План-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему: «Правила и нормы поведения в обществе. Правила и нормы поведения в обществе — Гипермаркет знаний

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

3.Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

- нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

- нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды . Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

- нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

- политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

- экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

- нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

-религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.

1. Единство права и морали выражается в следующих чертах :

Разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;

Преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;

Имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают. Однако право и мораль регулируют общественные отношения в различном объеме;

Определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;

Представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе;

И право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Вообще, право - это возведенная в закон мораль.

2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках :

Различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только государством, т. к. право выражает государственную волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

У права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат государственного принуждения, потенциального и возможного. При этом юридические нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов;

Различные формы внешнего выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в юридических актах государства, они группируются, систематизируются. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей;

Различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;

Различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия.

    Понятие и виды правовых отношений.

ПО – общ-ые отношения, урегулированные нормами права*, участники кот. имеют субъективные права и юр. обязанности. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр. нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов.

* это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное формально определённое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющ е еся государственным регулятором общ-ых отношений

ПО имеет сложную по составу структуру:

1) субъект ПО - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

2) объект ПО – 2 точки зрения: 1) это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи (сами блага); 2) то, на что данное ПО направлено – поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

3) юр содержание ПО – субъективное право и юр. обязанность. (+ есть мнение, что содержание ПО – это фактическое поведение, направленное на реализацию суб. прав и обязанностей).

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. Лица реагировать на обращенные к нему проамвомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) -

    Состав и содержание правоотношений.

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. лица реагировать на обращенные к нему правомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) – это гарантированный законом вид и мера возможного поведения управомоченного лица, устано. юридической нормой, которое состоит из 3х правомочий (- право на собственные действия (бездействия) / - право требовать совершения действия (бездействия) от др. лица / - право на защиту – возможность прибегнуть к гос. принуждению) и вытекает из объективного права.

Материальное содержание (фактическое) (опред. действия, в кот реализуются права и обяз-ти сторон).

+ ??Волевое содержание (гос. воля, воплощенная в прав норме и в возникающая на основе правоотн-ии, а также волевые акты его уч-ков).

    Понятие и виды субъектов правовых отношений.

Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.

1)К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать на территории России в те же правоотношения, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в гос. аппарате, служить в ВС и т. п.

2)К коллективным субъектам относятся: 1)государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими гос-вами, в конституционно-правовые - субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной гос. собственности и т. п.); 2) гос-енные организации; 3) негос-венные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).

Коллективные субъекты обладают в частно-правовых отношениях качествами ЮЛ. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"

    Понятие правосубъектности.

Субъект права – это участник ПО, обладающий соотв. субъективными правами и юр. обязанностями.

Правосубъектность юр. закрепленная возможность лица иметь права и обязанности, самостоятельно реализовать их в рамках конкретного ПО, а также отвечать за результаты своего поведения. Правосуб. = правоспособность + дееспособность.

Правсубъектность вкл в себя:

1)Правоспособность – это потенциальная способность лица выступать в качестве носителя субъективные права и обязанности.

У субъектов –индивидов: возникает с рождения и прекращается смертью; наступает сразу в полном объеме; ограничение не допускается.

У коллективных субъектов: начинается с момента их официального признания (регистрации).

-общая - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще.

-отраслевая – юр. способность ФЛ или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли сроки её наступления м.б. неодинаковы (Марченко).

-специальная – способность быть участником ПО, возникающих в связи с занятием определенной должности (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохр. органов и т.д.).

2)Дееспособность – фактическая способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (+ в Ромашове: ..а также нести отв-ть).

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами чел-ка и зависит от них.

*Виды индивидуальной дееспособности по объему:

1)полная с 18 лет (с 16 лет – брак, эмансипация в ГП) – может реальзовать основные права и обязанности.

2) неполная:

Частичная (с 14 – 18 лет) – самостоятельно может реализовать лишь часть своих потенциальных П. и О. Это обусловлено обстоятельствами объективного хар-ра.

Ограниченная – связана с принудительным ограничением ранее полностью дееспособного индивида (либо мера ответственности (Н: лишение водит. прав), либо мера профилактического или правовостановительного хар-ра (Н: ограничение в деесп-ти алкоголика)

*Виды индивидуальной дееспособности по хар-ру:

Общая (реализовать основные П. и О.)

Специальная (обусловлена специальным правовым статусом и зависит от многих факторов (род занятий, гражданство..)

Дееспособность коллективных субъектов возникает одновременно с правосп-ю в момент регистрации. Виды: общая, специальная.

*Ст. 27 ГК (эмансипация): Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

    Объект правоотношения: понятие и виды.

Объект ПО – это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи.

Люди всегда участвуют в ПО ради удовлетворения своих интересов . Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ (то, что даёт достаток, удовлетворяет потребности )

Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории:

1) поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

2) согласно второму подходу объектами м.б.:

а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллек. творчества (худ. или документальные фильмы, научные и худ. книги и т.д.)

в) поведение людей – их определенные действия или бездействия, а также последствия, рез-ты того или иного поведения;

г) личные неимущ. и иные соц. блага, кот. служат удовлетворению потребностей участников ПО и по поводу кот-х у сторон возникают юр. обяз-сти и субъективные права. (честь, достоинство)

ЦБ и документы (деньги, акции дипломы, аттестаты).

    Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

ЮрФакт – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. ЮрФакт - это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. закон связывает наступление различных юр. последствий.

На юр. факт указывает гипотеза нормы права.

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

Правила поведения призваны регулировать нашу повседневность в обществе, помогают нам общаться, выставляют необходимые рамки, выход за которые приводит как минимум к невежеству и невоспитанности, а максимум – расцениваются в качестве девиантного поведения. Правила, регулирующие поведение в обществе, называются «этикетом».


Что это?

Этикет – свод правил поведения человека по отношению к людям в разных жизненных ситуациях. Существуют пять групп основных правил этикета:

  • умение преподнести себя – правила относятся к внешнему виду человека: одеваться со вкусом, ухаживать за своей кожей и фигурой, держать осанку, красиво ходить, умеренно и к месту жестикулировать;
  • правило речи и общения – манера и тон речи, способность грамотно излагать свои мыли, приветствовать, прощаться, прощать, строить конструктивный конфликт;
  • столовый этикет – аккуратность за столом и во время принятия пищи, способность правильно пользоваться столовыми приборами, сервировать стол;
  • правила поведения в обществе – умение вести себя в общественных местах (музеях, театрах, библиотеках, больницах и так далее);
  • деловой этикет – способность строить отношения с коллегами, начальством, манера вести бизнес вежливо и с уважением к партнерам.




