Пифагор самое главное. Философские взгляды Пифагора. Пифагор отправляется в Египет

Биография Пифагора уже рано была затемнена, и с течением времени все более затемнялась столь многими неисторическими сказаниями и догадками, в его учение было внесено так много позднейших элементов – в особенности со времени возникновения неопифагорейской школы и широко использованного ею приема сочинения подложных пифагорейских писаний, – что нужна самая осторожная критика, чтобы выделить из дошедших до нас сведений истинные части. Со значительной степенью достоверности можно установить в истории пифагорейской школы и ее основателя лишь немногие основные пункты, а в отношении ее учения – лишь элементы, которые засвидетельствованы подлинными отрывками Филолая, сообщениями Аристотеля и указаниями позднейших доксографов, источник которых мы вправе усматривать в Феофрасте .

Пифагор, сын Мнесарха, родился на острове Самосе, куда его предки, тирренские пеласги , переселились из Флиунта. Из неточных, значительно расходящихся между собой указаний о времени его жизни, по-видимому, ближе всего к действительности стоят сведения, имеющие своим источником, вероятно, Аполлодора. Согласно им, Пифагор родился в 571-570 году до Р. Х., прибыл в Италию в 532-531 г. и умер в 497-496 году в 75-летнем возрасте. Уже Гераклит называет его ученейшим мужем своего времени (оговариваясь: он «создал себе мудрость – многознание, злохудожество»). Но как и откуда Пифагор почерпнул свои знания – это нам неизвестно. Указания позднейших авторов, что он предпринимал с образовательной целью путешествия в восточные и южные страны, исходят от недостоверных свидетелей, возникли поздно и среди подозрительных обстоятельств – и потому должны считаться не сведениями, основанными на историческом воспоминании, а лишь догадками, поводом к которым послужили учение о переселении душ и некоторые орфико -пифагорейские обычаи.

Пифагор. Бюст в Капитолийском музее, Рим

Более древнему преданию, по всем признакам, не было ничего известно даже о пребывании Пифагора в Египте, которое само по себе не содержит ничего невозможного. Первое упоминание о нем встречается в пышной речи Исократа , которая сама не притязает на историческую правдивость. Здесь ничего не говорится о пребывании философа в Египте. В отношении Платона и в особенности Аристотеля маловероятно, чтоб они выводили из Египта столь влиятельную систему как пифагореизм . Учение о переселении душ, которое Пифагор будто бы узнал в Египте, было известно грекам и до него, тогда как оно было чуждо египетской религии. Попытки вынести пифагорейское учение о переселении душ из сходного с ним индусского учения тоже следует признать неудачными.

Более вероятно, хотя все же не вполне достоверно, что учителем Пифагора был Ферекид. Если другое известие – что Пифагор был учеником Анаксимандра (у Порфирия ) – по-видимому, основано не на историческом предании, а на простой догадке, то все же отношение пифагорейской математики и астрономии к соответствующим учениям Анаксимандра свидетельствует о знакомстве Пифагора с милетским философом.

После того как Пифагор начал свою деятельность на Апеннинах, он нашел для нее главное поприще в Нижней Италии. Он поселился в городе Кротоне и основал здесь союз, который встретил множество приверженцев среди италийских и сицилийских греков. Позднейшее сказание изображает дело так, что он выступил в этих местах в качестве пророка и чародея, и что его школа была союзом аскетов, которые жили на коммунистических началах, подчиняясь строгой дисциплине ордена, воздерживаясь от употребления мясной пищи, бобов и шерстяной одежды и свято храня тайны школы. Для исторического анализа пифагорейский союз является прежде всего одной из форм тогдашних организаций религиозных мистерий: средоточием его служили «Оргии», о которых упоминает Геродот ; его главным догматом было учение о переселении душ, о котором говорит уже Ксенофан. От посвященных требовалась чистота жизни (Πυθαγόρειος τρόπος του βίου, «пифагорейский образ жизни»), которая, однако, по наиболее достоверным свидетельствам, сводилась лишь к немногим и легко выполнимым воздержаниям. От всех других сходных явлений пифагорейский союз отличался тем этически-реформаторским направлением, которое Пифагор придал мистическим догматам и культу, стремлением привить своим членам, по образцу дорийских «нравов и воззрений, телесное и духовное здоровье, нравственность и самообладание. В связи с этим стремлением стоит не только культивирование многих искусств и знаний, например, гимнастики, музыки, медицины, но и научная деятельность, в которой упражнялись члены союза, по примеру его основателя; в этой деятельности иногда могли участвовать даже посторонние лица, не принадлежавшие к союзу.

