Памятник гоголю на арбатской площади сейчас. Памятник николаю гоголю на гоголевском бульваре. С легкой руки остроухова

Гоголевский бульвар в Москве – это одно из самых красивых и исторически ценных мест столицы России. Этот бульвар входит в знаменитое Бульварное кольцо Москвы, состоящее из 10 бульваров. Площади, также входящие в Бульварное кольцо, в названиях которых есть слово "ворота", являются своеобразным напоминанием об оборонительной стене Белого города, на месте которой и было заложено Бульварное кольцо. Именно задумки архитектора В. Долганова, с успехом воплотившиеся в жизнь, придали каждому бульвару Бульварного кольца Москвы индивидуальность. В 1978 году Бульварное кольцо объявлено памятником садово-паркового искусства.

Гоголевский бульвар начинается от площади Пречистенские ворота и доходит до площади Арбатские ворота. С площади Пречистенские ворота и с Гоголевского бульвара начинается Бульварное кольцо Москвы. Со стороны бульвара на площадь Пречистенские ворота выходит станция метро Кропоткинская, названная так в честь князя Петра Алексеевича Кропоткина, бывшего ярым революционером, теоретиком анархизма, знаменитым ученым, посвятившим свою жизнь изучению Восточной Азии.

История Гоголевского бульвара весьма интересна. До 1924 года он именовался Пречистенский из-за той самой тщательно отштукатуренной стены Белого города, которая тогда стояла на месте бульвара. Сам город располагался на крутом берегу ручья Черторой, который позже был взят в подземную трубу. От Арбатской площади до Кропоткинской площади можно добраться на троллейбусе. Необходимо также отметить, что там, где на сегодняшний день пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, раньше в ручей Черторой впадал его приток ручей Сивец. Сам Черторой отличался тем, что один берег его был высоким, другой низким. В прошлом веке здесь любили бывать многие знаменитые личности: Гоголь, Герцен, Тургенев.

Известный пожар 1812 года не обошел стороной и Пречистенский бульвар. Многие строения были разрушены, поэтому бульвар утратил свой первоначальный облик, но в скором времени он был почти полностью восстановлен. В 1880 году здесь была проложена конно-железная дорога, которая проходила через все Бульварное кольцо. В 1911 году на месте этой дороги был введен в строй трамвай "А", т.е. Аннушка, долгое время бывший единственным видом транспорта на Бульварном кольце. Станция метро на бульваре открылась в 1935 году. На тот момент она называлась Дворец Советов и только с 1957 года стала именоваться Кропоткинская.

Нынешнее название бульвар получил в 1924 году в период празднований 125-летия известного русского писателя Н.В. Гоголя. Если сравнить Гоголевский бульвар со всеми остальными бульварами Москвы, то оказывается, что он занимает второе место по протяженности. Не менее примечателен тот факт, что Гоголевский бульвар является трехступенчатым, так как его внутренний проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторой имел неодинаковые по высоте берега.

Сам Гоголевский бульвар таит в себе немало секретов, в частности касаемо архитектуры. Каждая сторона бульвара имеет свою эстетику, свой характер, свою индивидуальность. Привлекает взор старинный особняк №5, возведенный для статского советника Секретарева. Позже дом занимал архитектор Тон, руководивший строительством храма Христа Спасителя. В 40-е годы 20 века в этом доме жила семья Василия Сталина. Весьма примечателен дом № 23, он привлекает туристов витражными лопатками, расположенными между окнами пятого этажа. Летом в ясный погожий день нельзя не заметить, насколько цвет керамических вставок близок к цвету неба. Немного поодаль в одном из дворов виднеется небольшая церквушка Апостола Филиппа, построенная в 17 веке.

Четная сторона Гоголевского бульвара знаменита тем, что практически в каждом доме здесь либо жили, либо останавливались известные люди. Так, в доме №2 часто проводил время А.С. Пушкин, а дом №6 был построен специально для городского головы С.М. Третьякова, брата знаменитого мецената П.М. Третьякова. В 1929-1930 годах здесь был возведен Дом Художников, над проектом которого работала группа архитекторов, среди которых И. Леонидов, В. Владимиров, М. Барщ и другие. Ярким образцом московского классицизма является особняк №10 на Гоголевском бульваре. Изначально в нем жил и впоследствии был арестован известный декабрист М. Нарышкин. На сегодняшний день, гуляя по Гоголевскому бульвару, на этом доме можно увидеть мраморную доску с изображением кандалов, переплетенных веткой лавра, которая была установлена в память о собиравшихся здесь декабристах. Пройдя чуть дальше, оказываемся возле дома №14, где сейчас разместился Центральный шахматный клуб. А в 19 веке это здание было своеобразным центром музыкальной жизни Москвы. В доме бывали Шаляпин, Рахманинов, Глазунов.

