск (1666 год). Заключение. После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий – Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказалась династия Романовых.

Историческая заслуга Романовых заключается в том, что они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их. В эпоху правления первых Романовых произошли такие важные события, как принятие первого печатного законника России (Соборное Уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины и России. Алексей Михайлович пережил бурную эпоху “бунтов” и войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе.

Проводится активная дипломатическая деятельность. Благодаря усилиям Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России - династии Романовых.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Время правления первых Романовых

Михаил Федорович Алексей Михайлович 1612-1645 1645-1676 Федор Софья Иван V I Екатерина I 1676-1682 1682-1689 1682-1696 1682-1725 1725-1727.. Его отец - Гланда - Камбила Дивонович - в 1283г. переселился из Литвы к.. Его сын Андрей Кобыла был приближённым московского великого князя Симеона Гордого и имел 5 сыновей. Потомки его до..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Появление Романовых
Появление Романовых. Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла. Его отец - Гланда - Камбила Дивонович - в 1283г. переселился из Литвы к московскому князю Даниилу, где принял право

Итоги правления
Итоги правления. Заключение «вечного мира» с Швецией (Столбовский мир 1617г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721 г. Несмотря на потерю выхода

Алексей Михайлович Романов
Алексей Михайлович Романов. После смерти Михаила в 1645 году новым царем стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676). Он вступил на престол в том же возрасте, что и его отец в 16 лет. Алексея к цар

Характер Алексея Михайловича
Характер Алексея Михайловича. Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших древнерусскую жизнь XVII века. Слишком мало подготовленный к раз

Управление на местах
Управление на местах. В XVII веке территория России делилась на уезды, станы и волости. С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь назначал воевод. Они руководили местным

Суд и армия
Суд и армия. Высшими судебными инстанциями были царь и Боярская дума. Основная масса судебных дел решалась в приказах, а также воеводами, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государст

Внешняя политика
Внешняя политика. Смоленская война. Основным противником России в XVII веке продолжала оставаться Речь Посполитая. Она не признавала прав Михаила Романова на престол, считая царем московским своего

Вхождение украинских земель в состав России
Вхождение украинских земель в состав России. В 1654г. произошло знаменательное событие русской истории - Россия вернула Левобережную Украину. Украина в середине ХVII оказалась между тремя сильными

Соляной бунт
Соляной бунт. июня 1648 года царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья. Толпа москвичей окружила его и попыталась подать ему жалобу на главу Земского собора Л.С. Плещеева, которого обв

Алексей Михайлович Романов (1629-1676) - второй русский царь из рода Романовых. Правил с 1645 по 1676 годы. Вступил на престол после смерти своего отца Михаила Фёдоровича Романова в 16-летнем возрасте. Но молодому государю было гораздо легче, чем его отцу. Смутное время давно закончилось, а московская власть пользовалась всеобщей поддержкой народа.

По своему характеру молодой человек был весёлым, остроумным и живым. Он страстно любил соколиную охоту и завёл при дворе театр. При этом юноша отличался рассудительностью и совестливостью. Он почитал старших, был верен друзьям, не ломал "старину", а медленно и постепенно осваивал и внедрял опыт передовых европейских стран.

Государственная деятельность Алексея Михайловича

Поначалу юный царь во всём прислушивался к совету бояр. Наибольшее влияние на государя имел Борис Иванович Морозов (1590-1661). Он приходился молодому московскому правителю родственником, так как оба были женаты на родных сёстрах Милославских.

Однако Морозов оказался плохим управленцем. Он злоупотреблял своим положением, чем вызывал всеобщую неприязнь. В феврале 1646 года по его инициативе была введена новая пошлина на соль. Она заметно возросла, что вызвало резкое недовольство населения.

Алексей Михайлович любил соколиную охоту

Закончилось всё это соляным бунтом . Массовые беспорядки прошли как в Москве, так и в других городах. Возмущённые люди потребовали, чтобы царь выдал им Морозова на расправу. Но государь тайно переправил своего любимца в Кирилло-Белозёрский монастырь.

Пошлина была отменена, после чего народное возмущение стихло. Морозов после этого вернулся в Москву, но Алексей Михайлович уже перестал доверять ему безоглядно.

Церковная реформа

Вторым человеком, который имел большое влияние на царя, был патриарх Никон (1605-1681). Именно вместе с ним государь и провёл церковную реформу, которая привела к расколу православной церкви .

