Панки как молодежная субкультура. Все виды "панка"

Различные направления молодежных субкультур стали активно привлекать к себе внимание общественности – старшего поколения, политиков, психологов – во второй половине ХХ века. Панки стали именно той культурой, которая явно определилась со своей индивидуальностью, заявляя миру свою «непохожесть». Но насколько эта культура в действительности является антисоциальной? Именно с этим вопросом мы приступали к изучению панк-движения в современном мире.

Современное представление о панках настолько искажено, что найти в сегодняшней России человека, который бы четко представлял себе, что такое настоящее панк-движение, практически невозможно. Именно этим и определяется актуальность данного исследования.

Панк (Punk) – так раньше называли на уличном жаргоне женщин легкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым – «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы».

В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и апатии внезапно появляется яркая молодежная культура, названная журналистами «панк», что означает «гниль». Большинство исследователей увидели в нем новую молодежную субкультуру, вроде модов или рокеров, разойдясь лишь в определении ее социальной базы.

Панк изначально представлял собой контркультуру, далее развившуюся в контркультурное движение. Основными отличиями контркультуры от молодежной субкультуры является преобладание политических форм противостояния над символическими и отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции.

Но прежде всего, панк – это музыка, громкая, тяжелая и очень быстрая, главной задачей которой ставилось то, чтобы люди увидели протест, задумались о жизни, о будущем. Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком» . Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах – больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района).

Факел, зажженный «гаражниками», подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в дорогих клубах. Кумиром этой молодежи становятся новые группы: «Talking Heads», «New York Dolls» «Ramones» , которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Первой настоящей панк-группой принято считать Нью-Йоркских «Ramones» .

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они оставались в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как выражались американские СМИ, «интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев – и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю, называлась она – «Sex Pistols».

Поначалу напуганные власти объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому – бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта «отцов и детей».

Старые мечты рухнули – новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков.

Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк – такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна.

Первые панк-группы (такие как «Sex Pistols», «Clash», «Jam» и др.) выражали в своих песнях и поведении анархичность, апокалиптичность, отрицание ради отрицания, эпатаж, недовольство всем. Большинство этих групп достаточно быстро саморазрушились, избегнув участи контркультуры 1960-х и не став частью системы. Преуспевание панка в шоу-бизнесе (как части массовой культуры) «успешно» потерпело поражение.

Но панк «не умер», появляется так называемая вторая, политизированная, волна европейского панка (1980-1984), представленная группами «Crass», «Conflict», «Discharge» в Великобритании, "BGK" в Голландии и др. За четверть века существования панк сумел сформировать целую систему, оппозиционную шоу-бизнесу. Он противопоставил маленькие независимые лэйблы – транснациональным музыкальным концернам, фанзины, размноженные на ксероксе при использовании дешевой переработанной бумаги и соевых чернил, – дорогим глянцевым журналам, системы дистрибьюции, распространяющие панк-музыку и панк-идеи посредством рассылки по почте или непосредственно на концертах или фестивалях – покупкам в дорогих супермаркетах и т. п.

С другой стороны, панкам удалось создать альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество.

Сегодня принято говорить, что в отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири. Молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки «Sex Pistols», «Clash» и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по «Голосу Америки», ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как «нароста на гниющем теле буржуазной культуры».

Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие – это Ленинград, Москва и Сибирь (Омск, Новосибирск, Тюмень), и, в соответствии с этим, попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Первыми ленинградскими панками были подростки 15-17 лет, меломаны, собиратели пластинок. Знакомились они чаще всего на «пластиночном толчке», собирались вместе, пьянствовали, слушали музыку. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам (например, закон о тунеядстве). Многие хотели побывать за границей, оказаться там, где были любимые панк-группы. Для ленинградских панков панк-рок не был выражением политического протеста, призывами к разрушению системы. Это было скорее стихийное внутреннее неприятие официально принятых норм и ценностей, отступление от которых в советском государстве могло расцениваться в спектре от мелкого хулиганства и вплоть до предательства Родины. По официальной версии, рок-музыка была изобретением западной пропаганды, призванным отвлекать советскую молодежь от строительства коммунизма, а западную демократическую – от борьбы с капитализмом.

Сибирский ареал панк-рока представлен, главным образом, тремя городами – Омском, Новосибирском и Тюменью. Так называемый сибирский панк-рок был наиболее политизированным и открыто направленным против тоталитарной системы. Это нашло выражение как в текстах песен (например, группа «Кооператив ништяк» в разгар репрессий на рок-музыкантов пела: «Бродит призрак по Европе, отрубите ему ноги»), так и в реакции власти на их творчество. Участников сибирских панк-групп сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в армию, но они оставались «льдом под ногами майора» .

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные, прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя официозу.

В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял системе. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по моему мнению, внесла в этот процесс свой вклад, хоть и небольшой, будучи носителем иных ценностей культуры. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: приняв участие в разрушении системы, он оказался в сложной ситуации – против чего бороться теперь, когда все можно? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

Понятие о панк-музыке в России изменилось и эволюционировало.

В СССР Панк был субкультурой, как нам кажется, только в период с 80-х до 90-х годов. Именно в этот период в стране происходил системный кризис, 70% молодежи оказались за чертой бедности, крах идеологии и централизованная система распределения товаров: все это создавало благодатную почву для развития такой субкультуры как панк.

