План образ маши мироновой. Образ Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка" (кратко). Нравственная красота героини

Одним из самых любимых Александром Сергеевичем Пушкиным женских литературных образов, созданных им же самим, была Маша Миронова - капитанская дочка. Характеристика ее, данная автором в одном из первых русских произведений прозы, действительно умиляет. Сюжет повести взят из мемуаров пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева. Но, как свидетельствуют литературоведы, сама героиня имеет немемуарное происхождение. Творчески создавалась повесть «Капитанская дочка». Маша Миронова, образно говоря, была создана Пушкиным исходя из увиденного им самим типажа женщины. Прообразом внешности и характера Маши послужила Марья Васильевна Борисова, дочка тверского дворянина Василия Григорьевича Борисова. На рождественском балу 1829 года, данном в г. Старица Тверской губернии местным купцом Сергеевич видел эту барышню, танцевал и разговаривал с ней.

Жизнь с родителями

Приехавший служить Петр Гринев видит, как спокойно и размеренно капитанская дочка. Характеристика Маши Мироновой обычна для простой русской девушки. Восемнадцатилетняя особа волею судьбы необразованна, поскольку проживает «в медвежьем углу» - в Где уж здесь взять учителей? Глава семьи, выслужившийся из простых солдат, - комендант крепости. Мать Маши - Василиса Егоровна - «баба-гром», она фактически является главой семьи. Женщина ведет уклад «по-народному», не кичась происхождением из небогатых дворян. Она, одетая простонародно, одинаково руководит соленьями и делами в крепости. Ей постоянно помогает по хозяйству дочь. Фактически принимая все решения и ощущая свое превосходство, Василиса уважительно относится к мужу, всегда называя по имени и отчеству - Иваном Кузьмичем. Поэтому отношения в семье - добрые, гармоничные. В прислуге у Мироновых лишь одна девка - практически со всеми делами сами справлялись мать и дочь.

Свою дочку, русую, круглолицую, румяную, мать называет трусихой. Однако, как мы видим по сюжету, трусость - это не ее стихия. В повести основную сюжетную нагрузку несет именно Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика ее очаровывает: наивная, нежная, робкая, очень женственная. Речь девушки простонародна, однако ее речевые обороты указывают на Все услышанное она осмысливает, пропускает сквозь себя, о чем говорят следующие цитаты: «я.. обмерла», «он… мне противен», «меня беспокоило…». Ей, конечно, не хватает образования, но мышление развито и образно.

При необходимости девушка способна проявить твердый и решительный характер. Не подстраивается Маша под обстоятельства. Казалось бы, для нее, бесприданницы, выгодно выйти замуж за небедного кавалера, одаривающего ее (имеется в виду сосланный в крепость из-за дуэли аристократ Швабрин), но она отказывается от подарков, поскольку естественная, природная проницательность позволяет ей рассмотреть в этом человеке низость и подлость. И даже будучи по уши влюбленной в Гринева, девушка придерживается строгих моральных устоев, не соглашается с предложением молодого человека жениться без благословения родителей. Несомненно, цельной и честной девушкой изображена Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика девушки дается Пушкиным иная, чем, допустим, в произведении "Евгений Онегин". Маша показана как девушка, способная на поступок и жертвенность.

Осиротевшая Маша

Своей стойкостью она похожа на мать, Василису Егоровну. Когда гарнизону крепости (а в сущности - небольшого села за деревянным частоколом) угрожало нападение армии Емельяна Пугачева, та, отослав дочку к родственниками в Оренбург, сама осталась, чтобы разделить судьбу мужа. После того как мятежные казаки повесили Ивана Кузьмича и вывели ее, раздетую донага, из дома, мать Маши без тени страха, не прося пощады, попросила мучителей о такой же смерти, рядом с мужем.

Стойко перенесла горе утраты Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика ее в более чем убедительна. Маша, достойная дочь своей матери, не боится, когда клятвопреступник Швабрин, присягнувший Пугачеву, силой заточил ее, требуя выйти за него замуж. Она как божий дар восприняла свое освобождение Петром Гриневым, совершенное не без помощи самого Пугачева (помощь была оказана атаманом из уважения к Гриневу, хоть тот остался верен царице Екатерине). Родители Гринева, куда уехала осиротевшая Маша, приняли ее как родную. Все кастовые предубеждения были ими отброшены. Добрая и честная девушка стала им как дочь. Они крепко полюбили ее.

