Почему нельзя рисовать портреты с живых людей. Нельзя заказывать портрет художнику — накличешь беду. Рисование того, что имеет душу

Он написал тысячи портретов и более сотни картин, многие из которых хранятся в домах жителей Парижа, Барселоны и Москвы. В начале 90-х с целью заработать, Кусманбек Омарулы находился в затяжном творческом вояже по городам Европы.

«Я тогда работал на киностудии мультипликатором, но потом нам руководство объявило, что финансирования не будет. Нужно было как-то выживать, у меня уже было двое детей. Помню дождался лета и поехал в Москву, там рисовал портреты на Арбате, на ВДНХ, и за лето заработал денег на зиму. Потом заметил, что московские художники часто летают в Европу, сравнил свой уровень с ними и понял, что я не хуже. На следующий год отправился в Германию. Это был небольшой городок, но местные художники как-то мене сказали, - «поезжай лучше в Барселону, там очень много творческих людей живет», и я поехал».

Сейчас Кусманбек Омарулы работает художником-мультипликатором на «Казахфильме» в Алматы. Каждое лето он приезжает в Астану, чтобы отдохнуть от основной деятельности и немного заработать, рисуя портреты на Арбате.

Кусманбек Омарулы один из первых учеников Амена Хайдарова - основоположника казахской мультипликации, поэтому у него особое отношение к шаржам.

«Если в портрете идет прямое копирование внешности, то в шарже нужно утрировать какие-то яркие черты. Бывают люди с очень аккуратным лицом, вот на такие лица очень трудно сделать шарж, у него все на месте и зацепиться не за что. А есть люди с выразительным лицом: крупный нос, брови, глаза, и тогда можно сделать что-то интересное и смешное», - поясняет художник.


- А на кого из известных людей хотели бы сделать шарж?

- Таких людей много, вот на Филиппа Киркорова хотел бы сделать, у него черты такие яркие, или же на актера французского Жана Рено. Вот у меня есть шарж на Сталлоне, (показывает рисунок) у него глаза такие как у птицы и подбородок тяжелый, очень яркая внешность .

Любовь к изобразительному искусству начала проявляться в детстве в 6 классе. Именно тогда он понял, что может рисовать лучше сверстников. Первым кто заметил талант были родители.

"Мы жили в селе, родители с братьями что-то во дворе делали, а я из дома глядя в окно тихонько их рисовал. После они меня похвалили, узнав себя на моем рисунке. Я был тогда удивлен, что у меня это получилось и с этого момента появилась уверенность рисовать дальше» - вспоминает Кусманбек Омарулы. - Потом в школе начали замечать, я был членом редколлегии рисовал разные плакаты, все учителя меня постоянно привлекали что-нибудь нарисовать, с уроков часто меня отпрашивали, а моя классная руководитель была очень недовольна этим. Так зародилась мечта стать художником, хотя еще в четвертом классе в сочинении о будущей профессии я написал - буду космонавтом, в общем как и все дети в то время".

Лето 2017-го, художнику запомнилось удивительной встречей с Нурсултаном Назарбаевым.

«Я тогда на Арбате рисовал одну женщину, мы знали, что приедет Президент, но я не ожидал, что он именно ко мне подойдет. Я был увлечён процессом рисования и сперва не видел, что происходило вокруг. И вдруг потом заметил, что меня окружили камеры, я обернулся, а Президент уже около меня стоит и смотрит как я рисую. Он взял у меня кисть и дорисовал кулон на портрете у женщины и еще подпись свою оставил. После той встречи люди на Арбате стали меня узнавать» - говорит Кусманбек Омарулы.

- А бывало так, что Вам не нравились свои работы?

- Бывало, но это зависит от человека, которого ты рисуешь. Есть люди садятся позировать, но потом начинают нервничать, энергетика отрицательная идет от них, начинают меня торопить. И я начинаю спешить, мне же закончить портрет надо. В итоге такой портрет получается не самым лучшим…


Вторая специализация Кусманбека Омарулы - художник-дизайнер, педагог. Пару лет он работал в столичном вузе.

«Я понял, что преподавательская деятельность это не мое, потому что там ограничивается моя творческая свобода, больше занимаешься «бумаготворчеством», и я вернулся в студию «Казахфильма».

Портрет - самый сложный жанр в изобразительном искусстве, сколько на Земле людей, столько и лиц, и все эти различия портретист должен уметь передавать, говорит художник.

«Художник делает более глубокий портрет, в отличии даже от фотографии. Он делает образ, передает характерность, видя характер он может усилить какие-то его качества, а какие-то наоборот сделать менее выразительными. Некоторые люди думают, что для портрета подходят только красивые люди, - это не так. У художника своя красота, он по-своему видит человека. Настоящий художественный портрет - не терпит «зализанности» он любит свободу»


Кусманбек Омарулы отмечает, что секрет хорошего портрета заключается в любви к портретируемому.

«Это любовь к натуре, не та любовь, о которой так часто говорят, а любовь через искусство. Не важно красив человек или нет, художник найдет в нем «фишку» и позирующий увидев свой портрет останется приято удивленным».


- Ви дение современного художника сильно отличается от ви дения художников прошлых веков?

- Если говорить о логике художника, то двести лет назад они всего себя отдавали портрету, чтобы добиться его реалистичности. Сегодня этим уже никого не удивишь, очень много техник существует, благодаря которым можно легко создать реалистичный образ, есть фотографии. Если раньше художники удивляли своим мастерством, то современный художник удивляет своей особой логикой, мировоззрением, ценностями. Сегодня художник больше чем просто художник, он может заниматься, например, политикой.


- В чем заключается Ваша философия как художника?

- Как говорил Микеланджело: «Творец уйдет природой побежденный, однако образ им запечатленный веками будет согревать сердца», я придерживаюсь этой идеи. Хочется оставить что-то людям и внукам своим, чтобы они гордились мной, и возможно, через сто лет сделали выставки моих работ.

В советское время художники были более востребованы, говорит Кусманбек Омарулы, - «для каждого была работа. Сегодня же обеспечить всех молодых художников такой занятостью невозможно и большинство из них идут в смежные профессии».

- И как художнику в наше время стать успешным, востребованным?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы считался, неверное, гениальным человеком . Все художники бы меня на руках носили, если бы я нашел этот рецепт. (смеется) . Даже талант, в наши дни не обеспечит успеха, потому что люди стали другими, их духовные потребности изменились, и в какой-то степени снизились. Сегодня больше спрос на материальное…


- А как художник находит общий язык с материальным миром?

- Внутренний мир художника очень тонкий, и тонкие струны его души может задеть любой, художника очень легко обидеть. Он также, как и артист нуждается в аплодисментах, если образно выражаться. Но даже с таким особым видением мира нам нужно как-то адаптироваться, учиться мыслить материально. Ты должен зарабатывать, обеспечивать семью, в противном случае нужно быть одиноким. Я, стараюсь совмещать творчество и материальный мир.


Кусманбек Омарулы не имеет высоких званий в области искусства, говорит никогда к этому не стремился. Сегодня его работы, написанные маслом, можно увидеть в музеях Алматы и Костаная.

Как создается портрет, Вы можете увидеть в этом видеоролике.

#творчество #художник #Арбат

Рисовать – значит придавать образ, образ же является тем, посредством чего отличается одна вещь от другой.

Среди имён Всевышнего есть имя «Аль-Мусаввиру», что означает «Тот, кто придал образ всем творениям и упорядочил их». Каждому творению Аллах придал отдельный, присущий ему образ, отличающий одно творение от другого.

Придавать же образ чему-то можно не только рисуя. Образ придаёт своим изваяниям и скульптор, но его образы отличаются от образов художника тем, что у скульптуры бывает тело, бросающее тень, части которого можно трогать и смотреть со всех сторон. Что касается рисунка, то на этот образ можно всего лишь смотреть с одной стороны, части его тела невозможно трогать, и он не бросает тень, так как находится на сплошной поверхности в виде полотна или листа бумаги.

Образ же придают разным вещам, как одушевлённым (например, человек, животное и т.д.), так и неодушевлённым (деревья, дом, солнце, машины и т.д.).

В данной статье мы рассмотрим:

отношение Шариата к рисованию вообще ;

отношение Шариата к рисованию портретов ;

и можно ли по Исламу держать дома портреты и прочие рисунки .

Рисование неодушевлённых предметов

Рисовать неодушевленные предметы, будь то созданные Всевышним в виде неба, солнца, звёзд, деревьев, гор, равнин, морей, или сделанные руками человека в виде дома, машины, корабля и т.д. – разрешается в любой форме, по единому решению всех учёных-богословов. Ибо то, что разрешено человеку творить руками, дозволяется и рисовать. Если, конечно, это не рисуется с целью поклонения людей ему. К примеру, есть люди, поклоняющиеся солнцу, звёздам или определённому дереву, идолу, в таком случае рисовать для этих людей солнце или то, чему они поклоняются, – запрещено. На это указывают учёные Ибн Абидин и Ибн Хаджар .

В пользу дозволенности рисовать неодушевлённые предметы алимы приводят следующий достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный Абу Хурайрой: «Ангел Джибриль сказал Пророку (мир ему и благословение): “Повелевай отрубить голову идолу, чтобы он стал подобен дереву » (передали Абу Давуд, ат-Тирмизи).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном от Ибн Аб-баса, говорится «Того, кто нарисует какое-либо изображение, Аллах будет наказывать до тех пор, пока он не оживит его, а он этого никогда не сможет сделать » (аль-Бухари).

В этом хадисе имеются в виду изображения вещей, имеющих душу. Неодушевлённые предметы же сюда не относятся. Подтверждением этому служит хадис, переданный Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду. Если уж ты непременно должен делать это (то есть рисовать), то изображай деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари; Муслим).

Рисование того, что имеет душу

Следующий вид рисования – это изображать то, что имеет душу, подобно человеку, животному и т. д. О дозволенности рисования того, что содержит в себе душу, среди учёных-богословов существуют разногласия. Ведь большинство хадисов, запрещающих рисовать или же содержащих в себе проклятие в адрес тех, кто рисует, связаны именно с этим видом рисования.

Что касается данного вопроса, то учёные мазхаба имама Малика и Ибн Хамдан из ханбалитского мазхаба высказались о дозволенности рисовать образ живых существ при соблюдении следующих условий:

– чтобы образ того, что рисуют, не бросал тень подобно статуэткам. Если же будут рисовать на плоской поверхности, подобно полотну, стене, бумаге, ткани, то это будет порицаемым (макрух);

– чтобы то, что рисуют из живого существа, было неполноценным, а лишённым каких-либо частей тела, без которых оно не может существовать, как, например, человека без головы или какой-либо другой части тела, или с большим отверстием в голове или груди, или всего лишь бюст и т.д.

Если же эти изображения нарисованы на плоской поверхности, которую можно затоптать ногами, то есть в непочитаемом положении или же в той форме, в которой не может существовать (без определенной части тела и т.п.), то здесь нет порицания, но остаётся нежелательность рисовать их.

В этом они ссылаются на хадис, переданный от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «У нас была занавеска с изображением птицы, и каждый раз, когда кто-либо заходил в дом, она оказывалась напротив него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Поверни её, воистину, каждый раз, когда захожу и вижу её, я вспоминаю мир этот ».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники использовали в обращении римские динары и персидские дирхемы, на которых были изображены их короли. Сподвижник Пророка Муавия (да будет доволен им Аллах) выпустил динары, на которых были изображения. Халиф Абдуль-Малик чеканил динары со своим изображением. И это всё во времена сподвижников и табиинов. Также иногда в качестве довода приводят использование некоторыми сподвижниками занавесок или покрывал, на которых были изображения. Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис, где говорится, что Зайд ибн Халид аль-Джувайни использовал занавеску, на которой были изображения. Абу Шайба говорит о том, что Урва ибн Зубайр использовал подушки с изображениями птиц и людей.