После 90-х панк стал разлагаться, он коммерциализировался, потерял идею, потерял себя, но вместе с этим панк и не исчез полностью, он разделялся на другие социальные явления. Таким образом, в Советском Союзе играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ «простого советского человека», часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции или «дружинниками», но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу (разоблачительные статьи) и т. п. С другой стороны, что панки могли противопоставить государственной машине? Противостояние происходило, прежде всего, на уровне образа жизни и мировоззрения, что проявлялось в поведении, внешнем виде, системе ценностей. Неприятие советской идеологии и стандартизированного общества не обязательно выражалось в критике и борьбе.

Глава 2. Панки как субкультура

Сегодня панк представляется нам чаще всего в грязном, плохо пахнущем, и нетрезвом образе. Если обратиться к старшему поколению с вопросом «Кто такой панк?», в 9 из 10 случаев можно услышать, что-нибудь не очень приятное.

На сегодняшний день большая часть подростков, называющих себя панками, не знают даже элементарных фактов из раздела истории панк-движения. Некоторые «панки» настолько далеки от реальности, что просто смешны. С этим тесно связана вторая глава работы и непосредственно само исследование.

2. 1. Поведение в обществе. Политическая позиция.

Самооценка панка

Панк всегда имеет свое мнение и не боится его высказывать. Ему все равно, что о нем будут думать. Он таков, какой есть и ничего не станет менять. Традиционно считается, что поведение панка во всех случаях – это борьба, борьба против системы. Против какой, решает сам панк. Система подразумевает под собой в первую очередь правила. Правила – значит подчиняться. Подчиняться – значит сдаваться. Это и есть самый главный пункт в панковской политике.

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась измененной на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением «нравственности».

Панк-культура предполагала полную свободу действий. Панки хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Сами панки по-разному оценивают и панк-движение, и себя в этой культуре. Вот несколько выдержек с одного из панковских форумов:

«я панк, потому что мне так хочется. Панк – это необязательно валяться в грязи, а для посвящения спать в помойке. и ирокез ставить на пиве, смешанном с мочей. А обязательно – состояние души» . (Орфография и стилистика высказываний сохранены в оригинале – прим. В. С.).

«Для начала я скажу вам, чем панк не является: это не мода, не определенный стиль одежды, не бунт на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки. На самом деле это Идея, которая ведет и строит вашу жизнь. Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает общество, – создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью!» .

«Я – панк, потому что Я ПРОТИВ. Панк – это состояние души, образ мыслей, не столь важно насколько это проявляется внешне. Панк – это внутри. Ненавижу тех, кто считает панк просто модной атрибутикой!»

«Любое движение – это в первую очередь идея, а не шмотки и показуха Всегда главное – то, что внутри, а не то, о чем орут на каждом перекрестке. Точно так же, как и анархию превратили в свободу бухать и беспределить, хотя ее смысл намного глубже» .

Мы видим, что большая часть тех людей, кто относит себя к панкам, сходятся во мнении, что панк – это прежде всего идея, образ жизни и мыслей, и только потом – внешняя атрибутика! Именно идеология панк-движения не изменилась с 70-х годов, но сами панки отмечают, что с идеей панка знакомо очень небольшое количество молодежи, относящей себя к панк-культуре. Таким образом, получается, что панк-движение «вырождается». Превращаясь из «Идеи» в «Моду»

2. 2. Общественная оценка панка

Социологи Интернет сайта Info_Mania, проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы (выборка – 100 человек), часто получали такие характеристики панков, как «шизофреническая категория», «может, со своими убеждениями, но психически больные люди», «невоспитанный, легкомысленный народ» и панка как «молодежного сдвига по фазе». Некоторые опрашиваемые отмечали в качестве отличительной черты панков «гребешки».

Приведем несколько распространенных мнений обычных людей о панк-движении:

«В моём понимании панк, это по-любому балахон, гады, хохолок для понта и нашивка с анархией. Панк по-любому должен ездить на концерты вместо митингов, ибо там можно нажраться, а если он не дай Бог не нажрется, то он увидит мир трезвыми глазами, ужаснется и случайно начнет думать своей башкой, а не чужими идеями и стереотипами. Панк, это, прежде всего, протест, а против чего, как, зачем, и почему – это уже не важно. Панк – это состояние души» .

Для того, чтобы получить данные по вопросам общественной оценки панков и панк-культуры, учащимся Гимназии № 8 были предложены две анкеты, на основе которых мы смогли прийти к следующим выводам:

1) О панке имеют общее представление более половины опрошенных нами учащихся старших классов.

2) Представление о панке строится в основном на внешней атрибутике – одежде, обуви, прическах.

3) Поведение панка большинством учащихся воспринимается как антисоциальное – курение, алкоголь, агрессия.

Cкладывается впечатление того, что большинство обычных людей в Москве (по опросу Info_Mania), а так же обычных городах России (учащиеся города Ангарска) не разбирается в нюансах молодежных субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное – «агрессивные, наркоманы, алкоголики». Этот образ панка, созданный СМИ, активно подтверждается самими панками («пионерами»), черпающими свою «эстетику и идеи» из масс-медиа.

Мы постараемся систематизировать наиболее распространенные убеждения о панках среди обывателей, и дать свои комментарии к ним. В качестве основы для данных утверждений были взяты результаты исследования агентства Info_Mania. Мы провели аналогичный опрос среди учащихся нашей гимназии и пришли к определенным выводам, которые и оформили в виде комментариев.

Утверждение 1. Все панки – это тупые, ограниченные «птушники» и двоечники (в общем, люди низкого интеллектуального уровня развития).

Комментарий: утверждение очень распространенное среди обывателей. 34 % опрошенных учащихся Гимназии №8 согласились с правильностью этого утверждения. Однако большинство респондентов (49%) не согласились с таким мнением россиян, отметив, что так о панках говорят люди, малознакомые с панками, никогда с ними не общавшиеся. Да, конечно, среди панков есть и «птушники», и вообще очень глупые люди, но их не так много и составляют они лишь малый процент от числа всех панков. Гораздо больше среди последователей панк-движения процент студентов вузов.

Утверждение 2: панк – это чисто молодежное течение, подростковый протест, проходящий с возрастом. Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть.

Комментарий: На этом утверждении мнения гимназистов разделились примерно поровну: 45% опрошенных согласились с тем, что панк-движение носит молодежный характер, а 43% опровергли это мнение. Это вполне соответствует тем данным, которыми располагаем мы, занимаясь исследованием панка.

Действительно, большинство панков начинают «панковать» в юношеском или подростковом возрасте, но это не значит, что панк – сугубо молодежное течение. Некоторые отходят с возрастом от панка, но в большинстве своем это люди, для которых мнение большинства, толпы, важнее их собственного мнения. Есть среди бывших панков и те, кто просто разочаровался в идеях этого движения. Однако, есть и панки 30 лет и старше, и хотя не все из них придерживаются внешних атрибутов панка, но по-прежнему разделяют большинство «панковских» идей. И вообще, в утверждении «Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть», слово взрослеть на самом деле, как правило, используется обывателями в значении «стать таким как все, принять идеи распространенные в обществе». Сравните со значением слова «взрослеть» в толковом словаре. Быть нонконформистом (а панки нонконформисты, т. к. придерживаются идей, не являющихся на сегодня распространенными в обществе), не значит не быть взрослым человеком.

Утверждение3: Панки – вечно грязные и никогда не моются, от них постоянно дурно пахнет.

Одни из которых исчезают бесследно, а другие оставляют глубокий след в истории подростковой культуры. Сегодня мы поговорим об одном из таких явлений, это Панки , что значит вы можете узнать немного ниже.
Наш ресурс сайт готов помочь вам расшифровать множество различных молодёжных понятий и выражений, поэтому не забывайте добавлять нас в закладки.
Впрочем, перед тем, как продолжить, мне бы хотелось показать вам несколько довольно интересных новостей по тематике субкультур . Например, что значит Вонаби , что такое ZEF , как понять слово Гранж , кого называют Альтернативщиками и т. п.
Итак, продолжим, что значит Панк ? Этот термин был заимствован из английского языка "punk", и переводится, как гнилушка; что-то ненужное или никчёмное; сопляк, неопытный юнец, мразь .

Панк - культура, популярная среди молодёжи, особенно в конце 1970-х годов, характеризуется оппозиционным настроем к власти, выраженной шокирующим поведением, одеждой, странными причёсками, и быстрой, грубой музыкой


Панк-рокер - это человек, который носит панк-одежду и любит панк-музыку


Панк состоит из множества меньших субкультур, включая "anarcho-punk", "crust punk" и "horror punk", которые отличаются уникальными артикуляциями панк-культуры. Несколько молодёжных культур отделились от панка, чтобы стать самостоятельными, например готы , "psychobilly " и эмо .

Ранняя история

В конце 1960-х годов The Stooges и MC5 начали играть урезанную, более громкую и более агрессивную форму рок-н-ролла (иногда называемую "до-панком" или "протопанком" ) в ответ на коммерциализацию контркультуры хиппи. Такие группы, как Ramones, Television и Talking Heads, находились под сильным влиянием этого стиля, и развивали его дальше. Эти нью-йоркские группы открыли частые панк клубы, и сформировали первые панк-сообщества.

В этот же период были созданы подобные группы в других местах, например The Modern Lover] в Бостоне; Electric Eels, Rocket from the Tombs, и The Dead SEX dildos в Огайо; The Saints в Брисбене, Австралия, и The Stranglers and the Sex Pistols in Лондоне . 4 июля 1976 года The Ramones и The Stranglers сыграли в "The Roundhouse" в Лондоне. Это шоу часто упоминается как событие, которое положило начало панк-движению в столице Англии. К концу 1976 года многие поклонники Sex Pistols создали свои собственные группы, в том числе The Clash, Siouxsie & the Banshees, The Adverts, Generation SEXXX, The Slits и X-Ray Sex . Другие британские группы, которые появлялись, включали The Damned, The Jam, The Vibrators, Buzzcocks и London .

Панк-рок

Музыка - это самый важный аспект панка. Панк-музыка называется панк-роком, иногда сокращается до панка. Это особый стиль жанра рок-музыки, хотя панк-музыканты иногда включают элементы из других жанров. Панк-субкультуры часто различают себя, имея уникальный стиль панк-рока, хотя не каждый стиль панк-рока имеет свою собственную связанную субкультуру . Большинство музыки в стиле панк включает простые аранжировки, короткие песни и тексты, которые поддерживают ценности панка. Панк-рок обычно играют в группах, в отличие от сольных исполнителей.

