Портреты рафаэля. Смотреть что такое "Автопортрет (Рафаэль)" в других словарях Рафаэль автопортрет 1506

Собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) РАФАЭЛЬ. АВТОПОРТРЕТ (1483 1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм … Энциклопедия Кольера

- (собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)) (1483 1520), итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном… … Художественная энциклопедия

Санти Автопортрет Имя при рождении: Raffaello Sanzio Дата рождения: 6 апреля 1483 Место рождения … Википедия

Рембрандта, приблизительно 1655 Автопортрет портрет … Википедия

Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с… … Художественная энциклопедия

Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия

Запрос «Рафаэль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рафаэль Санти итал. Raffaello Santi … Википедия

- [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] , итальянский живописец и архитектор. Искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью… …

Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В А. художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы; во многих А. с большой… … Большая советская энциклопедия

Рафаэль Санти Автопортрет Имя при рождении: Raffaello Sanzio Дата рождения: 6 апреля 1483 Место рождения … Википедия

Книги

  • , Н. В. Астахова. Чтобы узнать историю мировой живописи, нужно немало времени. А предлагаемые вам наборы репродукций позволят узнать часть истории создания шедевров мастеров мировой живописи. Надеемся, что…
  • Золотая коллекция мировой живописи для юных искусствоведов , . Чтобы узнать историю мировой живописи, нужно немало времени. А предлагаемые вам наборы репродукций позволят узнать часть истории создания шедевров мастеров мировой живописи. Надеемся, что…

Так и хочется подняться по этой лестнице вслед за этим юношей. Да, мне тоже. Мы находимся в Художественном музее Филадельфии. Перед нами картина Чарльза Уилсона Пила «Группа на лестнице». Это портрет его двух сыновей – Рафаэля и Тициана Пила. Это известные имена. Художник называл своих детей в честь выдающихся европейских живописцев. И ученых. Это была удивительная личность. Да, это был удивительный человек и он создал изумительный портрет. Портреты в полный рост, как правило, ассоциируются у нас с изображениями королей, представителей аристократии и великих исторических деятелей, а здесь Пил изобразил двух своих сыновей, которые словно приглашают нас последовать за ними вверх по лестнице. Он писал эту картину для своего музея, который стал одним из первых музеев в Америке. Это был одновременно музей искусства и музей науки. Среди наиболее известных экспонатов музея были кости мастодонта. Важно понимать значение музея науки и искусства для молодой республики. Это была попытка создать просветительское учреждение. Впервые со времен зарождения демократии на карте мира появилось демократическое государство. Это была эпоха великих свершений. Пил осознавал важность образования и просвещения народных масс. Только так народ мог научиться принимать разумные решения. Поэтому Пил учредил «Колумбиану» – первую в Америке настоящую художественную школу, а еще через 10 лет основал Пенсильванскую академию изящных искусств. Кроме того, как уже было сказано, он создал один из первых американских музеев. Мы рассказали о достижениях Пила, но не упомянули о его веселом нраве, который чувствуется и в этой картине. Это правда. В этой картине художник создает иллюзию реальности, и, что самое примечательное, он добивается этого не только за счет реалистичности изображения своих сыновей и этой замечательной лестницы, но и с помощью оригинального приема: первая и частично вторая ступеньки – это не изображение, а настоящие ступеньки, которые настолько органично вписываются в пространство картины, что поначалу даже не понимаешь, что есть что. Итак, первая ступень и подъём следующей ступеньки на самом деле сделаны из дерева. Они настоящие, а не нарисованные. Да, эта иллюзия необычайно убедительна. Увидев эту работу, не сразу понимаешь, что это картина. Создается ощущение, что сквозь проем в стене перед нами открывается какое-то новое пространство и лестница, манящая подняться вверх. Возникает впечатление, что, поднимаясь по этой лестнице, дети обернулись на чей-то голос, возможно, на голос своего отца, и застыли на мгновение… …словно услышав: «Обождите минутку». Верно, и это создает ощущение сиюминутности, а также реалистичности архитектурного пространства, причем это впечатление усиливается не только благодаря ступенькам, но и за счет рамы картины, которая напоминает характерную для того времени дверную коробку. С этой же целью художник изображает здесь оброненный кем-то билет из музея Пила. Здесь есть характерная американская черта – художник создает произведение искусства для простых людей. Мне нравится, как живописец изобразил в ракурсе колено мальчика, торчащее из-за дверного проема, где на него падает свет. Пил также любил сочетать овальные и округлые формы с прямыми линиями. Например, округлые пятна красок на овальной палитре, круглые пуговицы, круглой формы глаза и округлые узоры обоев на заднем плане гармонично сочетаются здесь со строгими линиями ступеней, а также с линиями камзола юноши. Это подлинная игра линий и форм, создающая иллюзию. Картина выполнена в поистине виртуозной технике, но при этом в ней столько легкости, игривости и непринужденности что она просто манит к себе. В ней чувствуется демократизм. Посмотрите, как убедительно изображены здесь тени, создающие еще большую иллюзию правдоподобия. И это касается не только едва заметной тени от билета, лежащего на второй ступени лестницы. Взгляните на фигуру мальчика, стоящего сверху. Часть его лица покрыта тенью от дверной коробки. Это выглядит очень реалистично благодаря приёму, который в европейском искусстве известен как тромплей. Он используется для создания оптической иллюзии. Один искусствовед назвал эту картину первым образцом самобытной американской живописи, что неудивительно. Художник проявляет здесь большую оригинальность и изобретательность, играя с нашим восприятием реальности и живописного пространства. В результате перед нами удивительная картина – неотъемлемая часть культуры недавно зародившегося государства. Subtitles by the Amara.org community

