Первая афганская борзая было у бориса житкова. Борис Житков. Рассказы для детей. Учёба и путешествия

(1882-1938) русский писатель

За четырнадцать с половиной лет литературной работы Борис Степанович Житков написал 192 произведения, включая 38 маленьких рассказов для дошкольников. Кроме них, писатель создал 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений и 14 статей. Из общего числа написанных Борисом Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.

Борис Житков был из тех «бывалых людей», которых так настойчиво звал в детскую литературу М. Горький. Но далеко не все они умели рассказать детям о том, что испытали и увидели на своем веку. Житков умел это сделать. Он не только имел богатый житейский опыт, но и обладал разносторонними знаниями и редким даром повествователя-импровизатора.

Он до пожилых лет сохранил ненасытную любознательность и разнообразие интересов, какие бывают у ребят. Его увлечения то и дело менялись, но в каждом деле, за которое он брался, Борис Житков достигал настоящего мастерства. Он умел не только писать, у него были поистине золотые руки. Писатель прекрасно управлялся с рубанком, пилой, топором, знал толк в электротехнике и радиотехнике. Он всегда что-нибудь мастерил: то строил буер, то конструировал планер. По профессии Житков был инженером-химиком, кроме того, он окончил кораблестроительное отделение Политехнического института, а вдобавок, имел звание штурмана дальнего плавания.

Борис Житков пришел в литературу немолодым человеком - ему было уже за сорок, но к тому времени это был уже сложившийся писатель со своим стилем и почерком, с большим, накопленным за долгие годы материалом. Юные, да и взрослые читатели очень скоро узнали и полюбили этого живого и увлекательного собеседника, зоркого наблюдателя и умельца.

Многое, о чем Борис Степанович Житков рассказал в своих произведениях, было навеяно впечатлениями детства и юности, семейными преданиями.

Он родился летом, когда их семья жила на даче, в нескольких километрах от Новгорода, на высоком берегу реки Волхова. Борис был последним, четвертым ребенком в семье и единственным мальчиком.

Потом в своих произведениях, Борис Житков много писал о море, и это было не случайно. Его отец, Степан Васильевич, происходил из морской семьи: три его брата плавали на военных кораблях, все трое стали адмиралами, а двое из них - севастопольские герои. Четвертый брат был морским инженером и строил маяки на Черном море. Пятый утонул во время учебного кругосветного плавания, поэтому мать уговорила мужа не отдавать младшего сына в моряки.

Таким образом, Степан стал учиться в военной гимназии в Петербурге, хотя увлекался математикой и мечтал об университете. Но средств в семье не хватало, и он поступил в высшее Военно-инженерное училище, откуда его уже с последнего курса исключили за «вредное направление». Потом - уже за участие в революционных выступлениях студентов - его исключили и с четвертого курса Технологического института.

Тогда Степан Васильевич сдал экзамен на учителя, вскоре женился и начал работать в Новгороде в земской учительской семинарии. Он с увлечением занялся новым делом: написал учебники для учителей и учеников, разработал методику преподавания арифметики. По его инициативе было организовано Новгородское физико-математическое общество. Он был человеком общительным и умел объединить вокруг себя людей. И в то же время это был очень требовательный человек, если дело шло о выполнении долга, не терпел никакой небрежности. Того же он требовал и от детей. Вот в такой семье и в такой обстановке воспитывался будущий писатель.

Он многое перенял и от своей матери. Она была сиротой и росла у богатой тетки, которая старалась научить ее всему, что полагалось знать богатой барышне. Она училась в немецкой школе в Петербурге, занималась музыкой в консерватории и была ученицей Антона Рубинштейна . Тайком от тетки девушка посещала известные Владимирские курсы для женщин, которые стремились получить высшее образование.

Маленький Борис рос смышленым мальчиком. С раннего детства любил слушать рассказы Толстого для детей, «Конька-Горбунка», сказки Пушкина, которые читал ему отец. Они часто гуляли в новгородском Кремле, вокруг памятника тысячелетию России. Мальчик отличался хорошей памятью. Еще до поступления в гимназию он знал наизусть «Мцыри» и «Демона» Лермонтова, а затем всего «Евгения Онегина» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, а также многие стихотворения Некрасова и Алексея Толстого. Детских книг он никогда не читал, а сразу же стал знакомиться с классикой русской литературы.