Каждый, кто способен пользоваться основными правилами, производит впечатление воспитанного и вежливого человека, с которым приятно общаться и строить отношения. Такому человеку готовы идти навстречу, ему с удовольствием делают одолжения и выполняют его просьбы о помощи.


Помимо основных групп этикета, есть некоторые гендерные различия в правилах поведения и мужчин, и женщин, и детей.

Правила хорошего тона для мужчин

Хорошо воспитанный мужчина должен со вкусом и к месту быть одет. Он вежливо общается с девушкой, его речь спокойна, лишена резкости и высокого тона. К женщине он готов всегда прийти на помощь и неважно, знакома она ему или нет. К примеру, поднять тяжелые пакеты с продуктами соседке по подъезду, открыть девушке дверь машины и подать руку или пропустить ее первой при входе – это для него естественно и незатруднительно. Мужчина должен быть внимательным к женским потребностям.



С мужским полом он также вежлив, не показывает своего превосходства и не хвастает. Конфликты решает вежливым диалогом и не лезет первым на рожон. С подчинёнными справедлив, не повышает голос, относится уважительно к труду других людей, ценит их время и потраченные силы. Одним словом, мужчина достойный.


Основные правила для мужчин:

  • если, приглашая кого-то в ресторан, мужчина говорит: «Я вас приглашаю», то это значит, что он готов заплатить за этого человека;
  • гуляя рядом с женщиной, мужчина должен находиться по левую сторону от нее, а по правую могут находиться только военнослужащие, чтобы отдать честь при необходимости;
  • всегда нужно открывать перед женщиной дверь и пропускать ее первой;
  • при выходе из машины нужно открывать дверь и подавать руку женщине;
  • помочь женщине надеть пальто и временно подержать ее сумочку при необходимости.




Этикет для женщин

Все общеобязательные правила касаются и женщин. Женщина должна уметь себя подать – это относится как к внешнему виду, так и к манере общения . Образ должен быть подобран со вкусом и к месту.

Вежливый диалог, тактичность, скромность, прямая спина и красивая походка – идеальный вариант современной женщины. Мужчинам она грамотно оказывает знаки внимания.

Откровенный флирт с мужчиной неуместен, как и излишняя навязчивость, поскольку такое поведение называется «фривольностью».

Общаясь с мужчиной, женщина должна быть почтительна и тактична, но при этом знать свои права. Она вправе отказаться от навязчивых знаков внимания и предупредить мужчину о том, что он выходит за рамки допустимого.



От природы более эмоциональные женщины должны умело скрывать негативные эмоции в обществе, избегать высокого тона, бранных слов и даже излишнего проявления радости.

Основные правила для женщин:

  • находиться в помещении в шапке и варежках нельзя, но можно в шляпе и перчатках;
  • яркий макияж уместен только на вечеринках;
  • необходимо умеренно пользоваться духами: если женщина чувствует свой парфюм, то это значит, что его слишком много;
  • требуется соблюдать умеренность в украшениях: не надевать кольца поверх перчаток и митенок – можно надеть браслет, при этом максимальным числом украшений, включая декоративные пуговицы, считается 13 предметов.




Нормы поведения для детей

Первое, о чем должны помнить родители, что ребенок подражает им.

Поэтому необходимо быть во всем правильным примером для своего ребенка и аккуратно регулировать его поведение в публичных местах и на детской площадке.

Дети от двух с половиной лет обычно с удовольствием всех приветствуют и прощаются – нужно поощрять такое поведение по отношению к знакомым взрослым и детям.



На площадке свои игрушки всегда неинтересны до тех пор, пока они не заинтересуют другого ребенка. В таком случае нужно предложить детям обмен игрушками на время – так дети спокойнее научатся делиться и спрашивать разрешения поиграть чужой игрушкой.

О том, что нельзя шуметь в автобусе, бегать в магазине и кричать, должен знать любой малыш от 3-4 лет и уж тем более его родители.



По мере взросления детям стоит прививать правильную манеру общения с родителями, взрослыми, а в учебных заведениях – с учителями и воспитателями. Подобающая система поведения для детей от 6 лет:

  • нельзя перебивать и встревать в разговор взрослых, дерзить и грубить старшим и учителям;
  • с вежливостью и уважением относиться к пожилым людям, помогать им на улице или в транспорте;
  • прилично вести себя в общественных местах: не бегать по залу магазина, не кричать в музее и театре и подобных местах.

Но обучая детей правилам этикета, необходимо помнить и о правилах безопасности: дети иной раз могут быть слишком услужливыми, а этим могут воспользоваться преступники.




Общие правила

Ниже представлены современные общепринятые правила поведения:

  • Приветствие – это необходимый знак вежливости знакомому или человеку, с которым необходимо завязать знакомство. Кроме того, войдя в помещение, необходимо поздороваться первым.
  • Прощание . «Уходить по-английски» в нашем обществе неприлично. Поэтому, закрывая за собой дверь, необходимо обязательно попрощаться.
  • Благодарность – за оказанную услугу к обслуживающему персоналу, за помощь родных, друзей, к незнакомцу, придержавшему двери лифта.
  • Приличный внешний вид – аккуратная чистая одежда к месту и по погоде, а также сохранение личной гигиены.



Чего делать нельзя:

  • Приходить в гости без уведомления – нужно обязательно заранее оповещать о своем визите даже к родным и друзьям, ведь нежданные гости приносят много хлопот.
  • Читать чужую переписку и заглядывать в чужой смартфон. Человек имеет право на неприкосновенность личной жизни.
  • Задавать неудобные вопросы: спрашивать о зарплате, расспрашивать о личном, если, конечно, собеседник сам не затрагивает тему частной жизни.
  • Яростно спорить и конфликтовать. В конфликтной ситуации воспитанный человек не кричит на оппонента, не опускается до оскорблений и спокойно приводит свои аргументы.
  • Входить без стука в закрытое помещение. Нужно обязательно постучать в закрытую дверь как дома, так и на работе, входя в кабинет к коллеге или начальнику, тем самым можно уберегая человека за дверью от неловкой ситуации.