Рафаэль Санти… Один из гениев итальянского Возрождения. Писать о его жизни нет смысла. Величайшему итальянскому живописцу, графику, архитектору и поэту посвящены книги, статьи, научные исследования и сайты. Сегодня хочу показать вам, каким его видели и написали его другие живописцы. К счастью Рафаэль Санти, или как его называли современники, Рафаэль из Урбино (Raffaello Sanzio (Raffael da Urbino), 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим), оставил потомкам свои автопортреты. Всего я насчитал их шесть, но родно половину можно с уверенностью назвать именно автопортретами Рафаэля. Вот два самые известные из них:

Raffaello Sanzio (1483-1520) Autoritratto.1506 г. Galleria degli Uffizi, Firenze
Raphael Self-Portrait with a Friend, a Fencing Master. 1519-20 гг. Musée du Louvre, Paris

Второй автопортрет Рафаэль написал в последние годы жизни (1518-1520), изобразив себя с другом, хотя историки до сих пор не могут решить, какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо. Выдвинуто множество версий, но все они малоубедительны. В XVI веке считалось, что рядом с собой художник изобразил Джованни Антонио Порденоне (Giovauni Antonio Pordenone, 1483/1484, Порденоне - 1539, Феррара) или Якопо Каруччи по прозвищу Понтормо (Jacopo Carucci (Pontormo), 24 мая 1494, Понтормо - 2 января 1557, Флоренция), но их портреты очень отличаются от молодого человека, изображенного рядом с Рафаэлем. Позже в списке «претендентов» появились имена Джулио Романо, Пьетро Аретино, Антонио да Сангало Молодого и Бранконио дель Агюла – исполнителя завещания художника. Но и эти версии оказались недостоверными. Интересно, что в некоторых источниках полное название картины звучит как «Автопортрет с другом, учителем фехтования», и это говорит о том, что навряд ли удастся персонифицировать личность этого друга художника. Сначала картина с 1607 года находилась в коллекции кардинала Гранвеля и вообще считалась работой Порденоне. Около 1625 года портрет появился в Фонтенбло и попал в коллекцию Людовика XIV в Лувр, где находится до сих пор.

Еще один автопортрет Рафаэля тоже известен, он точно принадлежит художнику и является деталью огромной знаменитой фрески «Афинская школа», написанной в Ватикане в 1509-11 годах.

Raphael Affresco «La scuola di Atene» (фреска «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

В своей фреске Рафаэль изобразил храм науки, где с полной непринужденностью расположились философы древности, олицетворяя свободу и независимость представляемой ими науки, ее различных отраслей и методов. Двигающиеся из глубины – это величайшие философы древности Платон и Аристотель. Интересно, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи, а в образе Гераклита (древнегреческого философа-материалиста) – Микеланджело. Себя же художник скромно изобразил в правом углу за группой, где Эвклид - крупнейший древнегреческий математик, разбирает на полу сложный чертеж. Перед собой Рафаэль изобразил художника сиенской школы Джованни Антонио Бацци, которого все больше знают по прозвищу Содома (Giovanni Antonio Bazzi (Il Sodoma), 1477, Верчелли, Пьемонт - 15 февраля 1549, Сиена).

Raphael Autoritratto, frammento di un affresco «La scuola di Atene» (Автопортрет, фрагмент фрески «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

Ну, а следующие три работы считаются автопортретами Рафаэля по утверждению историков и исследователей его творчества на основе изучения физиономистики, черепа художника и тщательного исследования самих полотен. Я не пытался собрать материал именно об этих исследованиях, поэтому представляю вам картины, как предполагаемые варианты автопортретов Рафаэля. Причем, если две картины из трех точно являются произведениями художника, то первая из представленных ниже работ атрибутирована его авторством и точно не датирована (кое-где стоит 1525 год, хотя художник умер в 1520-м). Так что верить или не верить ученым – решайте сами!

