Пословицы из словаря даля. Определения, что такое пословица Какие пословицы даль писал в словаре

Пословицы русского народа

Оригинальное название: Пословицы русскаго народа

Издательство: Тип. М.О. Вольфа

Место издания: СПб.-М.

Год издания: 1879

В этот сборник вошли кроме пословиц пословичные изречения, поговорки, присловья, скороговорки, прибаутки, загадки, поверья, приметы, суеверья и много речений, условно вошедшие в употребление. «В этом сборнике должны сойтись народная мудрость с народной глупостью, ум с пошлостью, добро со злом, истина с ложью. Человек должен явиться здесь таким, каков он вообще, на всем земном шаре, и каков он в частности, в нашем народе. Что худо, то бегай, что добро, тому следуй, но не прячь, не скрывай ни добра, ни худа, а покажи, что есть… Сборник пословиц – это свод народной опытной премудрости. Это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселие, горе и утешение в лицах. Это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый… Что не дошло до народа не касалось житья-бытья его, то не шевелило ни ума, ни сердца его, и того в пословицах нет; что впуталось добром, либо лихом в быт его, то найдете и в пословице».

ДОБРО - МИЛОСТЬ - ЗЛО

Добрым путем бог правит. Добрый (или: Нужный) путь бог правит.

Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь.

Богу приятно, а царю угодно.

С добрым жить хорошо. В добре хорошо жить.

С доброхотом всякому в охотку.

Делать добро спеши (или: поспешай).

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).

Доброе дело крепко (или: споро).

Доброе дело на век (или: на два века: на этот и на тот).

Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай).

Добрым делом не кори.

Добро худо переможет. Не устоять худу против добра.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Добро и во сне хорошо.

На свете не без добрых людей.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Не век жить, а век поминать.

Доброму добрая память.

Ласковое слово не трудно, а споро.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Ласково слово многих прельщает.

Ласково слово - что весенний день.

Его ласка не коляска: не сядешь да не поедешь.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся.

На сердитое слово не осержайся, а на ласковое не надейся.

Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.

Горьким быть - расплюют, сладким - проглотнут.

Горького проклянут, а сладкого проглотят.

Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили.

Плохого бога (т. е. идола) и телята лижут.

Не корми калачом, да не бей в спину кирпичом.

Не кори барин слугу хлебом, а слуга барина бегом (т. е. работой).

Не все таской, ино и лаской.

Не все по затылку, ино и по головке.

Не все хлыстом, ино и свистом.

Духом кротости, а не палкой по кости.

Не все линьком, ино и свистком (матросок.).

Не бей мужика дубьем (или: дубиной), бей его рублем (полтиной).

Милостивому человеку и бог подает.

Болезному (или: Несчастному, т. е. наказанному преступнику) милость творить - с господом богом говорить.

Милость и на суде хвалится. Красна милость и в правде.

Милость подпора правосудию.

Он мухи не убьет. Он и во сне комара не убьет.

Наш Авдей никому не здлодей.

Мудрость змеина, незлобивость (или: кротость) голубина.

И у курицы сердце есть.

Такой сякой немазаный (ласка).

Кого дедушка любит, тому и косточки в руки. Всякое даяние благо.

На милость образца нет. Не худо, что просвира с полпуда.

Не подуйте на нас холодным ветром.

Жаль, жаль, а пособить нечем.

Жилы рвутся от тяжести, слезы льются от жалости.

Сердце кровью обливается. Сердце кровью подплывает.

Жаль девки - потеряла (или: погубила) парня.

Не жалей того, кто скачет; жалей того, кто плачет (и наоборот).

Жалеть коня - истомить себя.

Гостей разжалобить - не самому заплакать.

От жали (или: жалости) не плакать стать.

Его плачем не разжалобишь.

Немилостивому мил не будешь.

От лихого не услышишь доброго слова.

Не взяла бы лихота, не возьмет и теснота.

Не теснота губит, лихота.

У каменного попа, да железные просвиры.

Его копейка нищему руку прожжет.

На что на того сердиться, кто нас не боится?

Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.

Гневайся, да не согрешай.

Гневаться - дело человеческое, а злопомнить - диавольское.

Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское.

Зла за зло не воздавай.

Кривого кривым (худого худым) не исправишь.

Заднего не поминать (или: не помнить). Старого не поминать.

Старого пономаря не перепономаривать стать.

Не поминай лихом.

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.

Язык держи, а сердце в кулак сожми.

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Господин гневу своему - господин всему.

Не всяк злодей, кто часом лих.

Туча не без грому, хозяин (или: господин) не без гнева.

Где гнев, там и милость.

У часу гнев, у часу милость.

Хотя осердится, да после смирится (т. е. помирится).

Согрелся - осердился, простыл - остудился.

Бог простит, только вперед не каверзи.

Виноватого бог простит, правого царь пожалует.

Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой.

Суди бог обидчика (грешника), а человек прощает.

Тому тяжело, кто помнит зло. Мста (месть) не мзда.

Откуда вред, туда и нелюбовь.

