Перуанские рисунки наска. Геоглифы Наска в Перу: фото, описание и географические координаты загадочных линий. Наска - геоглифическая территория

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Эти гигантские рисунки различимы только с большой высоты: лишь пролетая на самолете над плато Наска – тем, что раскинулось в южной части Перу, можно увидеть на земле эту «картинную галерею», состоящую из изображений птиц и животных, цветов и насекомых. Правильные контуры ящерицы, колибри, обезьяны, кондора и паука пересекают многочисленные прямые линии, спирали, треугольники, трапеции и другие геометрические фигуры.

Откуда взялось это наследие, какой целью руководствовались древние художники, выводящие пустынные шедевры и, наконец, какие технологии позволили им соблюсти идеальные пропорции рисунков, размер самого маленького из которых составляет 46 метров, а самого большого – пеликана – достигает 285 метров? Эти вопросы занимают головы ученых с того самого момента, когда были обнаружены геоглифы Наски – с 1939 года, когда над пустыней пролетел самолет с американским археологом на борту.

Техника выполнения всех рисунков – одна и та же: контур изображения представляет собой единую неразрывную линию, которая тянется на десятки и сотни метров и нередко пересекает холмы, впадины и высохшие речные русла. Скажите на милость – как без помощи специальных приборов и контроля с высоты можно было провести все эти прямые, кривые и ломаные, ни разу при этом не отклонившись от заданного направления ни на полградуса?

Да что сотни метров – линии некоторых геометрических фигур тянутся на 8 километров! Не имея возможности подняться высоко над «холстом», получить представление о характере рисунка и, тем более, о правильности взятого направления более чем затруднительно. И это еще не все. Тщательные исследования рисунков и фигур показали, что все геоглифы подчинены жестким математическим законам.

Как же создавались эти «полотна»? Как и многие другие геоглифы, с помощью рытья траншей: двигаясь по заданному контуру, древние творцы бороздили пустынную землю, выкапывая грунт на протяженности всего рисунка на 120-140 см в ширину и 25-35 см в глубину. Благодаря особенностям полупустынного климата, рисунки плата Наска сохранились до наших дней.

Еще одна загадка, не дающая покоя исследователям: как случилось, что роющие многочисленные траншеи рабочие (вспомним, что некоторые линии имеют протяженность несколько километров) не оставили никаких следов своего пребывания – хотя бы вытоптанных троп? По большому счету, у ученых мужей нет точных ответов ни на один из актуальных вопросов – только гипотезы.

Разве что время создания рисунков и линий удалось определить относительно точно – геоглифы были сформированы до 12 столетия, когда долину заселили инки. А значит, авторство дивных узоров приписывается предшественникам инков – цивилизации наска. О целях создания «галереи» в пустыне можно только догадываться. Исходя из того, что громадные картины различимы только с большой высоты, логично предположить, что населявшие пустыню древние люди таким образом пытались общаться с божествами.

По другим версиям, представители цивилизации наска пытались воспроизвести с помощью узоров и рисунков небесную карту созвездий или передавали кому-то зашифрованное послание. Одно из досужих предположений и вовсе лишено здравого смысла: якобы начертанные на лике земли знаки служили посадочной полосой для инопланетных кораблей. Ясно одно: вопросов в деле геоглифов плато Наска все еще значительно больше, чем ответов – громадные рисунки посреди пустыни и по сей день остаются неразгаданной тайной.

Пустыню Пампа-Колорада (исп. Desierto de la Pampa Colorado; «Красная Равнина»), расположенную к югу от реки Наска в , чаще называют «Плато Наска» (исп. Nazca). Это безводная и безлюдная пустынная равнина, окруженная низкими отрогами Анд, простирающаяся в 450 км к юго-востоку от перуанской столицы, (исп. Lima).

Обширная, вытянутая по форме территория плато площадью около 500 км² простирается с севера на юг более 50 км, с запада на восток – от 7 до 15 км. Долина долгое время ошибочно считалась безжизненной. Ровная местность с местами волнистым рельефом отделена от других равнинных территорий явно выраженными уступами.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Название «Наска» также относится к древней цивилизации, расцвет которой пришелся на период с 300 года до н.э. по 500 год н.э. Быть может, именно этой культурой созданы загадочные «линии Наска», древнейший церемониальный город Кауачи и разветвленная система «пукиос» – уникальных подземных акведуков.

