Понятие социального взаимодействия его виды и формы. Понятие социального взаимодействия

Типы социального взаимодействия :

- Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

- Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.

Формы социального взаимодействия

Стихийные, неорганизованные: -Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.

-Погро м - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.

- Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо

Подготовленные :-Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.

Социальное движение - самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени

Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.

Обращение к научной литературе, изучение передового отечественного и зарубежного опыта деятельности социального педагога, обобщение и анализ собственного опыта как школьного социального педагога дают основание вывести принципы технологии его деятельности в системе взаимодействия с семьёй, что обусловлено задачами данного исследования.

Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимодействия социального педагога и семьи.

Остановимся несколько подробнее на сущности этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально взаимодействовать ссемьёй, регулировать взаимоотношения в системе «личность - семья -общество», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи семье и детям.

Вся суть принципа гуманизма (от лат. - humanitas - человечность) заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу вся деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении.

Личностно-деятельностный подход - не просто учёт индивидуальных особенностей ребёнка в воспитании. Это, прежде всего последовательное отношение к нему, как субъекту взаимодействия в контексте всей деятельности, в процессе которой осуществляется социализация личности, и отношение к семье как самоценности, защита создавишхся доверительных отношений, сохранение тайны. Все направления в системе взаимодействия социального педагога и семьи необходимо соотносить с таким показателем: в какой степени они способствуют развитию индивидуальности и защите прав и интересов ребёнка через побуждение его к деятельности, чтобы личность реализовала себя в деятельности, соответствующей её индивидуальным возможностям.

Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа- Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных

Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.

Принцип сочетания терпимости , уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.

Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума , обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества.

И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия , связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.

Следование вышеизложенным принципам способствуетразрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи.

Всем большой июньский привет!

На большинстве сайтов, на которых я был, тема социального взаимодействия раскрыта прямо скажем слабо. Отсутствуют теории этого взаимодействия и совершенно неграмотно расставлены акценты. Говорю вам это как . Поэтому давайте с этой темой разберемся правильно и подробно, насколько позволят рамки текста.

Понятие социального взаимодействия в социологии

Мало кто знает, что современная программа школ по обществознанию, в части социальной сферы заимствует практически весь материал из социологии. Что за такая эта наука вы узнаете в вузе, если поступите. А мы сейчас поговорим о теме.

Социальное взаимодействие — это система социальных действий, имеющая циклическую природу и направленная на удовлетворение взаимных ожиданий взаимодействующих субъектов. Разберем детально это определение.

Про социальные действия читайте . Циклическая природа означает, что социальные действия производятся субъектами по циклу: действие => обратная связь. Например, пришли вы в магазин, дали продавцу деньги (социальное действие) в ответ получили улыбку и товар, который покупаете (обратная связь).

Взаимные ожидания субъектов — это их установки на данное взаимодействие. Например, ваша подруга продает мороженое: стоит такая вся на жаре в жарком городе, на жарком асфальте и продает прохладное мороженое. Скучно ей. А вы тут такой нарисовались и у вас есть взаимные ожидания: у нее — что вы скрасите ее будний рабочий день, а у вас — что она, может, угостит вас мороженым и вы поболтаете о том о сем.

Под словом «субъекты» — может пониматься как индивид, так и социальная группа. Например, взаимодействовать могут и двое людей, а может и две группы — например на футбольном матче они могут активно перекрикивать друг друга. При этом перекрикивание является здесь и действием и обратной реакцией (слышишь, как другая команда кричит в ответ).

Формы взаимодействия

Социологи выделяют следующие формы социального взаимодействия, про которые не стоит забывать.

Кооперация, или сотрудничество, — совместная деятельность по достижению какой-то общей цели или результата. Сегодня в разных компаниях для усиления эффекта от такого взаимодействия разрабатывается и внедряется своя . Например, в компании Google полностью открытое пространство для творчества, работы и отдыха работающих. При этом главная идея: на работе можно жить. Круто.