Но учёные мазхабов имама аш-Шафии и Абу Ханифы , также некоторые богословы мазхаба имама Ахмада утверждали, что запрещено рисовать то, что имеет душу, будь то человек, животное или птица. И нет разницы, будет оно бросать тень или нет. Более строго о запрете высказался имам ан-Навави. Они считают это одним из больших грехов, так как в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Воистину, наиболее суровые наказания в Судный день предназначены придающим образ » (аль-Бухари, Муслим).

В толковании этого хадиса имам ан-Навави пишет, что это относится к тем, кто придаёт образы с целью поклонения им. Также сказано, что это относится к тем, кто придаёт образы, имея намерение уподобиться Аллаху в творениях, то есть в создании их. В последнем случае эти люди впадают в неверие (куфр). Если же нет подобного намерения, то этот человек фасик – грешник, совершающий большой грех.

В качестве довода о запрете рисования они приводят хадисы Пророка (мир ему и благословение). Сообщается, что Аиша сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернулся (в Медину) после одного из походов, а я повесила на входе в кладовку тонкую занавеску, на которой были изображения (речь идёт об изображении живых существ), и, увидев ее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто пытается уподобиться Аллаху в творении! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду ». Ибн Аббас дополнил: «Если уж ты непременно должен делать это, то (изображай) деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари, Муслим).

Также Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто создаст (какое-либо) изображение в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него дух, а он не сможет (сделать этого никогда)! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Масуд говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся создающие изображения! » (аль-Бухари, Муслим).

Также они ссылаются на хадис, переданный Абу Хурайрой. Как-то Абу Хурайра зашёл в строящийся дом к Саиду или Марвану в Медине и, увидев художника, рисующего на стене, сказал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное зерно, или пусть создадут они ячменное зерно!”» (аль-Бухари, Муслим).

Причиной же подобного запрета является уподобление Аллаху в создании творений, как об этом говорится в вышеприведенных хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Являются ли фотографии запретными?

Что касается фотографий нашего времени, то об этом алимы пишут следующее. Образ, отражающийся в зеркале или воде, является разрешённым. К этой же категории относятся и фотографии, так как фотографирующий кого-либо всего лишь мгновенно фиксирует зеркальное отражение посредством аппарата. После чего он сохраняет это отражение и печатает на бумаге посредством принтера. Здесь нет определённого процесса рисования или придания образа руками. Это решение подкрепляется и теми доводами, что приводят маликиты в своём решении о дозволенности рисовать на плоской поверхности. Конечно, запрещено фотографировать посторонних мужчин или женщин обнаженными и подобные им изображения, на которых запрещено смотреть.

Причины, по которым запрещено рисовать образы живых существ, следующие:

1. Уподобление Всевышнему Аллаху в создании творений, как об этом говорится в приведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

2. Придание образов становится средством, которое приводит к превозношению и почтению образов, которые сотворили сами, что способствует заблуждению или поклонению им. Когда Мухаммад (мир ему и благословение) получил пророчество, он нашел людей поклоняющимися именно образам и идолам, сотворенным людьми. И Ислам запретил как поклоняться, так и творить то, чему поклоняются, или то, что способствует этому.

3. Уподобление деяниям неверных, которые высекали из камней идолов и поклонялись им. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сделал порицаемым совершать намазы во время восхода и захода солнца, чтобы не уподобиться тем, кто поклоняется солнцу.

4. Наличие изображений в каком-либо месте препятствует входу ангелов туда, как говорится об этом в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Ангелы не входят в дом, где есть изображения, собака и человек, обязанный совершить полное ритуальное купание (джунуб) » (ан-Насаи, Ибн Маджах).

В книге «Канзу ар-рагибин» пишется: «Из запретного являются изображения животных, размещенные на стене, нарисованные на потолке, подушке, занавеске или одежде. Разрешается, если они находятся на земле или ковре, которые топчут ногами, или на подушках для сидения, или же неполноценные изображения, подобно живому существу без головы или деревьев. Суть в том, что брошенное на землю унижено тем, что его топчут, а то, что установлено и поднято – подобно идолам». В этой же книге пишется: «Запрещается рисовать то, что имеет душу, на стенах, потолках, также на земле или ткать на одежде. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится, что «больше всего наказанию в Судный день будут подвержены те, кто рисуют эти изображения ».