Важной составляющей региона, помимо знаменитого плато, является одноименный город, основанный испанцами в 1591 г. В конце прошлого века, в 1996 г. город Наска был снесен с лица земли сильнейшим землетрясением. Жертв, к счастью, было немного (погибло 17 человек), так как разгул подземной стихии произошел в полдень, но около 100 тыс. человек осталось без крова. Сегодня город отстроен заново, здесь возведены современные многоэтажные дома, а его центр украшен чудесным сквером.

Климат

Малозаселенная местность отличатся очень сухим климатом.

Зима на обширном плато продолжается с июня до сентября, в течение года температура в пустыне не опускается ниже +16°C. Летом температура воздуха стабильна и держится около +25°C. Несмотря на близкое расположение океана, дожди здесь — необычайная редкость. Ветра здесь тоже практически отсутствуют, в окружении плато нет рек, озер и ручьев. О том, что когда-то эти земли видели водные потоки, рассказывают многочисленные русла давно высохших рек.

Загадочные геоглифы (Линии Наска)

Однако, этот перуанский регион примечателен в первую очередь не городом, а таинственными геоглифами – необычными линиями, геометрическими фигурами и причудливыми рисунками, украшающими поверхность плато. Для современного научного сообщества эти рисунки уже на протяжении столетий преподносят все новые и новые загадки. Десятки умов многие года бьются в попытках ответить на многочисленные вопросы, касающиеся таинственных изображений.

Карта фигур

Всего на пустынной равнине было обнаружено около 13 тыс. различных линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических фигур или площадок (треугольников, прямоугольников, трапеций) и 788 изображений людей, птиц и животных. Изображения плато представляют собой различной ширины длинные канавки глубиной от 15 до 30 см, прорытые в верхнем слое почвы — смеси глины с песком. Длина самых длинных линий доходит до 10 км. Поражает также ширина рисунков, в некоторых случаях достигающая 150 — 200 м.

Есть здесь рисунки, напоминающие очертания животных – ламы, обезьяны, касатки, птицы и пр. Единичные рисунки (около 40) изображают акул, рыб, ящериц и пауков.

Фигуры поражают воображение своими гигантскими размерами, но разгадать истинное их предназначение люди до сих пор не сумели. Разгадка, возможно, таится в недрах пустыни. Значит, чтобы узнать, кто и зачем сотворил эти поразительные художества, необходимы археологические раскопки, которые здесь производить запрещено, ведь плато охраняется статусом «Сакральная зона» (имеющая отношение к Божественному, небесному, потустороннему, мистическому). Так, по сей день остается тайной за семью печатями происхождение рисунков Наска.

Геоглифы плато Наска в 1994 г. внесены в списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но какой бы «сакральной» не являлась территория, а доминирующую человеческую черту – любопытство, которое стимулирует человечество преодолевать любые трудности, еще никто не отменял.

Первым чрезвычайно любопытным человеком, которого заинтересовали эти запретные земли, оказался Мехия Торибио Хесспе (исп. Toribio Mejía Xesspe), археолог из Перу, который в 1927 г. изучал «линии Наска» с предгорий, окружающих безжизненное плато. в В 1939 г. необычное плато приобрело всемирную известность благодаря именно перуанскому ученому.

В 1930 г. загадочную пустынную местность с таинственными линиями антропологи изучали, облетая плато на самолете. Внимание археологов всего мира было приковано к пустыне в начале 40-х годов XX в. Так, в 1941 г. американский историк, профессор гидрогеологии Пол Косок (англ. Paul Kosok; 1896-1959) на маленьком самолете совершил над пустыней несколько разведывательных полетов. Именно он определил, что исполинские линии и фигуры покрывают обширную территорию, вытянутую на 100 км.