Конкуренция — еще одна форма социального взаимодействия, выражающаяся в борьбе субъектов за что-либо: достижение целей корпорации или просто за какую-то вещь. Многие спортивные игры (футбол, баскетбол, хоккей и даже шахматы) построены именно на конкуренции.

Конфликт — столкновение разных субъектов по поводу общего блага. Детальнее о видах конфликтов смотрите .

Теории социального взаимодействия

Теории объясняют, как и почему происходит социальное взаимодействие. Многие не понимают, зачем эти теории нужны, ведь они «слишком научные» и их нельзя использовать при решении второй части теста ЕГЭ по обществознанию. На самом деле вполне можно: только не надо указывать авторства теории, а то некоторые эксперты не в курсе этих тонкостей.

Итак первая теория — теория обмена Дж. Хоманса. Согласно его концепции, социальное взаимодействие представляет собой обмен благами между субъектами взаимодействия. Блага, понятно, могут быть как материальные так и не материальные. К примеру, вы общаетесь с другом — вы обмениваетесь впечатлениями. Обмен? Обмен.

Хоманс в своей теории выделял несколько аксиом: предположений, не требующих доказательств. К примеру, аксиома успеха: если человек, совершая некоторые действия добился успеха, то в будущем он скорее всего будет совершать эти же действия. Например, вы идя на экзамен, положили под пятку пять рублей, чтобы экзамен тоже сдать на «отлично». Ну, в приметы вы особо не верите, а тут решили попробовать. И — бац, сдаете на отлично! Как думаете, будете в дальнейшем на экзамен класть под пятку монету? Хоманс говорит, что да, и именно под ту же пятку ту же монету:)))

Есть у него и аксиома пресыщения: когда ты привык получать некое благо, в дальнейшем не будешь напрягаться, чтобы взаимодействовать с людьми по поводу этого блага. Например, есть такой анекдот.

Шел мужик по улице, думал удавлюсь: с работы уволили, жена бросила, ушла. Тут встречает нового русского, своего друга, тот его позвал к себе на работу. В первый же день, новый русский дает ему чек: на, сходи в банк принеси деньги. Мужик — принес. Новый русский половину ему тут же дал — молодец, заработал. И так каждый день. Ну, поднялся мужик: квартиру купил, машину, жена вернулась. Но сам год от года все мрачнее и мрачнее. И его спрашивают, а чего он такой мрачный. Он и отвечает: «Да, понимаете, в банк-то я хожу один, а деньги мы-то делим на двоих!»

Так, что вот такая интересная теория.

Вторая теория социального взаимодействия, не менее интересная: Джорджа Мида, теория символов (полное название «Символический интеракционизм»). Она о том, что социальное взаимодействие представляет собой обмен символами. Все вокруг нас символы и мы активно ими пользуемся. Например, жестами, мимикой, интонацией. Чисто словами мы передаем лишь 7 % информации, остальное — символами.

Разумеется есть и другие теории, но мы их будем разбирать только . Оформляйте подписку на новости, делитесь статьей в социальных сетях с друзьями!

С уважением, Андрей Пучков

Деятельность, активность и действия, как атомы, соединяются в сложные молекулы, которые на языке психологии и социологии именуются социальным взаимодействием.

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия или социального поведения.

Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где ему заблагорассудиться. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Арбитром в их взаимодействии нередко выступает милиционер.

Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Оно может быть индивидуальным и коллективным (массовым). Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естественен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели - на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих наш поступок извне. Спасти утопающего, рискую жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель. Думается, вы сами сможете привести примеры поступков, ориентированных только на вторую цель.