Когда же любимого арестовали, заподозрив в пособничестве девушка нашла в себе смелость подойти к единственному человеку, который был в состоянии спасти обреченного на казнь человека, - царице. Душевная, открытая Маша нашла слова, убедившие Екатерину Великую.

Вывод

Душевная красота человека не зависит от его благосостояния. В повести «Капитанская дочка» очень трогательно, впервые для русской литературы показаны два неаристократа - Петр Гринев и Маша Миронова, жертвующие собой друг для друга, влюбленные друг в друга. Они оба смелы и благородны, способны не ждать своей участи, а противостоять превратностям судьбы. Но одно не вызывает сомнений: фактически главой их семьи станет Маша, и она так же, как и ее мать, будет брать на себя основной груз семейных обязанностей.

«Капитанская дочка» стала, пожалуй, последним крупным произведением А.С. Пушкина. В это время классик всерьёз увлекается историческими реалиями. Особый интерес у него вызывает история крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Александр Сергеевич месяцами проводит в архивах, изучая все документы, способные пролить свет на эти страшные для России события.

Он задумывает создать роман о дворянине-отщепенце, присоединившемся к Пугачёву и служившем ему верой и правдой. Однако этот сюжет не «приживается» у автора. Изначальная задумка претерпевает множество изменений; роман подвергают цензуре. В конечном счёте «Капитанская дочка» превращается в удивительную историю любви, разворачивающуюся в страшные «бунташные» годы.

Несмотря на то, что главным героем романа, несомненно, является Пётр Гринёв, молодой дворянин, служащий в Белогорской крепости, он, который занимает огромный пласт художественного времени в тексте «Капитанской дочки», на самом деле является лишь очередной ступенью к пониманию образа, без преувеличения, центральной, важнейшей фигуры романа - образа Маши Мироновой.

Да-да, именно эта девушка, слабая телом, «трусиха», как скажет про неё мать, Василиса Егоровна, скромная бесприданница станет тем героем, тем идеалом человеческой нравственности, какой в своё время А.С. Пушкин сделал свою Татьяну Ларину. Многие её черты отразятся и в образе Маши Мироновой.

Для того, чтобы правильно трактовать образ этой героини, сперва нужно разобраться в смысловой наполненности, в замысле и идее «Капитанской дочки».

Интересно, что это итоговое произведение «Солнца русской поэзии». Пушкин потратил несколько лет на создание черновиков, неоднократно менял сюжет, способный как можно лучше отразить основную мысль, им задуманную. Дело в том, что этот роман, по признанию самого автора, есть завещание Гения. Недаром он помещает простой, но органичный эпиграф: «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно эта мысль пройдёт красной нитью через всё повествование.

Известно, что в последние годы жизни А.С. Пушкин стал особенно близок к религии. Он интересовался христианством и сам был глубоко верующим человеком. В этом контексте особенно раскрываются слова «беречь», «хранить», «соблюдать», так часто встречающиеся на протяжении книги. Они перекликаются с библейским сюжетом, заключительным в Евангелии от Матфея: Христос призывает апостолов продолжать его дело и соблюдать Его заповеди. Честь же - один из важнейших критериев христианской нравственности. И истинной носительницей этой нравственности становится Маша Миронова.

Автор неспроста называет свою героиню библейским именем - и не простым, а именем самой Богородицы! Он подчёркивает значимость девушки, значимость женщины как продолжательницы человеческого рода, а также её чистоту, непорочность, истинное благородство. Машеньке чужды расчётливость, подлость и коварство: она самая первая замечает гнусные повадки Швабрина; она отказывается от его предложения, выбирая незавидную участь старой девы, потому что выйти замуж за нелюбимого человека для неё равносильно продаже самого своего существа; внешнее благополучие отказывается для неё абсолютно незначительным по сравнению с благополучием собственной души. Именно поэтому она отказывается обвенчаться с горячо любимым Петром Гринёвым до тех пор, пока его родители не дадут им своего благословения.