Символом Гоголевского бульвара является памятник Н.В. Гоголю, который имеет долгую и неоднозначную историю.

Практически в конце Гоголевского бульвара находится памятник М.Шолохову, проект которого был разработан скульптором А. Рукавишниковым. Пока еще основная идея автора не просматривается полностью, так как памятник находится в стадии установки. Перейдя через дорогу от Гоголевского бульвара, мы попадаем в тихое, спокойное место. Здесь красуется Храм Христа Спасителя, построенный как своеобразная благодарность Господу Богу за заступничество в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Если пройти по Гоголевскому бульвару назад до Пречистенских ворот, то вас ожидает еще один сюрприз: подходя к арке у входа на бульвар, вы с удивлением обнаружите, что прямо за ней начинается небо.

Гоголевский бульвар фигурирует и в литературе, и в кино. Он описан в Москве будущего Кира Булычева, именно здесь происходит действие двух сцен фильма "Москва слезам не верит" режиссёра Владимира Меньшова. Сам Гоголевский бульвар представляет собой символ слияния природы и цивилизации, поскольку рядом с лесистыми участками, где даже можно собирать грибы, проходят дороги. Можно с уверенностью заявлять, что туристы останутся довольны прогулкой по Гоголевскому бульвару, ведь здесь максимально сконцентрирован дух истории, отраженный в старинной архитектуре.

Наше путешествие-прогулка начнется от павильона станции метро Кропоткинская.

Маршрут подготовлен по материалам проекта

Памятник Гоголю в Москве

Скульптор Андреев Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.

На Руси всегда было модно и престижно воевать со всевозможными истуканами. Князь Владимир, учреждая христианство, утопил в Днепре немало перунов, а нынче его украинские потомки повсеместно валят беззащитного Владимира Ильича.

«С баб-ягами никчемушная борьба»

В Российской Федерации внезапно обеспокоились монументом Гоголю. Памятник времен Советской власти на бывшем Пречистенском (нынче Гоголевском) бульваре в марте 2014 года было решено демонтировать, а на его место вернуть старый, работы Н. Андреева, который был возведен тут изначально, еще в 1909 году.

Единства мнений в обществе по этому поводу нет. Одна часть граждан считает, что лучше оставить все как есть, другая жаждет «восстановить историческую справедливость», не желая считаться ни с соображениями целесообразности, ни с реалиями окружающей жизни (все-таки на данный момент в России есть проблемы и поважней). Кто-то, возможно, и не прочь был бы, но его останавливают чисто экономические мотивы: специалисты говорят, что носиться с подобными сооружениями туда-сюда - удовольствие не из дешевых.

Следом за Пушкиным

Тот самый памятник Гоголю в Москве, который сейчас собираются вернуть на место, прогрессивная общественность решила возвести еще в августе 1880 года. В этом году открыли монумент Александру Сергеевичу Пушкину на Публика облилась слезами восторга и умиления, и тут же нашлись энтузиасты, желающие отдать должное и Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник планировали открыть к пятидесятой годовщине со дня смерти - в 1902 году, но не успели. Несмотря на то, что практически сразу была объявлена подписка для сбора средств, дело надолго затихло.

Обвинения в жадности и медлительности, звучащие из уст некоторых деятелей (М. Кураева, в частности), вряд ли заслуженны: на памятник Александру Сергеевичу собрали быстрее (всем известная фигура классика появилась через двадцать лет после начала подписки), но и для Николая Васильевича не то чтобы поскупились.

Не успели к годовщине, постарайтесь к юбилею

Знаменитый российский промышленник Демидов пообещал меди «сколько потребуется» и еще дал пять тысяч рублей. Были и другие меценаты. К 1890 году созрели для создания специального комитета по возведению памятника, но он не особенно торопился, пока в 1893-м сам император не велел ему «ускориться».

Подействовало не так чтобы сразу, но члены почтенного собрания наконец провели ряд совещаний и определили человека, к которому нужно было «обращаться по вопросам сооружения памятника». Занятно, что звали его А. Н. Нос. Просто мистификация какая-то.

