После бала – анализ произведения. История создания рассказа «После бала Толстой после бала идея произведения

Лев Николаевич

Толстой

Рассказ «После бала»


Биография Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя граф Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских.

Мать писателя – М.И. Болконская

Отец - Николай Ильич Толстой


С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя.

Ясная Поляна при жизни писателя.

Ясная Поляна

в наши дни.



Лев Николаевич Толстой получал образование в Казанском Университете сначала на восточном, затем на юридическом факультете.

Толстой поступает на военную службу на Кавказе , где получает офицерский чин.

Участвовал в Крымской войне.

Впечатления писателя от Кавказской войны

отразились в рассказах "Набег" (1853),

"Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856).


В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт.

В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс .


Осенью 1859 года писатель открыл

в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

В этой школе ребята учились писать,

по обществознанию, русской истории

рисованию, пению.


В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой написал свои наиболее известные

романы: «Война и Мир» и «Анна Каренина».


К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей

литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу.

Тяготясь барским укладом жизни в усадьбе

Поляну. Здоровье 82-летнего писателя

не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.


«После бала»

  • Каков Жанр произведения?
  • Что такое рассказ?

Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие , хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя .

  • Сколько сюжетных линий в рассказе?

Как правило, одна сюжетная линия .


История создания рассказа

Рассказ написан в 1903 году.

Лев Николаевич Толстой пишет о

сороковых годахXIX века, о времени правления Николая I, прозванного Николаем Палкиным .

Вступление Николая I на престол

связано с таким историческим

событием как Восстание Декабристов.


Почему Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости , положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности , чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось : в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность . Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: « Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей! »


Название рассказа

Первоначально рассказ имел

несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…».

Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала»?

Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: « Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра ». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала : повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.



Проблема рассказа

Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»?

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека .

В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим : ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.


Домашнее задание:

1. Что такое контраст (как художественный прием)? Дать определение.

2.Найти в тексте примеры контраста в рассказе Л.Н.Толстого.

«По́сле ба́ла» - рассказ Льва Толстого , увидевший свет после его смерти, в 1911 году.

История создания

В основе рассказа лежат события, произошедшие с братом Льва Толстого - Сергеем. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Сергей Николаевич был влюблён в Варвару Андреевну Корейш - дочь военного начальника Андрея Петровича Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться.

Эта история прочно осела в памяти Толстого, и много лет спустя он описал её в своём произведении. Прежде чем рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите». Толстой написал рассказ для готовившегося Шолом-Алейхемом сборника произведений в пользу евреев, пострадавших во время кишинёвского погрома .

Упоминаемый в рассказе «девический институт» - это , располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого.

В рассказе Толстой рисует две контрастные картины. Первая - яркая и праздничная, он описывает бал у губернского предводителя, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её отцом-полковником («губернский предводитель, добродушный старичок, богач-хлебосол»). Заботясь о любимой дочери, отец экономит на себе, вместо модной обуви заказывает сапоги у батальонного сапожника. Мазурка отца и дочери вызывает всеобщие аплодисменты, замечательно его бережное отношение к ней. Праздничную атмосферу усиливает то обстоятельство, что бал происходит в последний день масленицы . Но контрастом с этой праздничностью и роскошью предстаёт перед героем рассказа Иваном Васильевичем событие, происходящее наутро - отвратительная по своей жестокости кровавая расправа, осуществляемая отцом Вареньки над совершившим побег солдатом-татарином. Более того, полковник с «румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» бьёт «малорослого, слабосильного солдата», считая, что тот недостаточно сильно ударил татарина палкой по спине, представляющей собой уже что-то «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль». В образе сошедшей на нет любви писатель передаёт расставание с формальной верой , пережитое и им самим. Масштаб повествованию придаёт то, что расправа осуществляется в Прощёное воскресенье , что делает христианское прощение бессмысленной декларацией. Писатель подчёркивает немилосердность и нехристианский характер социума тем, что шпицрутенами наказывается не просто солдат, а мусульманин; так «христианская» проповедь инаковерующим преподаётся в форме насилия, а не Христовой любви .

Экранизации

  • После бала (1961, короткометражный. Режиссёр Анатолий Дудоров).

Напишите отзыв о статье "После бала"

Примечания

Отрывок, характеризующий После бала

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.

« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа».

Цель: расширить знания учеников о биографии писателя, показать своеобразие историзма Толстого, определить социально –нравственные проблемы рассказа.

Задачи:

образовательные:

  • Расширить знания учащихся о биографии Л.Н. Толстого.;
  • Показать особое отношение к истории писателя;
  • Ознакомить учащихся с историей создания рассказа « После бала»;
  • Научить анализу прозаического произведения;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, память, внимание;
  • развить навык анализа текста;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русской классической литературе;
  • развить творческое мышление учащихся;

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • развить интерес к русской истории и литературе;
  • воспитывать интерес к литературе через языковые средства;
  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока : урок развивающего обучения

Методы обучения : проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный.

Методические приемы: Сообщение учащегося, рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Формы организации учебной деятельности учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая

Технологии : общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке. Наш урок будет посвящен творчеству великого русского писателя, философа, педагога Льва Николаевича Толстова. Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы, а что нам известно о нем?

Слово учителя: Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся жизнь писателя. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а затем вернулся сюда, чтобы написать свои самые известные романа « Война и мир», « Анна Каренина». Здесь выросли его дети, здесь он создал школу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до смерти ушел, чтобы начать новую жизнь.