Отца несколько раз переводили с места на место. Наконец в 1899 году семья переселилась в Одессу, где жили отцовские братья и сестра. Здесь Борис легко сдал экзамены в гимназию. Когда он учился в первом классе, то дети решили издавать домашний журнал. Рассказ Бориса из школьной жизни «Троянская война» оказался самым лучшим, самым длинным и самым интересным.

Потом им овладела страсть к путешествиям. В тринадцать лет он на грузовом пароходе совершил рейс Одесса-Батуми и обратно. После окончания шестого класса гимназии Борис совершил другую большую поездку, на этот раз по Кавказу.

Окончив гимназию, он поступил в Новороссийский университет на естественный факультет. По окончании университета он мог бы остаться там на кафедре химии или ботаники и заниматься научной работой, но решил по-другому. Через некоторое время Борис Житков поступает в Петербургский политехнический институт на кораблестроительное отделение. Очевидно, в этом сыграли свою роль семейные традиции, которые во многом были связаны с морем.

Практику Борис Степанович Житков проходил в Дании, где работал на механическом заводе. Плавал он на парусниках в Средиземном море и у анатолийских берегов, а в 1912 году находился в длительном плавании на океанском пароходе. Житков прошел все виды морской службы - от юнги до помощника капитана. Он работал в Николаеве на Русском судостроительном заводе, затем инспектором в Архангельске.

Во время войны 1914-1918 годов, Борис Житков служил в гардемаринских ротах. После краткого обучения он в звании мичмана отправился в Англию - принимать моторы для русских самолетов и подводных лодок. По делам ему пришлось побывать и во Франции.

После революции, Борис Житков работал заведующим технической школой в Тирасполе. В 1922 году он переехал в Одессу и стал преподавать физику и химию на рабфаке, а осенью 1923 года уехал в Петроград. Здесь он встретился со своим школьным товарищем Корнеем Чуковским , который и предложил ему написать то, что он так хорошо рассказывал детям. Чуковский направил Житкова в журнал «Воробей» к Самуилу Маршаку . В конце января 1924 года в печати появился первый рассказ Бориса Степановича Житкова «Шквал».

С тех пор он работает в Госиздате в качестве редактора научно-популярных книг, в детском журнале «Воробей» ведет рубрики «Как люди работают» и «Бродячий фотограф», потом придумал еще одну рубрику - «Мастеровой». Он пишет книгу «Паровоз» для издательства «Радуга» и сочиняет пьесу для Ленинградского театра юного зрителя. В это же время писатель работает в пионерской газете «Ленинские искры», а в конце лета 1925 года едет за свой счете Копенгаген и посылает оттуда корреспонденции для этой газеты «У пионеров Дании».

В 1926 году выходит из печати его сборник «Морские рассказы». Он работает много и упоенно, как будто спешит рассказать людям обо всем, что видел и знал. Борис Житков был первым, кто ввел в детскую литературу тему труда, выделяя его нравственные аспекты и моральные проблемы. Его безусловной заслугой было и то, что он нашел удачный синтез науки и искусства в созданной им научно-художественной литературе.

Но особенно Житков любил писать для детей и с удовольствием работал в журналах «Новый Робинзон», «Пионер», «Чиж», «еж», «Юный натуралист», а также в детском календаре, выдумывал книжки-картинки и книжки-игрушки, писал пьесы для Театра юного зрителя, сочинял тексты для диафильмов, хотел найти новые формы радиопредставлений для детей и мечтал о звуке в кино. Борис Степанович Житков всегда и во всем оставался верен себе, стараясь создавать интересные для детей произведения.

Писатель работал много и в редакции, и дома, где он писал свои произведения. Он постоянно разъезжал между Москвой и Ленинградом. Его здоровье не вызывало опасений, да и сам он никогда об этом не говорил. В начале августа 1938 года Борис Житков приехал в Москву. Здесь он вдруг почувствовал большую слабость. Начала подниматься температура, появились сильные боли между лопатками, и рентгеновский снимок показал рак легких.