Кое-как, со скрипом, провели конкурс на лучшую работу, но ни один из представленных эскизов не впечатлил комиссию. Становилось ясно, что надо пошевеливаться: неумолимо приближался 1909 год - сто лет со дня рождения исполнялось Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник, не поспевший к годовщине смерти, оказался бы очень кстати.

Сомнительный скульптор, сомнительный проект

До сих пор неизвестно, какие кулуарные переговоры предшествовали утверждению проекта Н. Андреева, но за него проголосовали единогласно (по условиям, озвученным комитетом, один-единственный голос против накладывал вето на принятие эскиза). Возможно, решение и вправду было вынужденным: времени-то почти не оставалось. Так, с горем пополам, начались строительные работы, широко освещавшиеся прессой и вызывавшие оживленное обсуждение среди москвичей.

Незадолго до открытия известный критик Сергей Яблоновский назвал памятник символом «страшным и кошмарным» и выразил мнение, что «его многие не захотят». Как в воду глядел!

Многообещающее открытие монумента

Открывать памятник Гоголю в Москве планировали с большой помпой, хотя и тут не обошлось без обычного (приходится констатировать) головотяпства: специально возведенные трибуны оказались хлипкими, от греха подальше использовать их запретили. Потому на фотографиях с открытия можно увидеть впечатляющую давку у подножия только что открытого памятника, а рядом - пустые «зрительные ряды». Начало не сулило ничего хорошего…

Эмоции, вызванные монументом, сразу же резко разделились. Многие решили (Репин, к примеру), что перед ними - значительное но довольно обширная аудитория сочла памятник самым настоящим плевком в вечность.

Согбенный Гоголь

Скульптура изображала человека, полностью закутанного в плащ, с низко опущенной головой. Согбенный, нелепо свалившийся на одну сторону, Гоголь сидел в кресле и являл собой воплощенную мировую скорбь, а его знаменитый чуть не касался колен. Четырехгранный пьедестал обрамляла медная полоса - барельеф на ней изображал героев известных произведений писателя. Они критики не вызвали. Зато сама фигура классика!

Посыпались эпиграммы образца: «Андреев сделал Гоголя из "Носа" и "Шинели"»; «Гоголь, сгорбившись, сидит, Пушкин гоголем стоит».

Посетившая открытие жена Льва Николаевича Андреевна, нашла памятник «отвратительным» (так в личном дневнике и написала). Довольно занятно, что ее великому супругу, великому памятник понравился.

Весь мир насилья мы разрушим…

В таком вот диапазоне и пребывали многочисленные отзывы. Тем не менее менять сидячий памятник Гоголю никто не собирался, и стоял бы он в начале Гоголевского бульвара, вполне возможно, по сей день, если бы в семнадцатом году прошлого века к власти не пришло «племя молодое, незнакомое» и не принялось вершить судьбы страны (и монументов) по-новому.

Памятник Гоголю на продержался после революции тридцать пять лет и все это время подвергался нападкам, становившимся день ото дня все более злобными. Причина была: согласно некоторым источникам, согбенная фигура литературного классика действовала на нервы самому Иосифу Виссарионовичу, вынужденному регулярно сочувствовать скособоченному Гоголю: памятник находился аккурат по дороге на дачу в Кунцево, где обосновался всесильный советский генсек.

Война с медным писателем

Тысячи подхалимов, желая потрафить любимому вождю, не скупились на «пинки» творению Н. Андреева. Известный советский скульптор Вера Мухина (автор знаменитых «Рабочего и колхозницы») обвиняла памятник в несоответствии окружающей действительности. Дескать, когда-то была у Гоголя причина грустить - от ужасов царизма и прочего произвола, а теперь-то чего печалиться, когда в стране жить стало «и лучше, и веселей»?

Поначалу демонтировать сидячий памятник Гоголю в Москве не планировали - предполагалось просто соорудить еще один, на другом конце площади. Кто стукнул кулаком по столу, неизвестно, но в 1952 году, к 100-й годовщине со дня смерти писателя, в Москве открыли новый монумент, разительно отличавшийся от прежнего.

Все-таки к годовщине!

История с утверждением проекта опять была какой-то темной: победителем конкурса стал обласканный властью (обладатель пяти скульптор Томский, который позже сам признавался, что памятник Гоголю на Гоголевском бульваре его авторства откровенно плох. Оправдывался спешкой: дескать, не успел сделать более качественно, поскольку надо было уложиться по срокам - к сотой годовщине смерти писателя.