Всякая щель пищит (т. е. где горе, там и жалоба).

Тебе потехи, да мне худые смехи.

За добро постоим, а на зло настоим.

Не дразни собаку, так не укусит.

Сердитая собака волку корысть.

Бьют волка и в чужом колке.

Распазить да навоз возить (т. е. на тебе).

На сердитых воду возят.

Злой человек не проживет в добре век.

У сердитого губа толще, а брюхо тоще (или: тоньше).

Не на мать: губ не надуешь (т. е. привык на мать дуться).

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Не бей в чужие ворота плетью; не ударили бы в твои дубиной (или: обухом).

Не избывай постылого: приберег бог милого.

Кути и мути, да норови, как бы самому уйти.

Кабы свинье рога - всех бы со свету сжила.

Бодливой корове бог рог не дает.

Бодливая корова комола живет.

Сердит, да бессилен - свинье брат.

Под чужую голову идти - наперед свою нести (или: свою навстречу нести).

О чужой голове биться - свою на кон ставить.

Хорошо кукуешь - да на свою б голову.

Пропади мой злодей, меня не избыв, а избывши меня - хоть три века живи. Пропади мой лихой, не изведши меня, а изведши меня и пр.

Ешь собака собаку, а последнюю черт съест (или: а последняя удавись).

Когда б на крапиву не мороз, то б с нею и ладов не было.

Коли б на хмель не мороз, так он бы через тын перерос.

Худая трава из поля вон.

Бодливую корову с поля долой (или: из стада вон).

Во зле жить - по миру ходить.

Лихо до дна, а там дорога одна.

Желание грешных погибает.

Сердцем ничего не возьмешь (или: не сделаешь).

Сердце делу не в помощь (или: не поможет).

Не сердись, печенку испортишь (или: печенка лопнет).

Не стало (или: Не хватило) легких, так заговорил печенкой.

Сердито - неумно, а хлопотливо - несбойливо.

Сердитый с горшками не ездит (потому что перебьет).

Сердцем притчи (или: притки) не изломишь.

Сердцем и соломинки не переломишь.

Сердись не сердись, а лучше покорись.

Чем сердиться (или: браниться), так лучше помириться.

Сердцем копья у недруга не переломишь.

Сердце не дробит - голова не болит.

Старуха три года на мир сердилась, а мир того и не знал.

Сердилась баба на торг, а торг про то не ведает.

Сердита кобыла на воз, а прет его под гору и в гору.

Скачет баба задом и передом, а дело идет своим чередом.

Сердитого унимать - пуще поднимать.

Сердитому кланяться, а он пуще чванится.

Сердитый умрет - никто его не уймет.

Рассердился - никого не спросился.

Душа не стерпит, так сердце возьмет. Возьмет сердце, как душа не стерпит.

У злой Натальи все люди канальи.

У кого желчь во рту, тому все горько.

Каков ни есть: не перерожать его стать.

Это слабость его. Это его слабая струна (или: сторона).

Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает).

В нем блох много. Ох-ох, много в тебе блох.

Извелся человек - никуда не годен.

Взял с сердцем, так и ешь с перцем.

Приткнуть кому грош (казанск., бедняк, назло богачу, втыкает ему в избу грош, и тот должен разориться).

Лезть на стену. Себя не помнит, на стену лезет.

Горяч молодец уродился.

Сердце яро, место мало, расходиться негде.

За собакой палка не пропадет (т. е. припомнит).

Сердитому палка найдется. Сердитый найдет палку.

От него ни крестом, ни пестом не отделаешься.

От него ни отмолиться, ни отбиться.

Ни отмолиться, ни отплеваться, ни отлаяться, ни отчураться.

От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека - ничем.

Дьяволом подложен, бесом опушен.

У него черт в подкладке, сатана в заплатке.

Не надо и беса, коли ты здеся.

В очью назло делает. Пальцем тычет, словом притыкает.

Назло да наперекор, да людям в укор.

Не из корысти собака кусает, из лихости.

Змея кусает не для сытости, а ради лихости.

Он давно на него зубы скалит.

Он давно на меня нож точит.

Беда, как расходился. Так ходенем и ходит.

Кошкой в глаза мечется.

Расходится, так и черт ему не брат.

Наш Козьма все бьет со зла (или: бьет с козла).

Сказали: бешеных всех перевешали; неправду сказали: одного не связали.

Дураки да бешены, знать, не все перевешаны.

Сытый волк смирнее завистливого человека.

Как ворон крови ждет (или: зырит).

Ему на голодный зуб не попадайся.

Смотрит, как волк на теля.

Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.

Не гляди на меня комом, гляди россыпью.

Бирюком (или: волком, медведем) смотрит.

Глядит, как змея из-за пазухи. Ястребом смотрит.

Косится, как середа на пятницу.

В кривом глазу и прямое криво. В кривом зеркале и рот набоку.

Надулся, как индюк (как индейский петух).

Надулся, как мышь на крупу.

Замашка воловья - глядеть исподлобья.

