Подготовьте высказывание отрывка из сказки используя особенности. Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок. Начало сказок, их разнообразие

Вопрос «С каких слов начинаются ?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных . Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» - и тоже будет прав.

Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»

Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».

Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.

О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.

Зачины авторских сказок

У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».

Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»

Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)

Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.

Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.

Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)

Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.

Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.

Ответ

Используем для сказывания отрывок из красивой сказки Анны Барышниковой «Как барин собакой брехал».

Жил да был злой барин в деревне, и наказал он одного мужика через суд тем, что должен был тот брехать у него собакой, вместо убитой.

Брешет мужик год, брешет второй, надоело ему брехать и решил подговорить друзей обокрасть барина.

Те воруют, мужик брешет, барин его хвалит. У на утро хвать — обокрали, снова потащил барин мужика в суд. А судья в отказ — мужик свое дело исполнял, брехал и брехал.

Повез барин мужика в столицу, а ехали лесом. Ну мужик и напугал барина медведем, да сказал, что те собачьего лая бояться.

Стал тут барин брехать как собака, аж глаза на выкате. А медведя не было, сосна только стояла.

Стал барин просить, чтобы мужик никому не рассказывал как он опозорился, а мужик не согласен.

Барин с позору удавился, а мужик вольным стал и живет добро наживает.

Зачин сказки, присказка, былинный запев, молитвенное вступление, концовка - это части, входящие в структуру фольклорного произведения. Их следует отличать друг от друга. Сложное композиционное построение народных сказок не является случайным. Каждая из имеющихся в них частей играет определенную роль.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего

Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства. А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно.

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Функции зачина

Чтобы до конца понять, в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:

  • познакомить читателя с главными произведения;
  • рассказать о времени совершения описанного действия;
  • дать представление о месте, где происходят события.

Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.

Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: "в некотором царстве, в некотором государстве", "золотые маковки", "стоит древо", "сказка сказывается", "море-окиян" и многие другие "сказочные" слова.

Начало сказок, их разнообразие

Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: "Жили-были..." Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.

Концовка

"Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!" - традиционная форма концовки многих народных сказок. Кроме приведенного примера известно еще не менее пяти вариантов, с помощью которых сказочник может закончить рассказанную им историю. Зная, что такое зачин в сказке и для чего он используется, нетрудно догадаться, с какой целью употребляется концовка. Сказочные действия должны быть приведены к логическому завершению. Это помогает сделать грамотно составленная концовка произведения. Например, сказочник может закончить повествование так: "Живут-поживают да добра наживают!", "Так часто бывает!", "Живут, хлеб жуют!". Иногда рассказчик может закончить сказку совсем неожиданно, но он должен помнить, что концовка подводит итог всему сказанному.

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую между собой. Достаточно вспомнить сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Кот, Петух и Лиса", "Волк и семеро Козлят" и другие.

Звукоподражания, живой диалог между эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

«В гостях у сказки» - Могу всё. “Спасите, нас съел серый волк” “ Очень расстроена. “Телеграмма”. Унесли братишку птицы. Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. Женюсь на лягушке”. Заигралась сестрица. Сказки о животных, бытовые сказки. Сказочные заклинания. «По щучьему веленью, По моему хотенью». Описательного типа.

«Секреты сказок» - Лес. Ребята. Сочинители сказок. Формирование способности к восприятию нового знания. Мастера-сказочники. Секреты сказки. Корабльhttp. Виды сказок. Волшебная сказка. Творческая работа. Сказки-воспитатели.

«Сказки для 5 класса» - Моя любимая русская народная сказка. Элементы сказок. Примеры. Иван Андреевич Крылов. Самые известные басни. Виды сказок. Род литературы. Иван - крестьянский сын и чудо – юдо. Михайло Васильевич Ломоносов. Сказка.

«Волшебный мир сказок» - Загадочный мир сказок. Долго она бегала по полям, по лесам. Посели сказку в нужное жилище. Узнай сказку. Собери отрывок из сказки. Какие бывают сказки. Инсценировка сказок. В какое творчество входят сказки. Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь.

«Сказка как вид народной прозы» - Сказка. Теплота. Эпиграф. Занимательный рассказ. Полное сердце любви. Сказка как вид народной прозы. Экспертиза. Каша из топора. Интерес. Сценическое искусство.

«Волшебные сказки» - Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт. Волк побежал стрелой. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить. «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». В тридесятом царстве, небывалом государстве… Сюжет волшебных сказок. Постель -пуховая. А вниз идёт – сказки сказывает.

Тип урока: комбинированный.

Цели учебного занятия:

  • продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира;
  • овладение учащимися художественными образами и выразительными свойствами сказки;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли;
  • развитие связной речи учащихся;
  • развитие творческого потенциала школьников;
  • воспитание лучших человеческих качеств на примере положительных сказочных героев;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, учебник–хрестоматия по литературе под ред. В.Я.Коровиной, тетради по литературе.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Изучение материала.

Мы с вами закончили изучение интересного жанра устного народного творчества – сказки. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Сегодня вам самим предстоит выступить в роли добрых сказочников. На этом уроке мы будем с вами учиться приемам сочинительства волшебных сказок. И вновь поможет нам в этом презентация “Что за прелесть эти сказки!”. Приложение 1

1) Знакомство с особенностями построения волшебной сказки.

