Отметьте жанр произведения модеста мусоргского борис годунов. Смотреть что такое "Борис Годунов (опера)" в других словарях

Солнышко уже пустило свой свет,
Красиво сияет роса на листочках,
На небе уже серебрится рассвет,
А ты еще спишь, моя милая крошка!
Открывай скорей свои сонные глазки,
Вершинки новые пора покорять,
А пока я дарю тебе нежность и ласку
Хватит, любимая моя, спасть!

Когда касаешься прикосновением губ,
Ответного жду, томного влеченья...
Ты просыпайся, милая, вот тут...
Не рядом я - пишу лишь сообщение!
Желаю солнечных лучей в окно,
Желаю тихого безоблачного неба,
И утра, словно легкое стекло,
И обдувающего тепленького ветра!

Хорошего утра, родная.
Как прекрасны эти дни,
Дни, когда точно знаю,
Что будем с тобою одни.
Доброе утро, хочу я
Снова тебя обнять.
Миг без тебя тоскую
И не могу переждать.
Доброе утро, жду я
Встречи с тобой опять.
Миг без тебя волнуюсь,
Но буду ждать и ждать!

Навстречу самому лучшему дню,
Ты мило-мило открываешь глаза,
Ты - такая красивая,
Я очень люблю тебя.
Твоя наивность и чистота,
Твоя неповторимость и красота,
Всех вокруг покоряют,
И мое сердце тает.
Для тебя по утрам соловьи,
Поют сладкие песни любви,
Тебе доброго утра желают,
И удачу в гости зазывают.

Естественный будильник - солнышко
Щекочет твои реснички,
Мне рядом быть с тобой хочется
В тот миг, где ты словно синичка
Открываешь глазки прекрасные
И скорее носик припудрить,
Моя милая, моя ласковая,
С добрым и ясным утром!

Доброе утро медленно наступает.
Капельки росы на траве тихо тают.
Птицы щебечут радостно и задорно.
Вставай, сейчас дышится так вольно.
Милая, вдохни свежесть нового дня.
Пусть принесет тебе он много добра.
Ласковое солнце будет касаться нежной кожи.
И каждый добиться удачи в этот день поможет.

На улице так тепло и светло.
Вставать по утрам будет легко.
Просыпайся, милая, скорей.
Открой новому дню дверь.
Злым словам больше не верь.
И пусть убегает тревоги зверь.
Новый день лишь счастье тебе принесет.
Любимая, иди гордо вперед.

Бегут уже давно все на работу,
А тебе все вставать неохота.
Ты медленно потягиваешься в своей постели,
Смотришь с надеждой на свои двери.
Не принесу тебе завтрак в постель, поверь!
Просто вставай и готовь свой омлет поскорей.
Ты, родная, проспала уже половину рабочего дня.
Хватит дремать, работа давно уже ждет тебя.

Снова приходит утро.
Ты открываешь глаза.
Пусть первый лучик солнца
Нежно поцелует тебя.
А птицы за окном о любви пропоют.
Хоть они и не знают, как тебя зовут.
Они пожелают тебя хорошего дня.
И скажут, что я сильно люблю тебя.

Солнышко касается ушка,
Медленно ползет по глазкам,
Опускается луч на подушку
И кончается сонная сказка!
Поднимай поскорее реснички,
С добрым утром! Прекрасного дня!
Согласно любимой привычке
Обрадуй звоночком меня!

Солнышко ясное встало над городом,
Подарило всем свой утренний свет,
Сжало губы и, совершенно без повода,
Отправило тебе свой небесный привет.
Я здесь не причем (каюсь-каюсь)
Но к солнцу с охотой присоединяюсь!

Птичка постучит в окошко
Тебя разбудит, хулиганка!
И утро радуется вновь
Ведь у него с тобой - свиданка!
Вон, стынет кофе на столе,
Вставай, любимая, заждался...
И пусть еще, хотя б сто лет
Твоим я б утром наслаждался!

Глазки быстро открывай,
Довольно делать баю-бай,
Хватит спасть и видеть сны,
Хватит ждать во сне весны,
Ведь я тут и счастье рядом,
Разбужу тебя я взглядом,
Улыбнись, хотя и трудно,
Напиши мне «С добрым утром!»

Хочу, чтоб это утро было добрым,
Хочу, чтоб было лучшим на земле,
Пусть будет самым беззаботным,
Пусть дарит радость лишь тебе!
Спеши к открытиям и знаньям,
Спеши скорей дела начать,
А в миг сей поделюсь признаньем -
Я буду по тебе скучать!

Всегда радостно просыпаться
Под звуки солнца и утра!
И как приятно улыбаться
Тому, что есть ты у меня!
Просыпайся - умывайся,
Скоро я к тебе приду,
Поскорее наряжайся -
День с тобою проведу!

Приду к тебе и зацелую,
Любовью своей разгоню твой сон.
Для тебя солнца луч запрягу я
И на нем же ворвусь к тебе в дом!
Для тебя росу соберу я
И наполню ей твой бокал...
И еще раз тебя поцелую...
Знай, с утра у тебя побывал!

В этом мире блеклым и нужном
Я чую одну лишь потребность -
Прошептать тебе: «С добрым утром!»
Им любовь подарить словно вечность.
В этом мире скучном и нудном
Я одно лишь хочу сказать:
«Просыпайся скорее, с добрым утром,
Чтоб на встречу ко мне бежать!»

С добрым утром тебя, дорогая!
Просыпайся скорее, родная.
Так хочу я тебя увидать,
Твои губы хочу целовать.
Посмотри за окошко скорее,
Пусть тебя лучи солнца согреют.
Знай, что я без тебя не могу,
Очень сильно тебя я люблю.

Очень рано ты встала,
Я поласкаться решил.
Укутался я в одеяло,
Даже голову накрыл.
Все мои приготовленья,
Сна обрывки не спасли.
Одеяло улетело,
Рядом ты со мной присела,
Предложила мюсли.
С добрым утром, дорогая,
Не хочу совсем овес.
Мне любви на завтрак надо,
Я до этого дорос.

Утро уж сменило вечер,
Совсем уже никто не спит,
О любви весь мир кричит мне,
Всё кричит и говорит.
Даже мартовские кошки
От любви большой дрались,
Даже вилки, даже ложки
Все по парам улеглись.
Манит утро для любимой
С клумбы нащипать цветов,
Разбежаться со всей силы -
Добежать до облаков.
Может, спеть мне громогласно,
Стоя под твоим окном,
Чтоб соседям стало ясно,
Кто в тебя давно влюблён?
Может, на окно забраться,
Словно человек-паук?
Но ты можешь испугаться,
А ещё мне жалко брюк.
Не герой, зато я мудрый,
Ты же знай, моя звезда,
Просыпаясь новым утром -
Я люблю тебя всегда.

Подарить тебе хочу теплоту души и ласку,
Чтоб сбывались все мечты,
Жизнь была ну просто сказка.
С добрым утром дорогая,
День пройдёт прекрасно этот.
Мне хотелось это утро,
Вместе бы с тобою встретить.
Утро это и другое,
Каждый день хочу быть рядом.
Видеть утром, видеть ночью,
И встречаться с тобой взглядом.

До рассвета еще не скоро.
На подушке твой нежный профиль...
Просыпайся, моя сеньора,
Я тебе приготовлю кофе
На подносе цветы и чашка,
Кофе сладкий, густой, горячий.
С добрым утром! Восток алеет.
День грядущий несет удачу.

С добрым утречком мир!
Солнышка лучики золотые!
Неба бескрайнего ширь!
Отблески ночи застыли.
Ветер в окно как дыханье
Трав, покрытых росой.
Я никогда не устану
Быть рядом с тобой.
Я никогда не забуду
Глаз твоих теплый свет
Мы с тобой вместе будем
Тысячи, тысячи лет!

Заглянул в окошко лучик солнца,
Поплясал на волосах твоих.
Подождал - реснички вдруг откроются,
На него посмотришь ты сквозь них.
Как люблю я эти пробуждения,
Я тебя по имени зову.
Милая, любимая, проснись,
Солнце уже встало, с добрым утром.

Утро словно весна
Тебя разбудило солнцем.
Ещё не очнулась от сна,
Но уж светло за оконцем.
Доброе утро, любимая,
Свет твоих чистых очей.
Нежная и красивая,
Букет ярких, весенних лучей.

Солнышко давно уж встало,
Утро ласковое настало.
Вот и ты уже не спишь
И, надеюсь, не грустишь.
От твоей улыбки таю,
Без тебя всегда скучаю.
И скажу с улыбкой я:
«Утро доброе, любимая моя!»

Каждое утро солнечный луч,
Пробивается в небе через тысячи туч.
Чтоб нежное тело твоё обогреть,
На милые губы, в глаза посмотреть.
Почему я не солнце,
Чтоб ласкать твою грудь,
Обнимать твои плечи,
Освещать тебе путь.
И каждое утро встречать тебя вновь,
Дарить тебе то, что зовется ЛЮБОВЬ...

Люблю тебя за все, за взгляд,
Улыбку и слова,
Мне трудно там где нет тебя!
Люблю тебя, но ты не рядом
Ты где-то очень далеко.
Мне не легко. Люблю тебя и понимаю
Ты много значишь для меня!
Мне так легко любить тебя.
Люблю тебя и сердце любит
И будет так всегда,
А если станет одиноко
Ты знай, что я люблю тебя!
C добрым утром любимая

Утро наступило уж украдкой,
Греет солнышко, словно в май,
Поднимайся скорее с кроватки,

С добрым утром, моя Бесконечность!
С добрым утром, мой милый Рай!
Хватит спать бесподобно, беспечно,
Глазки сонные скорей открывай!

Уже утро, просыпайся,
Но пока еще темно.
Солнце только что узнало,
Что оно тут не одно.
Что в кровати сон свой смотрит
Солнышко еще одно.
На подушке, на перине,
Там, где снятся эти сны,
Потянулась и открыла
Ты глаза свои.
Утро доброе, с восходом!
Улыбнись и покажи,
Как улыбкою своею
Город вновь осветишь ты!

Восход начинает день,
За восходом приходит утро,
Приносит мысль о тебе
Обещает новое чудо.
Обнимаю тебя с утра,
Поцелуем тебя пробуждаю.
Не оставлю тебя никогда,
Потому что тебя обожаю.
Потому что я без тебя
Свой жизни не представляю.

В суматохе на трамвае
Утро в город наш ворвалось
Все бегут, не успевая,
Вот яичница взорвалась.
Чайник завизжал и вспыхнул,
Он обжёг бока на печке,
Я приду к тебе и тихо
Руки положу на плечи.
Красишь ты свой глаз чудесный,
А второй докрасишь позже,
Поцелуй, мой друг прелестный,
Дольше ждать уже не может.
Я люблю тебя так сильно.
Кофе с булкой попивая,
Ты особенно красива,
С добрым утром, дорогая!

Солнечным зайчиком утро
Прыгнуло к тебе на подушку,
Что-то шепнуло на ушко,
Опсыпало солнечной пудрой.
Ах, эта солнышка пудра
Опередила меня.
А я ведь поздравить тебя
Первым хотел с добрым утром.

«Доброе утро»! Тебе я скажу,
Утром, когда ты проснешься,
И поцелуем своим докажу,
Что есть в мире чувства,
Что мы бы назвали любовью.
Наверное, есть что-то в мире такое,
Чем ты каждым утром мой радуешь взор,
Одариваешь ты меня поцелуем.
О боже, как крепко в тебя я влюблён!
Ещё раз скажу я тебе: «С добрым утром»!
Рукой проведу по твоим волосам.
В глазах я твоих готов утонуть был,
Весь мир положил бы к твоим я ногам.
Ты право имеешь смеяться над этой
Плеядою громких, волнующих слов,
Но знай что за каждое слово я пред тобою
Ответить всегда и пред всеми готов.
Ты помни про это в волнующих буднях,
Ты знай, что я слепо верю в тебя,
И пусть будет сложно, порой, невозможно,
Ты знай, что есть сердце, что любит тебя.
Тебе говорю я ещё: «С добрым утром»!
Тебя обнимаю так крепко любя.
С тобой говорю я лишь только минутку,
Чтоб смог поскорее, потом, я услышать тебя.

Ты - моя радость, ты мой мотылек.
Открывай уж глазки, завтракать пойдем.
Ты - моя принцесса, я тебя люблю!
И если ты захочешь, на руки возьму!
Просыпайся, милая, день уже настал.
Ты - самая красивая, девочка моя!

Солнечный лучик глянул в окно,
В комнате сразу стало светло,
И на душе моей стало легко,
Когда увидел как тебе хорошо.
Ты улыбнулась увидев меня,
А я улыбнулся увидев тебя,
Вот такие простые слова,
Солнце моё, как люблю я тебя.

Любимая, утро звенит за окном
И нас повергает в несмертные дали.
И радует взор наш поток облаков,
Что ангелы к нам подослали.
И мы помечтаем про новые дни,
Которые счастье подарят.
Себя и других, коль их нет, не вини.
И тут же унынье оставит.

Утро пришло, моя любимая!
С добрым утром - солнце моё!
Открывай глаза моя милая,
За окном светло давно.
Открой глаза, взгляни на меня,
Улыбнись и привет скажи.
Наступил новый день для тебя,
Новый день и для нашей любви.
С добрым утром моя ненаглядная.
С добрым утром радость моя.

Свет появился за окошком,
Солнышко встало с утра,
Потянешься будто кошка,
С добрым утром, тебя!
Умоешься светлой водичкой,
Зарядка нужна как всегда,
Песню споешь словно птичка...
С добрым утром, тебя!