Что остробучился, ровно черт на попа?

С ободранного шкуру дерет. С одного вола две шкуры дерет.

С живого кожу дерет. Дерет с живого и с мертвого.

Ты - чтоб живот поправить, а он кишки вовсе вон теребит (горшок, накинутый на брюхо).

Сжалился волк над ягненком, покинул кости да кожу.

Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась.

Пожалел волк кобылу: покинул хвост да гриву.

С тобой водиться - что в крапиву садиться.

С тобой знаться - от людей отстать.

Про твое здоровье и говорить скоромно.

Как на лес взглянет, так и лес вянет.

На что ни взглянет - все вянет.

Где ногой ступит - трава не растет.

Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.

Хоть его в сад посади, и сад привянет.

Словно топор: не обрежет, так зашибет.

Пивица (пиявица) вопьется - год не сорвется.

Как душа черна, так и мылом не смоешь.

Хоть сам наг пойду, а недруга без рубахи пущу.

Сам наг пойду, а тебя как бубна пущу.

Хоть рыло в крови, да наша взяла.

Не дал шапки отец, так пусть уши мерзнут.

Запустить кому гусара (т. е. досадить. Буквально: пощекотать сонного в носу).

Подпустить кому кузьку (досадить).

Я тебе покажу кузькину мать. Узнаешь ты кузькину мать.

Подкузьмить кого (т. е. поддеть).

Приставить кому горчишник (т. е. досадить).

Подсыпать кому перцу. Запустить кому шпильку.

Подвести кого под сюркуп (от карточн. игры).

Подвести дела под монастырь (убить короля тузом).

Всучить кому щетинку. Влить кому щей на ложку.

Задать кому закуску. На-ка, раскуси.

Это невестке на отместку.

Отсмеять насмешку (т. е. отомстить).

Я им заварил ушицу (или: кашицу), путь расхлебывают.

Согнуть кого в дугу (или: в три дуги; в три погибели).

Сжить кого со свету. Согнать с бела света.

Подпустить кому петуха. Посадить красного петуха на кровлю (т. е. поджечь).

Я бы его в ложке утопил. Он тебя и в ложке утопит.

Я тебе это нарежу на бирку. Ты у меня нарезан на бирке.

Не поваляв куска, собака не съест.

Собака и хлеба не съест, не порычав.

Не поворчав, кошка куска не съест.

Кабы ему песий хвост, так сам бы себе бока настегал.

Сердце с перцем, душа с чесноком.

Шипит, как каленое железо, когда плюнешь.

Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет.

Комолая корова - хоть шишкою, да боднет.

Не справясь с коровой, да подойник оземь.

Не смога с кобылой, да по оглоблям.

Сердит, что не тем боком корова почесалась.

Видно, не той ногой (или: невпопад) порог переступил.

Левой ногой с постели ступил.

Такое сердце взяло, что сам бы себе язык перекусил.

Точить на кого зубы. Острить на кого когти.

Мечется, как бешеная (или: угорелая) кошка.

Подержал не долго, а пальцы знать.

Где ни ухватит, там след когтей покинет.

Не с доброго умысла злы коренья копают.

Избывает его, как лихую траву из поля.

Силен враг, и горами качает (прибавка: не токмо человеком).

Он сатане в дядьки годится.

Его сам сатана пестовал.

Хорош: давал за него черт грош, да спятился.

Смотреть не на что, держать немочно.

Лыком сшит, оборничком подпоясан.

Хорош бы ты парень, да ни к черту не годишься.

Ты ему слово, а он тебе десять.

Сколько милости, а вдвое лихости. Много милости, а больше лихости.

Сердце соколье, а смельство воронье.

Летами не стар, да с лихости пропал.

Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье щи выхлебать.

Ешьте, дорогие гости: все одно будет (т. е. надо) собакам выкинуть.

Сера, что свинья, а зла, что змея.

Родной ты отец - да только не своим деткам.

Умирает, а ногой дрягает.

Умирает, а зелье хватает. Змея умирает, а зелье хватает.

Калач в руки, а камень в зубы.

Дела, дела, как сажа бела (т. е. так белы).

Улица-то прямая, да хата кривая.

Жанр: Энциклопедии

Избранные пословицы и поговорки из собрания Владимира Ивановича Даля (1801-1872), писателя и этнографа, создателя всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка».

  • Скачать в формате FB2(179 КБ)
  • Скачать в формате EPUB(166 КБ)
  • Скачать в формате RTF (DOC)(122 КБ)
  • Скачать в формате HTML(175 КБ)
  • Скачать в формате TXT(113 КБ)

Какой формат выбрать?

Обозначение ударения: \"а, \"ю и т. п.

НАПУТНОЕ

"Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка".

Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена была разборка пословиц; пусть же оно остается и ныне, когда судьба сборника решилась и он напечатан.

По заведенному порядку, следовало бы пуститься в розыск: что такое пословица; откуда она взялась и к чему пригодна; когда и какие издания пословиц у нас выходили; каковы они; какими источниками пользовался нынешний собиратель. Ученые ссылки могли бы подкрасить дело, потому что, кажется, уже Аристотель дал определение пословицы.