Еще в октябре он живо интересовался делами своих товарищей, которые приходили к нему за советами, сам собирался работать дальше и думал о новых книгах. Но болезнь все-таки одолела талантливого писателя, и Борис Житков уже не вставал с постели, а 19 октября 1938 года умер. В то время ему исполнилось только 56 лет.

Житков - русский советский писатель, автор множества рассказов, повестей, эссе естественнонаучной, героической и приключенческой тематики для детей и юношества, а также для взрослых, признанный мастер слова.

Родился Борис Житков 30 августа (11 сентября по новому стилю) в г.Новгороде (ныне - Великий Новгород) в интеллигентной семье. Отец, Степан Васильевич, преподавал в Учительском институте, был человеком широких демократических взглядов, всесторонне образованным, с ранних лет приобщил сына к математике, астрономии (в доме имелся телескоп). Мама, Татьяна Павловна, была пианисткой, аккомпаниатором. Сын с ранних лет владел музыкальной терминологией, увлекался балетом, учился играть на скрипке.

Семилетним мальчиком, Борис переезжает с родителями в Одессу. Детские годы на берегу моря, дружба с Корнеем Чуковским, революционные события 1905-го года отложили отпечаток на формирование молодого человека - романтика, правдоискателя, убежденно отстаивающего как в жизни, так и в своем творчестве приоритеты чести, мужества, добра, справедливости. По воспоминаниям сестры писателя, Боря день-деньской проводил в гавани, облазил все суда, заслушивался рассказами моряков, портовых рабочих. Часами пропадал в токарных и слесарных мастерских Русского общества пароходства и торговли. Научился строгать, пилить, вытачивать детали, мастерил модели яхт, кораблей. Он жадно впитывал все новое, неизведанное, интересное, полезное молодому парню - не неженке, не белоручке.

Поступление в Императорский Новороссийский университет в начале на математическое, а затем на естественное отделение - во многом сформировало личность молодого химика и ботаника. Обе кафедры предложили выпускнику 1906-го года остаться и преподавать в университете, вести научную работу. Но семья Б.Житкова к тому времени вновь готовилась к переезду - на этот раз в Санкт-Петербург. И Борис отправился в город на Неве, где приступил к учебе на кораблестроительном факультете Политехнического института, который успешно окончил в 1916-м году.

Дальнейшая биография писателя полна событий, как на земле, так и на море. Штурман, побывавший в Болгарии и Турции, Индии и на Мадагаскаре, исследователь рыбных потоков на Енисее, причем, судно, на котором пришлось работать, фактически было восстановлено им самостоятельно, с помощью ярославских плотников. Мичман Военно-Морского штаба, откомандированный в Англию для получения моторов для субмарин и самолетов. Студент-кораблестроитель в Копенгагене. Сразу после революции - инженер Одесского морского порта, директор сельского профтехучилища, преподаватель физики и химии на рабфаковских курсах в Одессе.

И вновь Петербург. 11 января 1924 года отмечен в дневнике писателя специальной записью «Калитка открылась!» Именно в этот день редакция альманаха «Воробей» одобрило к печати первый рассказ Б.Житкова.

Новые публикации открыли читателю замечательного, думающего собеседника, обладателя обширных знаний и умений, прекрасного рассказчика. "Над водой" и "Под водой", "Про слона", "Мария" и "Мэри" (все 1924) - вызвали неподдельный интерес у читающей публики. Вслед за ними вышли «Джарылгач» (1926), сказочная повесть «Элчан-Кайя» (1926), «Про обезьянку» (1927), «Кружечка под елочкой», (1929), «Морские истории» (1925-1937г.г.)

Тонкая наблюдательность, знание повадок представителей животного мира, умение рассказать о сложном простым, понятным языком - отличают циклы «Рассказы о животных» (1935), повесть «Удав» (1927), рассказ «Мангуста» (1935).

О том, как много пришлось писателю пережить, испытать, с какими мужественными людьми сталкивала его судьба, повествуют произведения «Черный парус» (1927), «На льдине» (1939), «Про эту книгу», «Свет без огня» (обе 1927), «Пароход» (1935).

