Пантеон рим история. Всевидящее око Пантеона. В настоящее время

Последние изменения: Октябрь 26, 2018

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная достопримечательность Рима и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Оживший из глубины веков, воплощая в себе элегантность и гармонию, он на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, привлекая миллионы посетителей.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Немного истории

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон богов на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса в разгар религиозной церемонии.

Второй Пантеон появился там же. Он был возведен Марком Випсанием Агриппой, приходившимся зятем императору Октавиану Августу, между 25 и 27 гг. до н.э. в честь триады богов, в которую входили Марс, Юпитер и Квирин. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, Пантеон представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовав почти целое столетие, второй Пантеон получил значительные разрушения во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.

Пришедший к власти император Адриан славился своей образованностью и неуемной деятельностью. В период 120-124 г. он полностью перестроил здание. Проект Пантеона был поручен Аполлодору из Дамаска – тогдашнему гению архитектуры сирийского происхождения, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в Римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и древних памятников, таких как Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии, Вилла в Арчинаццо-Романо. Между 103 и 105 н. э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов . Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы Domus Aurea, возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке совпадала бы с диаметром опорной кладки кольца и имела размер около 43,44 метров.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608г . Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Знаете ли вы, что…

Пантеон богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол Пантеона первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. Только в 733 папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • Пантеон украшала колокольня – возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, Бернини возвел две колокольные башни в стиле барокко. Названные остряками «ослиные уши Бернини» были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • бронзовые скульптуры фронтона и элементы крыши над крыльцом Пантеона пошли на создание величественного полога над алтарем в соборе Святого Петра. Во времена папства Урбана VIII, в 1625 году, Барберини в поисках нужного количества бронзы переплавил фигуры мучеников, украшавших верх внешнего фасада здания;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Вечного города – Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Пантеон Богов: что посмотреть и как добраться

Начиная с 15 века, стены Пантеона стали украшать фресками. Самой известной среди них является «Благовещение», выполненная Мелоццо да Форли. Она расположена в первой от входа правой капелле. Церковь в тот период была выбрана штаб-квартирой для профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca.

Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронения, в частности – выдающихся художников. Сегодня здесь, среди прочего, размещены гробницы великого Рафаэля, а также Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци и не менее знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме того, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии. Это – Виктор Эммануил II, а также его сын и преемник Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне Пантеона находится гробница короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.


Пантеон – Храм всех Богов находится в Риме. Это уникальное здание имеет огромное историческое значение не только для Италии, но и для всего мира. История, описание, архитектура, адрес с отображением объекта на карте и время его работы, интересные факты, стоимость билета — вся эта информация в нашей статье. Мы расскажем: как добраться самостоятельно, какие правила необходимо соблюдать при посещении и где можно остановиться недалеко от храма.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 апреля:

  • AFT2000guruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Турцию от 100 000 руб
  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000Paphos - промокод на 2 000 руб. для туров на Кипр (Пафос) от 90 000 руб. от TUI, отели 4 и 5* (HV1 и HV2). Даты туров с 25.05- 26.10.2019. Промокод действует до 15 апреля

Из языческого храма в христианский

Является исключением среди традиционных греко-римских храмов, возведенных в форме четкого прямоугольника. Его центрическая форма напоминает итальянские жилища и места святилищ характерных для языческих храмов. Действительно, до начала VII в. Пантеон слыл языческим храмом, в котором римляне просили милости у Юпитера и Марса, покровительства у Венеры и Плутона, защиты у Нептуна, Сатурна и Меркурия. Все жертвоприношения многочисленным богам совершались на алтаре, установленном напротив отверстия в куполе. Чтобы задобрить богов животных предавали огню на алтаре. В 608 году после освящения папой Бонифацием IV языческий храм стал христианским.

Архитектура Пантеона

Конструкция состоит из гармоничного сочетания четких геометрических фигур: портика в форме параллелепипеда, купола в форме полусферы и цилиндра ротонды. Портик, украшенный двумя рядами высоких колонн, полностью занимает площадь перед Пантеоном, от чего создается иллюзия его массивности.