Интересно, что с самого деется Л.Н. Толстой вел дневник, куда записывал все, что с ним произошло за день, о чем думал. Толстой выработал для себя определенные правила жизни и работы. Лев Николаевич фиксировал в своем дневнике все свои недостатки: упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, лжи, нерешительности…

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человек. Наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Особое внимание писатель уделял истории. В ранней юности она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришел к философскому осмыслению истории.

Сегодня мы будем говорить о рассказе Л.Н. Толстого « После бала». Прежде чем начать обсуждение событий и героев этого рассказа, я предлагаю вам вспомнить, какое произведение мы называем « рассказом»?

Рассказ - это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.

Согласны ли вы с тем, что « После бала» - это рассказ? Докажите.

  1. Знакомства с иллюстрациями к рассказу.

Подготовить к восприятию рассказа, дать справку об истории создания рассказа, ввести в творческую лабораторию писателя

Ресурс способствует развитию речи учащихся, подготавливает учащихся к восприятию рассказа.

  1. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что рассказ написан в 1903 году, а события, которые в нем описываются относятся к 40-ым годам девятнадцатого столетия. Это важно. Давайте обратимся еще к одному ресурсу.

Учащиеся знакомятся со статьей « Художественные особенности рассказа Л.Н. Толстого « После бала».

(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царит вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего Толстого волновало то, что « образованные» люди убеждены, что это необходимо « для хорошей и правильной жизни»)

  1. Сообщение ученика:

Солдат - бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи….. решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым….

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому-то или тому взрослому человеку, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков(людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах….

…Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно! 1905 (Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого).

Ребята, как вы думаете это актуальное произведение? Почему?

6.Развитие внимания к композиционным приемам Беседа по вопросам:

Какие особенности композиции вы заметили?

Какую цель преследовал писатель, располагая части рассказа в данной последовательности?

Приведите примеры антитезы, используя текст рассказа.

  1. Прослушивание фрагмента рассказа.

Фрагмент из рассказа Л. Н. Толстого "После бала" (Наказание за побег) читает М. М. Тарханов

Что больше всего взволновало во время прослушивания фрагмента?

  1. Этап рефлексии.

Ребята, мы сегодня только начали разговор об этом произведении Л.Н. Толстого. Для того чтобы глубже понять замыслы великого писателя, нужно будет дома выполнить ряд заданий. Но прежде чем записать домашнее задание, ответьте на вопросы:

Как называется поместье, в котором родился Л.Н. Толстой?

С помощью чего Толстой пытался понять себя и окружающих?

События, описанные в рассказе,и написание рассказа происходят в один год?

На каком приеме построен рассказ « После бала».

2. Многие исследователи обвиняют полковника в двуличие. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте свою точку зрения. (Устно)


Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.
  4. Темы и проблемы

    Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

    В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

    Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

    Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

    Идея

    Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

    Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

    Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

    Мораль

    Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

    Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок № 5 Литература 8 класс
Тема: Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

Цели: расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. Воспитывать культуру речи, любовь к чтению, честность, справедливость.

Методические приемы: рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, различные издания книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.

III . Повторение изученного

Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

Какие его произведения вы читали? («Кавказский пленник», «Детство».)

IV . Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 году в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а затем вернулся сюда, чтобы написать свои наиболее известные романы: «Война и мир» и «Анна Каренина», здесь выросли его дети, здесь он создал шко­лу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до своей смерти ушел, чтобы начать новую жизнь.

Толстому удавалось удивительно верно и точно знать людей и верно их изображать. Этому он учился всю жизнь путем самопознания и само­анализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. Толстой вырабатывал для себя правила жизни и ра­боты. Например: «Перечитывая и поправляя сочинение, не думать о том, что нужно прибавить (как бы хороши ни были приходящие мысли), если только не видишь неясности или недосказанности главной мысли, а думать о том, как бы выкинуть из него как можно больше, не нарушая мысли сочинения (как бы ни были хороши эти лишние места)».

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления пра­вил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядоч­ности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необду­манности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было само­совершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание.

Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Особое внимание писатель всегда уделял истории. В ранней юности

она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришел к философскому осмыслению истории. Об особенностях историзма писателя мы узнаем из статьи учебника.

V. Чтение и обсуждение статьи учебника «Л.Н. Толстой»

(с. 330-332) : Беседа по вопросам

Что такое рассказ? (Рассказ - эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, доже всю жизнь героя. В. рас­сказе, как правило, одна сюжетная линия.)

Докажите, что «После бала» - рассказ. .

Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Тол­стой? (О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая 1, прозванного Николаем Палкиным.)

Какое значение имеет время написания рассказа? Поче­му Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспо­минаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?


(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопию­щий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются

справедливость"», человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить. в умах и сердцах таких людей!»)

Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою ак­туальность?

Первоначально рассказ называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите...». Почему писатель остановился на названии «После бала»? (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Глав­ное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем ко­мандовал казнью отец, его возлюбленной.)

VI. Динамическая пауза.

Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя: Тол­стой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых ге­роями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди...». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.)

Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет? (Мы узнаем, что это «всеми ува­жаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные... мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича.)

Какие события описаны в рассказе? (В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? Героя какого произведения напоминает это описание? («Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это описание походит на рассказ о себе героя повести И.С. Тургенева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет по вине «случая». Этот «случай» - главное событие рассказа то, ради чего он написан.)

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание