Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием? Базаров и кирсанов в произведении тургенева отцы и

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

17.1. Как можно истолковать слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным.

Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц». Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных.

17.2. Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Несмотря на то, что Базаров и Кирсанов - люди одного поколения, между ними пропасть.

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он – сам по себе, а идеи – сами по себе болтаются, как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребёнка. Даже та ребяческая радость, которая обнаруживается в мальчике, когда его шутя производят в большие, даже эта радость, заметна в юном мыслителе с чужого голоса. Аркадий щеголяет своими идеями, старается обратить на них внимание окружающих, думает про себя: «Вот какой я молодец!» и, увы, как дитя малое, неразумное, иногда провирается и доходит до явного противоречия с самим собою и со своими надуманными убеждениями. Вот почему Базаров и Аркадий неизбежно должны были расстаться.

17.3. Какую роль в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

Эпиграфом к поэме «Реквием» стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы, все тяготы того времени коснулись и ее жизни. Она отказалась от эмиграции и осталась в России:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэма «Реквием» - это и выражение судьбы Ахматовой, сына которой арестовали и приговорили к расстрелу в годы «ежовщины», и документ трагической эпохи, эпохи репрессий и насилия, когда железный «каток сталинизма» прошелся по судьбам тысяч и тысяч людей, когда арестовывали и расстреливали без суда и следствия многих невинных людей. Прокатившаяся по стране волна арестов невиновных людей, репрессии и произвол властей стали трагедией для всей страны. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие заключенных, стали символом того времени.

17.4. Тема прекрасного и вечного в поэзии.

Тема может быть раскрыта на произведениях любого автора. Это может быть Пушкин с его стихами о любви, о дружбе.

Это могут быть поэты серебряного века: Блок («Стихи о Прекрасной Даме»), Ахматова и Цветаева с их любовной лирикой и т.д.