Более плотно изучить уникальное плато ученые получили возможность лишь в 1946 г., хотя это была не целенаправленная государственная программа, финансированная властями, а отдельные экспедиции исследователей-энтузиастов. Выяснилось, что траншеи Наска древние «дизайнеры» создавали путем удаления темного поверхностного почвенного слоя (так наз. «пустынного загара») – глины, насыщенной оксидом железа и окислом марганца. С участка линий был полностью удален гравий, под которым лежал грунт светлого цвета с богатым содержанием извести. На открытом воздухе известковый грунт моментально затвердевает, формируя защитный слой, отлично предотвращающий эрозию, поэтому линии такие броские и сохранили свою первозданную форму на протяжении 1000-летий. При технической простоте исполнения, для такого решения были необходимы отличные знания геодезии. Долговечности рисунков способствовали также обычное здесь безветрие, отсутствие осадков и устойчивая температура воздуха в течение года. Если бы здешние климатические условия были иными, то, несомненно, рисунки давно бы исчезли с лица земли.

Они же продолжают озадачивать не одно поколение исследователей со всего мира.

Мистическая цивилизация

Официальная наука утверждает, что все изображения были созданы во времена расцвета древней империи Наска, имеющей очень развитую культуру. Цивилизация была заложена археологической культурой (исп. Paracas), коренных индейцев южного Перу 2-й половины I тысячелетия до н. э. Многие ученые едины во мнении, что большинство линий и фигур было создано в период продолжительностью 1100 лет, в «Золотой век» цивилизации Наска (100-200 гг. н.э.). Древняя цивилизация канула в небытие в конце VIII в, причиной тому, предположительно, стали наводнения, которые постигли территорию плато к концу первого 1000-летия. Люди были вынуждены покинуть свою землю, которая через несколько столетий была заселена .

Если допустить, что загадочные рисунки создал древний народ, то зачем и, самое главное, каким образом аборигены смогли это сделать – остается тайной. Даже используя современную технику, чрезвычайно сложно провести по поверхности земли идеально прямую линию даже протяженностью в 3-5 км.

Согласно выводам ученых, все это было сделано за короткое время. Плато Наска за пару столетий из безжизненной долины превратилось в самую причудливую на планете, испещренную геоглифами территорию. Неведомыми художниками были пересечены впадины и возвышенности пустыни, но при этом линии оставались идеально правильными, а края канавок — строго параллельными. Каким образом неизвестные мастера создали фигуры различных животных, которые можно рассмотреть исключительно с высоты полета птицы, совершенно неясно.

46-метровый паук

Например, изображение колибри, достигает в длину 50 м, птица кондор — 120 м, а паук, похожий на сородичей, обитающих в амазонских джунглях, имеет длину 46 м. Что интересно, все эти шедевры можно увидеть, только поднявшись в воздух, либо взобравшись на высокую гору, каковых поблизости не наблюдается.

Очевидно, что летательных аппаратов у народа, заселявшего плато в период возникновения художеств, не было. Как же люди могли создать рисунки с ювелирной точностью, не имея возможности увидеть полную картину проделанной работы? Как удавалось мастерам соблюсти точность всех линий? Для этого им бы потребовался целый арсенал современного геодезического оборудования, не говоря о совершеннейших знаниях математических законов, учитывая, что изображения создавались как на ровных участках земли, так на крутых склонах и почти отвесных скалах!

Более того, в районе пустынной долины Наска существуют холмы (исп. Palpa), верхушки некоторых срезаны, словно гигантским ножом на одном уровне. Эти оогромные срезы тоже украшены рисунками, линиями и геометрическими фигурами.

Может, нам вообще сложно понять логику своих далеких предков. Дети не понимают своих родителей, куда уж тут до осознания мотивов людей, живших 1000 – 2000 лет тому назад. Вполне возможно, что изображения плато не имеют никакой практической или религиозной составляющей. Может, древний народ создал их с целью показать потомкам, на что он способен? Но к чему было тратить уйму сил и времени для самоутверждения? В общем, вопросы, вопросы, на которые пока нет ответов.

Инопланетное вмешательство?

Ученых, уверенных, что таинственные рисунки создал человек, не больше тех, кто полагает, что без вмешательства пришельцев тут не обошлось. По мнению последних, изображения на плато являются взлетно-посадочными полосами инопланетян. Такая версия, конечно, имеет право на существование, неясно только, почему у инопланетных летательных аппаратов не имелось системы вертикального взлета и зачем было делать взлетные полосы в форме зигзагов, спиралей и земных животных.

