Перспективный план художественной литературы во второй младшей группе

Цель: приобщение детей к художественной литературе, через ознакомление с рассказом В. Сутеева «Три котёнка» посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям понять содержание рассказа В. Сутеева «Три котёнка»,
  • формировать эмоционально-образное восприятие рассказа,
  • учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту рассказа,
  • пояснить детям значение слов сажа, самоварная труба,
  • активизировать в речи детей слова: мука, сажа, самоварная труба,
  • показать через познавательно-исследовательскую деятельность, каким образом в рассказе котята меняли цвет.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь,
  • развивать звуковую культуру речи,
  • развивать внимание, память,
  • развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:
воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературные произведения,
воспитывать отзывчивость (желание помочь).

Развивающая предметно-пространственная среда к НОД: игрушка-персонаж мультфильма «Котенок по имени Гав», фланелеграф, персонажи из рассказа для фланелеграфа, емкости на каждого ребенка с мукой, с сажей, с водой, полотенца.

Конспект занятия по художественной литературе во 2 младшей группе «Чтение рассказа Сутеева «Три котенка»

Ход НОД

Создание мотивации для предстоящей деятельности.

Звучит песня « Я пушистый маленький котенок…», в группе появляется персонаж, мягкая игрушка «котенок».

— Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел (ответы детей).

Обращаю внимание на то, чтобы дети отвечали предложением в процессе всей непосредственно-образовательной деятельности.

— Котёнка зовут «Гав». Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются с персонажем)
— Ребята, котенок Гав шепнул мне на ушко, что у него совсем нет друзей, ему скучно и одиноко.
— Вы согласны помочь котёнку? (ответы детей)
— Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей)

— Если дети затрудняются с ответом, предлагаю. Давайте мы познакомим его с другими котятами. Я знаю шустрых и очень любопытных котят. Сейчас я покажу вам и нашему гостю одну историю, которая случилась с этими любопытными котятами. Этот рассказ называется «Три котенка», его написал Владимир Сутеев. Вы вместе с нашим гостем послушайте, посмотрите и потом мы вместе с вами выясним, что же произошло с котятами.

Показ рассказа на фланелеграфе (с повтором).

Поясняю детям значение слова сажа, самоварная труба.

— Ребята котёнок Гав предлагает поиграть.

Физминутка «Маркиз»


То прогнет, то выгнет спинку, ножку вытянет вперед
Это делает разминку наш Маркиз — пушистый кот.
Чешет он себя за ушком, жмурит глазки и урчит (мур, мур).
У Маркиза все в порядке: когти шерсть и аппетит.

— Дети, вам понравился рассказ « Три котенка»? Давайте спросим нашего гостя, понравился ли ему рассказ? (дети спрашивают котенка).
— Какого цвета были котята в самом начале рассказа? (ответы детей)
— Кого увидели и за кем гнались котята в рассказе? (ответы детей) Если дети затрудняются, делаю визуальные подсказки с помощью изображений на фланелеграфе.
— Почему котята стали белые? (ответы детей)
— Почему котята стали серые? (ответы детей)
— Почему котята стали мокрые? (ответы детей)
— Какого цвета они стали, когда высохли? (ответы детей)
— Котята были любопытными, они познавали мир.

А хотите превратиться в любопытных котят и пройти все их приключения? Тогда, я вас превращаю в маленьких котят, проходим и садимся за столы.

На столе стоят по три емкости на каждого ребенка (с мукой, сажей и водой) и лежат полотенца.

— Ребята, давайте вспомним, куда сначала прыгнули котята? (ответы детей) Опускаем ручки в муку. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— Куда котята залезли, когда гнались за лягушкой? (ответы детей) Чем испачкались в самоварной трубе котята? (ответы детей)
— Опускаем ручки в сажу. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— А потом котята куда прыгнули? (ответы детей)
— Опускаем ручки в воду, что случилось с нашими руками? (ответы детей) А теперь вытираем руки полотенцем.
— А что случилось с котятами, когда они выпрыгнули из воды? (ответы детей)
— Какого цвета стали котята, когда высохли? (ответы детей)

Подведение итога деятельности


— Дети, понравилась вам история про любопытных котят? (ответы детей)
— Ребята котёнок говорит вам большое спасибо за то, что вы познакомили его с котятами, теперь у него есть друзья. Вместе им будет весело играть.