Московское царство ориентировалось на расширение своих границ. Однако этому препятствовали разногласия в православной вере, а основой этих разногласий были церковные обряды. Исполнялись они в соответствии с уставами. Великороссы придерживались Иерусалимского устава, а малороссы чтили Студийский устав. Они значительно разноречили, то есть отличались друг от друга.

Как результат, московский люд свысока смотрел на тех, кто чтил иной устав. А это мешало расширению границ и объединению с другими народами. В такой ситуации Москва не могла стать центром православия.

Алексей Михайлович и патриарх Никон у гроба св. Филиппа
(картина А. Литовченко)

Поэтому царь и решил с помощью Никона изменить ситуацию. Тот был властным и решительным человеком, а поэтому за церковную реформу взялся круто.

Богослужебные книги были переписаны заново. Креститься начали не двумя, а тремя перстами. Произошли серьёзны изменения в церковных обрядах. Однако реформы напугали многих православных. Им стало казаться, что вводится какая-то нерусская вера. И верующие раскололись на два непримиримых лагеря.

Приверженцев старых обрядов или старообрядцев власти окрестили раскольниками . Те всячески сопротивлялись никонианству, что рассматривалось как государственное сопротивление и жестоко каралось.

Старообрядцев стали преследовать, унижать, убивать. А те, верные вере отцов и дедов, уходили в леса и основывали там скиты. Когда же их пытались арестовать, то староверы сжигали себя.

В 1656 году Священный собор отлучил всех старообрядцев от православной церкви. Это было страшным наказанием для верующих людей. Однако наказания не избежал и патриарх Никон. Его дружба с царём дала трещину. Причиной стала гордыня патриарха и его страстное желание влиять на помазанника божьего.

Все эти поползновения вышли за рамки приличия, и царь Алексей Михайлович Романов порвал все отношения с зарвавшимся владыкой. Никона лишили патриаршего сана и отправили в ссылку в далёкий северный монастырь. Но на церковной реформе эта опала никак не сказалась.

Серебряный рубль при Алексее Михайловиче

Другие реформы

Государь провёл военную реформу . Прошла она в 1648-1654 годах. За это время возросла численность поместной конницы, стрелецких полков и пушкарей. Были в массовом порядке созданы гусарские, драгунские и рейтарские полки. Были приняты на службу иностранные военные специалисты.

Была осуществлена и денежная реформа . В казне накопилось много серебряных талеров. С 1654 года их начали перечеканивать в рубли. Появились ефимки, полуефимки, медные полтинники. Налоги стали собирать серебром, а из казны выдавать медные монеты. Это нарушило финансовую систему и стало причиной медного бунта . В целом, денежная реформа оказалась неудачной и провалилась.

Во время правления Алексея Михайловича произошло восстание Степана Разина. Началось оно в 1667 году, а в 1671 году мятежного атамана казнили в Москве.

В 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией . Второй царь династии Романовых принял в этом активное участие. С 1654 по 1667 годы шла война с Польшей. Закончилась она подписанием Андрусовского перемирия. По нему к России отошли города Смоленск и Киев.

Семейная жизнь Алексея Михайловича

Что касается семейной жизни, то она у царя сложилась чрезвычайно удачно. Он прожил долгие годы в полном согласии с Марией Ильиничной Милославской (1624-1669). Женщина эта отличалась красотой, добротой и спокойствием. Она родила государю 13 детей. Из них 5 мальчиков и 8 девочек.

Мария Ильинична Милославская

Царица была чрезвычайно богомольна и благочестива. В скромном возке, невзирая на снег, дождь или грязь, она часто посещала святые места, где долго и усердно молилась.

После её смерти царь Алексей Михайлович Романов женился второй раз на 20-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651-1694), дочери простого дворянина. Эта суженая в 1672 году родила первенца, которого назвали Петром. Впоследствии он стал реформатором России. Помимо Петра жена родила государю ещё двух детей.

Наталья Кирилловна Нарышкина

Трое сыновей впоследствии царствовали. Правила страной также дочь Софья совместно с Иваном и Петром (троевластие). Ни одна из царских дочерей замуж не вышла.

В 1676 году государь Всея Руси внезапно скончался. На время смерти ему было 46 лет. Предполагается, что умер он от сердечного приступа. Трон унаследовал 15-летний сын Фёдор Алексеевич (1661-1682).

Алексей Стариков