Имам аль-Кальюбий пишет: «Подобно изображению без головы является и изображение, которое лишено части тела, без которой оно не может существовать. Исключением являются игрушки для девочек, так как Аиша играла ими возле Пророка (мир ему и благословение)».

Игрушки и рисование для детей

Большинство учёных сделали исключением из запрещенного рисование и придание образов детским игрушкам, подобно куклам для девочек. Об этом высказались шафииты , маликиты , ханбалиты .

Аль-Кады Ийяз приводит ссылки на это исключение от большинства алимов. Ему же последовал и имам ан-Навави в комментарии к «Сахиху Муслим»: «Исключением из запрещенного в придании образов, бросающих тень, являются игрушки для девочек, так как передаётся, что это разрешено. Неважно, будет это в форме скульптуры человека или животного, имеющего подобный образ среди животных на самом деле, или выдуманный, подобно лошади с крыльями».

В книге «Нихаят аль-мухтадж» Ибн Хаджар пишет: «Разрешается придавать образ игрушкам для девочек. Мудрость этого заключается в том, чтобы девочки обучались воспитанию детей, играя в куклы ».

Доводом в пользу этого алимы приводят хадис, переданный от Аиши: «Я играла куклами возле Пророка (мир ему и благословение) и у меня были подружки, которые играли со мной… ».

Учёные не делают различия между приданием образа, бросающего тень, игрушке, или если его просто нарисовать на листе бумаги.

Аль-Халими приводит, что причина этого не только в приучении девочек к воспитанию детей, но и вселение радости в их сердца посредством игр и забав. Согласно этому решению, данный вопрос не ограничивается на девочках.

Абу Юсуф сказал, что можно продавать игрушки и детям можно играть ими.

Что касается тех изображений, которые относятся к категории дозволенных по мазхабу имама Малика (например, изображения на полотне или плоской поверхности), или неполноценные изображения, дозволенные по мазхабу имама аш-Шафии и других (например, изображения без головы или какой-либо части тела, без которой животное не может существовать), или же игрушек, кукол для детей, скульптур из материала, который быстро портится (например, из чего-либо печеного) – то всё это можно продавать и покупать. Игрушки и куклы можно изготовлять. Деньги, полученные за это, будут дозволенными.

Почему-то в эти дни в моей ленте и моими друзьями в личных беседах очень часто поднимается тема заимствования в рисовании. Про этику, плагиат и прочее. А незнакомые люди спрашивают: «можно ли рисовать с фотографий?» и, в частности, «можно ли рисовать с фотографий, найденных в интернете?» .
Я же всё никак не могу приступить к ответу, поскольку же, да, можно. И вот тут вы радостно закрываете это окно и бежите обводить фотографии, а ведь за этим «да» идет довольно много «но» .


Почему это может быть не только можно, но и нужно:
Как бы там ни хотелось некоторым авторам и критикам внушить, что «настоящий художник обязан всё рисовать из головы», иначе он не художник, это не так. Не обязан художник знать, как выглядел костюм придворных при конкретном правителе и чем отличался от костюмов тех, кто чуть выше или чуть ниже рангом. А это строго регламентировалось. Да ладно, можно так сложно не ходить — чтобы нарисовать статую свободы, автомобиль, да даже правильно стоящую стопу — нужно изучить то, как это выглядит. Понятно, что в случае со стопой мы всегда можем попросить соседа, встать перед зеркалом или сфотографировать свою конечность для изучения.
Но частенько нужной натуры у нас просто нет под рукой. Для этого мы и берем книжки и гугл и изучаем. Много фотографий, чтобы посмотреть со всех сторон — размеры, пропорции, пластику линий, фактуру и прочее.
Да, ок, можно включить воображение, но на достоверности можно поставить крест. В итоге получается что-то совершенно условное. Да, авторское, но у зрителя не возникнет нужного узнавания. Даже если мы говорим о фантазийный сценах. Если наш персонаж идет по траве, не какой-то условной траве, а похожей на осоку, например, надо пойти и посмотреть, как выглядит эта осока.
Какую бы тему вы ни рисовали, источники всегда будто ощутимым подспорьем. Вы можете стилизовать, играть с деталями, но не имея этих деталей, нам нечем играть.