Гимн пифагорейцев солнцу. Художник Ф. Бронников, 1869

Математические науки греков вплоть до начала 4-го века имели пифагорейскую школу своим главным средоточием, и к ним примыкало то физическое учение, которое и у пифагорейцев образует существенное содержание их философской системы. Что этическая реформа, которой домогался Пифагор, должна была тотчас же стать и политической реформой – для греков той эпохи было само собой понятно. В политике пифагорейцы, согласно всему духу своего учения, были защитниками дорийско-аристократических учреждений, направленных на строгое подчинение личности интересам целого. Однако, эта политическая позиция пифагорейского союза уже рано подала повод к нападениям против него, которые побудили еще самого Пифагора переселиться из Кротона в Метапонт, где он и закончил свою жизнь. Позднее, после многолетних трений, вероятно около 440 – 430 г. до Р. X., сожжение дома, в котором собирались пифагорейцы, послужило сигналом для преследований, которые распространились по всей Нижней Италии. В ходе них многие пифагорейцы погибли, а остальные бежали в разные стороны. К этим беглецам, через которых Средняя Греция впервые ознакомилась с пифагореизмом, принадлежали Филолай и Лисид, учитель Эпаминонда , которые оба жили в беотийских Фивах. Учеником первого был Эврит , чьих воспитанников Аристоксен называет последними пифагорейцами. В начале 4 века мы встречаем в Таренте Клиния, и вскоре после этого – знаменитого Архита , благодаря которому пифагореизм снова приобрел власть над могущественным государством. Но, по-видимому, вскоре после него пифагорейство, слившееся в Древней Академии с платонизмом, в Италии совершенно пало, хотя пифагорейские мистерии сохранились и даже получили большее распространение.


Великий древнегреческий философ, политический деятель, математик и астроном Пифагор является родоначальником многих научных дисциплин, учений и понятий. Его биография сложна, интересна и таинственна настолько, что не всегда можно отделить факты из жизни великого учёного и мудреца от легенд и вымысла. Однако всеми признано, что важные факты из жизни Пифагора записаны его учениками из самых разных уголков мира.
По подсчетам учёных Пифагор родился примерно в 570 году до н.э. в г. Сидоне, нынешняя территория современного Ливана. Его отец Мнесарх – зажиточный ювелир и купец, который смог создать для сына отличные условия для получения хорошего образования и больших знаний.
Окутано легендой происхождение самого имени Пифагора. По преданию, однажды в Дельфы в свадебное путешествие отправились молодые родители Пифагора. Именно здесь жрица (а по некоторым сведениям оракул) дала предсказание, что у Мнесарха родится сын и станет он известным долгие века своей мудростью и делами. Пророчество сбылось, и в качестве благодарности жрице, поклонявшейся Аполлону Пифийскому, мальчика называют Пифагором, что в переводе означает предсказанный пифией (жрицей).
С самого раннего детства Пифагор много учился, посещал лучшие храмы Греции, а в подростковом возрасте ознакомился с работами величайших мудрецов того времени. По словам исследователей античности, он и лично встретился со многими деятелями той эпохи. Среди них отметим Ферекида Сиросского – древнегреческого космолога, одного из самых важных учителей Пифагора. Именно ему будущий философ обязан глубокими познаниями в математике, астрономии, физике. Не менее важное место в становлении личности Пифагора занимало общение с Гермодамантом, научившем любви к искусству, поэзии и музыке на примере произведений Гомера.
Следующий этап биографии Пифагора складывается из его жизненного опыта, основанного на путешествиях в чужие земли. Через Финикию он отправляет в Египет, с древними жрецами, их верой и даже, несмотря на статус иностранца, посещает египетские храмы.
Позже в Египте он создает свою школу, в которой обучает желающих точным наукам и философии. Пифагор провел в этой стране значительное время – около двух десятков лет. За это время у него появилось много сторонников и последователей, которые гордо называли себя пифагорейцами. В этот период жизни Пифагор вводит в обиход понятие «философ» и причисляет себя к нему. По мнению ученого, «мудрец» и «философ» совершенно разные по своим значениям и цели. Философ же – это тот, кто «пытается узнать» все и всегда.
Имея за своими плечами множество выдающихся открытий, сделанных на египетской земле, Пифагор в качестве пленника персидского царя Камбиза попадает в Вавилон и проводит там двенадцать лет. Здесь он активно посвящает себя изучению восточной культуры и религии, сравнивает особенности их развития в странах Ближнего Востока и Греции. После этого Пифагор посещает Финикию, Сирию и Индостан, где еще больше увеличивает познания в естественных науках, достигает все новых свершений и открытий в каждой области.
В 530 году до н.э. философ оказывается в южно-итальянском городе Кротон. Именно здесь Пифагор получает всеобщую известность, его цитируют и возносят, а апогеем становится основание Пифагорейской школы. Ее по-другому также называют философским братством или союзом. Учиться здесь может лишь тот, кто уже неплохо разбирается в математических науках и имеет представление об астрономии.
В возрасте 60-ти лет Пифагор влюбляется в свою ученицу по имени Теано. В их браке рождается трое детей.
К сожалению, в 500 году до н.э. на Пифагора и его школу начались массовые гонения. В качестве основной причины ученые считают, его отказ взять в свои ряды учеников сына богатого представителя власти. После многочисленных волнений и бунтов, окутавших г. Кротон, Пифагор исчез, но науку и философию он не оставляет до конца своих дней.