Нет уж звездочек на высоте,
Пусть солнце ярко в небе светит,
Пусть утро на большой Земле,
Шагает и тебя заметит,
Коснется нежных твоих глаз,
И ты проснешься на рассвете,
И счастье только чтоб для нас,
Искрилось на большой комете!

Как любит розу соловей,
Роса блестит в траве,
Так Солнце дразнит. Средь ветвей
Лучи играют в тишине.
Но нет - какая тишина?
Скворец выводит трель!
А ты? Вставать давно пора!
Чудесен новый день!
Так утро доброе всем вам,
Смешным, и грустным, мудрецам,
Прямым проборам, и кудрям!
Вам всем сияет Солнца свет,
И лучше праздника - нет

Настало утро на Земле,
А я опять спешу к тебе!
Спешу, чтоб песенку пропеть,
Спешу теплом своим согреть,
Спешу, чтоб счастье разделить,
Спешу к тебе тебя любить,
И утра доброго сказать,
Еще обнять - к себе прижать!

Солнышко, доброе утро!
Удачного дня тебе, любовь моя.
Пусть каждая в мире минута
Тебе вновь и вновь улыбнется.
Пусть солнышко нежно сияет,
Тебя пусть оно пробуждает.
Тебя я люблю очень сильно,
И ты для меня всех любимей!

Утро проклюнулось лучиком солнца,
В форточку свежий дохнул ветерок.
Выгляни из своего ты оконца,
Видишь, приклеился нежный листок.
Это привет от меня тебе, милая,
Утра прекрасного, солнца, добра
Тебе я желаю, родная, любимая,
Весеннего дня, начиная с утра.

Улыбнулось утро золотое.
Милая в тебе, моя мечта.
С добрым утром, солнышко родное.
С добрым утром, милая краса.
Понеслась мелодия рассвета.
Разрезвилась смехом звонких птиц.
С добрым утром, милая родная.
Ввысь летит мой неустанный клик.

Солнышко уж встало и скользнуло по лицу.
Знает оно наверняка, что тебя я люблю.
А ты только с постели встаешь - и нежно улыбаешься.
Ведь точно знаешь ты, почему со мной встречаешься.
Мы созданы с тобою друг для друга.
И снова Земля вращается по кругу.
Ты самая лучшая моя подруга.
Мы две половинки бесконечного круга.

На улице уже рассвет,
Солнце ярко уж блистает.
Я шлю свой утренний привет,
Любимой, что любимей всех.
Пусть добрым будет утро,
А счастье перламутро.
Ты, улыбаясь, поднимись,
Навстречу дню ты этому стремись.

Отличного утра желаю тебе,
Разбудит солнышко тебя на заре,
Пусть же удача будет с тобой,
Не обойдет пусть тебя стороной.
Ты открывай свои глазки скорей,
Нет для меня твоей ласки нежней.
Милая, как же люблю я тебя!
Доброго утра! Хорошего дня!

Отличного утра, мой совенок,
Я сегодня не так робок,
Я стою всё под окном,
Не пускаешь меня в дом.
Просыпайся, моё солнце,
Выгляни ко мне в оконце.
Подари улыбку счастья,
Прогоняя все ненастья!
И в твоих объятьях сладких
Встретить утро я хочу,
И на ушко тебе тихо
Прошептать: «тебя люблю!»

Ты так прекрасна, как во сне.
Давно уж утро на дворе.
Вставай красавица моя.
Хочу увидеть я тебя.
И с добрым утром пожелать,
И часто часто повторять,
Как сильно я тебя люблю,
Как я тебя боготворю.
И как мы вместе, мы вдвоём,
Прекрасно утречко начнем.

Утро раскрыло объятья,
Впрыгнул в окно ветерок,
Он ещё тот он приятель,
В каждый проник уголок.
Ветру шепнул я в догонку,
Чтоб передал он при встрече,
Что с добрым утром девчонку
Я поздравляю. Жду встречи.

Утро прекрасное, юное
Тронуло край одеяла.
Ночь улетела лунная,
Ну а тебе всё мало?
Вставай, не трать время напрасно,
Слышишь, рассветы трубят.
С утром, с любовью прекрасной,
Милая, я поздравляю тебя.

Солнышко мое прекрасное, надо вставать.
Я уже готов тебя встречать.
Милая моя, хватит спать.
Пора на работу уже выезжать.
Быстро одеваться и кофе пить.
Тебе еще нужно столько осуществить.
А пока летит мое письмо к тебе.
Ты еще успеешь увидеть меня во сне.

Девушке моей любимой - с добрым утром.
Солнышко уже окошко золотит.
Пусть каждый станет в меру самым мудрым,
Пусть каждый в жизни зло другим простит.
Нам утро открывает перспективы.
Мы радуемся позолоте дня.
И жизнь не зря кипела и бурлила.
И пусть она спешит быстрей коня.

Моё солнышко! Доброе утро!
Ты проснулась, мой свет неземной?
Моя девочка, моё чудо,
Моя радость, котёнок мой!
Пусть наполнен день будет любовью,
Пусть сегодня получиться всё,
В мыслях, зайка, я рядом с тобою,
Моя милая, счастье моё!
«Моя нежная, доброе утро!» -
Прошепчу я на ушко любя...
И тогда расцветёшь ты как будто,
Моё солнце... Ты жизнь моя!

Еще ты спишь так нежно, чутко,
Моя любимая, Малыш.
Но просыпаться, Зайка, нужно,
А то все главное проспишь.
Уже проснулось солнце, небо
И шлют тебе большой привет.
Я с ними шлю любовь без меры
Тебе, родной мой человек!
Моя родная, с добрым утром!
Ты нежно глазки открывай.
Пусть новый день, ворвавшись звонко,
Тебе подарит с ласки рай.
Пей кофе, чисти свои зубки
И начинай свой новый день.
Целую нежно тебя в губки,
Попала в сердца ты мишень.

Солнце сегодня встало рано.
Где, где же твоя охрана?!
Тебя все должны оберегать.
А солнечные лучи должны помогать.
На всем белом свете такой не найти.
Я так рад, что сошлись наши пути.
Доброе утро! Милая, проснись.
Пусть будет удивительной твоя жизнь.

Сладкий сон меняет краски,
Ты плывешь и все как в сказке.
Теплый летний ветерок
Облизал морской песок,
Горизонт пронзил рассвет
Прогоняя лунный свет.
Вот и все пора вставать
свой глазки открывать
солнышко блеснет в окне
Ты проснешься в тишине
лучик нежно зайграет,
пробежиться по спине
защекочет пятки,
вставай скорей с кроватки.
С добрым утром Ангелочек)

Доброе утро! Поют уж птицы,
Прекрасный день начинается снова.
Доброе утро, родная!
Знаю, увидимся скоро.
Доброе утро настало,
Новые встречи, дела...
Как без тебя я скучаю!
Как без меня ты одна?
Светит по-летнему солнце,
Ветер волнует листву,
Доброе утро, мой лучик!
Скоро к тебе я примчу!

