Отношение к выкупу жилина и костылина. Будьте всегда в настроении

Жилин и Костылин: разные судьбы
Лев Николаевич Толстой — известный русский писатель. Я прочитал его рассказ «Кавказский пленник», Толстой много знал о Кавказе, потому что сам служил на Кавказе. В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает о двух русских офицерах — Жилине и Костылине. Они оба попали в плен. Автор противопоставляет их. Жилин смелый, добрый и умный. Он сначала думает о других, потом о себе. Когда его поймали татары и заставили писать письмо, он долго торговался. Он знал, что его старой маме неоткуда взять денег. А когда начал подписывать, то написал не тот адрес, чтобы письмо не дошло. Он думал: «Либо убегу, либо пропаду». Он сразу сумел завоевать
уважение татар тем, что начал торговаться за свою жизнь. В итоге его хозяин согласился на выкуп в пятьсот рублей. Костылин же был грузным мужчиной. Сначала он бросил Жилина. А потом сразу написал письмо о выкупе на пять тысяч рублей. Жилин надеется только на себя. В плену он постоянно думает о побеге. Он не может сидеть без дела. Он начинает ремонтировать разные
вещи. Жилин сделал хозяйской дочери Дине куклы, починил Абдул-Мурату часы. Жилин помогает всем, даже татарам, хотя они и были его врагами. Он искренне при вязался к Дине, а она потом помогла ему бежать. Костылин -трусливый человек. Он не держит слово офицера. Когда Жилин с Костылиным решили ехать впереди обоза, у Костылина было ружье. Но он испугался татар и бросил своего товарища. Но это его не спасло. Он тоже попал в плен. Костылин — слабый человек. Он ждет помощи от матери, постоянно пишет ей письма с просьбой о выкупе. Костылин не умеет выживать. В татарском плену он ничего не делал, не общался с татарами. Он только ждал, когда за него дадут выкуп. Когда Жилин решил бежать в первый раз, он взял с собой Костылина. Но Костылин был слабым. Сначала ему было тяжело идти в сапогах. Когда он их снял, идти ему стало еще тяжелее. Из-за Костылина их и поймали. Он не мог терпеть боль. Когда Жилин увидел татар, он решил спрятаться. Жилин взвалил себе на спину товарища по несчастью, а тот вскрикнул. Татары услышали крик и поймали их. Жилин в тот момент поступил как честный человек. Он простил Костыли ну то, что тот бросил его, и помогал ему. Второй раз Жилин побежал один. Он знал, что надеяться на выкуп ему нельзя. Костылин остался в яме. И Жилин, и Костылин спаслись. Но первый получил свободу только благодаря себе, а второй — благодаря своим родственникам. В жизни мы можем встретить обоих героев. Но мне больше нравится Жилин, который никогда не бросит человека в беде.

/ / / Жилин и Костылин - почему Толстой выбрал именно такие фамилии (по рассказу «Кавказский пленник»)

Рассказ Льва Толстого одобрительно приняли современники автора. О популярности говорит и многократное переиздание произведения. Да и нам, людям 21 века, есть чему поучиться у талантливого писателя. «Кавказский пленник» - рассказ о моральном выборе, который совершают разные по характеру люди. Кроме контрастной галереи образов в произведении привлекает внимание пленительность Кавказа. В этом плане можно говорить о двузначности названия. Кавказскими пленниками становятся главные герои, потому что их берут в плен горцы. Но так же герои в плену у самого Кавказа.

В центре повествования два образа – и . Их объединяет то, что они оба русские офицеры и принадлежат к дворянам. И, пожалуй, это все, чем они подобны. Остальная характеристика сводится к противопоставлению этих персонажей.

Лев Толстой тщательно прорабатывает образы главных героев. Смысл заложен даже в их фамилиях. Жилин и Костылин – невероятно «говорящие» фамилии.