После презентации итогов годичной работы опять разразилось что-то вроде скандала. Увидев новоявленный памятник Н. В. Гоголю, общественность была поражена (и шокирована). Теперь автор пышного монумента с чудовищной самодовольной надписью «От советского правительства» (над которой не устают потешаться уже более полувека) ударился в другую крайность: на смену больному, удрученному классику явился этакий жизнерадостный «учитель танцев» - улыбающийся, в коротенькой легкомысленной пелеринке. Некоторые сочли «шедевр» карикатурой, а народная поэзия снова взметнулась колкими эпиграммами.

Статуя тоже может быть несчастной

Монумент работы Андреева демонтировали еще в 1951 году, чтобы на освободившемся месте построить новый, стоячий памятник Гоголю (который воплощал бы победу искусства над темной действительностью).

Поначалу «не в тему печального» медного Николая Васильевича хотели даже казнить (отправить в переплавку), но сотрудники Московского архитектурного музея каким-то чудом произведение искусства спасли. В конце концов обошлось недолгой ссылкой. До 1959 года разобранный монумент хранился в филиале музея, размещавшемся в бывшем Донском монастыре: тут нашли пристанище многие неугодные советскому строю изваяния: мраморные фигуры с фасадов разрушенных московских храмов, например.

В 1959 году "печального" писателя вернули в Москву и установили около дома, в котором он прожил последние годы своей жизни (особняк принадлежал графу А. Толстому). Горожане говорят, что с определенных точек на Никитском бульваре можно увидеть сидячий и стоячий памятник Гоголю одновременно. Сейчас, когда к работе Томского привыкли, в сооружении 1952 года видят и достоинства, признавая, к примеру, что оно лучше вписывается в современный облик площади.

Несмотря на то, что идея с уничтожением памятников советской эпохи многим не нравится, сейчас над "веселым" Николаем Васильевичем нависла угроза. В то же время специалисты утверждают, что попытка возвращения исторического монумента на прежнее место чревата непредвиденными осложнениями: сооружение достаточно старое, при транспортировке можно его повредить - лучше уж оставить все как есть. Все-таки невозможно спорить с тем, что два памятника Гоголю - лучше, чем ни одного.

Памятник Гоголю на Никитском бульваре (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю на Никитском бульваре является одним из лучших памятников Москвы, но когда памятник был открыт, он вызвал большой резонанс. Большое количество людей посчитали памятник великому писателю одним из самых уродливых и мрачных памятников. Это было связано с тем, что писатель был изображен не полным сил и вдохновения, а усталым и больным, закутанным в плащ человеком.

По инициативе Иосифа Сталина 1951 году памятник был перенесен в Донской монастырь, Сталину не нравился мрачный вид памятника. В 1952 году на этом месте был установлен другой памятник Николаю Васильевичу. В 1959 году памятник переместили во двор усадьбы графа А. П. Толстого, где писатель провел свои последние годы.

Писатель запечатлен сидящим на каменном кресле. Ссутулившись, он сидит укутанный в плащ. Он устало и печально взирает на прохожих. Кроме самой фигуры писателя, трагичность и мрачность памятнику придает огромный темны постамент, на который была установлена скульптура. Постамент обрамлен барельефами из бронзы с изображениями сцен из знаменитых произведений Николая Васильевича. На фронтальной стороне находится памятная надпись «ГОГОЛЬ».

В нижней части постамент украшает рельефный многофигурный фриз, опоясывающий его с четырех сторон. В бронзе запечатлены герои гоголевских произведений - живые, веселые, динамичные. Какая-либо сюжетность в этих фризах отсутствует, это просто калейдоскоп образов. Они выполнены графически, четко в плоскостной манере - в отличие от самой фигуры, трактованной в реалистическом стиле.

На фасадной композиции изображены персонажи «Ревизора». Хлестаков привстал на цыпочки, самозабвенно врет. Перед ним застыла семья Городничего, за ней - шеренга чиновников с Бобчинским и Добчинским в центре.

Как добраться

Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете направо. Перейдя Новый Арбат, по Никитскому бульвару идете до дома 7А, где во дворе вы увидите памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

Адрес: Москва, ст. м. Арбатская, Арбатская площадь, Никитский бульвар, 7А.