Ниже представлены правила для общественных мест.

  • Требуется сохранять тишину в соответствующих помещениях: в библиотеке, больнице, музее, театре, кино.
  • Нельзя сорить на улице, в парке и любых других публичных местах.
  • Запрещается курить и распивать спиртные напитки на уличных лавочках, и уж тем более вблизи детских игровых площадок.
  • Плевать, ковыряться в носу, сморкаться на тротуар недопустимо – это не только некультурно, но и вызывает отвращение прохожих.
  • Пробираясь в толпе, нужно использовать следующие слова: «разрешите пройти», «позвольте», «будьте добры».



  • Собираясь в театр, ресторан, на политическое мероприятие или корпоративную вечеринку, нужно правильно подбирать наряд.
  • В кино или театре пробираться к своим местам нужно лицом к сидящим. Если места в середине, то пройти к ним нужно заранее, чтобы потом не доставлять неудобство крайним сидящим зрителям.
  • Во время спектакля нельзя кушать – для этого есть антракт и буфет.
  • Мужчине следует после спектакля самому пройти к гардеробу и взять пальто для своей дамы, при этом помочь ей его надеть.
  • В музее нельзя громко разговаривать, не стоит толкаться, пробираясь к экспонатам. Не нужно торопиться – следует спокойно переходить от одного экспоната к другому и не трогать их руками. Необходимо слушать экскурсовода и не перебивать его, задавать вопросы только после того, как он попросит об этом.


  • Сушить зонт в любом помещение следует в закрытом виде.
  • Нельзя класть телефон на стол в гостях, ресторанах, при собеседовании – это признак неуважения, который расценивается, как нежелание общаться с собеседником.
  • Больше сумки, саквояжи, портфели нельзя класть на стол в ресторане или кафе. Сумки вешают на ручку стула, а портфель или саквояж ставят рядом со стулом на полу. На стол допускается класть только маленькую элегантную сумочку.

Этикет в общественном транспорте

Правила следующие:

  • При входе в любой общественный транспорт или метро, необходимо пропустить выходящих.
  • Нужно проходить сразу к свободным местам, не задерживайтесь у дверей.
  • Уступать место пожилым людям, беременным и женщинам с детьми и маломобильным гражданам.
  • Задев кого-то или нечаянно толкнув, нужно извиниться.



Этикет в магазине

  • При входе в магазин сначала нужно пропустить выходящих людей, затем впустите первыми беременных женщин, пожилых людей и маломобильных граждан, и только потом зайти самому.
  • С животными, зажженной сигаретой и мороженым входить в магазин нельзя.
  • За обслуживание продавца следует благодарить.
  • Испорченный товар следует возвращать с вежливым объяснением.
  • Очередь в магазине должна соблюдаться, но женщин с малолетними детьми, беременных и маломобильных граждан следует пропускать вперед.

Общие правила приличия являются инструментом, регулирующим рамки, за которые в обществе выходить не следует.




Тонкости общения

Психологическая составляющая нашей жизни – общение. В первобытном обществе люди общались только благодаря жестам и звукам. Сейчас оно происходит разными способами. В современном мире существует два основных вида общения:

  • Вербальное – с помощью речи. Это самый основной способ, благодаря которому общается вся планета.
  • Невербальное – с помощью жестов, мимики и чувств: тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных. С помощью чувств и жестов общаются не только люди, но и животные.


Общение регулирует отношения в быту, на работе, в семейной жизни, то есть абсолютно в любой сфере жизни. Поэтому не будет лишним знать о некоторых тонкостях, которые помогут понять других и быть понятым самому:

  • Умение слушать и слышать . Способность слушать помогает понять чувства человека. Быть услышанным для нас очень важно, а потому люди, обладающие такой способностью, сразу вызывают доверие и благодарность. Чтобы научиться слушать, необходимо настроиться на собеседника, который хочет донести свои чувства или ожидания. Для этого нужно оставить на время свои мысли, слушать и не перебивать его до тех пор, пока человек не выговорится и не станет ожидать совета от слушателя.
  • Умение выражать свои отрицательные чувства обязательно в семейной жизни. Правильно выразить чувства и не обидеть партнера, вовремя рассказать о накопившихся обидах важно, поскольку он может и не догадываться, что происходит в сердце любящего человека, ведь еще никто не научился читать чужие мысли.

Важно делать это без упрека и крика, и нужно помнить, что обида приходит на поступок, а не на личность. И также следует донести, что такой поступок оскорбил, и попросить больше так не делать – эмоционально зрелый человек поймет и впредь никогда так не сделает.


  • Умение выражать пожелания и просьбы. Если человек хочет, чтобы его желания выполняли, нужно обойтись без намеков и просить прямо, вежливо и в понятной форме. Заранее поблагодарить, используя при этом слово «пожалуйста» несколько раз, как делают это дети, ведь эта маленькая уловка часто работает.
  • Умение общаться с негативно настроенным человеком. Воздействие негативно настроенного человека способно ввести в уныние и даже депрессию, лишить уверенности и понизить самооценку.


Оттого стоит избегать такого «товарища», но если от общения не уйти, к примеру, с начальником, тогда следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Нужно абстрагироваться и не принимать на свой счет оскорбления, которые им наносятся.
  • Оставаться спокойным, доказывать свою правоту уверенно и сдержанно, парируя фактами. Обычно такие люди жаждут скандала, такой же реакции на их злость и гнев, но холодная сдержанность может сбить их с толку.

Негативно на человека влияют не только такие скандалисты, но и другая категория людей, которые постоянно жалуются, – они точно так же высасывают все положительные эмоции. От общения с ними можно устать. Лучшим способом станет избегание от общения с такими людьми или можно попробовать отвлечь их интересной новостью или темой . Но не стоит рассказывать им о своих успехах, так как это даст новую волну жалоб и повод для зависти.


Этикет в гостях и за столом

Знание культуры поведения в гостях и за столом поможет человеку не попасть впросак и не прослыть невежей. Следующие пункты этикета приведены для тех, кто любит не только принимать у себя гостей, но и сам часто заходит в гости.