Панк-мода

Панки стремятся разрушить традиционные взгляды на моду с очень театральным использованием одежды, причёсок, косметики, ювелирных изделий и модификации тела. Одежда панка приспосабливает существующие предметы к эстетическому эффекту: специально разорванная одежда удерживается вместе с помощью металлических шпилек, заклёпок; обернута лентой, разрисована маркером или расписана краской; чёрная подкладка может стать платьем, рубашкой или юбкой. Одежда из кожи, резины и винила также распространена, возможно, из-за её ассоциации с трансгрессивными с*ксуальными практиками, такими как рабство и садомазохизм. Некоторые панки носят жёсткие джинсы, ботинки "brothel creeper", майки с рискованными изображениями и, возможно, кожаные мотоциклетные куртки и кроссовки конверсы .

Некоторые панки создают причёски в виде шипов, делают ирокезы или другие невероятные формы, и окрашивают их яркими, неестественными оттенками. Панки будут использовать булавки и бритвенные лезвия в качестве ювелирных изделий. Панки, как правило, демонстрируют свою любовь к группе или панк-культуре значками или патчами , которые украшают их куртки и другие предметы одежды. Они иногда выставляют напоказ табуированные символы, например, такие как Железный Крест. Ранние панки иногда носили нацистскую свастику для того чтобы шокировать общественность, но самые современные панки имеют антирасистские взгляды и, скорее всего, носят перечёркнутый символ свастики.

Внешняя эстетика панков

Эстетика панков определяется типом искусства, которым они пользуются. Обычно их привлекает андеграунд , минимал, иконоборчество и сатирика. Панк искусство украшает обложки альбомов, флаеры для концертов и punk zines (панк журналы). Обычно это простые изображения, с ясными посланиями, панк рисунки, часто связаны с политическими проблемами, такими как социальная несправедливость и экономическое неравенство. Использование изображений страдания для шока и создания чувства сопереживания у зрителя является обычным явлением. В качестве альтернативы панк-арт может содержать изображения эгоизма, глупости или апатии, чтобы вызвать у зрителя презрение.






Субкультура - это группа людей, которые имеет ценности, убеждения и поведение, идущие вразрез с обществом потребления.

Большая часть ранних работ была черно -белой , потому что они распространялась в тематических журналах, напечатанных в типографиях. Панк-арт также использует эстетику массового производства студии Factory Andy Warhol . Панк приложил руку к возрождению трафаретного искусства, возглавляемого Крассом. Ситуационисты также повлияли на внешний вид панк-арта, особенно Sex Pistols . В панк-искусстве часто используется коллаж, примером которого являются искусство Красса, Джейми Рида и Уинстона Смита. Джон Холмстром был панк-карикатуристом, который создал работу для Ramones и Punk Magazine . Художественное движение "Stuckism" сформировалось в панке, и своё первое крупное шоу они назвали "The Stuckists Punk Victorian ", которое показали в художественной галерее Уокера в 2004 году в Ливерпульской Биеннале. Чарльз Томсон, соучредитель группы, описывал панков, как «крупный прорыв » в своём виде искусства.

Танцы панков

В панк-субкультуре популярны разнообразные танцы. Обычно они исполняются на панк-шоу. Эти танцы часто кажутся хаотичными или даже жестокими. Панк-субкультура и её непосредственные предшественники, стали источником многих из этих танцевальных стилей с 1970-х годов. "Moshing " и "pogo " - это виды танца, наиболее тесно связанные с панком. Stage diving (прыжок в толпу со сцены) и crowd surfing (проехаться на руках публики) первоначально были связаны с протопанковыми группами, такими как The Stooges , но были подхвачены на концертах панк, металл и рок групп. Ska punk (переходный музыкальный стиль, который объединяет в себе элементы ска и панк-рока ) способствовал танцевальному стилю "skanking". Панк-концерты больше напоминают собой мелкие беспорядки и потасовки, чем рок-концерты. Hardcore - это более поздняя разработка, основанная на всех этих стилях.




Панк-литература

Панк создал значительное количество поэзии и прозы. У панка имеется своя андеграундная пресса в виде панк-журналов, в которых присутствуют новости, сплетни, культурная критика и интервью. Некоторые журналы имеют форму "perzines ". Это такой вид журналов; приставка «per» означает «личный». Хотя большинство журналов можно считать личными, поскольку они представляют собой работу одного человека, этот термин описывает журналы, которые касаются собственных личных переживаний, мнений и наблюдений. Этот жанр становится все более известным в сообществе "zine", и вероятно, является самым популярным форматом для zines (журналов) сегодня.

Серьёзные панк-журналы включают "Maximum RocknRoll", "Punk Planet" и "Cometbus" . Множество романов, биографий, автобиографий и комиксов были написаны о панке. Love and Rockets - замечательный комикс с сюжетом, в котором представлено ​​панк-сообщество Лос-Анджелеса.

Джим Кэрролл и Патти Смит - два примера панк-поэтов. В группу "Medway Poets" входили панк-музыкант Билли Чилдиш оказавший сильное влияние на Трейси Эмин. Автобиографические работы Джима Кэрролла - это, возможно, первая панк-литература. Панк вдохновил жанры киберпанка и стимпанка .