(Во время работы с отдельными слайдами презентации учащиеся параллельно делают записи в тетрадях по литературе)

а) Признаки волшебных сказок .

– Напомните, пожалуйста, признаки волшебных сказок. (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 12

Признаки волшебных сказок:

  • особая композиция;
  • сказочные сюжеты;
  • троекратное повторение;
  • положительные и отрицательные герои;
  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
  • чудесные превращения;
  • “сказочный” язык;
  • добро побеждает зло.

б) Сюжет волшебных сказок

Слово учителя: Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.

Просмотр слайда 14

(комментирование пунктов плана и запись в тетрадь)

Сюжет волшебных сказок

  1. Исходное существование запрета.

Учитель: Древний человек пытается уйти от враждебных сил, соблюдая все эти правила. Запрещение накладывались на отдельные действия человека, на прикосновение его к отдельным предметам.

  1. Герои нарушают запрет.

Учитель: Нарушение запрета влекло за собой, по мнению первобытных людей, опасные последствия, человек становился жертвой сверхъестественных сил.

Приведите примеры.

Учащиеся: “Гуси-лебеди” – запрет покидать дом. Сестра нарушает запрет, братца уносят гуси-лебеди;

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – Иванушка нарушил запрет взрослых, выпил из лужицы и стал козлёночком.

  1. Последствия нарушения. (Возмездие неизбежно).
  2. Поиск спасительной магии.
  3. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.
  4. Добрые герои борются со злыми.
  5. Герою приходят на помощь животные.
  6. Спасение.
  7. Герой возвращается домой с наградой.

в) Сказочные композиционные элементы .

Слово учителя: У народной сказки есть свои композиционные элементы, без них и сказка не будет сказкой. Они не только украшают сказку, помогают её запомнить, но и сохраняют важную её особенность – напевность. Что это за элементы? Вспомните. (Присказки, зачины, концовки, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, ритм, рифма и др.)

Просмотр слайда 15

– С какой целью сказочники вводят присказки, зачины и концовки? (Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности).

Присказки

Слово учителя: Сказители любят начинать рассказ забавными присказками. Очень часто используются присказки-небылицы, например: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”. Какие вы помните присказки? (Ответы учащихся)

Просмотр слайдов 16-17

(запись в тетрадь понравившихся присказок для использования в сочинении).

  1. Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  2. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  3. Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  4. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  5. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  6. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
  7. На море, на океане,
    На острове Буяне
    Стоит дуб зелёный,
    Под дубом стол
    золочёный,
    Садись, кушай,
    мою сказку слушай.
  8. А было это, голубчики, в старину,
    Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
    Тогда сказки по воздуху летали,
    Друг друга за крылышки хватали,
    А я за ними на золотом коне скакала
    Да в мешок эти сказки собирала.
  9. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать – не мешай.

Слово учителя: Чем будет в сказке “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”? Что изменится, если вместо слов “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...” мы скажем: “В некотором царстве жил царь...” или “В государстве жил царь...”? (Это зачин. Зачин в сказке необходим. Без него начало сказки стало менее интересным, менее загадочным. Нарушился сам жанр сказки).

Какие зачины вы знаете? (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 18

(запись в тетрадь понравившихся зачинов для использования в сочинении).

  1. За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
  2. В некотором царстве, в некотором государстве…
  3. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  4. Жили-были…
  5. В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  6. В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки

– Приведите примеры концовок.(Ответы учащихся)

Просмотр слайда 19

(запись в тетрадь понравившихся концовок для использования в сочинении).

  1. Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  2. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  3. Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  4. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  5. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  6. Стали жить-поживать – добра наживать.
  7. И сейчас живут – хлеб жуют.
  8. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

г) Особенности сказочного языка

Слово учителя: Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Давайте вспомним особенности сказочного языка, для того чтобы и ваша сказка была музыкальна и поэтична.

Просмотр слайдов 22-23

Антитеза (противопоставление) – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Гипербола (преувеличение) – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.

Постоянные эпитеты

Дворец – белокаменный
Лес – тёмный, частый
Меч – острый
Лук – тугой
Мост – хрустальный
Терем – высокий
Горница – светлая
Земля – сырая .
Постель -пуховая
Молодец – ?
Девица – ?
Травушка – ?

– На протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях – рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки:

Рифма – Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером.

“Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить...”

Синонимы – Не бросай меня, товарищ , друг , не покинь.

Сравнения – Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции – “На столбу написано: “В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать”;

“Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули – морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье”.

Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Много ли, мало ли времени…

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

Инверсия (обратный порядок слов в предложении) – “Появилось на небе Солнышко , и зазеленели поля , и нежилась Земля …” “Собрался народ честной да зверь лесной”.

2) Чтение образцов волшебных сказок. Приложение 2

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание: написать сочинение (волшебную сказку).

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Беломестных О.Б., М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: “ВАКО”, 2003, 416 с.
  3. Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”. – М.: УЦ “Перспектива”, 1995.-373 с.