Великолепные колонны в то же время придают портику легкости и изящества, маскируя тяжеловесный и громоздкий цилиндр храма. Стены ротонды толщиной более 6 м прочно установлены на массивном фундаменте, глубина которого составляет 4,5 м, а толщина – 7,3 м.

Цилиндрическую стену поддерживают восемь опор, соединенных арками. Не случайно размеры диаметра и высоты ротонды совпадают. Древние зодчие, умышленно использовали такие расчёты, позволяющие мысленно вписать в пространство ротонды шар, половину которого займет купол. Мастера строительства тех времен стремились таким образом показать гармоничное сочетание круга и шара, символизирующие покой и вечность. Массивное здание, созданное из кольца глухих стен, венчает купол, который кажется вдавленным в эти стены.

Пантеон снаружи и внутри

Изначально храм возводился с такой целью, чтобы произвести впечатление именно при посещении внутренней его части. Поэтому внутреннее убранство отличается от наружного большим величием. Портик, ведущий в здание, украшен скульптурами, а высоко под куполом сохранились расположенные в пять рядов 140 кессонов. Также хорошо сохранилась внутри мраморная облицовка кирпичных стен ротонды и порфировый пол. Стены разделены на два яруса. В нижнем ярусе расположены 7 симметричных ниш.

Глубокие полукруглые и прямоугольные ниши в стенах позволяют облегчить конструкции и разнообразить геометрически замкнутое пространство. Колонны, пилястры и филенки привлекают взгляд к огромному куполу, который венчает стены ротонды и создает завершенный гармоничный образ храма. Однако нельзя сказать, что внешнему оформлению здания храма не было уделено должного внимания. Для изготовления 16 колонн исполинских размеров при входе использовали греческий мрамор и египетский гранит. Снаружи огромный купол покрывают позолоченные пластины, а двойные врата из бронзы, сохранившиеся с античной эпохи, и ведущие к вестибюлю прямоугольной формы, поражают своей высотой, достигающей 7 метров.

Купол Пантеона

Храм богов отличается массивностью и круглой формой здания, именуемого ротондой и увенчанного сверху куполом. Если смотреть на купол снаружи, он покажется почти плоским, но внутри его огромные размеры впечатляют. Диаметр купола составляет 43,5 м, что соответствует ширине ротонды и чуть меньше высоты самого здания. Со времён строительства и вплоть до XIX в. он был самым огромным в Европе и занимал половину объёма всего здания. В зависимости от высоты купола использовали различный состав бетона. Нижние ярусы возводились с использованием твердой травертиновой крошки, а для возведения верхних ярусов купола использовали раствор из более легких материалов – измельченных пемзы и туфа.

Купол здания создан в форме идеальной полусферы, в центре которой находится отверстие, окаймленное бордюром выполненным из бронзы. В полдень сквозь отверстие диаметром 9 м в здание храма проникает самое большое количество солнечных лучей, образующих своеобразный световой столб. Купол, представляющий собой полусферу, сочетает в себе новаторство инженерной мысли древних мастеров и классическую архитектуру культовых сооружений. Резные углубления внутри бетонной поверхности купола играют роль декоративного украшения в виде 140 кессонов и одновременно значительно облегчают массу свода, вес которого достигает 5 тысяч тонн.

Для чего отверстие в куполе

Отверстие в центре купола, называемое оком, символизирует Солнце. Поскольку в стенах ротонды отсутствуют оконные проёмы, только благодаря этому огромному отверстию в здание проникает солнечный свет. Согласно распространенному преданию отверстие образовалось тогда, когда зазвучала церковная месса. Злые силы, проникшие в здание Пантеона, не выдержав звуков божественной литургии, разрушили верхнюю часть купола, чтобы навсегда покинуть священное место. При сжигании животных во время жертвоприношения через отверстие в куполе выходило большое количество едкого дыма. В это время римляне молились, взывая к божествам и надеясь, что божества смогут скорее их услышать и принять жертву.

