Phorum устное русское творчество. Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры. Игровые приговоры и припевы

Медведев М, Скосырева А,Водинцев В, Азизов С

Участниками проекта становятся учащиеся 5, 7, 8, 9 классов. Задания при этом распределяются на группы. Каждая группа выполняет различные продукты проекта, а также ищет информацию в разных видах искусства. Сбором материалов занимались: Скосырева Анастасия (9 кл.), Медведев Максим (5 кл.), Водинцев Виктор (8 кл.). В подготовке продуктов были задействованы: Скосырева Анастасия (9 кл.), Медведев Максим (5 кл.), Азизов Сергей (7 кл.), Водинцев Виктор (8 кл.).

Подготовка продуктов проекта проходила на уроках литературы и изобразительного искусства. Педагоги: Часова Елена Юрьевна – учитель русского языка и литературы и Билохвост Алла Юрьевна – учитель изобразительного искусства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Специальная учебно-воспитательная школа № 2»

Исследовательский проект

по литературе

«Отражение образов славянской мифологии

в устном народном творчестве

и русском искусстве XIX – XX вв.»

Участники: Медведев М., Скосырева А.,

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка "фольклор" - это "народное значение, мудрость". То есть устное народное творчество - все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня".

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.

1 страница “Музей рародного творчества”

2 страница “Сокровища народного искусства”

3 страница “Ожившие сказки”

4 страница “Музыка - душа народа”

Вступительное слово учителя.

Наш устный журнал посвящен искусству русского народа. Душа каждого народа проявляется в лирической песне, задорной частушке, остроумной пословице. Мастерство и талант народа в каждой поделке, выходящей из умелых рук.

Первая страничка журнала посвящена различным ремеслам. Сейчас мы попадем в удивительный музей наролного творчества. По залам этого музея нас поведет экскурсовод - ученица нашего класса.

Выступление ученицы-экскурсовода.

Дорогие гости! Сегодня я вас приглашаю в Музей Народного творчества, где мы расскажем много интересного о культуре русского народа.

В первом зале представлена выставка изделий прикладного искусства. Во все времена люди старались украсить свой быт.

Вот чудо из чудес - хохломская роспись. Хохлома - старинное село, оно находилось среди дремучих лесов. Еще при Иване Грозном знали про Хохлому. С самых древних времен люди пользовались деревянной посудой: ковши и скобари, миски и ложки. Но пользоваться неокрашенной посудой неудобно: дерево впитывало жидкость, быстро загрязнялась. И тогда решили посуду окрашивать. Деревянные изделия покрывали жидкой глиной, сушили, мазали льняным маслом, посыпали оловянным порошком и только потом накладывали краски. Через краски выступал оловянный порошок, и казалось, что вещь эта золотая. Отсюда и пошло название “Золотая Хохлома”.

В каждом крестьянском доме можно было увидеть берестяные предметы быта : корзины, шкатулки, туеса, в которых хранилм крупу, муку и воду. Береста обладает бактерицидным свойством, поэтому очень полезно держать продукты и воду в такой посуде. Да и лапти из бересты носить полезно. Все берестяные изделия украшали резьбой и рисунками. В основном изображали цветы и птиц. С древних времен птица была символом счастья и здоровья. Есть такая легенда:

“У одного крестьянина тяжело заболел сын. Никто не знал что это за болезнь никто не мог помочь мальчику. Мальчик все время просил отца: ”Батюшка, я так хочу, чтобы наступило лето и прилетели птицы!”. Отец от отчаяния не знал, что делать, сидел и строгал палочки. И вдруг из щепок сложил птицу да и повесил ее над кроватью умирающего сына. Мальчик проснулся и закричал: “Батюшка! Птицы прилетели”. И с этого момента мальчик начал по- правляться. С тех пор люди стали верить, что птица приносит здоровье и счастье, и что в каждом доме нужно иметь птиц”.