Одним из ярчайших московских памятников, безусловно, является памятник Н.В. Гоголю, расположенный на Никитском бульваре. Однако с исторической точки зрения он интересен тем, что в период открытия произведение вызывало сильный резонанс. Многие считали произведение уродливым и чересчур мрачным, ведь писатель был представлен в усталом, больном виде, закутанном в плащ.

Открытие памятника произошло в 1909 году, в столетний юбилей со дня рождения Гоголя. Эта идея появилась в год открытия аналогичного произведения в честь А.С. Пушкина, но реализовать ее получилось только в 1909 году. Скульптором его был Н. Андреев, а архитектором Ф. Шехтель.

Сперва местом для памятника был выбран Пречистенский бульвар (сейчас он называется Гоголевским), но по пожеланию Сталина в 1951 году он был перемещен в Донской монастырь, поскольку ему не нравился чересчур мрачный вид писателя. А уже в 1952 это место уже украшало другое произведение в честь Николая Васильевича, созданное скульптором Н. Томским и архитектором Л. Голубовским. Через семь лет памятник был перемещен во двор бывшей усадьбы графа Толстого, где Гоголь жил последние года своей жизни.

Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре в Москве

В начале марта 1952 года в канун столетия со дня смерти великого поэта, был открыт памятник. Волею судьбы он стал вторым произведением по этому адресу. Благодаря загадочной истории и культовости расположения, данный монумент стал одним из самых популярным в городе. А благодарить за столь великолепное произведение для города стоит скульптора Николая Томского и архитектора Льва Голубовского.

Выполнено произведение с особым портретным сходством. Гоголь изображен бодрым, с небольшой ухмылкой, смотрящим вперед. Одет писатель в стиле 19 века – шинель с накинутой поверх крылаткой, держа в руке книгу.

Рядом с монументом располагаются фонари необычной формы и бронзовые львы у подножия. Они остались здесь еще от предыдущего монумента. Изначально идея сделать на этом месте памятник Гоголю пришла после появления здесь в 1880 году памятника Пушкину, тогда же и начался сбор требуемой суммы на него.

В 1909 году по проекту Андреева и архитектора Шехтеля в конце Пречистенского бульвара была возведена скульптура драматического Гоголя, изображенного в размышлениях, закутанного в плащ, сгорбленного и угрюмого. После 1917 года памятник был воспринят к месту, но в 30-х годах он подвергся критике и в 1951 произведение было перенесено в Донской монастырь, а позже и на территорию усадьбы Алексея Толстого. 1952 год стал годом установки нового памятника писателю от Томского и Голубовского, где Гоголь был бодр и вселял оптимизм.

Памятник Гоголю в Харькове

В Харькове также представлен бюст писателю, располагается он на площади Поэзии. Соорудили его в 1909 году, скульптором стал Б. В. Эдуардс.

Идея создания памятника в Харькове появилась достаточно давно, в 1881 году в городе проходил благотворительный спектакль, с которого были собраны средства на монумент. Тем не менее, реальная работа была начата только в 20 столетии, 1904 год стал годом создания бюста писателю, который был установлен напротив Драмтеатра в Театральном сквере.

В этом же стиле спустя пять лет был выполнен еще один бюст Гоголю, который поставили строго на противоположной зоне сквера. После переименования театра Пушкина в Драмтеатр имени Шевченко, властями было дано распоряжение поменять бюсты Пушкина и Гоголя местами. Гоголь теперь расположился строго перед театральным фасадом, где стоит и по сей день.

Памятник Гоголю в Волгограде

Самым первым памятником в городе, расположенном в Комсомольском саду за зданием Нового экспериментального театра, стал монумент Гоголю.

Появление бюста произошло в 1910 году в честь его столетия. Изначально он располагался на месте стелы с Вечным огнем. Данное произведение является одним из немногих, переживших битву под Сталинградом.

Обратная сторона бюста до сих пор хранит отметины от осколков и пуль того периода. Автором проекта стал известный архитектор И. К. Белдовский.

Памятник Гоголю в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге памятник Гоголю расположился на основании из гранита светлого цвета прямоугольной формы. Это бронзовая скульптура писателя в полный рост, высотой более трех метров. Голова творца повернута в левую сторону, а взгляд смотрит вниз.

Огорожен монумент небольшой оградой из металла, вокруг расположились четыре фонаря. Скульптура была установлена на Малой Конюшенной улице.