Панк-фильмы

На сегодняшний день было снято множество панк-фильмов, панк-рок-клипов и видеороликов для панк-эстетов, являющиеся общими для некоторых групп. Использование стоп-кадров типично для панк-видео. Движение "No Wave Cinema " во многом обязано панк-эстетике. Дерек Джарман и Дон Лайтс были панк-кинематографистами.

Стиль жизни

Участников панк-субкультуры обычно называют панками, панк-рокерами или реже, панкерами или "punx ". Не каждый, кто играет в панк-субкультуре, идентифицируется, как панк. Существует множество под-жанров этого стиля, которые лишь отчасти придерживаются основной линии. Эти люди используют несколько разных терминов, чтобы отличить себя от тру-панков, но обычно они употребляют слово "панк" в качестве суффикса.

Как правило, в эту субкультуру большинство попадают в средней школе. Хотя подростки являются основной возрастной группой в панке , есть также много взрослых, которые придерживаются панк-ментальности, но не обязательно показывают это в своей одежде. Некоторые панки в конечном итоге оставляют эту субкультуру, после чего их считают продавшимися системе потребления.

Панки, как правило, белые, мужчины-подростки из рабочего класса или среднего класса, хотя бывают и исключения из правил. Панк - за небольшим исключением, индивидуум мужского пола, хотя они не являются откровенными сексистами . С момента своего создания панки-девушки всегда играли важную роль в панк-субкультуре, но в количественном отношении, они значительно уступают представителям сильного пола. Однако по сравнению с некоторыми альтернативными культурами, основной панк гораздо ближе к гендерному равенству, чем у других молодёжных культур.

Хотя панк-субкультура в подавляющем большинстве является антирасистской , она состоит в основном из белых людей, особенно в Европе и Северной Америке, а некоторые панк-фракции поддерживают взгляды на белое превосходство. Остальная часть субкультуры обычно придерживается этих взглядов. Многие этнические меньшинства принимали участие в развитии субкультуры и способствовали её развитию, например, чернокожие, латиноамериканцы и азиаты. Документальный фильм «Афро-панк » рассматривает роль афроамериканцев в панк-субкультуре.

Первоначально большинство панков происходило из рабочего класса, на фоне больших городов, но с тех пор всё изменилось, так что теперь многие панки происходят из среднего класса, и проживают в собственных домах. Панки часто получают минимальную заработную плату или являются безработными. Ряд панков бездомные, а некоторые полагаются на талоны на питание, или кражу в магазине, чтобы выжить. Внутри панк-сообщества существует напряжение между теми, кто отказывается работать, и теми, кто имеет постоянную работу.

Несколько заметных фигур в панк-сообществе умерли от передозировки наркотиков или самоубийства. Злоупотребление психоактивными веществами часто встречается среди панков, за исключением "straight edge faction ". Первоначальное панк-движение в значительной степени подпитывалось героином , метамфетамином и алкоголем. Метамфетамин и алкоголь продолжают широко использоваться в этой субкультуре, хотя использование героина уменьшилось с начала 1980-х годов. Панк-субкультура также имеет связь со злоупотреблением ингалянтами.

Сообщества панков

Панки в основном взаимодействуют друг с другом в своей местности, образуя местную панк-тусовку. В десятках стран мира почти все крупные, средние и даже небольшие города имеют такие сообщества. Несколько местных панк-тусовок с близкими связями друг с другом образуют региональное объединение. Мировое сообщество панков иногда можно назвать "punk scene " (панк-сценой).

Панк-сцены, как местные, так и региональные, сосредоточены в Северной Америке, Европе и Японии. Есть также сцены в Центральной Америке, Южной Америке и Австралии. Более космополитичные города материковой Азии и Ближнего Востока также имеют сообщества панков. В Африке панк-сцены в основном ограничиваются ЮАР . В целом, панк-сцены наиболее представлены в мегаполисах.

То, как панки выражают свою культуру, варьируется от сообщества к сообществу, а между региональными сценами могут быть огромные различия. Глобальная панк-субкультура содержит множество языков, граждан десятков государств, представителей разных национальностей и этнических групп. Это большое разнообразие фона гарантирует, что панки создают обширный диапазон культуры, который отражает уникальные условия их местных или региональных сообществ.

Местные панк-сообщества могут иметь, как десяток рыл, так и охватывать тысячи членов. На местной тусовке обычно есть небольшая группа преданных панков , окружённых случайной периферией. На внешних краях панк-сообщества находятся позеры и подражатели, которых основные члены не считают участниками субкультуры вообще.

Типичная панк-сцена состоит из нескольких групп, которые исполняют музыку на концертах и ​​записывают альбомы; поклонников, которые посещают эти шоу и покупают эти альбомы; независимые звукозаписывающие лейблы , которые создают эти альбомы; журналы, которые документируют деятельность групп, фанатов и лейблов; визуальных художников, которые создают художественные работы для этих шоу, альбомов, лейблов и журналов; и дизайнеров одежды, которые создают одежду и аксессуары. Панк может выполнять любое количество этих функций на своей локальной сцене, и для одного панка не редкость включать все из них.

Некоторые панки и группы панков, особенно панк-рок-группы, получают известность в своём регионе, или панк-субкультуре в целом, а некоторые продолжают оставаться в мейнстриме

Большинство людей уверено, что основная идея панк-движения заключается именно во внешней эпатажной атрибутике: прическах, одежде, поведении. Однако на самом деле панки пропагандируют определенную философию, разобраться в истоках формирования которой можно, лишь обратившись к истории движения.

