По тексту Лихачева Че­ло­век дол­жен из­лу­чать доб­ро­ту и жить в сфере добра (ЕГЭ по русскому). Несколько слов о себе

Д.С.Лихачев раскрывает проблему, рассуждая о “сферах” добра и зла. Во-первых, он подчеркивает, что “добро социально в широком смысле этого слова”. Оно объединяет и роднит людей, вызывает дружбу и любовь. Особый акцент автор делает на том, что добро вечно и несокрушимо. Во-вторых, Д.С.Лихачев противопоставляет сферу добра сфере зла. Он привлекает внимание читателей к тому, что зло, в отличие от добра, разобщает людей, дробит общество. Также заслуживает внимания высказывание о том, что “злые объединения недолговечны”. Таким образом, автор критикует зло и превозносит добро.

Позиция Д.С.Лихачева четко сформулирована и аргументирована: человек должен жить в сфере добра и сам творить добро. Это качество - самое ценное в человеке.

Для подтверждения мыслей Д.С.Лихачева обратимся к образу Наташи Ростовой, одной из главных героинь романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир”. Наташа – отзывчивая и добрая девушка, способная к состраданию и готовая помочь. Ключевым в раскрытии образа героини является эпизод, когда она решает помочь раненым солдатам, которых перевозили через Москву после Бородинской битвы, жертвуя имуществом своей семьи. Наташа понимает, что у раненых не будет возможности выбраться из Москвы, в которую в скором времени прибудут французские войска, поэтому она предоставляет подводы, предназначенные для перевозки вещей семьи Ростовых, для перевозки раненых. Можно заключить, что Наташа проявляет доброту и милосердие, тем самым спасая жизни многих солдат.

Тема добра и бескорыстия также поднимается в рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор”. Образ Матрены служит примером человека, способного проявлять эти важные качества души. Матрена – персонаж, у этой женщины тяжелая судьба, она пережила смерть шестерых детей, однако она не озлобилась и продолжила совершать добрые поступки. Героиня безвозмездно оказывает помощь любому жителю деревни. Мелкую картошку оставляет себе, а крупную варит своего постояльцу-рассказчику. По просьбе Фаддея Матрена отдает свою горницу Кире, приемной дочери, хотя от этого может разрушиться вся изба. А.И.Солженицын заканчивает свое произведение, говоря, что Матрена – тот самый праведник, без которого не стоит село, город и вся земля наша.

В заключение можно сделать вывод: добрые дела и поступки делают нас лучше, помогают пережить жизненные трудности и объединяют людей.

Сочинение по тексту Д.С. Лихачева обновлено: 19 августа, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Автор поднимает такую важную проблему, как добро и зло. В маленьком по объему, но богатом по содержанию тексте Д. С. Лихачев пишет о том, что доброта, в отличии от зла, вечна. Добро объединяет людей, добро: …живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.”. О зле же автор пишет: “Зло дробит общество.”, “Злое дело забывается быстрее, чем доброе.” Так же он делает акцент на такой важной черте сферы добра, как внимание к истории, к культурным и гуманитарным ценностям.

Позиция Д. С. Лихачева однозначна и выражена добровольно четко. Как мудрый учитель он беседует с нами о ценности добра: “Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.” Он призывает нас быть добрыми, знать и уважать историю человечества. Он пишет: “Следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.”

Я полностью согласна с Д. С. Лихачевым. Действительно, важно быть добрым, нравственным и культурно воспитанным человеком. Доброта вечна, она делает человека

лучше, когда как зло убивает все хорошее в человеке. Свою позицию я могу подтвердить примерами из художественной литературы. Во-первых, рассказ В. Распутина “Уроки французского”. Учительница Лидия Михайловна была истинно добрым человеком. Когда ее ученик, главный герой, признался что играл на деньги, Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, а наоборот, видя что мальчик беден и голоден, она стала приглашать его к себе и предлагала остаться на ужин, но видя что мальчик против этого, тайно послала ему посылку с макаронами, на то время редкой едой, и другими лакомствами. Она пыталась всячески помочь мальчику. Не боялась ни директора, ни увольнения. Вот истинная доброта. Второй мой пример – это повесть швейцарской писательницы Йоханны Спири “Хайди, или Волшебная Долина”. Главную героиню, Хайди, привезли из Альп, где она провела все свое детство, в город жить компаньонкой к больной девочке Кларе, которая не могла ходить. Клара очень привязалась к Хайди, подружилась с ней и Хайди любила свою новую подругу, но несмотря на это Хайди тосковала по дому, по дедушке, по альпийскому воздуху. Она потухала на глазах. Хайди умоляла отпустить ее домой, но Клара, несмотря на то, что была доброй девочкой, противилась этому, ей не хотелось терять Хайди. В конце концов, когда Клара узнала от Хайди, что там, в Альпах, живут ее родные и любимые люди, она несмотря на боль опустила Хайди. Добро, огромное и вечное победило в ней. Она даже собрала множество нужных вещей и еды для Хайди, для бабули и для Горного Дяди, в дорогу. Клара тоже добрая и добро это вечно.