Интересно и другое: многие ученые полагают, что сложные рисунки в форме причудливых животных, птиц и насекомых были нанесены намного раньше, чем более простые геометрические фигуры, круги и линии. Сам собою напрашивается вывод, что сначала неизвестные таинственные мастера выполнили сложные формы, а уж потом земные люди стали упражняться в создании прямых линий.

Прочие гипотезы

Мария Райхе (нем. Maria Reiche; 1903-1998), немецкий математик и археолог, которая с 1946 г. на протяжении более 40 лет (до самой своей смерти в 95-летнем возрасте) методично и скрупулезно исследовала фигуры Наска, считала, что их линии — это гигантский древний календарь. По ее мнению, многие рисунки являются точными изображениями созвездий, а линии соответствуют перемещению солнца или ориентированы на луну, планеты солнечной системы и некоторые из созвездий. Так, например, рисунок в форме паука, по утверждению Райхе, воспроизводит скопление звезд в созвездии Ориона. Основываясь на своих астрономических расчетах, она первой озвучила время создания рисунков - V в. Позже радиоуглеродный анализ деревянного разметочного колышка, найденного в месте одного из геоглифов, подтвердил указанную М. Райхе дату.

Имеется еще одна занимательная теория относительно мистических рисунков. Известный американский археолог Йохан Рейнхард (англ. Johann Reinhard), почетный профессор Католического Университета Санта Марии (UCSM, Рeru), считает, что гигантские линии Наска были сооружены для проведения неких религиозных обрядов. Фигуры животных, птиц и насекомых были, предположительно, связаны с поклонением божествам. С помощью рисунков люди ублажали Богов и просили у них воду для орошения своей земли. Некоторые археологи склоняются к мнению, что линии и причудливые рисунки представляли собой священные тропы, по которым местные жрецы ходили во время ритуальных церемоний. Как в любом языческом вероисповедании (древний народ, очевидно, был послушником этой веры), культ богов занимает центровое место не только в религии, но и в быту людей. Но вновь возникает вопрос: почему древние перуанцы решили обращаться к божествам в этом отдаленном месте, где никогда не было возделываемых земель?

Существует и такая гипотеза, что по гигантским линиям и полосам в древности бегали индейские атлеты, а значит, на Наска проводились спортивные южноамериканские олимпиады. Прямые линии, конечно, могли быть использованы в качестве беговых дорожек, но как можно бегать по спирали и по изображениям птиц или, к примеру, обезьяны?

Имелись публикации и о том, что громадные треугольные и трапецеидальные площадки создавались для каких-то церемоний, в ходе которых приносились жертвы богам и проходили массовые гуляния. Но почему тогда археологи, перерывшие все окрестности плато, не нашли ни единого подтверждающего эту версию артефакта?

Бытует даже такая абсурдная идея, что гигантская по масштабам работа была проделана исключительно в целях своеобразного трудового воспитания, чтобы бездельничающие древние перуанцы были заняты делом… Другая гипотеза гласит, что все рисунки — это гигантский ткацкий станок древних людей, которые раскладывали нити по линиям. Утверждалось также, что удивительные рисунки — это колоссальная зашифрованная карта мира, которую до сих пор никто не смог расшифровывать.

В последние годы все чаще стали раздаваться голоса, что невероятные рисунки – всего лишь результат чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой огромной в истории человечества подделки должна была рвать жилы целая армия фальсификаторов на протяжении десятков лет. Да при этом еще необходимо было сохранить все в тайне. Вопрос – для чего?

Сегодня, к сожалению, основное внимание ученых со всего мира сосредоточено не на окутанных тайной рисунках Наска, а на серьезной экологической угрозе, нависшей над загадочным плато. Вырубка лесов, вредные выбросы в атмосферу, загрязнение окружающей среды – все это совсем не в лучшую сторону меняет стабильный климат пустыни: все чаще идут дожди, приводящие к возникновению оползней и прочих неприятностей, которые разрушающе воздействуют на целостность изображений. Если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет для преодоления серьезной угрозы, удивительные рисунки будут утеряны для человечества навсегда. Тогда можно не сомневаться, что ответы на бесчисленные волнующие нас вопросы не будут получены НИ-КОГ-ДА. Мы так и не узнаем, КТО и ЗАЧЕМ создал эти уникальные творения.