Человек, известный нам как великий математик, был еще философом, мистиком, аскетом и основателем религиозно-философской школы своего имени. Пифагорейские идеи оказали заметное влияние на Платона, а через него на всю западную философию.

Геродот утверждал, что Пифагор родился в 570 г. до н.э на Самосе - греческом острове в восточной части Эгейского моря. Его отцом был ювелир по одним сведениям, и купец по другим. По легенде, его беременная мать получила предсказание Дельфийской пифии, что родит красивого, мудрого и полезного человечеству ребенка. Она назвала сына в честь предсказательницы.

Диоген Лаэртский сообщал, что Пифагор много путешествовал и посетил не только Египет, Аравию, Финикию, Иудею, Вавилон, но даже Индию. Он собирал знания о природе вещей и о тайных мистических культах и богах. Плутарх утверждал, что во время своего визита в Египет, Пифагор учился у жреца бога Анубиса. Ксенофан писал, что он верил в переселение душ. Известна история, когда Пифагор ходатайствовал от имени собаки, которую избивали, заявляя, что признал в ее воплях голос умершего друга. Он шокировал слушателей, утверждая, что участвовал в Троянской войне.

Пифагор совершил множество открытий. Кроме знаменитой теоремы и теории чисел, он преуспел в музыке – доказал связь между высотой звука и длиной струны. В астрономии создал теорию «музыки сфер» и признал шарообразность Земли. Догматы пифагорейской медицины изучались Гиппократом. Но вместе с научными исследованиями Пифагор практиковал гадания и пророчества. Он увязал в причудливый клубок науку и мистику, создав, по сути, новое религиозное течение.

Эзотерические учения, тайные религиозные доктрины и обычаи, которые, несомненно, занимали видное место в системе Пифагора, связаны с культом Аполлона. Умеренность во всем была главной платформой школы. Его ученики сформировали некоторое подобие клуба, которое включало в себя философскую школу, религиозное братство, а также политическую ассоциацию.

Жители Кротона, где после путешествий поселился Пифагор, боготворили его. Они безоговорочно следовали за ним. Античные авторы рассказывали фантастические истории, как после красноречивых выступлений философа, греки становились настоящими аскетами.

Мало кто знает, что Пифагор был идеологом разрушения Сибариса – города сибаритов, полного роскоши. Проповедуя свое учение, он призывал кротонцев к отказу от излишеств в пику изнеженным сибаритам. Противоречия между двумя полисами Великой Греции привели к войне и кротонцы разрушили Сибарис. Ученики Пифагора утверждали, что он сокрушался по этому поводу, но историки... историки им не верят.

Однако, после разрушения Сибариса в Кротоне начались волнения. Пифагорейцы насаждали свой порядок, но жители уже не хотели лишений и воздержания. И вот, в один трагичный для пифагорейцев день, кротонцы подожгли их храм. Многие адепты погибли, уцелевшие разбежались. Позже последователи учения организовали подобие секты, но со временем пифагорейская школа перестала существовать.