Рефлексия

На столе лежат мордочки котят – веселые, грустные и нейтральные. Предлагаю детям выбрать любую на память о том, как помогли котёнку.

«Детский сад»

Сентябрь

Чтение

С.Черный « Приставалка»;

Г Цыферов « Про друзей»,

« Когда не хватает игрушек» (из книги « Про цыпленка, солнце и медвежонка»);

« Два жадных медвежонка» (венг.; обр. А. Краснова, В. Важдаева) ;

« Пальчик - мальчик…», « Храбрецы», англ., обр.. С Маршака.

Чтение

«Кот петух и лиса», обр. Боголюбской; К. Б.;

К. Бальмонт « Осень»;

А. Н. Толстой «Еж»;

К. Д. Ушинский « Петушок с семьей»;

«Заинька попляши…»;

« Волк и козлята».

Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

К. Чуковский. «Путаница»,

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» (из книги «Что я видел»);

М. Зощенко. "Умная птичка"

П. Воронько. - Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

Заучивание наизусть: Н. Саксонская. «Где мой пальчик?»

Чтение » Еду-еду к бабе, к деду...»,.

К. Бальмонт. «Осень»;

А. Майков. «Колыбельная песня»,

С. Черный., «Про Катюшу»;

Ч. Янчарский. «Игры» «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько

Заучивание наизусть: «Огуречик, огуречик...»

Список художественной литературы

« Я и моя семья»

Сентябрь

Чтение

«Заинька, попляши...»

«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

К. Чуковский» Краденое солнце»,

Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»;

К. Чуковский. «Так и не так»;

Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;

Заучивание наизусть:

Октябрь

Чтение

«Заинька, попляши...»,

«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

«Упрямые козы», узб., обр. Ш.

С.Черный « Приставалка»;

К. Чуковский. «Мойдодыр»,

Б. Житков. «Зебра», (из книги «Что я видел»);

М. Зощенко. "Умная птичка";

Заучивание наизусть: . А. Плещеев. «Сельская песня»;

Список художественной литературы

« Осень»

Октябрь

Чтение

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака;

С. Маршак. «Зоосад», (из цикла «Детки в клетке»);

К. Чуковский., «Мойдодыр»,

Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); . А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;

Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;

Чтение

«Сорока, сорока...?,

«Колобок», обр. К. Ушинского;

Песенки. «Кораблик», англ., обр. С. Маршака;

С. Маршак. «Жираф», «Зебры», (из цикла «Детки в клетке»); Б. Житков. "Слоны", (из книги «Что я видел»);

Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько

Чтение

А. Блок. «Зайчик»;

«Тили-бом! Тили-бом!...»;

А. Плещеев. «Осень наступила...»,

А. Майков. «Колыбельная песня»,...» (из новогреческих песен);

С. Маршак«Белые медведи», «Страусенок», (из цикла «Детки в клетке»);

К. Чуковский. «Путаница»,

М. Зощенко. "Умная птичка";

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;

Список художественной литературы

« Мой дом, мой аул»

Ноябрь

Чтение

«Сорока, сорока...?,

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

С. Маршак. «Пингвин», «Верблюд», (из цикла «Детки в клетке»); Г. Цыферов. «Про друзей», из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);

К. Чуковский. «Так и не так»;

Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;

Чтение

С. Маршак. «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»);

К. Чуковский. «Краденое солнце»,. «Так и не так»;

А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой;

Список художественной литературы

« Новый год»

Ноябрь

Чтение

«Ночь пришла,..»,

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;

К. Бальмонт. «Осень»;

А. Блок. «Зайчик»;

К. Чуковский «Так и не так»;

Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;

Заучивание наизусть: К. Чуковский. «Елка»

Декабрь

Чтение

«Как у нашего кота...»,

«Лиса и заяц», обр. В. Даля;

С. Гродецкий, «Кто это?»;

Заучивание наизусть: А. Плещеев. «Сельская песня»;