Археологические достопримечательности региона

Столицей и главным церемониальным центром цивилизации Наска было древнее поселение Кауачи (Cahuachi). Город представлял собой сосредоточение глинобитных жилых домов и хозяйственных построек. В центре его высилось пирамидальное сооружение — Большой Храм, построенный на холме высотой около 30 м. Вокруг главного Храма располагались площади, дворцы и усыпальницы.

Помимо Кауачи известно еще несколько крупных архитектурных комплексов древней цивилизации. Наиболее необычный из них - «Вosque Мuerto» (с исп. «Мертвый лес») Эстакерия, представляющий собой ряды из 240 столбов высотой до 2 м, укрепленные на низкой платформе. Западнее и южнее платформы установлены столбы меньших размеров, причем, они выстроены не рядами, а цепочками. Возле «мертвого леса» возвышался ступенчатый холм с 2-мя рядами террас.

На территории Эстакерии находится много захоронений, в которых обнаружены сохранившиеся части одеяний. По найденным фрагментам была воссоздана одежда народа Наска: длинные накидки с широкой каймой и традиционные южноамериканские пончо - прямоугольное полотно с прорезью для головы. Примечательно, что цветовая гамма тканей необычайно обширная, насчитывающая до 150 всевозможных оттенков.

Культура древней цивилизации поражает своими уникальными полихромными сосудами великолепного качества, в то время как индейцам не был знаком гончарный круг. Кубки, вазы, фигурные кувшины и миски расписывались красками 6-7 цветов, которые наносились до обжига.

На этом тайны Наска далеко не заканчиваются. Если поверхность долины украшена непостижимыми пока для человеческого разума гигантскими рисунками, то в ее недрах таятся еще более немыслимые пукиос (исп. Puquios; от кеч. источник, родник») - древние системы акведуков у города Наска. Из 36 гигантских пукиос, представляющих собой гранитные трубы подземных водопроводов, большая часть до настоящего времени нормально функционирует. Нынешние перуанские индейцы приписывают создание пукиос божественному творцу Виракоче +20 баллов, 4 оценок)

Гигантские наземные рисунки перуанского плато Наска, заслуженно считаются одной из самых таинственных достопримечательностей не только Южной Америки, но и всей планеты.

Загадочными линиями, складывающимися в причудливые фигуры, покрыто около 500 квадратных метров территории плато. Линии, образующие рисунки Наски, нанесены на поверхность земли своеобразным способом - выемкой грунта, в результате чего образовались траншеи до 1,5 метров шириной и до 30-50 сантиметров глубиной.

Линии образуют огромное количество геоглифов - геометрических и фигурных узоров: свыше 10 000 полос, более 700 геометрических фигур (в основном трапеции, треугольники и спирали), около 30-ти изображений птиц, зверей, насекомых и цветов.

Рисунки Наски в впечатляют своими размерами. Так, например, фигуры паука и колибри имеют длину около 50 метров, рисунок кондора простирается на 120 метров, изображение пеликана - почти на 290 метров. Поражает, что при таких гигантских размерах контуры фигур непрерывны и удивительно точны. Почти идеально ровные полосы пересекают русла высохших рек, взбираются на высокие холмы и спускаются с них, но при этом не отклоняются от необходимого направления. Современная наука не в состоянии объяснить подобный феномен.

Впервые эти удивительные древние фигуры были обнаружены летчиками лишь в 30-х годах прошлого века.

Это объясняется тем, что с земли практически невозможно распознать фигуры, раскинувшиеся на десятки и сотни метров в длину.

Несмотря на десятилетия исследований, так и остается загадкой, каким образом, кто и с какой целью выполнил эти рисунки. Предположительный «возраст» изображений - от пятнадцати до двадцати столетий.

Сегодня известно около 30 рисунков, около 13 тысяч линий и полос, около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Большинство исследователей приписывают авторство рисунков представителям цивилизации Наска, которые населяли плато до появления Инков. Уровень развития цивилизации Наска недостаточно изучен, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что ее представители владели технологиями, позволяющими создавать подобные рисунки.