  • хозяин дома встречает гостей на пороге и помогает раздеться, затем хозяйка провожает новоприбывших к столу и знакомит с присутствующими гостями;
  • гостей надо развлекать беседой, но не навязывать темы для общения, а просмотр домашнего фото и видео только по пожеланию всех присутствующих;
  • необходимо следить за тем, чтобы за столом у всех гостей были необходимые столовые приборы.


  • не стоит опаздывать;
  • культурный и вежливый гость не приходит с пустыми руками – цветы, бутылка вина или конфеты будут уместным подарком для хозяйки дома;
  • если это небольшой ужин или обед, то обязательно нужно похвалить кулинарные способности хозяйки, на больших приемах это неуместно;
  • плохой тон – молча сидеть и не общаться с остальными гостями, нужно поддерживать беседу;
  • нельзя уходить без прощания, следует поблагодарить за вечер хозяев и вежливо попрощаться с остальными гостями.



  • Женщины садятся за стол первыми, мужчины помогают им в этом, придвигая стул.
  • Локти на стол не кладут – разрешено класть только кисти рук, к тому же локти должны быть прижаты во время приема пищи.
  • Кушать нужно медленно, тщательно пережевывая пищу. Не допускается прихлебывать или причмокивать.
  • Мясо следует разрезать на маленькие кусочки, при этом нож держать в правой руке, а вилку в левой, есть необходимо с вилки. Есть с ножа недопустимо.
  • В перерывах между приемом пищи вилку и нож не оставляют на скатерти, а кладут на тарелку крест-накрест. Между сменой блюд вилку и нож оставляют также на пустой тарелке, но уже параллельно друг другу, при этом нож располагают справа от вилки.



  • Перед тем как выпить из бокала, необходимо промокнуть рот салфеткой, чтобы не оставлять на нем жирных пятен.
  • В том случае, когда все блюда уже на столе, брать их нужно только специальными приборами, отведенными для каждого отдельного блюда, и ни в коем случае не своей ложкой.
  • Недопустимо пользоваться зубочисткой за столом.
  • Нельзя разговаривать с полным ртом, а также выходить из-за стола не прожевав до конца пищу.
  • Если начался приступ чиханья или кашля, то нужно использовать салфетку.
  • Не стоит заставлять соседа по столу попробовать то или иное блюдо – у всех свои вкусовые предпочтения.
  • За столом следует вести легкую и приятную беседу.


Правила знакомства с родителями

Стремясь произвести хорошее впечатление на родителей второй половинки, люди совершают глупые ошибки. Поэтому приходя в гости к родителям своего любимого человека, нужно следовать следующим рекомендациям:

  • Не приходить с пустыми руками, но и не дарить на первой встрече отцу половинки спиртные напитки. Лучше принести цветы маме или тортик к столу.
  • Не стоит заводить разговор первым – лучше подождать пока к вам обратятся.
  • Нужно вести себя скромно, не льстить и не расхваливать интерьер дома.
  • Не стоит отказываться от угощений, стоит помнить, что будущая свекровь или теща готовила для вас – нужно постараться покушать всего понемножку и похвалить хозяйку.


  • Не нужно увлекаться спиртным – лучше постараться протянуть один бокал вина подольше.
  • Девушкам не следует курить в первый визит к родителям.
  • Необходимо позаботиться о приличном внешнем виде. Парням следует надеть брюки и рубашку или джинсы и рубашку, но ни в коем случае не надевать шорты. Девушке стоит избегать коротких шорт, юбок и платьев с глубоким декольте и вырезами.
  • Следует вежливо отвечать на вопросы родителей, не рассказывать анекдоты и избегать глупых шуток.
  • Уходя, обязательно стоит позвать родителей к себе в гости.


Умение одеваться

Приятный и опрятный внешний вид, соблюдение личной гигиены – естественные обязанности любого человека. Никому не будет приятно общаться с человеком, от которого неприятно пахнет. Такие простые вещи, как ежедневное посещение душа, чистка зубов и уход за кожей, должны обязательно осуществляться.



Немаловажно грамотно подобрать свой гардероб, который должен содержать вещи на все случаи жизни.

При этом обязательно надо учитывать параметры фигуры, чтобы вещь сидела хорошо и не казалась маленькой, или, наоборот, большой.

При подборе цвета вещи нужно опираться на цвет кожи, лица и глаз. Каждый человек имеет свой цветотип:

  • Зима – кожа может быть как почти белой, так и смуглой, волосы – черные или темные.


  • Весна – светлые волосы и глаза, тонкая кожа, розовые губы.


  • Лето – светло-русые, пепельного оттенка волосы. Серые, серо-голубые, зеленые, светло-карие глаза. Серовато-бежевый и слегка розовый оттенок кожи, бледно-розовые губы.


  • Осень – золотистая кожа, теплые оттенки глаз (карие, золотистые, темно-карие), волосы от золотистых до рыжих оттенков.


Для цветотипов зима и лето хорошо подойдут вещи холодных оттенков, для весны и осени – теплых, пастельных.

Сам гардероб делится на следующие категории:

  • Повседневный . Здесь будут уместны джинсы, футболки, рубашки, различные пуловеры и кофты. Женщины могут включить в него платья простого кроя и юбки, летом – сарафаны и шорты. Такая одежда удобна для встреч с друзьями, похода по магазинам, прогулке в парке или похода с детьми в цирк или в музей.

этикет, нормы поведения, взаимодействие людей, грамотное социокультурное пространство

Аннотация:

Одним из основных принципов жизни в современном светском обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей светской культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.

Текст статьи:

Человек на протяжении всей жизни находится в социокультурном пространстве, где правила поведения играют одно из главных ролей. Эти правила получили названия – этикет.

Этикет (франц.- etiquette) – это свод правил поведения, принятых в обществе, устанавливающий порядок светского поведения, который дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы достойного поведения и общепринятой вежливости для культурного общения между собой на различных уровнях структуры общества, в свете, при этом в процессе общения достойно учитывать в своем поведении интересы других.

Само слово этикет употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки – «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения.

Понимая под этикетом систему устоявшихся взаимных ожиданий, одобряемых «моделей» и правил светского общения между людьми, следует признать, тем не менее, что реальные нормы поведения и представления о том, «как должно поступить», существенно меняются со временем. То, что раньше считалось неприличным, может стать общепринятым, и наоборот. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Разумеется, различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно-эстетическим потребностям людей.