Аспекты, которые могут всех тут смущать:

Юридический.

Интернет создает иллюзию того, что раз можно скачать, оно теперь моё, но ежу понятно, что у любой картинки есть автор. И этот автор может вполне законно возмутиться. И тогда вам настучат по голове. Не здорово. Поэтому не срисовывайте одну картинку один к одному. Работайте с несколькими, работайте с композицией, стилем, цветом, деталями. Фотография — вспомогательный источник. Основные — ваш мозг, воображение и мастерство.

Этический.

Достоевщина, Ах, какой же я художник, если не могу изобразить все, что взбредет в голову? Всё — не можешь. Смирись. Что-то можешь — и это уже хорошо. Не хватает знаний? Получай! Это такой же образовательный момент.

Технический. Тот, что больше всего смущает меня.

Почему? Рисовать с использованием референсов — не значит обводить фотографии. И уж тем более, чужие рисунки.
Давайте, возьмем первую попавшуюся понравившуюся фотографию и обведем.
Что мы получим в итоге? Широкая грудная клетка, не понятно откуда растущие конечности. Без знания анатомии, без анализа и переработки увиденного не получится убедительно. Жанр «я красиво обрисовал фотку в векторе» оставим в двухтысячных, сейчас это никому не интересно. Как гиперреализм, созданный с помощью проектора.

Как это делать правильно?

— Думать головой
— Включать воображение. Идея вашей работы не в том, чтобы скопировать чужое. Задача — наполнить достоверными деталями своё.
— Изучать композицию, анатомию, перспективу, светотень, цветовые гармонии и прочее то, что маст.
— Качать мастерство с помощью живых зарисовок.
— Использовать нужную вам и вашей задумке степень условности. Не умеете рисовать анатомически верно? Стилизуйте! Упрощайте! Делайте плоским. Меняйте пропорции. Но опять же осознано, ваша цель — сделать убедительно.

Чего не надо делать?

— Не обводить фотографии. Оно по всем трем пунктам попадает — и юридически опасно, и этически сомнительно, и технически слабо выходит. Используйте фото как вспомогательный источник, а не основной.
— Не пользоваться только одним изображением в качестве источника. Знания это не даст, зато выдаст вас с потрохами.

Каждый рисунок, каждый проект может сделать нас лучше.
Тем более, что на стоках мы сами себе хозяева и можем сами ставить себе задачи.
Кто-то тут скажет, что у него цель сгрести побольше бабла, а не какое-то там мифическое развитие, а я отправлю таких подальше. В блоги тех, ко пишет, что стоки — это легко и для всех. Я же скажу, что именно качественно иной уровень сможет выделить ваши работы тиз океана прочих.

Хотела проиллюстрировать материал специальными картинками, но прямо сейчас хочется рисовать то, что рисуется, а не учебные материалы, простите.
Будет эскиз в цвете из рабочего проекта. С учетом того, что рисовала явно новогоднюю атмосферу, итог смогу показать не раньше ноября. А опыт рисования сториборда сложный, но офигенный. Будто за неделю перепрыгнула на следующую ступеньку)

Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.
Биоэнерготерапевтам принадлежит невероятное умозаключение: часто изображенные на портретах люди насильственно или преждевременно умирают. Оно строится на фактах, когда смерть постигала людей, изображенных на картинах знаменитых мастеров мировой и отечественной живописи. Рассмотрим некоторые из них.
О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен.

Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит:
"Не делай... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли".
Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных.

Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур. Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники прошлых веков назад и в наше время. Примеры? - Пожалуйста.

Рембрандт, один из величайших мастеров кисти.

Пережил двух жен и всех детей. Саския знакома всем по "Флоре" и другим бессмертным картинам.

Умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый - Титус - дожил лишь до 27 лет. Вторая жена - Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.