Писателю присуще обостренное чувство справедливости, стремление возвысить добро, бесстрашие, смелость, самоотверженность. В юношеские годы Борис был свидетелем страшных еврейских погромов в Одессе. С тех пор герои его книг всегда на стороне слабых, обездоленных, тех, кому требуется защита, покровительство.

Борис Житков - яркий представитель нарождающийся в советском государстве «новой» литературы для детей и юношества, основы которой заложил Максим Горький. По мнению писателя, с детьми нужно разговаривать на равных, пробуждая в их душах потребности нравственного самосовершенствования. Но это невозможно без любознательности, без желания «всё потрогать своими руками», без стремления «все узнать и всему научиться». Особенно ярко проявились взгляды писателя на воспитание детей в его замечательной повести-энциклопедии «Что я видел» (1938). Мальчик Алеша в меру своих знаний и способностей отвечает на разнообразные вопросы малышей об окружающем нас мире.

Творчество Бориса Житкова, наряду с такими корифеями, как Виталий Бианки, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Евгений Чарушин, без сомнения, - золотой фонд детской литературы.

Писатель умер 19 октября 1938 года в Москве. До последнего дня он работал над рукописью. Интересные воспоминания о нем оставила сестра Корнея Чуковского Лидия.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Житков Борис Степанович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.


Жизненный и творческий путь («две жизни» Б.С. Житкова).
Педагогическое значение произведений.
Опыт создания энциклопедии для детей "Что я видел".
Рассказы о детях "Пудя", "Как я ловил человечков".
Рассказы о труде и героизме "Обвал", "Красный командир", "На льдине" из сборника "Помощь идёт".

Б.С.Житков (1882—1938) опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени он преодолел длинный жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Он преподавал детям химию и математику; изучив летное дело, принимал в Англии авиамоторы для русских самолетов; строил корабли и плавал штурманом. Этот богатый жизненный опыт и дал Житкову материал для творчества.
После публикации первых своих рассказов он полностью погружается в литературную деятельность — становится автором и редактором детских книг, сотрудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматургом Театра юного зрителя. Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет.
Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.
Большое внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя» (1926), «Кино в коробке» (1927), «Телеграмма» (1927). Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество...
Большую часть своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей — от трех до шести лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток детской психологии, Житков установил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. «Его чувства, причины, их породившие, ближе всего, понятнее будут маленькому читателю», — был уверен автор.
Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяснять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» — так даются первые «научные» сведения. И не только знания о вещах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людьми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя военный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.
Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рассказы о животных» (1935). В первом из этих сборников писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лаконично: в них одно событие, одна жизненная ситуация. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным поворотом сюжета.
Вот, к примеру, рассказ «Метель»: «Мы с отцом на полу сидели. Отец чинил кадушку, а я держал. Клепки рассыпались, отец ругал меня, чертыхался: досадно ему, а у меня рук не хватает. Вдруг входит учительница Марья Петровна — свезти ее в Ульяновку: пять верст, дорога хорошая, катаная, — дело на Святки было». Далее мальчик, герой произведения, везет учительницу и ее сынишку, и лишь благодаря смекалке и самообладанию героя все они не погибли в снежной круговерти. Напряжение создается описаниями борьбы со стихией, причем передано это через рассказ мальчика, через его впечатления и переживания.
Житков вообще часто в своих произведениях поручал повествование детям. Этот прием помогает писателю показать, как начинает работать воображение ребенка, разбуженное эстетическим переживанием. Мальчик Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке: «Я такого никогда не видел. Он был совсем настоящий, только маленький... И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня такой был!». Мечтательный герой населяет суденышко крохотными человечками и в страстном желании их увидеть, в конце концов, ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память («Как я ловил человечков»).
Вопрос о мужестве, о самой его природе особенно занимал Житкова. В 1937-м он пишет статью под названием «Храбрость». В ней писатель опирается на примеры из собственной жизни, и достоверность рассказанного придает особую убедительность выводу: именно трусость — источник всяческой подлости. А храбрый человек — не тот, кто совершает смелый поступок из тщеславия или боясь прослыть трусом, а тот, кто знает, ради чего он идет на подвиг, преодолевая естественный страх.
Уже в первом своем рассказе «Шквал» (1924, другое название — «На воде») писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Матросу Ковалеву с трудом удается выбраться из-под перевернувшегося судна на поверхность и наконец вздохнуть полной грудью. При этом он совершает обратный мучительный путь, чтобы спасти оставшихся. Недаром девочке Насте он кажется «самым главным» на борту: со свойственной детям проницательностью она отмечает незаурядного по нравственным достоинствам человека. Рассказ этот открывает книгу Житкова «Морские истории» (1925). В каждом его произведении — пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благородного поступка.
Храбрость — пробный камень для героев Житкова. Экстремальные обстоятельства проявляют в человеке скрытые качества его натуры. Так, неудачливый тореро, когда-то испугавшийся быка и теперь работающий угольщиком на корабле, беспаспортный бродяга, достойно ведет себя во время крушения и готов вздуть капитана, виновника этой беды. Он решил для себя: «Я теперь всю жизнь ничего не смею пугаться» («Погибель»).
В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно подчеркивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про волка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Иногда самопожертвование животного кажется даже осознанным, например, в рассказе «Как слон спас хозяина от тигра».
Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.