Что касается судьбы самого Пифагора, мнения расходятся. Некоторые говорят, что он погиб в храме со своими учениками, другие, что он бежал на корабле до Метапонта, и там уморил себя голодом.

Осколки его учения достигли и наших дней. Ученые признают Пифагора великим математиком и астрономом, благодаря которому в математику вошло положение о необходимости доказательств, что придало ей статус особой дисциплины. Философы ставят Пифагора в один ряд с Заратуштрой, Буддой, Конфуцием и Лао Цзы. Мистики почитают его как его великого посвященного, ясновидящего и пророка.

Биография этого человека перенесёт читателя в мир древнегреческой культуры. Личность Пифагора Самосского, а именно о нем пойдет речь, можно смело называть легендарной, хотя он был реальным человеком. Его мысли в различных областях знаний, к примеру, математики, философии, музыкальной гармонии и даже мистики стали краеугольным камнем для будущих ученым, которым он подсказал «простую дорогу».

Еще при жизни этого человека, о нем ходили разные слухи, что порой пугало его соотечественников. Однако они все равно преклонялись перед его мудростью и рассудительностью. Давайте же разберемся, кем на самом деле он был и как сложился его жизненный путь.

Мечтатель и политик Пифагор: биография неспокойного грека

Жизнь и судьба этого ученого окутана таким количеством разнообразных мифов и легенд, что отделить «зерна от плевел», то есть правду от вымысла чрезвычайно трудно. В них математик представлен как абсолютный мудрец и величайший ум человечества, наделенный такими знаниями, которых не может иметь никто. Даже Геродот отмечал Пифагора, как величайшего из самых знаменитых эллинских мыслителей. Главным источником знаний об этом человеке является труд античного философа-неоплатоника Ямвлиха под названием «О Пифагоровой жизни». Современные ученые датируют его приблизительно 234-305 годами до нашей эры. Также о нем писали историки позднеантичного периода Диоген Лаэртский и Порфирий в своих сочинениях. Получается, что все сведения о нем возникли не менее, чем через две сотни лет после его смерти.

Наиболее ранние свидетельства о жизни и труде великого мудреца Пифагора дает прямой ученик Аристотеля – Аристоксен. На его счету четыре полных трактата: «О пифагорейской жизни», «О Пифагоре и его учениках», «Жизнь Пифагора» и «Пифагорейские изречения». Все они написаны ранее трехсотого года до нашей эры.

Кратко о древнегреческом мыслителе

Если бы не последователи учения философа, едва ли хоть кто-нибудь узнал, кто такой Пифагор. Ни одного письменного свидетельства, начертанного его рукой, до наших дней не дошло. Возможно, подобно Сократу, он не любил переносить свои мысли на бумагу, а может быть, они просто не были найдены и истлели за прошедшие века. Современники считали, что он познал все тайны Вселенной, но ведь он был просто человеком, который попытался опередить время. Сын ничем не примечательного гражданина, он добился того, что о нем заговорил весь мир и даже спустя более двух тысяч лет назад о нем помнят потомки.

По мнению его более поздних биографов, он общался с самыми просветленными умами мира, вел беседы с прославленными правителями и завоевателями, как с равными, а также слушал ученых своего времени. Это указывает на непростое происхождение Пифагора. Он длительное время провел в Египте и Вавилоне, где изучал разнообразные таинства, но вынужден был вернуться на родину. Вопреки заблуждениям, у мужчины, кроме друзей и последователей, было также множество врагов и недоброжелателей, которых раздражал «праздный» образ жизни ученого. Однако история поставила все на свои места, а имена противников сохранились в ней только благодаря тому, что они упоминаются рядом с Пифагором.

Рождение, предсказанное Пифией

Отцом будущего выдающегося ученого был грек Мнесарх, который долгое время жил в финикийском городе Суре (Тире). Он находился на территориях, занимаемых современным Ливаном. Согласно различным источникам, мужчина мог быть камнерезом (скульптором) или же богатым купцом. Он часто бывал на острове Самос, что в Эгейском море, и даже был почтен его гражданством, когда раздавал хлеб нуждающимся после неурожайного года. Там грек встретил прекрасную дочь правителя Анкея – Партениду, которую взял в жены.

О благосостоянии Мнесарха свидетельствует и тот факт, что у него были средства, чтобы отправиться для получения предсказания оракула в храм Аполлона в Дельфах. Легенда гласит, что Пифия сообщила взволнованному будущему отцу, что у него появится сын, который принесет людям столько пользы и добра, что « не счесть всем мудрецам на свете » .