Включу я для тебя зарю,
Видеть чтобы, как же ты прекрасна!
Чтоб много раз сказать: «Люблю»,
И улыбнёшься ты, от счастья.
Увижу я твои глаза,
Улыбку тёплую спросонья,
И верю - ты со мною навсегда,
И буду целовать твои ладони.

Любимая, с добрым утром. Просыпайся.
Потягивайся. Жмурься. Улыбайся.
Играйся с кошкой. Время! Посмотри!
Еще хлопот так много впереди.
Душ. Кофе. Макияж. Сосиска кошке.
Костюм. Прическа. И духов немножко.
Ключи забыла! Ах, на носик пудры!
Ну, все? Готова? Точно? С добрым утром!

Доброе утро любимая,
Страстная, добрая, милая,
Солнышко ты мое ясное,
Погода сегодня прекрасная!
Я люблю тебя, малыш,
Знаю, ты уже не спишь,
С добрым утром поздравляю,
Скорее увидеть тебя желаю.
С добрым утром, моя крошка,
Просыпайся, выходи,
На своих прекрасных ножках
На свиданье приходи.

Могу сказать, что я тебя люблю.
Но эти слова три уже избиты стали.
Могу воспеть глаза и грудь твою,
Боюсь, они тебя уже достали.
И посылаю то, что я хочу сказать:
Проснись, любовь моя, пора уже вставать!

Открой глаза и улыбнись,
Ведь день такой сейчас прекрасный,
И солнце светит очень ясно,
И хризантемы зацвели.
Открой глаза и улыбнись,
Как улыбалась ты не раз,
Улыбкой солнечного утра,
Улыбкой, словно незабудкой...

Солнышко встает уж с рассветом,
Быстрее ветерочек начал дуть.
Я к тебе бегу сейчас с приветом,
Без тебя всю ночь не мог уснуть.
Прошептать тебе: «Привет, родная.
Как спалось? Приснилось что тебе?»
В щечку поцелую, дорогая.
Это я стерег тебя во сне.

Доброе утро, солнышко!
Уже наступает рассвет,
Пора превращаться в облачко
Или в солнышка свет!
Чтобы лететь по времени
Прямо в объятия ко мне,
И стать моим милым бременем...
Утро уже на Земле!

Утро доброе! Милая, рядом
Посидим мы с тобой у окна.
Озарила меня нежным взглядом,
Вся в остатках приятного сна.
Этот взгляд пусть и днём не погаснет,
Вечер праздничным станет для нас,
Настроенье цветами украсит,
И у нас ещё ночь про запас.

В блистательном утро аромате
Никак не улежать в кровати -
Не спится ни тебе, ни мне.
Луч солнечный уже в окне:
По стенам «зайчиков» пускает
И от себя не отпускает,
С тобой кокетливо играя...
С прекрасным утром, дорогая!

Утро уже сейчас наступило,
Пора просыпаться, дорогая!
Пусть неведомая сила
Твои глазки открывает.
Новый день приносит только
Лишь успехи и удачи.
Даже час не будет горьким,
Будет день пусть полон счастья!

С добрым утром, дорогая!
Просыпайся поскорей.
Утра доброго желаю,
Убирай свою постель.
Солнце встало за окошком,
И велит тебе вставать.
Полежи еще немножко,
И забудь свою кровать!

Доброе утро любимая,
Страстная, добрая, милая,
Солнышко ты мое ясное,
Погода сегодня прекрасная!
Я люблю тебя, малыш,
Знаю, ты уже не спишь,
С добрым утром поздравляю,
Скорее увидеть тебя желаю.
С добрым утром, моя крошка,
Просыпайся, выходи,
На своих прекрасных ножках
На свиданье приходи.

Очень хочется, чтобы сегодняшнее утро
Тебя обрадовало, что бы улыбалось
И чтобы утро поступало мудро
И что б улыбка на лице осталась
Еще хочу, что б встретилась удача
И счастье не забыло бы свалиться
И чтобы утро.... так или иначе -
Я постараюсь я ним договориться.

Срочное сообщение для:
НЕвыносимо пленительной,
НЕсравнимо красивой,
НЕвозможно очаровательной,
НЕобъяснимо чудесной,
И самой прекрасной девушки на свете.
Текст сообщения:
Если ты улыбаешься,
Читая это послание,
Значит оно было не зря.
C добрым утром любимая

Милая, с добрым утром любимая моя,
Я тебя не хочу потерять никогда.
Пожелаю тебе я удачного дня,
Чтобы солнце ласкало лучами тебя.
Ну а я принесу тебе кофе в постель,
Ведь тебе я приятное сделать хотел.
Каждый день я хочу просыпаться с тобой,
Я теперь точно знаю, что это любовь!

К тебе заглянет утром солнца лучик,
Растреплет косы, пощекочет нос,
На стенах нарисует закорючек,
Напоминающих букеты алых роз.
А я тебя поздравить с добрым утром
Спешу, любимая, и вновь, как в первый раз,
Душа и сердце переполнены любовью,
От взгляда милых, самых нежных глаз!

Открой свои прекрасные глаза,
Они ведь для меня милее неба.
Настало утро, и вставать пора,
Ждут новые успехи и победы.
Пусть приласкает солнышко теплом,
И настроенье классное подарит.
И каждым утром, вечером и днем
Тебя моя улыбка согревает.

Любимая моя, проснулась ты уже,
Как лучик солнца, милая такая.
Тебе спешу я кофе принести в постель,
Чтоб улыбнулась ты, любовью согревая.
Тебе желаю я, чтоб добрым был и день,
Чтоб он принес тебе одни успехи.
И пусть в твоей душе всегда цветет сирень,
И ничего тебе чтоб не было помехой!

Любимая моя, просыпайся, вставай,
Утро на часах настало: семь ноль-ноль.
Ручки подтяни, открой глаза,
Новый день теперь встречать пора!
Утро будет добрым, классным день,
Счастье вечер принесёт двоим.
Отбросим в сторону несчастья, лень,
И навстречу счастьям полетим!

Любовь моя, доброе утро.
Скажи, как дела, как спалось?
Глаза ты открыла и, будто,
В груди моей солнце зажглось.
Так стало тепло и уютно,
И радостно - не передать.
Любимая, доброе утро.
Я рад тебе снова сказать.

Пусть сегодняшний день принесет радость
И счастье от новых и прекрасных побед!
Пусть каждая мелочь как важность
Будет звездою блестеть!
С утром бодрым и важным!
Пусть день пройдет на «ура!»
Пусть будет все ненапряжным,
С добрым утром, тебя!

Проснулось солнышко давно,
Но ты прекраснее его.
Открой ты глазки поскорей,
И посмотри на новый день.
Открой окно, впусти рассвет,
И хоть меня с тобою нет,
Но очень я тебя люблю,
И нашей встречи снова жду!

Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин)

Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:
Борис Годунов: баритон
дети Бориса: Федор, Ксения: меццо-сопрано сопрано
Мамка Ксении низкое: меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский: тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк: баритон
Пимен, летописец-отшельник: бас
Самозванец под именем Григория (на воспитании у Пимена): тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы: меццо-сопрано
Рангони, тайный иезуит: бас
Бродяги: Мисаил, Варлаам: бас
Шинкарка: меццо-сопрано
Юродивый: тенор
Никитич, пристав: бас
Митюха, крестьянин: бас
Ближний боярин: тенор
Боярин Хрущов: тенор
иезуиты: Черниковский, Лавицкий: бас

Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598-1605 годы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», – вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров. «Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.

Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, – писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, – что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

«Борис Годунов» был возобновлен в Петербурге много лет спустя (1896) на частной сцене в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова. С этой поры началось триумфальное шествие «Бориса» по сценам музыкальных театров мира. В последнее время известность приобрела инструментовка оперы, сделанная Д. Д. Шостаковичем.

СЮЖЕТ

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» – калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр – завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя – тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола – царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками – беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского – свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», – поет он.

МУЗЫКА

«Борис Годунов» – народная музыкальная драма, Многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога – монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана на подлинной народной мелодии. В центре картины – монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них – песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта – драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!». Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта – исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины – бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» – размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

В 1868 году по совету профессора В. В. Никольского – историка русской словесности – обратил внимание на трагедию А. С. Пушкина «Борис Годунов» как на возможный источник для будущей оперы. Эта пьеса весьма редко ставилась на сцене – причиной тому было и политически острое содержание (идея преступности царской власти), и непривычная для современников драматургия, казавшаяся «несценичной». Но именно эти черты и привлекли композитора, который – по его словам –«разумел народ как великую личность». Действие разворачивается в один из самых тяжелых периодов русской истории – в Смутное время, непосредственно перед польской интервенцией, когда стране в одинаковой степени угрожали и внутренние противоречия, и внешние враги. На этом трагическом фоне разворачивается личная драма главного героя – царя Бориса, тяжело переживающего свое преступление.

Либретто оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргский создавал сам, опираясь не только на трагедию А. С. Пушкина, но и на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. Из двадцати сцен пьесы он сохранил первоначально семь, добиваясь большего драматического накала действия, которое находится в полном единстве с музыкой. Вокальные партии «вырастают» из выразительности человеческой речи – причем речи индивидуальной, обрисовывающей множество ярких образов: величественно-спокойный монах-летописец Пимен, по-юношески амбициозный Самозванец, пьяница Варлаам, мудрый в своей трагической святости Юродивый… Особенно интересным представляется образ заглавного героя, который вовсе не выглядит однозначно «преступным царем» – это и мудрый государственный деятель, и любящий отец, и человек, терзаемый муками совести…

Предельная жизненность выразительных речитативных мелодий М. П. Мусоргского нередко вступает в противоречие с правилами гармонии, создавая непривычные для уха современников жесткости. Впрочем, подобное возникает и в инструментальных эпизодах – например, в колокольном звоне: красочное звучание создается сочетанием музыкальных пластов, не связанных между собою тонально. Основой этих сочетаний становится тритоновое созвучие, которое вернется в сцене галлюцинации Бориса – момент, который должен быть триумфом преступного царя, становится предсказанием его трагической судьбы.

Несмотря на яркость образов отдельных персонажей, главным «действующим лицом» оперы «Борис Годунов» остается народ, воплощаемый хором. Массовые сцены, основанные на интонациях крестьянской песни, становятся главными вехами развития действия: «На кого ты нас покидаешь» в прологе – скорбная мольба, «Хлеба!» в сцене у собора Василия Блаженного – уже требование, и наконец «Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая» в сцене под Кромами – «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» в действии. Хор в опере М. П. Мусоргского никогда не предстает единой монолитной массой – в нем всегда выделяются отдельные группы, создавая впечатление пестрой толпы.

М. П. Мусоргский предложил партитуру оперы «Борис Годунов» дирекции императорских театров в 1870 году. Произведение было отвергнуто, и официальной причиной было названо отсутствие эффектной женской партии, которую могла бы исполнить примадонна. Эту несостоятельную отговорку композитор воспринял как конструктивную критику, тем более что в литературном источнике подходящий образ был – Марина Мнишек. В новой редакции, законченной в 1872 году, появились польские сцены, связанные с этой героиней, заставляющие вспомнить польский акт «Жизни за царя», тогда же была написана и сцена под Кромами. Сцену у собора Василия Блаженного автор изъял, а эпизод с Юродивым из нее был перенесен в сцену под Кромами.

Но и такой вариант дирекцию императорских театров не удовлетворил, в тот год были исполнены лишь два фрагмента – сцена коронации (силами Русского музыкального общества) и полонез из третьего действия в Бесплатной музыкальной школе. Только в 1874 году состоялась премьера в Мариинском театре. Это произошло благодаря популярной певице Юлии Платоновой, которая потребовала, чтобы «Бориса Годунова» поставили в ее бенефис, угрожая уходом из театра в случае отказа. Дирекция не хотела терять известную певицу, поэтому измыслила новую причину для отказа – нехватка денег на декорации. Но и это препятствие было преодолено: для спектакля использовались декорации, в которых трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина шла в Александринском театре.

Уже после смерти М. П. Мусоргского оперу «Борис Годунов» отредактировал и заново оркестровал . В таком виде в 1908 году произведение с большим успехом было представлено в Париже – партию Бориса исполнял , чья интерпретация этой роли стала эталонной. Впоследствии еще одну редакцию создал Д. Д. Шостакович.

Музыкальные сезоны

Опера в четырех актах с прологом; либретто Мусоргского по одноименной драме А. С. Пушкина и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874 года.

Действующие лица:

Борис Годунов (баритон или бас), Федор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

Пролог

Новодевичий монастырь. Здесь нашел убежище боярин Борис Годунов. После смерти царя Феодора он должен занять царский престол. Народ неохотно заполняет двор монастыря. Пристав заставляет толпу молить Бориса венчаться на царство (хор «На кого ты нас покидаешь»). Думный дьяк Щелкалов сообщает, что Годунов отказывается от короны («Православные! Неумолим боярин»).

Площадь в Московском Кремле. Народ славит Годунова, который наконец согласился венчаться на царство. На пороге Успенского собора Борис, грустный и задумчивый, обращается с благоговейной хвалой к своему предшественнику и к другим государям святой Руси («Скорбит душа»).