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля). Accademia di San Luca, Rome

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael, detail (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля, деталь). Accademia di San Luca, Rome

Raphael Christ Blessing (Pax Vobiscum) (Христос благословляющий) 1505-06 гг. Pinacoteca Tosio Martinengo, Brescia

Второй вариант картины находится в коллекции мюнхенской Пинакотеки. Смущает, что художник решил изобразить себя в образе Христа.

Raphael The Judgement of Paris (Суд Париса). 1512 г. Private Collection

Raphael The Judgement of Paris, detail (Суд Париса, деталь). 1512 г. Private Collection

А в этой картине нестыковка в том, что Рафаэль себя в 1512 году изобразил моложе, чем на самом известном автопортрете в 1506 году. Хотя, возможно, будучи уже почти 30-летним мужчиной, он решил написать себя в образе Аполлона – семнадцатилетним!

Но помимо всех этих картин, я нашел в интернете еще больше десятка работ, в основном гравюр, и большей частью из коллекции Британского музея, на которых художники XVI-XVIII веков изобразили Рафаэля, каким они его представляли в свое время. Часть картин, конечно же, если не являются копиями автопортрета итальянца, то явно ассоциируются с ним. Но есть и весьма интересные интерпретации внешнего вида представителя умбрийской школы живописи, коим являлся Рафаэль. Предлагаю посмотреть и сравнить.

Giorgio Vasari (Italian, 1511-1574) Retrato de Rafael Sanzio.

XVII век

Paulus Pontius (Flemish, 1603-1658) Portrait of Raphael de Urbin 1630-40 British Museum

С этим портретом тоже можно поспорить, поскольку гравюра Понтиуса - это зеркальная картина Рафаэля "Портрет юноши".

Raphael Portrait of Young Man. 1509-11 гг. Czartoryski Museum, Cracow

Unknown Italian artist Portrait of Raphael. 1600-1649 гг. Biblioteca Ambrosiana

Wenzel Hollar (Czech, 1607-1677) Portrait of Raphael. 1651 г. Metropolitan Museum, New York

Engraved frontispiece by Carlo Maratta (Italian, 1625-1713) Portrait of Raphael Sanzio.

William Lodge (British, 1649 - 1689) Bust of Raphael in an oval. 1679 г. British Museum

XVIII век

Jonathan Richardson Senior (British, 1667-1745) Portrait of Raphael, after the Self-Portrait. 1730 г.

Nicolas IV de Larmessin (French, 1684-1753) Raphael d’Urbin (print).

Matthijs Pool (Dutch, 1676–1732) Raphael Sanzio d’Urbino. Château de Versailles

William Bromley (British, 1769-1842) Portrait of Raphael after 1782 г.

XIX век

Friedrich Wilhelm Bollinger (German, 1777-1825) The Divine Raphael.

Agostino Aglio (Italian-British, 1777-1857) Portrait of the young Raphael.

Auguste Gaspard Louis Boucher Desnoyers (French, 1779-1857) Portrait of Raphael de Urbin. 1836 г. British Museum

Louis Georges Brillouin (French, 1817-1893) Portrait de deux artistes - Raphael and Giulio Romano. 1848 г. Palais des Beaux-Arts, Lille

Anonymous Copy of Raphael"s Self-portrait in the Galleria degli Uffizi, Florence. 1850 г.

Ну, и напоследок, все же публикую небольшую «памятку», себе в первую очередь, о биографии художника. Так сказать, «конспект» хронологии его жизни.

1. 28 марта 1483 года родился в Урбино в семье художника и поэта Джованни Санти, поэтому первые уроки рисования получил в мастерской отца. Рафаэль рано потерял родителей: отец умер в 1494 году, мать - Марджи Чарла, в 1501 году. Кстати, до сих пор сохранился отчий дом художника, где находится его музей.

2. После смерти матери Рафаэль поступает в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже. Он часто приезжает в Урбино, знакомится с Пинтуриккьо, совместно с которым посещает Сиену и выполняет ряд работ. В 1502 году появляется первая из рафаэлевских Мадонн, которых он будет писать всю жизнь.

3. В 1504 году в Урбино знакомится с писателем Бальдассаром Кастильоне, поступившим на службу к герцогу Урбинскому, и по его приглашению в конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь художник лично знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами, которые оказали влияние на стиль и манеру молодого художника. Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых и Мадонн, во Флоренции Рафаэль создал около двадцати Мадонн.