…Пушкин не наделяет Машу никакими внешне притягательными чертами: у неё самая обыкновенная наружность («круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели»). Капитанская дочка слаба здоровьем; она диковата и пугается даже «ружейного выстрела». На её долю приходится множество жестоких испытаний: на её глазах убивают родители, предатель-Швабрин принуждает её к замужеству и грозится в противном случае выдать её бунтовщикам… Несмотря на все эти жизненные перипетии Маша Миронова сохраняет свою нравственную чистоту, высокую духовность. Она является носительницей идеалов христианской нравственности. Девушка не склоняет головы перед предателем; ей проще погибнуть, сохранив свои честь и достоинство, чем жить среди низменности и грязи.

Как истинная Женщина, «трусиха»-Маша отправляется в столицу, чтобы лично просить милости и у государыни-императрицы. Девушка чувствует себя виноватой в аресте своего возлюбленного, Петра Гринёва. Внутренние терзания не позволяют Маше опустить руки. Невзирая на все невзгоды и трудности, она, чистая, искренняя и добрая, открывает свою историю неизвестной, которая окажется её спасительницей.

В этом истинно христианском романе на фоне ужасающих исторических событий Пушкин изобразил прежде всего духовное благородство истинной русской женщине. Он с любовью описал черты нового «милого идеала»: нежную наивность, открытость и честность, доблесть, мужество и скромность.

Центральным женским образом повести « » является образ Маши Мироновой. (Так как повествование ведется от имени главного героя Петра Гринева, то и девушку мы видим его глазами).

Впервые Гринев видит Машу в образе «совершенной дурочки». Это мнение у главного героя сложилось под влиянием рассказов Швабрина о девушке. Но с развитием событий повести Маша превращается в «благоразумную и чувствительную девушку».

Главная героиня выросла в простой семье. Родители девушки не имели хорошего образования, но это не мешало им быть очень добрыми и простыми людьми, верными своему делу. Маша очень любила и почитала их.

Маша Миронова очень негативно относилась к Швабрину. О молодом офицере главная героиня скажет: «Он очень мне противен». Хотя Швабрин был очень умным и образованным молодым человеком, он добивался своей цели любыми средствами, даже самыми подлыми. В тот момент, когда девушка отвергла его ухаживания, он решает отомстить, распустив неправдивые слухи о Маше.

Наиболее полно характер Маши Мироновой раскрывается во время путешествия в Царское село. Девушка ехала к Екатерине II, чтобы доказать невиновность своего возлюбленного. В этой сцене мы видим всю силу характера хрупкой и ранимой девушки, которая никогда не покидала пределов крепости. Теперь она решается ехать к самой императрице просить помилования для Гринева.

Пушкин заранее подсказывает нам, что все у нее получится, описывая прекрасные русские пейзажи. «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип… Широкое озеро сияло неподвижно…».

С Екатериной II Маша встретилась неожиданно для себя. По своей душевной простоте девушка доверилась незнакомой даме и рассказала ей свою историю. Этот разговор был для главной героини репетицией перед встречей с императрицей. Маша была спокойна, изъяснялась смело, просто и уверенно, ее доводы были убедительными. Это и позволило убедить незнакомку в невиновности ее возлюбленного.

Из этого разговора мы понимаем, почему Александр Сергеевич дал своему произведению такое название. Он показал нам, как «совершенная дурочка» сумела стать победителем в этой непростой жизненной ситуации. Маша была настоящей капитанской дочкой.

Стоит отметить, что любовные отношения между главными героями разгорелись не сразу. Какое-то время Гринев находился под впечатлениями от рассказов Швабрина, но со временем отношение к девушке меняется, и молодые люди влюбляются друг в друга. Их отношения могли закончиться, так и не начавшись. Ведь родители Гринева, получив ложный донос от Швабрина, были против женитьбы, а Маша не хотела выходить замуж за Петра без благословения его родителей.

Кульминационным моментом их отношений стал захват Белогорской крепости мятежниками. , предав императрицу, переходит на сторону мятежников и становится комендантом крепости. Пользуясь своим положение, он насильно хочет женить на себе Машу. Но не может допустить этого, он отправляется к Пугачеву и спасает свою возлюбленную.

Пушкин заканчивает свое произведение на мажорной ноте. Гринев и Маша играют свадьбу. Александр Сергеевич показал нам, как простые люди смогли сохранить свои чувства, не смотря ни на какие жизненные трудности и испытания.