Но всего этого здесь найдется разве только весьма понемногу.

Ученые определения ныне мало в ходу, век школярства прошел, хотя мы все еще не можем стряхнуть с себя лохмотьев степенной хламиды его.

Времена, когда объясняли во введении пользу науки или знания, коему книга посвящалась, также миновали; ныне верят тому, что всякий добросовестный труд полезен и что пользе этой россказнями не подспоришь.

Ученые розыски, старина, сравнения с другими славянскими наречиями - все это не по силам собирателю.

Разбор и оценка других изданий должны бы кончиться прямым или косвенным скромным признанием, что наше всех лучше.

Источниками же или запасом для сборника служили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетрадки, сообщенные с разных сторон, и - главнейше - живой русский язык, а более речь народа.

Ни в какую старину я не вдавался, древних рукописей не разбирал, а вошедшая в этот сборник старина попадала туда из печатных же сборников. Одну только старую рукопись я просматривал и взял из нее то, что могло бы и ныне идти за пословицу или поговорку; эта рукопись была подарена мне гр. Дм. Ник. Толстым, мною отдана М. П. Погодину, а оттуда она целиком напечатана, в виде прибавления, при сборнике пословиц И. М. Снегирева.

При сем случае я должен сказать душевное спасибо всем доброхотным дателям, помощникам и пособникам; называть никого не смею, боясь, по запамятованию, слишком многих пропустить, но не могу не назвать с признательностью гр. Дм. Ник. Толстого, И. П. Сахарова и И. М. Снегирева.

Когда сборник последнего вышел, то мой был уже отчасти подобран: я сличил его издание со сборником Княжевича и попользовался тем, чего не было там и не нашлось у меня и что притом, по крайнему разумению моему, можно и должно было принять.

В собрании Княжевича (1822 г.) всего 5300 (с десятками) пословиц; к ним прибавлено И. М. Снегиревым до 4000; из всего этого числа мною устранено вовсе или не принято в том виде, как они напечатаны, до 3500; вообще же из книг или печати взято мною едва ли более 6000, или около пятой доли моего сборника. Остальные взяты из частных записок и собраны по наслуху, в устной беседе.

При этом сличении и выборе не раз нападали на меня робость и сомнение. Что ни говорите, а в браковке этой произвола не миновать, а упрека в ней и подавно. Нельзя перепечатывать слепо всего того, что, под названием пословиц, было напечатано; искажения, то умничаньем, то от недоразумений, то просто описками и опечатками, не в меру безобразны. В иных случаях ошибки эти явны, и если такая пословица доставалась мне в подлинном виде своем, то поправка или выбор не затрудняли; но беда та, что я не мог ограничиться этими случаями, а должен был решиться на что-нибудь и относительно тех тысяч пословиц, для исправления коих у меня не было верных данных, а выкинуть их вон - не значило бы исправить.

Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только смотри прямо. После нескольких подобных случаев или открытий поневоле оробеешь, подумаешь: "Кто дал тебе право выбирать и браковать? Где предел этой разборчивости? Ведь ты набираешь не цветник, а сборник" и начинаешь опять собирать и размещать все сподряд; пусть будет лишнее, пусть рассудят и разберут другие; но тогда вдруг натыкаешься на строчки вроде следующих:

Возьмем два-три примера: "Бог не поберег вдоль и поперек"; по три коротких меж двух долгих, а размер хорош. "Рано встала, да мало напряла"; по долгому с коротким на концах, а две средние стопы - долгий с двумя короткими. "Хоть вдвое, хоть втрое, не споро худое"; по одному долгому меж двух коротких. "Всякая небылица в три года пригодится"; "На

Всякого мирянина по семи жидовин"; в этих двух пословицах, в сущности тонических, метрический счет, однако, показывает вот какие особенности: первая начинается долгим, вторая - коротким слогом; в обеих по четыре стопы: один долгий с одним коротким, долгий с двумя, с тремя и с четырьмя короткими. В следующей - замечательная, весьма складная смесь анапеста и дактиля; один только короткий слог, во втором стихе, будто лишний; но он на месте, а пропущен в первом стихе весьма кстати; тут, как будто поневоле изумляясь, сделаешь расстановку:

Сбил, сколотил - вот колесо;

Сел да поехал - ах, хорошо!

Оглянулся назад - одни спицы лежат!

Это сложено удивительно складно: внезапный переход, на третьем стихе, к двум кратким, когда готовишься на долгий слог, как нельзя лучше выражает изумление того, кто оглянулся. Нельзя также не согласиться, что во всех размерах этих не в пример более свободы и раздолья, чем в тяжких, однообразных путах бессмысленного ямба или хорея.