Как появились панки?

Период 60-х годов можно было охарактеризовать как эпоху застоя. В США и Великобритании власти придерживались консервативных взглядов, что порождало в обществе, а особенно среди молодежи, протестные настроения. Наиболее доступным способом выражения тяги поколения к переменам оказалась музыка, тем более на волне успеха таких команд как Beatles и Rolling Stones. Молодые люди стремились к самовыражению, попутно демонстрируя свое отрицание общественных норм и ценностей.

Слово punk встречается еще у Шекспира. До появления панк-рока, слово «панк» использовалось исключительно как оскорбление.

Противопоставляя себя традиционной культуре, панк-группы отказались от идей качественной коммерческой музыки. Тексты песен панк-рока, преимущественно, представляют собой попытку наиболее пессимистичного осмысления окружающей действительности: смерть, наркотики, общественные проблемы. Музыкальная составляющая строилась по принципу «чем хуже, тем лучше», поэтому панк-музыка очень далека даже от толерантного рок-н-ролла.

Основные идеи панк-движения

Истоки идеологии панк-движения, в принципе, можно проследить даже в истории древнего мира, потому что Диоген, живший в бочке и противопоставлявший себя обществу, вполне подходит под определение панка. С тех пор изменилась только внешняя атрибутика, что же касается основных идей, то они практически совпадают с принципами школы киников, основанной Диогеном и Антисфеном. Большое внимание панки уделяют индивидуальности, свободе личности, нонкомоформизму, противостоянию навязанным стереотипам.

В отличие от движения хиппи, которые предпочли устраниться от социума в свои коммуны, и не пытались как-то расшевелить общество, панки действовали более агрессивно. Шокирующие наряды, неприемлемое в приличном обществе поведение, непривычная музыка – все это методы, которыми панки старались изменить традиции и правила, существовавшие в обществе, которое требовало от своих членов максимальной интеграции, превращая свободных личностей в толпу конформистов.

Первой группой, игравшей панк-музыку, считается коллектив The Ramones. Они же ввели традиционную панковскую атрибутику – кожаные куртки, рваные джинсы, прически-ирокезы.

На сегодняшний день идеология панк-движения не претерпела существенных изменений, и подростки по-прежнему делают себе прически-ирокезы, пытаясь заявить свое право на свободу личности. Анархия, социализм, самостоятельность и толерантность – идеальный мир в представлении панков, так как именно в таких условиях, по их мнению, человеческая личность способна развиваться, не оглядываясь на мораль и традиции.

Панк или панки (англ. «punk») молодежное направление в культуре, возникшее в конце 60-х — начале 70-х годов в Великобритании; стиль — панк неотъемлемо связан с именем .

Слово «punk» в английском языке до появления собственно самого панк-течения использовалось как ругательство, означавшее примерно то же, что и «подонок». В других случаях оно могло употребляться, как обычное нецензурное выражение.

В американском жаргоне слово «punk» использовалось по отношению к заключенным-шестеркам или же просто к людям, имеющим отношение к преступной деятельности. Также слово «punk» могло означать «отбросы», «гнилье», «грязь».

Внешний вид и атрибуты панков:

Истоки панка, как стиля, берут свое начало в 60-х годах, когда в эпоху под влиянием «Beatles» и «Rolling Stones» появились молодежные команды, исполняющие рок-н-ролл. Несмотря на то, что хиппи оказали сильнейшее влияние на мировую культуру, в 70-х годах они уже немного поднадоели. Молодежи хотелось чего-то нового и острого. Вместо мирного лозунга хиппи «Любовь и мир» панки предпочли формулу «Секс и насилие», а главными словами панк-стиля стали «анархия», «бунт» и «помойка».

Изначально стиль «панк» возник как направление в музыке благодаря американской группе «Ramones». Жанр «панк-рок» предполагал не столько умение, сколько стремление играть в сочетании с нарочито примитивным звучанием, вызывающе вульгарным поведением на сцене и нырянием в зрительскую толпу.

Идеологом популяризации стиля «панк» в моде стал Малкольм Макларен, британский музыкант и продюсер. Начало стилю было положено в 1975 году в Лондоне, когда Макларен в связи с новыми провокационными анархистскими веяниями, пришедшими из Америки, решил сменить модное направление своего , открытого в 1971 году совместно с Вивьен Вествуд. Так бутик, пользовавшийся достаточно большой популярностью, сменил свое название «Let it Rock» на дерзкое «Sex». Новый магазин был ориентирован на маргинальную молодежь. И здесь нельзя умолчать о Вивьен Вествуд, которая и считается создательницей направления «панк» в моде.

Далеко не все современные панки знают о том, что их любимые ирокезы, рваные джинсы и прочие атрибуты стиля придумала Вивьен Вествуд. Сейчас она является одним из самых знаменитых дизайнеров в мире, однако в то время такое нельзя было и предположить. Рано вышедшая замуж лишь для того, чтобы сбежать из бедной и нищей семьи, Вивьен Вествуд забросила художественную школу. Правда, она все же получила педагогическое образование и даже успела поработать учителем. Однако спокойная и размеренная жизнь продлилась всего три года, пока Вествуд не развелась с мужем и не встретила Макларена. Вместе они стали активно заниматься делами магазина.