Гойя увековечил герцогиню Альбу в ряде своих картин: “Обнаженная маха”, “Одетая маха”. Через три года Альба скоропостижно скончалась.

Модильяни... На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.

У Пикассо покончили самоубийством две жены и внук. Они тоже позировали великому мастеру.

Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена - красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь.
Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте. Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей.

Вскоре Елена...сама похоронила своего супруга. Молодость оказалась сильнее... Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от "вытягивания" жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.

Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины.

Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова "Тройка". Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику.

Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне "Девушка, освещенная солнцем" (в народе ее называют "Девушка с персиками").

Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины "Дама в голубом".

Врубель написал портрет своего маленького сына, родившегося с заячьей губой (от последней жены - известной певицы Забелы-Врубель), причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденное уродство. После завершения работы над портретом мальчик скончался. Вскоре, не сумев пережить трагедии, умер и сам Врубель.

Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда". Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном (если не сказать ужасном) воздействии образа на зрителя стоит поговорить.

Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения.
Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он неожиданно для себя остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо - знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев.
Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни.
Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с "Джокондой", будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.

Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир - да и только!

Долгие месяцы мучался над своей картиной "Иван Грозный убивает своего сына Ивана..." и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой. Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В. К. Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же...


Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Затем "Иван Грозный" был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: "Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину".
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.

Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины.
Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом.
Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.

И похожих примеров сотни. Но даже эксперты, опровергавшие эти якобы легенды, признают: какая-то мистическая загадка все же существует.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет - это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет - более мощная структура. Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост.
На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.

Биоэнерготерапевты совершенно уверены, что все эти факты не являются простыми совпадениями. Один из механизмов, с помощью которого делается попытка объяснить этот феномен, состоит в перенесении на портрет отрицательной энергии людей, которая передается и модели, в результате чего она часто безвременно погибает.
Отсюда они делает вывод, возможно, обидный для художников вывод: следует очень осторожно относиться к позированию.
Многие сенситивы, например, Ванга, Эдгар Кейс и другие, отказывались позировать художникам. Видимо, предчувствовали роковые последствия этих, казалось бы, почетных предложений.
Ростовский оператор биолокации А. Бабанов уже долгое время занимается изучением влияния произведений искусства на настроение и психику. Он уверен, что некоторые картины могут спровоцировать заболевание и даже смерть хозяина комнаты, в которой они висят. Известный психиатр профессор А.Бухановский уверен, что картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Особенно это касается произведений символизма или кубизма. По мнению Бухановского, если картина вызывает странные ощущения, портит настроение, пугает или даже генерирует призраки, надо немедленно избавиться от нее.

Для многих не секрет, что можно оказать магическое воздействие на живое существо, используя его изображение. Однако это под силу не только магам, колдунам или экстрасенсам. Любой снимок или портрет на полевом уровне связан с оригиналом. И, сознательно или бессознательно забирая энергию у портрета, другой человек может причинить нам непоправимое зло.

Рок натурщиков

Люди, служившие моделями знаменитым художникам, нередко преждевременно умирали. Такие слухи ходят, в частности, о легендарной Джоконде Леонардо да Винчи .

Княгиня Лопухина , служившая моделью художнику Владимиру Боровиковскому , скончалась через три года после того, как был написан ее портрет. Врачи так и не смогли определить точную причину смерти. Мать мальчика Васи , позировавшего Перову для картины «Тройка», запрещала сыну быть натурщиком. Однако тот не послушался ее и вскоре умер.

Преждевременная кончина настигала и около десяти натурщиков Репина . Хирург Пирогов и композитор Мусоргский скончались через день после того как художник закончил их портреты. Столыпина застрелили на следующий день после завершения работы над его портретом.

Убийственные фотографии

Фотография – гораздо более сильный проводник биоэнергии, чем портрет, написанный художником на холсте или бумаге. Ведь фотоснимок – это точное изображение человека или . А некоторые фотокамеры способны фиксировать даже ауру! Недаром большинство экстрасенсов работает именно по фотографии.