Семейство постоянно путешествовало, и однажды они пребывали в городе Сидоне Финикийском (ныне Сайда), где и родился Пифагор приблизительно в 570 году до нашей эры. На радостях от предсказания, Мнесарх решил переименовать супругу, дав ей имя Пифаида. Сочинения Ямвлиха говорят, что с самых ранних лет он был очень способным к любым наукам, схватывал все на лету, а разговаривать научился еще до года.

Детство и юность будущего мудреца

Доподлинно неизвестно, как протекали ранние годы жизни Пифагора. Отец окружил его заботой, дал прекрасное образование. Есть сведения у некоторых биографов, что вместе с будущим мыслителем воспитывалось еще двое его братьев – Тиррен и Эвност, однако они фигурируют далеко не во всех текстах. Традиционно, первыми преподавателями мальчиков называют прославленных ученых того времени Ферекида Сиросского (основателя италийской школы философии) и Гермодаманта (старца-музыканта). Именно они привили малышу искреннюю любовь к поэзии Гомера и страсть к музыке с ее гармоничными переливами и чуть ли не математическим порядком.

Учителя многому научили юного Пифагора. Гермодамант ввел его в круг муз, а Ферекид научил его обращать свой ум к логосу, а также к природе. Именно в ней паренек должен был почувствовать и узнать своего самого главного преподавателя, что он с успехом и делал. Он учился не только музыке и философии, но также рисованию, математике, медицине, риторике и грамматике. Говорят, что читал наизусть «Илиаду» Гомера. Однако этого молодому дарованию было мало. Потому отец, сразу же после того как сыну исполнилось шестнадцать, благословил его и отправил в длинное путешествие, в котором он должен был набраться мудрости у наиболее прославленных мудрецов человечества.

Как складывалась философская система Пифагора

Из некоторых источников можно понять, что еще в юности будущий ученый был отправлен в Египет, где набирался мудрости у жрецов. Однако не совсем ясно, как именно мальчик мог туда попасть и кто его сопровождал в путешествии. В сочинениях Порфирия и Диогена имеются данные, будто сам тиран Самоса, Поликрат, написал рекомендательное письмо для него к действующему в то время фараону Амасису. Благодаря этому парень получил возможность не только изучать медицину и математику, но и приобщиться к тайным знаниям.

В погоне за знаниями: Пифагор – математик, философ и мистик

Глава школы неоплатонизма в Аламее, философ Ямвлих, указывает, что в возрасте восемнадцати лет будущий мудрец покинул родные пенаты и отправился искать счастья, а вернее, образования в чужих краях. Он уехал с острова и попытался посетить всех выдающихся мыслителей его современности. Пробыть в Египте, который был конечной точкой путешествия, удалось ровно двадцать два года. После этого его вместе с остальными пленниками увезли в Вавилон, который захватил персидский правитель, принадлежащий к династии Ахеменидов – Камбис II.

  • Он посетил остров Лесбос, где постиг учение знаменитого мифографа и космолога Ферикида. Этот ученый первым высказал мнение о бессмертии человеческой души, а также выделил основные три элемента (вода, земля, воздух), которые составляли все сущее.
  • Считается, что он мог посещать математика из города Милета, что в Малой Азии, Фалеса Милетского. Некоторые современные ученые даже считают, что честь «открытия» свойств угла, вписанного в полуокружность, принадлежит Пифагору, под влиянием этого человека.
  • В том же городе он посетил еще одного мудреца – Анаксимандра, который натолкнул его на мысль о том, что Земля имеет форму шара, а не является плоской, как думали ранее.
  • Жрец и пророк Заратуштра (Зороастр), с учением которого Пифагору пришлось познакомиться во время пленения вавилонянами, тоже повлиял на его мировоззрение. Так, ученый научился разграничивать зло и добро, категорически отвергать первое и стремиться ко второму.
  • Касаемо образа жизни, все правила молодой человек почерпнул у жрицы Фемистоклеи (Темистоклеи) Дельфийской. Моральные устои парня базировались именно на ее учении о добродетели. Когда Пифагор жил в Дельфах, он был в своего рода заключении: постигал истину в закрытом храме, из которого не мог выходить, когда заблагорассудится.