"Вся сложность вопросов, на которые не может найти
ответа философия, заключается в том, что они
должны быть иначе поставлены" Артур Шопенгауэр.
Реальность зла. Эту истину знают все. Проблема лишь в том, как с ней поступить, как действовать, что предпринять. Сентименталисты будут упрекать мир в несправедливости, не пытаясь сделать ничего существенного для того, чтобы что-то поменять. Классицисты не обратят на нее внимания и пойдут своим догматическим путем. Романтики восстанут против реальности, как декабристы или, как обычные обыватели, будут писать стихи, эти слащавые плоды рифмоплетства, спасающие от свободного времени и несчастной любви. Внушающие неправильное отношение к миру…И, судя, по их популярности, народ либо глуп, либо слеп. А возможно просто притворяется. И именно про прошествии эпохи красивых слов и междометий, начинается эпоха реализма. Эпоха, которая, казалось, бы должна искоренить эту мягкость. Увы, этого не происходит. Про прошествии некоторого времени Русский писатель Иван Тургенев пишет свое величайшее произведение «Отцы и дети», которое сделает многое, не столько для истории русской литературы сколько для становления сознания людей…
Несмотря на название. Это книга совсем не о об извечном конфликте поколении. Это было уже сказано и пересказано много раз. Это произведение о человеке, который понимал эту злостную реальность, но которого никто не понимал. Да и ему этого не надо было. У него было свое представление о чувствах, которые и отвлекают нас от реальных проблем: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь». Вот именно, что все выдумано, проблем как таковых не существует вообще, мы их создаем сами. Возможно, пытаясь походить на романтических героев и борцов за справедливость. У него же все иначе. Он знает. Что мир несправедлив. У нашего героя даже фамилия говорит сама за себя. Базар происходит в его душе, олицетворяя настоящий, несправедливый мир.
Рассмотрим ситуацию с Евгением Васильевичем по сюжету. Аркадий Кирсанов привозит его в имение своего отца. Базарову внимание со стороны Аркадия не нужно вообще. Как говорит сам Кирсанов, он нигилист. Вообще, Кирсанов-полный антипод Базарова. Такое впечатление создалось, что если он будет находится рядом с каким-либо человеком длительное время, он сильно привяжется к нему и расставание для него будет очень болезненным, для него привязанность к кому-либо- это долгоиграющий наркотик, необходимый как воздух. Кирсанов далеко не размазня, он просто фанатик чувств, он сильно подвержен их влиянию. В отличию от Евгения Базарова, который вообще отрицает существование каких-либо чувств, допуская лишь ощущения. На протяжении всего романа Аркадий практически постоянно сопровождает Базарова. Сентиментальным романтикам это покажется очень трогательной привязанностью, дружбой, классицисты будут убеждены, что Базаров просто подпустил Евгения к себе, держась с ним весьма высокомерно и надменно. Но на самом же деле все намного глубже. Аркадий нашел очередной объект для привязанностей, он уже не может представить своей жизни без Евгения, он постоянно ходит за ним как собака за хозяином. При чтении романа Аркадий мне представлялся улыбающимся молодым человеком с белокурыми локонами и самое главное- с фанатично горящими глазами. Базаров же, несмотря на свою нигилистическую натуру, тоже был по-своему привязан к Кирсанову. Хотя бы только потому, что тот научил его чувствовать по-настоящему. Нигилистам, конечно, покажется, что Базаров, например, не любил Одинцову, но на самом же деле все не так… Аркадий и Евгений разрушили судьбы друг друга. Один-тем, что стал объектом ненормальной привязанности, другой- что разрушил все прежние его представления о мире, о чувствах, о смысле мироздания. Вначале у Базарова «бунтующее сердце», стремящееся к разного рода конфликта с обиженными обывателями. После приключений, случившихся по воле Кирсанова, это самое «бунтующее сердце» сменилось «вечным примирением». Рассмотрим обстоятельства, которые привели к этому подробнее. Знакомство с Анной Одинцовой послужило толчком к развязке ситуации. Нужно отметить, что Одинцова предстает в образе взрослой, состоятельной, умной женщины, а не наивной глупышки восемнадцати лет, как это обычно случается в произведениях Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Байрона и верхе романтических излияний «Ромео и Джульетте» Шекспира. Одинцова больше похожа на консервативную даму классицистических времен, которой совершенно не касаются революционные идеи, так и выглядывающие в романе со всех сторон. Чувства Анны к Евгению весьма трудно назвать чем-то очень серьезных. Такое впечатление создалось, что ей просто очень интересно слушать Базарова, но любить она просто-напросто не способна. Она уже потратила все свои силы на Катюшу, почем зря. Катя стала походить на ту простушку времен элегического романтизма. В романе можно наблюдать, что Катя занимается в основном игрой на пианино. Больше ничего. Типичное серое пятно. А ведь такой ее сделала сестра. Впрочем, если бы Одинцова ничего бы для нее не сделала, было бы лучше. И для Анны Сергеевны прежде всего. Я думаю, она бы смогла полюбить Базарова и вот стало бы двумя счастливыми людьми на Земле больше. Но это домыслы романтиков. В реальности все обстоит иначе. «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете»- вот слова Базарова, диагноз врача, если можно так сказать…
«Так знайте, что я люблю вас глупо, безумно…Вот чего вы добились»-Базаров и сам не рад этому чувству. Но тут дело намного драматичнее. Скрытая причина этого-Аркадий Кирсанов, который довел его до этого. Да, да, именно довел, так как для такого человека это было трагедией всей его жизни. Многим читателям может показаться, что Аркадий любил Одинцову, но это далеко не так. Помнится, когда Евгений вернулся в комнату, где его поместила Одинцова, между ним и Аркадием произошел следующий диалог:
- Ты еще не ложился? - проговорил он как бы с досадой.
- Ты долго сидел сегодня с Анной Сергеевной, - промолвил Аркадий, не
отвечая на его вопрос.
- Да, я с ней сидел все время, пока вы с Катериной Сергеевной играли на
фортепьяно.
- Я не играл... - начал было Аркадий и умолк. Он чувствовал, что слезы
приступали к его глазам, а ему не хотелось заплакать перед своим насмешливым
другом.
Слова «Я не играл» имеют двойной смысл. Для Евгения они означают то, что Аркадий не играл на пианино, Кирсанов же подразумевает, что он не играл ни во что, он был реально по-дружески привязан к Базарову, что жизнь-это не игрушка. Я думаю, что Аркадий начал общаться с Катей не потому что Одинцова обратила внимание на Базарова, а наоборот. Потеря Евгения была для него невыносима. И слезы появились не из-за того, что он ревновал Одинцову, Кирсанов просто понял, что он потерял то, чем он жил навсегда. И Катя- это не замена Базарову, это лишь ничтожнейшая попытка заполнить образовавшуюся пустоту. Аркадий открыл для Базарова свободу и тот ею воспользовался. По прошествии времени, во время семейного ужина предложили выпить. «В память Базарова»,-шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко произнести этот тост»-видимо, он не решился бередить так и не зажившую рану. Да и Базаров-то был не очень обрадован тем, что его друг собирается женится. Это дико ударило по самолюбию Евгения Базарова, ведь его преданный «пес» решил сменить хозяина!
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено;
так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не
было. Не обижайся, пожалуйста: ты ведь, вероятно, помнишь, какого я всегда
был мнения о Катерине Сергеевне. Иная барышня только от того и слывет умною,
что умно вздыхает, а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в
руки заберет, - ну, да это так и следует. - Он захлопнул крышку и
приподнялся с полу. - А теперь повторяю тебе на прощанье... потому что
обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... ты
поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В
тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор;
для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного
смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы,
например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться
хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и
не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя
бранить; а нам это скучно - нам других подавай! нам других ломать надо! Ты
славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич - э волату, как
выражается мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мною, Евгений? - печально промолвил
Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу,
потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись;
да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже
потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! я вижу, лошади
готовы. Пора. Со всеми я простился... Ну что ж? обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы
так и брызнули у него из глаз.»
По правде говоря, выписать отрывки фраз невозможно. Этот диалог-подведение итогов ситуации. Это вывод. В словах Базарова звучит некоторая ностальгия, но, поскольку жизнь с чувствами ему пришлась не по нраву, он решает вернуться к прежним суждениям. В этом отрывке можно ясно понять, что они изрядно подпортили жизнь друг другу и расставание будет правильней всего. Аркадий показал Евгению жизнь с наличием чувств, но, как известно, любые чувства делают человека слабым, не по-базаровски быть слабым, он решает оставаться холодным айсбергом. Это даже понятно, как он общается со своими родителями-как будто делает одолжение, но не как сноб, а как человек не умеющий чувствовать. Но он уже не может быть таким, каким был раньше, за это он и расплатился нелепейшей во всех отношениях смертью. И в последние минуты жизни он желает видеть не Аркадия, открывшего для него новую жизнь, а Одинцову, как символ признания поражения перед миром чувством нас губящих, лишающих сознания реальности. Вот и все.
«Какое бы страстное,
грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней,
безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном
спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной"
природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...». Почему же о жизни бесконечной? Потому что в каждом из нас живет Базаров, мы все стремимся побыть Базаровым хотя бы для того, чтобы о нас сказали: «Он так невозмутим, хотя ему так плохо».
Я думаю, что в своем величайшем произведении Иван Тургенев открыл всю безнадежность человеческого существование, слабость даже перед вялыми симпатиями и привязанностями. Ведь даже самый холодный айсберг был побежден тем, что позволил себе ненадолго всплыть на поверхность…