Рифма или простое созвучие не всегда бывают в конце стиха или каждой из двух частей пословицы, как, например: "Много лихости, мало милости"; "Не проси у богатого, проси у тороватого"; "Ни то, ни се кипело, да и то пригорело"; "Взвыла да пошла из кармана мошна" и пр., а иногда и на других словах, среди стиха, но всегда на таких, кои требуют отлики, ударения, внимания:

"И скатал было и сгладил, да все врозь расползлось".

"От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся".

"Видал, как мужик мед едал - ин мне не дал".

Бывает и по нескольку рифм сряду:

"Сам тощ, как хвощ, и живет тоненько, да помаленьку";

"Я за кочан - меня по плечам. Я за вилок - меня за висок";

"Сало было, стало мыло";

"Рушай варено, слушай говорено"; в двух последних что ни слово, то рифма.

"Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом" - шесть одинаковых рифм. Есть созвучия целого слова и полные рифмы в два и три слога: "Ему - про Тараса, а он: полтораста"; "Не под дождем, подождем". Но большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера; лад или мера в них, однако, есть, как во всякой складной, короткой речи, и лад этот дает ей певучесть и силу.

Игра слов, по обоюдности их значений, не совсем в нашем вкусе, но местами попадается: "Для почину выпить по чину"; "Спать долго - жить с долгом"; "Тут прут, а там жгут"; прут - напирают и розга; жгут - палят огнем и витень, плеть. "Что будет, то будет; а еще и то будет, что и нас не будет". "Обедал бы, да не объедал бы". "Пригоден лук и к бою и ко щам" и пр.

Ко внешней одежде пословиц надо отнести и личные имена. Они большею частию взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе, Петрак и батрак, Мокей и лакей и пр. Может быть, некоторые имена и взяты начально с известных в самом тесном кругу лиц, а пословицы сделались общими; нередко также имена эти попадали из сказок, рассказов, где люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым и в пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля дурачки; Фомка и Сергей воры, плуты; Кузька горемыка; Марко богач. От этих понятий сложились и особые выражения: объемелить кого, обмануть, одурачить простачка; обсережить, поддеть ловко, хитро; фомкою, на языке мошенников, зовется большое долото или одноручный лом для взлома замков; подкузьмить кого, поддеть, обмануть, обидеть и пр.

Жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Словарь по культурологии

  • пословица - ПОСЛ’ОВИЦА, пословицы, ·жен. Краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. «Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.» Достоевский. Толковый словарь Ушакова
  • пословица - Самый малый жанр устного народного творчества, вошедшая в оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкрепленное рифмой: «Всяк молодец на свой образец». Этнографический словарь
  • ПОСЛОВИЦА - ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме ("Что посеешь, то и пожнешь"). Большой энциклопедический словарь
  • Пословица - Сжатое, общеупотребительное изречение, живущее в народной речи. Содержание пословиц настолько разнообразно, что дать их определение на основании этого признака едва ли возможно; обыкновенно - это общее суждение или наставление... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • пословица - орф. пословица, -ы, тв. -ей Орфографический словарь Лопатина
  • пословица - Пословица, пословицы, пословицы, пословиц, пословице, пословицам, пословицу, пословицы, пословицей, пословицею, пословицами, пословице, пословицах Грамматический словарь Зализняка
  • пословица - ПОСЛОВИЦА -ы; ж. Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. Русские пословицы и поговорки. Привести в назидание пословицу: "Жили в тесноте, да не в обиде". Войти в пословицу (стать общеизвестным). Толковый словарь Кузнецова
  • пословица - сущ., кол-во синонимов: 9 адагия 2 афоризм 13 изречение 26 паремия 6 помудрушка 4 присловица 2 присловка 3 присловье 11 фразеологизм 15 Словарь синонимов русского языка
  • пословица - ПОСЛОВИЦА, ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Русские пословицы и поговорки. П. не мимо молвится (посл.). Войти в пословицу 1) стать общеизвестным благодаря своей характерности. Толковый словарь Ожегова
  • Пословица - Краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Большая советская энциклопедия
  • ПОСЛОВИЦА - (греч. paroima, лат. adagium) - один из древних дидактических жанров фольклора, а именно краткое и легко запоминающееся изречение: а) бытующее в народном языке, б) выражающее житейскую мудрость (моральные или технические предписания... Большой психологический словарь
  • пословица - -ы, ж. Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. [Бабушка] говорит языком преданий, сыплет пословицы, готовые сентенции старой мудрости. И. Гончаров, Обрыв. Малый академический словарь
  • пословица - пословица ж. Меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, обобщающее, типизирующее различные явления жизни и имеющее назидательный смысл. Толковый словарь Ефремовой
  • «Пословицы и поговорки русского народа» - одна из самых знаменитых работ русского этнографа и писателя Владимира Ивановича Даля . В труде, опубликованном в 1862 году, содержится более тридцати тысяч поговорок, загадок и пословиц.

    Собранные изречения дают представление о культуре, быте и жизненной философии русского народа. Также издание является памятником устной и письменной речи XIX века. Все поговорки записаны живым народным языком, а также представлены термины и фразеологические обороты, касающихся ремесел. Дополнительными источниками для книги послужили сборники XVIII века, частные записки, работы Д. Княжевича и И. Снегирева. Этот вспомогательный материал составил пятую долю «Пословиц и поговорок русского народа».