Жилин происходит от слова «жила». Жилы, как известно, не так просто вырвать. Жилы животных даже применяются в качестве материала в разных ремеслах. Герой с такой фамилией ассоциируется с сильным, «жилистым» человеком. Именно таким и хотел изобразить нам Ивана Жилина Лев Толстой. Так же Жилин ассоциируется со словом «жить». Главный герой умеет выживать, бороться за жизнь. Находясь в плену, Жилин не сдается, он приживается в татарском ауле, находит общий язык с доброй местной девочкой Диной. Именно она потом помогает сбежать с плена русским офицерам.

Костылин происходит от слова «костыль». Это приспособление необходимо людям с физическим недугом. В образе Костылина соединяется как физический, так и духовный недуг. Он слабый физически, грузный, толстый человек. Но не на этом сосредотачивает внимание автор. Внешняя слабость – это лишь намек на духовное бессилие, отсутствие силы воли. Костылин всегда ищет опору в ком-то, не умеет принимать самостоятельные решения. Единственная яркая его черта – это эгоизм, который приводит к предательству.

Жилин всегда оправдывает свою фамилию. Он продолжает бороться даже тогда, когда шансов почти нет. Он дает неплохой отпор татарам, хотя не имеет оружия. А попав в плен, не смиряется со своей участью, а продолжает показывать свою «жилистость».

Костылин тоже оправдывает свое имя. Даже однажды предав своего друга, он не стыдится опереться на него. Он взбирается на спину Жилина во время побега, тем самым уменьшая его шансы уйти от врага.

Лев Толстой не просто так дает красноречивые фамилии своим главным героям, в этом есть тонкий намек на их человеческие качества.

Средняя школа им. М.Ауэзова

Открытый урок по русской словесности в 5 русском классе.

Тема: Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену

(урок - обсуждение)

Учитель:Кикбаева М.К.

Тема урока « Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену»

Цель: Формирование определенных теоретических понятий: первоначального понимания особенностей рассказа и его сюжета; развитие навыков живого пересказа и читательского воображения, составления характеристик; определяя основную тему и идею рассказа, воспитать стреление к дружбе и миру во всем мире.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого иллюстраци, картины.

План и ход урока .

І. Орг. Момент

ІІ. Проверка домашнего задания (по иллюстрациям)

1. Самые понравившиеся эпизод (пересказ)

2. Обсуждение рисунков учащихся.

    Можно ли по данным рисункам пересказать произведение Толстого?

    Как надо расположить рисунки, чтобы они помогли рассказать о событиях в рассказе по порядку?

Вывод: Эпизоды в художественном произведении даются в определенной последовательности, они связаны друг с другом.

ІІІ. Беседа о Жилине.

1. – На всех ваших рисунках изображены разные герои, но Жилин есть на каждом. Почему?

2. –Подходит ли к Жилину слово «герой» в обычном смысле?

(да, он- настоящий герой: смелый (не боится врагов) совершенный (не бросает товарища)

    Похож ли Жилин на сказочного героя: на Ивана – крестьянского сына, который идет биться с Чудом –Юдом, или на Ивана из сказки Ершован «Конек Горбунок»?

    Правильно, Жилин не ищет славы, но когда приходится, показывает и мужество, и выдержку, и самоотверженность.

    А чем Жилин отличается от этих сказочных героев? (он не сказочный, не вымышленный герой, а реальный персонаж рассказа) (он не совершает ничего чудесного)

    Правильно; рассказ в отличие от фольклорных жанров особенно от сказки, отражает реальную жизнь. И произведение «Кавказский пленник» не зря является былью (от слов «быть», «было»)

3. В начале рассказа сказано: «служил офицером один барин». Похож ли Жилин на барина?

Почему на похож? А кто действительно похож на барина? (Потому что Жилин любит трудиться, все умеет делать, терпелив, жалеет мать. А Костылин ничем себе помочь не может «сразу ноказал свою слабость», «только» мешает Жилину»)

4. Жилин мог бы ненавидеть Костылина, а он как к Кастылину относится? Почему?