Существует немало версий, объясняющих назначение геоглифов Наски. Самая распространенная из них - астрономическая. Ее сторонники считают линии Наски своеобразным астрономическим календарем. Популярна и ритуальная версия, согласно которой, гигантские рисунки предназначены для общения с небесным Божеством.

Многократные повторения одних и тех же линий и фигур, а также выявленные математические закономерности в их пропорциях и взаимно-расположении, дают право предположить, что рисунки Наски представляют собой некий зашифрованный текст. Согласно наиболее фантастическим гипотезам, фигуры на плато выполняют функцию ориентиров для приземления инопланетных кораблей.

К сожалению, целенаправленное и регулярное изучение геоглифов Наски в наше время не проводится. Многовековые загадки знаменитых перуанских рисунков все еще ждут своих исследователей.


Геоглифы Наска и Пальпа с коптера. Перу 2014 hd

Рисунки Наска со спутника

Продолжаем нашу серию рассказов о загадочных древних объектах. Сегодня мы расскажем вам о геоглифах Наска в Перу, созданных за множество столетий до расцвета империи Инков, и являющихся самым важным доказательством существования загадочной древней культуры на территории Перу. Эти линии и геоглифы расположены на плато Наска и достигают десятков метров в длину, поэтому видны только из воздуха.

Немецкий ученый Фон Даникен в своей книге “Ответ Богам” утверждает, что эти линии были созданы как сигналы для посадки космических кораблей пришельцев. А немецкий доктор археологии Мария Райхе назвала эти узоры странным подтверждением существования древнейшей Перуанской культры:

“Линии Наска не что иное, как задокументированная история древней перуанской науки. Древние обитатели Перу создали свой собственный алфавит чтобы описывать самые важные астрономические события. Линии Наска – страницы книги, написанной на этом странном алфавите”

С воздуха можно наблюдать за различными фигурами, такими как большие гигантские пауки, ящерицы, ламы, обезьяны, собаки, колибри, и т.д., не говоря уже о зигзагах и геометрических проектах. Есть много оставшихся без ответа вопросов относительно этих линий. Например как они остаются неповрежденными после сотен лет, или как их удалось создать в таких размерах, точно воссоздав все пропорции.

В 1927 году Меджиа Хеспе, ученик знаменитого Хулио Тельо, отца перуанской археологии, сообщил о таинственных непонятных геоглифах на территории перуанского плато. Изначально этому не придали никакой важности, ученые занимались исследованиями других более значимых участков, таких как Мачу-Пикчу

В этом же году в Перу прибыл исследователь из США Пол Косок, которого очень привлекла древнейшая история Перу. В одной из его первых поездок на юг страны он остановился наверху плато и увидел обширные линии с обеих сторон дороги. После тщательного исследования он был поражен обнаружив, что на одной из фигур была отображена идеальная форма полета птицы. Косок потратил на исследование линий Наска почти 20 лет, в 1946 году он вернулся домой, предложив изучать рисунки племен Наска немецкому доктору археологии Марии Райхе. Мария посвятила этой работе всю свою жизнь.

Мария Райхе изучала линии Наска в течение 50 лет. Она объяснила, как эти линии использовались древними перуанскими астрономами - они были гигантским солнечным и лунным календарем, укрытым в песке, легендах и мифах местных жителей.

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.


Колибри имеет длину 50 метров, паук - 46, кондор распростерся от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Такие громадные размеры рисунков вызывают восхищение, почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются средней величины холмы. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Среди других животных, запечатленных Наска - кит, собака с длинными ногами и хвостом, две ламы, различные птицы, такие как цапли, пеликан, чайка, колибри и попугай. Из рептилий есть аллигатор, игуана и змея.

На карте расположены все геоглифы, с побробными называниями. Для увеличения кликнуть

Так кто же все-таки создал геоглифы Наска? Местные жители или пришельцы? Это гигантский солнечный и лунный календарь или ориентиры космического корабля? Узнать ответы на эти вопросы невозможно, так как линии Nazca - одна из самых больших