В заключении я хочу сказать, давайте, как призывает нас Д. С. Лихачев, будем следовать путям добра и доброты.


Другие работы по этой теме:

  1. Что значит жить в сфере добра? Быть благородным в делах и поступках? Тогда какую же роль оно играет в жизни человека? Почему именно это качество...
  2. В предложенном тексте Дмитрием Сергеевичем Лихачевым поднимается такая проблема, как интеллигентность человека. Она продолжает оставаться актуальной в современное время. Раскрытие проблемы проводится в тексте на...
  3. Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте таковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще? Именно эти проблемы поднимает Д....
  4. Мои размышления по поводу статьи Д. С. Лихачёва “Человек должен быть интеллигентен” Прочитав статью Дмитрия Сергеевича Ли­хачёва, я понял наконец, что значит быть ин­теллигентным и...
  5. Интеллигентным можно назвать человека образованного, культурного. Об этом пишет Дмитрий Лихачев в рецензируемой работе: “Человек должен быть интеллигентен”. В работе автора все предложения связаны между...
  6. Довольно часто современными гражданами употребляется словосочетание “интеллигентный человек”, но мало кто озадачивается вопросом, связанным с истинным значением данного понятия. Нам свойственно путать “интеллигентность” с “образованностью”,...
  7. Каждый человек наделен способностью чувствовать. Он может чувствовать радость, злость, опасение, страх, зависть и другие чувства, в том числе любовь. Способность чувствовать — это отличительная...

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Внешняя и внутренняя культуры должны быть присущи каждому человеку, ведь они составляют моральные законы общества.

2)Подлинно культурный человек – это человек, всегда сознательно принимающий ограничения, которые связаны с соблюдением принятых в обществе норм, а не делающий вид, что он их соблюдает.

3)Культурный человек поступает по всем правилам, нормам и законам и не идёт ни на какие ограничения.

4)Настоящая культура проявляется в человеке не тогда, когда его видят и оценивают, а когда он сознательно идёт на некоторые ограничения, соблюдая принятые в обществе нормы.

5)Соблюдение моральных законов и принятых в обществе норм поведения характеризует культурного человека и является его внешней культурой.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Таким образом,

С одной стороны,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ . Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИГРАТЬ , -аю, -аешь; игранный; несов.

Резвясь, развлекаться; забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).

во что и на чём. Проводить время в игре. И. в куклы. И. в солдатики.
И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.

что и на чём. Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).

кого-что . Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).

перен., кем-чем и с кем-чем. Обращаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать).
И. (шутить) с огнём
(обращаться легкомысленно с чем-н. опасным).
И. людьми
(обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н. чувствами.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опломбИровать

наделЁнный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мы рады видеть вас и в выходные, и в БУДНИЕ дни!

ИСКУСНЫЙ интеллект имеет свои преимущества.

ИГРИВАЯ улыбка тронула его губы.

Неожиданно я почувствовал, что теряю ощущение РЕАЛЬНОСТИ.

Плотная ДЫМОВАЯ завеса окутала вражеские позиции.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

много спелых ВИШЕН

нет ПОЛТОРАСТА рублей

ПОЕЗЖАЙ вперёд

крыжовник слишком КИСЕЛ

сухие ПОГРЕБА

7 .Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2.нарушение в построении сложноподчинённого предложения

3.ошибка в построении предложения с однородными членами

4.неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5.нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Вопреки прогнозам аналитиков в этом году авиакомпании не только удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне, но также повысить его.

2.Будучи закадычными друзьями, у Лёшки с Женькой просто не могло быть серьёзных ссор и недомолвок.

3.Конспектирование - вторичный жанр научного стиля, который представляет собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого текста на слух.

4.Я знаю, что когда-нибудь придёт такое время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

5.Твои советы - это не только пустая трата времени, но и дерзость неслыханная.