(Жилин хоть и ругает Костылина колодой, но все –таки и во второй раз зовет с собой бежать, а при прощании даже поцеловался с ним. Жилин –добрый, незлопамятный, понимает, что Костылину тоже нелегко)

5. Кому тяжелее было в плену: Жилину или Костылину? (Жилину было тяжелее: он брал на себя самое трудное, даже Костылина на себя тащил, подкоп делал. А если бы он ничего не делал, то ему было бы еще хуже: сидеть, стонать, ничем себе на помогая- не легче)

Вывод: тому, кто привык и умеет трудиться, легче перенести трудные условия.

6. Почему Жилин не согласился на выкуп в 3 тысяч рублей

ІҮ. Итак, месяц прожили в ауле. Чем жил аул! Опишите жизнь горцев в ауле. Жили в ауле простые люди, они были добрые, трудолюбивые люди, они сумели оценить мастерство, трудолюбие Жилина, относились к Жилину?

(нет, не все, но многие. Дети и некоторые взрослые с интересом относились, были благодарны за помощь, детям нравились его игрушки;

А красный татарин не любил его и еще старик, который приходил из- под горы)

2. А за что старик не любил пленных? (У него русские убили 7 сыновей, а один сын предался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал. От того и не любил он русских)

Учитель: По мысли Толстого, люди все могут жить в дружбе, разные обычаи, разный язык не помешают им, если они с уважением относятся друг к другу.

А мешает война, она разжигает враждебные чувства. Война сделала горцев и Жилина врагами. И не будет у людей огня описывая жизнь горцев, Толстой показывает хорошее знание быта, обычаев горского народа, уважение к ним.

Но у детей нет этого враждебного чувства к пленникам. Поэтому и возникает дружба Жилина с Диной, взаимопонимание между ними.

ІІ. Эпизод прощания Жилина с Диной (чтение по ролям).

1. Давайте остановимся на отдельных деталях слова «как козочка прыгает»

А ведь вначале о ней было сказано: прыгнет прочь, как коза дикая» -почему такая разница (первый раз Жилин смотрит на Дину «чужими глазами»: он ее еще не любил тогда»)

2. Вопросы:

Почему Дина спасла Жилина?

Как Дина называет Жилина? (Иван)

Дину Жилин как называет? (Девушка, Дина, умница)

Что она хорошего сделала Жилину? Чем помогла? (молоко, лепешки приносила, мясо, черешни; помогла выбраться из ямы- шест длинный с крыши принесла, хотела помочь сбить замок с колодки)

Как на это отзывался Жилин

(Чем он ее благодарил)

Жилин делал ей кукол, игрушечную мельницу.

Вывод: Добро делал Жилин, а девочка добром, отвечала на добро, ему спасает жизнь

Только ли он Дине помогал?

(Нет, он всем помогал)

ІҮ. Давайте вспомним эпизод о первом побеге пленников.

Как Жилин и Костылин ведут себя в плену? (Жилин изучает местность, жизнь горцев, а Костылин ничего не делает, только спит).

Кто из них проявляет заботу о товарище, готов помочьв трудную минуту: (конечно, Жилин)

Как они относятся к трудностям (Жилин терпит. А Костылин - начинает охать, жаловаться)

Что самое главное в характере Жилина (настойчивость) Еще в самом начале Жилин думал «Я уйду» написал письмо о выкупе с неправильным адресом.

А у Костылина что главное в характере? (трусость)

Кого из них положительный герой? (Жилин)

Каким должен быть положительный герой (обладать полож. Припятственными качествами добротой, терпеливостью, мужеством, смелостью)

Есть ли эти качества у Жилина?

А почему, Костылина можно назвать положительным героем, почему?

Давайте сравним Жилина и Костылина и ответим, почему Костылина нельзя назвать положительным героем.

Костылин

Внешность

Худой, легкий

Грузный, пухлый, тучный, весь красный, толстый

Поведение в плену

Наблюдает, знакомится, рукодельничает, готовится к побегу

Писал домой, ждал присылки денег, скучал, сидел, считал дни, когда письмо придет, или спал разболелся, стонал спал.