    В своей работе Даль отказывается от увлечения терминологией и предоставляет читателю самостоятельно вникать и рассуждать над смыслом того или иного изречения. Себя автор именует «собирателем». Книгу предваряет вступительная статья – «Напутное». Остальной объем посвящен непосредственно образцам малого фольклора.

    При составлении книги, Даль проделал колоссальную работу: собирал фразы на слух, в устной беседе. Использовать уже опубликованные пословицы необходимо было с осторожностью, встречались «пустые», «искаженные» выражения. Необходимо было отбраковывать фразы с опечатками или признаками недоразумений. Это сопрягалось с риском исключить из собрания аутентичные изречения. Таким образом, основная часть сборника посвящена записанным среди народа фразам.

    Даль определяет пословицу как «невольно сорвавшийся возглас», который невозможно сочинить специально. Это крылатые фразы, которыми пользовались на всей территории проживания русского народа. Люди изобретали поразительно удачные слова и способы выражения мысли.

    Также Даль распределил собранные фразы по тематическим группам. В книге можно найти изречения о Боге и вере, о счастье, богатстве и удаче, о добре и зле, о семье и животных, а также о многих других аспектах жизни духовной им материальной, включая стихии природы, земледелие, фразы о причудах. Всего представлено 178 тем, охватывающих всю картину мира, современного Далю человека. Кроме того в книге есть загадки, скороговорки, прибаутки.

    Фольклор существовал еще в дописьменную эпоху. Изучение собрания Даля дает историческое представление о жизни и поверьях людей, о менталитете и общей культуре народа.

    В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народы (по темам):

    В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народы (темы в алфавитном порядке):

    Пословицы Даля по темам:

    Здесь же просто перечислим темы-подгруппы , на которые Владимир Иванович Даль поделил русские пословицы и поговорки в своей книге:

    Баба – женщина, Бережь – мотовство, Бог – вера, Богатство – достаток, Богатство – убожество, Божба – клятва – порука, Болтун – лазутчик, Брань – привет, Былое – будущее.

    Вера – грех, Вера – исповедание, Вера (загадки), Верное – вестимое, Верное – надежное, Вина – заслуга, Воля – неволя, Воровство – грабеж, Вселенная.

    Где, Горе – беда, Горе – обида, Горе – утешение, Гость – хлебосольство, Грамота, Гроза – кара, Гульба – пьянство.

    Далеко – близко, Двор – дом – хозяйство, Девичьи гаданья, Дети – родины, Дни, Добро – милость – зло, Докука, Достаток – убожество, Драка – война, Друг – недруг.

    Езда – повозка.

    Жених – невеста, Животное - тварь, Жизнь – смерть.

    Забота – опыт, Зависть – жадность, Загадки, Задор – гульба – беспутство, Займы, Закон, Запас, Звания – сословия, Здоровье – хворь, Земледелие.

    Игры – забавы – ловля, Изуверство – раскол, Изуверство – ханжество.

    Kapa – гроза, Кабы – если б, Казна, Кара – милость, Кара – ослушание, Кара – потачка, Кара – признание – покорность, Кара – угроза, Клевета – напраслина, Клич носячих, Конанье (жеребий).

    Любовь – нелюбовь.

    Месяцеслов, Мир – ссора – спор, Много – мало, Молва – слава, Молодость – старость, Мошенничество – воровство, Муж – жена.

    Надзор – хозяин, Название – имя – кличка, Народ – мир, Народ – язык, Наследство – подарок, Начало – конец, Начальство – приказ – послушание, Начальство – служба, Неправда – ложь, Неправда – обман, Нечаянность – расплох.

    Одиночество, Одиночество – женитьба, Оплошность – расторопность, Опрятность, Осторожность.

    Память – помни, Пища, Повод – причина, Погода – стихии, Поиск – находка, Покой – движение, Помощь – кстати, Пора – мера – успех, Пословица – поговорка, Похвала – похвальба, Правда – кривда, Правда – неправда – ложь, Праздник, Приговорки – прибаутки, Признательность, Приличие – вежество – обычай, Припевы, Присказки, Причина – отговорка, Причина – следствие, Причуда, Простор – теснота, Проступок – грех, Просьба – согласие – отказ, Прямота – лукавство, Путь – дорога, Пьянство.

    Работа – праздность, Радость – горе, Раздумье – решимость, Растение – земледелие, Ремесло – мастеровой, Ремесло – снаряд, Род – племя, Родина – чужбина, Розное – одно, Русь – родина.

    Свадьба, Сватовство, Свое – чужое, Своеобычие, Семья – родня, Сказка – песня, Скороговорки, Скот – животное, Смелость – отвага – трусость, Смех – шутка – веселье, Смирение – гордость, Соблазн – искушение, Соблазн – пример, Сознание – улика, Сон, Сосед – рубеж, Ссора – брань – драка, Стихии – явления, Строгость – кротость, Суд – лихоимство, Суд – правда, Суд – приказный, Судьба – терпение – надежда, Суеверия – приметы, Сущность – наружность, Счастье – удача, Счет.