Действие первое

Келья в Чудовом монастыре. Старец Пимен пишет летопись («Еще одно, последнее сказанье»). Послушник Григорий просыпается от кошмарного сна, который не первый раз преследует его. Пимен рассказывает ему, как царевич Димитрий, брат покойного Феодора, был убит подосланными Борисом убийцами. Григорий узнает, что если бы Димитрий был жив, то был бы теперь его ровесником. Когда Пимен уходит, Григорий раскрывает свое намерение отомстить Годунову за ужасное преступление.

Корчма на литовской границе. Шинкарка напевает веселую песню («Поймала я сиза селезня»). Входят нищие монахи Мисаил и Варлаам, и с ними Григорий, бежавший из монастыря и переодетый: он собирается перейти границу. Варлаам, напившись, затягивает песню («Как во городе было во Казани»). Пока он дремлет, бормоча другую песню («Как едет ён»), Григорий выспрашивает у шинкарки, где можно перейти границу. Внезапно в корчме появляются пристав и солдаты: они показывают царский указ поймать беглого монаха, то есть Григория. Поскольку пристав не умеет читать, Григорий берется сделать это сам и называет вместо своих примет приметы Варлаама («Из Чудова монастыря»). Тот вырывает бумагу и, читая по складам, раскрывает его обман. Григорий выпрыгивает в окно и убегает.

Действие второе

Царский терем в Кремле. Дочь Бориса Ксения оплакивает смерть своего жениха. Царь утешает Ксению. Он сознает, что ненавистен народу и что гнев божий преследует его семью. Часто ему является ужасный призрак окровавленного и требующего возмездия мальчика («Достиг я высшей власти»). Князь Шуйский приносит весть о мятеже, во главе которого стоит некто, назвавший себя Димитрием. Борис в ужасе, он спрашивает Шуйского, действительно ли был убит царевич. Князь в подробностях описывает мертвого младенца. Отослав Шуйского, царь остается один. Кровавый призрак преследует Бориса. Комната темнеет, мрачно бьют куранты («Уф! тяжело! дай дух переведу»).

Действие третье

Комната Марины Мнишек в Сандомирском замке в Польше. Девушки одевают ее и причесывают, развлекая песнями («На Висле лазурной»). Марина мечтает о московском престоле («Как томительно и вяло»). Ее духовный отец иезуит Рангони хочет еще большего: обратить Русь в католичество.

Сад возле замка. Димитрий подходит к фонтану, где Марина назначила ему свидание. С толпой пирующих она выходит из замка (с хором «Вашей страсти я не верю, пане»), Димитрий пылко объясняется ей в любви, но ею движет холодный расчет: она побуждает его прежде добиться короны при поддержке поляков. Димитрий бросается перед ней на колени (дуэт «О царевич, умоляю»).

Действие четвертое

Площадь перед собором Василия Блаженного. Из собора звучит анафема Самозванцу. Народ сочувствует Самозванцу, которого считает настоящим царевичем. Появляется юродивый, он поет что-то бессмысленное и жалобное («Месяц едет, котенок плачет»). Мальчишки отнимают у него копейку и убегают. Из собора выходит царь. Все руки тянутся к нему. «Хлеба!» - раздается отчаянный и угрожающий крик. Юродивый просит Бориса наказать обидевших его мальчишек: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича».

Грановитая палата в Кремле. Здесь собралась боярская дума, чтобы обсудить положение дел в связи с приближением Лже-Димитрия. Шуйский рассказывает, как недавно царю явился призрак убитого царевича; кто-то не верит ему, но все замирают, когда входит Борис, отгоняя от себя призрак. Царь овладевает собой и обращается к боярской думе с просьбой о помощи и совете. Шуйский сообщает ему о приходе святого старца. Это Пимен: он рассказывает историю пастуха-слепца, исцеленного на могиле царевича. В конце рассказа Борис еле держится на ногах. Он зовет сына, дает ему последние наставления о том, как править государством («Прощай, мой сын»). Звучит колокол. Борис падает замертво.

Лесная прогалина под Кромами. Ночь. Восставший народ захватил боярина Хрущова и издевается над ним. С победной песней входят монахи Мисаил и Варлаам («Солнце, луна померкнули») и еще больше распаляют народ (хор «Расходилась, разгулялась»). Прибывшие иезуиты Лавицкий и Черниковский схвачены и отправлены в крепость. Под звуки труб появляются войска Димитрия, которого все радостно приветствуют. Народ идет с ним на Москву. На сцене остается только юродивый, он плачет и поет скорбную песнь («Лейтесь, лейтесь, слезы горькие»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

БОРИС ГОДУНОВ - опера М. Мусоргского в 4 д. с прологом, либретто композитора по А. Пушкину и Н. Карамзину. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 г., под управлением Э. Направника; в Москве - Большой театр, 16 декабря 1888 г., под управлением И. Альтани. В редакции Н. Римского-Корсакова опера была впервые исполнена под его управлением в Большом зале Петербургской консерватории 28 ноября 1896 г. (спектакль Общества музыкальных собраний; М. Луначарский - Борис, Ф. Стравинский - Варлаам). С тех пор она много лет ставилась только в этой версии.

Решающее значение в сценической истории произведения имел спектакль Русской частной оперы 7 декабря 1898 г., в котором заглавную партию впервые исполнил Ф. Шаляпин. Вскоре «Борис Годунов» появился в репертуаре театров периферии (например, Казань - 1899 г.; Орел, Воронеж, Саратов - 1900-й), в 1901 г. был поставлен в Большом театре с Шаляпиным в главной партии (Л. Собинов - Самозванец), в 1904-м - в Мариинском. Постепенно он вошел в число самых репертуарных опер, завоевав все сцены мира. «Борис Годунов» - центральное произведение Мусоргского и одна из вершин русского и мирового музыкального искусства. Над 1-й редакцией композитор работал в 1868-1869 гг. Она была отвергнута консервативным оперным комитетом Мариинского театра в феврале 1871 г. В 1871-1872 гг. Мусоргский создал новую редакцию: сочинил бунтарскую сцену под Кромами, ставшую финалом оперы, добавил две польские картины с участием Марины Мнишек, переработал сцену в тереме (в частности, написал новый монолог Бориса, ввел жанрово-бытовые эпизоды), внес изменения в другие картины. Сцена у собора Василия Блаженного была исключена, а плач Юродивого из нее был перенесен в финал оперы. Некоторые изменения делались и после премьеры, при подготовке издания клавира (1874).

«Борис» сочинялся и дорабатывался одновременно с Псковитянкой Римского-Корсакова. В обсуждении принимали участие все кучкисты. Особенно значительна была роль В. Стасова и историка В. Никольского, который подсказал Мусоргскому тему произведения. По его же совету композитор изменил последовательность двух заключительных картин, завершив оперу сценой под Кромами (первоначально она кончалась смертью Бориса; Римский-Корсаков в своей редакции восстановил эту последовательность). 24 сцены пушкинской трагедии сжаты в окончательной редакции оперы до 9 картин (к ним в отечественной театральной практике нередко присоединяется сцена у собора Василия Блаженного).