Бори́с Степа́нович Житко́в (30 августа (11 сентября) 1882 года, Новгород - 19 октября 1938 года, Москва) - русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Биография

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учёбы подружился с К. И. Чуковским .

После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.

Внучатый племянник Б. С. Житкова - российский математик Владимир Игоревич Арнольд

Творчество

Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «ЁЖ», «Чиж», «Юный натуралист», Воробей (журнал), «Пионер». Работал корреспондентом в Дании.

Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя - о науке. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное - чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам - было его величайшим источником вдохновения.

Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.

начало цитатыПроизведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова - сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.

Создал циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный герой первого цикла - любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша. Затем Алексей Всеволодович Некрасов стал профессором, доктором географических наук, заведующим кафедрой в Санкт-Петербургском гидрометеорологическом университете.2011 Некоторые рассказы этого цикла позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».

Роман о революции 1905 года «Виктор Вавич» Житков считал своим главным произведением. Издание романа, доступное широкому кругу читателей в полном объёме, стало возможным лишь в 1999 году, благодаря тому, что Лидия Чуковская сохранила экземпляр книги 1941 года (несколько экземпляров этого издания романа также сохранились в библиотеках).

Издания

  • Житков Б. «Злое море», 1924
  • Житков Б. «Морские истории», 1925
  • Житков Б. Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы. Л., 1982
  • Житков Б. Избранное (Вступительная статья К. И. Чуковского). М., 1988
  • Житков Б. Избранное (Составление, вступит статья и примеч. Вл. Глоцера). М., 1989
  • Житков Б. Рассказы о животных. М., 1989
  • Житков Б. Рассказы для детей. М., 1998
  • Житков Б. Виктор Вавич. М., 1999
  • Житков Б. «Как я ловил человечков: Рассказы», М.:Август, 2001
  • Житков Б. Я больше не буду!. М., ЭНАС-Книга, 2011
  • Житков Б. Детский журнал "Воробей"

Библиография

  • Жизнь и творчество Бориса Житкова: Сб. М., 1955.
  • Чуковская Л. Борис Житков. М., 1955.
  • Чуковский К. Борис Житков. - В кн.: Чуковский К. Собрание сочинений, т. 2. М., 1965.
  • Черненко Г. Т. Вечный Колумб: Биографический очерк (О Б. С. Житкове). Л., 1982.

Дар предвидения

  • Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения С. Я. Маршака «Почта».

Он протягивает снова

Заказное для Житкова.

Для Житкова?

Эй, Борис,

Получи и распишись!

Кинематограф

  • В кино Б. С. Житкова, одного из главных героев фильма «На миг оглянуться» / «Я жил тогда» (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин (а его друга К. И. Чуковского - Олег Ефремов).
  • В 1967 году на киностудии Мосфильм режиссёрами Алексеем Сахаровым и Александром Светловым по рассказам «Погибель», «Вата» и «Компас» был поставлен фильм «Морские рассказы».
  • В 1968 году на Одесской киностудии режиссёром Станиславом Говорухиным по мотивам рассказа Б. Житкова «Механик Салерно » был поставлен фильм «День ангела» .