    Тайна – любопытство, Терпение – надежда, Тишина – шум – крики, Тлен – суета, Толк – бестолочь, Торговля, Тороватость – скупость, Трусость – бегство.

    Убийство – смерть, Угода – услуга, Ум – глупость, Умеренность – жадность, Упорство, Условие – обман, Услуга – отказ, Ученье – наука.

    Хорошо – худо.

    Царь, Цвет – масть.

    Человек, Человек – приметы, Честь – почет, Чудо – диво – мудреное.

    Щегольство.

    Язык – речь.

    Материал из ТолВИКИ

    1. Без дела жить, только небо коптить.
    2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
    3. В ком добра нет, в том и правды мало.
    4. Век живи – век учись.
    5. Всё минется, одна правда останется.
    6. Всяк кулик своё болото хвалит.
    7. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
    8. Всякая работа мастера хвалит.
    9. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
    10. Всякому мила своя сторона.
    11. Где выросла сосна, там и красна.
    12. Глупый осудит, а умный рассудит.
    13. Говорит бело, а делает черно.
    14. Голова хвоста не ждёт.
    15. Грамоте учиться всегда пригодиться.
    16. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится).
    17. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
    18. Добрая слава до порога, а худая за порог.
    19. Доброе братство милее богатства.
    20. Доброе дело – правду говорить смело.
    21. Доброе начало – половина дела.
    22. Доброта без разума пуста.
    23. Добрый конец всему делу венец.
    24. Долго рассуждай, да скоро делай!
    25. Друг — великое дело: не скоро добудешь.
    26. Друга на деньги не купишь.
    27. Дружба дружбой, а служба службой.
    28. Думают думу без шуму.
    29. За правое дело стой смело!Всякий гриб.png
    30. За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.
    31. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
    32. Зла за зло не воздавай.
    33. И птица, выкормив птенца, его летать учит.
    34. И сила уму уступит.
    35. Из малого выходит великое.
    36. Из одного дерева икона и лопата.
    37. Капля камень долбит.
    38. Корень учения горек, да плод его сладок.
    39. Красна птица перьем, а человек ученьм.
    40. Кстати промолчать, что большое слово сказать.
    41. Кто больше знает, тому и книги в руки.
    42. Кто в деле, тот и в ответе.
    43. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
    44. Кто за правду горой, тот истый герой.
    45. Кто как постелится, так и выспится.
    46. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
    47. Лучше ногою запнуться, нежели языком.
    48. Лучше своё отдать, чем чужое взять.
    49. Людей не осуждай, а за собой примечай!
    50. Мир вам, и я к вам. Где лад. Там и клад!
    51. Много всего говорится, да не всё в дело годится.
    52. Молодому врать вредно, старому непотребно.
    53. Муравей не велик, а горы копает.
    54. На всякого Егорку есть своя поговорка
    55. На свете не без добрых людей.
    56. На чужой стороне и весна не красна.
    57. Наука учит только умного.
    58. Наши пряли, а ваши спали.
    59. Не Боги горшки обжигают.
    60. Не всякое слово в строку.
    61. Не красна книга письмом, а красна умом.
    62. Не место человека красит, а человек место.
    63. Не начавши думай, а начавши делай.
    64. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.
    65. Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.
    66. Не трудно сделать, да трудно задумать.
    67. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
    68. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
    69. Одной пчеле Бог сроду открыл науку.
    70. От умного научишься, от глупого разучишься.
    71. Пень не околица, глупая речь не пословица.
    72. Повторенье – мать учения.
    73. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
    74. Пословица недаром молвится.
    75. Правда прямо идёт, а ни обойти её , ни объехать.
    76. Правда светлее солнца.
    77. Праздность – мать пороков.
    78. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
    79. Своя земля и в горсти мила.
    80. Сделав худо, не жди добра.
    81. Сегодняшней работы на завтра не покидай!
    82. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    83. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
    84. Совралось – как с языка сорвалось.
    85. Старая пословица век не сломится.
    86. Старый друг лучше новых двух.
    87. Терпение и труд – всё перетрут.
    88. Тому тяжело, кто помнит зло.
    89. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
    90. Ум да разум надоумят сразу.
    91. Учёный водит, неучёный следом ходит.
    92. Ученье – свет, а неученье – тьма.
    93. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
    94. Хлеб за брюхом не ходит.
    95. Хорошая пословица в лад да в масть.
    96. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
    97. Худой мир лучше доброй ссоры.
    98. Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а говори меньше.
    99. Чужим умом в люди не выйдешь.
    100. Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

    Все люди, как люди, один жид в ермолке.

    Жид просится в рай, а сам смерти боится.

    Для жида душа - дешевле гроша.

    Не ведает жид, что такое стыд.

    Жид, как бес, никогда не покается.