6.Следуя за А. С. Пушкиным, Ф. М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами.

7.Согласно правил о чередующихся корнях их нельзя проверять ударением.

8.Просвещение и культура всегда будут синонимами: как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию.

9.Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б...дриться, непром...каемый, зач...рпнуть, г...рностай, с...лидный

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..говор, пр..долгий

от..гнуть, з..месить

по..стегнул, о..бил

пр..звонкий, пр..жать

от..езд, из..являть

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О .

попроб..вать

засчит..вать

прониз..вать

погляд..вать

размат..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я .

реде..щий (туман)

(выпускники) встрет..тся

(туманы) стел..тся

(линии) соприкаса..тся

(они) полощ..т (бельё)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.

Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.

Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.

Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.

Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог равнодушно вспоминать женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, (ТАК)КАК это было очень важно.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как на чувство.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с дикови(3)ыми узорами, столь сходными по стилю с серебря(4)ыми часами, повеше(5)ыми над дверью.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.

2) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря.

3) А. А. Фет не только знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.

4) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

5) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Ста­ри­ка ра­до­вал и обнадёживал (1) рано проснув­ший­ся в де­воч­ке (2) ин­те­рес ко всем про­фес­си­ям (3) вхо­див­шим (4) в круг от­цов­ских дел и пред­при­я­тий.

17. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

В про­шлом мно­гим был (1) ко­неч­но (2) хо­ро­шо из­ве­стен дом Ак­са­ко­вых, где всё ды­ша­ло твор­че­ством, се­мей­ным сча­стьем и до­воль­ством. Дру­зьям семьи, мно­го­чис­лен­ным го­стям (3) ве­ро­ят­но (4) не раз до­во­ди­лось от­ды­хать в этом доме душой и телом от жи­тей­ских дрязг и тре­вол­не­ний.

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Предъ­яв­лен­ный на про­ход­ной до­ку­мент (1) на пер­вой стра­ни­це (2) ко­то­ро­го (3) кра­со­ва­лась раз­ма­ши­стая под­пись ди­рек­то­ра кон­струк­тор­ско­го бюро (4) поз­во­лил нам без про­во­лоч­ки ми­но­вать охра­ну.

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

К остро­му за­па­ху кра­пи­вы при­ме­ши­ва­ет­ся душ­но­ва­тый запах ме­ду­ниц (1) и (2) когда вы по­гла­ди­те ру­ка­ми рас­ту­щие травы (3) чтобы ощу­тить их неж­ную бар­ха­ти­стость (4) то руки про­пах­нут хо­ло­дя­щим за­па­хом мяты.

Прочитайте текст и выполните задания 20–24.

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. (4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов. (15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания.

(17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения. (18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль». (23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности. (28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к исто- рии – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества. (31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра. Вариант 6 60 (32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно. (по Д.С. Лихачёву*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Зло, будучи антиподом добра, всегда было, есть и будет, и без него пропадает ценность добра.

2) Не столь важно, что было когда-то давно, потому что сфера добра оторвана от прошлого: главное – творить добро в настоящем, ведь от этого зависит будущее.

3) Доброе объединение будет жить в душах людей даже тогда, когда забыта причина этого объединения.

4) Сфера добра очень прочная, хотя достигается сложнее, нежели создаётся сфера зла.

5) Социальные и экономические законы строятся на фундаменте логики и выгоды, а отнюдь не на принципах нравственности.

21 .Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–6 представлено рассуждение.

2) В предложении 15 содержится описание.

3) Предложения 13–14 указывают на следствие того, о чём говорится в предложениях 10–12.

4) В предложении 30 представлено рассуждение.

5) В предложениях 32–33 представлено повествование.

22 . Из предложений 20–21 выпишите фразеологизм.

23 .Среди предложений 23–31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждения Д.С. Лихачёва напоминают дневниковые записи: чистые, искренние, лишённые напускной замысловатости и пустого любования словом, они глубоко раскрывают внутренний мир автора. В то же время, читая тексты Дмитрия Сергеевича, мы отнюдь не чувствуем себя пассивными наблюдателями: используя такой приём, как (А)______ (предложения 5–6), автор вовлекает читателя в процесс размышлений, делает участником разговора о вечных ценностях. В лексике, стремясь подчеркнуть важность определённых понятий, Лихачёв очень активно использует (Б)_____ (добро – зло, прошлое – будущее). Вероятно, с этой же целью автор применяет такой лексико-синтаксический приём, как (В)_____ (в предложениях 25–27). В синтаксисе Д.С. Лихачёв неизменно отдаёт предпочтение простым предложениям, однако, чтобы избежать “рубленых” фраз, обогащает их (Г)______ (например, предложения 3, 11, 16)».