Не получившая никакого специального образования или опыта в портновском деле, она первой изобрела совершенно сумасшедшие одеяния – рваные и майки с вызывающими надписями, которые сочинял Макларен.

«Я не террорист, не арестовывайте меня», «Будь разумным - требуй невозможного!», «Пустое поколение» или фашистский лозунг «Мы не боимся руин!»

— такие надписи украшали разодранные со всех сторон футболки.

Вивьен первая сделала себе ежик из обесцвеченных волос – фирменная прическа в стиле панков всего мира. Она также первой поиздевалась над футболкой, оторвав ей рукава, распоров плечевые швы и завязав лоскуты узлом на спине. Самое скандальное ее произведение – майка с портретом английской королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Каждая создаваемая Вествуд модель призывала потрясать морально устоявшееся общество. Для этого в их совместном с Маклареном магазине было все – со свастикой на рукавах, майки и футболки с нецензурными надписями, драные колготки, все в заклепках и шипах кожанки, брутальные ремни и, конечно же, в неимоверных количествах английские булавки, которые скрепляли лоскуты рваной одежды. Нетрудно себе представить, какой бешеной популярностью пользовался в Лондоне бутик «Sex». Это была настоящая Мекка панков, которая с радостью открывала двери для всех желающих.

В 1974 году Мальком Макларен становится менеджером группы, для которой сам придумал скандальное название «Sex Pistols». Играли они примерно так же профессионально, как Вивьен Вествуд – шила, однако это не воспрепятствовало им стать скандальными кумирами нового поколения и содействовать популяризации панк-стиля.

При всей своей вульгарности и маргинальности панк-стиль настолько захватил умы, что даже итальянская версия издания « » в 1976 году посвятила несколько страниц панковской антимоде. В 1977 году Зандра Роудс (прозванная «принцесса панка») представила свою коллекцию под названием «Концептуальный шик», где были показаны нарядные атласные с прорехами и английскими булавками. Мода на панк-стиль привела к тому, что многие ведущие решили использовать его с коммерческой точки зрения. Они начали выпускать специальные коллекции, которые отличались высоким качеством (в отличие от самоделок самих панков) и шли нарасхват, принося высокую прибыль.

После того как группа «Sex Pistols» распалась, Вивьен Вествуд покинула Макларена и продолжила работать самостоятельно. Она увлеклась созданием коллекций в историческом стиле, но, разумеется, не без панковской эстетики. В начале 80-х годов ее модели на были размалеваны краской, волосы их были покрыты грязью и шляпами из мешковины.

Сейчас панк-стиль в одежде встречается редко. Довольно часто можно услышать о том, что итальянские и французские мастера создают коллекции под влиянием стиля «панк», но это уже скорее пост-панк, где от панк-стиля остались немногочисленные элементы.

Чтобы понять, кто такие панки, необходимо изучить это довольно сложное культурное явления во всех его аспектах. Прежде всего - это молодежная субкультура, характерной особенностью которой является ярко выраженный протест господствующей культуре, массовому суррогату. Что означало понятие изначально, где и когда оно зародилось, какой образ жизни ведут представители этой субкультуры - можно будет узнать из статьи.

Этимология понятия

Для понимания, кто такие панки, следует разобраться со значением слова «панк». В словарях оно имеет различные переводы и значения:

  • в кратком оксфордском словаре переводится как «уличная девка»;
  • в старом американском - «гнилое дерево», «гнилушка»;
  • в современном американском - «подонок», «неопытный юнец», «шпана»;
  • в современном англо-русском словаре слово имеет несколько значений («никчемный человек», «чепуха», «что-либо ненужное»).

В середине прошлого века словом «панк» в Америке называли молодежные группы, находившиеся на социальном дне. Например, бродяги и заключенные-гомосексуалисты.

История субкультуры

История субкультуры панков началась с 60-70-х годов прошлого века. Так, в Великобритании появление подобной контркультуры связано с самой массовой безработицей среди молодежи. Атмосферу негатива и безысходности дополнил мировой энергетический кризис. Все это обусловило распространение в среде молодых людей состояния отчаянья и обреченности. При этом люди не видели выхода в существующей на тот момент пацифистской субкультуре хиппи. Они стремились вызвать протест всему обществу и политике.

Первой волной в развитии стали 1976-1978 годы. Несмотря на общепринятое мнение, панки состояли не только из жителей трущоб и представителей рабочего класса. Среди них было много людей из среднего класса, а также подростков из богатых семей. Все они выступали против общества и хиппи. Последних панки ненавидели за вялость, лень и скуку.

Второй волной считается рубеж 1970-1980-х годов. В это время субкультура политизируется. Многие панк-группы выступают с концертами в защиту животных, а также против фашизма. В это время из субкультуры выходит течение "хардкор". Музыка таких групп большей частью политизирована. Движение "панк" от полного нигилизма перешло к позитивизму.

История субкультуры в России

В отличие от английского направления, которое возникло в результате социально-экономического кризиса, "панк" в СССР распространился в качестве протеста против тоталитарного мышления. Произошло это в 80-х годах прошлого века.

Во многих городах молодые люди приобретали у фарцовщиков музыкальные записи известных западных панк-групп. Существовала информация о западной субкультуре и в советских журналах, которые преподносили ее как пример загнивания буржуазной культуры. Движение считалось подпольем подполья из-за своей запрещенности и противостоянию принятой системе. Субкультура "панк" в СССР вносила в умы молодежи новые ценности: она не была проявлением простого бунта и протеста, как в Англии.