По мотивам рассказов Житкова из цикла «Что я видел» созданы мультфильмы:

  • Кнопочки и человечки . Сцен. В. Голованова. Реж. М. Новогрудская. Комп. М. Меерович. СССР, 1980.
  • Почему слоны? Сцен. Ж. Витензон. Реж. М. Новогрудская. Комп. М. Меерович. СССР, 1980.
  • Пудя . Реж. И. Воробьёва. Комп. И. Ефремов. СССР, 1990

"Если я начну писать про то, чего не знаю, – это вот будут подлинные враки" , – говорил он. И писал о том, что знал: о дальних странах, о честных моряках, о работящих слонах и храбрых мангустах, о том, как люди летают на Северный полюс и строят электростанции. Житков сумел написать настоящую энциклопедию для четырёхлетних малышей – книгу "Что я видел" , где рассказывается и о метро, и о семафоре, и об огороде, и о зверях в зоологическом саду.

Житков закончил естественное отделение Новороссийского университета, служил моряком, штурманом на парусном корабле, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Учился на кораблестроителя.

"Он мог ответить на все вопросы: о скрипках, кораблях, математике, – вспоминал о Житкове писатель Борис Ивантер , – языках, литературе, оружии, живописи, привычках зверей, сопротивлении материалов, плаванье, аэродинамике. С карандашом в руке он доказывал вам законы остойчивости корабля и "дальнобойности" скрипки, строил композиции обложки или иллюстраций и объяснял, почему горы не могут быть высотой в 50 километров".

Самуил Маршак восторгался фразой Житкова "Воздух словно звоном набит". Это описание ночной тишины. Таков был его язык – парадоксальный, контрастный, динамичный. И очень сжатый. "В Аравии солнце до того яркое, что тень кажется ямой". "Во время тайфуна в Тихом океане пальмы на острове ложатся, как трава, воздух становится твёрдым, словно доска, держит, если ты обопрешься на него".

В день рождения писателя "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.

1. Житков учился в одном классе одесской гимназии с мальчиком по имени Коля Корнейчуков. Боря, отличник, племянник адмирала, сидел на первой парте. Коля, безотцовщина, хулиган, сын прачки, обитал на "камчатке" и страшно ему завидовал. "Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем всё, даже эта надменность", – вспоминал Коля спустя много лет, когда уже стал знаменитым писателем Корнеем Ивановичем Чуковским .

2. Коля мечтал свести с Борей знакомство, но робел. Помог случай. Услышав от учителя русского языка, что слово "отнюдь" скоро отомрёт, Коля и его друзья с "камчатки" решили спасти его – употреблять как можно чаще, вставлять в ответы на все вопросы. За это Колю наказали – заставили два часа после уроков сидеть в классе, без обеда. Потом Коля побрел домой, и на улице встретил Борю. Мальчики молча шли рядом, и вдруг Боря ни с того ни с сего спросил: "Грести умеешь?". "Отнюдь... То есть нет, не умею...", – пролепетал Коля. "А править рулём?.. А гербарий собираешь?". Коля даже не знал, что такое гербарий. "А какой сейчас дует ветер? Норд? Или вест? Или ост?". Видимо, дерзость хулигана с "камчатки" привлекала Борю, с этого дня началась их дружба. Житков стал учить Колю морскому делу, гребле, гальванопластике, французскому языку, причем обращался с ним деспотично и сурово.

3. Весной 1897 года 15-летний Борис предложил Коле совершить пеший поход из Одессы в Киев, где жила его сестра Вера Степановна. Перед отправлением Коле пришлось подписать контракт с обещанием беспрекословно подчиняться Житкову как командиру. На пыльной жаркой дороге Коля потерял самообладание и, не дожидаясь очередного привала, улегся отдыхать в канаву. Житков ушёл вперёд один. Коля бросился его догонять, и на телеграфном столбе у поворота заметил бумажное объявление, приклеенное воском от свечки: "БОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ НЕ ЗНАКОМЫ". В Киеве Коля и Боря встретились. "Он заговорил со мной как ни в чем не бывало, очень дружелюбно, без тени обиды (…). Но едва мы очутились наедине и я вздумал продолжать разговор, как вдруг, к моему ужасу, услыхал от Бориса: "Я разговариваю с вами только там, за столом, так как не хочу унижать вас перед Верой Степановной, но вообще – я уже заявил вам об этом – мы больше не знакомы".