4. В 1507 году он знакомится с архитектором Донато Браманте (1444-1514), который во второй половине 1508 года приглашает переехать Рафаэля в Рим. При содействии Браманте художник становится официальным художником папского двора, расписывает фресками Станцу делла Сеньятура в Ватикане (1508-1511) и еще три зала, причём Папа Юлий II уже начавших там росписи художников Перуджино и Синьорелли отстранил от работ ради Рафаэля.
Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты, в 1512 году пишет портрет папы Юлия II, позже многих кардиналов из папского окружения. Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля. В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу нового Папы выполнил картоны с сюжетами из Библии для десяти гобеленов, которые предназначались для Сикстинской капеллы, потом спроектировал в виде 13 аркад и расписал с учениками лоджии, выходящие во внутренний двор Ватикана (1513-1518) 52 фресками на библейские сюжеты. У Рафаэля было много учеников, самым талантливым из которых был Джулио Романо. Имена других – Джованни Нанни, Франческо Пенни, Перин дель Вага, практически не известны.

5. В 1514 году, когда умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра, в 1515 году он получает должность главного хранителя древностей. В этом же 1515 году Рафаэль лично знакомится с Дюрером, посетившим Рим. Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов. В Риме он продолжает писать Мадонн, пишет около десяти картин на эту тему, самой знаменитой из которых стала «Сикстинская мадонна» (1512-1513).

6. В 1511 году банкир и покровитель искусств Агостино Киджи пригласил Рафаэля для украшения фресками на сюжеты из античной мифологии своей загородной виллы Фарнезина, построенной на берегу Тибра.

7. 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет Рафаэль умирает в Риме. Был похоронен в Пантеоне. Художник и писатель Джорджо Вазари в своей книге биографий, многие из фактов которой, позже опроверглись историками, написал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно». Но историки считают, что причиной смерти стала римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Правда, каких и где – не уточняется…

"Автопортрет" был написан Рафаэлем в 1506 г. (Флоренция, Уффици), в возрасте 23 лет. Глядя на автопортрет художника, как не согласиться с итальянским писателем Дольче, его младшим современником, который говорит, что Рафаэль любил красоту и нежность форм, потому что сам был изящен и любезен, представляясь всем столь же привлекательным, как и изображенные им фигуры.

Рафаэль своим автопортретом, прежде всего, обнаружил свое понимание людей: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах - бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок - от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить. Рафаэлю было двадцать три года. Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо). Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией.

Но художник еще робок, юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако сквозь его неуверенность и томление уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, овальный подбородок выдают решимость и властность.

"Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав с таким бесценным украшением, как приветливость в обращении, всегда позволяющую быть милым и обходительным со всяким человеком и в любых обстоятельствах" . Так писал Вазари в 1568 году, и действительно, "утонченность, прилежание, красота, скромность и безупречные манеры" проступают в лице этого молодого человека.

, Флоренция , Италия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1504 года

«Автопортрет» - картина известного художника эпохи Возрождения Рафаэля . Хранится в галерее Уффици .

Недавние исследования полотна обнаружили рисунок внизу, который подтверждает, что это действительно подлинный автопортрет, написанный около 1506 года . «Автопортрет» находился в коллекции кардинала Леопольда Медичи, с 1682 года - в собрании галереи Уффици .

Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально, изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа » в ватиканской «Станца делла Сеньятура » как образ древнегреческого художника Апелеса .

Напишите отзыв о статье "Автопортрет (Рафаэль)"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Автопортрет (Рафаэль)

Ужин подходил к середине, а мы всё ещё светски «обсуждали» какие-то редкие книги, музыку и искусство, будто и не было у него на уме какой-то очень серьёзной цели, по причине которой он пригласил меня в свои покои в такой неподходящий, поздний час.
Казалось, Караффа искренне наслаждался общением, вроде-бы начисто позабыв о своём «особо-важном» разговоре. И надо отдать ему должное – собеседником он был, бесспорно, интереснейшим... если забыть о том, кем он являлся на самом деле... Чтобы заглушить в своей душе нарастающую тревогу, я как можно больше шутила. Караффа весело смеялся моим шуткам, в ответ рассказывая другие. Он был предупредительным и приятным. Но, несмотря на всю его светскую галантность, я чувствовала, что ему тоже надоело притворяться... И хотя выдержка Караффы была по-настоящему безупречной, по лихорадочному блеску его чёрных глаз я понимала – всё наконец-то подходило к развязке... Воздух вокруг нас буквально «трещал» от нарастающего ожидания. Беседа постепенно измельчала, переходя на обмен простыми светскими репликами. И наконец-то Караффа начал...
– Я нашёл книги вашего деда, мадонна. Но там не оказалось интересующих меня знаний. Стоит ли снова задавать вам тот же вопрос, Изидора? Вы ведь знаете, что меня интересует, не правда ли?
Именно это я и ожидала...
– Я не могу дать вам бессмертие, Ваше святейшество, как не могу и научить этому вас. У меня нет этого права... Я не вольна в своих желаниях...