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка­дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается.доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете. Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях человеку понравились свободолюбивые мысли нигилиста, его смелые речи и то спокойствие и невозмутимое хладнокровие, с которым предлагал Базаров разрушить все созданное веками и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной и независимой личности и, как и его кумир, решил посвятить себя революции. Но готов ли Аркадий к той жизни, которую уготовил для себя База-роз, насколько полно разделяет он мысли и взгляды своего друга и кумира? С первых же страниц романа, с первых же реплик Тургенев дает нам почувствовать, что Аркадий “поет с чужого голоса”. Мы видим его духовную несамостоятельность, искреннюю, но лишь внешнюю приверженность базаровским взглядам. Аркадий заводит с отцом разговор о родных местах, дорогих и близких его сердцу, но, вспомнив о том, что он нигилист и ему не пристало отдаваться чувствам, прерывается на полуслове и бросает “косвенный взгляд” назад, желая убедиться, что восторженные слова не донеслись до слуха его критичного и насмешливого наставника. Аркадий, по мнению Писарева, “хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись”. В присутствии Базарова Аркадий ведет себя неловко и неестественно постоянно ощущая внутреннее напряжение и самоконтроль: как бы не сказать того, что не понравится другу. Базаров же совершенно свободен и независим в поведении. Он, по словам Писарева, “так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей”. В спорах с Павлом Петровичем Базаров признается, что главная задача нигилистов - сломать все старое, чтобы “место расчистить”, а уж строить - это не их дело. Не признавая принципов, он возводит в принцип всеобщее отрицание, пытаясь отрицать все: дружбу, любовь, литературу, искусство. Тонкая, романтическая натура Аркадия не могла смириться с беспощадным, огульным отрицанием, пусть даже, по словам Добролюбова, “для отыскания чистой истины”, всех духовных богатств, непреходящих общечеловеческих ценностей. Аркадий не мог, подобно Базарову, отречься от Пушкина и Рафаэля, от любви к музыке, к природе, к женщине. Чистая и нежная любовь к Кате все более отдаляет его от Базарова. Он начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих, что его кумир никого не любит. Это приводит к тому, что Аркадий расстается с лагерем “детей” и переходит на сторону “отцов”. Базаров не удивлен этим. “Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..” - с горечью упрекает он друга. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорит: “Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится”. Но и для самого Базарова любовь к Одинцовой явилась суровым испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживает то, что сам же отвергал: “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилиста вступают в противоречия с его человеческой сущностью. Разрешить это противоречие могла только смерть. Базаров умирает, не оставляя после себя последователей. Лучший из его учеников - Аркадий - оказался лишь временным попутчиком, не способным принести себя на плаху во имя служения революционным идеалам. Из всех представителей молодого поколения, изображенных Тургеневым в романе, лишь Базаров сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. Не разделяя нигилистической доктрины своего героя, Тургенев признает его огромную нравственную силу, великое общественное значение. Отмечая, что Аркадий, его отец и дядя- лучшие из дворян, “сливки”, Тургенев тем не менее оценивает их так: “Слабость и вялость или ограниченность”. О Базарове же он пишет: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели”.