Вернуться на родной остров после длительных странствий ему удалось только в возрасте пятидесяти шести лет. Тогда жестокий правитель скончался, и все пленники смогли отправиться на родину. На Самосе соотечественники сразу же поняли, что перед ними уже полностью сформировавшийся мудрец, воздали ему хвалу и почитали до конца дней.

Суть научных и философских взглядов

Чтобы разобраться, что сделал Пифагор, следует ознакомиться с началами той самой науки, которой он посвятил свою жизнь. Все его учение можно условно разделить на две подкатегории: религиозно-мистическое и научное.

Следует знать

Относительно научного подхода к осмыслению окружающего мира и его явлений, досконально выяснить, какие именно открытия принадлежат самому Пифагору, а какие – его ученикам, практически невозможно. После его смерти все заслуги последователей школы пифагореизма приписывались мудрецу.

  • Поэма под названием «Очищения», принадлежащая древнему греческому врачу, жрецу и ученому Эмпедоклу из Акраганта, четко дает представление о том, как, по его мнению, происходит переселение душ. Он даже создал в начале четвертого века до нашей эры тайное общество, в котором действовали пищевые запреты, а в «акусмах» (изречения мэтра), содержаться наставления и поучения, чтобы вернуть свою душу обратно на небеса, после многолетнего блуждания по земным телам.
  • Пифагорейцам приписываются первые мысли о закономерностях развития мира, что значительно подталкивало к более подробному изучению математики, астрономии, географии и прочих наук. По мнению Пифагора, в основе всего лежит число или же отношения чисел. Мистик полагал, что числами можно описать все происходящее и управлять им. Его последователи разрабатывали и в итоге получили цифровые соотношения многих процессов человеческой деятельности.
  • Пифагору принадлежит учение о гармонии сфер – акустическом звучании всех звезд и планет, а также музыкальной архитектонике космоса.
  • Пифагоров или пифагорейский строй – это математическое абстрактное понятие, обычно представленное в виде правильной последовательно квинт (музыкальный интервал) или же кварт. Приписывание авторства древнегреческому философу ошибочно, так как окончательно сформировалось такое понятие только в эпоху западноевропейского барокко.

Немецкий историк математики Мориц Бенедикт Кантор считал, что еще в Древнем Египте времен правителя Аменемхета I было учение о прямоугольном треугольнике и соотношении его сторон, что широко использовалось архитекторами. Однако современный общепринятый вариант теоремы окончательно сформировал философ Пифагор, за что она и получила его имя. Около трехсотого года до нашей эры в Эвклидовых «Началах» возникло и первое ее аксиоматическое доказательство.

Объединение последователей вокруг Пифагора

Со временем вокруг мудреца образовался круг приверженцев его учения. Этих людей называли пифагорейцами и среди них было множество знатных аристократов, обладающих не только средствами, но и облеченных властью. Утвердившись в учении мастера, они пытались изменить законы своих городов. Так родился знаменитый Пифагорейский союз. Однако далеко не все граждане разделяли мировоззрение последователей философа, да и борьба политических сил меж демократами и олигархами накладывала свой отпечаток. Все это вылилось в кровавые мятежи, вспыхнувшие в таких городах, как Таранто (Торент) и Кротоне (Кротона).

После жутких беспорядков, пифагорейцы оказались разгромлены, так как составляли лишь малую долю от населения городов. К примеру, в Кротоне их было всего три сотни, если доверять текстам Ямвлиха. Большое количество приверженцев учения мудреца тогда были убиты, а оставшиеся в живых бежали. Они разбрелись по окрестностям и рассеялись по всему древнему миру. Со временем люди раскаялись в содеянном, однако было уже поздно. По одной из версий, когда Пифагор жил в Метапонте, там произошел как раз один из бунтов, в котором он сильно пострадал или даже погиб.

Отношение к взглядам Пифагора

Известно, что никаких трактатов этот ученый никогда не писал, потому точно определить, какие слова действительно принадлежат ему, а какие выдумали его верные ученики, не представляется возможным. Однако последователей у него действительно было множество. Гиппас из Метапонта, Аристотель, Архит из Тарента, Филолай из Кротона, отец истории Геродот, Диоген Лаэртский и многие другие прославленные мужи были его приверженцами, разделяли и развивали его идеи.

Однако лояльны к Пифагору были далеко не все. Как и сегодня, в древности можно было встретить множество высказываний ученых, которые считали или считают, что заслуги мудреца преувеличены. К примеру, Гераклит говорил, что тот «понадёргал» разрозненных знаний из не соотносящихся друг с другом наук и манипулирует массами. Даже у Диогена есть высказывание о «многознании Пифагора», которое никак не может научить уму.