И из его рассказа у молодого человека составилось не очень хорошее мнение о капитанской дочке. Он увидел ее в доме капитана. Пушкин так описывает ее портрет на страницах «Капитанской дочки»: «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Горящие уши девушки выдавали зародившееся первое чувство, и в то же время смущение, которого не заметил, находясь под влиянием слов Швабрина о том, что Маша была «совершенною дурочкою». В первую встречу, она не произвела на него какого-либо впечатления.

В тот же день Гринев узнал от капитанши, что Маша – бесприданница. Капитанша не смотрела на молодого человека, как на потенциального жениха, да и молод был Петр Андреевич для сватовства. Заговорила с ним о приданом просто потому, что душа болела за дочку, а в крепости особо и поговорить было не с кем.

Мария Ивановна выросла в Белогорской крепости. Весь ее круг общения составляли родители, Палашка, попадья, да солдаты-инвалиды. В таких условиях нетрудно остаться неразвитой и ограниченной. Но узнав Машу поближе, Гринев увидел в ней благоразумную и чувствительную девушку. Маша была скромна и добродетельна. Несмотря на отсутствие женихов, она не кинулась на шею первому встречному Швабрину, хотя тот был завидным женихом для бесприданницы. Каким-то внутренним чутьем она разглядела его темную душу. О том, что Швабрин сватался к ней, она рассказала Гриневу с трогательной почти детской наивностью. «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!»

Сколько целомудрия и добродетели в одной этой фразе.

В отличие от своей энергичной и деятельной матери, Маша была пуглива, боялась громких выстрелов. Но она была трудолюбива. Всякий раз Гринев заставал ее за каким-либо домашним занятием.

Очнувшись после ранения, Гринев узнал, что Маша ухаживала за ним во все дни его беспамятства. Он был настолько тронут ее присутствием около своей постели, ее нежным, робким поцелуем, что решился сделать ей предложение. На что Маша ответила, что выйдет за него замуж только с благословения его родителей. Это говорит о ее высокой чистой натуре, о прекрасной душе.

Мы помним, что в повести комендантша охарактеризовала Машу как совершенную трусиху. Однако, оставшись одна, без родителей «во вражеском стане», она проявила настоящее мужество и стойкость. Она была готова на любые лишения, даже на смерть, лишь бы не выходить замуж за ненавистного ей Швабрина.

Когда Гринев при содействии освободил Машу и отправил ее вместе с в отцовское имение, его родители со всем провинциальным радушием приняли дочку капитана Миронова у себя. Маша понравилась им своей скромностью, добродетельностью. Матушка, без всяких сомнений оценила ее трудолюбие и хозяйственность.

Но с совершенно другой стороны открывается нам образ Маши Мироновой после получения известия о заключении Петра Андреевича, вся семья надеялась, что это недоразумение, и что оно вскорости разрешится. Не разрешилось. Из письма князя Б. Гриневы и Маша узнали, что Петр Андреевич объявлен бунтовщиком и предателем. Эта новость едва не убила отца. А Маша сообщила, что должна ехать в Петербург.

Эта хрупкая девочка, боявшаяся в крепости ружейных выстрелов, решилась ехать в сопровождении Савельича и Палашки в незнакомую далекую столицу, чтобы защитить своего любимого и восстановить справедливость.