Чтение

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Сидит белка на тележке...»,

А, Пушкин. « Свет наш, солнышко!.», (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;

Чтение

«Ай, качи-качи-качи »...»,

«Гуси-лебеди»;,обр. М. Булатова;

«Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;

А, Пушкин. «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

С. Капугикян. «Кто скорее допьет», пер. с арм. Т. Спендиаровой

А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова;

Чтение

«Жили у бабуси...»,

«Снегурочка и лиса»; обр. М. Булатова

В.Берестов. «Курица с цыплятами»,

Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет»);

А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова

Заучивание наизусть: Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.);

Список художественной литературы

« Зима»

Январь

Чтение

«Заря-заряница...»;

«Маленькие феи», англ., обр. С. Маршака;

С. Маршак. «Тихая сказка»,

А. Н. Толстой. «Петушки».

Й. Чапек. «Трудный день», «(из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;

Чтение

«Чики-чики-чикалочки...»,

«Гуси-лебеди»; обр. М. Булатова;

В.Берестов. «Бычок»;

Н. Носов «Ступеньки»;

Чтение

«Гуси-лебеди»;

«Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой

«Кисонька-мурысенъка...»,

«Лиса и заяц», обр. В. Даля;

«Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни;

Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;

Д. Хармс. «Храбрый еж»;

Заучивание наизусть: К. Чуковский. «Елка» (в сокр.);

Список художественной литературы

« День защитника Отечества»

Февраль

  • неделя
  • Чтение

    «Как у нашего кота...»,
    «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой;

    «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;

    Й. Чапек. «В лесу», (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;

    Чтение

    «Сидит белка на тележке...»,
    «Лиса и заяц», обр. В. Даля;
    К. Чуковский. « «Муха-цокотуха»,

    Й. Чапек. «Трудный день «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;

    . Заучивание наизусть: Н. Саконская. «Где мой пальчик?»

    Чтение

    «Ай, качи-качи-качи »...»,
    Д. Хармс. «Храбрый еж»;

    Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;

    «Как у нашего кота...»,

    Заучивание наизусть: К. Чуковский. «Елка»

    Список художественной литературы

    Февраль

    Чтение

    В. Берестов. «Петушки»;
    «Жили у бабуси...»,
    А, Пушкин. « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

    Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;

    Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;

    Март

  • неделя
  • Чтение

    «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;

    С. Маршак. «Тихая сказка»

    В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»,А. Н. Толстой. «Еж», «Петушки».

    Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;

    Список художественной литературы

    « Здоровье»

    Март

  • неделя
  • Чтение

    П. Косяков. «Все она»;

    «Травка-муравка.,.»,

    Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»;

    Чтение

    «На улице три курицы...»

    «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;
    «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;

    «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

    П. Косяков. «Все она»;

    К. Ушинский. «Васька»,

    Чтение

    «Тень, тень, потетень..»,
    «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;

    Д. Хармс. «Храбрый еж»;

    А. Майков. «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);

    К. Чуковский « Айболит»

    Л. Толстой. «Таня знала буквы...»;

    Заучивание наизусть: . «Мыши водят хоровод.,.» - рус. нар. песенки;

    Список художественной литературы

    «Весна»

    Апрель

    Чтение

    «Дождик, дождик, пуще...»,
    «Теремок», обр. Е. Чарушина

    «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;

    К. Чуковский « Айболит»

    Л. Толстой. «У Вари был чиж,..»,

    М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

    Чтение

    А. Плещеев. «Весна» (в сокр.);

    «Божья коровка..,»,

    «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова

    А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;

    К. Ушинский. «Лиса-Патрикеевна»;

    «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
    С. Капугикян. «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;

    О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;

    Список художественной литературы

    «День Победы»

    Апрель

    Чтение

    «Радуга-дуга...»,
    «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»;

    К. Чуковский. «Черепаха»;

    Л. Толстой. «Пришла весна...»;

    О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

    Чтение

    А. Плещеев. «Весна» (в сокр.);

    «Курочка-рябушечка...»

    «Разговор лягушек», пер. с чеш. С. Маршака.