Рассмотрение всех аспектов этикета не представляется возможным, так как этикет проходит через все сферы общественной и личной жизни человека. В свою очередь заострим внимание на наиболее важных его нормах как тактичность, вежливость, чуткость. Затронем такое понятие как «неравенство». Проанализируем уровни поведения, внутреннюю и внешнюю культуру человека. Выделим правила телефонного общения. Последняя позиция выбрана не случайно, так как телефон занимает в данный момент лидирующие место в общении, иногда заменяя межличностное, а иногда даже и межгрупповое общение.

Одним из основных принципов жизни в современном светском обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей светской культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.

В этой связи одной из самых необходимых норм и оснований этикета выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, в обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми приходится общаться.

Другими важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость. Они подразумевают собой внимание, глубокое уважение к тем, с кем общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.

Кроме основных принципов этикета: вежливости, тактичности, скромности – существуют еще и общие правила светского поведения. К ним относится, например, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся, в частности, в форме преимуществ, которые имеют:

  • женщины перед мужчинами,
  • старшие перед младшими,
  • больные перед здоровыми,
  • начальник перед подчиненными.

Нормы этикета – в отличие от норм морали – являются условными, они носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Условность этикета в каждом конкретном случае можно объяснить. Направленный на объединение людей, он предлагает общепринятые формы, стереотипы поведения, символы проявления мыслей и чувств, облегчающие людям взаимопонимание.

В то же время этикет можно рассматривать и как эстетическую форму проявления нравственной, светской культуры, поскольку он одновременно имеет прямое отношение и к нравственности, к моральному облику человека и к эстетическим аспектам его поведения. Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика, улыбка, взгляд, т.е. то, что говорит о человеке, его чувствах и мыслях без слов; речь, обращенная к старшим, ровесникам, младшим при встрече и прощании, в гневе и радости; манера двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать грустные и радостные события, принимать гостей – всем этим видам общения человек должен придавать не только нравственный, но и эстетический характер.

В любом случае этикет является неотъемлемой фрагментной частью структуры социокультурной матрицы и представляет собой значимую часть современного светского поведения, хотя, конечно, далеко не все поведение человека вообще. По сути, он подразумевает лишь общепринятые правила и манеры поведения человека в обществе в обусловленных для этого местах, где и можно наблюдать внешнюю сторону поступков индивидов, в которых они проявляются наподобие своеобразной, заранее заученной игры интеллекта.

Исходя из сложившегося образа жизни современного человека, его общественных связей и деятельности, несложно перечислить все те условности светского поведения, которые изначально связаны с общепризнанным этикетом и обуславливают соответствующие этические и эстетические его нормы. Все они должны изучаться и повторяться, быть хорошо известны всем гражданам страны. Эти нормы касаются практически всех сторон жизни и быта, а также сфер общественной деятельности человека, обуславливая его поведение в семье, в гостях, в школе, на работе, а общественных местах, на дорогах, когда он пешеход и когда он автоводитель, в гостиницах, в парках, на пляже, в самолете, в аэропорту, в общественном туалете, и т.д. и т.п.

При этом следует иметь в виду, что в большинстве общественных мест гражданам достаточно лишь немудреное знание хороших манер и умение вести себя сдержанно, культурно и вежливо, ничем не привлекая внимания со стороны других людей и тем самым не мешая им находиться в вашем обществе.

Вместе с тем существуют и такие общественные места, где знание лишь только этикета гражданам недостаточно. Там должны использоваться в той или иной мере и другие базовые фрагменты социокультурной матрицы, рассмотренные нами выше (этические, эстетические, гражданские, ценностные, экологические и т.д.), а также умение чувствовать систему баланса интересов и прежде всего владеть способностью учитывать интересы других, ставить их выше собственных.

Для этого применяются более серьезные нормы и законы поведения, вытекающие из прав, обязанностей и интересов граждан, госслужащих, предпринимателей. Без наличия знаний соответствующих фрагментов социокультурной матрицы индивиды не могут называться, статусно аттестоваться или допускаться к соответствующим ячейкам общественной деятельности или государственным должностям. И чем выше социально место деятельности индивида в структуре общественных отношений, тем большие требования помимо знания этикета должны предъявляться к его поведению, тем больше в его поведении должно обуславливаться обязанностями данного индивида перед другими членами общества, социума по пониманию их конкретных интересов, интересов общества в целом – национальных интересов.

Исходя из этого, можно утверждать, что культура поведения человека складывается из двух частей: внутренней и внешней.

Внутренняя культура – это знания, навыки, чувства и умения, лежащие в основе фундаментальных фрагментов индивидуальной социокультурной матрицы человека, приобретенные посредством его воспитания, образования, развития сознания и интеллекта, профессиональной подготовки, признаками хороших результатов чего должна быть его добродетельность, знание интересов других, трудолюбие и высокая нравственность.

Внешняя культура – это стиль жизни и манеры поведения, проявляющиеся в быту и в общественной деятельности во время непосредственных контактов, общения с другими людьми, с объектами окружающей среды. Внешняя культура, как правило, является прямым порождением внутренней культуры человека, тесно связана с ней, хотя существуют и некие нюансы.

Так, отдельные проявления внешней культуры могут быть не отражать внутреннюю культуру индивида или даже противоречить ей. Это бывает в случаях болезненных проявлений психики, а также в случаях поведенческой «мимикрии», когда невоспитанный индивид пытается выдать себя за благовоспитанного. Однако при более продолжительном наблюдении за ним эти противоречия легко обнаруживаются. Поэтому подлинно культурный и дельный человек может быть таковым только благодаря усердному его воспитанию. И, напротив, внешние проявления невоспитанности индивида свидетельствуют о его внутренней пустоте, а значит, безнравственности, полном отсутствии элементарной внутренней культуры.

Внешняя культура не всегда полностью зависима от внутренней и иногда на какое-то время может скрывать недостаток последней. Хорошее знание правил этикета и их соблюдение может смягчить отсутствие высокой внутренней культуры, развитого сознания и интеллекта, хотя ненадолго.

Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью… Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.

Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от элементов общественных социокультурных матриц (разных инструкций, уставов, общепринятых правил, приличий, этикета) и того, что идет от воспитанности и просвещенности светского человека (манеры, деликатность, такт, вкус, чувство юмора, совестливость и т.п.).

Существуют правила поведения разного уровня и содержания:
1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном светском обществе, в т.ч. в среде благовоспитанных людей – интеллигенции;
2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, в регионе);
4) уровень правил, принятых в том или ином несветском общественном слое (в среде обывателей, среди приверженцев той или иной религиозной конфессии или секты, среди коррумпированных высокопоставленных чиновников, в бомонде, в среде олигархов и прочих индивидов со сверхвысокими доходами, и т.п.).
5) уровень светских правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, милиционеров, военных, среди актеров, государственных служащих, членов той или иной партии…)
6) уровень светских правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом…)

Говоря о внешних проявлениях этических или эстетических фрагментов социокультурной матрицы индивидов, следует отметить, что и здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.

В ситуациях, когда человек не знает тех или иных правил поведения, принятых в данном обществе, но он обладает определенными навыками воспитанности и знанием основ этикета, он может в какой-то мере компенсировать свое незнание чутьем, интуицией, основанным на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе.

Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны – внутренние и внешние, типичные и индивидуальные, хотя в то же время могут «работать» в одном направлении. Нормальные взаимоотношения людей – вообще тонкая материя, которая легко рвется, если люди грубо обращаются друг с другом, особенно сейчас в век постоянных стрессов и повышенной психической нагрузки.

Умение выслушать собеседника – непременное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать, Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Если человек желает совершенствоваться, быть лучше, быть достойным любви, добра, хочет, чтобы его уважали, тогда он должен следить за собой, за своими словами-действиями, чистить себя, не давать себе в этом покоя. Ведь известно, что благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям.

Вежливость не обязательно означает действительно уважительное отношение к человеку, так же как грубость не обязательно означает действительно неуважительное отношение к человеку. Человек может быть грубым в силу того, что он вращался в грубой среде, не видел иных образцов поведения.

Таким образом, вежливость – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Важным аспектом этикета является понятие хороший тон, который требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и поэтому верно утверждение, что человек может усвоить все и всему научиться, только не деликатности. Но деликатность еще не все, и прирожденный вкус требует совершенствования. Хорошие примеры и собственные старания способствуют этому.

Кроме того, в этикете существует такое понятие, как приличие. Это наименее приметный из всех понятий этикета, но наиболее чтимый.

Итак, хорошими манерами обладает только тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Ведь каждый человек, как правило, живет в обществе, т.е. среди других людей. Поэтому каждый его поступок, каждое желание, каждое высказывание отражается на этих людях. По этой причине должна существовать граница между тем, что ему хочется сказать или сделать, и тем, что можно, что будет приятно или неприятно другим. В этой связи ему необходимо каждый раз производить самооценку, не причинят ли зла, не вызовет ли неудобств или неприятностей те или иные его высказывания или поступки. Всякий раз он должен поступать так, чтобы окружающим людям было хорошо.

К азам этикета, известным всем с детства, являются три волшебных слова: пожалуйста, спасибо, извините (простите).

Всякая просьба должна сопровождаться словом «пожалуйста».

За всякую услугу или помощь нужно благодарить, говорить «спасибо».

За всякую неприятность, причиняемому другому, нужно извиняться или просить прощения.

Эти волшебные слова нужно научиться говорить не задумываясь, автоматически. Отсутствие этих слов в соответствующих ситуациях или их неавтоматическое, неестественное употребление означает либо невежливость, хамство, либо объявление-демонстрацию вражды.

В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям, Начинается же этикет с определенного порядка и правил приветствий, обращений, представлений и знакомств.

Учитывая «неравенство» в этикете, следует иметь в виду, что молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие – ожидающих, и т.д. На официальных приемах в первую очередь приветствуют хозяйку и хозяина, после них дам, сначала – более пожилых, затем – молодых, затем – более пожилых и старших по положению мужчин, а затем остальных гостей. Хозяйка дома должна пожать руку всем приглашенным гостям.

Следует помнить, что принятое у нас и на Западе рукопожатие при встрече и при представлении мужчины и женщины в мусульманских странах совершенно неуместно: ислам не приемлет даже простое соприкосновение лиц разного пола, не связанных кровными узами. Не принято обмениваться рукопожатиями и у народов Юго-Восточной Азии.

Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На человека, с которым здороваешься, следует смотреть прямо, с улыбкой. При обращении к незнакомому, малознакомому человеку или официальному лицу всегда следует говорить «Вы». Форма обращения «ты» выражает более близкие отношения с человеком. При обращении на «ты» отпадают многие формальности, свидетельствующие о внешней, отстраненной форме вежливости.

Не менее сложными являются и этикетные правила знакомств. Первый шаг к установлению знакомства – это представление. Представляясь или представляя кого-то, обычно называют фамилию, имя, отчество, иногда – должность или звание. Если вы по служебным или личным делам посещаете учреждение или должностное лицо, то прежде чем начать деловой разговор, вам следует представиться и, при наличии, вручить свою «визитную карточку».Представление необходимо и в том случае, если вы обращаетесь к незнакомому человеку по какому-либо вопросу.