Судьба благоприятствовала ей. Она встретилась с императрицей и рассказала о злоключениях Гринева. Скромность и мужество девушки пленили Государыню, она поверила Маше.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Во многих произведениях А.С. Пушкина женские образы играют главную роль. В Маше Троекуровой («Дубровский»), Татьяне Лариной («Евгений Онегин»), Маше Мироновой («Капитанская дочка») много общего. В этих характерах воплощены лучшие черты русских женщин: умение глубоко и сильно любить, чувство долга, самоотверженность. Маша Миронова – главная героиня романа, что видно из его заглавия. Она дочь небогатых людей, добрых и честных. По сравнению с ней Гринева Василиса Егоровна считает богатым человеком, ведь у Маши нет приданого, одна крепостная девка Палашка. Ее внешность обыкновенна: «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Она скромная, робкая, «трусиха». Когда капитан Миронов стрелял из пушки в именины Василисы Егоровны, она «чуть со страху на тот свет не отправилась». Но по мере знакомства с ней Гринева глубже и по-иному раскрывается ее характер. Она не согласилась выйти замуж за Швабрина, потому что он ей «противен». Полюбив Гринева, она также не соглашается выйти за него замуж без благословения его родителей: «без их благословения не будет счастия». Причем она говорит Гриневу, что он свободен от каких-либо обязательств: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич, а я за вас обоих…» Она заплакала и ушла, но ясно, что девушка готова пожертвовать своим счастьем ради счастья любимого человека. Маше приходится перенести много испытаний: во время взятия Белогорской крепости погибают ее родители. В нервной горячке она не осознает происходящего, ее скрывает у себя попадья, выдавая за свою племянницу. А потом оказалось, что комендантом крепости назначен Швабрин, заставляющий ее стать его женой. Он угрожает выдать Машу пугачевцам, запирает ее на замок, держит на хлебе и воде. И здесь происходит невероятное: робкая трусиха, «бледная, худая», «в крестьянском оборванном платье», Маша проявляет решительность и силу духа. Она говорит Пугачеву: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Так же самоотверженно она заступается за Гринева, когда его арестовали. Одна, только с Палашкой и Савельичем, она едет в Петербург добиться милости Екатерины II. Она не боится возразить государыне, оправдывая великодушие Гринева, то, что он всю вину берет на себя. Получив прощение для Гринева, она «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург», в тот же день поехала обратно в деревню. Итак, мы видим, как раскрываются в Марье Ивановне Мироновой лучшие черты русского национального характера.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» (2 вариант)

Маша Миронова - главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это застенчи­вая, скромная, с непримечательной внешностью де­вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг­лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду­рочкою».

Однако постепенно между Петром Гриневым и ка­питанской дочкой возникает взаимная симпатия, пе­реросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу, ис­кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причинен­ное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжело­го ранения, полученного Гриневым на дуэли. Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус­ских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержа­нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу­жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро­новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли­зость к народу.

Маша - небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери - «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Ива­ныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, ко­нечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под вен­цом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за ка­кие благополучия!».

Дочь коменданта воспитана в строгости, послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине­ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми­ряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель­ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».

Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой, потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров­ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда­ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра­тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре­шается ехать в Петербург и самостоятельно составля­ет план действий, чтобы восстановить справедли­вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак­теру и социальному положению.

Какой смысл заключен в названии повести? Поче­му «Капитанская дочка», ведь главным героем произ­ведения является скорее Петр Гринев? Конечно, со­бытия, происходящие в повести, так или иначе связа­ны с образом Маши Мироновой. Но я считаю, что А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис­пытаниях проявляются человеческие качества, под­час скрытые. Честность, нравственность, чистота - основные качества Маши Мироновой - позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» (3 вариант)

Повесть «Капитанская дочка»- последнее большое произведение А.С.Пушкина, отразившее его дар прозаика. Это повесть не только о таком значительном событии, как история пугачевского бунта, всколыхнувшего Россию. Это еще и повесть о любви, удивительно светлой.
Обращает на себя внимание уже название повести - «Капитанская дочка», предупреждающее читателя о том, что в этой книге большое внимание уделяется любовной, лирической линии. Действительно, казалось бы, в повести речь идет о важнейших событиях русской истории: о знаменитом бунте, о такой легендарной фигуре, как Е. Пугачев, о котором говорила вся огромная Русь. А вот в название романа вынесено упоминание о Маше Мироновой, простой, скромной девушке. Она и есть капитанская дочка.
Любовь Петра Гринева и Маши Мироновой рождается в преддверии страшных исторических событий, унесших жизни многих людей. Любовь молодых людей будет подвержена серьезным испытаниям.
Маша Миронова появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на молодого человека никакого впечатления. Дело в том, что подлый Швабрин постарался «описать» ее «совершенною дурочкой». Причина в том, что было задето мужское самолюбие этого бессовестного человека: Маша наотрез отказывается уступить довольно бесцеремонным ухаживаниям Швабрина.
А между тем, «дурочка» Маша быстро поняла, что представляет собой Алексей Иванович, который так хочет казаться хорошим, добрым. Гордая Маша отказывается от подарков, что сулит ей Швабрин, хотя явно неизбалованна ими («Одна беда: Маша девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег…)
Все дальнейшее повествование строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию.
«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости - даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название - «Капитанская дочка» - Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.