…Эта история приключилась несколько лет назад в Екатеринбурге. Началось с того, что по детским учреждениям города стали ходить двое мужчин, представлявшихся фотографами. Они предлагали сделать художественные снимки детей за довольно низкую цену. Многие соглашались…

А потом среди горожан возникла паника: во многих детских портретах обнаружились странные вложения в виде кусочков фотографий могил, крестов, гробов, памятников и различных частей тела покойников, а также пучков сухой травы. Внутри портретов иногда попадались зловещие надписи, вроде: «Как сохнет трава, так сохни дитя» или буква «С» по-латыни, что означало: «Сатана».

К тому времени, когда эта история стала достоянием общественности, выяснилось, что некоторые тяжело заболели. Заболевание охватывало ту часть тела, которая была изображена на снимке-вложении. Например, если там изображалась половина лица, то на этой половине у ребенка начинались проблемы со зрением, возникал гайморит или отит.

Журналисты провели расследование. Оказалось, что все фотопортреты изготовлены в государственном фотоателье. Единственное, в чем удалось обвинить сотрудников этого ателье, - в незаконном предпринимательстве. Директриса учреждения заявила, что вложения - не что иное, как обычная использованная фотобумага, которой укрепляют портреты, и ни она, ни ее работники не имеют никакого отношения к болезням детей.

По совету священников и целителей многие родители больных детей сжигали портреты. Когда их жгли, у детишек нередко . Если уничтожали «смертельные» вложения, то ребенок вскоре выздоравливал.

Тайна жутких портретов так и не была разгадана. Осталось только предположение: сотрудники фотоателье, возможно, состояли в какой-то секте или кто-то из них практиковал .

Не меньшая опасность исходит и от энергетических вампиров или просто людей, которым по какой-то причине не хватает собственной энергии. Чем большее количество людей видит портрет, тем больше энергии он отдает. Иногда, глядя на изображение какого-то человека, мы ощущаем прилив сил… А что происходит в это время с оригиналом? Об этом мы, как правило, даже не задумываемся.

Исследователь аномальных явлений Виктор Велинский и его коллеги провели эксперимент. Взяли только что вылупившегося цыпленка, пометили его и сфотографировали. Снимок размножили и раздали родным и знакомым с просьбой обращаться к портрету в трудных ситуациях, при дурном настроении или плохом самочувствии. И что же? Через какое-то время птенец начал чахнуть на глазах. У него прекратился рост, пропал и аппетит… С остальными цыплятами из этого же помета все было в порядке.

А как же растиражированные изображения различных и «заряженные» портреты экстрасенсов? – спросите вы. У известных политиков и звезд огромный энергетический потенциал – иначе они не добились бы такого успеха и признания. Целители тоже обладают большим количеством биоэнергии и при этом умеют ставить энергетическую защиту. Но порой и эти люди отдают больше энергии, чем нужно. И тогда их преследуют болезни, несчастные случаи, неурядицы в личной и семейной жизни…

Правила безопасности

Некоторые люди, знающие о магических свойствах портретов, наотрез отказываются, например, фотографироваться. Это, конечно, крайность. Но все же некоторые правила безопасности соблюдать следует.

Не фотографируйтесь по любому поводу, от нечего делать.

Старайтесь, чтобы ваши снимки не попали в руки к незнакомым, малознакомым или враждебным к вам людям.

Ни в коем случае не рвите и не портите снимков и портретов, где изображены вы сами или ваши близкие.

Не носите с собой фотокарточек ваших близких, чтобы демонстрировать их окружающим.

Если вы смотрите на фотографию или изображение близкого человека, которого в данный момент нет рядом с вами, не жалейте его и не причитайте: «Как ты там без меня? Ты же пропадешь!» Лучше постарайтесь мысленно передать ему часть своей жизненной силы, поддержать его своей энергетикой.

Согласно традиции, до свадьбы нельзя хранить у себя портрет жениха или невесты. Не стоит и фотографироваться вместе – такие пары часто расстаются или оказывается неудачным. Если же у вас все же есть совместные фотографии, лучше не держать их дома, а отдать на хранение верному человеку.