Список терминов

2) антонимы

3) парцелляция

4) просторечие

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) вопросно-ответная форма изложения 8) литота 9) анафора

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

1.Проблема роли добра и доброты в жизни человека и общества . (Какую роль играет добро в жизни человека и человечества? Как взаимосвязаны понятия «добро» и «счастье»?)

Позиция . Человек должен жить в сфере добра и сам творить добро. Добро и доброта – самое ценное в человеке. Это путь к личному счастью и к счастью человечества в целом. При этом важно, чтобы добро было «умным», целенаправленным.

2.Проблема добра и зла . (Чем добро отличается от зла? Как добро и зло влияют на общество?)Позиция автора . Сфера добра, хоть и достигается труднее, чем формируется сфера зла, более устойчива, она ближе к веч-ности, потому что она объединяет. А зло, напротив, дробит общество. Кроме того, сфера добра всегда очень тесно связана с традициями, с историей, с прошлым и будущим человечества, тогда как зло строится на основе временной общности интересов определённого круга.

2 – таким образом

4 –опломбировать

5 – искусственный

6 - полутораста

8 –непромокаемый

9 – отъездизъявлять

10 – попробовать

11 – встретятся

12 – незачем

13 – наединесначала

22 – вконечном счете

Человек должен жить в сфере добра.

Д.С. Лихачев

30 сентября Церковь Христова прославляет святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и их родительницу Софию. Двадцать лет тому назад, 30 сентября 1999 года, закончил свой земной путь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Родился он в 1906 году и стал свидетелем XX века: свидетелем того, как граждане России учились и жили до революции 1917 года, как грянула революция и началась братоубийственная гражданская война, как ссылали людей на Соловки, как переименованный в Ленинград Санкт-Петербург выдержал страшнейшую блокаду в годы Великой Отечественной войны, как восстанавливалась жизнь после войны…

Невозможно даже кратко изложить, что сделал Д.С. Лихачев для изучения древнерусской литературы, для сохранения памятников культуры России, для возрождения отечественной культуры в целом.

Двадцатилетие со дня кончины Дмитрия Сергеевича Лихачева дает хороший повод вспомнить о его литературном наследии, о его прекрасных книгах для юношества. Начинается новый учебный год, и книги замечательного ученого, мыслителя могут помочь в воспитательной деятельности школы.

Читая книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его размышлениях, в многочисленных журнальных и газетных статьях занимает тема «Добро и зло». Причем, говоря о добре и зле, Лихачев никогда не пишет отвлеченные от жизни философские сентенции. Все его думы и рассуждения о добре и зле связаны с его научными интересами, собственными жизненными принципами или событиями, происходящими в мире. Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда окружающая его действительность говорила и, можно сказать, кричала о торжестве зла.

«Добро выше практической нужды!» - утверждал Дмитрий Сергеевич.

Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он черпал силы для своего творчества. В добре он находил незыблемые основы и для повседневной жизни. Проще сказать – Дмитрий Сергеевич был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!

Одна из самых замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». В этой книге 47 писем, и каждое из них – это мудрый и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».

Прочтем несколько отрывков о добре из книг Дмитрия Сергеевича.

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло – дробит общество. Оно „сепаратно” по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

„Волчья стая” рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!» .

Может быть, кому-то суждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся нерациональными и даже неприменимыми к современной жизни, где, кажется, так часто и причудливо «перемешиваются» добро и зло…

Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого. Он пишет: «Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. <…> А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат „непрактического” по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества» .

Дмитрий Сергеевич не скрывает, что сферы добра достигнуть труднее, чем очутиться в сфере зла. Но его размышления о добре и зле помогают, во-первых, стряхнуть со зла ореол «неизбежного» превосходства над добром, а во-вторых, они ясно показывают, что именно из-за «легкости» зла и «трудности» добра – добро требует от каждого из нас подвига.

В жизни, как на маскараде, – зло нередко принимает личину добра. Иногда зло действует как мошенник, обманом или подлогом стараясь прельстить человека, переманить на свою сторону. Но порой зло выступает и в своем собственном обличии, угрожая человеку самым страшным образом, если человек не желает склоняться ко злому делу или начинанию. В современном мире есть вполне сформировавшийся символ зла – это терроризм. По мере того как люди теряют свою преданность добру, зло усиливается и все больше проявляет свою террористическую сущность. Поэтому Дмитрий Сергеевич Лихачев учил даже в малом не допускать компромиссов со своей совестью и никогда не вставать на сторону зла.