В дождливую погоду, несмотря на огромные размеры «ока», в храм очень редко проникает вода. Однако, чтобы осадки не мешали прихожанам посещать храм и слушать мессу, в полу предусмотрительно оборудовали сливные отверстия для воды. Стоит отметить, что грамотные инженерные расчёты древних мастеров создали «око» таким образом, что капли дождя не пропускают постоянно движущиеся вверх потоки теплого воздуха.

С Пантеоном и его строительством связано много легенд и рассказов. С тех давних времен и поныне от римлян часто можно услышать о том, что купол храма сооружали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Чтобы быстрее избавиться от мусора после завершения строительства, по приказу императора в нём спрятали золото. Что касается «глаза Пантеона», учёные выдвинули предположение, что храм служил солнечными часами. Действительно, на протяжении года солнце по-разному освещает отдельные части храма, а в день основания Рима — 21 апреля небесное светило ярко освещает вход.

В те времена это явление было достаточно символичным, так как освещённый ослепительными солнечными лучами в храм первым входил император. Существует мнение, что идеальная форма купола натолкнула Николая Коперника на идею гелиоцентрического строения вселенной, благодаря чему учёному даже удалось точно просчитать и доказать, что центром вселенной является не Земля, а Солнце. Пантеон стал первым римским храмом, внутрь которого могли попасть не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Кто похоронен в храме

Пантеон вызывал восхищение многих великих людей. Микеланджело считал этот храм творением самих ангелов. Рафаэль называл Пантеон местом, объединяющим небо с землей и богов с людьми, и мечтал быть похороненным здесь.

Храм всех богов стал местом, где покоятся тела многих знаменитых людей, среди которых первым похоронили мастера живописи Рафаэля, а позже известных архитектора Бальдассаре Перуцци, музыканта Арканджело Корелли, скульптора Фламинио Вакку. Является усыпальницей и для коронованных особ: королевы Маргариты, а также королей Умберто I и Виктора Эммануила II.

Где находится и как до него добраться

Легко добраться на метро, направляясь до станции «Барберини», а также на трамвае №8 и на многих городских автобусах.

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186

Храм, построенный в эпоху Римской империи, принимает посетителей ежедневно с 8.30 до 19.30. Только в воскресенье работает с 9.00. до 18.00. В праздничные дни принимает туристов с 9.00 до 13.00. и не работает в праздник Пасхи, а также 1 января, и 25 декабря. Посещение этой уникальной достопримечательности можно совместить с посещением других не менее значимых мест: Колизея, Собора Святого Петра, Римского Форума и музеев Ватикана. Невзирая на ежедневную работу, в храм попасть непросто из-за большого наплыва желающих посетить это легендарное место. Даже в зимнее время, когда спадает наплыв туристов, к храму выстраивается очередь. Поэтому лучше приходить к открытию с утра или поселиться в ближайшем к Пантеону отеле.

Правила посещения

Отправляясь осматривать достопримечательность, стоит соблюдать определённые правила:

  • Откажитесь от запасов еды и напитков
  • Даже в сильную жару не принято входить в здание храма с открытыми плечами и коленями
  • Запрещается пользоваться мобильными телефонами

Если соблюдать эти несложные правила, можно смело отправляться осматривать этот уникальный храм. Благо, никто не запрещает здесь фотографировать и делать видеосъемку. К тому же, за вход платить не надо.

Где остановиться – отель Pantheon

Мы рекомендуем рассмотреть именно этот отель, так как он расположен всего в 50м от храма всех богов. Кроме того, от него удобно добираться до других достопримечательностей, например, всего за пару минут можно дойти пешком до знаменитого фонтана Треви. Сам отель заслуживает отдельного внимания. Здание было построено в XVII веке. Его безупречный интерьер сразу погружает в приятную атмосферу. Здесь с элегантностью подобрана каждая деталь. В номерах есть всё необходимое для комфортного проживания.

Предусмотрено несколько категорий номеров:

  • трёхместный номер
  • бюджетный одноместный номер
  • двухместный номер с 1 кроватью или 2 отдельными кроватями
  • четырехместный номер

Разрешено проживание с домашними животными, при этом дополнительная плата за это не взимается. Поблизости есть магазины известных брендов, кафе и рестораны.