Свою задачу композитор не сводил к тому, чтобы воскресить образы минувшего. Драматические перипетии XVII в. он видел с позиций современника событий 60-х гг. XIX в. Формула «прошедшее в настоящем», выдвинутая им (правда, по другому поводу), многозначна. Она говорит и о живучести старого, и о том, что корни нового уходят в прошлое.

В основу оперы положено гениальное творение Пушкина, в котором показана не только трагедия совести (Пушкин принял версию о виновности Бориса в убийстве царевича Димитрия), но прежде всего конфликт между царем и народом, выступающим в качестве неподкупного судьи и решающей силы истории. «Мнение народное» определяет успех Самозванца, но грозное молчание толпы в финале трагедии знаменует крушение этой поддержки. Мусоргский развил и усилил роль народа, сделав его главным героем. Опера показывает перемену отношения простых людей к Борису и царской власти. От равнодушия при избрании царя, через осуждение его Юродивым, к открытому восстанию идет движение массовых сцен. Но гнев народный искусно и коварно используется ставленником шляхты Самозванцем. Опера завершается плачем Юродивого над судьбой Руси. Личная трагедия героя, показанная с исключительной психологической глубиной, неразрывно связана с отношением к нему народа. Борис не может не видеть безразличия к нему массы, но властолюбие побеждает. Уже в первом его монологе «Скорбит душа» звучит не столько торжество (цель достигнута - он стал царем), сколько «страх невольный», «зловещее предчувствие». Мусоргский, как гениальный драматург, строит на одной гармонии колокольный звон, сопровождающий коронацию, и звон погребальный, предваряющий смерть Бориса. Гибель изначально заложена в избрании его царем. Нарастание народного протеста приводит к постепенно усиливающемуся одиночеству Годунова. Не только муки совести (они играют большую роль в этом сложном психологическом образе), но и сознание тщетности попыток завоевать доверие подданных и их любовь определяют драму Бориса. И если кульминация личной драмы - финал II д. (галлюцинации), то высшая точка драмы человека и царя, осужденного и отвергнутого народом,- сцена Бориса с Юродивым (у собора Василия Блаженного). Мусоргский в «Борисе Годунове» по глубине психологического анализа, раскрытия тончайших движений души не уступает ни Толстому, ни Достоевскому, а по умению воссоздать образы истории равен Сурикову. Произведения, с такой силой раскрывающего трагедию личности и народа, не было в мировом оперном искусстве.

С большими трудностями «Борис» прокладывал себе путь к зрителю. 2-я редакция, как и 1-я, была забракована театром. Однако в концертах прозвучали некоторые ее фрагменты, и наконец удалось добиться, чтобы в бенефисном спектакле были представлены три сцены (корчма, сцена у Марины, сцена у фонтана) с участием Ф. Комиссаржевского, О. Петрова, Д. Леоновой, Ю. Платоновой и О. Палечека. Исполнение состоялось 5 февраля 1873 г. и имело большой успех. Даже критики, занимавшие враждебную по отношению к Мусоргскому позицию, должны были признать его победу. Г. Ларош писал: «„Борис Годунов" - явление весьма знаменательное. Опера эта обнаружила, что в кружке, образующем крайнюю левую нашего музыкального мира... есть самобытное, самостоятельное содержание... Говорят, знание - сила. В гораздо большей степени справедливо, что талант - сила. Спектакль 5 февраля убедил меня, что сила эта в крайней левой нашего музыкального мира несравненно значительнее, чем можно было предполагать». В конце концов директор императорских театров С. Гедеонов, уступая настоянию певицы Ю. Платоновой, распорядился о включении «Бориса» в репертуар. Репетиции начались в конце 1873 г. Первое представление имело исключительный успех у демократической аудитории, но вызвало недовольство консервативных кругов и яростную полемику в печати. Страстность ее свидетельствовала о глубоком воздействии оперы на слушателей. Но дело не ограничивалось полемикой. Предпринимались решительные попытки погасить бунтарский дух произведения. При возобновлении оперы в 1876 г. была выброшена сцена под Кромами, и ранее вызывавшая нападки политического свойства. В. Стасов в статье «Урезки в „Борисе Годунове" Мусоргского» горячо протестовал против варварского искажения замысла композитора, называя эту сцену венцом создания - «выше и глубже всего по концепции, по национальности, по оригинальному творчеству, по силе мысли». «...Тут выражена с изумительным талантом вся „Русь пододонная", поднявшаяся на ноги со своею мощью, со своим суровым, диким, но великолепным порывом в минуту навалившегося на нее всяческого гнета»,- писал критик.

В 1882 г. «Борис» был исключен из репертуара Мариинского театра постановлением Художественного совета, решение которого было обусловлено мотивами, ничего общего не имевшими с искусством. Кратковременной была история первой московской постановки, несмотря на ее успех и яркую талантливость исполнения заглавной партии П. Хохловым, сменившим Б. Корсова. Поставленная в 1888 г., опера была снята после десяти представлений в 1890-м.

«Борис Годунов» не пользовался милостью власть имущих; из репертуара императорских театров его вычеркивали Александр III и Николай II. Иной была позиция передовых деятелей русской культуры, сохранивших верность высоким идеалам 60-х гг., и прежде всего Стасова, Римского-Корсакова. Новая редакция и инструментовка «Бориса», осуществленная в 90-х гг. Римским-Корсаковым, ставила своей целью приведение оперы в соответствие с исполнительской практикой русского оперного театра. Из-за сглаживания гармонической и оркестровой остроты некоторые индивидуальные особенности стиля Мусоргского, конечно, были утрачены. Но обработка сыграла очень важную роль, сделав оперу более исполнимой и облегчив ее путь на сцену.

В 1898 г. редакция Римского-Корсакова была поставлена на сцене Московской частной оперы с Шаляпиным в главной партии. С этой ролью великий артист не расставался всю жизнь, внося в ее исполнение все новые и новые штрихи. Гениальная интерпретация партии Бориса определила возрастающий успех, всемирную славу оперы и обусловила особенности ее восприятия в целом (нередко Шаляпин выступал и в качестве ее постановщика). Благодаря исключительной яркости воплощения заглавной роли в центре внимания оказывалась трагедия совести преступного царя. Сцена под Кромами обычно исключалась; сцена у собора Василия Блаженного впервые была поставлена только в 1927 г.

В работе над партией Бориса у Шаляпина были необычные консультанты - С. Рахманинов в области музыкальной и В. Ключевский в области исторической. Образ, созданный артистом, был новым, высоким завоеванием русского музыкально-сценического реализма. Ю. Энгель свидетельствовал: «Заглавную роль исполнил Шаляпин; что сделал из нее талантливый артист! Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой музыкальной интонацией это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое».