    В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица»;В. Бианки. «Купание медвежат»;

    «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

    Список художественной литературы

    « Безопасность»

    Чтение

    «Травка-муравка.,.»,
    С. Михалков. «Песенка друзей»;

    Э. Мошковская. «Жадина»;

    Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»;

    «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;

    Чтение

    «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;

    «Тень, тень, потетень..»,
    «Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака.

    «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;

    И. Токмакова. «Медведь».

    К. Чуковский. «Чудо-дерево»,

    С. Прокофьева. «Маша и Ойка»,

    А. Н. Толстой «Лиса»,

    «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;

    Чтение

    «Курочка-рябушечка...»,
    Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой

    К. Бальмонт, «Комарики-макарики»;

    П. Косяков. «Все она»;

    С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);

    «Мыши водят хоровод.,.» - рус. нар. песенки;


    Колыбельникова Ольга Владимировна

    «Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок» с опорой на иллюстрации»

    Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы» во 2 младшей группе.

    Воспитатель Гатина А.Т.

    Задачи:

    1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы.

    2. Упражнять в подборе прилагательных женского и мужского рода к заданному слову, пополнять и обогащать словарный запас.

    3. Развивать эмоциональное восприятие содержания сказки, запоминание действующих лиц и последовательность действий

    4. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

    Материалы: рисунки с изображением персонажей сказки «Цыпленок». Портрет К.И. Чуковского, книги с его произведениями, сюрпризная коробка.

    Ход занятия:

    Дети сидят на стульчиках

    Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эту коробку. А на ней надпись: «Открыть любознательным детям ». Ребятки, а кто такой любознательный ребенок? (Тот, которому интересно все новое и неизведанное.) А вам интересно, что в этой коробке? (Да!) Значит вы тоже любознательные!

    А как же узнать, что в ней находится? (Посмотреть).

    Воспитатель открывает коробку

    Воспитатель: Ребята, в этой коробке находятся книжкки. Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок сказок из этих книжек, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название сказки, обязательно скажите.

    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    А с ним и зайчиха-мать,

    Тоже пошла танцевать.

    И смеется она и кричит:

    «Ну, спасибо тебе, (Айболит)!» «Айболит»

    Вдруг откуда-то летит

    Маленький Комарик,

    И в руке его горит

    Маленький (фонарик). «Муха-Цокотуха»

    А за нею вилки,

    Рюмки да бутылки,

    Чашки да ложки

    Скачут по (дорожке). «Федорино горе»

    Но однажды поутру

    Прискакала кенгуру,

    Увидала усача,

    Закричала сгоряча:

    «Разве это великан?

    (Ха-ха-ха)

    Это просто (таракан)! (Ха-ха-ха) «Тараканище»

    Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. А знаете ли вы, что все эти сказки написал один очень известный детский писатель?

    Дети отвечают.

    На магнитную доску вывешивается портрет К.И Чуковского

    Воспитатель: Оказывается в нашей коробке спрятались книги К.И.Чуковского. Вы все их хорошо знаете. Но вот эту книгу мы с вами еще не читали.

    Из коробки достается книжка К.И Чуковского «Цыпленок »

    Рассматривание обложки

    Дети вместе с воспитателем рассматривают обложку, и отвечают на следующие вопросы:

    Можно ли узнать по обложке, о чем книга? (Да.)

    Про кого эта книжка? Почему вы так думаете? (Про цыплят и курицу)

    Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

    Раз, два, три, четыре пять

    Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар

    Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

    Раз – цыпленок на крыльце,

    Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

    Два – еще сидит в яйце,

    Три – цыпленок самый смелый,

    А четыре – самый белый,

    Пятый - маленький цыпленок,

    загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

    Кушать захотел спросонок.

    Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

    Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны? (Да)

    Приготовьтесь, не стесняйтесь,

    По удобнее располагайтесь!

    Приготовьте ушки, глазки,

    Расскажу сейчас вам сказку, про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.

    Чтение сказки с показом иллюстраций.

    В заключении занятия воспитатель просит ответить на вопросы:

    Вам понравилась сказка?

    Как она называется?

    Кто написал сказку?

    Какие герои были в сказке?

    Упражнение «Подбор определения к заданному слову»

    Каким был цыпленок? (Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т.д.)