Смерть древнего мистика

Мало кому известно, что Пифагор не был просто бродячим ученым, он был женат. Его супругу звали Феано или Теано. Причем девушка была ученицей мудреца, а женился он на ней в возрасте шестидесяти лет. О ней мало что известно, кроме того, что она была очень красива, чиста и юна. Она родила горячо любимому мужу дочку Дамо. По иным сведениям, у философа были дочь Майя и сын Твилаг или дочка Аригнота и сын Аримнест. Вскоре он состарился, а его жена верно выполняла все обязанности, ухаживала за ним до самой кончины.

Есть несколько версий смерти древнего ученого. Некоторые источники утверждают, что с ним расправились собственные же ученики, когда план по захвату власти провалился. Другие гласят, будто он сгорел в подожженном мятежниками доме во время бегства из Кротоны. Есть версия, что он добровольно заперся в метапонтийском храме муз, после чего скончался от голода и истощения. Где похоронен мудрец, так и остается загадкой до наших дней.

Интересные факты о математике-философе

Кроме философии математики и других наук, Пифагор был прекрасно знаком с ораторским искусством. Считается, что он говорил речи настолько проникновенно и умно, что люди охотно следовали за ним. Однако была одна особенность – говорить он предпочитал за белым «экраном» из полотна.

Ученый был в прекрасной физической форме до самой старости. Он несколько раз принимал участие в Олимпийских играх и даже выигрывал в кулачных боях.

У пифагорейцев был собственный тайный символ – Тетрактис, представляющий собой треугольник с десятью точками. Это число считалось у них священным и ему принято было поклоняться и слагать молитвы.

Подобно более позднему общеизвестному библейскому пророку, Пифагор обещал ученикам, что обязательно возродиться после смерти, когда пробьет нужный час.

Философа считали чудаком. Он просто обожал выдумывать разнообразные правила, которым следовал сам, а также рекомендовал следовать всем. К примеру, по легенде, именно ему принадлежит идея, что вставать с кровати следует с правой, а не с левой ноги.

Новые ученики Пифагора могли попасть к нему, только проведя в полном молчании пять лет.

Имя: Пифагор Самосский

Годы жизни: 569 г. до н.э. - 495 г. до н.э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Математик, Философ

Величайшее достижение: Один из величайших математиков, доказавший множество теорем. Создатель школы пифагорейцев.

Он родился на острове Самос (Греция), в 569 году до нашей эры. Согласно различным источникам, смерть Пифагора зафиксирована между 500 г. до н.э. и 475 г. до н.э. в Метапонте (Италия).

Личная жизнь Пифагора

Его отец, Мнесарх, был торговцем драгоценными камнями. Имя его матери было Пифаида. У Пифагора было два или три брата.

Некоторые историки говорят, что Пифагор был женат на женщине по имени Феано и имел дочь Мийя, а также сына по имени Телавг, который преуспел в качестве учителя математики и, возможно, учил Эмпедокла.

Другие говорят, что Феано была одной из учеников Пифагора, а не его женой, и не исключено, что Пифагор никогда не женился и не имел детей.

Пифагор был хорошо образован, он играл на лире на протяжении всей своей жизни, знал поэзию и читал Гомера. Он интересовался математикой, философией, астрономией и музыкой, и на нее сильно повлияли Ферекид (философия), Фалес (математика и астрономия) и Анаксимандр (философия, геометрия).

Пифагор оставил Самос примерно в 535 г. до н.э. и отправился в Египет за обучением у жрецов в храмах. Многие из убеждений, которые Пифагор преследовал позже в Италии, были позаимствованы им от египетских жрецов, таких как секретные знаки, стремление к чистоте, отказ от употребления в пищу бобовых или ношения шкуры животных в качестве одежды.

Десять лет спустя, когда Персия вторглась в , Пифагор был взят в плен и отправлен в Вавилон (ныне – территория Ирака), где он встретил жрецов, которые научили его священным обрядам. Ямвлих (250-330 гг. н. э.), сирийский философ, писал о Пифагоре: «Он также достиг совершенства в арифметике, музыке и других математических науках, которые преподавали вавилоняне …».