В быту на Руси использовали и керамику. Так в селе Гжель делали керамическую посуду. В ХIХ веке стали производить фарфор. Все изделия Гжели расписаны синими и голубыми красками. Иногда добавляли золотые краски. Получалось очень красиво, нарядно.

А какие красивые и разные игрушки делали на Руси! Их лепили из глины, вырезали из дерева. В каждой местности глиняные игрушки имели свой особый вид. Орловские и тульские делали из белой глины, городецкие и дымковские - из красной. Они представляли удивительный мир фантаксических зверей, нарядно разодетых барынь и кавалеров, сказочных богатырей и домашних животных.

Деревянные игрушки вырезали из березы и липы. Липа - самое красивое и мягкое дерево. Мнгие игрушки можно было приводить в движение. Мастера часто работали целыми семьями. В наше время производство стало декоративным искусством.

К декоративному искусству относится и Палеховская миниатюра. Это тончайшая живопись на лаковых изделиях из папье-маше: коробках, шкатулках, украшениях. Палех - старинное село в центре России, где с ХIV века жили мастера-иконописцы. В начале ХХ века там стали производить палеховскую миниатюру. В1925 году изделия Палеха получили Гран-при на выставке в Париже и завоевали мировую славу. Темы палеховских произведений разнообразны: русские песни, былины, сказки.

Любимый всеми вид народного творчества - сказки, пословицы, поговорки. “Даже тем, кто в коляске, бабушки любят рассказывать сказки”, - говорят люди, подчеркивая тем самым, что этот вид творчества доступен любому возрасту.

Мы переходим ко второй странице нашего журнала. Познакомит нас с ней ученики нашего класса.

Народные песни. сказки, загадки и поговорки знают и любят и взрослые, и дети. В них заложена народная мудрость, знания, отношения к тем или иным событиям, происходящим в природе и между людьми. Мы встречаемся с ними на каждом шагу и очень часто применяем в разговоре. Русский язык особенно богат пословицами и поговорками.

Поговорка - это такое выражение, которое очень метко подмечает какое-либо явление в жизни, например:

Семь пятниц на неделе.

Положить зубы на полку.

Пословица - это такое изречение, которое несет в себе обобщающий и обязательно поучительный смысл, например:

Что посеешь, то и пожнешь.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Мы не знаем имен далеких предков, сложивших загадки, мудрые поговорки, живущие много веков и дошедшие до наших дней. Но нам известны имена людей - собирателей произведений устного народного творчества.

Одним из таких собирателей пословиц и поговорок является Владимир Иванович Даль, портрет которого вы видите на экране. Он много ездил по стране и записывал меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки. Их великое множество.

Одни из них говорят о труде и лени, об учении, прилежании, дружбе, например:

ученье - свет, а неученье - тьма;

друг познается в беде;

терпенье и труд все перетрут.

А вы, ребята, какие знаете пословицы?

Кажется нет такой стороны жизни людей, о которой не было бы пословицы или поговорки.

А что же такое загадка? Загадка - это описание другими словами какого-нибудь явления или предмета. Отгадка основана сообразительности отгадывающего.

Давайте, ребята, будем загадывать загадки, которые вы знаете.

Раньше загадки были обязательны при различных обрядах. Например во время свадьбы жениху обязательно задавали загадки. Таким образом проверяли, насколько он умен, может ли найти выход из трудного положения. Ведь ему надо стать главой семьи.

Сейчас никто не может сказать, когда начали петь былины и сказывать сказки. Во все времена народ слагал удивительные сказки, предания, песни, былины. Они переходили от дедов к отцам, от отцов к детям. Это называется устным народным творчеством .

Устное народное творчество - это язык народа, его наблюдательность, его ум.

Ребята, назовите, какие русские народные сказки вы знаете.

Великий русский писатель А.С. Пушкин был с самого детства воспитан на народных сказках, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Когда он стал сам сочинять свои сказки, то много сюжетов заимствовал из них. В последствии он писал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”.

Народные сказки всегда остроумны и справедливы. В них наказывается зло и торжествует добро. Сказка воспитывает людей.