Augusta Lucilla Palace

В 50 метрах от великолепного римского Пантеона

Буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.

Вехи в истории Пантеона

Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным древнеримским богам и приносили в жертву животных. Агриппа, зять императора Августа, возвел здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел. Современный Пантеон построен в начале II века при императоре Адриане на месте предыдущего.

Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV. В 609 году языческий храм освятили как христианскую церковь — в честь Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября.

Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей планеты. Древнеримский «Храм всех богов»– Усыпальница великих граждан Италии.

Архитектура здания

В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9 метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему пространству особый одухотворённый облик.

Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади делла Ротонда (Piazza della Rotonda), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.

На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним обликом здания.

Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек. Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода. Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают конструкцию купола.

Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды. Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.

Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.

Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной архитектуры для сооружений следующих веков.

Место захоронения великих людей

Древний храм стал и усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.

Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.

Римский Пантеон — одно из самых впечатляющих зданий в Риме. К тому же это чуть ли не единственное сооружение Древнего Рима дошедшее до наших дней почти без изменений.

Пантеон — это храм посвященный всем богам. Первый храм на этом месте в Риме построил в 27 г. до н. э. Марк Випсаний Агриппа, полководец и соратник императора Августа. После пожара Пантеон был полностью перестроен в 118 - 128 гг. при императоре Адриане. Именно он на фасаде нового Пантеона приказал сделать старую надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, соорудил».

Вход в Римский Пантеон украшает торжественный портик с колоннами в греческом стиле, которые стоят в два ряда. Все колонны сделаны из красного египетского гранита и греческого мрамора и являются монолитными.

Купол опирается на ротонду, стены которой состоят из восьми ниш, соединенных между собой многоярусной аркадой, заложенной кирпичом. Внутреннее убранство типично для древнего Рима.

Купол римского Пантеона создан из бетона с заполнением кирпичным щебнем и пемзой; верхняя часть купола состоит из пемзобетона. Он до сих пор является самой большой конструкцией из бетона.

Стены Пантеона отделаны мрамором. В них сделаны ниши в которых стояли статуи античных богов.

Пол вымощен мраморными плитами в центре устроены стоки для воды, которая во время дождя попадает в храм через световое отверстие в куполе.

Окон в Римском Пантеоне нет. Здание обладает хорошей естественной вентиляцией. В нем не ощущается сырость даже в дождливое зимнее время. К тому же здесь прекрасная акустика. В Пантеоне может находиться более двух тысяч человек.

Это чудо сохранилось благодаря тому, что в начале VI века папа Бонифаций IV решил, что стоявший на бывшем Марсовом поле в Риме среди развалин Пантеон подойдет под устройство в нем церкви. В 609 году в нем была освещена церковь святой девы Марии и всех мучеников.

На торжественное освящение церкви находились почти все римские священники. Однако в средние века люди находились в постоянном страхе, подпитываемым христианской церковью, поэтому на торжестве людям виделись перепуганные бесы, убегающие через круглое отверстие в куполе.

В 1520 году в Пантеоне был похоронен .

В Римском Пантеоне похоронены также Виктор-Эммануил II и Умберто I, первый и второй короли Объединенной Италии.

Сейчас перед Пантеоном стоит египетский обелиск, в античности находившийся в храме Изиды на Марсовом поле.

Название : Panthevm (лат.), Πάνθειον Pantheion (др.-греч.), Pantheon (en)

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 2 в. н.э. (~126 г. н.э.)

Архитектор(ы) : Аполлодор из Дамаска

Заказчик / Основатель : Император Адриан







В период поздней Римской империи была усовершенствована техника зодчества и разработаны новые строительные конструкции. Опираясь на греческую ордерную систему, римляне сумели найти собственные выразительные формы. Конструктивные преимущества арки, известной еще этрусским строителям, римляне использовали при сооружении сводов и куполов. Возводились новые типы построек, усложнялось их пространственное решение, сложилась типовая система городской планировки. Практичные римляне придумали множество инженерных приспособлений для добычи и производства строительных материалов. При возведении Пантеона – «храма всех богов» — одного из самых впечатляющих зданий, сохранившихся от той эпохи, были применены купольное перекрытие и каркасные конструкции из кирпича и бетона. Пантеон прекрасно сохранился еще и потому, что в VII веке языческий храм был передан христианской церкви. Поражает купол Пантеона – этот образец древнего инженерного искусства вплоть до XIX века оставался непревзойденным по размерам.