Роль совершенствовалась с каждым спектаклем. Шаляпин раскрывал жизнь героя от высочайшего взлета (коронация) до гибели. Критики отмечали высокое благородство, величие облика Бориса и в то же время чувство неясной тревоги, снедающее его душу в прологе. Эта тревога, мелькнувшая на мгновение, развивается, переходит в глухую тоску, страдание и муку. Шаляпин с потрясающей трагической мощью и силой проводил монолог «Достиг я высшей власти», сцену с Шуйским, галлюцинации.

Э. Старк писал: «Борис изгоняет Шуйского и в совершенном изнеможении опускается у стола... Вдруг он повернулся, нечаянно взор его скользнул по часам, и... о, что же стало внезапно с несчастным царем, что нашептало ему до крайности воспаленное воображение, какой призрак почудился ему в тишине душного терема? Точно под влиянием нечеловеческой силы, Борис страшно выпрямляется, откидывается назад, почти опрокидывает стол, за которым сидел, и пальцы рук судорожно впиваются в толстую парчовую скатерть... „Что это? там в углу... колышется... растет... близится... дрожит и стонет!" Ледяной ужас слышится в каждом слове... Как подкошенный Борис рушится на колени... Напряжение ужаса достигает высшей точки, потрясение всего существа непомерно больше, чем может вынести человек, и вот наступает просветление, чудовищный призрак исчез, миг галлюцинации прошел, в спокойном терему все по-прежнему, ровный свет луны тихо льется через окошко, и в этом смутном свете Борис, на коленях, с лицом, обращенным в угол с образами, обессилевший вконец, точно просыпающийся от тяжелого сна, осунувшийся, с опустившимися углами рта, с помутившимся взором, не говорит, а как-то по-младенчески лепечет».

В последней сцене «появляется царь Борис в облачении, но с непокрытой головой, с растрепанными волосами. Он сильно постарел, глаза еще больше ввалились, еще больше морщин избороздило лоб». Придя в себя, царь «медленно, через силу волоча ноги, движется к царскому месту, готовясь выслушать рассказ приведенного Шуйским Пимена. Борис слушает его спокойно, неподвижно сидя на престоле, неподвижно уставив взор в одну точку. Но только послышались слова: „Иди ты в Углич-град", как острое беспокойство стрелой впивается ему в душу и растет там, растет, по мере того как развивается рассказ старца о чуде на могиле... К концу этого монолога все существо Бориса охвачено безумным беспокойством, лицо его выдает, какую нестерпимую муку переживает его душа, грудь то поднимается, то опускается, правая рука судорожно мнет ворот одежды... дыхание свело, перехватило горло... и вдруг со страшным криком: „Ой, душно!.. Душно!.. Свету!" - Борис вскакивает с трона, бросается со ступенек куда-то в пространство». С той же силой и правдивостью проводил Шаляпин сцену с царевичем Федором, показывая борьбу Бориса с приближающейся смертью, и самую сцену смерти.

Найденный выдающимся артистом рисунок роли и подробности его исполнения определили трактовку партии последующими исполнителями. Сам Шаляпин пронес созданный им образ через все сцены мира, начиная с Москвы (вслед за Мамонтовской оперой - в Большом театре) и Петербурга, а затем и за рубежом - в миланской «Ла Скала», в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе и т. д. Традиции Шаляпина следовали как русские певцы - Г. Пирогов, П. Цесевич, П. Андреев и др., так и зарубежные - Э. Джиральдони, А. Дидур, Э. Пинца и др. Традиция эта жива и в наши дни.

Неверно было бы сводить дореволюционную сценическую историю оперы Мусоргского к одному Шаляпину. Разными были подходы театров - например, Мариинского (1912) и Театра музыкальной драмы (1913), выдвинувшего ярких исполнителей (А. Мозжухин). Интересная трактовка оперы была дана режиссером А. Саниным при постановке в петербургском Народном доме в июле 1910 г. с Н. Фигнером в роли Самозванца. Однако как трагедия народа, а не только царя «Борис Годунов» был истолкован впервые в советском театре. Изучение рукописей великого композитора исследователями (прежде всего П. Ламмом) и публикация полной сводной авторской редакции оперы позволили театрам наряду с версией Римского-Корсакова ставить и авторскую. Позднее появилась и третья версия - Д. Шостаковича, заново инструментовавшего оперу, но сохранившего неприкосновенными все особенности гармонии Мусоргского. Советский театр добивался правдивого и глубокого раскрытия авторского замысла, преодолевая вульгарно-социологические заблуждения. Впервые в спектакле Большого театра (1927), осуществленном на основе редакции Римского-Корса-кова, прозвучала сцена у собора Василия Блаженного (в инструментовке М. Ипполитова-Иванова), углубившая драму народа и Бориса. Большую роль в сценической истории оперы сыграло первое исполнение ее в авторской редакции (Ленинград, Театр оперы и балета, 16 февраля 1928 г., под управлением В. Дранишникова). Советский театр, в отличие от дореволюционного, придавал народным сценам решающее значение, поэтому картина у собора Василия Блаженного и сцена под Кромами оказались в центре внимания.

В нашей стране и за рубежом опера идет как в авторской версии, так и в редакциях Римского-Корсакова и Шостаковича. Среди лучших отечественных исполнителей заглавной партии - Григорий и Александр Пироговы, М. Донец, П. Цесевич, Л. Савранский, М. Рейзен, Т. Куузик, А. Огнивцев, И. Петров, Б. Штоколов, Б. Гмыря; среди зарубежных - Б. Христов, Н. Росси-Лемени, Н. Гяуров, М. Чангалович, Дж. Лондон, М. Тальвела. Глубоко истолковывали партитуру «Бориса Годунова» дирижеры В. Дранишников, А. Пазовский, Н. Голованов, А. Мелик-Пашаев и др. В 1965 г. опера исполнялась в Зальцбурге (в редакции Римского-Корсакова) под управлением Г. Караяна. В лондонском «Ковент-Гардене» в 1948 г. была осуществлена одна из лучших постановок (режиссер П. Брук), в 1970 г. там же опера была поставлена под управлением Г. Рождественского. В 1975 г. режиссер Ю. Любимов показал свою интерпретацию «Бориса» на сцене «Ла Скала» в Милане. В последующие годы следует отметить постановку А. Тарковского в «Ковент-Гардене» (1983), а также спектакли в Цюрихе (1984, М. Салминен - Борис) и на фестивале «Флорентийский музыкальный май» под управлением М. Чунга (1987). Постановка А. Тарковского уже после смерти режиссера была перенесена на сцену Мари-инского театра (премьера - 26 апреля 1990 г., под управлением В. Гергиева; Р. Ллойд - Борис). В 2004 г. была осуществлена постановка в Нью-Йорке (дирижер С. Бычков).

Опера неоднократно экранизировалась, в России - в 1955 г. (режиссер В. Строева; Г. Пирогов - Борис, И. Козловский - Юродивый), за рубежом - в 1989-м (режиссер А. Жулавский, дирижер М. Ростропович; Р. Раймонди - Борис, Г. Вишневская - Марина).