Многие высказывания героев сказок стали пословицами и поговорками. Вспомните: “Битый небитого везет”, “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.. ”, “Тебе корешки, а мне вершки”, “Медведь косолапый на ногу наступил” и много других.

Давайте проверим, как вы знаете народные сказки. /Викторина/

Ушки мои, ушки! Что вы делали?
- Мы все слушали.
- А вы, ножки, что делали?
- Мы все бежали.
- А ты, хвост?
- А я все тебе мешал бежать.
- А, ты мешал! Вот я тебе задам! /Лисичка со скалочкой/

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи... /Лиса и заяц/

Тепло ли тебе, девица?
Тепло ли тебе, красная? /Морозко/

Красна девица! Влезь ко мне в ушко, а в другое вылезь - все будет сработано. /Крошечка-Хаврошечка/

Не тужи Иван-царевич! Ложись-ка спать-почивать, утро вечера мудренее! /Василиса Премудрая/

Ах, братец мой, Иванушка,
Тяжел камень ко дну тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на грудь легли! /Сестрица Аленушка и братец Иванушка/

Сказки питают воображение многих художников. Следующая страница нашего журнала посвящена творчеству великого художника Виктора Михайловича Васнецова.

О нем нам расскажет ученик нашего класса.

Древним искуством, которое издавна известно человеку, является живопись. В отличие от писателя, художникне может так подробно рассказать сюжет произведения.

Автор картины говорит с нами не словами, а с помощью кисти. Вместо слова у него - цвет, вместо предложений - всевозможные оттенки красок. Как и в сказках, на картине живут разные персонажи: конь с двумя головами, русалки, невиданные цветы и деревья. Богата русская земля талантливами художниками: Репин, Суриков, Шишкин, Левитан, Куинджи, Врубель /портреты или репродукции картин/.

Среди художников, которые “оживляли сказки” наиболее известен нам Виктор Михайлович Васнецов /портрет и репродукции картин/. С ним в русскую живопись вошел мир русской сказки. На картинах художника мы видим и находчивого и смелого Иван-царевича, Грустную царевну Несмеяну, мужественных и добрых богатырей. С детства Васнецов любил народные сказки, став художником, написал много картин на сказочные сюжеты, Среди них: “Ковер-самолет”, “Иван-царевич на сером волке”, “Витязь на распутье”, “Три богатыря” и другие.

Я очень люблю картину “Аленушка” и хочу рассказать о ней.

Картина написана на сюжет известной русской народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Привлекает внимание образ девушки, Аленушка сидит на камне на опушке леса, на берегу глубокого пруда. Весь ее облик выражает печаль: какой у нее грустный взгляд.

Аленушка - сказочный персонаж, но на картине она нам видится простой крестьянской девушкой, которая задумалась над своей нелегкой жизнью. Здесь как бы переплетается и сказка и быль.

Посмотрите, как природа “солереживает” горю девушки. Она написана в темных сумрачных красках, создающих впечатление дремучего осеннего леса. Березка опустила свои ветки к самой воде и как бы пытается помочь Аленушке вытащить братца из пруда. На картине нет ни одного солнечного лучика, небо серое и тоскливое. И тем не менее картина написана ярко и сочно.

Вся картина пронизана душевным теплом, чувством сострадания. Картина написана с большой любовью, как и все произведения талантливого художника. Все прекрасные полотна Васнецова будут радоватьеще не одно поколение людей.

Учитель:

Мы перевернули еще одну страницу журнала, переходим к следующей - музыкальной.

С ней нас познакомнит следующий ученик.

Выступление ученика:

Я расскажу о русских народных песнях. Многие народные песни сочинялись в то далекое время, когда музыке никто не учился. Песни сочиняли самоучки - любители петь и играть на народных музыкальных инструментах.

Песни чаще всего сочинялись в деревнях. Люди пели о том, что их волновало, что им было дорого. Это были плясовые, свадебные, трудовые, солдатские песни. На уроках музыки мы слушали и изучали много народных песен.

Давайте сейчас послушаем несколько песен в исполнении ребят нашего класса.