При побеге

Сделал подкоп, прикормил, собаку, дорогу пометил, подсадил на спину Костылина

Жаловался на сапоги, ноги стерли, просил отдохнуть, отказывался идти, обессилел (рассолодел)

Вывод: Жилин – умный, наблюдательный, предусмотрительный, добрый, терпеливый, мужественный, смелый, трудолюбивый.

Костылин- ленивый, трусливый, беспомощный, жалкий

Фамилии Толстой выбирает говорящие, Жилин и Костылин, они способствует раскрытию характеров и делает образы более яркими.

Образы Жилина и Костылина в произведении противопоставлены друг другу, соотносятся по принципу антитезы. (Определение)

    Каким был первый побег? Удачным или нет? Кто же был виноват?

    А во второй раз почему Костылин не убежал из плена с Жилиным? (Он отказался, у него не было сил бежать)

    Каков результат второго побега? (Удачный Жилину удалось добежать до своих)

    Как вы думаете, если бы Жилину и во второй раз не удалось бежать, попытался бы он еще бежать? (Да конечно) Почему? (Потому что Жилин уже в начале поставил цель сбежать из плена)

    Как можно эту черту характера у Жилина назвать? (Целеустремленность)

ҮІІ. Давайте, сделаем из всего выше сказанного вывод, какова основная мысль произведения людей обьединяет мир и дружба, а война разобщает. Нужно, чтобы все народы и нации уважали друг друга и понимали, только тогда можно установить мир на всей земле.

ҮІІІ. Подведение итогов.

1. Сегодня мы с вами рассмотрели рассказ Л.Н.Толстого, анализировали эпизоды, отдельные детали, получили некоторые понятия о литературоведческих терминов.

ІХ. Домашнее задание: устное сочинение: «Что мне понравилось в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»

Х. Комменитирование оценок.

Костылин

1.спит, ничего не

2. охает, начинает

жаловаться

3. отказывается от

1. изучает местность, жизнь горцев

2. к трудностям относится терпеливо

3. делает игрушки

4. готовится к побегу, делает подкоп


1. делал ей кукол

2. сделал игрушечн

мельницу

3.помогал чинить

часы горцам

4. пленный у горцев

1. приносила молоко, лепешки, черепешки

2. помогла выбраться из ямы

3. пыталась сбить замок с колодки

4. дочь хозяина татарина

1.Попадают в плен

2. пишут письма домой по угрозой

3. мечтают о возвр

Жилин и Костылин – главные герои рассказа-были «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого.

Тема рассказа

Во время войны на Кавказе (воюют русские с горцами за территории) два русских офицера, Жилин и Костылин, отправляются в отпуск домой. По пути герои попадают в плен к татарам; за них просят выкуп. Жилин, не желая просить у своей старой матери деньги, затевает побег, но из-за неповоротливости Костылина затея срывается. Тогда офицер снова пытается бежать, и на этот раз ему улыбается удача - он спасается. А Костылина из плена спасают выкупом только через месяц.

Как ведут себя в плену офицеры Жилин и Костылин

Костылин – полноватый и тучный мужчина. На протяжении всего времени нахождения в плену он только и делает, что спит и считает время до выкупа. При этом Костылин не стесняется просить у семьи выкуп в огромном размере (5000 рублей). Для него главное, чтобы его поскорее спасли, и чтобы он оказался снова в удобных и комфортных условиях.

Жилин же ведет себя с точностью до наоборот. Он отказывается писать письмо своей матери с просьбой о выкупе, ведь он не хочет, чтобы она переживала за него и чтобы отдавала последнее, что у нее есть. Когда же татары силой заставляют Жилина написать это письмо, он пишет, но адрес указывает заведомо неверный. Офицер решает для себя: либо он выбирается из плена своими силами, либо ему придется погибнуть или остаться там до конца жизни. С целью спастись, Жилин начинает делать подкоп.

Кроме того, во время нахождения в плену Жилин занимается разными полезными делами, тем самым заслуживая внимание и уважение местных татар.