В 520 г. до н.э. Пифагор, ныне свободный человек, покинул Вавилон и вернулся в Самос, а через некоторое время открыл школу под названием «Полукруг». Однако его учения не пользовались популярностью у правителей острова Самос, и их стремление к участию Пифагора в политике обернулось неудачей, поэтому Пифагор уехал и поселился в Кротоне, греческой колонии на юге Италии, около 518 г. до н.э.

Там он основал философскую и религиозную школу, где жили и работали его многочисленные последователи.

Школа Пифагора

Пифагорейцы жили по особенным правилам поведения, в том числе, в правилах было прописано, когда следует говорить, что носить и что есть. Пифагор был главой общества, и его последователи, как мужчины, так и женщины, которые также жили там, были известны как математики. У них не было личных вещей, и они были вегетарианцами.

  • Другая группа последователей, которые жили отдельно от школы, имели право обладать личным имуществом и не быть вегетарианцами. Все они работали сообща. Пифагор считал:
    Все вещи — цифры. Математика — основа всего, а геометрия — высшая форма математических исследований. Физический мир может быть понят через математику.
  • Душа пребывает в мозгу и бессмертна. Он переходит от одного существа к другому, иногда от человека к животному, через серию реинкарнаций, называемых переселениями, до тех пор, пока душа не станет чистой. Пифагор считал, что математика и музыка могут очистить.
  • Числа имеют индивидуальность, характеристики, сильные и слабые стороны.
  • Мир зависит от взаимодействия противоположностей, таких как мужчина и женщина, свет и тьма, тепло и холод, сухость и влага, легкость и тяжесть, быстрота и медлительность.
  • Определенные символы имеют мистическое значение.

Теоремы Пифагора

Все члены общества должны были соблюдать строгую лояльность и секретность. Из-за строгой секретности среди членов общества Пифагора и того факта, что они разделяли идеи и интеллектуальные открытия внутри группы и были закрыты для социума, трудно быть уверенным, принадлежали ли все теоремы, приписываемые Пифагору, изначально ему, или они были достоянием всей пифагорейской общины.

Некоторые из учеников Пифагора в конце концов написали свои теории, учения и открытия, но пифагорейцы всегда отдавали честь Пифагору как Учителю:

  • Сумма углов треугольника равна двум прямым углам.
  • Теорема Пифагора — для прямоугольного треугольника квадрат гипотенузы равен сумме квадратов двух других сторон. Вавилоняне поняли это еще за 1000 лет до открытия, но Пифагор доказал это.
  • Построение фигур геометрическая алгебра. Например, они решали различные уравнения геометрическими средствами.
  • Открытие иррациональных чисел приписывается пифагорейцам, но вряд ли это была идея Пифагора, потому что она не согласуется с его философией, все вещи — это числа, поскольку число для него означало отношение двух целых чисел.
  • Пять регулярных твердых тел (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). Считается, что Пифагор знал только, как построить первые три, но не последние два.
  • Пифагор учил, что Земля была сферой в центре Космоса (Вселенной); что планеты, звезды и вселенная были сферическими, потому что сфера была самой совершенной фигурой. Он также учил, что пути планет были круговыми. Пифагор открыл, что утренняя звезда была той же, что и вечерняя звезда Венера.

Пифагор изучал нечетные и четные числа, треугольные числа и совершенные числа. Пифагорейцы способствовали пониманию углов, треугольников, областей, пропорций, многоугольников и многогранников.
Пифагор также относил музыку к математике. Он долго играл на семиструнной лире и открыл, насколько гармоничны вибрационные струны, когда длины струн пропорциональны целым числам, таким как 2:1, 3:2, 4:3.

Пифагорейцы также поняли, что это знание может быть применено к другим музыкальным инструментам.

Смерть Пифагора

Говорят, что он был убит рассерженной толпой, сиракузянами, во время . Также говорят, что школа Пифагора в Кротоне была сожжена, вследствие чего он отправился в Метапонт, где умер от голодной смерти.

По крайней мере, обе истории включают сцену, в которой Пифагор отказывается растоптать урожай бобовых растений на поле, с целью бегства и спасения, из-за чего его наравне с другими пифагорейцами поймали, и в ходе неравного боя ученики и сам Пифагор погибли.

Теорема Пифагора является краеугольным камнем математики и по-прежнему настолько интересна математикам, что существует более 400 различных доказательств ее решения, в том числе оригинальное доказательство 20-го американского президента Гарфилда.