Если социологические теории развиваются кумулятивно, то они не должны использовать обыденный язык. Это значит, что предметом социологии не может быть социальный мир, описываемый обыденным языком, как все привыкли считать. Теоретические конструкты в социологии не являются абстрактными двойниками обыденных явлений. Они описывают возможное положение дел.
Theoretical Methods in Sociology / Ed. by L. Freese. Pittsburg.
1980. P. 331

В коллективе или в малой группе, которая состоит из людей знакомых и постоянно с тобой взаимодействующих, поведение существенно отличается от того, что можно наблюдать в толпе, состоящей из незнакомых, случайных людей. Отличие базируется на соблюдении правила: веди себя с другими (на научном языке «значимыми другими») так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе? Среди знакомых люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть, или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными и интеллигентными. Они хотят быть предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.

Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.

Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок - лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.

Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Даже для того чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая, требуется свобода действий. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не могут ничего создать, если их принуждать, указывать, мешать. Когда мы рассматриваем всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорим о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.

Если внимательно проанализировать статистику, то вот что обнаружится: в современном обществе увеличился объем интеллектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений?

Говоря о поступке, мы невольно подразумевали действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.

В науке принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий. Их именуют массовыми. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.

Социальное рождается во взаимодействии индивидов. Но чтобы взаимодействовать, индивиды должны прежде всего действовать, что и является основанием для концентрации внимания социологов на социальном действии. Кроме того, в некоторых социологических парадигмах социальные действия рассматриваются как то, без чего общество существовать не может, как то, что, собственно, и составляет суть общества.

Наиболее распространенным, хрестоматийным является определение социального действия, данное Максом Вебером: «социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» .

Наиболее важными характеристиками социального действия являются осмысленность и ориентация на других людей, что позволяет отличать его от другого вида действий, например, физических.

Социальное действие включает следующее: 1) действующее лицо (актор); 2) мотивацию действия; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) лицо, на которое направленно действие; 6) результат действия.

М. Вебер дал классификацию социальных действий. Он выделил следующие их типы:

  • 1) целерациональные действия - действия по достижению определенной цели, результата;
  • 2) ценностно-рациональные действия - действия, основанные на вере в какую-либо нравственную, религиозную, эстетическую ценность;
  • 3) аффективные - действия, совершаемые под влиянием эмоций;
  • 4) традиционные - действия, основанные на реальной привычке.

В соответствии с точкой зрения М. Вебера аффективные и традиционные действия лежат на границе или даже за границей осознанного поведения, поэтому они не являются в полной мере социальными действиями. Сам М. Вебер рассматривает приводимые им типы социальных действий как идеальные типы, т.е. как нечто служащее для описания реальных действий. В действительности же любое действие - это смешанное действие, где могут присутствовать все четыре типа.

Следует обратить внимание на то, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Оно обычно вызывает ответную реакцию других индивидов, что приводит к социальному взаимодействию (интеракции) как обмену социальными действиями.

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием действий других субъектов.

Питирим Сорокин определил три условия возникновения любого социального взаимодействия:

  • 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
  • 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
  • 3) наличие проводников (например, речевые сигналы), передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этим условиям в современной социологии обычно добавляется наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. В этом многообразии можно выделить несколько групп.

По сферам (где индивиды обладают определенным статусом и выполняют определенные роли):

  • профессиональное взаимодействие;
  • семейно-родственное;
  • демографическое (взаимодействие между полами и возрастными группами);
  • политическое;
  • религиозное и т.д.

По формам:

  • кооперация - сотрудничество индивидов ради решения общих задач. Кооперация возникает, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда;
  • конкуренция - это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (собственность, престиж, власть, покупатель, популярность, место работы и т.п.);
  • конфликт - столкновение взаимодействующих субъектов. Иногда конфликт рассматривают как наиболее острую форму конкурентного взаимодействия.

Социальные взаимодействия порождают социальные связи между индивидами (или группами). Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь возникает в условиях не единичности, но множественности фактов взаимодействия индивидов.

Социальные взаимодействия и социальные связи ведут к возникновению социальных отношений. Социальные отношения - это устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами, которые нормативно определены исходя из занимаемых индивидами (группами) социальных позиций и исполняемых ими социальных ролей.

  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602.