Лидеры субкультуры

Ярко выраженных лидеров в субкультуре не было. В основном пользовались популярностью музыкальные хард-рок группы. Наиболее известными из них были «Секс Пистолс», «Клеш», «Дамнед» и другие.

С развитием панк-рока связано имя американского художника и продюсера группы «Вельвет Андеграунд» Энди Уорхола. Солиста этой группы Лу Рида относят к отцам-основателям альтернативного рока, который связывают с "панком".

Жизнь представителей субкультуры

Чтобы понять, кто такие панки, следует узнать больше об их способе жизни. Большую часть времени она состоит из общения в кругу единомышленников. При этом для них неважно, о чем они говорят - главное, что все друг друга понимают. Все они ощущают себя свободными, как в словах, так и в действиях.

Жизнь панка не обходится без больших молодежных собраний, которые называются в их лексиконе «сейшенами». На них они слушают музыку, общаются, живут в своем отдельном мире, который со стороны напоминает сумасшедший дом. Сами же молодые люди находят на таких сейшенах новых знакомых и весело проводят время.

Есть в группах и девушки. Как правило, они воспринимаются как сестры или подруги воинов. Девушкам также хочется показать свое умение гонять на мотоцикле или возможность плевать дальше всех. А благодаря тому, что тема секса в группах является довольно обсуждаемой и абсолютно свободной, среди участников практически не бывает случаев изнасилования.

Как попасть в контркультуру

Сперва необходимо узнать, какие группы есть в регионе проживания, и пообщаться с ними на сейшене. Далее все будет зависеть от желания приобщиться к одной из групп. Для того чтобы быть принятым в ряды группы, необходимо, как правило, пройти некое испытание. Его характер зависит от ее представителей. Это может быть все что угодно, доказывающее, что человек способен переступить через общепринятые нормы. "Панк" как субкультура протестует против стереотипов, поэтому новенький не должен испытывать чувства брезгливости и стыда.

Примеры испытаний для обряда посвящения:

  • питаться неделю из помойки;
  • просидеть несколько дней в мусорном контейнере, говоря прохожим «Доброе утро».

Не применяются для обряда посвящения зверские или же религиозно-романтические методы.

Если панк пожелает покинуть свою группу, ему достаточно после своей фразы сказать что-то умное, например «Так говорил Заратустра». Человек даст понять всем, что он больше не панк, поскольку протестующий против общепринятых норм не должен развиваться, он должен жить в свое удовольствие.

Внешний вид

Кто такие панки, четко показывает их стиль одежды и атрибутика. Она у них довольно агрессивная и вызывающая:

  • волосы часто выкрашены в яркий цвет, при этом их начесывают торчком и фиксируют с помощью лака или других подобных средств;
  • наиболее узнаваемой приметой является прическа «ирокез», которая распространилась в 80-х годах;
  • в качестве обуви приветствуются "гриндерсы", кеды, любые тяжелые ботинки с металлическими носками;
  • наличие экзотического оружия является воплощением определенной идеи;
  • популярной одеждой являются джинсы, которые имеют порванный и потрепанный вид;
  • куртка-косуха перешла в "панк" из рок-н-ролла;
  • среди атрибутики популярны ошейники, кожаные браслеты с шипами, напульсники.

В одежде преобладающим является так называемый «мертвый стиль». То есть присутствуют элементы или изображения черепов, костей.

Большой вклад в стиль субкультуры "панки" внесла британская дизайнер Вивьен Вествуд. Она сделала их атрибутику модной для массового потребителя. Стиль настоящего панка сложно отнести к моде, поскольку одежда специально подбирается без вкуса. Например, джинсы специально вымачиваются в отбеливателе для создания на них ржавых разводов, а классические брюки заправляются в тяжелые ботинки.

Неформальное движение панков своим стилем желает, прежде всего, выделится из общества, показать ему свой протест.

Молодежные субкультуры

Панки делятся на множество подгрупп, которые отличаются между собой стилем одежды, поведением, музыкальными предпочтениями.

Разновидности субкультур "панк":

  • "анархо" - зародился в Англии в 70-80-х годах прошлого века;
  • "кельтский" - зародился в Ирландии в 70-х годах, раскрывал духовные и социальные вопросы рабочего класса;
  • "краст" - появился в конце 80-х - начале 90-х годов, распространял идеи анархизма;
  • "готик-рок" возник в конце 70-х, воплотив в себе идеи нигилизма, апатии, отчуждения;
  • "фолк" - появился тогда же и отображал всевозможные темы, в том числе и левые политические взгляды;
  • "глэм" - возник в начале 70-х на северо-востоке США, был связан с идеями эстетизма, дендизма, нарциссизма;
  • "гаражный" - возник в конце 80-х в Детройте, а к началу 90-х появился в Японии;
  • "хардкор" - существует и сегодня, отличается разными темами, в том числе политическими, социальными и антивоенными;
  • "хоррор" - связан с 70-ми годами в Нью-Джерси и фильмами ужасов, а также научной фантастикой;
  • "серф" - появился в Калифорнии в 80-х, связан с идеями окружающей среды и океана.

Существует еще с десяток молодежных субкультур, которые связаны с понятием "панк". Объединяет их протест против окружающего общества и любовь к свободе от стереотипов.