Например, он отличается тем, что:

  • делает куколки из глины для местных детей;
  • чинит хозяину-татарину остановившиеся часы;
  • ремонтирует ружья и прочие принадлежности местных жителей.

И даже во время побега Жилин стоит до последнего, держится изо всех сил, при этом не бросает Костылина, хотя тот несколько раз подводит товарища и не желает брать себя в руки ради их общего спасения.

Благодаря стойкости и волевым качествам, Жилину все-таки удается вырваться из плена.

Рассказ А.Н. Толстого «Кавказский пленник» написан под впечатлением реальных событий, участником которых автор стал во время службы на Кавказе в 1853 году. Он едва не попал в плен к горцам и в столкновении с ними потерял товарища.

Позже, возвращаясь к пережитым событиям, писатель создал образ офицера Жилина, который нашел силы выбраться из чеченского плена и сумел в сложнейшей жизненной ситуации сохранить человеческое достоинство.

Главный герой произведения Жилин – представитель дворянского сословия, но из обедневшего рода. В чертах его характера и поведении не чувствуется барства и спеси: он прост в общении, многое умеет, спокойно переносит тяготы военной службы.

Оказавшись в плену из-за неосмотрительности своего товарища Костылина, Жилин не теряет надежды на освобождение и, хорошо зная нравы горцев, старается найти с ними живой контакт: чинит сломанные часы, мастерит игрушки для детей, уверенно ведет себя во время переговоров.

Костылин не отличается такой стойкостью. Он морально раздавлен, удручен, почти впадает в отчаяние и беспрекословно выполняет требование написать домой о выкупе из плена.

Жилин в своем письме к матери указывает неверный адрес. Он по убеждению не может заставить волноваться близких и надеется только на собственные силы, убеждая Костылина бежать, не дожидаясь выкупа.

Побег оказывается неудачным, и это усложняет положение пленников. Их перестают кормить, сажают в яму и заковывают в колодки. Жилин продолжает бороться за свое освобождение и пытается поддерживать товарища, который не в состоянии самостоятельно противостоять сложившимся обстоятельствам. Жизнь Костылина сводится к ожиданию выкупа – только в этом он видит спасение и отказывается предпринимать какие-либо действия, чтобы самостоятельно вернуться домой. Костылин перестает быть хозяином своей судьбы и полностью, по-рабски подчиняется воле горцев, которые увеличивают сумму выкупа.

Жилину помогает Дина, тринадцатилетняя девочка, привязавшаяся к русскому офицеру за его доброту и неунывающий нрав. Второй побег, от которого Костылин отказался наотрез, спасает Жилина от верной смерти.

Герои наделены говорящими фамилиями. Такой прием автор использует, чтобы подчеркнуть жизнестойкость своего главного персонажа и слабость характера его товарища. Этой же цели служит портретная характеристика: Жилин худощав, подтянут, подвижен; Костылин медлителен и грузен настолько, что задыхается при ходьбе. Противопоставление героев не бросается в глаза, но служит раскрытию основной идеи произведения: Жилин оказывается на свободе только в силу своих личных качеств. Судьба Костылина остается неизвестной, однако читатель может предположить, что сломленный человек вряд ли дождется избавления.

Выводы сайт

  1. Жилин хорошо знает жизнь. Он небогат и может надеяться только на себя. Костылин изнежен, хорошо обеспечен; в плену он сразу же принимает условия выкупа.
  2. Жилин деятелен, наблюдателен, дружелюбен даже по отношению к пленившим его горцам. Костылин пассивен, подавлен, замкнут, не способен в сложной ситуации принять самостоятельное решение.
  3. Жилин подтянут, легок в движениях, терпеливо переносит боль и голод. Костылин грузен, слаб физически, болен. Его жизненных сил не хватает, чтобы без помощи со стороны родных выбраться из плена.
  4. Жилин борется за свою жизнь и не теряет человеческого достоинства. Костылин не справляется с трудностями и в условиях плена деградирует как личность.