Архитектура храма

  1. Сферический объем. Высота купола от пола равна его диаметру, то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу – идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом – Солнцем.
  2. Кессонированный свод. В кессонах – квадратных углублениях, покрывающих внутреннюю поверхность купола, — подчеркнуты нижние выступы. Этот прием создает иллюзию небосвода, торжественно и легко поднимающегося над головой зрителя.
  3. Разрез свода. Здание представляет собой цилиндр, перекрытый полусферическим куполом. В основании оболочка купола значительно толще, чем в верхней части.
  4. Бетон. При возведении купола использовали деревянную опалубку. После того как бетон застывал, опалубку удаляли. Римляне первыми начали применять в строительстве бетон. Из нового материала сооружали крупные монолитные конструкции, способные перекрывать широкие пролеты, — так в римской архитектуре появились купола и своды. Использование бетона удешевляло и ускоряло строительство. Мастера-плотники изготавливали деревянные формы (опалубку) в виде ящиков, а чернорабочие подносили и заливали в них бетон. Римский бетон – это смесь извести и песка вулканического происхождения (пуццолана). Бетон с добавлением различных материалов (заполнителей) накладывали слоями между двумя стенками кирпичной кладки. В римских бетонных конструкциях еще не было металлической арматуры, поэтому они почти не уменьшали создаваемый тяжестью распор. Кроме того, бетон с заполнителями становился менее податливым, и из него трудно было изготавливать сложные формы.
  5. Скрытые арки. Арки, выложенные из кирпича и скрытые в толще стен, выполняют роль внутренних опор, уменьшающих давление купола на стены. При возведении стен, сводов и куполов, как правило, использовали кирпичную кладку. Иногда поверхность кирпичной стены покрывали слоем штукатурки. Если же постройке нужно было придать особенно нарядный вид, стены облицовывали, выкладывая замысловатые узоры из каменных и мраморных плит. Плиты крепили с помощью бронзовых скоб и болтов.
  6. Портик. Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн. Базы и коринфские капители монолитных колонн сделаны из белого мрамора, а стволы – из египетского гранита. Портик Пантеона был частью другого, более раннего храма. Это обстоятельство стало причиной разногласий при определении времени постройки храма. Однако сохранившиеся на кирпичной кладки клейма поставщиков доказывают, что строительство Пантеона велось в первые годы правления императора Адриана (117-38 гг.).
  7. Пол Пантеона. Пол Пантеона выложен плитами из мрамора, порфира и гранита. Узор, образованный квадратами и кругами, расположенными в шахматном порядке, перекликается с рисунком кессонов.
  8. Ниши. Вырезанные в стене ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам – Солнцу и Луне.
  9. Купола над нишами. Вспомогательные купола, размещенные над нишами, уменьшают давление главного купола, так как вертикальная нагрузка переносится непосредственно на фундамент, минуя стены.
  10. Круглое окно в куполе. Внутреннее пространство храма эффектно освещается через венчающее свод круглое отверстие диаметром 8 метров. Оно облегчило вес свода в верхней части и избавило от необходимости решать технически сложную задачу размещения окон по периметру купола. Льющийся сверху свет производит впечатление величия и торжественности.
  11. Подиум. Пантеон был возведен на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг здания повысился, и сейчас оно находится в неглубокой впадине.

    Источники:

  • Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984
  • Виолле ле Дюк "Беседы об архитектуре". Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры.Москва. 1937 г.
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
  • П.П. Гнедич. “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия. Москва “Эксмо”, 2009 г.
  • Edmund Thomas "Monumentality and the Roman Empire. Architecture in the Antonine Age"