    Жидовская синагога - есть жилище демонов.

    Жиды - видимые бесы.

    Бесы и жиды - дети сатаны.

    С жидами знаться - с бесами связаться.

    Не надо и беса, коли жид здеся.

    Жид в хату, ангелы из хаты.

    Что Богу угодно, то жиду непригодно.

    Отольются в аду христианские слезы жиду.

    Жид крещённый, что волк прирученный.

    Жид и ладаном готов надымить, только бы деньгу добыть.

    Что Богу грешно, то жиду смешно.

    Тогда жида смешишь, когда Бога гневишь.

    Жидовские дети хуже, чем крысы в клети: и добру навредят, и христианских детей развратят.

    Где жид, там и взятка - такова его повадка.

    Жид водкой угостит, а потом и споит.

    У жида уже твой грош, ну а ты всё пьёшь и пьёшь.

    У жида твоя копейка, ну а ты ещё попей-ка.

    Жида не понять, пока шкуру овечью с него не снять.

    Жид не сам себе нос ковал, его жиду Бог дал.

    Дети жида от христианки - все пейсаты обезьянки.

    Каков жид, такова и его вонь.

    Затем жиды с рожи на нас непохожи, чтобы мы не обознались.

    Жид и мёртвый из петли вывернется.

    Жид скажет, что бит, но не скажет за что.

    Жид, как свинья: ничего не болит, а всё стонет.

    Жид, как свинья: ничего не болит, а всё визжит.

    Рядом с жидом - не житьё, а вытьё.

    Жида приютить - волка в хлев пустить.

    Хорош был дом, да жид поселился в нём.

    С жидом кашу варить - себя отравить.

    С жидом водиться, что в крапиве возиться.

    Льстив жид в бедности, изверг при власти.

    Там, где жиды, всегда жди беды.

    Где хата жида, там всей деревне беда.

    Нету роз без шипов, нету бед без жидов.

    Кабы всё про жида знал, так бы и не погибал.

    Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом предаться.

    Жид живёт - хлеб жуёт, да не жнёт.

    Жид языком машет, а мужик на него пашет.

    Чай, жидовин, устал на мужике сидеть?

    Ел бы жид деньги, если бы мужик его хлебом не кормил.

    Когда русский мрёт, тогда жид жрёт.

    Жид не волк - в пустой сарай не заберётся.

    Жидовские руки чужие труды любят.

    У жида лечиться - смерти покориться.

    Около жида потрёшься - беса наберёшься.

    Жидовин даёт, а дурак берёт.

    Бог не велит с жидом дружить.

    Тот Богу неприятель, кто жиду приятель.

    Свяжись с жидом - сам жидом будешь.

    Любовь жида - хуже петли.

    Служба жиду - на радость бесу.

    Послужить жиду - предать своих врагу.

    Жид, как крыса - силен стаей.

    От всякого жида - ожидай вреда!

    Нет рыб без кости, а жида без злости.

    Верь своим очам, а не жидовским речам.

    В том вся правда, что от жидов вся неправда.

    В жидах лжи, что в полях ржи.

    Поле засевают pожью, а жиды - всё ложью.

    Язык жидовский всегда врёт, будто редьку трёт.

    Жид обманом сыт.

    Жид языком речист и на руку нечист.

    Жид мнит, что не крадёт, а лишь своё берёт.

    Всякий жид в наш карман глядит.

    Жида, как дырявый мешок, никогда не насыплешь.

    На что жид глянет, то враз завянет.

    И у сытого жида всегда голодные глаза.

    Подарил жид кукиш, чего хочешь, то и купишь.

    Дабы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.

    Дорожку жидам всегда денежка прокладывает.

    Жид в гроб уже смотрит, а деньги всё копит.

    Жид имеет прибыли от нашей погибели.

    Не жди от жида прибыли, а жди от него погибели.

    Русская смерть жиду в прибыток.

    Не ищи жида - сам придёт.

    На Руси от голоду не мёрли, пока жиды не припёрли.

    Когда жиду волю даём, сами себя запродаём.

    От жидов ограждение - половина спасения.

    Проще козла живого сожрать, чем жида переделать.

    Из жида паршивого всю паршу не выколотишь.

    Пиявка насосётся и отвалится, а жид - никогда.

    Жид кровь сосать перестанет, когда дышать устанет.

    Нет хороших жидов, как нет хороших крыс.

    Богу молись, да жида берегись.

    Жид хорош только в могиле.

    Лишь мёртвый жид никого не укусит.

    Жид в могилу уж глядит, а над каждой копейкой дрожит.

    Держи копейку, чтобы к жиду не укатилась.

    Не жид нас одолел, а страх задавил.

    Чтобы жида извести, надо дел с ним не вести.

    Жид боится воды крещенской и дубины деревенской.

    Святым кулаком да по жидовской роже.

    Хочешь жить - гони жида!

    Что жиды, что комары, все кусают до поры.

    Там хорошо, где жидов нету.

    Чтобы не прогневался Бог, не пускай жида на порог.