Что же такое добро в понимании Д.С.Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма – во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке.

Забота о людях!

«В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях возможно» .

«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение применить их» .

На вопрос: «Что объединяет людей?» – Лихачев отвечает: «этажи заботы», «забота – объединяет людей».

«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны» .

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль», – любил говорить Д.С.Лихачев.

Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места» – шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности. Сегодня, когда многие учат быть «нацеленным на успех», «быть амбициозным», слова академика и ученого с мировым именем о необходимости быть скромным могут удивить. Как же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но может быть, стоит верить именно его жизненному опыту!

Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания , – пишет Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». – В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития» .

Свою книгу Д.С.Лихачев завершает письмом под названием «Путями доброты». А в письме «По велению совести» он призывает: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только „исходные данные” выбраны вами правильно».

Значит, чтобы следовать «путями доброты», нужно учиться. Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С.Лихачев остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и пр., замечает ученый, нужно прежде всего… ездить на велосипеде! То есть упражняться, тренироваться. То же самое нужно и для того, чтобы идти по пути доброты… Навык добра приобретается – из соприкосновения с Добрым и Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».

Выражение «путь добра» – очень древнее. Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни.

Увидеть смысл жизни можно только «с высоты птичьего полета», то есть с высоты прожитых лет или высоты мудрости всего человеческого опыта, накопленного культурой, и поэтому так важно доверять хорошим «путеводителям».

У путей добра – вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью. Пути добра – это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться. Но у каждого шага есть свой смысл – это движение дальше – дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.

Протоиерей Борис Пивоваров

Автор поднимает такую важную проблему, как добро и зло. В маленьком по объему, но богатом по содержанию тексте Д. С. Лихачев пишет о том, что доброта, в отличии от зла, вечна. Добро объединяет людей, добро: «...живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.». О зле же автор пишет: «Зло дробит общество», «Злое дело забывается быстрее, чем доброе.» Так же он делает акцент на такой важной черте сферы добра, как внимание к истории, к культурным и гуманитарным ценностям.

Позиция Д.С. Лихачева однозначна и выражена довольно четко. Как мудрый учитель он беседует с нами о ценности добра: «Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.» Он призывает нас быть добрыми, знать и уважать историю человечества.

Он пишет: «Следовать путями добра и доброты - очень и очень важно.»

Я полностью согласна с Д. С. Лихачевым. Действительно, важно быть добрым, нравственным и культурно воспитанным человеком. Доброта вечна, она делает человека лучше, когда как зло убивает все хорошее в человеке. Свою позицию я могу подтвердить примерами из художественной литературы. Во-первых, рассказ В. Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна была истинно добрым человеком. Когда ее ученик, главный герой, признался что играл на деньги, Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, а наоборот, видя что мальчик беден и голоден, она стала приглашать его к себе и предлагала остаться на ужин, но видя что мальчик против этого, тайно послала ему посылку с макаронами, на то время редкой едой, и другими лакомствами. Она пыталась всячески помочь мальчику. Не боялась ни директора, ни увольнения. Вот истинная доброта. Второй мой пример - это повесть швейцарской писательницы Йоханны Спири «Хайди, или Волшебная Долина». Главную героиню, Хайди привезли из Альп, где она провела все свое детство, в город жить компаньонкой к больной девочке Кларе, которая не могла ходить. Клара очень привязалась к Хайди, подружилась с ней и Хайди любила свою новую подругу, но несмотря на это Хайди тосковала по дому, по дедушке, по альпийскому воздуху. Она потухала на глазах. Хайди умоляла отпустить ее домой, но Клара, несмотря на то, что была доброй девочкой, противилась этому, ей не хотелось терять Хайди.В конце концов, когда Клара узнала от Хайди, что там, в Альпах, живут ее родные и любимые люди, она несмотря на боль опустила Хайди. Добро, огромное и вечное победило в ней. Она даже собрала множество нужных вещей и еды для Хайди, для бабули и для Горного Дяди, в дорогу. Клара тоже добрая и добро это вечно.

В заключении я хочу сказать, давайте, как призывает нас Д.С. Лихачев, будем следовать путям добра и доброты.