Ни один праздник не обходился без танцев, задорных плясок. Они бывают удалые и веселые, бывают плавные и хороводные.

Посмотрите хороводный танец “Во поле береза стояла” в исполнении наших учеников.

Учитель:

И так мы перевернули последнюю страницу нашего устного журнала. Если ваше сердце не было равнодушным, не было скуки, если вы узнали и увидели что-то новое, проявили интерес к народному творчеству, то мы свою задачу выполнили.

В память о нашей встрече разрешите вручить нашим гостям сувениры, выполненные руками ребят.

Спасибо Всем! До новых встреч!

На протяжении всей жизни нас окружают разные предметы и вещи. Это одежда, посуда, мебель… Они представляют нашу вторую, рукотворную природу, отражающую уровень социального развития, оказывающего влияние на духовность. Поэтому имеет большое значение, с какими игрушками играют наши дети и какие вещи служат нам в быту. В старину люди окружали себя предметами, которые сегодня представляются нам как русское народное творчество - это вышитое цветами полотенце, цветастые матрёшки, тканые яркие платки, украшенная орнаментом деревянная и глиняная посуда, сшитые из ткани куклы.

Нас же сегодня окружают предметы быта, изготовленные на конвейере. Мы не вырезаем в подарок маме кухонную и не украшаем её выжженным орнаментом, не вышиваем рушники, не вяжем носочки, потому что всё это можно купить готовое, красивое и новое. Но почему-то наше духовное начало уныло и безрадостно. Мы не поём деткам песен перед сном и всё чаще страдаем от депрессии, разучившись творить и мастерить ради радости своих близких. Но при этом мы смутно помним, что когда-то русское было основой воспитания молодого поколения.

Сегодня мы зарабатываем деньги. Возвращаясь с работы, попутно покупаем пищу. Приходим домой и спешим скорее включить телевизор. Вроде всё хорошо, но какая-то пустота угнетает нас. Нам не хватает в жизни духовности и эстетичности, поэтому ручные поделки снова становятся очень модными во всех развитых странах. Чем выше уровень развития человека, тем дороже ему наше русское народное творчество.

Иностранцы едут в Россию, чтобы познакомиться с декоративно-прикладным богатством нашего народа. Керамика, кружева, хохлома, палех, расписные шкатулки и писаные яйца - это лишь небольшой перечень богатства, которое представляет собой русское народное искусство - рукотворное, жизнерадостное, с колоритным характером. Сама природа выбрала из этих самородков всё лучшее и сохранила на века, передав нам уникальные традиции.

Даже сделанные не совсем умелой рукой поделки, рисунки на лубке или бересте имеют удивительную силу и передают чудотворное ощущение красоты, потому что безвестные мастера выполняли эти предметы с любовью для того, чтобы порадовать своих родных, украсить их нелёгкий быт в суровой северной стране.

Передаёт нам образы, сформированные мировоззрением людей. Даже подглядев где-то сюжет для своего изделия, мастер добавляет в него своё видение и душу. Например, стали дворяне в XVIII веке украшать свои дворцы львами, а нижегородские резчики по дереву подглядели облик этих чудных животных и украсили ими избы, вырезав на и подоконниках очень добродушных львов, напоминающих мордочками домашних котов.

Это ли не является подтверждением правила, что русское народное творчество ничего не копирует? Это всегда отдельное и неповторимое искусство, имеющее корни в глубокой древности. Творя, наш русский народ верил в добрые силы и задабривал их. Так, вышивая рушник или нижнюю сорочку, женщина изображала среди ярких цветов. По народному поверью, когда эта птица поёт, люди долгие годы живут в счастье и горя не знают. Сидя за вышивкой или за ткацким станочком, женщина распевала задушевные песни, привлекая в дом добро и счастье.

О фольклоре русского народа

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор - это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Русский героический эпос (былины) - замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений.

Былина - старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов - кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.

В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами, как показывалось выше на примерах.

По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах - мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остается устойчивым, а также активным.