4. Во время революции 1905 года Борис, студент Новороссийского университета, вместе с боевым отрядом защищал еврейский квартал от погромщиков. Его поразил знакомый еврейский юноша Лёва – слабый и трусливый в обычное время, в бою он оказался храбрее всех. Потом Борис узнал, что погромщики зверски убили его сестру – забросили её в горящий дом. "У него в ушах стоял крик сестры", "Это стояло сзади, и на это опирался его дух", – написал много лет спустя Житков в рассказе "Храбрость". Погромам 1905 года посвящён и его роман "Виктор Вавич" .

5. Житков отличался великолепной способностью к языкам. Помимо европейских, которые изучались в гимназии, он знал новогреческий, арабский, румынский, польский, татарский, датский, турецкий. Он быстро схватывал особенности местного произношения. Однажды в Лондоне он зашёл в лавочку, где часто покупал папиросы. Хозяин спросил: "Что-то вас долго не было видно, сэр... А-а, вы были в Дерби!". "Как вы узнали об этом?", – спросил Житков. "Родной говор услышал, сэр. Я ведь сам из Дерби".

6. В 1923 году Житков приехал в Петроград, больной и без денег. У него украли документы, нужные для поступления на работу. В отчаянии он явился к своему школьному другу Чуковскому. Целый вечер развлекал его детей рассказами о своих путешествиях и морских приключениях. Чуковский предложил ему написать на этой основе рассказ. И через несколько дней Житков принес ему тетрадку с новеллой "Шквал" . "Каждая страница была сложена вдвое, текст занимал лишь одну половину, другая оставалась свободной, именно для того, чтобы я, как "профессиональный писатель", имел наибольший простор для внесения нужных поправок (…) Я (…) с удивлением убедился, что редакторскому карандашу здесь решительно нечего делать, что тот, кого я считал дилетантом, есть (…) законченный мастер, с изощрённой манерой письма, с безошибочным чувством стиля, с огромными языковыми ресурсами". В 1924 году в петроградском издательстве "Время" вышла первая книга Житкова "Злое море" .

7. Евгений Шварц вспоминал, что Житков любил загадывать приходящим в редакцию журнала "Воробей" научные загадки. Например, "какая фигура получится, если угол комнаты и потолок пересечь плоскостью?". "Ответить надо было быстро, не глядя в потолок".

8. После развода с женой Житков поселился у Шварца. "В новом своем обиталище завел он корабельную чистоту, варил настойки и наливки по особым, своим собственным рецептам и рисовал на них акварелью этикетки". Однажды жена Шварца пожаловалась, что ни в одном магазине не может найти сахарных щипцов. "Утром на другой день принесли от Бориса письмо и свёрток. Он писал Катерине Ивановне, что нашел в комиссионном магазине щипцы, к сожалению, мельхиоровые, которые просит принять временно, пока он их не заменит серебряными.

9. В характере Житкова методичность и терпение сочетались с одержимостью. В конце 1920-х годов он увлекся игрой на скрипке (хотя, по воспоминаниям Чуковского, обучался ей и в детстве, ещё в гимназические годы). "Я играю по 4 часа в день, – писал он Чуковскому 18 марта 1927 года. – …С китайским терпеньем я прохожу этот курс. И я твердо знаю, что я не музыкант. И вот подите – страсть и наважденье". Из-за усиленных занятий он даже отказывался от интересных поездок по стране. По словам Шварца, "на скрипке Борис учился играть потому, что ноту надо было на этом инструменте находить своими силами. По его мнению, клавиши рояля действовали на ученика развращающе, изнеживающе. В сочетании уже существующих тонов имелась кем-то найденная правильность, (…) чего не могла допустить свободолюбивая душа Бориса".

10. Такая же страстность проявилась и в работе над романом "Виктор Вавич", которая шла с 1926 по 1931 год. Однажды Житков позвал в гости знаменитого детского поэта Николая Олейникова , чтобы тот послушал очередную главу. Встретил его у трамвайной остановки, сунул рукопись и приказал: "Читай! Я поведу тебя под руку!".