Неотъемлемым атрибутом современного этикета является этика телефонных переговоров. К наиболее важным ее пунктам относятся следующие:
1) Всегда надо представляться, когда вы звоните, если не знакомы или малознакомы с адресатом или если вы редко звоните этому адресату. Надо также учитывать, что телефонная связь может быть плохой, т.е. ваш голос еле слышен или искажен и поэтому даже хороший знакомый может сразу не разобраться, с кем он говорит.
2) Почти всегда надо спрашивать, занят человек или нет и сколько у него времени на телефонный разговор. Бесцеремонным является поведение звонящего, который сразу без необходимых уточнений границ разговора начинает вести этот разговор.
3) Если вам звонят, а вы очень заняты и не можете разговаривать, то, как правило, бремя повторного звонка лежит не на том, кто звонил, а на вас. Исключений здесь может быть два:
- если у звонящего нет телефона;
- если по каким-либо причинам затруднительно звонить тому, кто позвонил вам. Невежливо заставлять звонящего перезванивать вам вновь из-за вашей занятости. Когда вы так делаете, то невольно даете понять, что цените-уважаете его меньше, чем себя.
4) Когда звонят по телефону и спрашивают не вас, а другого человека, то невежливо спрашивать «кто это?» или «кто говорит?». Во-первых, неприлично отвечать на вопрос вопросом. Во-вторых, своим вопросом вы можете поставить в неудобное положение того, кто спрашивает. Спрашивающий не всегда расположен представляться постороннему, взявшему телефонную трубку. Его право – оставаться инкогнито для посторонних. Спрашивающий «кто говорит?» вольно или невольно «лезет в душу» позвонившему. С другой стороны, спрашивающий «кто говорит?» вольно или невольно «лезет в душу» и тому, кому непосредственно звонят, поскольку адресат может быть тоже хотел сохранить тайну своих отношений со звонящим. (Так родители поступают порой в своем стремлении контролировать каждый шаг своих взрослых детей, чем ограничивают их право на личную жизнь. Излишний контроль и излишняя опека со стороны родителей приводят к тому, что взрослые дети или остаются инфантильными, несамостоятельными или отчуждаются от родителей.) В случае отсутствия адресата нужно спрашивать не «кто говорит?», а «что передать адресату?»
5) В телефонном разговоре должен преобладать, за редким исключением, деловой или телеграфный стиль. Разговоры вокруг да около неуместны. Нужно по возможности сразу же формулировать вопросы, из-за которых вы звоните, и не стесняться просить об этом же собеседника, если он «увлекся» разговором на посторонние темы. Просить собеседника о переходе к предмету телефонного разговора нужно тактично, без грубого прерывания его речи. В принципе, допустимы и неделовые разговоры по телефону, но лишь после того, как выясняется, что обе стороны располагают желанием и временем вести такие разговоры.
6) Нужно иметь в виду, что телефонное общение не такое полное как общение «лицом к лицу». Поэтому требования к разговору в целом более жесткие, т.е. нужно вести себя более осторожно, осмотрительно. Слово, сказанное по телефону, и слово, сказанное лицом к лицу, может быть оценено по разному и даже противоположным образом.

В телефонном разговоре нужно говорить менее эмоционально, шутить осмотрительнее, стараться избегать резких слов и выражений.

Еще два понятия этикета, которые нельзя не отметить, это обязательность и точность. Необязательный человек очень неудобен для окружающих, хотя он может быть милым, обходительным и т.п. На такого человека нельзя положиться, нельзя рассчитывать. Пусть он не обижается, если его перестают уважать и избегают общения с ним. «Точность – вежливость королей» – утверждает поговорка. Не король тот, кто необязателен, кто ведет себя небрежно по отношению к своему же собственному обязательству.

Этикет является довольно сложной наукой, которая таит в себе ряд особенностей. Главная тонкость заключается в том, что правила этикета не всегда несут абсолютный смысл. Всё зависит от места, времени и обстоятельств. Постигнув эти правила, каждый человек сможет избежать неловких ситуаций. Обзорная статья на тему "Правила этикета" даст общее представление об этом понятии. Мы поможем сориентироваться в разных жизненных обстоятельствах, когда необходимо проявить свои лучшие качества в общении и поведении.

  • Содержание:

Понятие этикета

Исторические корни самого понятия «этикет» ведут к Франции. В общем смысле данный термин обозначает совокупность закрепленных за определенной культурой требований, которые в каждой отдельной ситуации предъявляются к поведению человека.

Согласно словарному толкованию, этикет - это общепринятые правила поведения в обществе, установленные формы обхождения. Практическая сущность этикета заключается в том, что он позволяет людям пользоваться готовыми правилами поведения , манерами и формами общения с разными людьми.

Первое правило этикета


На протяжении более 40 лет ежегодно отмечается Всемирный День приветствий. Данному событию неспроста уделяется такое внимание. Дело в том, что приветствие - это первое правило этикета.

Если общение проходит с глазу на глаз, то без улыбки не обойтись. Первое впечатление оставляет глубокий след, а другого раза может уже и не быть для исправления мнения о себе. С давних времён уклонение от приветствия считается ярким примером невоспитанности.

Этикет общения

Этикет - это инструмент, который позволяет добиться желаемого от общения с близкими, друзьями или коллегами. Для этого нужно уяснить определенные правила и пользоваться ими на практике.

Любое общение должно начинаться с вежливого приветствия и грамотного обращения. Даже если беседа утомительна или не вызывает интереса, нужно проявить внимание к собеседнику. В этом случае вы обретёте его расположение и сохраните приятное впечатление о себе.

Детали мы подробно изложили в соответствующей статье, добавим лишь ещё пару слов об актуальном сегодня понятии - правилах разговора по телефону.

Телефонный этикет

Даже самый короткий разговор по телефону должен вестись в соответствии с общепринятыми правилами этикета, будь он делового или бытового характера. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон. Поэтому культура общения по телефону живёт и развивается в ногу со временем.

Общение всегда сближало людей, даже если это просто разговор по телефону. Такая беседа должна вписываться в рамки телефонного этикета . Важно не забывать слова приветствия и прощания, уметь чётко излагать мысли и вовремя останавливаться, давая слово собеседнику.

Нормы этикета изучаются со школьной скамьи и на протяжении жизни. Компании, заботящиеся о своей репутации, проводят даже специальное обучение сотрудников, посвящённое общению по телефону. При осуществлении деловых переговоров на карту выносится не только личный авторитет говорящего, но и имидж организации.

Человек не выходит за рамки социокультурного пространства на протяжении всей жизни. Благодаря установленным правилам поведения , он поддерживает нормальные отношения с окружающими. Это важно для каждого воспитанного человека.

Взаимное уважение можно заслужить, придерживаясь правил вежливости. Неконфликтные люди проявляют сдержанность, не допускают резкости и грубости в своём поведении. Они стараются избегать даже малейших конфликтов и нелепых ситуаций, ежедневно используя азы этикетной науки.

Истинная доброжелательность, бескорыстие, чуткость, вежливость и тактичность - главные качества человека, на которых строится хорошее поведение. Они важны на всех этапах общения и отношений. Такие качества позволят утешить душевную боль, сгладить обиду и вовсе не допустить огорчения.

Хорошие манеры

Овладение хорошими манерами обогащает душевную красоту человека. Они напрямую связаны с правильным воспитанием. Такие манеры проявляются в походке, одежде, мимике, интонации, поступках, обращении с людьми.