    Какая была мама курица? (Большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т.д.)

    Как заботилась курицы о цыпленке? (Кормила, ласкала, жалела)

    А какой был кот? (Большой, злой, серый, страшный, усатый и т.д.)

    А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)

    А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая,)

    Воспитатель: Давайте поиграем.

    Подвижная игра «Курочка с цыплятами»

    Вышла курочка гулять Взрослый изображает маму - курицу. Идет

    Свежей травки посчипать высоко поднимая колени, руки заложены

    За спину.

    А за ней ребятки Дети идут за мамой-курицей и повторяет

    Жёлтые цыплятки. движения.

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

    Не ходите далеко! «Грозит» пальчиком.

    Ходят желтые цыплята Идут в рассыпную, ритмично кивая головой

    Хоть они и маловаты. Останавливаются и приседают

    Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

    Могут зернышки искать Пальцы рук собраны в щепоть, поочередно

    Землю лапкой разгребать клюют корм

    Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!

    Примерный список литературы для чтения детям

    во 2-ой младшей группе.

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

    Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

    Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступи-ла...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

    Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

    Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

    Комплексно-тематическое планирование

    2017-2018 учебный год

    ООД (вид деятельности) Чтение художественной литературы

    Возрастная группа 2 младшая группа №1

    Часть программы: ВариативнаяV

    Инвариативная_

    Подготовила: Орлова Н.А

    1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.

    2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.

    3. Полная хрестоматия для дошкольников. Книга 1. АСТ, Серия: Планета детства, Год выпуска: 2015;

    4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО,

    Дата

    Организованная образовательная деятельность

    Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием

    Месяц

    Неделя

    Тема ООД

    Программная цель

    Дополнительное методическое обеспечение

    Ноябрь

    №1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение

    Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта.

    «Транспорт»

    №2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского.

    Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу.

    Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения.

    «Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить»

    №3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова

    Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу.

    Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова

    «Растем здоровыми и крепкими»

    №4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н.

    Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

    Толстой Л.Н.

    «Моя семья. День матери»

    Декабрь

    №1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга.

    «Я и мое тело, что я знаю о себе?»»

    №2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС

    Рассматривание иллюстраций

    Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание.

    Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Иллюстрации к сказке

    №3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС

    Инсценирование отрывков

    Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки.

    Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь.

    Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы

    «Мой дом»

    №4 ОС «Елка» - ЧтениеК.Чуковский

    Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

    «Новый год»

    №5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина

    Рассказывание из личного опыта

    Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

    Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим.

    Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года

    «Новый год»

    Январь

    КАНИКУЛЫ

    №2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..»

    Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Русское народное творчество»

    №3 ОС «Гуси-лебеди»

    Чтение РНС

    Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

    Книга с иллюстрациями, настольный театр

    «Мальчики и девочки»

    №4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша»

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание.

    Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Одежда»

    Февраль

    №1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение

    Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Я в обществе»

    №2 ОС «Рукавичка»

    Чтение УНС

    Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде».

    Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом.

    Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

    Книга с иллюстрациями, мнемотаблица

    «Масленица»

    №3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание

    Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Наши папы железнодорожники»

    №4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС

    Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.

    Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова,

    мнемотаблица

    «Мой дом»

    Март

    №1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова

    Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…»

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Наши мамы лучше всех»

    №2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский

    Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки.

    В.Маяковский

    «Мы помощники»

    №3 ОС «Два жадных медвежонка» -

    Рассказывание

    Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Посуда»

    №4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой

    Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Книжкина неделя»

    №5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС

    Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга.

    Иллюстрации, текст сказки

    «Неделя безопасности»

    Апрель

    №1 ОС «Пришла весна» -

    Чтение Л.Н. Толстой

    Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу.

    Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации

    «Весна - красна»

    №2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева

    Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны.

    Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин.

    «День космонавтики»

    №3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов

    Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им).

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Природа нашего края»

    №4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак

    Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Птицы и животные нашего края»

    №1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак

    Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Комнатные растения»

    №2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко»

    Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко».

    Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок.

    Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    №3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

    К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха»

    «Насекомые»

    №4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город».

    Формировать навык внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Мой город Находка»