Культурный человек должен уметь вести себя сдержанно, скромно, тактично и внимательно по отношению к окружающим. Он должен нести ответственность за свои слова и поступки. Это ключевые качества, на которых строятся хорошие манеры. А они, в свою очередь, регулируются этикетом. В этом и заключается их тонкая связь.

В своё время Гёте сравнивал манеры человека с зеркалом, отражающим его портрет. Эти слова не потеряли смысл и актуальность в современном мире. Окружающие люди всё замечают, они судят о человеке по поведению, которое иногда выдаёт больше, чем хотелось бы. Чтобы быть на высоте, нужно не переставать следить за своими манерами.

Этикет за столом

Собираясь на торжественное мероприятие или званый семейный ужин, на романтическое свидание в кафе или деловую встречу в ресторан, важно не забыть про хорошие манеры и правила этикета за столом . Культурный человек должен их знать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Столовый этикет обусловлен рядом особенностей и национальными традициями, но надо помнить хотя бы общепринятые правила. Культура поведения за столом серьёзным образом влияет на впечатление о человеке. Неумение правильно есть, брать еду или пить способно отвернуть от общения с таким человеком.

Современные правила этикета за столом доступны для каждого. Они раскрывают назначение и использование сервировочных предметов, регламентируют нормы поведения во время еды. Владение этой непростой наукой позволит чувствовать себя гораздо увереннее за любым столом.

Этикет в гостях


Может показаться, что гостем быть легко и весело. На самом деле, чтобы стать желанным гостем, нужно уметь красиво себя вести, то есть соблюдать гостевой этикет . Его предписания и тонкости должен усвоить каждый воспитанный человек. Недаром широко распространён термин «персона нон-грата», что в буквальном переводе означает нежеланный гость.

Нужно уметь приходить в званый час, с хорошим настроением, непустыми руками. Уходить также надо вовремя, с благодарностью за приглашение и тёплый приём. Важно уметь вести себя достойно в любой обстановке и компании.

Нормы и правила этикета

Нормы и правила этикета оттачиваются на протяжении столетий. В них вносятся изменения разными народами, которые чтят свои национально-культурные традиции. Несмотря на это, есть и общепринятые установки поведения и общения между людьми.

Каждый воспитанный человек ставит перед собой задачу не только ознакомиться с правилами и нормами этикета, но старается также следовать им. Это важная составляющая внутренней культуры индивидуума.

Основные правила этикета

Сокровищница правил этикета с развитием общества не перестаёт наполняться. В ней можно найти нормы и правила поведения на все случаи жизни. Каждый уважающий себя человек, должен знать хотя бы основные из них. В этой статье мы даём лишь обзор понятия «правила этикета», конкретные примеры вы без труда найдёте в сети.

Следование ключевым этическим правилам упрощает взаимодействие и в целом облегчает жизнь в социуме. Их соблюдение позволяет человеку показать свою воспитанность и образованность.

Правила хорошего этикета

Следовать правилам приличия совершенно не означает, что кто-то должен плясать под чужую дудку. Человек, который по-настоящему уважает себя и окружающих, будет в любой ситуации стараться придерживаться правил хорошего этикета , чтобы не причинить себе и другим людям неудобства. Для этого достаточно освоить простые и полезные правила хорошего тона. Тогда не только личная жизнь, но и окружающая действительность станет краше, добрее.

Применение правил хорошего этикета - это гарантированный успех. Они помогут быстро установить хороший контакт, вызвать правильную реакцию и в целом чувствовать себя уверенно.

Правила этикета в обществе

Человек, являясь социальным существом, должен вести себя в обществе достойно, руководствуясь правилами этикета. Они направлены на то, чтобы поведение было естественным, а не наигранным.

Искренние чувства всегда были ценны. Для их выражения каждый член общества должен стремиться к самосовершенствованию. Внутренняя гармония человека достигается при соединении высокой нравственности с образцовыми манерами, которые вытекают из правил этикета в обществе.

Этикет для девушек, мужчин, детей

Сегодня нечасто вспоминают о временах рыцарства, как благородно настоящие герои относились к женщинам. Где сейчас найти таких джентльменов? Их можно увидеть разве только на киноэкране, чем повстречать в реальной жизни. Настоящие леди тоже встречаются сегодня не часто. Девушка с утонченными манерами редкий гость в наших краях.

Дело в том, что слабый пол сегодня на равных общается с мужчинами. А представители сильного пола боятся или не умеют демонстрировать свою галантность. Гендерные различия стираются, но правила этикета для сегодняшних девушек и мужчин актуальны не меньше, чем в стародавние времена.

Тонкости изящных манер важны не только для взрослых, но и для детей. Они помогут донести правильную модель поведения в обществе. Ребёнок сможет без затруднения общаться со сверстниками, родными и незнакомыми людьми. Овладев правилами хорошего тона, дети научатся вести себя в школе, за столом, в кинотеатре. Их социальная адаптация к взрослой жизни будет происходить безболезненно.

Служебный этикет - это набор целесообразных правил, устанавливаемых в трудовых коллективах, с целью определения поведения сотрудников. Данные правила соответствуют нравственным и моральным принципам. Следование предписанным требованиям должно быть обязательным как для руководящих лиц, так и для подчинённых.


Правила служебного этикета имеют важное значение для поддержания нормального рабочего климата и увеличения производительности труда. Их выполнение имеет фундаментальное значение для стабильного и плодотворного сотрудничества с клиентами и партнёрами.

Служебный этикет предписывает требования к поведению не только внутри своего коллектива, но и при сотрудничестве с внешними субъектами. Поддерживая деловое общение с иностранными партнёрами, нужно знать их правила этикета, традиции и обычаи. Только такие взаимоотношения могут стать долгосрочными выгодными для обеих сторон.

Мы рассказали в общих чертах о правилах этикета и составляющих этого понятия для разных сторон жизни человека. Детали хороших манер в разных обстоятельствах уместно рассматривать раздельно, в подробностях, для каждой ситуации. Невозможно во всех тонкостях отразить правила поведения в одном материале. Поэтому данную статью мы считаем отправной точкой в мир этикета и будем использовать её в качестве содержания для последующих статей на эту тему.